Toyota: двигатели 3С-Е, 3С-Т, 3С-ТЕ. Руководство — часть 30
Toyota: двигатели 3С-Е, 3С-Т, 3С-ТЕ. Руководство - часть 30
Система запуска 121
Свечи накаливания
Снятие
Примечание:
- Будьте осторожны, не повредите
кожух свечи накаливания, поскольку
это может привести к обрыву цепи
и сокращению срока службы свечей.
- Избегайте попадания масла и то
плива на положительный вывод
свечи при чистке.
- Во время проверки убедитесь,
что удалили все масло с вывода
свечи накаливания и бакелитовой
шайбы сухой тканью.
- Не подводите напряжение более
7 В, так как это может вызвать
обрыв цепи.
1. Отсоедините и снимите жгут проводов.
2. Отсоедините разъемы свечей нака
ливания.
3. Снимите свечи накаливания.
Установка
1. Перед установкой свечей накалива
ния произведите очистку установоч
ных отверстий под свечи накаливания
следующим образом:
а) Установите ограничитель на
сверло диаметром 6 мм, на 54 мм от
начала, как показано на рисунке.
2. Проверьте работу системы облег
чения запуска на холодном двигателе.
а) Включите зажигание и проверьте
время накала свечей накаливания,
которое должно изменяться соглас
но графику №2.
б) Переведите ключ зажигания в по
ложение "START" и проверьте, что к
свечам накаливания подается на
пряжение.
3. Проверьте работу системы облег
чения запуска на горячем двигателе.
а) Запустите двигатель и проверьте
время накала свечей, которое долж
но соответствовать графику №3.
График №1.
б) Установите сверло в отверстие
свечи накаливания и от руки про
верните его несколько раз до уда
ления сажи.
в) Используя сверло диаметром на 4 . График №2
мм и большей длиной, очистите ос
тавшуюся часть отверстий.
2. Установка производится в последо
вательности, обратной снятию.
Проверка свечей
накаливания
1. Используя омметр, убедитесь в на
личии проводимости между выводами
свечей накаливания.
Сопротивление при 20 °С 0,65 Ом
График №3.
2. Проверьте время горения индика
тора свечей накаливания.
Включите зажигание и измерьте время
горения лампы. Индикатор горит в за
висимости от температуры охлаж
дающей жидкости (степени прогрето¬
сти двигателя), как показано на гра
фике №1.
122
Система зарядки
Принцип действия
Когда ключ в замке зажигания находит
ся в положении "ВКЛ" ("ON"), ток от ак
кумуляторной батареи течет от вывода
"L" генератора через регулятор напря
жения к выводу "Е", при этом горит кон
трольная лампа зарядки аккумулятора.
При запуске двигателя выходное на
пряжение возрастает, так как возраста
ет частота вращения генератора. Когда
выходное напряжение становится
больше, чем напряжение на аккумуля
торной батарее, то часть энергии, вы
работанной генератором, идет на под
зарядку аккумуляторной батареи. Од
новременно напряжение на выводе "L"
увеличивается, и разность потенциалов
между аккумуляторной батареей и вы
водом "L" исчезает, после чего кон
трольная лампа зарядки аккумулятор
ной батареи гаснет. Если выходное на
пряжение выходит за пределы регули
рования, транзистор регулятора напря
жения изменяет напряжение таким об
разом, чтобы напряжение генератора
оставалось постоянным.
Меры предосторожности
1. Убедитесь, что провода аккумуля
торной батареи подключены к соот
ветствующим выводам.
2. При ускоренной зарядке аккумулятора
отсоединяйте провода от его клемм.
3. При измерениях не используйте
высоковольтный тестер с большим
входным сопротивлением.
4. Не отсоединяйте клеммы аккумуля
торной батареи при работающем дви
гателе.
Проверки на
автомобиле
1. Проверьте проводимость плавких
вставок и предохранителей.
2. Проверка ремня привода навесных
агрегатов см. в разделе "Общие про
цедуры проверки и регулировки".
3. Визуально осмотрите провода,
идущие к генератору, проверьте на
дежность их соединения, состояние
проводки, а также наличие посторон
них шумов, исходящих от генератора
при работающем двигателе.
4. Проверьте цепь контрольной лам
пы зарядки аккумуляторной батареи.
а) Прогрейте двигатель и заглушите.
б) Выключите все дополнительное
оборудование.
в) Включите зажигание (ключ в по
ложении "ON"). Убедитесь, что за
жглась контрольная лампа зарядки
аккумуляторной батареи.
г) Запустите двигатель. Убедитесь,
что лампа погасла.
Если приведенные условия не вы
полняются, проверьте цепь кон
трольной лампы.
5. Проверка электрической цепи гене
ратора без нагрузки.
Примечание: при наличии тестера
для проверки генератора и аккуму
ляторной батареи подключайте по
следний в соответствии с инструк
цией завода-изготовителя.
а) При отсутствии тестера проде
лайте следующие операции:
- Отсоедините провод от вывода
генератора В и соедините его с от
рицательным выводом амперметра.
- Подсоедините провод от положи
тельного вывода амперметра к вы
воду "В" генератора.
- Соедините положительный вывод
вольтметра с выводом "В" генератора.
- Соедините отрицательный вывод
вольтметра с "массой".
- Если напряжение меньше указанной
величины, то проверьте генератор.
- Если напряжение больше указан
ной величины, то замените регуля
тор напряжения.
6. Измерьте напряжение на выходе ге
нератора и силу тока в цепи "генератор
- аккумулятор" при 2000 об/мин, вклю
ченных фарах дальнего света и вклю
ченном положении выключателя вен
тилятора отопителя ("HI").
Сила тока не менее 30 А
Если величина тока меньше указан
ной величины, то отремонтируйте ге
нератор.
Примечание: при полностью заряжен
ной аккумуляторной батарее ток от
дачи может быть меньше указанной
величины.
Генератор
Разборка генератора
1. Снимите крышку генератора со
стороны выпрямительного блока.
а) Отверните гайку и снимите изо
лятор вывода.
б) Измерьте напряжение на выходе
генератора и силу тока, начиная с
частоты вращения холостого хода и
до 2000 об/мин.
Сила тока не более 10 А
Напряжение на выходе:
при 25°С 13,9 - 15,1 В
при 115°С 13,5 - 14,3 В
Если напряжение больше указанной
величины, то замените регулятор
напряжения.
Если напряжение меньше указан
ной величины, проделайте сле
дующие операции:
- Соедините вывод "F" с "массой",
запустите двигатель и измерьте на
пряжение на выводе "В".
б) Отверните гайку крепления и от
соедините вывод.
в) Отверните три гайки крепления
крышки и снимите крышку генератора
со стороны выпрямительного блока.
2. Снимите щеткодержатель и регуля
тор напряжения.
а) Отверните винты, снимите крышку
щеткодержателя.
б) Отверните винты и снимите регуля
тор напряжения.
Система зарядки
123
Генератор (Тип А). 1 - шкив, 2 - крышка генератора со стороны привода
(статор), 3 - крышка подшипника, 4 - ротор, 5 - внутренняя крышка под
шипника, 6 - внешняя крышка подшипника, 7 - шайба генератора, 8 - зад
ний подшипник, 9 - передний подшипник, 10 - резиновый изолятор,
11 - щеткодержатель, 12 - крышка щеткодержателя, 13 - изолятор вывода,
14 - крышка генератора со стороны выпрямительного блока, 15 - пружина,
16 - щетка, 17 - регулятор напряжения, 18 - выпрямительный блок, 19 - хо
мут проводки, 20 - корпус выпрямительного блока.
Генератор (Тип В). 1 - шкив, 2 - крышка генератора со стороны привода
(статор), 3 - передний подшипник, 4 - держатель подшипника, 5 - шайба ге
нератора, 6 - крышка подшипника, 7 - задний подшипник, 8 - ротор,
9 - корпус выпрямительного блока, 10 - уплотнительная пластина, 11 - ре
зиновый изолятор, 12 - выпрямительный блок, 13 - регулятор напряже
ния, 4 - щеткодержатель, 15 - крышка щеткодержателя, 16 - крышка генера
тора со стороны выпрямительного блока.
г) Снимите уплотнительную пластину
с крышки со стороны регулятора.
3. Снимите выпрямительный блок.
а) Отверните винты и снимите вы
прямительный блок.
б) Снимите 4 резиновых изолятора.
4. Снимите шкив генератора.
а) Удерживая спецприспособление
(А) динамометрическим ключом, за
тяните спецприспособление (В) (по
часовой стрелке). (МЗ = 39 Н•м).
б) Убедитесь, что спецприспособ
ление (А) надежно зафиксировано
вместе с ротором.
в) Зажмите спецприспособление
(С), как это указано на рисунке, и
установите генератор на него.
г) Вставьте спецприспособление (В)
в спецприспособление (С) и при
крепите гайку шкива к спецприспо
соблению (С).
д) Для того чтобы отвернуть гайку
крепления шкива, поверните спец
приспособление (А) в направлении,
показанном на рисунке.
Примечание: во избежание повреж
дения вала ротора отворачивайте
гайку крепления шкива не больше,
чем на пол-оборота.
е) Снимите генератор со спецпри
способления (С).
ж) Отверните спецприспособление
(В) и снимите спецприспособления
(А) и (В).
з) Отверните гайку крепления шкива
и снимите шкив генератора.
5. Снимите корпус выпрямительного
блока.
а) Снимите корпус выпрямительно
го блока при помощи съемника,
предварительно отвернув четыре
гайки и сняв зажим проводки.
124
Система зарядки
б) С помощью плоскогубцев сними
те шайбу с корпуса выпрямительно
го блока.
6. Извлеките ротор из крышки генера
тора со стороны привода.
Проверка генератора
Проверка ротора
1. Проверьте, нет ли обрыва в обмот
ке возбуждения.
При помощи омметра измерьте со
противление между контактными
кольцами.
Номинальное сопротивление
(в холодном состоянии) 2,8-3,0 Ом
Если сопротивление стремится к бес
конечности, т.е. цепь разомкнута, то
замените ротор.
2. Проверьте, нет ли замыкания об
мотки возбуждения на "массу".
При помощи омметра измерьте со
противление между полюсом ротора
и контактным кольцом.
Если сопротивления нет (цепь замк
нута), то замените ротор.
3. Проверьте контактные кольца.
а) Проверьте рабочие поверхности
контактных колец. На них не должно
быть задиров или сколов.
б) При помощи штангенциркуля из
мерьте диаметр контактных колец.
Номинальный
диаметр 14,2 - 14,4 мм
Минимально допустимый. 12,8 мм
Если диаметр контактных колец
меньше минимально допустимого, то
замените ротор.
Проверка статора
1. Проверьте, нет ли обрыва в обмот
ке статора.
При помощи омметра убедитесь в на
личии проводимости между выводами
катушек обмотки статора.
В противном случае замените статор.
2. Проверьте, не замыкается ли об
мотка статора на "массу".
При помощи омметра убедитесь в от
сутствии проводимости между корпу
сом статора и выводами катушек об
мотки статора.
В противном случае замените статор.
Проверка щеток
1. Измерьте длину выступающей час
ти щеток.
Номинальная 9,5 - 11,5 мм
Минимально допустимая 1,5 мм
Если длина выступающей части щет
ки меньше минимально допустимой,
замените щетки (как правило, тип А)
или щеткодержатель в сборе (тип В).
2. Замена щеток (при необходимости)
а) Отпаяйте провод щетки от выво
да щеткодержателя и извлеките
щетку и пружину щетки.
б) Пропустите провод сквозь отвер
стие в щеткодержателе и вставьте
щетку в щеткодержатель.
в) Припаяйте провод щетки к выво
ду щеткодержателя так, чтобы вы
ступающая длина щетки соответст
вовала 10,5 мм.
г) Убедитесь, что щетки двигаются
свободно, без заеданий.
д) Отрежьте оставшуюся часть про
вода.
е) Нанесите изолирующую краску
на точки пайки.
Проверка выпрямительного блока
1. Проверка положительного вентиля.
а) Подсоедините отрицательный
пробник омметра к положительному
выводу выпрямительного блока, а
положительный пробник последо
вательно подсоедините к каждому
из трех остальных выводов.
Убедитесь в наличии проводимости
при всех трех измерениях.
Тип В.
б) Поменяйте полярность пробни
ков тестера и повторите процедуру
пункта а). Убедитесь в отсутствии
проводимости при всех трех изме
рениях.
Если условия не выполняются, то
замените блок выпрямителей.
Тип А.
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст