Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство — часть 12
Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство - часть 12
48 Двигатель - механическая часть
б) Очистите поверхности камер сго
рания головки блока металлической
щеткой.
в) Очистите отверстия направляю
щих втулок щеткой и растворителем.
г) Очистите поверхность головки
блока цилиндров (сопрягаемую с
поверхностью блока цилиндров),
используя мягкую щетку и раствори
тель.
3. Проверьте головку блока цилиндров.
а) Проверьте неплоскостность по
верхностей.
Прецизионной линейкой и плоским
щупом, как показано на рисунке,
проверьте неплоскостность рабочих
поверхностей головки блока цилин
дров, сопрягаемых:
• С поверхностью блока цилинд
ров (поверхность газового стыка).
• С поверхностями впускного и
выпускного коллекторов.
Максимально допустимая неплоско
стность поверхности:
газового стыка:
4A-GE (АЕ101, АЕ111) 0,10 мм
остальные 0,05 мм
привалочной впускного коллектора:
4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE и
4A-GE (АЕ101, АЕ111) 0,10 мм
4A-GE(AE92,AW11
u AT160) 0,05 мм
привалочной выпускного
коллектора 0,10 мм
Если величина неплоскостности
превышает допустимую, замените
головку блока цилиндров.
б) Используя проникающий краси
тель, проверьте наличие трещин в
камерах сгорания, впускных и выпу
скных каналах и на поверхности га
зового стыка.
При наличии трещин, замените го
ловку блока цилиндров.
4. Очистите клапаны.
а) Скребком снимите налет углеро
дистых отложений с тарелки клапана.
б) Щеткой окончательно очистите
клапан.
5. Проверьте диаметры стержней кла
панов и внутренние диаметры на
правляющих клапанов.
а) С помощью нутромера измерьте
внутренние диаметры направляю
щих клапанов (на 3-х уровнях, как
показано на рисунке).
б) С помощью микрометра измерь
те диаметры стержней клапанов
(на 3-х уровнях, как показано на
рисунке).
в) Вычтите значения диаметров
стержня клапана из значений внут
ренних диаметров направляющих
клапанов и определите зазор между
стержнем клапана и его направ
ляющей.
Внутренний диаметр направляющей
стержня клапана:
4A-GE (АЕ101, АЕ111),.. 5,01 - 5,03 мм
остальные 6,01 - 6,03 мм
Диаметр стержня клапана:
4A-GE(AE101,AE111):
впускного 4,970 - 4,985 мм
выпускного 4,965 - 4,980 мм
остальные:
впускного 5,970 - 5,985 мм
выпускного 5,965 - 5,980 мм
Стандартный зазор между направ
ляющей и стержнем клапана:
впускного 0,025 - 0,060 мм
выпускного 0,030 - 0,065 мм
Максимально допустимый зазор между
направляющей и стержнем клапана:
впускного 0,08 мм
выпускного 0,10 мм
Если зазор больше максимального
значения, то замените клапан и на
правляющую.
6. Если необходимо, замените на
правляющую клапана.
а) Постепенно нагрейте головку
блока цилиндров в водяной ванне
до температуры 80-100°С.
Примечание: если на направляющей
втулке установлено стопорное
кольцо, то рекомендуется до нагре
вания сломать старую втулку, ис
пользуя старый клапан, обмотанный
изолентой, и молоток. Для предо
хранения поверхности расточек под
толкатели используйте ветошь.
Направляющая втулка сломается по
канавке под стопорное кольцо, и
кольцо не будет мешать при вы¬
прессовке направляющей.
б) Используя выколотку и молоток,
Выпрессуйте направляющую клапана.
в) Нутромером измерьте диаметр
расточки под направляющую в кор
пусе головки блока цилиндров.
Номинальный диаметр (в холодном
состоянии):
4A-GE(AE101,
АЕ111) 9,679 - 9,701 мм
остальные 11,000 -11,027 мм
г) Выберите новый размер наружного
диаметра направляющей клапана.
• Если диаметр отверстия под на¬
правпяющую в корпусе головки
блока не превышает 11,027 мм
(9,701 мм для 4A-GE (АЕ101.
АЕ111)). используйте направляю
щую со стандартным наружным
диаметром.
• Если диаметр отверстия под
направляющую в корпусе головки
блока превышает 11,027 мм
(9,701 мм для 4A-GE (АЕ101.
АЕ111)), расточите отверстие до
размера 11,050-11,077 мм (9,729
- 9 . 7 5 1 мм для 4A-GE (АЕ101,
АЕ111)) и используйте направ
ляющую с наружным диаметром,
увеличенным на 0,05 мм.
• Если диаметр отверстия под
направляющую в корпусе головки
блока превышает 11,077 мм
(9,751 мм для 4A-GE (АЕ101,
АЕ111)) замените головку блока
цилиндров.
Примечание: (только для 4A-GE
(АЕ101, АЕ111)) направляющие кла
панов имеют разную длину, не пере
путайте их при установке.
Двигатель - механическая часть
49
д) Снова постепенно нагрейте го
ловку блока цилиндров в водяной
ванне до температуры 80-100°С.
е) С помощью выколотки и молотка
запрессуйте направляющую до тех
пор, пока стопорное кольцо, уста
новленное в канавке направляю
щей, не коснется поверхности го
ловки блока цилиндров.
Примечание: если не применяется
стопорное кольцо, рекомендуется
запрессовывать направляющую до
тех пор, пока она не будет возвы
шаться над поверхностью головки
блока на 12,7 - 13,1 мм (8,2 - 8,6 мм
4A-GE(AE101,AE111)).
ж) Используя развертку на 6 мм,
разверните внутреннее отверстие
направляющей, чтобы обеспечить
нормированный зазор между на
правляющей и стержнем клапана.
7. Проверьте и притрите клапаны.
а) Притрите (прошлифуйте) клапаны
до устранения следов нагара и ца
рапин.
б) Убедитесь, что притертая фаска
клапана образует угол 44,5° относи
тельно плоскости, перпендикулярной
оси стержня.
в) Проверьте толщину тарелки кла¬
пана.
Толщина цилиндрической части та
релки клапана:
Номинальная:
4A-F, 4A-FE(AE101, AT190), 5A-FE,
7A-FE и 4A-GE 0,8 - 1,2 мм
4A-FE (АЕ92, АЕ95, АТ171
и AT180):
впускного 1,05 - 1,45 мм
выпускного 1,19 - 1,59 мм
Минимально допустимая 0,5 мм
Если толщина цилиндрической час
ти тарелки клапана меньше мини
мально допустимого значения, за
мените клапан,
г) Проверьте общую длину клапана.
4A-F, 5A-F и 4A-FE (АЕ92, АЕ95,
АТ171 и АТ180):
Номинальная:
впускного 97,45 мм
выпускного 91,90 мм
Минимально допустимая:
впускного 90,95 мм
выпускного 91.40 мм
4A-FE (АЕ101, АТ190), 5A-FE и 7A-FE:
Номинальная:
впускного 87,45 мм
выпускного 87,84 мм
Минимально допустимая:
впускного 86,95 мм
выпускного 87,35 мм
В противном случае скорректируйте
фаску следующим образом:
Если пятно контакта расположено
слишком высоко на фаске клапана,
то для перешлифовки седла ис
пользуйте фрезы с углом конуса
30° и 45°.
4A-GE (АЕ92, AW11 и АТ160):
Номинальная:
впускного 99,60 мм
выпускного 99,75 мм
минимально допустимая:
впускного 99,10 мм
выпускного 99.25 мм
4A-GE(AE101,AE111):
Номинальная:
впускного 98,51 мм
выпускного 108.45 мм
Минимально допустимая:
впускного 97,87 мм
выпускного 107,75 мм
Если длина клапана меньше допус
тимой, замените клапан,
д) Проверьте состояние торцевой по
верхности стержня клапана на пред
мет наличия износа. Если торец кла
пана изношен, отшлифуйте его или
замените клапан. После шлифовки
проверьте длину клапана.
8. Проверьте и очистите седла клапа
нов.
а) Фрезой из твердого сплава с углом
конуса 45° прошлифуйте седла кла
панов, сняв минимальный слой ме
талла только для очистки рабочих
фасок седел.
б) Проверьте правильность посадки
клапана в седло.
Нанесите тонкий слой белил на
фаску клапана. Прижмите рабочую
фаску клапана к седлу, но не вра
щайте клапан. Затем уберите кла
пан и осмотрите седло и фаску кла
пана.
• Если краска остается по всей
окружности (360°) фаски клапана,
то клапан концентричен. В про
тивном случае замените клапан.
• Если краска проявляется по всей
окружности (360°) седла клапана,
направляющая (втулка) клапана и
седло клапана концентричны. В
противном случае перешлифуйте
фаску.
• Убедитесь, что пятно контакта
находится в средней части рабо
чей фаски клапана и имеет шири
ну 1,0-1,4 мм.
50 Двигатель - механическая часть
Если пятно контакта расположено
слишком низко на фаске клапана, то
для перешлифовки седла используй
те фрезы с углом конуса 60° и 45°.
в) Вручную притрите клапан к седлу с
использованием абразивной пасты.
г) После притирки клапанов очисти
те клапан и седло.
9. Проверьте клапанные пружины,
а) Используя металлический уголь
ник (90°), проверьте неперпендику
лярность пружины клапана.
Максимально допустимая
неперпендикулярность:
4A-F, 5A-F 2,5 мм
4A-FE, 5A-FE, 7A-FE и
4A-GE (АЕ101, АЕ111) 2,0 мм
4A-GE(AE92,AW11 иАТ160). 1,8мм
При большей неперпендикулярности
замените пружину клапана.
б) Штангенциркулем измерьте длину
пружины.
Длина пружины клапана
в свободном состоянии:
4A-F, 4A-FE(AE92, AE95, АТ171
и AT180) 43,80 мм
4A-FE(AE101,AT190)
и 7A-FE 38,57 мм
5A-FE. 42,40 мм
4A-GE (АЕ92, AW11 и
АТ160) 41,09 мм
4A-GE(AE101, AE111) 47,60 мм
Если длина пружины отличается от
номинальной, замените пружину
клапана.
в) Тестером для проверки пружин,
измерьте усилие, необходимое для
сжатия пружины до установочной
длины.
Длина пружины клапана
в установочном состоянии:
4A-FE(AE101,AT190),
5A-FE u 7A-FE 31,7 мм
4A-F, 4A-FE(AE92, AE95, АТ171
и АТ180) и 4A-GE (АЕ92, AW11
и AT160) 34,7 мм
Усилие, необходимое для сжатия
пружины до установочной длины:
4A-F, 4A-FE(AE92, AE95,
АТ171 и AT180) 143- 155 Н
4A-FE(AE101,AT190)
и 7A-FE 166 Н
5A-FE 157- 174 Н
4A-GE(AE92,AW11
и AT160). 143-167 Н
Если усилие выходит за указанные
пределы, замените пружину клапана.
10. Проверьте распределительный
вал на изгиб.
а) Уложите распределительный вал
на призмы.
б) Стрелочным индикатором про
верьте биение распределительного
вала относительно средней шейки.
Максимально допустимое биение:
4A-F, 5A-F, 4A-FE, 7A-FE
и 4A-GE 0,04 мм
5A-FE 0,03 мм
Если биение превышает допустимое,
замените распределительный вал.
1 1 . Проверьте высоту кулачков рас
пределительного вала, измерив ее
микрометром.
4A-F и 4A-FE (АЕ92, АЕ95, АТ171
и AT180):
Впускных клапанов:
номинальная 35,21 - 35,31 мм
минимальная 34,81 мм
Выпускных клапанов:
номинальная 34,91 - 35,01 мм
минимальная 34,51 мм
4A-FE (АЕ101, АТ190) с нейтрализа
тором и 7A-FE(AE102):
Впускных клапанов:
номинальная 42,61 -42,71 мм
минимальная 42,20 мм
Выпускных клапанов:
номинальная 41,96 - 42,06 мм
минимальная 41,55 мм
4A-FE (АЕ101, АТ190) без нейтрали
затора и 7A-FE(AE93):
Впускных клапанов:
номинальная 41,91 - 42,01 мм
минимальная 41,50 мм
Выпускных клапанов:
номинальная 41,96 - 42,01 мм
минимальная 41,55 мм
5A-FE
Впускных клапанов:
номинальная 41,71 - 41,81 мм
минимальная 41,30 мм
Выпускных клапанов:
номинальная 41,96 • 42,06 мм
минимальная 41,55 мм
4A-GE(AE92, AW11 и АТ160):
Впускных и выпускных клапанов:
номинальная 35,41 - 35,51 мм
минимальная 35,11 мм
4A-GE(AE101,AE111):
Впускных клапанов:
номинальная 40,28 - 40,38 мм
минимальная 40,13 мм
Выпускных клапанов:
номинальная 40,09 • 40,19 мм
минимальная 39,94 мм
Если высота кулачков меньше допусти
мой, замените распределительный вал.
12. Микрометром измерьте диаметры
опорных шеек распределительного
вала.
Диаметры опорных шеек распреде
лительных валов:
4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE u 7A-FE:
1-й опорной 24,949 - 24,965 мм
остальных 22,949 - 22,965 мм
4A-GE 26,949 - 26,965 мм
Если диаметр шейки не соответствует
техническим условиям, проверьте за
зор между шейкой и подшипником.
13. Проверьте состояние подшипников
распределительного вала на предмет
наличия выкрашивания и царапин на
их поверхностях.
При наличии перечисленных дефек
тов замените крышки подшипников
или головку блока цилиндров в сборе.
14. (4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE u 7A-FE)
Проверьте состояние пластинчатой
разрезной пружины шестерни распре
делительного вала, измерив зазор в
свободном состоянии.
Номинальный зазор 17,0- 17,6 мм
Двигатель - механическая часть 51
При большем зазоре замените пружи
ну шестерни.
15. Проверьте радиальный зазор о
подшипниках распределительного вала.
а) Очистите рабочие поверхности
крышек подшипников и опорных ше
ек распределительного вала.
б) Уложите распределительный вал
в постели головки блока цилиндров.
в) Положите по кусочку пластиково
го калибра на каждую шейку рас
пределительного вала.
Внимание: стрелки на крышках под
шипников должны быть направлены к
передней части двигателя.
г) Установите крышки подшипников
распределительного вала (см. раз
дел "Установка головки блока ци
линдров"). Затяните болты крышек
(МЗ = 13 Нм).
Внимание: не поворачивайте распре¬
делительный вал.
д) Снимите крышки подшипников.
е) Измерьте ширину сплющенного ка
либра в его наиболее широкой части.
Радиальный зазор в подшипниках
распределительного вала:
номинальный 0,035 - 0,072 мм
максимально допустимый 0,1 мм
Если зазор больше максимально
допустимого, замените распредели
тельный вал. При необходимости
замените головку блока цилиндров в
сборе.
ж) Удалите остатки калибра.
16. Проверьте осевой зазор распре
делительного вала.
а) Установите распределительный
вал (см. раздел "Установка головки
блока цилиндров").
б) Индикатором измерьте осевой за
зор при перемещении (с помощью
мощной отвертки) распределитель
ного вала вперед-назад.
Если осевой зазор больше допусти
мого, замените распредвал.
Осевой зазор распределительных
валов:
4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE и 7A-FE:
Номинальный:
впускных 0,030 - 0,085 мм
выпускных 0,035 - 0,090 мм
Максимально допустимый... 0,11 мм
4A-GE:
номинальный 0,080 - 0,190 мм
максимально допустимый:
(АЕ92, AW11 и AT160) 0,30 мм
(АЕ101.АЕ111) 0,25 мм
При необходимости замените крыш
ки подшипников и головку блока ци
линдров в сборе.
17. (4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE u 7A-FE)
Измерьте зазор в зубчатом зацепле
нии распределительных валов.
а) Установите оба распределитель
ных вала в головку блока, не уста
навливая вспомогательную шестер
ню (см. раздел "Установка головки
блока цилиндров").
б) Часовым индикатором измерьте
зазор в зубчатом зацеплении.
Номинальный 0,020 - 0,200 мм
Максимальный 0,30 мм
Если зазор больше максимального,
замените распределительные валы.
18. Проверьте толкатели и расточки
под толкатели в корпусе головки блока,
а) Индикатором-нутромером измерь
те диаметры расточек под толкатели
в головке блока цилиндров.
Диаметр расточки под толкатель:
4A-FE (АЕ101, АТ190), 5A-FE и
7A-FE 31,000 - 31,025 мм
4A-FE (АЕ92, АЕ95, АТ171
и AT180) . 28,005-28,026 мм
4A-F, 4A-GE (АЕ92, AW11
и AT160) 27,975 -27,985 мм
4A-GE (АЕ101,
АЕ111) 23,500 - 23,521 мм
б).Микрометром измерьте диаметр
толкателя.
Диаметр толкателя:
4A-FE (АЕ101, АТ190), 5A-FE и
7A-FE 30,966- 30,976 мм
4A-FE (АЕ92, АЕ95. АТ171
и AT180) 27,975 - 27,996 мм
4A-F, 4A-GE (АЕ92, AW11
и AT160) 28,000-28,021 мм
4A-GE(AE101,
AE111) 23,475 - 23,485 мм
в) Вычтите значение диаметра тол
кателя из значения диаметра рас
точки под толкатель в корпусе го
ловки и определите зазор.
Зазор между толкателем и стенкой
расточки под толкатель:
Номинальный:
4A-FE, 5A-FE и
7A-FE 0,024 - 0,059 мм
4A-FE (АЕ92, АЕ95, АТ171
и AT180) 0,020-0,051 мм
4A-F, 4A-GE 0,015 - 0,046 мм
Максимальный:
4A-F,4A-GE(AE101,
АЕ111) 0,10 мм
Остальные 0,07 мм
Если зазор превышает максимально
допустимый, замените толкатель.
При необходимости замените голов
ку блока цилиндров.
19. Проверьте неплоскостность при
валочных поверхностей впускного и
выпускного коллекторов, используя
прецизионную линейку и плоский щуп.
Максимальная неплоскостность:
Впускного коллектора:
4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE
и 7A-FE 0,20 мм
4A-GE 0,05 мм
Выпускного коллектора 0,30 мм
Примечание: в двигателях с системой
сгорания обедненных смесей, проверя
ется неплоскостность привалочной
поверхности проставки дополнитель
ных заслонок или проставки клапана
перепуска воздуха помимо дроссельной
заслонки.
Максимальная неплоскостность
этой поверхности:
4A-FE 0,20 мм
4A-GE. 0,05 мм
Если любая из указанных неплоскост¬
ностей превосходит допустимые ве
личины, замените коллектор.
20. При необходимости, замените уп
лотнения свечей зажигания.
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст