Toyota: двигатели 3С-Е, 3С-Т, 3С-ТЕ. Руководство — часть 10
Toyota: двигатели 3С-Е, 3С-Т, 3С-ТЕ. Руководство - часть 10
Двигатель - общие процедуры ремонта
41
б) Запрессуйте заглушку на глубину
1,8 мм от боковой поверхности го
ловки блока цилиндров.
(3) клапанную пружину;
(4) тарелку пружины.
в) С помощью подходящего приспо
собления сожмите клапанную пру
жину и установите два сухаря вокруг
стержня клапана.
4. Отверните шесть болтов и снимите
держатель заднего сальника и про
кладку.
4. Установите шпильки впускного кол
лектора на головку блока цилиндров,
как показано на рисунке.
Момент затяжки 9 Н•м
г) Молотком с пластиковой головкой
слегка ударьте по торцу стержня
клапана, чтобы обеспечить надеж
ную фиксацию клапана сухарями.
5. Установите шпильки выпускного
коллектора в головку блока цилинд
ров.
Момент затяжки 23 Н•м
7. Установите толкатели клапанов и
регулировочные шайбы; убедитесь,
что толкатели вращаются свободно от
руки.
8. Установите масляные форсунки.
Количество шпилек для установки:
Двигатель ЗС-Т для моделей
Lite/Town-Ace 5
Двигатель ЗС-Е:
переднеприводные модели 2
заднеприводные модели б
модели 4WD кроме
Lite/Town-Ace 4
модели 4WD Lite/Town-ACE 6
Двигатель ЗС-Т:
переднеприводные модели 4
заднеприводные модели б
модели 4WD кроме
Lite/Town-Ace 4
модели 4WD Lite/Town-ACE 6
i. Установите клапаны.
а) С помощью подходящего приспо
собления установите новые масло-
съемные колпачки.
б) Установите следующие детали:
(1) клапан;
(2) седло пружины;
Блок цилиндров
Разборка блока цилиндров
1. Снимите трубку маслоохладителя,
как показано на рисунке.
2. (ЗС-Е, переднеприводные модели)
Снимите сливную заглушку охлаж
дающей жидкости с блока цилиндров.
5. Снимите масляные форсунки.
6. Проверьте величину осевого зазора
шатунного подшипника часовым инди
катором, перемещая шатун вперед-
назад по шатунной шейке коленчатого
вала.
Номинальный осевой
зазор 0,08 - 0,300 мм
Максимальный осевой
зазор 0,40 мм
Если осевой зазор больше макси
мально допустимого, замените шатун
в сборе. При необходимости замените
коленчатый вал.
7. Снимите крышку шатуна и проверь
те радиальный зазор шатунного под
шипника.
а) Проверьте совмещение меток на
шатуне и крышке шатуна, чтобы
обеспечить в последующем пра-
ВИЛЬНОСТЬ
сборки.
Если метки отсутствуют, то керном
нанесите их на крышки и на шатуны.
42
Двигатель - общие процедуры ремонта
б) Отверните две гайки крепления
нижней крышки шатуна.
в) Молотком с пластиковой головкой
слегка постучите по шатунным бол
там и освободите нижнюю крышку
шатуна.
Примечание: нижняя половина вкла
дыша должна остаться в крышке
шатуна.
г) Наденьте на выступающие концы
болтов кусочки шланга для предот
вращения повреждения поверхности
шатунной шейки.
д) Очистите шатунную шейку и
вкладыши.
е) Проверьте поверхности шатунной
шейки и вкладыша на предмет на
личия точечной коррозии и царапин.
При наличии рисок и задиров заме
ните вкладыши. При необходимости
перешлифуйте шейки или замените
коленчатый вал.
Верхний вкладыш
Нижний вкладыш
Детали, снимаемые при разборке блока цилиндров. 1 - компрессионные
кольца, 2 - маслосъемное кольцо, 3 - поршневой палец, 4 - поршень,
5 - втулка, 6 - шатун, 7 - нижняя крышка шатуна, 8 - трубка №2 маслоохла
дителя, 9 - зажим, 10 - направляющая масляного щупа, 11 - сливной кран,
12 - блок цилиндров двигателя, 13 - сальник, 14 - держатель сальника,
15 -прокладка, 16 - отводная трубка охлаждающей жидкости, 17 - масля
ная форсунка, 18 - верхний вкладыш коренного подшипника, 19 - верхнее
упорное полукольцо, 20 - обратный клапан, 21 - коленчатый вал,
22 - шпонка, 23 - нижнее упорное полукольцо, 24 - нижний вкладыш ко
ренного подшипника, 25 - крышка коренного подшипника, 26 - шкив ко
ленчатого вала, 27 - масляный поддон, 28-, 30-, 36 - прокладка, 29 - масло
приемник, 31 - корпус масляного насоса, 32 - прокладка, 33 - сальник,
34 - шкив, 35 - корпус насоса охлаждающей жидкости, 37 - вкладыши ша
тунного подшипника.
измерения зазоров в подшипниках
скольжения поперёк шатунной шейки.
Примечание: не перепутайте верхний
и нижний вкладыши подшипников.
болтов и под гайки перед их установ
кой. Установите болты и затяните
болты равномерно и попеременно.
Момент затяжки 65 Н•м
и) Снимите нижнюю крышку шатуна,
отвернув гайки.
к) Измерьте максимальную ширину
сплющенной калибровочной прово
локи, определив по ней величину
зазора шатунного вкладыша.
ж) Установите пластиковый калибр для
з) Установите нижнюю крышку шату
на, совместив установочные метки.
Примечание: не вращайте коленча
тый вал.
Нанесите немного масла на резьбу
Двигатель - общие процедуры ремонта 43
Зазор шатунного вкладыша:
ЗС-Т:
Lite/Town-Ace, Camry/Vista,
Estima Emina/Lucida:
номинальный 0,044 - 0,072 мм
ремонтный (0,25) 0,043 - 0,089 мм
максимальный 0,10 мм
ЗС-Е, ЗС-ТЕ:
Lite/Town-Ace, Caldina, Carina,
Corona, Ipsum, Gaia, Corolla, Sprinter,
Estima Emina/Lucida:
номинальный 0,034 - 0,058 мм
ремонтный (0,25) 0,035 - 0,081 мм
максимальный 0,10 мм
Если зазор больше максимального,
замените подшипники. При необходи
мости прошлифуйте или замените ко
ленчатый вал.
Замена шатунных подшипников
на двигателе ЗС-Т для моделей
Lite/Town-Ace, Camry/Vista,
Estima Emina/Lucida:
При замене вкладышей номинального
размера необходимо использовать
вкладыши одной размерной группы,
указанной на крышке подшипника.
Существуют три размерные группы
вкладышей, обозначенных " 1 " , "2", "3".
При перешлифовке коленчатого вала
используйте подшипники ремонтного
размера (уменьшенный на 0,25 мм).
При установке выступ (метка "перед") на
крышке шатуна должен быть направлен
к передней части двигателя (в сторону,
противоположную отбору мощности).
Номинальные размеры вкладышей по
их толщине:
метка "1" 1,474- 1,478 мм
метка "2" 1,478- 1,482 мм
метка "3" 1,482- 1,486 мм
ремонтный (0,25). 1,595 - 1,601 мм
При перешлифовке коленчатого вала
используйте подшипники ремонтного
размера (уменьшенный на 0,25 мм)
При этом выступ (метка "перед") на
крышке шатуна должен быть направ
лен к передней части двигателя (в
сторону, противоположную отбору
мощности).
Номинальные размеры вкладышей по
их толщине:
метка "1" 1,478 - 1,482 мм
метка "2" 1,483 - 1,486 мм
метка "3" 1,487 - 1,489 мм
метка "4" 1,490 - 1,493 мм
метка "5" 1,494 - 1,497 мм
ремонтный (0,25). 1,599 - 1,605 мм
л) Удалите остатки калибровочной
проволоки с рабочих поверхностей
шейки и вкладыша.
8. Снимите поршень и шатун в сборе.
а) Развёрткой удалите нагар с верх
ней части цилиндра, как показано на
рисунке.
Замена шатунных подшипников на
двигателях ЗС-Е, ЗС-ТЕ для моде
лей Lite/Town-Ace, Caldina, Carina,
Corona, Ipsum, Gaia, Corolla,
Sprinter, Estima Emina/Lucida:
Номер размерной группы вкладышей
определяется путем складывания
числа размерной группы крышки ша
туна с числом размерной группы ко
ленчатого вала. Существует пять
стандартных размерных групп вкла
дышей, обозначенных " 1 " , "2"', "3", "4"
и "5" соответственно.
Номинальный осевой
зазор 0,04 - 0,24 мм
Максимальный осевой зазор. 0,30 мм
Если осевой зазор больше макси
мально допустимого, замените упор
ные полукольца.
Толщина упорных полуколец
номинальная 2,680 - 2,730 мм
ремонтная (0,125).. 2,743 - 2,793 мм
ремонтная (0,250).. 2,805 - 2,855 мм
10. Снимите крышки коренных под
шипников и проверьте радиальные
масляные зазоры.
а) Равномерно ослабьте и отверни
те болты крышек коренных подшип
ников за несколько проходов, как
показано на рисунке.
б) Покачивая вывернутые болты в
отверстиях крышек коренных под
шипников, отделите и снимите крыш
ки вместе с нижними вкладышами и
нижними упорными полукольцами
(последние установлены только в зо
не коренного подшипника №3).
Примечание:
- Держите крышки коренных под
шипников вместе с нижними вкла
дышами.
- Расположите крышки коренных
подшипников и упорные полукольца
в определённом порядке.
б) Закройте шатунные болты отрез
ками шлангов для предохранения
коленчатого вала от повреждения.
в) Извлеките поршень в сборе с ша
туном и верхним вкладышем под
шипника через верхнюю часть блока
цилиндров.
Примечание:
- Держите подшипники, шатун и
крышку вместе.
- Расположите поршни в сборе с
шатунами и вкладышами в опреде
лённом порядке.
9. Индикатором измерьте осевой за
зор коленчатого вала, перемещая по
следний "назад - вперёд" с помощью
отвертки.
в) Поднимите коленчатый вал.
Примечание: оставьте верхние вкла
дыши подшипников и верхние упор
ные полукольца в блоке цилиндров.
г) Очистите каждую коренную шейку
и вкладыши.
44
Двигатель - общие процедуры ремонта
д) Проверьте поверхность каждой
коренной шейки и вкладышей на
предмет наличия точечной коррозии
и царапин.
- Если шейка или вкладыш повреж
дены, замените вкладыши. При не
обходимости перешлифуйте или
замените коленчатый вал.
е) Уложите коленчатый вал в блок
цилиндров.
ж) Положите пластиковый калибр
для измерения зазоров в подшипни
ках скольжения на каждую коренную
шейку.
з) Установите крышки коренных
подшипников в соответствии с их
маркировкой и затяните болты в
указанной на рисунке последова
тельности.
Момент затяжки:
ЗС-Т для Lite/Town-Ace, Camry/Vista,
Estima Emina/Lucida 103 Н•м
ЗС-Е, ЗС-ТЕ для Lite/Town-Ace,
Caldina, Carina, Corona, Ipsum,
Gaia, Corolla, Sprinter,
Estima Emina/Lucida 115 Н•м
Примечание: не вращайте коленча
тый вал.
и) Снимите крышки коренных под
шипников с нижними вкладышами и
упорные полукольца (последние ус
тановлены только в зоне коренного
подшипника №3).
к) Измерьте максимальную ширину
сплющенной калибровочной прово
локи, определив по ней величину
радиального зазора.
Замена коренных подшипников
на двигателях ЗС-Е, ЗС-ТЕ
для моделей Lite/Town-Ace,
Caldina, Carina, Corolla,
Corona, Ipsum, Gaia, Sprinter:
Зазор в коренном подшипнике:
ЗС-Т для Lite/Town-Ace, Camry/Vista,
Estima Emina/Lucida:
номинальный 0,034 -0,065 мм
максимальный 0,100 мм
ЗС-Е, ЗС-ТЕ для моделей Lite/Town-
Ace (кроме CR40 и CR50), Caldina,
Carina, Corona, Ipsum,
Gaia, Corolla, Sprinter,
Estima Emina/Lucida:
номинальный 0,034 -0,065 мм
максимальный 0,100 мм
ЗС-ТЕ для моделей Lite/Town-Ace
(CR40, CR50):
номинальный 0,054 - 0,072 мм
ремонтный (0,25)..0,045 - 0,085 мм
максимальный 0,100 мм
Если зазор больше максимального,
замените подшипники. Если необхо
димо, перешлифуйте или замените
коленчатый вал.
Замена коренных подшипников
на двигателе ЗС-Т для моделей
Lite/Town-Ace, Camry/Vista,
Estima Emina/Lucida:
При замене вкладышей номинального
размера необходимо использовать
вкладыши одной размерной группы,
что и блок цилиндров. Номер размер
ной группы нанесен на блок цилинд
ров и на коренной подшипник, как по
казано на рисунке.
Существует три стандартные размер
ные группы вкладышей, обозначенные
"1", "2"', "3".
Примечание:
- На блок цилиндров нанесены мет
ки для каждой коренной шейки.
Метка обозначает номер размер
ной группы постели коренного
подшипника.
- На коленчатом валу нанесены
метки для каждой коренной шейки,
обозначающие номер размерной
группы коренной шейки коленчато
го вала.
Диаметр постели коренного
подшипника блока цилиндров:
метка "1". 61,000 - 61,008 мм
метка "2". 61,008 - 61,016 мм
метка "3". 61,016 - 61,024 мм
ремонтный (0,25) 61,000 - 61,024 мм
Диаметр коренной
шейки коленчатого вала:
любая метка 56,985 - 57,000 мм
ремонтный (0,25) 56,745 - 56,755 мм
Толщина стенки
вкладыша (в центральной части):
метка "1". 1,979 - 1,983 мм
метка "2". 1,983 - 1,987 мм
метка "3" 1,987 - 1,991 мм
ремонтный (0,25). 2,100 - 2,106 мм
ЗС-Е, ЗС-ТЕ для моделей Lite/Town-
Ace (кроме CR40 и CR50), Caldina,
Carina, Corolla, Corona, Ipsum, Gaia,
Sprinter:
Номер размерной группы вкладышей
каждой коренной опоры коленчатого
вала можно определить путем скла
дывания номера размерной группы,
нанесенной на блок цилиндров с но
мером размерной группы, нанесенной
на коленчатый вал. Существует пять
стандартных размерных групп вкла
дышей, обозначенных " 1 " , "2"', "3", "4"
и "5" соответственно.
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст