Toyota: двигатели 3С-Е, 3С-Т, 3С-ТЕ. Руководство — часть 9

Toyota: двигатели 3С-Е, 3С-Т, 3С-ТЕ. Руководство - часть 9

Двигатель - общие процедуры ремонта

37

в) Используя плоскогубцы с длин­

ными губками, снимите маслосъем¬

ные колпачки.

Примечание: будьте осторожны, не

заденьте стенку цилиндра толкате­

ля, так как одна царапина не позво­

лит толкателю сесть на место, или

толкатель будет подклинивать.

4. Используя спецприспособление,

снимите камеры сгорания, как показа­

но на рисунке.

б) Шабером снимите остатки про­

кладки головки блока на поверхно­

сти разъема блока цилиндров.

в) Сжатым воздухом удалите угле­

родные отложения и остатки про­

кладки головки блока с поверхно­

стей, отверстий под болты.

Примечание: используя сжатый воз­

дух, опасайтесь попадания в. глаза

частиц грязи.

2. Очистите головку блока цилиндров.

а) Очистите поверхность головки

блока от остатков прокладки головки

блока.

Примечание: будьте осторожны,

чтобы не повредить поверхность

головки блока, сопрягаемую с про­

кладкой.

б) Очистите поверхности камер сго­

рания головки блока металлической

щеткой, удалив остатки углеродных

отложений.

в) Очистите отверстия направляю­

щих втулок головки блока щеткой и

растворителем.

Максимально допустимая

неплоскостность поверхности:

газового стыка 0,20 мм

коллекторов 0,20 мм

Если величина неплоскостности пре­

вышает максимально допустимую, за­

мените головку блока цилиндров или

отшлифуйте ее.

б) Используя проникающий краси­

тель, проверьте наличие трещин в

камерах сгорания, впускных и выпу­

скных каналах и на поверхности га­

зового стыка. При наличии трещин

замените головку блока цилиндров

или заварите ее (с последующей

шлифовкой).

5. Снимите камеры сгорания. Вос­

пользуйтесь латунным стержнем, как

показано на рисунке, и выбейте каме­

ры сгорания.

г) Очистите поверхность головки

блока цилиндров (сопрягаемую с

поверхностью блока цилиндров),

используя мягкую щетку и раствори­

тель.

Проверьте головку блока цилиндров.

а) Прецизионной линейкой и пло­

ским щупом, как показано на рисун­

ке, проверьте неплоскостность ра­

бочих поверхностей головки блока

цилиндров, сопрягаемых:

- с поверхностью блока цилиндров.

- с поверхностями впускного и выпу­

скного коллекторов,

Проверка, очистка и ремонт

деталей головки блока

цилиндров

1. Очистите днища поршней и поверх­

ность блока цилиндров, сопрягаемую

с головкой блока цилиндров.

а) Проворачивая коленчатый вал,

последовательно установите порш­

ни в ВМТ. Шабером очистите по­

верхности днищ поршней от угле­

родных отложений.

4. Очистите клапаны.

а) Шабером снимите налет углеро­

дистых отложений с тарелки клапа­

на.

б) Щеткой окончательно очистите

клапан.

5. Проверьте диаметры стержней кла­

панов и внутренние диаметры на­

правляющих втулок клапанов.

а) Нутромером измерьте внутренний

диаметр направляющих втулок кла­

панов.

Внутренний диаметр

втулки 8,010 - 8,030 мм

38

Двигатель - общие процедуры ремонта

б) Микрометром измерите диаметр

стержня клапана.

Диаметр стержня клапана:

впускной 7,975 - 7,990 мм

выпускной 7,960 - 7,975 мм

в) По разности измерений диаметра

стержня клапана и внутреннего

диаметра направляющей втулки

найдите зазор между стержнем кла­

пана и его направляющей.

Номинальный зазор:

впускной клапан 0,020 - 0,055 мм
выпускной клапан. 0,035 - 0,070 мм

Максимальный зазор:

впускной клапан 0,08 мм

выпускной 0,10 мм

Если зазор больше максимально

допустимого, замените клапан и на­

правляющую втулку.

6. Если необходимо, замените на­

правляющие втулки клапанов.

а) Постепенно нагрейте головку

блока цилиндров в водяной ванне

до температуры 80 - 100°С.

б) Используя выколотку и молоток,

выпрессуйте направляющую втулку.

в) Нутромером измерьте диаметр

расточки под направляющую в кор­

пусе головки блока цилиндров.

чите отверстие до ремонтного раз­

мера 13,050 - 13,051 мм и установите

направляющую втулку ремонтного

размера (увеличенным на 0,05 мм).

• Если диаметр отверстия под на­

правляющую в корпусе головки бло­

ка превышает 13,101 мм, замените

головку блока цилиндров.

• Величину наружных диаметров

втулок впускных и выпускных клапа­

нов выбирайте в зависимости от

диаметров отверстий под направ­

ляющие.

Диаметр направляющих втулок:

номинальный 13,040 - 13,051 мм

ремонтный 13,090 - 13,101 мм

Примечание: направляющие втулки

впускных и выпускных клапанов име­

ют разную длину.

Направляющие втулки:

впускных клапанов 46,0 мм

выпускных клапанов 50,0 мм

7. Проверьте и притрите клапаны.

а) Прошлифуйте клапаны до устра¬

нения следов нагара и царапин.

б) Убедитесь, что притертая фаска

клапана образует угол 45° относи­

тельно плоскости, перпендикуляр-

ной оси стержня.
в) Проверьте общую длину клапана.

Номинальная длина клапана:

впускной 105,70 мм,

выпускной 105,35 мм

Если общая длина меньше допусти­

мой величины, замените клапан.

Номинальный диаметр (в холодном

состоянии) 13,000 - 13,027 мм

• Если диаметр отверстия под на­

правляющую в корпусе головки бло­

ка не превышает 13,027 мм, устано­

вите направляющую втулку со стан­

дартным наружным диаметром.

• Если диаметр отверстия под на­

правляющую в корпусе головки блока

превышает указанный размер, расто-

д) Нагрейте головку блока цилинд­

ров в водяной ванне до температу­

ры 80 - 100°С.

е) Установите направляющую втулку

клапана. Используя выколотку и мо­

лоток, установите новую направ­

ляющую втулку клапана, чтобы она

выступала из головки блока цилин­

дров на:

Направляющая втулка впускных

клапанов 16,8 - 17,6 мм

Направляющая втулка выпускных

клапанов 17,3 - 18,1 мм

ж) Используя развертку на 8 мм

(ЗС-Т) разверните внутреннее от­

верстие направляющей, чтобы

обеспечить нормированный зазор

между направляющей и стержнем

клапана (см. пункт 5 (в)).

д) Проверьте состояние торцевой

поверхности клапанов на отсутствие

износа.

Если торец клапана изношен, пере­

шлифуйте торец или замените кла­

пан.

Примечание: при перешлифовке не

допускайте уменьшения общей дли­

ны клапана, выходящей за предел её

минимально допустимого значения.

8. Проверьте и очистите седла клапанов.

а) Фрезой из твердого сплава с уг­

лом конуса 45° прошлифуйте седла

клапанов, сняв минимальный слой

металла только для очистки рабо­

чих фасок сёдел.

б) Проверьте правильность посадки

клапана в седло.

- Нанесите тонкий слой белил на

фаску клапана. Прижмите рабочую

фаску клапана к седлу, но не вра­

щайте клапан. Затем уберите кла­

пан и осмотрите седло и фаску кла­

пана.

- Если краска остается по всей ок­

ружности (360°) фаски клапана, то

клапан концентричен. В противном

случае замените клапан.

Двигатель - общие процедуры ремонта

39

- Если краска проявляется по всей ок­

ружности (360°) седла клапана, на­

правляющая (втулка) клапана и седло

клапана концентричны. В противном

случае перешлифуйте фаску.

- Убедитесь, что пятно контакта нахо­

дится в средней части рабочей фаски

клапана и имеет ширину 1,2 -1,6 мм.

В противном случае скорректируйте

фаску следующим образом:

- Если пятно контакта расположено

слишком высоко на фаске клапана,

то для перешлифовки седла исполь­

зуйте фрезы с углом конуса 20° и 45°.

- Если пятно контакта расположено

слишком низко на фаске клапана, то

для перешлифовки седла используй­

те фрезы с углом конуса 75° и 45°.

г) Вручную притрите клапан и седло

клапана с использованием абразив­

ной пасты.

Если длина пружины отличается от

номинальной, замените пружину

клапана.

10. Проверьте распределительный

вал и подшипники.

А. Проверьте распределительный вал

на отсутствие изгиба.

а) Уложите распределительный вал

на призмы.

б) Стрелочным индикатором про­

верьте биение распределительного

вала относительно средней шейки.

Максимальное биение 0,06 мм

д) После притирки очистите клапан

и седло клапана.

9. Проверьте клапанные пружины.

а) Используя металлический уголь­

ник (90°), проверьте неперпендику­

лярность пружины клапана, как по-

казано на рисунке.

Максимально допустимая неперпен­

дикулярность составляет 2,0 мм

Если биение превышает допустимое

значение, замените распредели­

тельный, вал.

Б. Проверьте высоту кулачков рас­

пределительного вала, измерив ее

микрометром.

Если диаметры шеек выходят за пре­

делы, указанные в технических усло­

виях, проверьте масляный зазор меж­

ду шейкой и подшипником.

Г. Проверьте состояние подшипников

распределительного вала на отсутст­

вие выкрашивания и царапин на их

поверхностях. При наличии перечис­

ленных дефектов замените крышки

подшипников или головку блока ци­

линдров в сборе.

Д. Проверьте радиальный зазор в под­

шипниках распределительного вала.

а) Очистите рабочие поверхности

шеек распределительного вала и

крышек подшипников.

б) Уложите распределительный вал в

постели головки блока цилиндров.

в) Положите по кусочку пластиково­

го калибра на каждую шейку рас­

пределительного вала.

б) Штангенциркулем измерьте сво­

бодную длину пружины в свободном

состоянии.

Длина пружины клапана 47,5 мм

Номинальная высота кулачков рас­

пределительного вала:

ЗС-Т:

Lite/Town-Ace,

Camry/Vista 47,40 мм

ЗС-Е:

Lite/Town-Ace, Caldina,

Corolla, Sprinter 47,62 мм

ЗС-ТЕ:

Lite/Town-Ace 46,94 мм

Caldina, Carina,

Corona, Ipsum, Gaia 47,34 мм

Номинальная высота кулачков

распределительного вала

(все двигатели ЗС-Т, ЗС-Е, ЗС-ТЕ)

48,35 мм

Если высота кулачка меньше чем до­

пустимая величина, замените распре­

делительный вал.

В. Проверьте размеры опорных шеек

распределительного вала, измерив их

диаметры микрометром.

Диаметр опорных шеек распредели­

тельного вала 27,979 - 27,995 мм

Примечание: затяните болты в три

приёма, начиная с внутренней сто­

роны.

г) Установите крышки подшипников.

Равномерно затяните болты крышек

в последовательности, указанной на

рисунке.

Момент затяжки 18 Н•м

Примечание: не проворачивайте рас­

пределительный вал.

д) Снимите крышки подшипников.

е) Измерьте ширину сплющенных

пластиковых калибров в наиболее

широкой части и вычислите зазор.

Радиальный зазор в подшипниках

распределительного вала:

номинальный 0,037 - 0,073 мм

Если зазор больше максимально

допустимого, замените распредели­

тельный вал. При необходимости

замените крышки подшипников и го­

ловку блока цилиндров.

40

Двигатель - общие процедуры ремонта

ж) Удалите остатки пластиковых ка­

либров.

3. Проверьте осевой зазор распреде­

лительного вала.

а) Установите распределительный вал

в постели головки блока цилиндров.

б) Индикатором измерьте осевой за­

зор при перемещении распредели­

тельных валов назад и вперед.

Осевой зазор

распределительных валов:

номинальный 0,080- 0,18 мм

максимально допустимый... 0,25 мм

Если осевой зазор больше макси­

мально допустимого, замените рас­

пределительный вал. Если необхо­

димо, замените крышки подшипника

и головку блока цилиндров.

11. Проверьте толкатели и отверстия

под толкатели в корпусе головки блока.

а) Индикатором-нутромером измерьте

диаметры отверстий под толкатели в

головке блока цилиндров.

Диаметр отверстия под толкатель

в головке блока 37,960 - 37,975 мм

12. Используя прецизионную повероч­

ную линейку и плоский щуп, проверьте

контактные поверхности коллекторов

на предмет неплоскостности прива¬

лочных поверхностей.

Максимальная

неплоскостность 0,20 мм

Сборка головки

блока цилиндров

Примечание:

- Полностью очистите все детали,

которые будут устанавливаться.

- Перед монтажом вращающихся

и/или скользящих деталей смажь­

те их рабочие поверхности свежим

моторным маслом.

- Замените все прокладки, уплот­

нения и маслосъемные колпачки

новыми.

1. Установите камеры сгорания.

а) Совместите установочную выемку

камеры сгорания с пазом в головке

блока цилиндров.

б) Микрометром измерьте диаметр

толкателя.

Диаметр

толкателя 37,922 - 37,932 мм

в) Проверьте масляный зазор. Вы­

чтите значение диаметра толкателя

из значения диаметра отверстия

под толкатель в корпусе головки и

определите зазор.

Зазор между толкателем и

стенкой отверстия под толкатель:

номинальный 0,028 - 0,053 мм

максимальный 0,10 мм

Если зазор превышает максимально

допустимый, замените толкатель.

При необходимости замените голов­

ку блока цилиндров.

Если величина выступания камеры

сгорания не соответствует техниче­

ским требованиям, отрегулируйте ве­

личину выступания камеры сгорания с

помощью регулировочных шайб. На

головке блока нанесены метки для

каждого цилиндра, метки указывают,

какой толщины необходимо использо­

вать регулировочные шайбы.

Существуют три размера регулиро­

вочных шайб.

метка "1" не используется

метка "2" не используется

или 0,05 мм

метка "3" 0,05 или 0,10 мм

2. Установите штифты головки блока

цилиндров.

а) Молотком с пластиковым бойком

установите штифты головки блока

цилиндров в места, как показано на

рисунке. Выступание штифтов от

поверхности головки блока должно

составлять 4 мм.

б) Молотком с пластиковым бойком

запрессуйте камеры сгорания в го­

ловку блока цилиндров.

в) Проверьте правильность установ­

ки камер сгорания, используя стре­

лочный индикатор. Убедитесь, что

выступание камеры сгорания не вы­

ходит за указанные пределы.

Выступание "-" 0,03 - "+" 0,02 мм

б) (ЗС-Е, ЗС-ТЕ) Молотком с пласти­

ковым бойком установите штифты

головки блока цилиндров, как пока­

зано на рисунке.

3. Установите заглушку №3.

а) Нанесите на заглушку с наружной

стороны анаэробный герметик.

Установка штифтов головки блока цилиндров ЗС-Е, ЗС-ТЕ.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
2 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности