Hyundai Santa Fe. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЕНЗИНОВЫМ ДВИГАТЕЛЕМ

Hyundai Santa Fe. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЕНЗИНОВЫМ ДВИГАТЕЛЕМ

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Бензиновые двигатели, устанавливае­мые на автомобили Hyundai Santa Fe, обо­рудованы электронной системой управле­ния двигателем с распределенным впры­ском топлива. Эта система обеспечивает выполнение современных норм по токсич­ности выбросов и испарениям при сохра­нении высоких ходовых качеств и низкого расхода топлива.

Управляющим устройством в системе яв­ляется электронный блок управления (ЭБУ). На основе информации, полученной
от датчиков, ЭБУ рассчитывает параметры регулирования впрыска топлива и управле­ния углом опережения зажигания. Кроме того, в соответствии с заложенным алго­ритмом ЭБУ управляет работой электро­двигателя вентилятора системы охлажде­ния двигателя и электромагнитной муфтой включения компрессора кондиционера, выполняет функцию самодиагностики эл­ементов системы и оповещает водителя о возникших неисправностях.

При выходе из строя отдельных датчиков и исполнительных механизмов ЭБУ включа­ет аварийные режимы, обеспечивающие работоспособность двигателя.

Количество топлива, подаваемого фор­сунками, определяется продолжительно­стью электрического сигнала от ЭБУ. Элек­тронный блок отслеживает данные о состоя­нии двигателя, рассчитывает потребность в топливе и определяет необходимую дли­тельность подачи топлива форсунками (дли­тельность сигнала). Для увеличения количе­ства подаваемого топлива длительность сигнала увеличивается, а для уменьшения подачи топлива - уменьшается.

Система управления двигателем, наряду с электронным блоком управления, вклю­чает в себя датчики, исполнительные устройства, разъемы и предохранители.

Электронный блок управления связан электрическими проводами со всеми дат­чиками системы. Получая от них информа­цию, блок выполняет расчеты в соответ­ствии с параметрами и алгоритмом упра­вления, хранящимися в памяти программируемого постоянного запоми­нающего устройства (ППЗУ), и управляет исполнительными устройствами системы. Вариант программы, записанный в память ППЗУ, обозначен номером, присвоенным данной модификации ЭБУ.

ЭБУ обнаруживает неисправность, иден­тифицирует и запоминает ее код, даже если отказ неустойчив и исчезает (напри­мер, из-за плохого контакта). Сигнализа­тор неисправности системы управления двигателем в комбинации приборов гаснет через 10 с после восстановления работос­пособности отказавшего узла.

После ремонта хранящийся в памяти ЭБУ код неисправности необходимо стереть. Для этого отключите питание блока на 10 с (выньте предохранитель цепи питания ЭБУ или отсоедините провод от клеммы «ми­нус» аккумуляторной батареи).

ЭБУ питает постоянным током напряже­нием 5 и 12 В различные датчики и выключа­тели системы управления. Поскольку элек-


3. Проверните шестерню привода. Она должна легко проворачиваться относительно

трическое сопротивление цепей питания высокое, контрольная лампа, подключенная к выводам системы, не загорается. Для определения напряжения питания на выво­дах ЭБУ следует применять вольтметр с вну­тренним сопротивлением не менее 10 МОм.

ЭБУ не пригоден для ремонта, поэтому в случае отказа его необходимо заменить.

Датчик положения коленчатого вала

предназначен для синхронизации работы электронного блока управления двигате­лем с угловым положением коленчатого вала. Действие датчика основано на эф­фекте Холла.

Датчик установлен в левой части двигате­ля напротив задающего венца на маховике.

Датчик положения распределительно­го вала установлен в левой части головки блока цилиндров. При вращении впускного распределительного вала выступы на его передней шейке изменяют магнитное поле датчика, наводя импульсы напряжения пе­ременного тока. Сигналы датчика использу­ются ЭБУ для организации фазированного впрыска топлива в соответствии с порядком работы цилиндров, а также для управления изменением фаз газораспределения в зави­симости от режима работы двигателя. При возникновении неисправности в цепи датчи­ка положения распределительного вала электронный блок заносит в память ее код и включает световой сигнализатор.

Датчик массового расхода воздуха

установлен в корпусе воздушного фильтра.

Принцип работы датчика массового расхо­да воздуха основан на поддержании по­стоянной температуры резисторов (чем вы­ше скорость потока воздуха, тем больший ток необходим для поддержания темпера­туры резистора). В зависимости от показа­ний этих датчиков ЭБУ корректирует коли­чество топлива, впрыскиваемого в цилиндр, для получения оптимальной рабочей смеси.

Для вывода из памяти ЭБУ кодов неис­правностей, выявленных при работе систе­мы управления двигателем, служит диагно­стический разъем.

Датчик температуры охлаждающей жидкости установлен в водораспредели­теле. Чувствительным элементом датчика является термистор, электрическое сопро­тивление которого изменяется обратно пропорционально температуре. При низ­кой температуре охлаждающей жидкости (-20 “С) сопротивление термистора соста­вляет около 15 кОм, при повышении темпе­ратуры до +80 °С сопротивление уменьша­ется до 320 Ом.

Электронный блок питает цепь датчика температуры постоянным «опорным» на­пряжением. Напряжение сигнала датчика достигает максимального значения на хо­лодном двигателе и снижается по мере его прогрева. По значению напряжения элек­тронный блок определяет температуру двигателя и учитывает ее при расчете регу­лировочных параметров впрыска и зажига­ния. При отказе датчика или нарушениях в цепи его подключения ЭБУ устанавливает код неисправности и запоминает его.

В корпусе датчика установлен также до­полнительный термистор для управления указателем температуры охлаждающей жидкости в комбинации приборов.

Датчик положения дроссельной за­слонки установлен в дроссельном узле и связан с осью дроссельной заслонки.

Датчик представляет собой потенцио­метр, на один конец которого подается «плюс» напряжения питания (5 В), а другой конец которого соединен с «массой». С третьего вывода потенциометра (от пол­зунка) идет выходной сигнал к электронно­му блоку управления.

Когда дроссельная заслонка поворачи­вается (по сигналам от педали акселерато­ра), напряжение на выходе датчика изме­няется. При закрытой дроссельной заслон­ке оно ниже 0,5 В. Когда заслонка открывается, напряжение на выходе датчи­ка растет, при полностью открытой заслон­ке оно должно быть более 4 В.

Отслеживая выходное напряжение дат­чика, ЭБУ корректирует подачу топлива в зависимости от угла открытия дроссельной заслонки (т.е. по желанию водителя).


Датчики концентрации кислорода (лямбда-зонды). В системе управления двигателем два датчика: управляющий Б (на выпускном коллекторе) служит для управления составом топливовоздушной смеси и диагностический А (на выходе по­сле каталитического нейтрализатора) для оценки эффективности работы нейтрали­затора. В металлических колбах датчиков расположен гальванический элемент, омы­ваемый потоком отработавших газов. В за­висимости от содержания кислорода в отработавших газах в результате сгорания топливовоздушной смеси изменяется на­пряжение сигналов датчиков.

Информация от каждого датчика посту­пает в блок управления в виде сигналов низкого (от 0,1 В) и высокого (до 0,9 В) уровня. При сигнале низкого уровня блок управления получает информацию о высо­ком содержании кислорода. Сигнал высо­кого уровня свидетельствует о низком со­держании кислорода в отработавших газах.

Постоянно отслеживая напряжение сиг­нала датчиков, блок управления корректи­рует количество впрыскиваемого форсун­ками топлива. При низком уровне сигнала датчика на входе в нейтрализатор (бедная топливовоздушная смесь) количество по­даваемого топлива увеличивается, при вы­соком уровне сигнала (богатая смесь) - уменьшается. Если разница между уровня­ми сигналов датчиков на входе и выходе нейтрализатора меньше значений, допу­стимых при данном режиме работы, блок управления идентифицирует неисправ­ность нейтрализатора.

Датчик детонации прикреплен к верх­ней части блока цилиндров в зоне между цилиндрами и улавливает аномальные ви­брации (детонационные удары) в двигате­ле. Чувствительным элементом датчика де­тонации является пьезокристаллическая пластинка. При детонации на выходе дат­чика генерируются импульсы напряжения, которые увеличиваются с возрастанием интенсивности детонационных ударов. Электронный блок по сигналу датчика регу­лирует опережение зажигания для устране­ния детонационных вспышек топлива.

В процессе работы ЭБУ использует так­же данные о скорости автомобиля, получа­емые от датчика скорости.

Датчик абсолютного давления в ре­сивере преобразует степень разрежения во впускной трубе в изменение электриче­ского напряжение, по значению которого ЭБУ устанавливает параметры работы двигателя. Датчик установлен на ресиве­ре. Выходное напряжение датчика изменя­ется в соответствии с давлением в ресиве­ре - от 4,0 В (при полностью открытой дроссельной заслонке) до 0,79 В (при зак­рытой заслонке). При неработающем дви­гателе блок управления по напряжению датчика определяет атмосферное давле­ние и адаптирует параметры регулирова­ния впрыска к конкретной высоте над уров­нем моря. Значения атмосферного давле­ния, хранящиеся в памяти, периодически обновляются при равномерном движении автомобиля и во время полного открытия дроссельной заслонки.

Электромагнитный клапан системы из­менения фаз газораспределения устано­влен в головке блока цилиндров двигателя. Клапан регулирует давление масла, подава­емого в исполнительный механизм измене­ния фаз. установленный на конце распреде­лительного вала впускных клапанов.

Система осуществляет оптимальную на­стройку фаз газораспределения, изменяя их во всем диапазоне значений частоты и нагрузки двигателя, что увеличивает мощ­ность и крутящий момент при любом ско­ростном режиме.

При остановке двигателя давление мас­ла заставляет переместиться золотник управляющего клапана в положение, соот­ветствующее наиболее поздней фазе га­зораспределения. Управляющий клапан


срабатывает по сигналу блока управления двигателем и подает масло либо к камере запаздывания, либо к камере опережения при непрерывном изменении фаз газора­спределения соответственно либо в сто­рону их опережения, либо в сторону запаздывания.

Для вывода из памяти ЭБУ кодов неис­правностей, выявленных при работе систе­мы управления двигателем, служат диаг­ностические разъемы.

Основной диагностический разъем (OBD-II) находится в салоне автомобиля с левой стороны в панели приборов. Через этот разъем считываются следующие ос­новные параметры работы двигателя:

- режим работы системы топливной кор­рекции;

- расчетная нагрузка на двигатель;

- температура охлаждающей жидкости;

- давление топлива в системе питания;

- давление воздуха во впускной трубе;

- обороты двигателя;

- скорость автомобиля (в движении - при подключенном портативном сканирующем устройстве);

- угол опережения зажигания:

- температура всасываемого воздуха;

- расход воздуха;

- положение дроссельной заслонки;

- данные датчиков концентрации кисло­рода.


Дополнительный диагностический разъем находится в моторном отсеке. Через этот разъем считываются параметры и коды оши­бок антиблокировочной системы тормозов, системы курсовой устойчивости и системы пассивной безопасности автомобиля.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ_______________

Прежде чем снимать любые узлы системы управления впрыском топлива, отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

Не пускайте двигатель, если наконечники проводов на аккумуляторной батарее плохо затянуты.

Никогда не отсоединяйте аккумуляторную батарею от бортовой сети автомобиля при работающем двигателе.

При зарядке аккумуляторной батареи отсое­диняйте ее от бортовой сети автомобиля.

Не подвергайте ЭБУ воздействию темпера­туры выше 65 'С в рабочем состоянии и выше 80 °С - в нерабочем (например, в сушильной камере). Не отсоединяйте от ЭБУ и не присо­единяйте к нему провода при включенном зажигании.

Перед проведением электросварочных ра­бот на автомобиле отсоединяйте провода от аккумуляторной батареи и колодки жгута проводов от ЭБУ.

Все измерения напряжения выполняйте ци­фровым вольтметром с внутренним сопро­тивлением не менее 10 МОм.

Электронные узлы, применяемые в системе впрыска топлива, рассчитаны на очень ма­лое напряжение, поэтому легко могут быть повреждены электростатическим разрядом. Для того чтобы не допустить повреждения ЭБУ, не прикасайтесь руками к его выводам. Для диагностики системы управления двига­телем во всех случаях требуется специаль­ное сканирующее устройство, поэтому при возникновении неисправностей системы об­ращайтесь на специализированный сервис.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
8 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности