Toyota: двигатели 3С-Е, 3С-Т, 3С-ТЕ. Руководство — часть 9
Toyota: двигатели 3С-Е, 3С-Т, 3С-ТЕ. Руководство - часть 9
Двигатель - общие процедуры ремонта
37
в) Используя плоскогубцы с длин
ными губками, снимите маслосъем¬
ные колпачки.
Примечание: будьте осторожны, не
заденьте стенку цилиндра толкате
ля, так как одна царапина не позво
лит толкателю сесть на место, или
толкатель будет подклинивать.
4. Используя спецприспособление,
снимите камеры сгорания, как показа
но на рисунке.
б) Шабером снимите остатки про
кладки головки блока на поверхно
сти разъема блока цилиндров.
в) Сжатым воздухом удалите угле
родные отложения и остатки про
кладки головки блока с поверхно
стей, отверстий под болты.
Примечание: используя сжатый воз
дух, опасайтесь попадания в. глаза
частиц грязи.
2. Очистите головку блока цилиндров.
а) Очистите поверхность головки
блока от остатков прокладки головки
блока.
Примечание: будьте осторожны,
чтобы не повредить поверхность
головки блока, сопрягаемую с про
кладкой.
б) Очистите поверхности камер сго
рания головки блока металлической
щеткой, удалив остатки углеродных
отложений.
в) Очистите отверстия направляю
щих втулок головки блока щеткой и
растворителем.
Максимально допустимая
неплоскостность поверхности:
газового стыка 0,20 мм
коллекторов 0,20 мм
Если величина неплоскостности пре
вышает максимально допустимую, за
мените головку блока цилиндров или
отшлифуйте ее.
б) Используя проникающий краси
тель, проверьте наличие трещин в
камерах сгорания, впускных и выпу
скных каналах и на поверхности га
зового стыка. При наличии трещин
замените головку блока цилиндров
или заварите ее (с последующей
шлифовкой).
5. Снимите камеры сгорания. Вос
пользуйтесь латунным стержнем, как
показано на рисунке, и выбейте каме
ры сгорания.
г) Очистите поверхность головки
блока цилиндров (сопрягаемую с
поверхностью блока цилиндров),
используя мягкую щетку и раствори
тель.
Проверьте головку блока цилиндров.
а) Прецизионной линейкой и пло
ским щупом, как показано на рисун
ке, проверьте неплоскостность ра
бочих поверхностей головки блока
цилиндров, сопрягаемых:
- с поверхностью блока цилиндров.
- с поверхностями впускного и выпу
скного коллекторов,
Проверка, очистка и ремонт
деталей головки блока
цилиндров
1. Очистите днища поршней и поверх
ность блока цилиндров, сопрягаемую
с головкой блока цилиндров.
а) Проворачивая коленчатый вал,
последовательно установите порш
ни в ВМТ. Шабером очистите по
верхности днищ поршней от угле
родных отложений.
4. Очистите клапаны.
а) Шабером снимите налет углеро
дистых отложений с тарелки клапа
на.
б) Щеткой окончательно очистите
клапан.
5. Проверьте диаметры стержней кла
панов и внутренние диаметры на
правляющих втулок клапанов.
а) Нутромером измерьте внутренний
диаметр направляющих втулок кла
панов.
Внутренний диаметр
втулки 8,010 - 8,030 мм
38
Двигатель - общие процедуры ремонта
б) Микрометром измерите диаметр
стержня клапана.
Диаметр стержня клапана:
впускной 7,975 - 7,990 мм
выпускной 7,960 - 7,975 мм
в) По разности измерений диаметра
стержня клапана и внутреннего
диаметра направляющей втулки
найдите зазор между стержнем кла
пана и его направляющей.
Номинальный зазор:
впускной клапан 0,020 - 0,055 мм
выпускной клапан. 0,035 - 0,070 мм
Максимальный зазор:
впускной клапан 0,08 мм
выпускной 0,10 мм
Если зазор больше максимально
допустимого, замените клапан и на
правляющую втулку.
6. Если необходимо, замените на
правляющие втулки клапанов.
а) Постепенно нагрейте головку
блока цилиндров в водяной ванне
до температуры 80 - 100°С.
б) Используя выколотку и молоток,
выпрессуйте направляющую втулку.
в) Нутромером измерьте диаметр
расточки под направляющую в кор
пусе головки блока цилиндров.
чите отверстие до ремонтного раз
мера 13,050 - 13,051 мм и установите
направляющую втулку ремонтного
размера (увеличенным на 0,05 мм).
• Если диаметр отверстия под на
правляющую в корпусе головки бло
ка превышает 13,101 мм, замените
головку блока цилиндров.
• Величину наружных диаметров
втулок впускных и выпускных клапа
нов выбирайте в зависимости от
диаметров отверстий под направ
ляющие.
Диаметр направляющих втулок:
номинальный 13,040 - 13,051 мм
ремонтный 13,090 - 13,101 мм
Примечание: направляющие втулки
впускных и выпускных клапанов име
ют разную длину.
Направляющие втулки:
впускных клапанов 46,0 мм
выпускных клапанов 50,0 мм
7. Проверьте и притрите клапаны.
а) Прошлифуйте клапаны до устра¬
нения следов нагара и царапин.
б) Убедитесь, что притертая фаска
клапана образует угол 45° относи
тельно плоскости, перпендикуляр-
ной оси стержня.
в) Проверьте общую длину клапана.
Номинальная длина клапана:
впускной 105,70 мм,
выпускной 105,35 мм
Если общая длина меньше допусти
мой величины, замените клапан.
Номинальный диаметр (в холодном
состоянии) 13,000 - 13,027 мм
• Если диаметр отверстия под на
правляющую в корпусе головки бло
ка не превышает 13,027 мм, устано
вите направляющую втулку со стан
дартным наружным диаметром.
• Если диаметр отверстия под на
правляющую в корпусе головки блока
превышает указанный размер, расто-
д) Нагрейте головку блока цилинд
ров в водяной ванне до температу
ры 80 - 100°С.
е) Установите направляющую втулку
клапана. Используя выколотку и мо
лоток, установите новую направ
ляющую втулку клапана, чтобы она
выступала из головки блока цилин
дров на:
Направляющая втулка впускных
клапанов 16,8 - 17,6 мм
Направляющая втулка выпускных
клапанов 17,3 - 18,1 мм
ж) Используя развертку на 8 мм
(ЗС-Т) разверните внутреннее от
верстие направляющей, чтобы
обеспечить нормированный зазор
между направляющей и стержнем
клапана (см. пункт 5 (в)).
д) Проверьте состояние торцевой
поверхности клапанов на отсутствие
износа.
Если торец клапана изношен, пере
шлифуйте торец или замените кла
пан.
Примечание: при перешлифовке не
допускайте уменьшения общей дли
ны клапана, выходящей за предел её
минимально допустимого значения.
8. Проверьте и очистите седла клапанов.
а) Фрезой из твердого сплава с уг
лом конуса 45° прошлифуйте седла
клапанов, сняв минимальный слой
металла только для очистки рабо
чих фасок сёдел.
б) Проверьте правильность посадки
клапана в седло.
- Нанесите тонкий слой белил на
фаску клапана. Прижмите рабочую
фаску клапана к седлу, но не вра
щайте клапан. Затем уберите кла
пан и осмотрите седло и фаску кла
пана.
- Если краска остается по всей ок
ружности (360°) фаски клапана, то
клапан концентричен. В противном
случае замените клапан.
Двигатель - общие процедуры ремонта
39
- Если краска проявляется по всей ок
ружности (360°) седла клапана, на
правляющая (втулка) клапана и седло
клапана концентричны. В противном
случае перешлифуйте фаску.
- Убедитесь, что пятно контакта нахо
дится в средней части рабочей фаски
клапана и имеет ширину 1,2 -1,6 мм.
В противном случае скорректируйте
фаску следующим образом:
- Если пятно контакта расположено
слишком высоко на фаске клапана,
то для перешлифовки седла исполь
зуйте фрезы с углом конуса 20° и 45°.
- Если пятно контакта расположено
слишком низко на фаске клапана, то
для перешлифовки седла используй
те фрезы с углом конуса 75° и 45°.
г) Вручную притрите клапан и седло
клапана с использованием абразив
ной пасты.
Если длина пружины отличается от
номинальной, замените пружину
клапана.
10. Проверьте распределительный
вал и подшипники.
А. Проверьте распределительный вал
на отсутствие изгиба.
а) Уложите распределительный вал
на призмы.
б) Стрелочным индикатором про
верьте биение распределительного
вала относительно средней шейки.
Максимальное биение 0,06 мм
д) После притирки очистите клапан
и седло клапана.
9. Проверьте клапанные пружины.
а) Используя металлический уголь
ник (90°), проверьте неперпендику
лярность пружины клапана, как по-
казано на рисунке.
Максимально допустимая неперпен
дикулярность составляет 2,0 мм
Если биение превышает допустимое
значение, замените распредели
тельный, вал.
Б. Проверьте высоту кулачков рас
пределительного вала, измерив ее
микрометром.
Если диаметры шеек выходят за пре
делы, указанные в технических усло
виях, проверьте масляный зазор меж
ду шейкой и подшипником.
Г. Проверьте состояние подшипников
распределительного вала на отсутст
вие выкрашивания и царапин на их
поверхностях. При наличии перечис
ленных дефектов замените крышки
подшипников или головку блока ци
линдров в сборе.
Д. Проверьте радиальный зазор в под
шипниках распределительного вала.
а) Очистите рабочие поверхности
шеек распределительного вала и
крышек подшипников.
б) Уложите распределительный вал в
постели головки блока цилиндров.
в) Положите по кусочку пластиково
го калибра на каждую шейку рас
пределительного вала.
б) Штангенциркулем измерьте сво
бодную длину пружины в свободном
состоянии.
Длина пружины клапана 47,5 мм
Номинальная высота кулачков рас
пределительного вала:
ЗС-Т:
Lite/Town-Ace,
Camry/Vista 47,40 мм
ЗС-Е:
Lite/Town-Ace, Caldina,
Corolla, Sprinter 47,62 мм
ЗС-ТЕ:
Lite/Town-Ace 46,94 мм
Caldina, Carina,
Corona, Ipsum, Gaia 47,34 мм
Номинальная высота кулачков
распределительного вала
(все двигатели ЗС-Т, ЗС-Е, ЗС-ТЕ)
48,35 мм
Если высота кулачка меньше чем до
пустимая величина, замените распре
делительный вал.
В. Проверьте размеры опорных шеек
распределительного вала, измерив их
диаметры микрометром.
Диаметр опорных шеек распредели
тельного вала 27,979 - 27,995 мм
Примечание: затяните болты в три
приёма, начиная с внутренней сто
роны.
г) Установите крышки подшипников.
Равномерно затяните болты крышек
в последовательности, указанной на
рисунке.
Момент затяжки 18 Н•м
Примечание: не проворачивайте рас
пределительный вал.
д) Снимите крышки подшипников.
е) Измерьте ширину сплющенных
пластиковых калибров в наиболее
широкой части и вычислите зазор.
Радиальный зазор в подшипниках
распределительного вала:
номинальный 0,037 - 0,073 мм
Если зазор больше максимально
допустимого, замените распредели
тельный вал. При необходимости
замените крышки подшипников и го
ловку блока цилиндров.
40
Двигатель - общие процедуры ремонта
ж) Удалите остатки пластиковых ка
либров.
3. Проверьте осевой зазор распреде
лительного вала.
а) Установите распределительный вал
в постели головки блока цилиндров.
б) Индикатором измерьте осевой за
зор при перемещении распредели
тельных валов назад и вперед.
Осевой зазор
распределительных валов:
номинальный 0,080- 0,18 мм
максимально допустимый... 0,25 мм
Если осевой зазор больше макси
мально допустимого, замените рас
пределительный вал. Если необхо
димо, замените крышки подшипника
и головку блока цилиндров.
11. Проверьте толкатели и отверстия
под толкатели в корпусе головки блока.
а) Индикатором-нутромером измерьте
диаметры отверстий под толкатели в
головке блока цилиндров.
Диаметр отверстия под толкатель
в головке блока 37,960 - 37,975 мм
12. Используя прецизионную повероч
ную линейку и плоский щуп, проверьте
контактные поверхности коллекторов
на предмет неплоскостности прива¬
лочных поверхностей.
Максимальная
неплоскостность 0,20 мм
Сборка головки
блока цилиндров
Примечание:
- Полностью очистите все детали,
которые будут устанавливаться.
- Перед монтажом вращающихся
и/или скользящих деталей смажь
те их рабочие поверхности свежим
моторным маслом.
- Замените все прокладки, уплот
нения и маслосъемные колпачки
новыми.
1. Установите камеры сгорания.
а) Совместите установочную выемку
камеры сгорания с пазом в головке
блока цилиндров.
б) Микрометром измерьте диаметр
толкателя.
Диаметр
толкателя 37,922 - 37,932 мм
в) Проверьте масляный зазор. Вы
чтите значение диаметра толкателя
из значения диаметра отверстия
под толкатель в корпусе головки и
определите зазор.
Зазор между толкателем и
стенкой отверстия под толкатель:
номинальный 0,028 - 0,053 мм
максимальный 0,10 мм
Если зазор превышает максимально
допустимый, замените толкатель.
При необходимости замените голов
ку блока цилиндров.
Если величина выступания камеры
сгорания не соответствует техниче
ским требованиям, отрегулируйте ве
личину выступания камеры сгорания с
помощью регулировочных шайб. На
головке блока нанесены метки для
каждого цилиндра, метки указывают,
какой толщины необходимо использо
вать регулировочные шайбы.
Существуют три размера регулиро
вочных шайб.
метка "1" не используется
метка "2" не используется
или 0,05 мм
метка "3" 0,05 или 0,10 мм
2. Установите штифты головки блока
цилиндров.
а) Молотком с пластиковым бойком
установите штифты головки блока
цилиндров в места, как показано на
рисунке. Выступание штифтов от
поверхности головки блока должно
составлять 4 мм.
б) Молотком с пластиковым бойком
запрессуйте камеры сгорания в го
ловку блока цилиндров.
в) Проверьте правильность установ
ки камер сгорания, используя стре
лочный индикатор. Убедитесь, что
выступание камеры сгорания не вы
ходит за указанные пределы.
Выступание "-" 0,03 - "+" 0,02 мм
б) (ЗС-Е, ЗС-ТЕ) Молотком с пласти
ковым бойком установите штифты
головки блока цилиндров, как пока
зано на рисунке.
3. Установите заглушку №3.
а) Нанесите на заглушку с наружной
стороны анаэробный герметик.
Установка штифтов головки блока цилиндров ЗС-Е, ЗС-ТЕ.
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст