Toyota: двигатели 3С-Е, 3С-Т, 3С-ТЕ. Руководство — часть 12

Toyota: двигатели 3С-Е, 3С-Т, 3С-ТЕ. Руководство - часть 12

Двигатель - общие процедуры ремонта

49

в) Нанесите консистентную смазку

на кромку нового сальника.

г) Используя подходящее приспо­

собление и молоток, запрессуйте

сальник, пока его поверхность не

окажется заподлицо с кромкой кор­

пуса масляного насоса.

2. Замените задний сальник коленча­

того вала.

А. Держатель заднего сальника снят с

блока цилиндров.

а) Используя отвертку и молоток,

выбейте сальник.

б) Используя подходящее приспо­

собление и молоток, запрессуйте но­

вый сальник, пока его поверхность не

окажется заподлицо с кромкой дер­

жателя заднего сальника.

в) Нанесите консистентную смазку

на кромку сальника.

Б. Держатель заднего сальника уста­

новлен на блоке цилиндров.

а) Ножом отрежьте кромку сальника.

б) Отвёрткой (предварительно обмо­

тав её изолентой) удалите сальник.

Примечание: не повредите коленча­

тый вал.

Сборка узла

"поршень - шатун"

1. Соберите шатунно-поршневую группу.

а) Используя отвертку, установите

новое стопорное кольцо с одной сто­

роны в отверстие бобышки поршня.

в) Нанесите консистентную смазку

на кромку нового сальника.

г) Используя подходящее приспособ­

ление и молоток, запрессуйте новый

сальник, пока его поверхность не

окажется заподлицо с кромкой дер­

жателя заднего сальника.

б) Постепенно нагрейте поршень до

температуры 80 - 90°С.

в) Нанесите немного моторного

масла на поршневой палец и в от­

верстия бобышек поршня.

г) Совместите метки "перед" поршня

и шатуна и установите поршневой

палец.

метка "перед"

метка "перед"

д) Используя отвертку, установите

второе новое стопорное кольцо с

другой стороны отверстия бобышки

поршня.

2. Установите поршневые кольца.

а) Установите расширитель и два

скребка маслосъемного кольца.

б) Экспандером для монтажа порш­

невых колец установите два ком­

прессионных кольца; причем метки

колец должны быть обращены

вверх, как показано на рисунке.

Код метки:

компрессионное

кольцо №1 Т1 или Т

компрессионное кольцо №2 2Т

1 - замок компрессионного кольца

№1, 2 - замок расширителя масло-

съемного кольца, 3 - замок ком­

прессионного кольца №2, 4 - замок

скребок маслосъемного кольца.

3. Установите вкладыши шатунных

подшипников.

а) Совместите выступ вкладыша с

выточкой в нижней головки шатуна и

с его крышкой.

б) Вставьте вкладыши в нижнюю го­

ловку шатуна и в крышку шатуна.

в) Установите поршневые кольца в

канавках так, чтобы их замки распо­

лагались, как показано на рисунке.

Примечание: не совмещайте замки

колец.

Сборка блока цилиндров

Примечание:

- Тщательно очистите все дета­

ли, предназначенные для сборки.

- Перед сборкой смажьте свежим

моторным маслом все детали, об­

разующие узлы вращения или

скольжения.

- Замените все прокладки, кольце­

вые уплотнения и сальники новыми.

Примечание: перед сборкой проверьте

и при необходимости замените

штифты и заглушки блока цилиндров.

Руководствуйтесь рисунками, приве­

денными на следующей странице.

1. Установите вкладыши коренных

подшипников.

а) Совместите выступы верхних

вкладышей подшипников с выточ­

ками (углублениями) постелей блока

цилиндров и вставьте вкладыши.

б) Совместите выступы нижних вкла­

дышей подшипников с выточками

(углублениями) в крышках коренных

подшипников и установите их.

Примечание: каждая крышка коренно­

го подшипника пронумерована.

50

Двигатель - общие процедуры ремонта

Двигатель - общие процедуры ремонта

51

2. Установите верхние упорные полу­

кольца в постель блока коренного

подшипника №3 смазочными канавка­

ми, направленным наружу.

3. Уложите коленчатый вал в блок ци­

линдров.

4. Установите крышки коренных под­

шипников и упорные полукольца.

а) Установите два упорных полу­

кольца на крышку подшипника №3,

сориентировав масляные канавки

наружу.

б) Установите пять крышек корен­

ных подшипников.

Примечание: каждая крышка подшип­

ника имеет номер и метку "перед".

в) Нанесите тонкий слой моторного

масла на резьбы и под головки бол­

тов крепления крышек коренных

подшипников.

г) Установите и равномерно затяните

болты крышек коренных подшипников

за несколько проходов в показанной

на рисунке последовательности.

Момент затяжки:

ЗС-Т для Lite/Town-Ace выпуска с

1992 по 1996 год 103 Н•м

ЗС-Е, ЗС-ТЕ для Lite/Town-Ace,

Caldina, Carina, Corolla, Corona,

Ipsum, Gala, Sprinter

выпуска с 1998 года 115 Н•м

Примечание: не вращайте коленча­

тый вал.

д) Ввернув болт и используя ключ,

проверьте, чтобы коленчатый вал

вращался равномерно и без заеда­

ний.

е) Используя стрелочный индикатор,

измерьте осевой зазор коленчатого

вала при перемещении коленчатого

вала отверткой (см. выше).

Если осевой зазор больше макси­

мального, замените упорные полу­

кольца.

. Установите поршень и шатун в сборе.

а) Наденьте на резьбовые части ша­

тунных болтов куски шлангов для

предотвращения повреждения шеек

коленчатого вала.

- Если какой-нибудь из шатунных

болтов сломан или деформирован,

замените его.

а) Нанесите слой моторного масла

на резьбу болтов, под гайки крышек

шатунов.

б) Проведите первичную затяжку га­

ек крышек шатунов равномерно, за

несколько проходов.

Момент затяжки 65 Н•м

Если какая-либо гайка не затягивается

указанным моментом, замените болт и

гайку.

в) Проверьте, чтобы коленчатый вал

поворачивался равномерно и без

заеданий.

г) Используя стрелочный индикатор,

измерьте осевой зазор при переме­

щении шатуна назад и вперед.

(см. выше.)

Если осевой зазор больше макси­

мального, замените шатун в сборе.

Если необходимо, замените колен­

чатый вал.

7. Установите трубку маслоохладите­

ля, как показано на рисунке, предва­

рительно нанеся анаэробный герме­

тик на конец трубки.

б) Используя приспособление для

сжатия колец, установите в цилинд­

ры поршневые комплекты в соот­

ветствии с их номерами, сориенти­

ровав метки "перед" на поршнях по

направлению к передней части дви­

гателя, как показано на рисунке.

6. Установите нижние крышки

шатунов.

А. Установите нижние крышки шату­

нов на шатуны.

а) Проверьте соответствие нумера­

ции крышек шатунных подшипников

и шатунов.

б) Установите нижние крышки шату­

нов так, чтобы метки "перед" были

обращены к передней части двига­

теля.

Б. Установите гайки на шатунные бол­

ты.
Примечание:

- Гайки затягиваются в два этапа.

8. (ЗС-Е, переднеприводные модели)

Установите сливную заглушку блока

цилиндров, как показано на рисунке.

Момент затяжки 34 Н•м

8. Установите новую прокладку и дер­

жатель заднего сальника, затянув

шесть болтов.

Момент затяжки 13 Н•м

52

Система охлаждения

Описание системы

охлаждения

В данных двигателях используется

жидкостная система охлаждения за­

крытого типа с принудительной цирку­

ляцией охлаждающей жидкости и

термостатом, имеющим перепускной

клапан во входном патрубке охлаж­

дающей жидкости.

Система охлаждения включает в себя:

рубашку охлаждения (в блоке цилинд­

ров и в головке блока цилиндров), ра­

диатор, насос охлаждающей жидко­

сти, термостат, электрический венти­

лятор системы охлаждения, соедини­

тельные шланги и другие элементы.

Охлаждающая жидкость, нагреваемая

в рубашке охлаждения, нагнетается

жидкостным насосом в радиатор, где

она охлаждается с помощью вентиля­

тора и встречного потока воздуха, воз­

никающего при движении автомобиля.

Затем охлаждающая жидкость возвра­

щается в рубашку охлаждения с помо­

щью насоса и охлаждает двигатель.

Рубашка охлаждения представляет

собой сеть каналов для прохождения

жидкости. Эти каналы образованы

промежутками между гильзами ци­

линдров в блоке цилиндров и сооб­

щаются с каналами в головке блока.

Движение жидкости организуется та­

ким образом, чтобы обеспечить наи­

более эффективное охлаждение тех

элементов двигателя, которые более

всего нагреваются при его работе ( в

частности, верхнего пояса цилиндров

двигателя и камер сгорания).

Радиатор

Радиатор размещается в передней

части автомобиля и предназначен для

охлаждения охлаждающей жидкости,

поступающей из рубашки охлаждения.

Радиатор состоит из правого и левого

бачков и сердцевины радиатора, кото­

рая соединяет два бачка. В верхнем

бачке расположен входной патрубок, по

которому поступает охлаждающая жид­

кость из рубашки охлаждения, а также

шланг для перепуска излишней охлаж­

дающей жидкости или пара. В нижнем

бачке радиатора расположен выходной

патрубок охлаждающей жидкости, че­

рез который она поступает в насос ох­

лаждающей жидкости, а также сливной

краник, через который удаляется охла­

ждающая жидкость. Сердцевина ра­

диатора имеет множество оребренных

трубок, по которым поток охлаждаю­

щей жидкости проходит из верхнего

бачка в нижний, а также охлаждающие

ребра для более эффективного рас­

сеивания теплоты в окружающую сре­

ду. Охлаждающая жидкость, нагретая

при прохождении через рубашку охла­

ждения, охлаждается в радиаторе по­

током воздуха, просасываемым элек­

трическим вентилятором, а также

встречным потоком воздуха, возни­

кающим при движении автомобиля.

Модели с автоматической трансмисси­

ей имеют специальный охладитель ра­

бочей жидкости автоматической короб­

ки передач, который расположен в

нижнем бачке радиатора. Вентилятор с

электрическим приводом располагает­

ся за радиатором, что облегчает про­

хождение потока воздуха через радиа­

тор. Вентилятор включается только в

том случае, если температура охлаж­

дающей жидкости достигнет рабочего

значения. Это снижает затраты мощно­

сти на привод вентилятора и предот­

вращает переохлаждение двигателя.

Пробка заливной горловины радиато­

ра (пробка радиатора)

Пробка радиатора - уплотняющего

типа, она должна герметизировать

радиатор и выдерживать повышен­

ное давление, возникающее в ре­

зультате теплового расширения ох­

лаждающей жидкости. Повышенное

давление в радиаторе препятствует

закипанию охлаждающей жидкости

даже при температуре выше 100°С.

Пробка радиатора имеет паровой

(сбрасывающий) клапан и воздуш­

ный клапан (клапан разрежения).

При температуре охлаждающей жид­

кости 110-120°С избыточное давле­

ние внутри радиатора, вызванное

тепловым расширением жидкости,

достигает 0,3-1,0 кг/см или 30-100

кПа. В случае превышения указанно­

го предела под действием давления

открывается паровой клапан, и пар

удаляется через паровую трубку.

Воздушный клапан открывается под

действием разрежения, которое об­

разуется внутри радиатора после ос­

тановки двигателя и снижения тем­

пературы охлаждающей жидкости.

Открытие этого клапана позволяет

охлаждающей жидкости в расшири­

тельном бачке вернуться в систему

охлаждения.

Расширительный бачок

Расширительный бачок предназна­

чен для аккумулирования избыточно­

го объема охлаждающей жидкости,

который получается в результате ее

объемного расширения при нагреве.

Когда температура охлаждающей

жидкости падает, она возвращается

из расширительного бачка в радиа­

тор. Таким образом, радиатор всегда

заполнен охлаждающей жидкостью,

и при этом не допускается ненужных

ее потерь. Чтобы убедиться в необ­

ходимости долива охлаждающей

жидкости, необходимо проверить ее

уровень в расширительном бачке.

Насос охлаждающей жидкости

Насос охлаждающей жидкости обес­

печивает принудительную циркуляцию

охлаждающей жидкости через систему

охлаждения. Он устанавливается в

передней части блока цилиндров и

приводится в действие от коленчатого

вала клиновидным ремнем привода

генератора.

Термостат

Термостат устанавливается на вход­

ном патрубке контура охлаждения.

Он имеет восковой перепускной кла­

пан и автоматический клапан,

управляемый в зависимости от тем­

пературы охлаждающей жидкости.

Автоматический клапан закрывается,

когда температура охлаждающей

жидкости падает, и тем самым пре­

пятствует циркуляции жидкости чe-

рез двигатель, ускоряя процесс его

прогрева. При этом перепускной

клапан открывается при закрытии

автоматического клапана, тогда ох¬

лаждающая жидкость циркулирует

только внутри двигателя (по малому

контуру системы охлаждения). Когда

температура охлаждающей жидкости

возрастает, автоматический клапан

термостата открывается, а перепу­

скной клапан (если он установлен)

закрывается, что позволяет охлаж­

дающей жидкости циркулировать че­

рез радиатор. Восковой наполнитель

внутри силового элемента термоста­

та расширяется при нагревании и

охлаждается при охлаждении. На­

грев воскового наполнителя силово­

го элемента создает усилие, пре­

одолевающее усилие пружины, под

действием которой клапан удержи­

вается в закрытом состоянии, таким

образом происходит открытие авто­

матического клапана. При охлажде­

нии воскового наполнителя он сжи­

мается, и под действием усилия

пружины автоматический клапан за­

крывается. В данных моделях двига­

телей термостат обеспечивает под­

держание рабочей температуры ох­

лаждающей жидкости около 82°С.

Насос охлаждающей

жидкости

Снятие насоса охлаждающей

жидкости

(Camry/Vista, Corolla, Sprinter,

Caldina, Carina, Corona, Gaia,

Ipsum, Lite/Town - Ace)

1. Слейте охлаждающую жидкость.

2. Снимите ремень привода ГРМ.

(См. раздел "Ремень привода ГРМ".)

3. Снимите зубчатый шкив привода

ТНВД.

а) Удерживая зубчатый шкив приво­

да ТНВД специнструментом, отвер­

ните болт его крепления.

б) Съемником снимите зубчатый

шкив ТНВД.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
5 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности