Toyota: двигатели 3С-Е, 3С-Т, 3С-ТЕ. Руководство — часть 12
Toyota: двигатели 3С-Е, 3С-Т, 3С-ТЕ. Руководство - часть 12
Двигатель - общие процедуры ремонта
49
в) Нанесите консистентную смазку
на кромку нового сальника.
г) Используя подходящее приспо
собление и молоток, запрессуйте
сальник, пока его поверхность не
окажется заподлицо с кромкой кор
пуса масляного насоса.
2. Замените задний сальник коленча
того вала.
А. Держатель заднего сальника снят с
блока цилиндров.
а) Используя отвертку и молоток,
выбейте сальник.
б) Используя подходящее приспо
собление и молоток, запрессуйте но
вый сальник, пока его поверхность не
окажется заподлицо с кромкой дер
жателя заднего сальника.
в) Нанесите консистентную смазку
на кромку сальника.
Б. Держатель заднего сальника уста
новлен на блоке цилиндров.
а) Ножом отрежьте кромку сальника.
б) Отвёрткой (предварительно обмо
тав её изолентой) удалите сальник.
Примечание: не повредите коленча
тый вал.
Сборка узла
"поршень - шатун"
1. Соберите шатунно-поршневую группу.
а) Используя отвертку, установите
новое стопорное кольцо с одной сто
роны в отверстие бобышки поршня.
в) Нанесите консистентную смазку
на кромку нового сальника.
г) Используя подходящее приспособ
ление и молоток, запрессуйте новый
сальник, пока его поверхность не
окажется заподлицо с кромкой дер
жателя заднего сальника.
б) Постепенно нагрейте поршень до
температуры 80 - 90°С.
в) Нанесите немного моторного
масла на поршневой палец и в от
верстия бобышек поршня.
г) Совместите метки "перед" поршня
и шатуна и установите поршневой
палец.
метка "перед"
метка "перед"
д) Используя отвертку, установите
второе новое стопорное кольцо с
другой стороны отверстия бобышки
поршня.
2. Установите поршневые кольца.
а) Установите расширитель и два
скребка маслосъемного кольца.
б) Экспандером для монтажа порш
невых колец установите два ком
прессионных кольца; причем метки
колец должны быть обращены
вверх, как показано на рисунке.
Код метки:
компрессионное
кольцо №1 Т1 или Т
компрессионное кольцо №2 2Т
1 - замок компрессионного кольца
№1, 2 - замок расширителя масло-
съемного кольца, 3 - замок ком
прессионного кольца №2, 4 - замок
скребок маслосъемного кольца.
3. Установите вкладыши шатунных
подшипников.
а) Совместите выступ вкладыша с
выточкой в нижней головки шатуна и
с его крышкой.
б) Вставьте вкладыши в нижнюю го
ловку шатуна и в крышку шатуна.
в) Установите поршневые кольца в
канавках так, чтобы их замки распо
лагались, как показано на рисунке.
Примечание: не совмещайте замки
колец.
Сборка блока цилиндров
Примечание:
- Тщательно очистите все дета
ли, предназначенные для сборки.
- Перед сборкой смажьте свежим
моторным маслом все детали, об
разующие узлы вращения или
скольжения.
- Замените все прокладки, кольце
вые уплотнения и сальники новыми.
Примечание: перед сборкой проверьте
и при необходимости замените
штифты и заглушки блока цилиндров.
Руководствуйтесь рисунками, приве
денными на следующей странице.
1. Установите вкладыши коренных
подшипников.
а) Совместите выступы верхних
вкладышей подшипников с выточ
ками (углублениями) постелей блока
цилиндров и вставьте вкладыши.
б) Совместите выступы нижних вкла
дышей подшипников с выточками
(углублениями) в крышках коренных
подшипников и установите их.
Примечание: каждая крышка коренно
го подшипника пронумерована.
50
Двигатель - общие процедуры ремонта
Двигатель - общие процедуры ремонта
51
2. Установите верхние упорные полу
кольца в постель блока коренного
подшипника №3 смазочными канавка
ми, направленным наружу.
3. Уложите коленчатый вал в блок ци
линдров.
4. Установите крышки коренных под
шипников и упорные полукольца.
а) Установите два упорных полу
кольца на крышку подшипника №3,
сориентировав масляные канавки
наружу.
б) Установите пять крышек корен
ных подшипников.
Примечание: каждая крышка подшип
ника имеет номер и метку "перед".
в) Нанесите тонкий слой моторного
масла на резьбы и под головки бол
тов крепления крышек коренных
подшипников.
г) Установите и равномерно затяните
болты крышек коренных подшипников
за несколько проходов в показанной
на рисунке последовательности.
Момент затяжки:
ЗС-Т для Lite/Town-Ace выпуска с
1992 по 1996 год 103 Н•м
ЗС-Е, ЗС-ТЕ для Lite/Town-Ace,
Caldina, Carina, Corolla, Corona,
Ipsum, Gala, Sprinter
выпуска с 1998 года 115 Н•м
Примечание: не вращайте коленча
тый вал.
д) Ввернув болт и используя ключ,
проверьте, чтобы коленчатый вал
вращался равномерно и без заеда
ний.
е) Используя стрелочный индикатор,
измерьте осевой зазор коленчатого
вала при перемещении коленчатого
вала отверткой (см. выше).
Если осевой зазор больше макси
мального, замените упорные полу
кольца.
. Установите поршень и шатун в сборе.
а) Наденьте на резьбовые части ша
тунных болтов куски шлангов для
предотвращения повреждения шеек
коленчатого вала.
- Если какой-нибудь из шатунных
болтов сломан или деформирован,
замените его.
а) Нанесите слой моторного масла
на резьбу болтов, под гайки крышек
шатунов.
б) Проведите первичную затяжку га
ек крышек шатунов равномерно, за
несколько проходов.
Момент затяжки 65 Н•м
Если какая-либо гайка не затягивается
указанным моментом, замените болт и
гайку.
в) Проверьте, чтобы коленчатый вал
поворачивался равномерно и без
заеданий.
г) Используя стрелочный индикатор,
измерьте осевой зазор при переме
щении шатуна назад и вперед.
(см. выше.)
Если осевой зазор больше макси
мального, замените шатун в сборе.
Если необходимо, замените колен
чатый вал.
7. Установите трубку маслоохладите
ля, как показано на рисунке, предва
рительно нанеся анаэробный герме
тик на конец трубки.
б) Используя приспособление для
сжатия колец, установите в цилинд
ры поршневые комплекты в соот
ветствии с их номерами, сориенти
ровав метки "перед" на поршнях по
направлению к передней части дви
гателя, как показано на рисунке.
6. Установите нижние крышки
шатунов.
А. Установите нижние крышки шату
нов на шатуны.
а) Проверьте соответствие нумера
ции крышек шатунных подшипников
и шатунов.
б) Установите нижние крышки шату
нов так, чтобы метки "перед" были
обращены к передней части двига
теля.
Б. Установите гайки на шатунные бол
ты.
Примечание:
- Гайки затягиваются в два этапа.
8. (ЗС-Е, переднеприводные модели)
Установите сливную заглушку блока
цилиндров, как показано на рисунке.
Момент затяжки 34 Н•м
8. Установите новую прокладку и дер
жатель заднего сальника, затянув
шесть болтов.
Момент затяжки 13 Н•м
52
Система охлаждения
Описание системы
охлаждения
В данных двигателях используется
жидкостная система охлаждения за
крытого типа с принудительной цирку
ляцией охлаждающей жидкости и
термостатом, имеющим перепускной
клапан во входном патрубке охлаж
дающей жидкости.
Система охлаждения включает в себя:
рубашку охлаждения (в блоке цилинд
ров и в головке блока цилиндров), ра
диатор, насос охлаждающей жидко
сти, термостат, электрический венти
лятор системы охлаждения, соедини
тельные шланги и другие элементы.
Охлаждающая жидкость, нагреваемая
в рубашке охлаждения, нагнетается
жидкостным насосом в радиатор, где
она охлаждается с помощью вентиля
тора и встречного потока воздуха, воз
никающего при движении автомобиля.
Затем охлаждающая жидкость возвра
щается в рубашку охлаждения с помо
щью насоса и охлаждает двигатель.
Рубашка охлаждения представляет
собой сеть каналов для прохождения
жидкости. Эти каналы образованы
промежутками между гильзами ци
линдров в блоке цилиндров и сооб
щаются с каналами в головке блока.
Движение жидкости организуется та
ким образом, чтобы обеспечить наи
более эффективное охлаждение тех
элементов двигателя, которые более
всего нагреваются при его работе ( в
частности, верхнего пояса цилиндров
двигателя и камер сгорания).
Радиатор
Радиатор размещается в передней
части автомобиля и предназначен для
охлаждения охлаждающей жидкости,
поступающей из рубашки охлаждения.
Радиатор состоит из правого и левого
бачков и сердцевины радиатора, кото
рая соединяет два бачка. В верхнем
бачке расположен входной патрубок, по
которому поступает охлаждающая жид
кость из рубашки охлаждения, а также
шланг для перепуска излишней охлаж
дающей жидкости или пара. В нижнем
бачке радиатора расположен выходной
патрубок охлаждающей жидкости, че
рез который она поступает в насос ох
лаждающей жидкости, а также сливной
краник, через который удаляется охла
ждающая жидкость. Сердцевина ра
диатора имеет множество оребренных
трубок, по которым поток охлаждаю
щей жидкости проходит из верхнего
бачка в нижний, а также охлаждающие
ребра для более эффективного рас
сеивания теплоты в окружающую сре
ду. Охлаждающая жидкость, нагретая
при прохождении через рубашку охла
ждения, охлаждается в радиаторе по
током воздуха, просасываемым элек
трическим вентилятором, а также
встречным потоком воздуха, возни
кающим при движении автомобиля.
Модели с автоматической трансмисси
ей имеют специальный охладитель ра
бочей жидкости автоматической короб
ки передач, который расположен в
нижнем бачке радиатора. Вентилятор с
электрическим приводом располагает
ся за радиатором, что облегчает про
хождение потока воздуха через радиа
тор. Вентилятор включается только в
том случае, если температура охлаж
дающей жидкости достигнет рабочего
значения. Это снижает затраты мощно
сти на привод вентилятора и предот
вращает переохлаждение двигателя.
Пробка заливной горловины радиато
ра (пробка радиатора)
Пробка радиатора - уплотняющего
типа, она должна герметизировать
радиатор и выдерживать повышен
ное давление, возникающее в ре
зультате теплового расширения ох
лаждающей жидкости. Повышенное
давление в радиаторе препятствует
закипанию охлаждающей жидкости
даже при температуре выше 100°С.
Пробка радиатора имеет паровой
(сбрасывающий) клапан и воздуш
ный клапан (клапан разрежения).
При температуре охлаждающей жид
кости 110-120°С избыточное давле
ние внутри радиатора, вызванное
тепловым расширением жидкости,
достигает 0,3-1,0 кг/см или 30-100
кПа. В случае превышения указанно
го предела под действием давления
открывается паровой клапан, и пар
удаляется через паровую трубку.
Воздушный клапан открывается под
действием разрежения, которое об
разуется внутри радиатора после ос
тановки двигателя и снижения тем
пературы охлаждающей жидкости.
Открытие этого клапана позволяет
охлаждающей жидкости в расшири
тельном бачке вернуться в систему
охлаждения.
Расширительный бачок
Расширительный бачок предназна
чен для аккумулирования избыточно
го объема охлаждающей жидкости,
который получается в результате ее
объемного расширения при нагреве.
Когда температура охлаждающей
жидкости падает, она возвращается
из расширительного бачка в радиа
тор. Таким образом, радиатор всегда
заполнен охлаждающей жидкостью,
и при этом не допускается ненужных
ее потерь. Чтобы убедиться в необ
ходимости долива охлаждающей
жидкости, необходимо проверить ее
уровень в расширительном бачке.
Насос охлаждающей жидкости
Насос охлаждающей жидкости обес
печивает принудительную циркуляцию
охлаждающей жидкости через систему
охлаждения. Он устанавливается в
передней части блока цилиндров и
приводится в действие от коленчатого
вала клиновидным ремнем привода
генератора.
Термостат
Термостат устанавливается на вход
ном патрубке контура охлаждения.
Он имеет восковой перепускной кла
пан и автоматический клапан,
управляемый в зависимости от тем
пературы охлаждающей жидкости.
Автоматический клапан закрывается,
когда температура охлаждающей
жидкости падает, и тем самым пре
пятствует циркуляции жидкости чe-
рез двигатель, ускоряя процесс его
прогрева. При этом перепускной
клапан открывается при закрытии
автоматического клапана, тогда ох¬
лаждающая жидкость циркулирует
только внутри двигателя (по малому
контуру системы охлаждения). Когда
температура охлаждающей жидкости
возрастает, автоматический клапан
термостата открывается, а перепу
скной клапан (если он установлен)
закрывается, что позволяет охлаж
дающей жидкости циркулировать че
рез радиатор. Восковой наполнитель
внутри силового элемента термоста
та расширяется при нагревании и
охлаждается при охлаждении. На
грев воскового наполнителя силово
го элемента создает усилие, пре
одолевающее усилие пружины, под
действием которой клапан удержи
вается в закрытом состоянии, таким
образом происходит открытие авто
матического клапана. При охлажде
нии воскового наполнителя он сжи
мается, и под действием усилия
пружины автоматический клапан за
крывается. В данных моделях двига
телей термостат обеспечивает под
держание рабочей температуры ох
лаждающей жидкости около 82°С.
Насос охлаждающей
жидкости
Снятие насоса охлаждающей
жидкости
(Camry/Vista, Corolla, Sprinter,
Caldina, Carina, Corona, Gaia,
Ipsum, Lite/Town - Ace)
1. Слейте охлаждающую жидкость.
2. Снимите ремень привода ГРМ.
(См. раздел "Ремень привода ГРМ".)
3. Снимите зубчатый шкив привода
ТНВД.
а) Удерживая зубчатый шкив приво
да ТНВД специнструментом, отвер
ните болт его крепления.
б) Съемником снимите зубчатый
шкив ТНВД.
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст