Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство — часть 11
Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство - часть 11
44
Двигатель - механическая часть
б) Снимите впускной коллектор, от
вернув 7 болтов и 2 гайки.
17. Снимите шкив насоса охлаждаю
щей жидкости и ремень привода ге
нератора и насоса охлаждающей
жидкости.
18. Снимите защитные крышки №3 и
№2 (вместе с прокладками) ремня
привода ГРМ, отвернув 7 болтов.
19. Снимите крышки головки блока
цилиндров: сначала центральную
крышку (вместе с прокладкой), отвер
нув 6 болтов, а затем 2 боковые
крышки (с прокладками), отвернув 8
колпачковых гаек и сняв уплотнитель
ные шайбы.
20. Снимите свечи зажигания.
21. Установите поршень 1-го цилинд
ра в ВМТ такта сжатия.
а) Поверните шкив коленчатого вала
и совместите канавку на шкиве с
синхронизирующей меткой "0" на
защитной крышке №1 ремня приво
да ГРМ (для АЕ92 и АТ160) или с
указателем (для AW11).
б) Убедитесь, что толкатели клапа
нов 1-го цилиндра при этом отпуще
ны (свободны), а толкатели клапа
нов 4-го цилиндра - зажаты.
В противном случае проверните ко
ленчатый вал еще на один оборот
(360°).
22. Снимите ремень привода ГРМ с
зубчатых шкивов распределительных
валов,
а) Нанесите монтажные метки на
зубчатые шкивы и на зубчатый ре
мень привода ГРМ.
б) Отпустите болт крепления натяж
ного ролика ремня привода ГРМ, от
ведите натяжной ролик влево до упо
ра и временно снова затяните болт
натяжного ролика.
в) Снимите зубчатый ремень с зуб
чатых шкивов привода распредели
тельных валов.
Примечания:
• Удерживайте ремень таким об
разом, чтобы не допустить изме
нения зацепления ремня с зубча
тым шкивом коленчатого вала.
• Не допускайте попадания каких-
либо предметов в защитный кожух
ремня привода ГРМ.
• Не допускайте попадания на ре
мень масла, воды или грязи.
23. Снимите зубчатые шкивы распре
делительных валов (см. "Снятие рем
ня привода ГРМ").
24. Снимите правые опоры двигателя
№1 и №2.
25. Снимите защитную крышку №4
ремня привода ГРМ, отвернув 7 бол
тов.
26. Снимите распределительные валы,
а) Равномерно отпустите болты
крышек подшипников распредели
тельных валов за несколько прохо
дов в последовательности, указан
ной на рисунке, и выверните болты.
б) Снимите крышки подшипников
распределительных валов, сальники
а затем и сами распределительные
валы.
27. Отсоедините шланг системы при¬
нудитепьной вентиляции картера от
головки блока цилиндров, предвари
тельно сняв 2 зажима (хомута).
Двигатель - механическая часть 45
28. Снимите головку блока цилиндров.
а) Используя подходящее приспо
собление, равномерно, за несколько
проходов, отпустите и выверните
болты головки блока цилиндров в
последовательности, указанной на
рисунке.
Внимание: коробление или растрески
вание головки блока может быть
следствием нарушения последова
тельности ослабления болтов креп
ления головки блока.
б) Поднимите головку блока цилин
дров с установочных штифтов и по
ложите ее на верстак, подложив под
нее деревянные бруски.
Внимание: если головка блока снима
ется тяжело, можно использовать
мощную отвертку, вставляя ее в га
зовый стык, как показано на рисунке.
Однако старайтесь не повредить по
верхности головки и блока, а также
прокладку головки блока.
29. Снимите 2 транспортировочных
крюка (рыма) двигателя, предвари
тельно отвернув 2 болта и сняв про
вод "заземления" аккумуляторной ба
тареи.
30. Снимите штуцер.
Снятие головки блока
цилиндров 4A-GE
(АЕ101,АЕ111)
1. Сбросьте давление топлива в топ
ливном коллекторе (см. главу
"Система впрыска топлива").
2. Снимите ремень ГРМ (см. стр. 22).
3. Снимите насос охлаждающей жид
кости.
4. Отсоедините трос привода дрос
сельной заслонки.
Головка блока цилиндров 4A-GE (АЕ101, АЕ111). 1 - трос привода дрос
сельной заслонки, 2 - трос управления клапаном-дросселем (АКПП),
3 - воздуховод, 4 - крышка камеры впуска воздуха, 5 - патрубки, 6, 11,
43 - прокладки, 7 - камера впуска воздуха, 8 - вакуумные шланги, 9 • уп
лотнительная шайба, 10 - крышка головки блока цилиндров, 12 - крышки
подшипников распредвала впускных клапанов, 13 - распредвал впуск
ных клапанов, 14 - нижняя опора подшипников распредвала впускных
клапанов, 15 - шланг возврата топлива, 16, 24, 26, 35 - уплотнительное
кольцо, 17 -трубка подвода топлива к коллектору, 18 - шланги отопите
ля, 19 - шланг подвода охлаждающей жидкости, 20 - шланг отвода охла
ждающей жидкости, 21 - прокладка головки блока, 22 - прокладки,
23 - приемная труба выпускной системы, 25 - насос охлаждающей жид
кости, 27 - направляющая маслоизмерительного щупа, 28 - "масса",
29 - маслоизмерительный щуп, 30 - кронштейн генератора, 31 - генера
тор, 32 - защитная крышка №4 ремня привода ГРМ, 33 - зубчатый шкив
распредвала выпускных клапанов, 34 - транспортировочный крюк
(рым), 36 - зубчатый шкив распредвала впускных клапанов с VVT в сбо
ре, 37 - головка блока цилиндров с впускным и выпускным коллектора
ми в сборе, 38 - сальник, 39 - крышка переднего подшипника распред
вала впускных клапанов, 40 - жгут электропроводки двигателя,
41 - опорная стойка №2, 42 - опорная стойка №1.
5. (АКПП) Отсоедините трос управле
ния клапаном-дросселем.
6. Снимите воздуховод.
7. Отсоедините шланг подвода охлаж
дающей жидкости.
8. Отсоедините шланг отвода охлаж
дающей жидкости.
9. Отсоедините шланги отопителя.
10. Отсоедините трубку подвода топ
лива к коллектору.
11. Отсоедините шланг возврата топ
лива.
12. Отсоедините вакуумные шланги.
13. Снимите камеру впуска воздуха.
а) Отверните пять болтов и снимите
крышку камеры впуска воздуха.
б) Снимите патрубки.
в) Отсоедините вакуумные шланги и
снимите камеру впуска воздуха.
14. Отверните гайки крепления защит
ного кожуха жгута проводов, отсоеди
ните все разъемы и снимите жгут.
15. Снимите опорные стойки камеры
впуска воздуха.
46 Двигатель -механическая часть
Впускной коллектор 4A-GE (АЕ101, АЕ111). 1 - впуск
ной коллектор в сборе, 2 - топливный фильтр, 3 - кла
пан управления частотой вращения холостого хода
(на дроссельной заслонке).
16. Снимите крышку головки блока.
17. При снятом ремне ГРМ не пово
рачивайте распределительные и ко
л е н ч а т ы й валы, чтобы избежать со
у д а р е н и я поршней и клапанов. Перед
с н я т и е м распределительных валов
н е о б х о д и м о повернуть коленчатый
вал на 4 5 ° против часовой стрелки
( с м . рисунок).
18. Удерживая распределительные
валы за шестигранную часть, отвер
ните болты крепления зубчатых шки
вов и снимите зубчатые шкивы рас
предвала выпускных клапанов и впу
скных клапанов с VVT в сборе.
19. Снимите защитную крышку №4
ремня привода ГРМ.
20. Снимите правую опору двигателя.
2 1 . Снимите распредвал впускных
клапанов и нижнюю опору подшипни
ков распредвала.
22. Отсоедините приемную трубу глу
шителя от выпускного коллектора.
23. Снимите головку блока цилиндров.
а) Используя специнструмент, от
верните болты крепления головки
блока в порядке указанном на ри
сунке (предварительно ослабив их
за 2 -3 прохода).
Впускной коллектор 4A-GE (АЕ101, АЕ111). 1 - крышка,
2 - крышка впускного коллектора, 3, 12 - прокладка,
4 - регулятор давления топлива, 5 - трубка, 6, 8, 9 - уп
лотнительные кольца, 7 - форсунка, 10 - изоляторы,
11 - впускной коллектор, 13 - механизм управления за
слонками, 14 - кронштейн, 15 - корпус заслонки,
16 - датчик положения заслонок, 17 - привод заслонок,
18 - вакуумные и топливные трубки, 19 - перепускной
пневмоклапан.
« Камера впуска воздуха и выпускной коллектор 4A-GE
(АЕ101, АЕ111). 1, 9 - крышка камеры впуска воздуха,
2, 8 - стойка, 3 - патрубки, 4 - теплозащитный кожух,
5 - выпускной коллектор, 6 - прокладка выпускного
коллектора, 7 - прокладка между впускным коллекто
ром и головкой блока цилиндров, 10,13 - камера впус
ка воздуха, 11 - прокладка камеры впуска воздуха,
12 - прокладка между камерой впуска воздуха и впуск
ным коллектором.
б) Снимите головку блока в сборе и
прокладку.
24. Снимите распредвал выпускных
клапанов.
25. Снимите впускной и выпускной
коллекторы.
Двигатель - механическая часть
47
Головка блока цилиндров 4A-GE (АЕ101, АЕ111).
1 - пробка маслозаливной горловины, 2 - центральная
крышка головки блока цилиндров, 3 - гайка крепления
крышки головки блока цилиндров, 4 - крышка головки
блока цилиндров, 5 - прокладка крышки головки блока
цилиндров, 6, 7 - крышки подшипников распредвала
впускных клапанов, 8 - болты крепления головки бло
ка цилиндров, 9 - направляющая впускного клапана,
10 - направляющая выпускного клапана, 11, 12,
14 - крышки подшипников распредвала выпускных
клапанов, 13 - нижняя опора подшипников распредва
ла впускных клапанов, 15 - прокладка головки блока
цилиндров, 16 - расположение элементов крепления
крышек подшипников распредвалов.
Головка блока цилиндров 4A-GE (АЕ101, АЕ111) про
должение. 1 - распредвал впускных клапанов, 2 - рас
предвал выпускных клапанов, 3 - уплотнительное
кольцо, 4 - зубчатый шкив распредвала впускных кла
панов, 5 - зубчатый шкив распредвала выпускных
клапанов, 6 - ремень привода ГРМ, 7 - сухари, 8 - та
релка пружины клапана, 9 - пружина клапана, 10 - мас
лосъемный колпачок клапана, 11 - седло пружины
клапана, 12 - впускной клапан, 13 - выпускной клапан,
14 - натяжной ролик ремня ГРМ, 15 - болт крепления
натяжного ролика, 16 - натяжитель, 17 - пружина натя
жителя.
Разборка головки блока ци
линдров
1. Снимите толкатели клапанов и ре
гулировочные шайбы.
Внимание: расположите толкатели
и регулировочные шайбы в порядке
их установки.
2. Снимите клапаны.
а) С помощью подходящего приспо
собления сожмите клапанную пру
жину и извлеките 2 сухаря.
б) Снимите: тарелку клапана, кла
панную пружину, клапан, седло пру
жины.
Внимание: расположите пружины,
клапаны, седла, сухари в порядке их
установки.
в) Снимите маслосъемные колпачки.
(4A-F u 5A-F)
3. Снимите транспортировочные крю
ки (рымы) двигателя.
4. Снимите полукруглую (сегментную)
заглушку.
Проверка, очистка и ремонт
деталей головки блока ци
линдров
1. Очистите поверхности днищ порш
ней и поверхность блока цилиндров,
сопрягаемую с головкой блока цилин
дров.
а) Проворачивая коленчатый вал, по
следовательно установите поршни в
ВМТ. Шабером очистите поверхности
днищ поршней от углеродных отло
жений.
б) Шабером снимите остатки про
кладки головки блока на поверхно
сти разъема блока цилиндров.
в) Сжатым воздухом удалите угле
родные отложения и остатки про
кладки головки блока с поверхно
стей и из отверстий под болты.
Предупреждение: используя сжатый
воздух, берегите глаза.
2. Очистите головку блока цилиндров.
а) Очистите поверхность головки
блока от остатков прокладки.
Внимание: будьте осторожны, что-
бы не повредить поверхность голов¬
ки блока, сопрягаемую с прокладкой.
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст