Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство — часть 4
Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство - часть 4
Двигатель - механическая часть
16
• При ОЧИ более 85 единиц повер
ните ручку "октан-корректора" в на
правлении "А" ("вперед"), но не бо
лее, чем на 1.5 оборота от цен
трального положения; это крайнее
положение соответствует бензину с
ОЧИ=91 единице.
• При ОЧИ менее 85 единиц повер
ните ручку "октан-корректора" в на
правлении "R" ("назад"), но не бо
лее, чем на 2,5 оборота от цен
трального положения; это крайнее
положение соответствует бензину с
ОЧИ=75 единиц.
Предупреждение: поворот ручки
"октан-корректора" на большее чис
ло оборотов может привести к по
явлению детонации, снижению эко
номичности и приемистости.
После установки ручки "октан-
корректора" в необходимое положе
ние установите на место защитный
колпачок.
Проверка и регулировка угла
опережения зажигания
1. Прогрейте двигатель до нормаль
ной рабочей температуры.
2 Подключите тахометр к двигате
лю, присоединив пробник тахометра
к клемме IG (-) диагностического
разъема, а провода питания - к акку
муляторной батарее.
4A-FE, 5A-FE, 7A-FE (АЕ102) и 4A-GE.
7A-FE (АЕ93).
Примечание:
На некоторых двигателях 4A-GE
на диагностическом разъеме от
сутствует соответствующий вы
вод; в этом случае пробник тахо
метра подключается к отрица
тельному выводу (-) катушки за
жигания, а провода питания - к ак
кумуляторной батарее.
4A-FE, 5A-FE, 7A-FE (АЕ102) и 4A-GE
4A-F и 5A-F.
Внимание:
• Не допускайте касания выводов
тахометра "массы"; это выводит
из строя коммутатор и/или ка
тушку зажигания;
• Некоторые тахометры несо
вместимы с данной системой за
жигания, поэтому необходимо до
использования тахометра убе
диться в его совместимости.
3. Проверьте и отрегулируйте угол
опережения зажигания.
a) (4A-FE, 5A-FE, 7A-FE и 4A-GE)
Перемычкой (куском провода) со
едините клеммы "ТЕ1" и "Е1" диаг
ностического разъема.
4A-GE.
Для некоторых двигателей 4A-F и
5A-F необходимо изготовить пере
ходник для подключения тахомет
ра как показано на рисунках.
Примечание: на некоторых двигате
лях 4A-GE перемычкой следует со
единить клеммы "Т" и "Е1" диагно
стического разъема.
(4A-F и 5A-F)
Отключите вакуумный регулятор уг
ла опережения зажигания, отсоеди
нив шланг от камеры вспомогатель
ной диафрагмы регулятора и заглу
шив конец шланга заглушкой.
б) Выведите двигатель на режим
частоты вращения 1000-1500 мин и
удерживайте его на этом режиме в
течении 5 с, затем убедитесь, что
после отпускания дроссельной за
слонки он возвращается на режим
нормального холостого хода (режим
минимальной частоты вращения хо
лостого хода. см. ниже)
в) С помощью стробоскопа проверь
те установочный угол опережения
зажигания, на режиме нормального
холостого хода.
Внимание: рычаг управления автома-
тической трансмиссией должен нахо
диться в нейтральном положении.
Установочный угол опережения
зажигания (4А-FЕ. 5A-FE. 7A-FE
и 4A-GE) - 10 град до ВМТ
Для 4A-F (модели для Германии с 3-х
компонентным нейтрализатором
отработавших газов) при установке
рукоятки "октан-корректора" в по
ложение
"SUPER" (красный цвет) (при
этом должно использоваться
топливо с ОЧИ не менее
95 единиц) 10
0
до ВМТ
"REGULAR" (голубой цвет)
(при этом должно использоваться
топливо с ОЧИ не менее
91 единицы) 5° до ВМТ
Для двигателей 4A-F и 5A-F, модели
для стран Общего Экспорта при ус
тановке ручки "октан-корректора" в
центральное положение... 0° до ВМТ
г) Если необходимо, ослабьте два
болта и отрегулируйте угол опере
жения зажигания поворотом корпуса
распределителя/комплексного блока
зажигания.
д) Затяните болты (МЗ = 20 Нм) и про
верьте угол опережения зажигания.
е) (4A-FE, 5A-FE, 7A-FE и 4A-GE)
Снимите перемычку с диагностиче
ского разъема.
(4A-F u 5A-F)
Подсоедините шланг к камере вспо
могательной диафрагмы вакуумного
регулятора угла опережения зажи
гания.
4. Проверьте угол опережения зажи
гания при снятой перемычке диагно
стического разъема (4A-FE, 5A-FE,
7A-FE и 4A-GE) или подключенном
шланге вакуумного регулятора угла
опережения зажигания (4A-F и 5A-F).
Значение этого угла опережения за
жигания на режиме нормального хо
лостого хода составляет:
•4A-FE u 5A-FE 5° - 15°
•4A-GE приблизительно 16°
• 4A-F и 5A-F (кроме 4A-F,
модели для стран Общего
Экспорта)., 12
0
- 18°
Внимание: метка угла опережения
зажигания может перемещаться в
пределах ±5° от среднего значения.
5. Отсоедините тахометр и стробоскоп
от двигателя.
Проверка и регулировка
частоты вращения и
состава смеси на
режиме нормального
холостого хода.
Двигатель - механическая часть
Примечание: под "нормальным холо
стым ходом" двигателя понимается
холостой ход при минимальной час
тоте вращения, которая задана
техническими условиями.
Предварительные условия для про
ведения проверок и регулировок.
Примечание: для 4A-F и 5A-F внеш
ним осмотром убедитесь:
• В надежности крепления карбю
ратора и впускного коллектора.
• В отсутствии значительного из
носа соединительных тяг и излиш
него люфта оси дроссельной за
слонки.
• В наличии шплинтов.
• В том, что уровень топлива в
поплавковой камере - нормальный
(по контрольной линии на смотро
вом стекле).
Все остальные мероприятия являют
ся, как правило, общими для всех дви
гателей.
а) Двигатель прогрет до нормальной
рабочей температуры.
б) Воздушный фильтр установлен.
в) Все трубки и шланги системы
впуска установлены на свои места.
г) Все потребители электрической
энергии выключены (кроме систем
зажигания двигателя и электронного
управления впрыском топлива).
д) Все вакуумные линии правильно
подсоединены (включая шланги
системы рециркуляции отработав
ших газов).
е) (Кроме 4A-F и 5A-F)
Все электрические разъемы систе
мы электронного управления впры
ском топлива надежно подключены.
ж) (Только для 4A-F (модели для Гер
мании с 3-х компонентным нейтра
лизатором отработавших газов))
Вакуумный шланг системы перепус
ка воздуха в выпускной трубопровод
отсоединен, а его конец заглушён
з) Угол опережения зажигания пра
вильно отрегулирован.
и) Рычаг управления коробкой пере
дач установлен в нейтральном по
ложении.
к) Электровентилятор системы ох-
лаждения отключен (или должен не
включаться при проверке),
л) Тахометр отградуирован, прове
рен на совместимость с данным
двигателем и правильно подключен
к двигателю (см. раздел "Регули
ровка угла опережения зажигания"),
м) (Только для проверки концен
трации СО или СО и СИ) Газоана
лизатор СО/СН откалиброван
2. Проверка частоты вращения нор
мального холостого хода.
а) Запустите двигатель.
б) (Кроме 4A-F и 5A-F)
Проверьте работу клапана добавоч
ного воздуха (см главу "Система
впрыска топлива").
в) (4A-FE, 5A-FE и 7A-FE)
Перемычкой (куском провода) со
едините выводы "ТЕ1" и "Е1" диаг
ностического разъема.
(Для 4A-GE (модель АЕ92). вариант
без 3-х компонентного нейтрали
затора отработавших газов)
Отключите разъем клапана пере
пуска воздуха ("клапана добавочно
го воздуха").
г) Открывая дроссельную заслонку,
увеличьте частоту вращения вала
двигателя до 2500 - 3000 мин" и
удерживайте двигатель на этом ре
жиме в течение 60 - 90 секунд; затем
отпустите дроссельную заслонку.
д) Измерьте частоту вращения нор
мального холостого хода (при вы
ключенном электровентиляторе
системы охлаждения) и сравните
полученный результат со значени
ем, указанным в таблице.
е) Если частота вращения нормаль
ного холостого хода двигателя не
соответствует техническим услови
ям, отрегулируйте ее.
3. Регулировка частоты вращения
нормального холостого хода.
Примечание: при регулировке часто
ты вращения холостого хода сохра
няются все предварительные уело-
18
Двигатель - механическая часть
вия (см параграф 1). а также все
предварительные процедуры для
проверки частоты вращения холо
стого хода (см параграф 2).
(4A-F и 5A-F) (Метод регулировки с
использованием СО-газоанализатора)
Предупреждение при регулировке со
става смеси на холостом ходу все
гда желательно использовать СО-
газоанализатор. На большинстве
двигателей не следует трогать
винт регулировки состава смеси
("винт качества"), если двигатель
работает нормально
а) Запустите двигатель
б) Измеряя содержание СО в отра
ботавших газах с помощью СО-
газоанализатора и вращая винт ре
гулировки частоты вращения холо
стого хода ("винт количества") и
винт регулировки состава смеси
("винт качества"), добивайтесь за
данного техническими условиями
содержания СО в отработавших га
зах при заданных значениях частоты
вращения нормального холостого
хода (см. таблицу).
Содержание СО в отработавших
газах:
модели для Германии
с 3-х компонентным
нейтрализатором 0 - 0,5%
остальные модели 1,0 - 2,0%
(4A-F, 5A-F) (Метод регулировки при
отсутствии СО-газоанализатора)
а) Запустите двигатель.
б) Установите максимальную часто
ту вращения двигателя вращением
винта регулировки состава смеси
("винта качества").
в) Вращая винт регулировки частоты
вращения холостого хода ("винт ко-
Таблица. Частота вращения на режиме н о р м а л ь н о г о х о л о с т о г о хода.
Тип двигателя, модель автомобиля
или ее особенности
4A-F:
Модели с АКПП с усилителем рулевого управления
Остальные модели
4A-FE (модели АЕ92, АЕ95, АТ171, АТ180)
4A-FE (модели АЕ101 и АТ110)
без 3-х компонентного нейтрализатора
4A-FE (модели АЕ101 и АТ110)
с 3-х компонентным нейтрализатором:
модели с МКПП
модели с АКПП
4A-GE:
(АЕ92, AW11 и AT 160)
(AE101, AE111)
5A-FE:
модели с МКПП
модели с АКПП
5A-FE:
Частота вращения,
мин
- 1
900
800
800
800 ± 50
750 ± 50
800 ± 50
800
850 ± 50
510 ± 50
700 ± 50
750 ± 50
личества"). установите следующие
значения частоты вращения:
Для моделей с АКПП без усилителя
рулевого управления 960 мин
-1
Для остальных моделей 860 мин
-1
г) Повторяйте процедуры б) и в) до
тех пор, пока максимальное значе
ние частоты вращения не переста
нет возрастать независимо от того.
сколько раз повторялась регулиров
ка "винтом качества".
д) Поворачивая "винт качества", ус
тановите заданное техническими
условиями значение частоты вра
щения нормального холостого хода
(см таблицу).
Примечание:
• При таком способе регулировки
частоты вращения холостого хода
одновременно регулируется со
став смеси на холостом ходу.
• После завершения регулировки
проведите испытания в дорожных
условиях и убедитесь, что приёми¬
стость двигателя не ухудшилась.
(4A-FE (АЕ92, АЕ95, АТ171 и АТ180) и
4A-GE (АЕ92, AW11 и АТ160))
Отрегулируйте частоту вращения
нормального холостого хода повора
чивая винт "количества" походящим
инструментом.
(4A-FE(AE101 и AT190), 5A-FE, 7A-FE
и 4A-GE (AE101, AE111))
Если частота вращения нормального
холостого хода не соответствует тех
ническим условиям, проверьте систе¬
му управления частотой вращения хо
лостого хода.
4. Подготовка к проверке и регулиров
ке состава смеси на режиме нормаль
ного холостого хода.
Примечание:
• При проверке и регулировке со
става смеси на режиме нормально
го холостого хода сохраняются
все предварительные условия (см.
параграф 1), а также все предва
рительные процедуры для провер
ки частоты вращения холостого
хода (см. параграф 2).
• При проверке и регулировке со
става смеси всегда используйте
СО-газоанализатор (или СО/СН-
газоанализатор).
• Убедитесь в правильной калиб
ровке газоанализатора.
• Не проводите регулировку со
става смеси без крайней необходи
мости и при отсутствии газоана
лизатора.
• (Только для 4A-FE, 4A-GE и 5A-FE
с 3-х компонентным нейтрализа
тором отработавших газов)
Проверьте работу кислородного
датчика (см. главу 'Система впры
ска топлива").
5. Проверка и регулировка состава
смеси на режиме нормального холо
стого хода.
а) (Только для 4A-FE и 4A-GE без 3-
х компонентного нейтрализатора)
Перемычкой (куском провода) со
едините выводы " Т Е 1 " и "Е1" диаг
ностического разъема.
б) Увеличьте частоту вращения ва
ла двигателя до 2500 - 3000 мин
- 1
и
удерживайте двигатель на этом ре
жиме в течение 60 - 90 секунд.
в) Выдержите двигатель на режиме
нормального холостого хода в тече
ние 1-3 минут с целью стабилизации
концентрации СО в отработавших
газах.
г) Введите пробник газоанализатора
в выхлопную трубу на глубину по
крайней мере 40 см и измерьте кон
центрацию СО в отработавших га
зах в предельно короткое время;
Концентрация СО в отработавших
газах на режиме нормального холо
стого хода:
Без нейтрализатора 1,5 ± 0.5 %
С нейтрализатором 0 - 0.5 %
4A-GE (АЕ101, АЕ111) 1.0 %
Примечание- концентрация углево
дородов (СH) в отработавших газах
должна соответствовать местным
требованиям.
д) Если концентрация СО в отрабо
тавших газах находится в указанных
пределах, то проверку можно считать
законченной. Если концентрация СО
выходит за указанные пределы, то:
(4A-F и 5A-F)
• Отрегулируйте воздействием на
винт "качества" карбюратора.
• Повторите процедуру регулиров
ки частоты вращения нормального
холостого хода.
• Если эти меры не приводят кон
центрацию СО в соответствие с
техническими условиями, обрати
тесь к таблице "Поиск возможных
неисправностей".
(4A-FE и 4A-GE без 3-х компонентно
го нейтрализатора отработавших
газов).
• Используя подходящий инстру
мент, отрегулируйте воздействием
на винт регулировки состава сме
си ("винт качества"), установлен
ный на переменном резисторе
(винт может поворачиваться в
пределах 260°)
Двигатель - механическая часть
19
• Если эти меры не приводят кон
центрацию СО в соответствие с
техническими условиями, обрати
тесь к таблице "Поиск возможных
неисправностей".
(4A-FE, 4A-GE, 5A-FE и 7A-FE с 3-х
компонентным нейтрализатором
отработавших газов).
• Для этих двигателей возможна
только проверка соответствия
концентрации СО (или СО и СН) в
отработавших газах техническим
условиям.
• Если концентрация СО выходит
за пределы, то в первую очередь
следует проверить датчик соста
ва смеси (датчик кислорода), а
также датчики системы управле
ния впрыском топлива (см.
"Система впрыска топлива") См
также таблицу "Поиск возможных
неисправностей".
е) После проверки и регулировки
состава смеси на режиме нормаль
ного холостого хода обязательно
проверьте и, если необходимо, от
регулируйте частоту вращения хо
лостого хода (воздействием на винт
"количества")
ж) После завершения регулировок
верните в исходное положение все
элементы, которые были изменены
перед процедурой проверок.
Внимание: после завершения регули
ровок проведите испытания в до
рожных условиях и убедитесь, что
приемистость двигателя не ухуд
шилась.
Таблица. Поиск возможных неисправностей.
Уровень
СН
Высокий
Высокий
Высокий
[Уровень
СО
Нормаль
ный
Низкий
Высокий
Неисправ
ности
Неустой
чивая ра
бота на
холостом
ходу
Неустой
чивая ра
бота на
холостом
ходу
(колеба
ния пока
заний
концентра
ции СН)
Неустой
чивая ра
бота на
холостом
ходу
(черный
дым из
выхлоп
ной тру
бы)
Возможные причины
1. Нарушения в системе зажигания:
• Неправильный угол опережения зажигания.
• Неисправности свечей зажигания (нагар на электродах, пробой на "массу, не
правильный зазор между электродами)
• Нарушение изоляции или перекрещивание высоковольтных проводов
• Трещины в крышке распределителя или комплексного блока зажигания
2. Неправильный зазор в клапанах.
3. Утечки:
• Через (закрытый) клапан рециркуляции отработавших газов.
• Через впускные и выпускные клапаны (после их посадки в седла).
• В цилиндро-поршневой группе.
1. Подсос воздуха через:
• Вакуумный шланг
• Впускной коннектор или через камеру впуска воздуха (для двигателей с впрыском
бензина).
• Линию системы принудительной вентиляции картера.
• Фланец карбюратора или через корпус камеры дроссельной заслонки (для двига
телей с впрыском топлива).
• Клапан рециркуляции отработавших газов.
• Систему перепуска воздуха в выпускной коллектор (для двигателей с нейтрали
затором отработавших газов).
• Клапан управления перепуском воздуха (в двигателях с обедненным составом смеси).
• Прокладку головки блока цилиндров.
• Регулятор частоты вращения нормального холостого хода.
• Линию вакуумного усилителя тормозов.
2 Обедненная смесь, вызывающая пропуски зажигания.
1. Засорение:
• Воздушного фильтра
• Клапана системы принудительной вентиляции картера.
2. Двигатели с карбюраторной системой питания (4A-F и 5A-F) Неисправности кар
бюратора:
• Неисправность привода воздушной заслонки.
• Неправильная установка уровня топлива в поплавковой камере.
• Подтекание топлива через игольчатый клапан подачи топлива или через седло
игольчатого клапана.
• Утечки топлива через клапан экономайзера мощностных режимов
• Неполное прикрывание дроссельной заслонки вторичной камеры.
3. Двигатели с системой впрыска топлива (4A-FE, 4A-GE, 5A-FE и 7A-FE)
Неисправности системы впрыска топлива с электронным управлением:
• Неисправность регупятора давления топлива.
• Засорена линия возврата топлива в бак (пиния обратного слива).
• Повреждение датчика расхода воздуха (в системах с расходомером воздуха).
• Повреждение датчика разрежения во впускном коллекторе (в системах без рас
ходомера воздуха).
• Повреждение датчика температуры воздуха
• Неисправности рабочих форсунок,
• Неисправность форсунки холодного пуска двигателя.
• Неисправность датчика положения дроссельной заслонки.
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст