Toyota: двигатели 3С-Е, 3С-Т, 3С-ТЕ. Руководство — часть 11
Toyota: двигатели 3С-Е, 3С-Т, 3С-ТЕ. Руководство - часть 11
Двигатель - общие процедуры ремонта
45
Пример: метка "2" на блоке цилинд
ров + метка "1" на коленчатом валу =
сумма "3" (размерная группа необхо
димого вкладыша).
ЗС-ТЕ для моделей
Lite/Town-Ace CR40, CR50:
Номер размерной группы вкладышей
можно определить путем складывания
номера размерной группы, нанесен
ной на блок цилиндров, с номером
размерной группы, нанесенной на ко
ленчатый вал, и отнять 2. Результа
том и будет являться номер размер
ной группы коренного подшипника.
Существует пять стандартных раз
мерных групп вкладышей, обозначен
ных "1", "2"', "3", "4" и "5" соответст
венно. Если результатом вычислений
является "0", то это размерная группа
"В", а если " - 1 " , то группа "А".
Проверка блока цилиндров
1. Очистите блок цилиндров.
а) Удалите остатки прокладок с ра
бочих поверхностей блока скребком,
шабером, металлической щеткой.
б) Растворителем и мягкой щеткой
окончательно очистите блок цилин
дров.
2. Проверьте поверхность газового
стыка блока цилиндров на неплоско
стность с помощью прецизионной ли
нейки и плоского щупа.
Максимальная
неплоскостность 0,20 мм
Если неплоскостность превышает ука
занное значение, замените блок ци
линдров или прошлифуйте его.
3. Проверьте зеркало цилиндров на
наличие вертикальных царапин.
Если имеется наличие глубоких цара
пин, то переточите блок цилиндров
под ремонтный размер или замените
блок цилиндров при необходимости.
4. Проверьте диаметр цилиндра.
Примечание: имеются три размер
ных группы стандартных диаметров
цилиндров, обозначенных метками
"1", "2" и "3" соответственно. Метка
для каждого цилиндра нанесена на
поверхности блока, как показано на
рисунке.
Индикатором-нутромером измерьте
диаметр цилиндра на трех уровнях А,
В и С в поперечном (1) и продольном
(2) направлениях, как показано на ри
сунке.
Номинальный диаметр:
метка "1" 86,00 - 86,01 мм
метка "2" 86,01 - 86,02 мм
метка "3" 86,02 - 86,03 мм
Если диаметр больше максимально
допустимого, расточите все четыре
цилиндра (См. подраздел "Расточка
блока цилиндров"). При необходимо
сти замените блок цилиндров.
5. Снимите развёрткой гребень в
верхней части блока цилиндров, если
износ меньше 0,2 мм.
Пример: метка "2" на блоке цилинд
ров + метка "1" на коленчатом валу -
2 = сумма "1" (размерная группа не
обходимого вкладыша).
Циаметр постели коренного под
шипника блока цилиндров:
метка "1" 61,000 - 61,006 мм
метка "2" 61,007 - 61,012 мм
метка "3" 61,013 - 61,018 мм
ремонтный (0,25) 61,000 - 61,018 мм
Циаметр коренной
шейки коленчатого вала:
метка "0" 56,994 - 57,000 мм
метка "1" 56,989 - 56,994 мм
метка "2" 56,983 - 56,988 мм
ремонтный (0,25) 56,745 - 56,755 мм
Толщина стенки
вкладыша (в центральной части):
метка "В" 1,970 - 1,973 мм
метка "А" 1,974 - 1,976 мм
метка "1" 1,977 - 1,979 мм
метка "2" 1,980 - 1,982 мм
метка "3" 1,983 - 1,985 мм
метка "4" 1,986 - 1,988 мм
метка "5" 1,989 - 1,991 мм
ремонтный (0,25). 2,094 -2,150 мм
л) Снимите пластиковые калибры.
11. Снимите коленчатый вал.
а) Поднимите коленчатый вал.
б) Извлеките верхние вкладыши ко
ренных подшипников и верхние
упорные полукольца из блока ци
линдров.
Примечание: уложите коренные под
шипники и упорные полукольца в оп
ределённом порядке.
46
Двигатель - общие процедуры ремонта
Разборка узла
"поршень-шатун"
1. Проверьте посадку соединения
"поршень - поршневой палец", пыта
ясь перемещать поршень "взад-
вперёд" на поршневом пальце в на
правлении, перпендикулярном оси
поршневого пальца. При наличии за
метного люфта замените весь узел.
Проверка состояния
поршня и шатуна
1. Очистите поршень.
а) Скребком удалите нагар и другие
углеродные отложения с днища
поршня.
б) Очистите канавки поршня от от
ложений куском сломанного кольца.
2. Снимите поршневые кольца.
а) Специнструментом (экспандером
или отверткой) снимите оба ком
прессионных кольца.
б) Вручную снимите элементы мас¬
лосъемного кольца (скребки и экс
пандер кольца).
Примечание: разложите кольца в со
ответствующем порядке.
3. Отсоедините шатун от поршня.
а) Используя отвертку, снимите сто
порные кольца.
' в) Растворителем и мягкой волося
ной щеткой окончательно очистите
поршень.
Примечание: не применяйте метал
лическую щетку.
2. Проверьте поршень и поршневые
кольца.
А. Проверьте зазор между поршнем и
цилиндром.
Примечание: имеются три размер
ные группы номинального диаметра
поршня, обозначенные метками
(цифрами) "1", "2" и "3" соответст
венно. Метка нанесена на днище
поршня с краю в направлении, пер
пендикулярном оси поршневого паль
ца, или на днище поршня в центре.
Обратите внимание на метку
(выемку) "перед", по которой поршень
должен устанавливаться в цилиндр.
б) Постепенно нагрейте поршень до
температуры 80 - 90
С
С.
в) Используя молоток с пластиковой
головкой и медный стержень, выбей
те поршневой палец и снимите шатун.
Примечание:
- При необходимости установите
метки на поршень и шатун, чтобы
обеспечить правильность сборки.
- Не разукомплектовывайте пор
шень и поршневой палец.
- Разложите детали поршневой
группы покомплектно.
а) Микрометром измерьте диаметр
юбки поршня на указанном расстоя
нии от поверхности днища поршня
(ниже уровня канавок для поршне
вых колец) и в направлении, пер
пендикулярном оси поршневого
пальца, как показано на рисунке.
Расстояние для
измерения диаметра поршня:
ЗС-Т 50,5 мм
ЗС-Е 42,5 мм
ЗС-ТЕ 31,95 мм Б. Проверьте зазор между компресси
онным кольцом и поршневой канав
кой, измерив его плоским щупом, как
показано на рисунке.
Номинальный диаметр поршня:
ЗС-Т:
метка "1" 85,94 - 85,95 мм
метка "2" 85,95 - 85,96 мм
метка "3" 85,96 - 85,97 мм
ЗС-Е:
метка "1" 85,875 - 85,885 мм
метка "2" 85,885 - 85,895 мм
метка "3" 85,895 - 85,905 мм
ЗС-ТЕ:
метка "1" 85,883 - 85,893 мм
метка "2" 85,893 - 85,903 мм
метка "3" 85,903 - 85,91З мм
б) Измерьте диаметры цилиндров в
направлении оси двигателя.
в) Найдите разность результатов
измерений диаметра поршня и диа¬
метра цилиндра, определив зазор
между цилиндром и поршнем.
Зазор между цилиндром и поршнем:
ЗС-Т:
номинальный 0,050 - 0,070 мм
максимальный 0,150 мм
ЗС-Е:
номинальный 0,115 - 0,135 мм
максимальный 0,150 мм
ЗС-ТЕ:
номинальный 0,107 - 0,127 мм
максимальный 0,150 мм
Если зазор больше максимального,
замените все четыре поршня и рас-
точите все четыре цилиндра. При
необходимости замените блок ци-
линдров.
Примечание: при использовании ново-
го блока цилиндров применяйте
поршни той же самой размерное
группы, что и цилиндры блока. Map-
кировка для каждого цилиндра нане-
сена на блок, как показано на рисунке.
Двигатель - общие процедуры ремонта
47
Номинальный зазор:
Компрессионное
кольцо №1 0,062 - 0,111 мм
Компрессионное
кольцо №2 0,070 - 0,11 мм
Маслосъемное
кольцо 0,030 - 0,070 мм
Если зазор больше допустимого, за
мените поршень.
В. Проверьте зазор в замке поршнево
го кольца.
а) Вставьте поршневое кольцо в ци
линдр.
б) Поршнем протолкните кольцо на
расстояние 120 мм от поверхности
блока цилиндров, как показано на
рисунке.
в) Плоским щупом измерьте зазор в
замке кольца.
ЗС-Т кольца производства
фирмы "TOYOTA":
Номинальный зазор:
компрессионное
кольцо№1 0,27 - 0,37 мм
компрессионное
кольцо №2 0,34 - 0,47 мм
маслосъемное кольцо
(по скребкам) 0,20 - 0,40 мм
ЗС-Т кольца производства
фирмы "RIKEN":
Номинальный зазор:
компрессионное
кольцо №1 0,30 - 0,40 мм
компрессионное
кольцо №2 0,40- 0,50 мм
маслосъемное кольцо
(по скребкам) 0,25 - 0,45 мм
ЗС-Е, ЗС-ТЕ:
Номинальный зазор:
компрессионное
кольцо №1 0,27 - 0,39 мм
компрессионное
кольцо №2 0,40 - 0,55 мм
маслосъемное кольцо
(по скребкам) 0,20 - 0,40 мм
Максимальный зазор:
компрессионное
кольцо №1 0,83 мм
компрессионное
кольцо №2 0,85 мм
маслосъемное кольцо
(по скребкам) 0,70 мм
Если зазор в замке больше макси
мального, замените поршневое коль
цо. Если зазор в замке больше макси
мального даже с новым поршневым
кольцом, расточите все цилиндры или
замените блок цилиндров.
Г. Проверьте поршневой палец.
При нагретом поршне до 60°С порш
невой палец должен перемещаться в
поршне без значительных усилий.
После проверки снимите поршневой
палец.
3. Проверьте шатун.
А. Используя специальное приспособ
ление и плоский щуп, проверьте изгиб
шатуна, как показано на рисунке.
Максимально допустимый
изгиб на 100 мм длины 0,05 мм
Если скручивание больше допустимо
го, замените шатун вместе с крышкой
шатуна.
а) Нутромером измерьте внутренний
диаметр втулки верхней головки
шатуна.
Внутренний диаметр
втулки 27,011 - 27,023 мм
б) Используя микрометр, измерьте
диаметр поршневого пальца.
Диаметр поршневого
пальца 27,000 - 27,012 мм
Б. Проверьте зазор между поршневым
пальцем и отверстием верхней голов
ки шатуна.
в) Вычтите измеренное значение
диаметра поршневого пальца от из
меренного значения внутреннего
диаметра втулки.
Номинальный масляный
зазор 0,007 - 0,015 мм
Максимальный масляный
зазор 0,05 мм
Если зазор больше максимально до
пустимого, то замените втулку. Если
необходимо, замените поршень и
поршневой палец в сборе.
В. Если необходимо, замените втулку
верхней головки шатуна.
а) Используя оправку и пресс, вы¬
прессуйте втулку из верхней головки
шатуна.
- Установите втулку на специальное
приспособление, зафиксировав её
шариком в масляном (смазочном)
отверстии втулки.
Аналогичным способом проверьте
скручивание шатуна, как показано на
рисунке.
Максимальное скручивание
на 100 мм длины 0,15 мм
- Совместите смазочные отверстия
втулки и шатуна.
48
Двигатель - общие процедуры ремонта
- Используя специальное приспособ
ление и пресс, запрессуйте втулку.
диаметр цилиндра
в) Измерьте зазор поршневого
пальца и, если необходимо, то от
шлифуйте или переточите новую
втулку до получения номинального
зазора.
г) Проверьте работу поршневого
пальца при нормальной комнатной
температуре. Нанесите на поршне
вой палец моторное масло и нада
вите на него, как показано на рисун
ке. Палец должен свободно ходить в
головке шатуна.
б) Вычислите
для расточки.
Размер, на который нужно расто
чить цилиндр = Р + С - Н
Р = диаметр поршня, мм
С = зазор между поршнем
и цилиндром
Н = припуск на хонингование
0,02 мм или меньше
Ремонтный диаметр цилиндра:
ЗС-Т:
метка "1" 86,500 - 86,510 мм
метка "2" 86,510 - 86,520 мм
метка "3" 86,520 - 86,530 мм
ЗС-Е, ЗС-ТЕ 86,500 - 86,530 мм
3. Расточите и отхонингуйте цилиндр
до требуемых размеров.
Максимальный допуск
на хонингование 0,02 мм
Проверка и ремонт
коленчатого вала
1. Проверка биения коленчатого вала.
а) Уложите коленчатый вал на
призмы.
б) Часовым индикатором проверьте
биение коленчатого вала по цен
тральной коренной шейке.
Максимальное биение 0,05 мм
Расточка цилиндров
Примечание:
- Растачивайте все цилиндры на
один и тот же ремонтный размер
(под поршни ремонтного диаметра).
Устанавливайте поршневые
кольца также одного ремонтного
размера, соответствующего ре
монтному размеру поршней.
1. Подберите поршни ремонтного раз
мера.
Ремонтный (0,50) диаметр поршня:
ЗС-Т:
метка "1" 86,44 - 86,45 мм
метка "2" 86,45 - 86,46 мм
метка "3" 86,46 - 86,47 мм
ЗС-Е, ЗС-ТЕ 86,375 - 86,405 мм
2. Рассчитайте ремонтный размер для
расточки цилиндров.
а) Микрометром измерьте диаметр
поршня под прямым углом к оси
поршневого пальца 31,95 мм от
плоскости днища поршня.
б) Проверьте шатунные и коренные
шейки на конусность и некруглость
как показано на предыдущем рисунке
Максимальная конусность
и некруглость 0,02 мм
Если конусность или некруглость
больше допустимой, замените ко¬
ленчатый вал.
При необходимости перешлифуйте
шатунные и коренные шейки на ре
монтный размер и подберите вкла¬
дыши ремонтного (уменьшенного на
0,25 мм) размера.
Замена сальников
коленчатого вала
Примечание: существует два мето
да ("А" и "Б") замены сальников ко
ленчатого вала.
1. Замените передний сальник колен
чатого вала.
А. При снятом масляном насосе с
блока цилиндров.
а) Используя отвертку и молоток,
выбейте сальник, как показано на
рисунке.
Если биение больше максимально
допустимого, замените коленчатый
вал.
2. Проверьте шатунные и коренные
шейки.
а) Микрометром измерьте диаметр
каждой шатунной и коренной шейки
в двух взаимно перпендикулярных
плоскостях, как показано на рисунке.
Диаметр коренной шейки:
номинальный 56,982 - 57,000 мм
ремонтный 56,745 - 56,755 мм
Диаметр шатунной шейки:
номинальный 50,482 - 50,500 мм
ремонтный 50,245 - 50,255 мм
Если значения диаметров выходят за
указанные пределы, проверьте мас
ляные зазоры. При необходимости
перешлифуйте или замените коленча
тый вал.
Примечание: ремонтный диаметр
шеек уменьшен на 0,25 мм по сравне
нию с номинальным.
б) Используя трубку подходящего
диаметра и молоток, запрессуйте
новый сальник, пока его поверх
ность не окажется заподлицо с кор¬
пусом масляного насоса.
в) Нанесите консистентную смазку
на кромку сальника.
Б. При установленном масляном на
сосе на блок цилиндров:
а) Используя нож, срежьте высту
пающую кромку сальника.
б) Отвёрткой, предварительно обмо¬
танной изолентой, удалите сальник.
Примечание: не повредите коленча¬
тый вал.
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст