Toyota: двигатели 3С-Е, 3С-Т, 3С-ТЕ. Руководство — часть 3

Toyota: двигатели 3С-Е, 3С-Т, 3С-ТЕ. Руководство - часть 3

Техническое обслуживание и общие процедуры проверки и регулировки 13

25. Проверьте зазоры в приводе кла­

панов.

а) Проверните шкив распредели­

тельного вала за сервисный болт и

совместите метки, как показано на

рисунке.

б) Проверьте зазоры в приводе кла­

панов, показанных на рисунке.

Номинальный зазор

в приводе клапанов:

впускных 0,20 - 0,30 мм

выпускных 0,25 - 0,35 мм

26. Отрегулируйте зазоры в приводе

клапанов (при необходимости).

Примечание: одновременно регули­

руются клапаны одного цилиндра.

а) Поверните коленчатый вал так,

чтобы выступ кулачка впускного

клапана данного цилиндра занял

вертикальное положение.

б) Поверните выемки фиксаторов

регулировочных шайб толкателей

так, чтобы к ним был доступ ма­

ленькой отвёрткой.

в) Установите специальное приспо­

собление и, нажимая на рукоятку,

отожмите толкатели клапанов.

Примечание: приспособление должно

быть установлено так, чтобы одно­

временно отжать оба толкателя.

в) Проверните на 90° шкив распре­

делительного вала за сервисный

болт и проверьте совмещение ме­

ток, как показано на рисунке.

г) Проверьте зазоры в приводе кла­

панов, показанных на рисунке.

Номинальный зазор

в приводе клапанов:

впускных 0,20 - 0,30 мм

выпускных 0,25 - 0,35 мм

г) Используя небольшую отвертку и

магнитный стержень, выньте регу­

лировочные шайбы.

д) Измерьте микрометром толщину

вынутой регулировочной шайбы.

Подсчитайте толщину новой регули­

ровочной шайбы таким образом,

чтобы расчетный зазор удовлетво­

рял приведенным в технических ус­

ловиях значениям:

Т толщина снятой шайбы;

А измеренный зазор.

N толщина новой шайбы

впускной клапан

N= Т + [А - 0,25 мм]

выпускной клапан

N =Т + [ А - 0,30 мм]

Подберите регулировочную шайбу тол­

щиной, наиболее близкой к расчетной.

Примечание: регулировочные шайбы

бывают 25 размеров, от 2,20 мм до

3,40 мм с шагом 0,05 мм. Толщина

отштамповывается на шайбе.

е) Снимите специальное приспо­

собление.

ж) Снова проверьте зазор в клапанах.

з) В случае необходимости отрегу­

лируйте зазоры в клапанах других

цилиндров.

27. Установите крышку головки блока

цилиндров.

а) Удалите остатки старого герметика.

б) Нанесите герметик на головку ци­

линдров в местах, указанных на ри­

сунке.

в) Уложите новую прокладку и уста­

новите крышку головки блока. Затя­

ните девять болтов и одну гайку.

Момент затяжки 7,5 Н•м

28. Дальнейшая сборка производится

в последовательности, обратной раз­

борке.

14

Двигатель - механическая часть

Описание

Двигатели ЗС-Т, ЗС-Е, ЗС-ТЕ рядные,

4 - цилиндровые, 8 - клапанные с верх­

ним расположением распределитель­

ного вала. Рабочий объем двигателей

2,2 литра. Нумерация цилиндров ве­

дется от шкива коленчатого вала.

Порядок работы двигателя: 1-3-4-2.
Коленчатый вал 5 - опорный с 8 про­

тивовесами, установленными на про­

должении щек коленчатого вала,

предназначенными для разгрузки ко­

ренных подшипников от действия цен­

тробежных сил. В коленчатом валу

выполнены отверстия для подвода

масла к коренным и шатунным под­

шипникам и другим элементам.
Головка блока цилиндров выполне­

на из алюминиевого сплава.

Пружины выпускных и впускных кла­

панов изготовлены из специальной

углеродистой стали и имеют пере­

менный шаг, что способствует сни­

жению вероятности возникновения

резонанса.
Распределительные валы

Распределительный вал приводится

от коленчатого вала с помощью зуб­

чатого ремня.

Распределительный вал имеет 5 опор­

ных шеек. Смазка шеек, кулачков и

шестерен привода распределительных

валов осуществляется маслом, которое

поступает через масляный канал, рас­

положенный в центре вала.

Регулировка зазора в приводе клапа­

нов осуществляется заменой регули­

ровочных шайб в толкателях клапа­

нов. Замена регулировочных шайб

может быть проведена без снятия

распределительных валов.
Поршни изготовлены из алюминие­

вого сплава.
Поршневые пальцы - "плавающего"

типа.

Компрессионные кольца: верхнее

компрессионное кольцо изготовлено

из нержавеющей стали, нижнее ком­

прессионное кольцо - из чугуна.
Маслосъемное кольцо состоит из

двух скребков и расширителя. Мас­

лосъемное кольцо удаляет избыток

масла со стенок цилиндра, препятст­

вуя его проникновению в камеру сго­

рания.
Блок цилиндров отлит из чугуна.

Верхняя часть блока цилиндров накры­

вается головкой цилиндров, а нижняя

часть блока образует картер двигателя,

в котором устанавливается коленчатый

вал. Блок цилиндров имеет рубашку

охлаждения, по которой циркулирует

охлаждающая жидкость.

Масляный поддон прикрепляется

болтами к блоку цилиндров. Масля­

ный поддон отштампован из стально­

го листа. Разделительная перегород­

ка внутри масляного поддона удер­

живает достаточное количество мас­

ла, даже когда автомобиль наклонен.

Разделительная перегородка также

предотвращает создания волн масла

при резком торможении автомобиля.

Ремень привода ГРМ

Снятие ремня привода ГРМ

(Camry/Vista, Corona,

Corolla, Carina,

Sprinter, Ipsum, Gaia)

Примечание: далее приведена проце­

дура снятия ремня привода ГРМ для

моделей Camry/Vista. Для остальных

моделей процедура снятия аналогич­

на, с учетом конструктивных отли­

чий (руководствуйтесь соответст­

вующим сборочным рисунком),

1. (Модели с гидроусилителем) Сни­

мите насос гидроусилителя и ремень

привода насоса гидроусилителя руле­

вого управления.

а) Удерживая рукой ремень привода

насоса гидроусилителя, отверните

гайку крепления шкива, как показано

на рисунке.

болтов и снимите крышку №2 ремня)

привода ГРМ вместе с прокладкой.

б) Ослабьте регулировочный болт

натяжения ремня и снимите ремень

привода насоса гидроусилителя.

в) Снимите шпонку и шкив насоса

гидроусилителя.

г) Отверните три болта крепления

насоса и снимите его.

2. Снимите ремень привода генератора.

а) Ослабьте болт крепления генера­

тора, регулировочный болт (или гай­

ку) и стопорный болт.

4. Выверните четыре свечи накалива­

ния (см. раздел "Снятие головки блока

цилиндров").
Примечание: необходимо вывернуть

свечи накаливания, поскольку в этом

случае коленчатый вал будет пово­

рачиваться плавно, что позволит

правильно отрегулировать натяже­

ние ремня.

5. Установите поршень цилиндра №1

в ВМТ такта сжатия.

Совместите метку на шкиве распредели­

тельного вала с линией разъема головки

блока цилиндров и крышкой головки

блока цилиндров, поворачивая шкив ко­

ленчатого вала по часовой стрелке.

. Снимите шкив коленчатого вала.

а) Установите специальное приспо­

собление на шкив коленчатого вала.

б) Удерживая специальным приспо­

соблением шкив от проворачивания,

отверните болт крепления шкива

коленчатого вала.

в) С помощью специального съем­

ника снимите шкив коленчатого

вала.

б) Сдвиньте генератор к двигателю

и снимите ремень привода.

3. Снимите три зажима, отверните пять

Двигатель - механическая часть

15

7. Отверните пять болтов и снимите

крышку №1 ремня привода ГРМ вме­

сте с прокладкой и направляющей

ремня.

8. Снимите крышку ремня привода

ГРМ (правый кронштейн двигателя),

отвернув болты.

9. Снимите ремень привода ГРМ.

Примечание: при повторном исполь­

зовании ремня привода ГРМ нанеси­

те стрелку в направлении вращения,

метки на ремень привода ГРМ и зуб­

чатый шкив распределительного ва­

ла и установите их относительно

метки на крышке №1 ремня привода

ГРМ, как показано на рисунке.

Детали для снятия и установки ремня привода ГРМ (Camry/Vista). 1 - болт

крепления шкива коленчатого вала, 2 - шкив коленчатого вала, 3 - крышка

№1 ремня привода ГРМ, 4 - крышка ремня привода ГРМ (правый крон­

штейн двигателя), 5 - крышка №2 ремня привода ГРМ, 6 - зубчатый шкив

привода ТНВД, 7 - натяжной ролик, 8 - зубчатый шкив привода распреде­

лительного вала, 9 - пружина натяжения, 10 - ремень привода ГРМ,

11 - зубчатый шкив коленчатого вала, 12 - направляющая ремня привода

ГРМ, 13 - направляющий ролик, 14 - зубчатый шкив привода масляного

насоса.

Установка ремня привода ГРМ. 1-, 3-,

6 - установочная метка шкива,

2 - метка на головке блока цилинд­

ров, 4 - желобок на корпусе насоса

охлаждающей жидкости, 5 - жело­

бок на корпусе масляного насоса.

Детали для снятия и установки ремня привода ГРМ (Ipsum). 1 - шкив ко­

ленчатого вала, 2 - ремень привода генератора, 3 - крышка ремня привода

ГРМ (правый кронштейн двигателя), 4 - прокладка, 5 - разъем, 6 - бачок

омывателя, 7 - шкив насоса гидроусилителя рулевого управления, 8 - на­

сос гидроусилителя рулевого управления в сборе, 9 - ремень привода

насоса гидроусилителя рулевого управления, 10 - зажим, 11 - пружина на­

тяжного ролика, 12 - ремень привода ГРМ, 13 - защитный кожух, 14 - на­

правляющая ремня привода ГРМ, 15 - крышка №1 ремня привода ГРМ.

16 Двигатель - механическая часть

а) Используя отвертку, снимите

пружину натяжного ролика ремня

привода ГРМ.

Предупреждение: при снятии пружины

не используйте плоскогубцы и т. п.

б) Ослабьте болт крепления натяж­

ного ролика.

в) Снимите ремень привода ГРМ.

10. Снимите шкив распределительно­

го вала (если необходимо).

а) Удерживая специальным приспо­

соблением шкив от проворачивания,

отверните болт крепления шкива

распределительного вала.

Примечание: не допускайте провора­

чивания распределительного вала во

избежание ударов клапанов о днища

поршней.

б) Используя специальное приспо­

собление, снимите шкив распреде­

лительного вала.

11. Снимите натяжной ролик.

12. Снимите зубчатый шкив привода

ТНВД (если необходимо).

а) Удерживая специальным приспо­

соблением шкив привода ТНВД от

проворачивания, отверните гайку

крепления шкива.

Примечание: при отворачивании гайки

не используйте инерционный съемник.

б) Используя специальное приспособ­

ление, снимите шкив привода ТНВД.

Примечание: шкив подпружинен, по­

этому придерживайте его при снятии.

Детали для снятия и установки ремня привода ГРМ (Corolla, Sprinter).

1 - шкив коленчатого вала, 2 - ремень привода генератора, 3 - крышка №1

ремня привода ГРМ, 4 - направляющая ремня привода ГРМ, 5 - крышка

ремня привода ГРМ (правый кронштейн двигателя), 6 - крышка №2 ремня

привода ГРМ, 7 - прокладка, 8 - кронштейн генератора, 9 - генератор,

10 - расширительный бачок, 11 - правая опора двигателя, 12 - шкив насоса

гидроусилителя рулевого управления, 13 - насос гидроусилителя рулево­

го управления в сборе, 14 - ремень привода насоса гидроусилителя руле­

вого управления, 15 - пружина натяжного ролика, 16 - ремень привода

ГРМ, 17 -защитный кожух.

13. Снимите направляющий ролик

(если необходимо).

14. Снимите шкив привода масляного

насоса (если необходимо).

а) Удерживая специальным приспо­

соблением шкив масляного насоса

от проворачивания, отверните гайку

крепления шкива.

15. Используя специальное приспо­

собление, снимите зубчатый шкив ко­

ленчатого вала (если необходимо).

б) Снимите шкив масляного насоса.

- При этой операции коленчатый

вал может повернуться, а посколь­

ку он не синхронизирован с распре­

делительным валом, при опреде­

ленных обстоятельствах клапана

могут удариться о поршни.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
6 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности