Toyota: двигатели 3С-Е, 3С-Т, 3С-ТЕ. Руководство — часть 1

Toyota: двигатели 3С-Е, 3С-Т, 3С-ТЕ. Руководство - часть 1

Оглавление

Сокращения и услов­

ные обозначения

Сокращения

AT (А/Т) автоматическая коробка передач

EFI электронная система впрыска топлива

EGR система рециркуляции отработавших газов

EVRV электропневмоклапан управления разряжением

МТ(М/Т) механическая коробка передач

OFF... выключено

ON включено
АКПП автоматическая коробка передач
ВМТ верхняя мертвая точка

ГРМ газораспределительный механизм

КПП коробка переключения передач

МКПП механическая коробка передач

НМТ нижняя мертвая точка

ОГ отработавших газов

ТНВД топливный насос высокого давления

ЭБУ электронный блок управления

Условные обозначения

деталь, не подлежащая повторному

использованию

нанесите анаэробный клей-герметик

THREE BOND 1324 (или аналогичный)

на два или три витка резьбы на конце болта

Двигатель ЗС-Т, ЗС-ТЕ

Двигатель ЗС-Е устанавливался на модели:

Caldina CT216 с августа 1997 года

Corolla СЕ101,102,107 с апреля 1998 года

по август 2000 года

Corolla/Sprinter CE113,116 с апреля 1998 года

по август 2000 года

Sprinter CE102,105,107 с апреля 1998 года

Lite/Town -Асе СМ70,75,85 с июня 1999 года

Lite/Town - Асе CR42.52 с декабря 1998 года

Двигатель ЗС-Т устанавливался на модели:

Camry/Vista CV40 с июня 1994 года

по июнь 1996 года

Lite/Town - Асе CR22,29,31,38 с сентября 1993 года

по октябрь 1996 года

Lite/Town - Асе CR40;50 с октября 1996 года

по декабрь 1998 года

Estima Emina/Lucida CXR10,11,20,21 с января 1992 года

по август 1993 года

Двигатель ЗС-ТЕ устанавливался на модели:

Caldina CT216 с августа 1997 года

Carina CT211,216,211 с августа 1998 года

Corona CT211,216 с декабря 1997 года

Gaia СХМ10 с мая 1998 годя

Estima Emina/Lucida CXR10,11,20,21 . с августа 1993 года

по август 1999 года

Lite/Town - Асе CR40,50 с декабря 1998 года

Ipsum СХМ10 с сентября 1997 года

Примечание: приведенные значения мощности и крутя­

щего момента являются ориентировочными и могут

изменяться в зависимости от конкретной модели и года

выпуска, но в большинстве случаев погрешность не

превышает ±5%.

Двигатель

ЗС-Е

ЗС-Т

ЗС-ТЕ

Рабочий

объем, см

3

2184
2184
2184

Мощность, л.с.

при об/мин

79/4400
91/4000
94/4000

Крутящий момент,

Н•м при об/мин

147/2400
194/2200
206/2200

Общие инструкции

по ремонту

1. Пользуйтесь чехлами на крылья, сиденья и напольными

ковриками, чтобы предохранить автомобиль от загрязне­

ния и повреждений.

2. При разборке укладывайте детали в соответствующем

порядке, чтобы облегчить последующую сборку.

3. Соблюдайте следующие правила:

а) Перед выполнением работ с электрооборудованием

отсоедините кабель от отрицательной клеммы аккуму­

ляторной батареи.

б) Если необходимо отсоединить аккумуляторную бата­

рею для контрольной проверки или проведения ремонт­

ных работ, обязательно в первую очередь отсоединяйте

кабель от отрицательной (-) клеммы, которая соединена

с кузовом автомобиля.

в) При проведении сварочных работ, следует отсоеди­

нить аккумуляторную батарею и разъемы электронного

блока управления.

4. Проверить надежность и правильность крепления соеди­

нительных муфт и штуцеров шлангов и разъемов проводов.

5. Детали, не подлежащие повторному применению.

а) Фирма "TOYOTA" рекомендует заменять разводные

шплинты, уплотнительные прокладки, уплотнительные

кольца, масляные уплотнения и т.д. на новые.

б) Детали, не подлежащие повторному использованию,

помечены на рисунках значком "•".

6. Перед проведением работ в покрасочной камере, сле­

дует отсоединить й снять с автомобиля аккумуляторную

батарею и электронный блок управления.

7. В случае необходимости нужно наносить на уплотни­

тельные прокладки герметизирующий состав, чтобы пре­

дотвратить возникновение утечек.

8. Тщательно соблюдайте все технические условия в отноше­

нии величин момента затяжки резьбовых соединений. Обяза­

тельно следует пользоваться динамометрическим ключом.

9. В зависимости от характера производимого ремонта

может потребоваться применение специальных материа­

лов и специального инструмента для технического обслу­

живания и ремонта.

10. При замене перегоревших предохранителей нужно

проследить, чтобы новый плавкий предохранитель был

рассчитан на соответствующую силу тока. ЗАПРЕЩАЕТ­

СЯ превышать это номинальное значение тока или встав­

лять предохранитель более низкого номинала.

11. При поддомкрачивании автомобиля и установке его на

опоры должны соблюдаться соответствующие меры пре­

досторожности. Нужно проследить за тем, чтобы поднятие

автомобиля и установка под него опор производились в

предназначенных для этого местах.

а) Если автомобиль должен быть поддомкрачен только

спереди или сзади, нужно проследить, чтобы колеса

противоположной оси были надежно заблокированы с

целью обеспечения безопасности.

б) Сразу же после поддомкрачивания автомобиля нужно

обязательно установить его на подставки. Крайне опас­

но производить какие-либо работы на автомобиле, вы­

вешенном только на одном домкрате.

Внимание: продолжительный и часто повторяющийся

контакт масла с кожей, вызывает ее сухость, раздра­

жение и дерматиты, а в отдельных случаях отрабо­

танное масло может вызвать рак кожи, поэтому реко­

мендуется использовать маслостойкие перчатки. При

мытье рук используйте мыло и воду, не рекомендуется

использовать бензин, смывки и растворители.

Идентификация

Номер двигателя

Номер двигателя вы­

бит на блоке цилинд­

ров, место располо­

жения номера показа­

но на соответствую­

щем рисунке стрел­

кой.

5

Техническое обслуживание и общие

процедуры проверки и регулировки

Интервалы

обслуживания

Если Вы в основном эксплуатируете

автомобиль при одном или более ни­

жеприведенных особых условиях, то

необходимо более частое техническое

обслуживание по некоторым пунктам

плана ТО.

1. Дорожные условия.

а) Эксплуатация на ухабистых, гряз­

ных или покрытых тающим снегом

дорогах.

б) Эксплуатация на пыльных дорогах.

в) Эксплуатация на дорогах, посы­

панных солью против обледенения.

2. Условия вождения.

а) Буксировка прицепа или исполь­

зование верхнего багажника авто­

мобиля.

б) Повторяющиеся короткие поездки

менее чем на 10 км при внешней

температуре ниже точки замерзания.

в) Чрезмерная работа на холостом

ходу и/или вождение на низкой ско­

рости на длительное расстояние.

г) Регулярное вождение на высокой

скорости (80% или более от макси­

мальной скорости автомобиля бо­

лее 2 часов).

Моторное масло и

фильтр

Меры предосторожности

при работе с маслами

1. Длительный и часто повторяющийся

контакт с моторным маслом вызывает

удаление естественного жирового слоя

с кожи и приводит к сухости, раздра­

жению и дерматиту. Кроме того, при­

меняемые моторные масла содержат

потенциально опасные составляющие,

которые могут вызвать рак кожи.

2. После работы с маслом тщательно

вымойте руки мылом или другим чис­

тящим средством.

3. Не используйте бензин, керосин,

дизельное топливо или растворитель

для очистки кожи.

Проверка уровня

моторного масла

1. Установите автомобиль на ровной

горизонтальной поверхности. После

выключения двигателя подождите не­

сколько минут, чтобы масло стекло в

картер.

2. Выньте маслоизмерительный щуп и

вытрите его тряпкой.

3. Снова установите щуп до упора.

4. Выньте щуп и оцените уровень

масла в картере двигателя.

Если уровень масла находится ниже

или немного выше метки низкого

уровня на шкале маслоизмерительно¬

го щупа, то добавьте моторного масла

того же типа, которое было залито в

двигатель.

2. Вязкость (SAE) подбирайте соглас­

но диаграмме температурного диапа­

зона, соответствующей условиям экс­

плуатации автомобиля до следующей

замены масла.

5. При необходимости долейте масло.

а) Снимите крышку маслозаливной

горловины.

б) Долейте необходимое количество

моторного масла. Приблизительное

количество масла, требуемое для

заполнения объема между метками

низкого и высокого уровней на щупе,

составляет 1,0 л.

Примечание:

- Избегайте перелива масла, иначе

двигатель может быть поврежден.

- После долива масла всегда прове­

ряйте уровень масла на щупе.

в) Установите крышку маслозалив­

ной горловины.

Выбор моторного масла

1. Используйте масло по классифика­

ции API для дизельных двигателей -

СЕ, CF или лучше.

Замена моторного масла

1. Установите автомобиль на ровной

горизонтальной поверхности.

2. Прогрейте двигатель в течение не­

скольких минут до нормальной рабо­

чей температуры, затем выключите

двигатель.

3. Снимите крышку маслозаливной

горловины двигателя.

4. Отверните сливную пробку на мас­

ляном поддоне и слейте масло в под­

ходящую емкость.

5. Установите новую прокладку и за­

тяните сливную пробку.
Момент затяжки 37 Н•м

6. Залейте новое масло в двигатель.

Примечание: при замене моторного

масла рекомендуется также заме­

нить масляный фильтр на новый.

Примечание: тип и рекомендуемую

вязкость масла смотрите в подраз­

деле "Выбор моторного масла".

Заправочная емкость:

с заменой фильтра 5,1 л

сухой двигатель 5,8 л

7. Установите крышку маслозаливной

горловины на место.

8. Проверьте уровень масла и убеди­

тесь в отсутствии утечек.

9. Проверьте уровень масла и убеди­

тесь в отсутствии утечек на работаю­

щем двигателе.

Таблица периодичности технического обслуживания двигателя.

Объекты обслуживания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Периодичность (пробег или время

в месяцах, что наступит раньше)

х1000 км

Ремень привода ГРМ

Зазоры в клапанах

Ремни привода навесных агрегатов

Моторное масло

Масляный фильтр

Шланги и соединения систем охлаждения и обогрева

Охлаждающая жидкость

Приемная труба системы выпуска и крепление

Аккумуляторная батарея

Топливный фильтр

Водоотстойник

Воздушный фильтр

10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | мес.

замена каждые 100000 км

-

-

3

3

-

-

-

П

-

П

-

-

п

3

3

-

-

п

п

3

п

п

-

-

3

3

-

-

-

- п

-

п

-

п

п

3

3

п

3

п

п

3

п

3

-

-

3

3

-

-

-

п

-

п

-

-

3

3

3

-

-

п

п

3

п

п

-

-

3

3

-

-

-

п

-

п

-

п

п

3

3

п

3

п

п

3

п

3

24

24

12

12

24

24

12

12

24

6

24/48

Рекомендации

-

-

примечание 2

примечание 2

примечание 1

-

-

-

примечание 2

примечание 2

примечание 2,3

Примечание: П - проверка и/или регулировка (ремонт или замена при необходимости); 3 - замена; С - смазка;

МЗ - затяжка до регламентированного момента.

1. После пробега 80000 км (или 48 месяцев) проверять каждые 20000 км (или 12 месяцев).

2. При эксплуатации в тяжелых условиях производить техническое обслуживание в 2 раза чаще.

3. При эксплуатации на пыльных дорогах проверяйте каждые 2500 км (или 3 мес.).

6

Техническое обслуживание и общие процедуры проверки и регулировки

Замена масляного фильтра

Внимание: при эксплуатации в тяже­

лых условиях производить замену

каждые 5000 км (или 6 мес).

1. С помощью специального ключа ос­

лабьте крепление масляного фильтра

(вращайте против часовой стрелки).

При низком уровне проверьте отсутст­

вие утечек и добавьте охлаждающую

жидкость до метки "FULL" (прогретый

двигатель) и метки "LOW" (холодный

двигатель).

2. Проверьте качество охлаждающей

жидкости.

а) Снимите крышку радиатора.

Предостережение: во избежание ожо­

га не снимайте крышку радиатора на

горячем двигателе, так как жидкость

и пар находятся под давлением.

2. Отверните фильтр рукой и снимите

его, удерживая рабочей стороной

кверху, чтобы не пролить масло.

3. Очистите привалочную поверхность

на блоке цилиндров. Убедитесь в от­

сутствии остатков прокладки старого

фильтра.

4. Нанесите немного моторного масла

на прокладку нового фильтра.

5. Рукой наверните фильтр на поса­

дочное место до момента контакта

прокладки с привалочной поверхно­

стью блока цилиндров.

6. С помощью специального ключа

дополнительно доверните фильтр на

3/4 оборота.

Проверка и замена

охлаждающей жидкости

1. Проверьте уровень охлаждающей

жидкости в расширительном бачке.

Уровень охлаждающей жидкости на

холодном двигателе должен нахо­

диться между метками "LOW" и "FULL"

на стенке расширительного бачка.

е) Прогрейте двигатель и проверьте

его на наличие утечек.

ж) Проверьте уровень охлаждающей

жидкости и долейте при необходи­

мости.

Проверка и очистка

воздушного фильтра

1. Снимите воздушный фильтр.

2. Проверьте воздушный фильтр и

убедитесь, что он не поврежден и не

имеет масляных пятен. При необхо­

димости замените воздушный фильтр.

3. Сжатым воздухом полностью про­

дуйте верхнюю часть фильтрующего

элемента, а затем нижнюю часть.

б) Не должно быть чрезмерных от­

ложений ржавчины вокруг клапанов

крышки радиатора или посадочных

мест заливной горловины радиатора.

Охлаждающая жидкость не должна

содержать масла и быть прозрачной.

Если охлаждающая жидкость гряз­

ная, то очистите каналы системы

охлаждения и замените жидкость.

в) Установите крышку радиатора.

3. Замените охлаждающую жидкость.

а) Снимите крышку радиатора.

Примечание: будьте осторожны при

снятии пробки с горячего двигателя.

б) Слейте охлаждающую жидкость,

отвернув сливную пробку радиатора

и двигателя.

в) Нанесите герметик на два-три

витка резьбы сливных пробок и за­

верните их.

4. Установите воздушный фильтр на

место.

Проверка состояния

аккумуляторной батареи

1. При осмотре батареи проверьте:

отсутствие ржавчины на кронштейне

батареи, прочность крепления клемм

аккумуляторной батареи, отсутствие

коррозии и повреждений клемм, от­

сутствие повреждений и течи корпуса

батареи.

2. Проверьте аккумуляторную батарею.

а) С помощью ареометра проверьте

плотность электролита в каждой

банке аккумуляторной батареи.

Нормальная плотность электроли­

та при 20°С 1,25 - 1,29 г/см

3

г) Медленно залейте охлаждающую

жидкость в систему охлаждения в

количестве, соответствующем за­

правочным емкостям.

Примечание:

- Используйте хорошую марку ох­

лаждающей жидкости на основе

этиленгликоля и смешивайте в со­

ответствии с инструкциями из­

готовителя.

- Рекомендуется использовать ох­

лаждающую жидкость, которая

включает в себя больше 50% эти­

ленгликоля, но не больше чем 70%.

- Не используйте спиртовые ан­

тифризы.

- Охлаждающая жидкость должна

быть смешана с деминерализованной

водой или дистиллированной водой.

Заправочная емкость 5,5 л

д) Установите крышку радиатора.

В случае необходимости добавьте

дистиллированную воду. Если после

зарядки аккумулятора плотность

электролита не соответствует тех­

ническим условиям, то замените ак­

кумулятор.

б) Проверка производится по окон­

чании движения автомобиля и не

позднее 20 минут после остановки

двигателя.

Включите зажигание ("ON") и потре­

бители электроэнергии (фары, вен­

тилятор, задние противотуманные

фонари) на 60 секунд, чтобы снять

поверхностный заряд.

Выключите зажигание ("OFF") и по­

требители электроэнергии, измерь­

те напряжение между отрицатель-

7

8 Техническое обслуживание и общие процедуры проверки и регулировки

ной (-) и положительной (+) клемма­

ми аккумуляторной батареи.

Номинальное напряжение

(при 20°С) 12,5 - 12,9 В

Если напряжение меньше номи­

нального, зарядите аккумуляторную

батарею.

3. Проверьте с помощью тестера ис­

правность плавких вставок, убедив­

шись в наличии проводимости

(короткого замыкания) на их выводах.

а) Проверьте прочность крепления

аккумуляторных клемм, отсутствие

коррозии.

б) Убедитесь в целостности плавкой

вставки и предохранителей.

Проверка ремня

привода навесных

агрегатов

1. Проверьте ремень(и) привода на­

весных агрегатов.

а) Проверьте ремень привода генера­

тора, компрессора кондиционера и на­

соса гидроусилителя рулевого управ­

ления на износ и повреждения. При

обнаружении дефекта замените ре­

мень (ремни).

Примечание: не допускается отслое­

ние резины от корда на внутренней

(со стороны гребней) и внешней по­

верхностях ремня, оголение или по­

вреждения корда, отслоение гребня

от резинового основания, наличие

трещин, отслоение или износ на бо­

ковых поверхностях ремня и на боко­

вых поверхностях гребней ремня. При

необходимости замените ремень.

б) Проверьте прогиб ремня(ей) при­

вода в точках, обозначенных на ри­

сунке, при усилии 98 Н.

Прогиб ремня привода (Ipsum):

Новый ремень:

генератора 9-11 мм

компрессора кондиционера и

насоса гидроусилителя рулевого

управления 8-10 мм

Ремень бывший в эксплуатации:

генератора 13-16 мм

компрессора кондиционера и

насоса гидроусилителя рулевого

управления 10-13 мм

Прогиб ремня привода (Corolla):

Новый ремень:

генератора .' 9-11 мм

насоса гидроусилителя рулевого

управления (модели без кондицио­

нера) 10-11 мм

насоса гидроусилителя рулевого

управления (модели с кондиционе­

ром) 11-13 мм

компрессора кондиционера

(модели без гидроусилителя ру­

левого управления) 11-13 мм

Ремень, бывший в эксплуатации:

генератора 12-14 мм

насоса гидроусилителя рулевого

управления (модели без кондицио­

нера) 15-18 мм

насоса гидроусилителя рулевого

управления (модели с кондиционе­

ром) 15-18 мм

компрессора кондиционера

(модели без гидроусилителя ру­

левого управления) 15-18 мм

Модели без гидроусилителя руле­

вого управления. 1 - шкив генера­

тора, 2 - шкив коленчатого вала,

3 - шкив компрессора кондиционе­

ра, 4 - промежуточный шкив.

Модели с гидроусилителем рулево­

го управления. 1 - шкив генератора,

2 - шкив коленчатого вала, 3 - шкив

компрессора кондиционера, 4 - про­

межуточный шкив, 5 - шкив насоса

гидроусилителя рулевого управле­

ния.
Прогиб ремня привода (Lite/Town-Ace):

Новый ремень:

генератора 9-11 мм

насоса гидроусилителя

рулевого управления 11-12 мм

кондиционера 6,5-7,5 мм

Ремень бывший в эксплуатации:

генератора 12-14 мм

насоса гидроусилителя

рулевого управления 13-17 мм

кондиционера 7-10 мм

4 - промежуточный шкив, 5 - шкив

компрессора кондиционера, 6 - шкив

насоса охлаждающей жидкости.

В случае необходимости отрегули­

руйте натяжение ремней.

Примечание:

- Термин "Ремень, бывший в экс­

плуатации" относится к ремню,

проработавшему более 5 мин.

- После установки ремня проверь­

те правильность его посадки на\

шкивах. Проверьте рукой внизу

шкивов, нет ли свободной канавки

на шкиве.

- После установки ремня запустите

двигатель и дайте ему проработать

в течение 5 мин., а затем снова про­

верьте натяжение ремня.

2. Регулировка ремня привода генера­

тора (при необходимости).

а) Ослабьте болты крепления "А" и

"В".

б) Отрегулируйте натяжение ремня

привода генератора, вращая болт "С". ;

в) По окончании регулировки натя­

жения ремня привода генератора

затяните болты крепления "А" и "В".

Момент затяжки:

болт "А" 46,5 Н•м

болт "В" 18 Н•м

3. (Модели с гидроусилителем руле­

вого управления, с гидроусилителем

рулевого управления и кондиционе­

ром) Регулировка ремня привода ком­

прессора кондиционера и насоса гид­

роусилителя ' рулевого управления

(при необходимости).

а) Ослабьте болт крепления "А".

б) Отрегулируйте натяжение ремня

привода, вращая болт "В".

1 - шкив генератора, 2 - шкив насоса

гидроусилителя рулевого управле­

ния, 3 - шкив коленчатого вала,

в) По окончании регулировки натя­

жения ремня привода затяните болт

крепления "А".

Момент затяжки 38 Н•м

4. (Модели только с кондиционером)

Регулировка ремня привода компрес­

сора кондиционера (при необходимо­

сти).

а) Ослабьте болт крепления "А".

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
4 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности