Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство — часть 12

Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство - часть 12

background image

48 Двигатель - механическая часть

б) Очистите поверхности камер сго­

рания головки блока металлической

щеткой.

в) Очистите отверстия направляю­

щих втулок щеткой и растворителем.

г) Очистите поверхность головки

блока цилиндров (сопрягаемую с

поверхностью блока цилиндров),

используя мягкую щетку и раствори­

тель.

3. Проверьте головку блока цилиндров.

а) Проверьте неплоскостность по­

верхностей.
Прецизионной линейкой и плоским

щупом, как показано на рисунке,

проверьте неплоскостность рабочих

поверхностей головки блока цилин­

дров, сопрягаемых:

• С поверхностью блока цилинд­

ров (поверхность газового стыка).
• С поверхностями впускного и

выпускного коллекторов.

Максимально допустимая неплоско­

стность поверхности:

газового стыка:

4A-GE (АЕ101, АЕ111) 0,10 мм

остальные 0,05 мм

привалочной впускного коллектора:

4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE и

4A-GE (АЕ101, АЕ111) 0,10 мм

4A-GE(AE92,AW11

u AT160) 0,05 мм

привалочной выпускного

коллектора 0,10 мм

Если величина неплоскостности

превышает допустимую, замените

головку блока цилиндров.

б) Используя проникающий краси­

тель, проверьте наличие трещин в

камерах сгорания, впускных и выпу­

скных каналах и на поверхности га­

зового стыка.
При наличии трещин, замените го­

ловку блока цилиндров.

4. Очистите клапаны.

а) Скребком снимите налет углеро­

дистых отложений с тарелки клапана.

б) Щеткой окончательно очистите

клапан.

5. Проверьте диаметры стержней кла­

панов и внутренние диаметры на­

правляющих клапанов.

а) С помощью нутромера измерьте

внутренние диаметры направляю­

щих клапанов (на 3-х уровнях, как

показано на рисунке).

б) С помощью микрометра измерь­

те диаметры стержней клапанов

(на 3-х уровнях, как показано на

рисунке).

в) Вычтите значения диаметров

стержня клапана из значений внут­

ренних диаметров направляющих

клапанов и определите зазор между

стержнем клапана и его направ­

ляющей.

Внутренний диаметр направляющей

стержня клапана:

4A-GE (АЕ101, АЕ111),.. 5,01 - 5,03 мм
остальные 6,01
- 6,03 мм

Диаметр стержня клапана:

4A-GE(AE101,AE111):

впускного 4,970 - 4,985 мм

выпускного 4,965 - 4,980 мм

остальные:

впускного 5,970 - 5,985 мм

выпускного 5,965 - 5,980 мм

Стандартный зазор между направ­

ляющей и стержнем клапана:

впускного 0,025 - 0,060 мм
выпускного 0,030
- 0,065 мм

Максимально допустимый зазор между
направляющей и стержнем клапана:

впускного 0,08 мм
выпускного 0,10 мм
Если зазор больше максимального
значения, то замените клапан и на­
правляющую.

6. Если необходимо, замените на­
правляющую клапана.

а) Постепенно нагрейте головку
блока цилиндров в водяной ванне

до температуры 80-100°С.

Примечание: если на направляющей
втулке установлено стопорное
кольцо, то рекомендуется до нагре­
вания сломать старую втулку, ис­
пользуя старый клапан, обмотанный
изолентой, и молоток. Для предо­
хранения поверхности расточек под
толкатели используйте ветошь.
Направляющая втулка сломается по
канавке под стопорное кольцо, и

кольцо не будет мешать при вы¬
прессовке направляющей.

б) Используя выколотку и молоток,
Выпрессуйте направляющую клапана.

в) Нутромером измерьте диаметр

расточки под направляющую в кор­

пусе головки блока цилиндров.

Номинальный диаметр (в холодном
состоянии):

4A-GE(AE101,

АЕ111) 9,679 - 9,701 мм

остальные 11,000 -11,027 мм

г) Выберите новый размер наружного

диаметра направляющей клапана.

• Если диаметр отверстия под на¬

правпяющую в корпусе головки

блока не превышает 11,027 мм

(9,701 мм для 4A-GE (АЕ101.

АЕ111)). используйте направляю­

щую со стандартным наружным

диаметром.

• Если диаметр отверстия под

направляющую в корпусе головки

блока превышает 11,027 мм

(9,701 мм для 4A-GE (АЕ101.

background image

АЕ111)), расточите отверстие до

размера 11,050-11,077 мм (9,729

- 9 . 7 5 1 мм для 4A-GE (АЕ101,

АЕ111)) и используйте направ­

ляющую с наружным диаметром,

увеличенным на 0,05 мм.

• Если диаметр отверстия под

направляющую в корпусе головки

блока превышает 11,077 мм

(9,751 мм для 4A-GE (АЕ101,

АЕ111)) замените головку блока

цилиндров.

Примечание: (только для 4A-GE

(АЕ101, АЕ111)) направляющие кла­

панов имеют разную длину, не пере­

путайте их при установке.

Двигатель - механическая часть

49

д) Снова постепенно нагрейте го­

ловку блока цилиндров в водяной

ванне до температуры 80-100°С.
е) С помощью выколотки и молотка

запрессуйте направляющую до тех

пор, пока стопорное кольцо, уста­

новленное в канавке направляю­

щей, не коснется поверхности го­

ловки блока цилиндров.

Примечание: если не применяется
стопорное кольцо, рекомендуется

запрессовывать направляющую до
тех пор, пока она не будет возвы­
шаться над поверхностью головки
блока на 12,7
- 13,1 мм (8,2 - 8,6 мм
4A-GE(AE101,AE111)).

ж) Используя развертку на 6 мм,

разверните внутреннее отверстие

направляющей, чтобы обеспечить

нормированный зазор между на­

правляющей и стержнем клапана.

7. Проверьте и притрите клапаны.

а) Притрите (прошлифуйте) клапаны

до устранения следов нагара и ца­

рапин.

б) Убедитесь, что притертая фаска

клапана образует угол 44,5° относи­

тельно плоскости, перпендикулярной

оси стержня.

в) Проверьте толщину тарелки кла¬

пана.

Толщина цилиндрической части та­

релки клапана:

Номинальная:

4A-F, 4A-FE(AE101, AT190), 5A-FE,

7A-FE и 4A-GE 0,8 - 1,2 мм

4A-FE (АЕ92, АЕ95, АТ171

и AT180):

впускного 1,05 - 1,45 мм

выпускного 1,19 - 1,59 мм

Минимально допустимая 0,5 мм

Если толщина цилиндрической час­

ти тарелки клапана меньше мини­

мально допустимого значения, за­

мените клапан,

г) Проверьте общую длину клапана.

4A-F, 5A-F и 4A-FE (АЕ92, АЕ95,

АТ171 и АТ180):

Номинальная:

впускного 97,45 мм

выпускного 91,90 мм

Минимально допустимая:

впускного 90,95 мм

выпускного 91.40 мм

4A-FE (АЕ101, АТ190), 5A-FE и 7A-FE:

Номинальная:

впускного 87,45 мм

выпускного 87,84 мм

Минимально допустимая:

впускного 86,95 мм

выпускного 87,35 мм

В противном случае скорректируйте
фаску следующим образом:
Если пятно контакта расположено
слишком высоко на фаске клапана,
то для перешлифовки седла ис­

пользуйте фрезы с углом конуса
30° и 45°.

4A-GE (АЕ92, AW11 и АТ160):

Номинальная:

впускного 99,60 мм

выпускного 99,75 мм

минимально допустимая:

впускного 99,10 мм

выпускного 99.25 мм

4A-GE(AE101,AE111):

Номинальная:

впускного 98,51 мм

выпускного 108.45 мм

Минимально допустимая:

впускного 97,87 мм

выпускного 107,75 мм

Если длина клапана меньше допус­

тимой, замените клапан,

д) Проверьте состояние торцевой по­

верхности стержня клапана на пред­

мет наличия износа. Если торец кла­

пана изношен, отшлифуйте его или

замените клапан. После шлифовки

проверьте длину клапана.

8. Проверьте и очистите седла клапа­

нов.

а) Фрезой из твердого сплава с углом

конуса 45° прошлифуйте седла кла­

панов, сняв минимальный слой ме­

талла только для очистки рабочих

фасок седел.

б) Проверьте правильность посадки

клапана в седло.

Нанесите тонкий слой белил на

фаску клапана. Прижмите рабочую

фаску клапана к седлу, но не вра­

щайте клапан. Затем уберите кла­

пан и осмотрите седло и фаску кла­

пана.

• Если краска остается по всей

окружности (360°) фаски клапана,

то клапан концентричен. В про­

тивном случае замените клапан.

• Если краска проявляется по всей

окружности (360°) седла клапана,

направляющая (втулка) клапана и

седло клапана концентричны. В

противном случае перешлифуйте

фаску.

• Убедитесь, что пятно контакта

находится в средней части рабо­

чей фаски клапана и имеет шири­

ну 1,0-1,4 мм.

background image

50 Двигатель - механическая часть

Если пятно контакта расположено

слишком низко на фаске клапана, то
для перешлифовки седла используй­
те фрезы с углом конуса 60° и 45°.

в) Вручную притрите клапан к седлу с

использованием абразивной пасты.

г) После притирки клапанов очисти­
те клапан и седло.

9. Проверьте клапанные пружины,

а) Используя металлический уголь­
ник (90°), проверьте неперпендику­

лярность пружины клапана.

Максимально допустимая

неперпендикулярность:

4A-F, 5A-F 2,5 мм

4A-FE, 5A-FE, 7A-FE и

4A-GE (АЕ101, АЕ111) 2,0 мм

4A-GE(AE92,AW11 иАТ160). 1,8мм

При большей неперпендикулярности

замените пружину клапана.

б) Штангенциркулем измерьте длину

пружины.

Длина пружины клапана

в свободном состоянии:

4A-F, 4A-FE(AE92, AE95, АТ171

и AT180) 43,80 мм

4A-FE(AE101,AT190)

и 7A-FE 38,57 мм

5A-FE. 42,40 мм

4A-GE (АЕ92, AW11 и

АТ160) 41,09 мм

4A-GE(AE101, AE111) 47,60 мм

Если длина пружины отличается от

номинальной, замените пружину

клапана.
в) Тестером для проверки пружин,
измерьте усилие, необходимое для

сжатия пружины до установочной

длины.

Длина пружины клапана

в установочном состоянии:

4A-FE(AE101,AT190),
5A-FE u 7A-FE 31,7 мм
4A-F, 4A-FE(AE92, AE95, АТ171
и АТ180) и 4A-GE (АЕ92, AW11
и AT160) 34,7 мм

Усилие, необходимое для сжатия

пружины до установочной длины:

4A-F, 4A-FE(AE92, AE95,

АТ171 и AT180) 143- 155 Н
4A-FE(AE101,AT190)
и 7A-FE 166 Н

5A-FE 157- 174 Н
4A-GE(AE92,AW11
и AT160). 143-167 Н
Если усилие выходит за указанные
пределы, замените пружину клапана.

10. Проверьте распределительный

вал на изгиб.

а) Уложите распределительный вал
на призмы.
б) Стрелочным индикатором про­

верьте биение распределительного
вала относительно средней шейки.

Максимально допустимое биение:

4A-F, 5A-F, 4A-FE, 7A-FE
и 4A-GE 0,04 мм
5A-FE 0,03 мм

Если биение превышает допустимое,

замените распределительный вал.

1 1 . Проверьте высоту кулачков рас­

пределительного вала, измерив ее

микрометром.

4A-F и 4A-FE (АЕ92, АЕ95, АТ171

и AT180):

Впускных клапанов:

номинальная 35,21 - 35,31 мм

минимальная 34,81 мм

Выпускных клапанов:

номинальная 34,91 - 35,01 мм

минимальная 34,51 мм

4A-FE (АЕ101, АТ190) с нейтрализа­

тором и 7A-FE(AE102):

Впускных клапанов:

номинальная 42,61 -42,71 мм

минимальная 42,20 мм

Выпускных клапанов:

номинальная 41,96 - 42,06 мм

минимальная 41,55 мм

4A-FE (АЕ101, АТ190) без нейтрали­
затора и 7A-FE(AE93):

Впускных клапанов:

номинальная 41,91 - 42,01 мм
минимальная 41,50 мм

Выпускных клапанов:

номинальная 41,96 - 42,01 мм
минимальная 41,55 мм

5A-FE

Впускных клапанов:

номинальная 41,71 - 41,81 мм
минимальная 41,30 мм

Выпускных клапанов:

номинальная 41,96 • 42,06 мм
минимальная 41,55 мм

4A-GE(AE92, AW11 и АТ160):

Впускных и выпускных клапанов:

номинальная 35,41 - 35,51 мм
минимальная 35,11 мм

4A-GE(AE101,AE111):

Впускных клапанов:

номинальная 40,28 - 40,38 мм
минимальная 40,13 мм

Выпускных клапанов:

номинальная 40,09 • 40,19 мм
минимальная 39,94 мм

Если высота кулачков меньше допусти­
мой, замените распределительный вал.
12. Микрометром измерьте диаметры

опорных шеек распределительного
вала.

Диаметры опорных шеек распреде­

лительных валов:

4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE u 7A-FE:

1-й опорной 24,949 - 24,965 мм

остальных 22,949 - 22,965 мм

4A-GE 26,949 - 26,965 мм

Если диаметр шейки не соответствует

техническим условиям, проверьте за­

зор между шейкой и подшипником.

13. Проверьте состояние подшипников

распределительного вала на предмет

наличия выкрашивания и царапин на

их поверхностях.

При наличии перечисленных дефек­

тов замените крышки подшипников

или головку блока цилиндров в сборе.

14. (4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE u 7A-FE)

Проверьте состояние пластинчатой

разрезной пружины шестерни распре­

делительного вала, измерив зазор в

свободном состоянии.

Номинальный зазор 17,0- 17,6 мм

background image

Двигатель - механическая часть 51

При большем зазоре замените пружи­

ну шестерни.
15. Проверьте радиальный зазор о

подшипниках распределительного вала.

а) Очистите рабочие поверхности

крышек подшипников и опорных ше­

ек распределительного вала.

б) Уложите распределительный вал

в постели головки блока цилиндров.

в) Положите по кусочку пластиково­

го калибра на каждую шейку рас­

пределительного вала.

Внимание: стрелки на крышках под­

шипников должны быть направлены к

передней части двигателя.

г) Установите крышки подшипников

распределительного вала (см. раз­

дел "Установка головки блока ци­

линдров"). Затяните болты крышек

(МЗ = 13 Нм).

Внимание: не поворачивайте распре¬

делительный вал.

д) Снимите крышки подшипников.
е) Измерьте ширину сплющенного ка­

либра в его наиболее широкой части.

Радиальный зазор в подшипниках

распределительного вала:

номинальный 0,035 - 0,072 мм

максимально допустимый 0,1 мм

Если зазор больше максимально

допустимого, замените распредели­

тельный вал. При необходимости

замените головку блока цилиндров в

сборе.
ж) Удалите остатки калибра.

16. Проверьте осевой зазор распре­

делительного вала.

а) Установите распределительный

вал (см. раздел "Установка головки

блока цилиндров").
б) Индикатором измерьте осевой за­

зор при перемещении (с помощью

мощной отвертки) распределитель­

ного вала вперед-назад.

Если осевой зазор больше допусти­
мого, замените распредвал.

Осевой зазор распределительных
валов:
4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE и 7A-FE:

Номинальный:

впускных 0,030 - 0,085 мм

выпускных 0,035 - 0,090 мм

Максимально допустимый... 0,11 мм

4A-GE:

номинальный 0,080 - 0,190 мм

максимально допустимый:

(АЕ92, AW11 и AT160) 0,30 мм

(АЕ101.АЕ111) 0,25 мм

При необходимости замените крыш­

ки подшипников и головку блока ци­

линдров в сборе.

17. (4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE u 7A-FE)

Измерьте зазор в зубчатом зацепле­

нии распределительных валов.

а) Установите оба распределитель­

ных вала в головку блока, не уста­

навливая вспомогательную шестер­

ню (см. раздел "Установка головки

блока цилиндров").
б) Часовым индикатором измерьте

зазор в зубчатом зацеплении.

Номинальный 0,020 - 0,200 мм
Максимальный 0,30 мм

Если зазор больше максимального,

замените распределительные валы.

18. Проверьте толкатели и расточки

под толкатели в корпусе головки блока,

а) Индикатором-нутромером измерь­

те диаметры расточек под толкатели

в головке блока цилиндров.

Диаметр расточки под толкатель:

4A-FE (АЕ101, АТ190), 5A-FE и

7A-FE 31,000 - 31,025 мм

4A-FE (АЕ92, АЕ95, АТ171
и AT180) . 28,005-28,026 мм

4A-F, 4A-GE (АЕ92, AW11
и AT160) 27,975 -27,985 мм

4A-GE (АЕ101,

АЕ111) 23,500 - 23,521 мм

б).Микрометром измерьте диаметр
толкателя.

Диаметр толкателя:

4A-FE (АЕ101, АТ190), 5A-FE и

7A-FE 30,966- 30,976 мм

4A-FE (АЕ92, АЕ95. АТ171

и AT180) 27,975 - 27,996 мм

4A-F, 4A-GE (АЕ92, AW11

и AT160) 28,000-28,021 мм

4A-GE(AE101,

AE111) 23,475 - 23,485 мм

в) Вычтите значение диаметра тол­

кателя из значения диаметра рас­

точки под толкатель в корпусе го­

ловки и определите зазор.

Зазор между толкателем и стенкой

расточки под толкатель:

Номинальный:

4A-FE, 5A-FE и

7A-FE 0,024 - 0,059 мм

4A-FE (АЕ92, АЕ95, АТ171

и AT180) 0,020-0,051 мм

4A-F, 4A-GE 0,015 - 0,046 мм

Максимальный:

4A-F,4A-GE(AE101,

АЕ111) 0,10 мм

Остальные 0,07 мм

Если зазор превышает максимально

допустимый, замените толкатель.

При необходимости замените голов­

ку блока цилиндров.

19. Проверьте неплоскостность при­

валочных поверхностей впускного и

выпускного коллекторов, используя

прецизионную линейку и плоский щуп.

Максимальная неплоскостность:

Впускного коллектора:

4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE
и 7A-FE 0,20 мм
4A-GE 0,05 мм

Выпускного коллектора 0,30 мм

Примечание: в двигателях с системой
сгорания обедненных смесей, проверя­
ется неплоскостность привалочной
поверхности проставки дополнитель­
ных заслонок или проставки клапана
перепуска воздуха помимо дроссельной

заслонки.

Максимальная неплоскостность

этой поверхности:

4A-FE 0,20 мм
4A-GE. 0,05 мм

Если любая из указанных неплоскост¬
ностей превосходит допустимые ве­

личины, замените коллектор.
20. При необходимости, замените уп­
лотнения свечей зажигания.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
8 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности