Toyota: двигатели 3С-Е, 3С-Т, 3С-ТЕ. Руководство — часть 3
Toyota: двигатели 3С-Е, 3С-Т, 3С-ТЕ. Руководство - часть 3
Техническое обслуживание и общие процедуры проверки и регулировки 13
25. Проверьте зазоры в приводе кла
панов.
а) Проверните шкив распредели
тельного вала за сервисный болт и
совместите метки, как показано на
рисунке.
б) Проверьте зазоры в приводе кла
панов, показанных на рисунке.
Номинальный зазор
в приводе клапанов:
впускных 0,20 - 0,30 мм
выпускных 0,25 - 0,35 мм
26. Отрегулируйте зазоры в приводе
клапанов (при необходимости).
Примечание: одновременно регули
руются клапаны одного цилиндра.
а) Поверните коленчатый вал так,
чтобы выступ кулачка впускного
клапана данного цилиндра занял
вертикальное положение.
б) Поверните выемки фиксаторов
регулировочных шайб толкателей
так, чтобы к ним был доступ ма
ленькой отвёрткой.
в) Установите специальное приспо
собление и, нажимая на рукоятку,
отожмите толкатели клапанов.
Примечание: приспособление должно
быть установлено так, чтобы одно
временно отжать оба толкателя.
в) Проверните на 90° шкив распре
делительного вала за сервисный
болт и проверьте совмещение ме
ток, как показано на рисунке.
г) Проверьте зазоры в приводе кла
панов, показанных на рисунке.
Номинальный зазор
в приводе клапанов:
впускных 0,20 - 0,30 мм
выпускных 0,25 - 0,35 мм
г) Используя небольшую отвертку и
магнитный стержень, выньте регу
лировочные шайбы.
д) Измерьте микрометром толщину
вынутой регулировочной шайбы.
Подсчитайте толщину новой регули
ровочной шайбы таким образом,
чтобы расчетный зазор удовлетво
рял приведенным в технических ус
ловиях значениям:
Т толщина снятой шайбы;
А измеренный зазор.
N толщина новой шайбы
впускной клапан
N= Т + [А - 0,25 мм]
выпускной клапан
N =Т + [ А - 0,30 мм]
Подберите регулировочную шайбу тол
щиной, наиболее близкой к расчетной.
Примечание: регулировочные шайбы
бывают 25 размеров, от 2,20 мм до
3,40 мм с шагом 0,05 мм. Толщина
отштамповывается на шайбе.
е) Снимите специальное приспо
собление.
ж) Снова проверьте зазор в клапанах.
з) В случае необходимости отрегу
лируйте зазоры в клапанах других
цилиндров.
27. Установите крышку головки блока
цилиндров.
а) Удалите остатки старого герметика.
б) Нанесите герметик на головку ци
линдров в местах, указанных на ри
сунке.
в) Уложите новую прокладку и уста
новите крышку головки блока. Затя
ните девять болтов и одну гайку.
Момент затяжки 7,5 Н•м
28. Дальнейшая сборка производится
в последовательности, обратной раз
борке.
14
Двигатель - механическая часть
Описание
Двигатели ЗС-Т, ЗС-Е, ЗС-ТЕ рядные,
4 - цилиндровые, 8 - клапанные с верх
ним расположением распределитель
ного вала. Рабочий объем двигателей
2,2 литра. Нумерация цилиндров ве
дется от шкива коленчатого вала.
Порядок работы двигателя: 1-3-4-2.
Коленчатый вал 5 - опорный с 8 про
тивовесами, установленными на про
должении щек коленчатого вала,
предназначенными для разгрузки ко
ренных подшипников от действия цен
тробежных сил. В коленчатом валу
выполнены отверстия для подвода
масла к коренным и шатунным под
шипникам и другим элементам.
Головка блока цилиндров выполне
на из алюминиевого сплава.
Пружины выпускных и впускных кла
панов изготовлены из специальной
углеродистой стали и имеют пере
менный шаг, что способствует сни
жению вероятности возникновения
резонанса.
Распределительные валы
Распределительный вал приводится
от коленчатого вала с помощью зуб
чатого ремня.
Распределительный вал имеет 5 опор
ных шеек. Смазка шеек, кулачков и
шестерен привода распределительных
валов осуществляется маслом, которое
поступает через масляный канал, рас
положенный в центре вала.
Регулировка зазора в приводе клапа
нов осуществляется заменой регули
ровочных шайб в толкателях клапа
нов. Замена регулировочных шайб
может быть проведена без снятия
распределительных валов.
Поршни изготовлены из алюминие
вого сплава.
Поршневые пальцы - "плавающего"
типа.
Компрессионные кольца: верхнее
компрессионное кольцо изготовлено
из нержавеющей стали, нижнее ком
прессионное кольцо - из чугуна.
Маслосъемное кольцо состоит из
двух скребков и расширителя. Мас
лосъемное кольцо удаляет избыток
масла со стенок цилиндра, препятст
вуя его проникновению в камеру сго
рания.
Блок цилиндров отлит из чугуна.
Верхняя часть блока цилиндров накры
вается головкой цилиндров, а нижняя
часть блока образует картер двигателя,
в котором устанавливается коленчатый
вал. Блок цилиндров имеет рубашку
охлаждения, по которой циркулирует
охлаждающая жидкость.
Масляный поддон прикрепляется
болтами к блоку цилиндров. Масля
ный поддон отштампован из стально
го листа. Разделительная перегород
ка внутри масляного поддона удер
живает достаточное количество мас
ла, даже когда автомобиль наклонен.
Разделительная перегородка также
предотвращает создания волн масла
при резком торможении автомобиля.
Ремень привода ГРМ
Снятие ремня привода ГРМ
(Camry/Vista, Corona,
Corolla, Carina,
Sprinter, Ipsum, Gaia)
Примечание: далее приведена проце
дура снятия ремня привода ГРМ для
моделей Camry/Vista. Для остальных
моделей процедура снятия аналогич
на, с учетом конструктивных отли
чий (руководствуйтесь соответст
вующим сборочным рисунком),
1. (Модели с гидроусилителем) Сни
мите насос гидроусилителя и ремень
привода насоса гидроусилителя руле
вого управления.
а) Удерживая рукой ремень привода
насоса гидроусилителя, отверните
гайку крепления шкива, как показано
на рисунке.
болтов и снимите крышку №2 ремня)
привода ГРМ вместе с прокладкой.
б) Ослабьте регулировочный болт
натяжения ремня и снимите ремень
привода насоса гидроусилителя.
в) Снимите шпонку и шкив насоса
гидроусилителя.
г) Отверните три болта крепления
насоса и снимите его.
2. Снимите ремень привода генератора.
а) Ослабьте болт крепления генера
тора, регулировочный болт (или гай
ку) и стопорный болт.
4. Выверните четыре свечи накалива
ния (см. раздел "Снятие головки блока
цилиндров").
Примечание: необходимо вывернуть
свечи накаливания, поскольку в этом
случае коленчатый вал будет пово
рачиваться плавно, что позволит
правильно отрегулировать натяже
ние ремня.
5. Установите поршень цилиндра №1
в ВМТ такта сжатия.
Совместите метку на шкиве распредели
тельного вала с линией разъема головки
блока цилиндров и крышкой головки
блока цилиндров, поворачивая шкив ко
ленчатого вала по часовой стрелке.
. Снимите шкив коленчатого вала.
а) Установите специальное приспо
собление на шкив коленчатого вала.
б) Удерживая специальным приспо
соблением шкив от проворачивания,
отверните болт крепления шкива
коленчатого вала.
в) С помощью специального съем
ника снимите шкив коленчатого
вала.
б) Сдвиньте генератор к двигателю
и снимите ремень привода.
3. Снимите три зажима, отверните пять
Двигатель - механическая часть
15
7. Отверните пять болтов и снимите
крышку №1 ремня привода ГРМ вме
сте с прокладкой и направляющей
ремня.
8. Снимите крышку ремня привода
ГРМ (правый кронштейн двигателя),
отвернув болты.
9. Снимите ремень привода ГРМ.
Примечание: при повторном исполь
зовании ремня привода ГРМ нанеси
те стрелку в направлении вращения,
метки на ремень привода ГРМ и зуб
чатый шкив распределительного ва
ла и установите их относительно
метки на крышке №1 ремня привода
ГРМ, как показано на рисунке.
Детали для снятия и установки ремня привода ГРМ (Camry/Vista). 1 - болт
крепления шкива коленчатого вала, 2 - шкив коленчатого вала, 3 - крышка
№1 ремня привода ГРМ, 4 - крышка ремня привода ГРМ (правый крон
штейн двигателя), 5 - крышка №2 ремня привода ГРМ, 6 - зубчатый шкив
привода ТНВД, 7 - натяжной ролик, 8 - зубчатый шкив привода распреде
лительного вала, 9 - пружина натяжения, 10 - ремень привода ГРМ,
11 - зубчатый шкив коленчатого вала, 12 - направляющая ремня привода
ГРМ, 13 - направляющий ролик, 14 - зубчатый шкив привода масляного
насоса.
Установка ремня привода ГРМ. 1-, 3-,
6 - установочная метка шкива,
2 - метка на головке блока цилинд
ров, 4 - желобок на корпусе насоса
охлаждающей жидкости, 5 - жело
бок на корпусе масляного насоса.
Детали для снятия и установки ремня привода ГРМ (Ipsum). 1 - шкив ко
ленчатого вала, 2 - ремень привода генератора, 3 - крышка ремня привода
ГРМ (правый кронштейн двигателя), 4 - прокладка, 5 - разъем, 6 - бачок
омывателя, 7 - шкив насоса гидроусилителя рулевого управления, 8 - на
сос гидроусилителя рулевого управления в сборе, 9 - ремень привода
насоса гидроусилителя рулевого управления, 10 - зажим, 11 - пружина на
тяжного ролика, 12 - ремень привода ГРМ, 13 - защитный кожух, 14 - на
правляющая ремня привода ГРМ, 15 - крышка №1 ремня привода ГРМ.
16 Двигатель - механическая часть
а) Используя отвертку, снимите
пружину натяжного ролика ремня
привода ГРМ.
Предупреждение: при снятии пружины
не используйте плоскогубцы и т. п.
б) Ослабьте болт крепления натяж
ного ролика.
в) Снимите ремень привода ГРМ.
10. Снимите шкив распределительно
го вала (если необходимо).
а) Удерживая специальным приспо
соблением шкив от проворачивания,
отверните болт крепления шкива
распределительного вала.
Примечание: не допускайте провора
чивания распределительного вала во
избежание ударов клапанов о днища
поршней.
б) Используя специальное приспо
собление, снимите шкив распреде
лительного вала.
11. Снимите натяжной ролик.
12. Снимите зубчатый шкив привода
ТНВД (если необходимо).
а) Удерживая специальным приспо
соблением шкив привода ТНВД от
проворачивания, отверните гайку
крепления шкива.
Примечание: при отворачивании гайки
не используйте инерционный съемник.
б) Используя специальное приспособ
ление, снимите шкив привода ТНВД.
Примечание: шкив подпружинен, по
этому придерживайте его при снятии.
Детали для снятия и установки ремня привода ГРМ (Corolla, Sprinter).
1 - шкив коленчатого вала, 2 - ремень привода генератора, 3 - крышка №1
ремня привода ГРМ, 4 - направляющая ремня привода ГРМ, 5 - крышка
ремня привода ГРМ (правый кронштейн двигателя), 6 - крышка №2 ремня
привода ГРМ, 7 - прокладка, 8 - кронштейн генератора, 9 - генератор,
10 - расширительный бачок, 11 - правая опора двигателя, 12 - шкив насоса
гидроусилителя рулевого управления, 13 - насос гидроусилителя рулево
го управления в сборе, 14 - ремень привода насоса гидроусилителя руле
вого управления, 15 - пружина натяжного ролика, 16 - ремень привода
ГРМ, 17 -защитный кожух.
13. Снимите направляющий ролик
(если необходимо).
14. Снимите шкив привода масляного
насоса (если необходимо).
а) Удерживая специальным приспо
соблением шкив масляного насоса
от проворачивания, отверните гайку
крепления шкива.
15. Используя специальное приспо
собление, снимите зубчатый шкив ко
ленчатого вала (если необходимо).
б) Снимите шкив масляного насоса.
- При этой операции коленчатый
вал может повернуться, а посколь
ку он не синхронизирован с распре
делительным валом, при опреде
ленных обстоятельствах клапана
могут удариться о поршни.
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст