Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство — часть 50
Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство - часть 50
200 Система зажигания
Внимание: для предотвращения по
падания в цилиндры значительного
количества топлива из работающих
форсунок испытание следует прово
дить в течение не более 1-2 с.
Если искрообразование не наблюда
ется, необходимо провести проверку в
указанной ниже последовательности.
Внимание: термины "холодная" и
"горячая" обмотки катушки зажигания
или катушки датчика угловых им
пульсов в последующих предложениях
обозначают температуру обмоток:
"холодная" от -10°С до +50°С
"горячая" от +50°С до +100°С
(Все двигатели)
1. Проверьте соединения в объеди
ненном узле зажигания: катушки зажи
гания, коммутатора, разъемов рас
пределителя.
2. Проверьте сопротивление высоко
вольтных проводов.
Максимальное сопротивление
каждого провода 25 кОм
3. Проверьте наличие напряжения на
положительном (+) выводе катушки
зажигания при включенном зажигании.
4. Проверьте сопротивление обмоток
катушки зажигания по соответствую
щей таблице.
5. Проверьте сопротивление обмотки
индуктивной катушки датчика углового
положения коленчатого вала (выводы
NE (+) и NE (-)) и датчика углового по
ложения распределительного вала
(выводы G (+) и G (-)) по соответствую
щей таблице.
Если сопротивление не соответствует
техническим данным, то:
(4A-FE (АЕ101 и АТ190), 4A-GE и
5A-FE(AE110))
Замените узел корпуса распредели
теля.
(4A-FE (кроме АЕ101 и АТ190))
Замените комплексный (объединен
ный) блок зажигания (блок бескон
тактной системы зажигания).
(4A-F u 5A-F)
Замените датчик угловых импульсов
(индуктивную катушку датчика).
6. Проверьте воздушный зазор рас
пределителя.
Величина зазора 0,2 - 0,4 мм
Если величина зазора не совпадает с
техническими данными, то замените:
(4A-FE (АЕ101 и АТ190), 4A-GE, SA
FE(АЕ110), 7A-FE(AE93, AE102))
Узел корпуса распределителя.
(4A-FE (кроме АЕ101 и АТ190))
Объединенный узел зажигания.
(4A-F и 5A-F)
Датчик (индуктивную катушку датчи
ка) угловых импульсов.
7. Проверьте наличие управляющего
сигнала от электронного блока управ
ления двигателем.
8. Проверьте состояние проводки от
компьютера к объединенному узлу за
жигания. При необходимости замени
те электронный блок управления.
9. Попробуйте использовать другой
коммутатор.
Проверка высоковольт
ных проводов
1. Отсоедините высоковольтные про
вода от свечей зажигания, удерживая
их только за резиновые наконечники,
как показано на рисунке. Неправиль
ное обращение с проводами может
привести к внутренним разрывам про
водов.
2. (Кроме 4A-F, 7A-FE u 4A-GE)
Отсоедините высоковольтные провода
от крышки распределителя или от
крышки объединенного узла зажигания.
Для этого отверткой оттяните пружин
ную защелку и отсоедините держа
тель вместе с высоковольтным прово
дом от крышки распределителя, как
показано на рисунке.
3. Используя омметр, проверьте сопро
тивление каждого высоковольтного
провода.
Примечание: для 4A-F, 7A-FE и 4A-GE
сопротивление проводов проверяется
вместе с крышкой распределителя
или комплексного электронного блока
зажигания.
Максимальное сопротивление ...25 кОм
на каждый провод
Если сопротивление превышает ука
занное значение, проверьте наконеч
ники проводов или замените провода.
4. (Кроме 4A-F, 7A-FE и 4A-GE)
Подсоедините высоковольтные про
вода к крышке распределителя или
объединенного узла зажигания, как
показано на рисунке.
Внимание: убедитесь, что держа
тель правильно установлен на рези
новой проставке и крышке распреде
лителя, как показано на рисунке.
Убедитесь, что пружинные защелки
надежно зафиксировали высоко
вольтные провода на крышке распре
делителя.
5. Подсоедините высоковольтные
провода к свечам зажигания, обращая
внимание на разводку и фиксацию
проводов зажимами, как показано на
рисунке.
Проверка свечей
зажигания
Стандартные свечи
зажигания
1. Отсоедините высоковольтные про
вода от свечей зажигания.
2. Выверните свечи зажигания, ис
пользуя свечной ключ на 16 мм.
3. Очистите свечи зажигания на песко
струйном аппарате или металлической
щеткой.
4. Проверьте визуально состояние све
чей зажигания на предмет износа элек
тродов, повреждений резьбы или (и)
изолятора. При необходимости замени
те свечу зажигания.
Таблица. Рекомендуемые свечи зажи
гания.
Тип и марка свечей
зажигания
Номиналь-
ный зазор,
мм
4A-F (модели для Европы)
Тип ND: QJ16AR-U
Тип NGK: BCRE527Y
Champion: RC11LCC4
0,8
0,8
4A-F (модели для стран Общего
Экспорта), 5A-FE, 4A-FE, 5A-FHE и
4A-FHE (модели для Японии)
Т и п N D : Q 1 6 R - U
Тип NGK: BCPR5EY
Champion: RC12YC5
0,8
4A-GE (АЕ92 (до 87 г.) и АТ160)
Тип ND:Q20R-U11
Т и п N G K : B C P R 6 E Y 1 1
Champion: RC9YC4
1,1
4A-GE (АЕ92 (с 87 г.)
Тип ND: K20R-U
Тип NGK: BKR6EYA
0,8
4A-FE(AE92, AE95, АТ171 и AT180)
Т и п N D : Q 1 6 R - U
Тип NGK: BCPR5EY
Champion: RC12YC5
0,6
Тип и марка свечей
зажигания
Номиналь
ный зазор,
мм
7A-FE(AE93)
Тип ND:K16R-U
Тип NGK: BKR5EYA
0,8
4A-FE (АЕ101 и АТ190 без 3-х ком
понентного нейтрализатора отра
ботавших газов)
Тип ND:K16R-U11
Тип NGK:BKR5EYA11
1,1
4A-FE (АЕ101 и АТ190 с 3-х компо
нентным нейтрализатором отра
ботавших газов), 7A-FE (АЕ102,
AE115).4A-FE(AE111)
Тип N D : K20R-U
Тип N G K : BKR6EYA
0.8
5A-FE(AE110)
Тип ND:K16R-U11
Тип NGK:BKR5EYA11
1,1
5. Отрегулируйте зазор между электро
дами, подгибая только боковой элек
трод. Номинальное значение зазора см.
в таблице "Рекомендуемые свечи за
жигания".
6. Установите свечи зажигания.
Момент затяжки 19 Нм
7. Подсоедините высоковольтные
провода к свечам зажигания.
Свечи зажигания с платино
выми электродами
Примечания:
• Никогда не используйте метал
лическую щетку для очистки таких
свечей зажигания.
• Никогда не пытайтесь регулиро
вать зазор в свече зажигания, быв
шей в эксплуатации.
• Свечи зажигания должны заме
няться через каждые 100000 км про
бега автомобиля.
1. Снимите защитный кожух проводов
свечей зажигания.
2. Отсоедините провода высокого на
пряжения от свечей зажигания.
3. Проверьте электроды свечей зажи
гания.
(При наличии мегомметра)
Измерьте электрическое сопротив
ление изолятора.
Номинальное значение сопротивле
ния изолятора не менее 10 МОм
Если сопротивление меньше допусти
мого, очистите свечу.
(При отсутствии мегомметра)
• Быстро пять раз увеличьте частоту
вращения двигателя до 4000 об/мин.
• Выверните свечи зажигания (см.
выше).
• Визуально оцените состояние све
чи зажигания:
Если электроды сухие, то проверку
можно закончить.
Если электроды влажные, то необходи
мо перейти к следующему параграфу.
4. Визуально проверьте состояние
свечей зажигания на предмет отсутст
вия повреждений резьбы, изолятора и
электродов. При любых отклонениях,
замените свечи (см. таблицу
"Рекомендуемые свечи зажигания с
платиновыми электродами").
5. Проверьте зазор между электро
дами.
Максимально допустимые значения
зазора между электродами и номи
нальные значения зазора у новой све
чи приведены в таблице. Если зазор
больше максимально допустимого,
замените свечу.
Регулировку зазора у новой свечи не
обходимо проводить подгибанием
только бокового электрода у основа
ния. Не трогайте конец электрода.
6. Очистите свечи зажигания.
Если электроды имеют следы отло
жения влажных углеродных остатков,
то высушите их, а затем удалите под
ходящим растворителем. Если элек
троды имеют следы масла, то пред
варительно удалите их с помощью
бензина..
Таблица. Рекомендуемые свечи зажи
гания с платиновыми электродами.
Затем очистите свечи с помощью очи
стителя свечей, подавая воздух с
давлением не более 588 кПа (6 кг/см
2
)
в течение не более 20 секунд.
7. Установите свечи зажигания на мо
с т е
Момент затяжки 18 Нм
8. Подключите провода высокого на
пряжения к свечам зажигания и устано
вите на место защитный кожух прово
дов свечей зажигания.
Проверка элементов
системы зажигания или
элементов объединен
ного узла зажигания
Примечание: в двигателе 4A-GE и в
двигателе 4A-FE (с системой сго
рания обедненных смесей) объеди
ненный узел зажигания отсутству
ет, но процедуры проверки одно
именных элементов системы зажи
гания (катушки зажигания, распре
делителя, коммутатора, датчиков
угловых импульсов и т.д.) анало
гичны процедурам проверки этих
элементов в объединенном узле за
жигания и рассматриваются па
раллельно.
(Для систем зажигания, имеющих
объединенный узел зажигания)
Отсоедините разъемы объединенного
узла зажигания, снимите крышку и ро
тор распределителя, а также пыльник
катушки зажигания.
(Для систем зажигания двигателей,
имеющих распределитель)
Отсоедините разъем катушки зажига
ния и отсоедините провод высокого
напряжения от катушки зажигания.
Проверка катушки зажигания
Внимание: термины "холодная" и
"горячая" обмотки катушки зажига
ния в последующих предложениях
обозначают температуру обмоток:
"Холодная" от -10
О
С до+50
О
С
"Горячая" от +50
О
С до +100
О
С
Эти определения в дальнейшем со
храняются также применительно к ин
дуктивным катушкам датчиков угловых
импульсов,
1. Проверьте сопротивление первичной
обмотки, используя омметр, подключив
его к катушке зажигания, как показано
на рисунках.
202 Система зажигания
2. Проверьте сопротивление вторичной
обмотки, используя омметр, подключив
его к катушке зажигания, как показано
на рисунках.
Примечание: номинальные значения
сопротивлений катушки зажигания
приведены в таблице "Сопротивле
ния обмоток катушки зажигания".
Если сопротивление любой из обмо
ток катушки зажигания не соответст
вует номинальным значения, замени
те катушку зажигания.
3. (Для 4A-FE с системой сгорания
обедненных смесей)
С помощью мегомметра измерьте со
противление изоляции между положи
тельным выводом катушки зажигания
(+) и выводом (клеммой) провода вы
сокого напряжения.
Номинальное значение сопротивле
ния не менее 10 МОм
В противном случае замените катушку
зажигания.
4. (Для 4A-FE с системой сгорания
обедненных смесей)
Подключите провод высокого напря
жения к катушке зажигания, а также
разъем катушки зажигания.
(Проверка объединенного узла зажи
гания (4A-F (АЕ112)))
а) Отсоедините разъем объединен
ного узла зажигания.
б) Снимите крышку объединенного
узла, ротор и пыльник.
в) С помощью омметра измерьте
сопротивление между положитель
ным и отрицательным выводом
(первичная обмотка).
Если сопротивление отличается от
указанного в таблице, замените ка
тушку зажигания.
г) С помощью омметра измерьте со
противление между положительным
и высоковольтным выводами
(вторичная обмотка).
Если сопротивление отличается от
указанного в таблице, замените ка
тушку зажигания.
д) С помощью плоского щупа из
мерьте зазор между ротором и вы
ступом обмотки.
Номинальный зазор 0,2 -0,4 мм
Если зазор отличается от номи
нального, замените обмотку датчика
угловых импульсов.
е) С помощью омметра измерьте
сопротивление обмотки датчика.
Номинальное сопротивление:
в холодном состоянии... 185 - 275 Ом
в горячем состоянии. 240 - 325 Ом
Если сопротивление отличается от
номинального, замените обмотку
датчика угловых импульсов.
(Проверка напряжения питания
объединенного узла зажигания
(4A-FE (АЕ111), 7A-FE (АЕ115),
5A-FE(AE110)))
Отсоедините разъем объединенного
узла зажигания и измерьте напряже
ние между выводом "1" разъема узла
и массой, поворачивая ключ зажига
ния в положения "ОN" и "START".
Напряжение питания. . 9 -14 В
Проверка распределителя
Отключите разъем распределителя,
снимите крышку распределителя и
ротор распределителя искровых
разрядов.
1. Проверьте с помощью щупа воз
душный зазор между зубцами ротора
датчика угловых импульсов и высту
пом сердечника индуктивной катушки
этого датчика. Если в системе зажи
гания используются два датчика уг
ловых импульсов (датчик "NE" угло
вого положения коленчатого вала и
датчик " G 1 " углового положения рас
пределительного вала), то подобные
измерения следует выполнять в каж
дом датчике.
Таблица. Сопротивления обмоток катушки зажигания.
Тип двигателя и модель
автомобиля
4A-F (АЕ92)
4A-GE:
АЕ92
АТ160
4A-FE(AE92, AE95, AT171
и АТ180):
Модели 2WD
Модели 4WD
4A-FE (АЕ101 и АТ190). 5А-
FE(AE110), 7A-FE(AE93,
AE102), 4A-F(AE112)
4A-FE (с системой сгора
ния обедненных смесей),
4A-GE(AE101, AE111)
Сопротивление пер
вичной обмотки. Ом
"холодной"
1,3-1,5
0,41 - 0,50
0,52 - 0,64
1,28 - 1,56
0,38 - 0,46
1,11 -1,75
0,36 - 0,55
"горячей"
-
-
•
1,41 - 2,05
0,45 - 0,65
Сопротивление вто
ричной обмотки. кОм
"холодной"
10,2-13,8
10,2 - 13,8
11,5 - 15,5
10,4 - 14,0
7,7 - 10.3
9,0 - 15,7
9,0 - 15,4
"горячей"
-
-
-
11.4-18.4
11,4 - 18,1
Система зажигания 203
В двигателях 4A-GE без расходомера
воздуха такие измерения должны
быть выполнены трижды: в датчике
углового положения коленчатого вала
"NE" и двух датчиках углового поло
жения распределительного вала " G T
и "G2".
Номинальный воздушный
зазор 0,2 - 0,4 мм
Если з а з о р выходит за указанные
п р е д е л ы , замените корпус распре
д е л и т е л я , распределитель в сборе
или корпус объединенного узла за
ж и г а н и я .
2. Проверьте с помощью омметра со
противление индуктивных катушек
датчиков углового положения колен
чатого и распределительного вала.
Схемы подключения омметра показа
ны на рисунках, а номера выводов, к
которым необходимо подключать ом
метр, и номинальные значения сопро
тивлений индуктивных катушек датчи
ков углового положения приведены в
таблице "Сопротивление обмотки
датчиков углового положения колен
чатого и распределительного валов".
Внимание: термины "холодпая" и
"горячая" обмотка индуктивной ка
тушки датчика угловых импульсов в
последующих предложениях обозна
чают температуру обмоток:
"холодная" от -10°С до +50°С
"горячая" от +50°С до +100°С
Если сопротивление не укладывает
ся в указанные пределы, замените
весь распределитель в сборе (корпус
объединенного узла зажигания) или
датчик угловых импульсов (4A-F).
3. (4A-F(AE92 u AE112))
Проверьте работоспособность ваку
умного регулятора угла опережения
зажигания:
• отсоедините вакуумный(ые)
шланг(ги) от регулятора;
• подведите разрежение к диафрагме
(диафрагмам) и убедитесь, что при
вод диафрагменного механизма пе
ремещается.
В случае неудовлетворительной работы
регулятора отремонтируйте или заме
ните его.
4. (Только для 4A-F (АЕ92 и АЕ112))
Проверьте работоспособность центро
бежного регулятора угла опережения
зажигания:
• Поверните ротор регулятора про
тив часовой стрелки, отпустите его и
убедитесь, что ротор быстро воз
вращается в исходное положение по
часовой стрелке.
• Убедитесь также, что ротор не
имеет значительного люфта.
(Только для систем зажигания, имею
щих объединенный узел зажигания)
Установите пыльник катушки зажига
ния, ротор распределителя, крышку
распределителя, присоедините разъ
емы объединенного узла зажигания.
(Только для систем зажигания дви
гателей, имеющих распределитель)
Установите на место: ротор распре
делителя, крышку распределителя и
подключите разъем распределителя.
Проверка с помощью осцил
лографа
1. При проворачивании коленчатого
вала стартером или на холостом ходу
проверьте форму сигнала между вы
водами G1 и NE(-), NE(+) и NE(-) элек
тронного блока управления.
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст