Toyota: двигатели 3С-Е, 3С-Т, 3С-ТЕ. Руководство — часть 10

Toyota: двигатели 3С-Е, 3С-Т, 3С-ТЕ. Руководство - часть 10

Двигатель - общие процедуры ремонта

41

б) Запрессуйте заглушку на глубину

1,8 мм от боковой поверхности го­

ловки блока цилиндров.

(3) клапанную пружину;

(4) тарелку пружины.

в) С помощью подходящего приспо­

собления сожмите клапанную пру­

жину и установите два сухаря вокруг

стержня клапана.

4. Отверните шесть болтов и снимите

держатель заднего сальника и про­

кладку.

4. Установите шпильки впускного кол­

лектора на головку блока цилиндров,

как показано на рисунке.

Момент затяжки 9 Н•м

г) Молотком с пластиковой головкой

слегка ударьте по торцу стержня

клапана, чтобы обеспечить надеж­

ную фиксацию клапана сухарями.

5. Установите шпильки выпускного

коллектора в головку блока цилинд­

ров.

Момент затяжки 23 Н•м

7. Установите толкатели клапанов и

регулировочные шайбы; убедитесь,

что толкатели вращаются свободно от

руки.

8. Установите масляные форсунки.

Количество шпилек для установки:

Двигатель ЗС-Т для моделей

Lite/Town-Ace 5

Двигатель ЗС-Е:

переднеприводные модели 2

заднеприводные модели б

модели 4WD кроме

Lite/Town-Ace 4

модели 4WD Lite/Town-ACE 6

Двигатель ЗС-Т:

переднеприводные модели 4

заднеприводные модели б

модели 4WD кроме

Lite/Town-Ace 4

модели 4WD Lite/Town-ACE 6

i. Установите клапаны.

а) С помощью подходящего приспо­

собления установите новые масло-

съемные колпачки.

б) Установите следующие детали:

(1) клапан;

(2) седло пружины;

Блок цилиндров

Разборка блока цилиндров

1. Снимите трубку маслоохладителя,

как показано на рисунке.

2. (ЗС-Е, переднеприводные модели)

Снимите сливную заглушку охлаж­

дающей жидкости с блока цилиндров.

5. Снимите масляные форсунки.

6. Проверьте величину осевого зазора

шатунного подшипника часовым инди­

катором, перемещая шатун вперед-

назад по шатунной шейке коленчатого

вала.

Номинальный осевой

зазор 0,08 - 0,300 мм
Максимальный осевой

зазор 0,40 мм

Если осевой зазор больше макси­

мально допустимого, замените шатун

в сборе. При необходимости замените

коленчатый вал.

7. Снимите крышку шатуна и проверь­

те радиальный зазор шатунного под­

шипника.

а) Проверьте совмещение меток на

шатуне и крышке шатуна, чтобы

обеспечить в последующем пра-

ВИЛЬНОСТЬ

сборки.

Если метки отсутствуют, то керном

нанесите их на крышки и на шатуны.

42

Двигатель - общие процедуры ремонта

б) Отверните две гайки крепления

нижней крышки шатуна.

в) Молотком с пластиковой головкой

слегка постучите по шатунным бол­

там и освободите нижнюю крышку

шатуна.

Примечание: нижняя половина вкла­

дыша должна остаться в крышке

шатуна.

г) Наденьте на выступающие концы

болтов кусочки шланга для предот­

вращения повреждения поверхности

шатунной шейки.

д) Очистите шатунную шейку и

вкладыши.

е) Проверьте поверхности шатунной

шейки и вкладыша на предмет на­

личия точечной коррозии и царапин.

При наличии рисок и задиров заме­

ните вкладыши. При необходимости

перешлифуйте шейки или замените

коленчатый вал.

Верхний вкладыш

Нижний вкладыш

Детали, снимаемые при разборке блока цилиндров. 1 - компрессионные

кольца, 2 - маслосъемное кольцо, 3 - поршневой палец, 4 - поршень,

5 - втулка, 6 - шатун, 7 - нижняя крышка шатуна, 8 - трубка №2 маслоохла­

дителя, 9 - зажим, 10 - направляющая масляного щупа, 11 - сливной кран,

12 - блок цилиндров двигателя, 13 - сальник, 14 - держатель сальника,

15 -прокладка, 16 - отводная трубка охлаждающей жидкости, 17 - масля­

ная форсунка, 18 - верхний вкладыш коренного подшипника, 19 - верхнее

упорное полукольцо, 20 - обратный клапан, 21 - коленчатый вал,

22 - шпонка, 23 - нижнее упорное полукольцо, 24 - нижний вкладыш ко­

ренного подшипника, 25 - крышка коренного подшипника, 26 - шкив ко­

ленчатого вала, 27 - масляный поддон, 28-, 30-, 36 - прокладка, 29 - масло­

приемник, 31 - корпус масляного насоса, 32 - прокладка, 33 - сальник,

34 - шкив, 35 - корпус насоса охлаждающей жидкости, 37 - вкладыши ша­

тунного подшипника.

измерения зазоров в подшипниках

скольжения поперёк шатунной шейки.

Примечание: не перепутайте верхний

и нижний вкладыши подшипников.

болтов и под гайки перед их установ­

кой. Установите болты и затяните

болты равномерно и попеременно.

Момент затяжки 65 Н•м

и) Снимите нижнюю крышку шатуна,

отвернув гайки.

к) Измерьте максимальную ширину

сплющенной калибровочной прово­

локи, определив по ней величину

зазора шатунного вкладыша.

ж) Установите пластиковый калибр для

з) Установите нижнюю крышку шату­

на, совместив установочные метки.

Примечание: не вращайте коленча­

тый вал.

Нанесите немного масла на резьбу

Двигатель - общие процедуры ремонта 43

Зазор шатунного вкладыша:

ЗС-Т:

Lite/Town-Ace, Camry/Vista,

Estima Emina/Lucida:

номинальный 0,044 - 0,072 мм

ремонтный (0,25) 0,043 - 0,089 мм

максимальный 0,10 мм

ЗС-Е, ЗС-ТЕ:

Lite/Town-Ace, Caldina, Carina,

Corona, Ipsum, Gaia, Corolla, Sprinter,

Estima Emina/Lucida:

номинальный 0,034 - 0,058 мм

ремонтный (0,25) 0,035 - 0,081 мм

максимальный 0,10 мм

Если зазор больше максимального,

замените подшипники. При необходи­

мости прошлифуйте или замените ко­

ленчатый вал.

Замена шатунных подшипников

на двигателе ЗС-Т для моделей

Lite/Town-Ace, Camry/Vista,

Estima Emina/Lucida:

При замене вкладышей номинального

размера необходимо использовать

вкладыши одной размерной группы,

указанной на крышке подшипника.

Существуют три размерные группы

вкладышей, обозначенных " 1 " , "2", "3".

При перешлифовке коленчатого вала

используйте подшипники ремонтного

размера (уменьшенный на 0,25 мм).

При установке выступ (метка "перед") на

крышке шатуна должен быть направлен

к передней части двигателя (в сторону,

противоположную отбору мощности).

Номинальные размеры вкладышей по

их толщине:

метка "1" 1,474- 1,478 мм

метка "2" 1,478- 1,482 мм

метка "3" 1,482- 1,486 мм

ремонтный (0,25). 1,595 - 1,601 мм

При перешлифовке коленчатого вала

используйте подшипники ремонтного

размера (уменьшенный на 0,25 мм)

При этом выступ (метка "перед") на

крышке шатуна должен быть направ­

лен к передней части двигателя (в

сторону, противоположную отбору

мощности).

Номинальные размеры вкладышей по

их толщине:

метка "1" 1,478 - 1,482 мм

метка "2" 1,483 - 1,486 мм

метка "3" 1,487 - 1,489 мм

метка "4" 1,490 - 1,493 мм

метка "5" 1,494 - 1,497 мм

ремонтный (0,25). 1,599 - 1,605 мм

л) Удалите остатки калибровочной

проволоки с рабочих поверхностей

шейки и вкладыша.

8. Снимите поршень и шатун в сборе.

а) Развёрткой удалите нагар с верх­

ней части цилиндра, как показано на

рисунке.

Замена шатунных подшипников на

двигателях ЗС-Е, ЗС-ТЕ для моде­

лей Lite/Town-Ace, Caldina, Carina,

Corona, Ipsum, Gaia, Corolla,

Sprinter, Estima Emina/Lucida:

Номер размерной группы вкладышей

определяется путем складывания

числа размерной группы крышки ша­

туна с числом размерной группы ко­

ленчатого вала. Существует пять

стандартных размерных групп вкла­

дышей, обозначенных " 1 " , "2"', "3", "4"

и "5" соответственно.

Номинальный осевой

зазор 0,04 - 0,24 мм

Максимальный осевой зазор. 0,30 мм

Если осевой зазор больше макси­

мально допустимого, замените упор­

ные полукольца.

Толщина упорных полуколец

номинальная 2,680 - 2,730 мм

ремонтная (0,125).. 2,743 - 2,793 мм

ремонтная (0,250).. 2,805 - 2,855 мм

10. Снимите крышки коренных под­

шипников и проверьте радиальные

масляные зазоры.

а) Равномерно ослабьте и отверни­

те болты крышек коренных подшип­

ников за несколько проходов, как

показано на рисунке.

б) Покачивая вывернутые болты в

отверстиях крышек коренных под­

шипников, отделите и снимите крыш­

ки вместе с нижними вкладышами и

нижними упорными полукольцами

(последние установлены только в зо­

не коренного подшипника №3).

Примечание:

- Держите крышки коренных под­

шипников вместе с нижними вкла­

дышами.

- Расположите крышки коренных

подшипников и упорные полукольца

в определённом порядке.

б) Закройте шатунные болты отрез­

ками шлангов для предохранения

коленчатого вала от повреждения.

в) Извлеките поршень в сборе с ша­

туном и верхним вкладышем под­

шипника через верхнюю часть блока

цилиндров.

Примечание:

- Держите подшипники, шатун и

крышку вместе.

- Расположите поршни в сборе с

шатунами и вкладышами в опреде­

лённом порядке.

9. Индикатором измерьте осевой за­

зор коленчатого вала, перемещая по­

следний "назад - вперёд" с помощью

отвертки.

в) Поднимите коленчатый вал.

Примечание: оставьте верхние вкла­

дыши подшипников и верхние упор­

ные полукольца в блоке цилиндров.

г) Очистите каждую коренную шейку

и вкладыши.

44

Двигатель - общие процедуры ремонта

д) Проверьте поверхность каждой

коренной шейки и вкладышей на

предмет наличия точечной коррозии

и царапин.

- Если шейка или вкладыш повреж­

дены, замените вкладыши. При не­

обходимости перешлифуйте или

замените коленчатый вал.

е) Уложите коленчатый вал в блок

цилиндров.

ж) Положите пластиковый калибр

для измерения зазоров в подшипни­

ках скольжения на каждую коренную

шейку.

з) Установите крышки коренных

подшипников в соответствии с их

маркировкой и затяните болты в

указанной на рисунке последова­

тельности.

Момент затяжки:

ЗС-Т для Lite/Town-Ace, Camry/Vista,

Estima Emina/Lucida 103 Н•м

ЗС-Е, ЗС-ТЕ для Lite/Town-Ace,

Caldina, Carina, Corona, Ipsum,

Gaia, Corolla, Sprinter,

Estima Emina/Lucida 115 Н•м

Примечание: не вращайте коленча­

тый вал.

и) Снимите крышки коренных под­

шипников с нижними вкладышами и

упорные полукольца (последние ус­

тановлены только в зоне коренного

подшипника №3).

к) Измерьте максимальную ширину

сплющенной калибровочной прово­

локи, определив по ней величину

радиального зазора.

Замена коренных подшипников

на двигателях ЗС-Е, ЗС-ТЕ

для моделей Lite/Town-Ace,

Caldina, Carina, Corolla,

Corona, Ipsum, Gaia, Sprinter:

Зазор в коренном подшипнике:

ЗС-Т для Lite/Town-Ace, Camry/Vista,

Estima Emina/Lucida:

номинальный 0,034 -0,065 мм

максимальный 0,100 мм

ЗС-Е, ЗС-ТЕ для моделей Lite/Town-

Ace (кроме CR40 и CR50), Caldina,

Carina, Corona, Ipsum,

Gaia, Corolla, Sprinter,

Estima Emina/Lucida:

номинальный 0,034 -0,065 мм

максимальный 0,100 мм

ЗС-ТЕ для моделей Lite/Town-Ace

(CR40, CR50):

номинальный 0,054 - 0,072 мм

ремонтный (0,25)..0,045 - 0,085 мм

максимальный 0,100 мм

Если зазор больше максимального,

замените подшипники. Если необхо­

димо, перешлифуйте или замените

коленчатый вал.

Замена коренных подшипников

на двигателе ЗС-Т для моделей

Lite/Town-Ace, Camry/Vista,

Estima Emina/Lucida:

При замене вкладышей номинального

размера необходимо использовать

вкладыши одной размерной группы,

что и блок цилиндров. Номер размер­

ной группы нанесен на блок цилинд­

ров и на коренной подшипник, как по­

казано на рисунке.

Существует три стандартные размер­

ные группы вкладышей, обозначенные

"1", "2"', "3".

Примечание:

- На блок цилиндров нанесены мет­

ки для каждой коренной шейки.

Метка обозначает номер размер­

ной группы постели коренного

подшипника.

- На коленчатом валу нанесены

метки для каждой коренной шейки,

обозначающие номер размерной

группы коренной шейки коленчато­

го вала.

Диаметр постели коренного

подшипника блока цилиндров:

метка "1". 61,000 - 61,008 мм

метка "2". 61,008 - 61,016 мм

метка "3". 61,016 - 61,024 мм

ремонтный (0,25) 61,000 - 61,024 мм

Диаметр коренной

шейки коленчатого вала:

любая метка 56,985 - 57,000 мм

ремонтный (0,25) 56,745 - 56,755 мм

Толщина стенки

вкладыша (в центральной части):

метка "1". 1,979 - 1,983 мм

метка "2". 1,983 - 1,987 мм

метка "3" 1,987 - 1,991 мм

ремонтный (0,25). 2,100 - 2,106 мм

ЗС-Е, ЗС-ТЕ для моделей Lite/Town-

Ace (кроме CR40 и CR50), Caldina,

Carina, Corolla, Corona, Ipsum, Gaia,

Sprinter:
Номер размерной группы вкладышей

каждой коренной опоры коленчатого

вала можно определить путем скла­

дывания номера размерной группы,

нанесенной на блок цилиндров с но­

мером размерной группы, нанесенной

на коленчатый вал. Существует пять

стандартных размерных групп вкла­

дышей, обозначенных " 1 " , "2"', "3", "4"

и "5" соответственно.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
3 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности