Toyota: двигатели 3С-Е, 3С-Т, 3С-ТЕ. Руководство — часть 11

Toyota: двигатели 3С-Е, 3С-Т, 3С-ТЕ. Руководство - часть 11

Двигатель - общие процедуры ремонта

45

Пример: метка "2" на блоке цилинд­

ров + метка "1" на коленчатом валу =

сумма "3" (размерная группа необхо­

димого вкладыша).

ЗС-ТЕ для моделей

Lite/Town-Ace CR40, CR50:
Номер размерной группы вкладышей

можно определить путем складывания

номера размерной группы, нанесен­

ной на блок цилиндров, с номером

размерной группы, нанесенной на ко­

ленчатый вал, и отнять 2. Результа­

том и будет являться номер размер­

ной группы коренного подшипника.

Существует пять стандартных раз­

мерных групп вкладышей, обозначен­

ных "1", "2"', "3", "4" и "5" соответст­

венно. Если результатом вычислений

является "0", то это размерная группа

"В", а если " - 1 " , то группа "А".

Проверка блока цилиндров

1. Очистите блок цилиндров.

а) Удалите остатки прокладок с ра­

бочих поверхностей блока скребком,

шабером, металлической щеткой.

б) Растворителем и мягкой щеткой

окончательно очистите блок цилин­

дров.

2. Проверьте поверхность газового

стыка блока цилиндров на неплоско­

стность с помощью прецизионной ли­

нейки и плоского щупа.
Максимальная

неплоскостность 0,20 мм

Если неплоскостность превышает ука­

занное значение, замените блок ци­

линдров или прошлифуйте его.

3. Проверьте зеркало цилиндров на

наличие вертикальных царапин.

Если имеется наличие глубоких цара­

пин, то переточите блок цилиндров

под ремонтный размер или замените

блок цилиндров при необходимости.

4. Проверьте диаметр цилиндра.

Примечание: имеются три размер­

ных группы стандартных диаметров

цилиндров, обозначенных метками

"1", "2" и "3" соответственно. Метка

для каждого цилиндра нанесена на

поверхности блока, как показано на

рисунке.

Индикатором-нутромером измерьте

диаметр цилиндра на трех уровнях А,

В и С в поперечном (1) и продольном

(2) направлениях, как показано на ри­

сунке.

Номинальный диаметр:

метка "1" 86,00 - 86,01 мм

метка "2" 86,01 - 86,02 мм

метка "3" 86,02 - 86,03 мм

Если диаметр больше максимально

допустимого, расточите все четыре

цилиндра (См. подраздел "Расточка

блока цилиндров"). При необходимо­

сти замените блок цилиндров.

5. Снимите развёрткой гребень в

верхней части блока цилиндров, если

износ меньше 0,2 мм.

Пример: метка "2" на блоке цилинд­

ров + метка "1" на коленчатом валу -

2 = сумма "1" (размерная группа не­

обходимого вкладыша).

Циаметр постели коренного под­

шипника блока цилиндров:

метка "1" 61,000 - 61,006 мм

метка "2" 61,007 - 61,012 мм

метка "3" 61,013 - 61,018 мм

ремонтный (0,25) 61,000 - 61,018 мм

Циаметр коренной

шейки коленчатого вала:

метка "0" 56,994 - 57,000 мм

метка "1" 56,989 - 56,994 мм

метка "2" 56,983 - 56,988 мм

ремонтный (0,25) 56,745 - 56,755 мм

Толщина стенки

вкладыша (в центральной части):

метка "В" 1,970 - 1,973 мм

метка "А" 1,974 - 1,976 мм

метка "1" 1,977 - 1,979 мм

метка "2" 1,980 - 1,982 мм

метка "3" 1,983 - 1,985 мм

метка "4" 1,986 - 1,988 мм

метка "5" 1,989 - 1,991 мм

ремонтный (0,25). 2,094 -2,150 мм

л) Снимите пластиковые калибры.

11. Снимите коленчатый вал.

а) Поднимите коленчатый вал.

б) Извлеките верхние вкладыши ко­

ренных подшипников и верхние

упорные полукольца из блока ци­

линдров.

Примечание: уложите коренные под­

шипники и упорные полукольца в оп­

ределённом порядке.

46

Двигатель - общие процедуры ремонта

Разборка узла

"поршень-шатун"

1. Проверьте посадку соединения

"поршень - поршневой палец", пыта­

ясь перемещать поршень "взад-

вперёд" на поршневом пальце в на­

правлении, перпендикулярном оси

поршневого пальца. При наличии за­

метного люфта замените весь узел.

Проверка состояния

поршня и шатуна

1. Очистите поршень.

а) Скребком удалите нагар и другие

углеродные отложения с днища

поршня.

б) Очистите канавки поршня от от­

ложений куском сломанного кольца.

2. Снимите поршневые кольца.

а) Специнструментом (экспандером

или отверткой) снимите оба ком­

прессионных кольца.

б) Вручную снимите элементы мас¬

лосъемного кольца (скребки и экс­

пандер кольца).

Примечание: разложите кольца в со­

ответствующем порядке.

3. Отсоедините шатун от поршня.

а) Используя отвертку, снимите сто­

порные кольца.

' в) Растворителем и мягкой волося­

ной щеткой окончательно очистите

поршень.

Примечание: не применяйте метал­

лическую щетку.

2. Проверьте поршень и поршневые

кольца.

А. Проверьте зазор между поршнем и

цилиндром.
Примечание: имеются три размер­

ные группы номинального диаметра

поршня, обозначенные метками

(цифрами) "1", "2" и "3" соответст­

венно. Метка нанесена на днище

поршня с краю в направлении, пер­

пендикулярном оси поршневого паль­

ца, или на днище поршня в центре.

Обратите внимание на метку

(выемку) "перед", по которой поршень

должен устанавливаться в цилиндр.

б) Постепенно нагрейте поршень до

температуры 80 - 90

С

С.

в) Используя молоток с пластиковой

головкой и медный стержень, выбей­

те поршневой палец и снимите шатун.

Примечание:

- При необходимости установите

метки на поршень и шатун, чтобы

обеспечить правильность сборки.

- Не разукомплектовывайте пор­

шень и поршневой палец.

- Разложите детали поршневой

группы покомплектно.

а) Микрометром измерьте диаметр

юбки поршня на указанном расстоя­

нии от поверхности днища поршня

(ниже уровня канавок для поршне­

вых колец) и в направлении, пер­

пендикулярном оси поршневого

пальца, как показано на рисунке.

Расстояние для

измерения диаметра поршня:

ЗС-Т 50,5 мм

ЗС-Е 42,5 мм

ЗС-ТЕ 31,95 мм Б. Проверьте зазор между компресси­

онным кольцом и поршневой канав­

кой, измерив его плоским щупом, как

показано на рисунке.

Номинальный диаметр поршня:

ЗС-Т:

метка "1" 85,94 - 85,95 мм

метка "2" 85,95 - 85,96 мм

метка "3" 85,96 - 85,97 мм

ЗС-Е:

метка "1" 85,875 - 85,885 мм

метка "2" 85,885 - 85,895 мм

метка "3" 85,895 - 85,905 мм

ЗС-ТЕ:

метка "1" 85,883 - 85,893 мм

метка "2" 85,893 - 85,903 мм

метка "3" 85,903 - 85,91З мм

б) Измерьте диаметры цилиндров в

направлении оси двигателя.

в) Найдите разность результатов

измерений диаметра поршня и диа¬

метра цилиндра, определив зазор

между цилиндром и поршнем.

Зазор между цилиндром и поршнем:

ЗС-Т:

номинальный 0,050 - 0,070 мм

максимальный 0,150 мм

ЗС-Е:

номинальный 0,115 - 0,135 мм

максимальный 0,150 мм

ЗС-ТЕ:

номинальный 0,107 - 0,127 мм

максимальный 0,150 мм

Если зазор больше максимального,

замените все четыре поршня и рас-

точите все четыре цилиндра. При

необходимости замените блок ци-

линдров.

Примечание: при использовании ново-

го блока цилиндров применяйте

поршни той же самой размерное

группы, что и цилиндры блока. Map-

кировка для каждого цилиндра нане-

сена на блок, как показано на рисунке.

Двигатель - общие процедуры ремонта

47

Номинальный зазор:

Компрессионное

кольцо №1 0,062 - 0,111 мм

Компрессионное

кольцо №2 0,070 - 0,11 мм

Маслосъемное

кольцо 0,030 - 0,070 мм

Если зазор больше допустимого, за­

мените поршень.

В. Проверьте зазор в замке поршнево­

го кольца.

а) Вставьте поршневое кольцо в ци­

линдр.

б) Поршнем протолкните кольцо на

расстояние 120 мм от поверхности

блока цилиндров, как показано на

рисунке.

в) Плоским щупом измерьте зазор в

замке кольца.

ЗС-Т кольца производства

фирмы "TOYOTA":

Номинальный зазор:

компрессионное

кольцо№1 0,27 - 0,37 мм

компрессионное

кольцо №2 0,34 - 0,47 мм

маслосъемное кольцо

(по скребкам) 0,20 - 0,40 мм

ЗС-Т кольца производства

фирмы "RIKEN":

Номинальный зазор:

компрессионное

кольцо №1 0,30 - 0,40 мм

компрессионное

кольцо №2 0,40- 0,50 мм

маслосъемное кольцо

(по скребкам) 0,25 - 0,45 мм

ЗС-Е, ЗС-ТЕ:

Номинальный зазор:

компрессионное

кольцо №1 0,27 - 0,39 мм

компрессионное

кольцо №2 0,40 - 0,55 мм

маслосъемное кольцо

(по скребкам) 0,20 - 0,40 мм

Максимальный зазор:

компрессионное

кольцо №1 0,83 мм

компрессионное

кольцо №2 0,85 мм

маслосъемное кольцо

(по скребкам) 0,70 мм

Если зазор в замке больше макси­

мального, замените поршневое коль­

цо. Если зазор в замке больше макси­

мального даже с новым поршневым

кольцом, расточите все цилиндры или

замените блок цилиндров.

Г. Проверьте поршневой палец.

При нагретом поршне до 60°С порш­

невой палец должен перемещаться в

поршне без значительных усилий.

После проверки снимите поршневой

палец.

3. Проверьте шатун.

А. Используя специальное приспособ­

ление и плоский щуп, проверьте изгиб

шатуна, как показано на рисунке.
Максимально допустимый

изгиб на 100 мм длины 0,05 мм

Если скручивание больше допустимо­

го, замените шатун вместе с крышкой

шатуна.

а) Нутромером измерьте внутренний

диаметр втулки верхней головки

шатуна.

Внутренний диаметр

втулки 27,011 - 27,023 мм

б) Используя микрометр, измерьте

диаметр поршневого пальца.

Диаметр поршневого

пальца 27,000 - 27,012 мм

Б. Проверьте зазор между поршневым

пальцем и отверстием верхней голов­

ки шатуна.

в) Вычтите измеренное значение

диаметра поршневого пальца от из­

меренного значения внутреннего

диаметра втулки.

Номинальный масляный

зазор 0,007 - 0,015 мм
Максимальный масляный

зазор 0,05 мм

Если зазор больше максимально до­

пустимого, то замените втулку. Если

необходимо, замените поршень и

поршневой палец в сборе.

В. Если необходимо, замените втулку

верхней головки шатуна.

а) Используя оправку и пресс, вы¬

прессуйте втулку из верхней головки

шатуна.

- Установите втулку на специальное

приспособление, зафиксировав её

шариком в масляном (смазочном)

отверстии втулки.

Аналогичным способом проверьте

скручивание шатуна, как показано на

рисунке.

Максимальное скручивание

на 100 мм длины 0,15 мм

- Совместите смазочные отверстия

втулки и шатуна.

48

Двигатель - общие процедуры ремонта

- Используя специальное приспособ­

ление и пресс, запрессуйте втулку.

диаметр цилиндра

в) Измерьте зазор поршневого

пальца и, если необходимо, то от­

шлифуйте или переточите новую

втулку до получения номинального

зазора.

г) Проверьте работу поршневого

пальца при нормальной комнатной

температуре. Нанесите на поршне­

вой палец моторное масло и нада­

вите на него, как показано на рисун­

ке. Палец должен свободно ходить в

головке шатуна.

б) Вычислите

для расточки.

Размер, на который нужно расто­

чить цилиндр = Р + С - Н

Р = диаметр поршня, мм

С = зазор между поршнем

и цилиндром

Н = припуск на хонингование

0,02 мм или меньше

Ремонтный диаметр цилиндра:

ЗС-Т:

метка "1" 86,500 - 86,510 мм

метка "2" 86,510 - 86,520 мм

метка "3" 86,520 - 86,530 мм

ЗС-Е, ЗС-ТЕ 86,500 - 86,530 мм

3. Расточите и отхонингуйте цилиндр

до требуемых размеров.

Максимальный допуск

на хонингование 0,02 мм

Проверка и ремонт

коленчатого вала

1. Проверка биения коленчатого вала.

а) Уложите коленчатый вал на

призмы.

б) Часовым индикатором проверьте

биение коленчатого вала по цен­

тральной коренной шейке.

Максимальное биение 0,05 мм

Расточка цилиндров

Примечание:

- Растачивайте все цилиндры на

один и тот же ремонтный размер

(под поршни ремонтного диаметра).

Устанавливайте поршневые

кольца также одного ремонтного

размера, соответствующего ре­

монтному размеру поршней.

1. Подберите поршни ремонтного раз­

мера.
Ремонтный (0,50) диаметр поршня:

ЗС-Т:

метка "1" 86,44 - 86,45 мм

метка "2" 86,45 - 86,46 мм

метка "3" 86,46 - 86,47 мм

ЗС-Е, ЗС-ТЕ 86,375 - 86,405 мм

2. Рассчитайте ремонтный размер для

расточки цилиндров.

а) Микрометром измерьте диаметр

поршня под прямым углом к оси

поршневого пальца 31,95 мм от

плоскости днища поршня.

б) Проверьте шатунные и коренные

шейки на конусность и некруглость

как показано на предыдущем рисунке

Максимальная конусность

и некруглость 0,02 мм

Если конусность или некруглость

больше допустимой, замените ко¬

ленчатый вал.

При необходимости перешлифуйте

шатунные и коренные шейки на ре­

монтный размер и подберите вкла¬

дыши ремонтного (уменьшенного на

0,25 мм) размера.

Замена сальников

коленчатого вала

Примечание: существует два мето­

да ("А" и "Б") замены сальников ко­

ленчатого вала.

1. Замените передний сальник колен­

чатого вала.

А. При снятом масляном насосе с

блока цилиндров.

а) Используя отвертку и молоток,

выбейте сальник, как показано на

рисунке.

Если биение больше максимально

допустимого, замените коленчатый

вал.

2. Проверьте шатунные и коренные

шейки.

а) Микрометром измерьте диаметр

каждой шатунной и коренной шейки

в двух взаимно перпендикулярных

плоскостях, как показано на рисунке.

Диаметр коренной шейки:

номинальный 56,982 - 57,000 мм

ремонтный 56,745 - 56,755 мм

Диаметр шатунной шейки:

номинальный 50,482 - 50,500 мм

ремонтный 50,245 - 50,255 мм

Если значения диаметров выходят за

указанные пределы, проверьте мас­

ляные зазоры. При необходимости

перешлифуйте или замените коленча­

тый вал.

Примечание: ремонтный диаметр

шеек уменьшен на 0,25 мм по сравне­

нию с номинальным.

б) Используя трубку подходящего

диаметра и молоток, запрессуйте

новый сальник, пока его поверх­

ность не окажется заподлицо с кор¬

пусом масляного насоса.

в) Нанесите консистентную смазку

на кромку сальника.

Б. При установленном масляном на­

сосе на блок цилиндров:

а) Используя нож, срежьте высту­

пающую кромку сальника.

б) Отвёрткой, предварительно обмо¬

танной изолентой, удалите сальник.

Примечание: не повредите коленча¬

тый вал.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
4 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности