Автомобиль Nissan X-Trail T31. Каталитический нейтрализатор двигателей QR25DE, MR20DE

Nissan X-Trail T31. Каталитический нейтрализатор двигателей QR25DE, MR20DE


Каталитический нейтрализатор предназначен для снижения уровня токсичности отработавших газов и, прежде всего, уменьшения выброса продуктов неполного сгорания топлива. По сути, это устройство можно назвать реактором, в котором дожигаются углеводороды и восстанавливается азот из токсичных оксидов азота.

Нейтрализатор .представляет собой емкость все внутреннее пространство, которой заполнено трубчатыми сотами.

Для того чтобы нейтрализатор не оказывал большого сопротивления потоку отработавших газов, соты имеют форму прямых каналов. Изготовлены соты из тонкой гофрированной металлической ленты, свёрнутой определенным образом, или специальной керамики.

Поверхность сот покрыта платиной и другими редкоземельными металлами. Они-то и являются катализатором — веществом, которое, не вступая в химическую реакцию, инициирует процесс окисления (сжигания) вредных веществ до нейтрального состояния. Отсюда и название нейтрализатора — каталитический.

Процесс в нейтрализаторе идет эффективно только при высокой температуре (около 300 ’С). Чтобы нейтрализатор быстрее прогревался до рабочей температуры, и, соответственно, меньше вредных веществ попало в атмосферу во время запуска, конструкторы стараются расположить его как можно ближе к выпускному коллектору.

Для эффективной работы нейтрализатора необходимо поддерживать оптимальный состав топливо-воздуашой смеси, поступающий в цилиндры двигателя. Чтобы контролировать этот параметр, в приемной трубе системы выпуска отработавших газов установлен датчик концентрации кислорода. По сигналам этого датчика электронный блок управления двигателем определяет содержание кислорода в отработавших газах и в соответствии с этим корректирует количество впрыскиваемого топлива. В настоящее время на автомобилях для более точной корректировки состава горючей смеси устанавливают два датчика концентрации кислорода: первый перед нейтрализатором, в выпускном коллекторе (управляющий), а второй в приемной трубе (диагностический).

Каталитический нейтрализатор — это дорогостоящий агрегат, хотя слой каталитического вещества очень тонкий, а драгоценного металла во всем нейтрализаторе не больше трех грамм. При этом он очень чувствителен к составу отработавших газов. Так сажа, появляющаяся при сгорании переобогащенной горючей смеси, или масло, попадающее в систему выпуска уз-за износа деталей двигателя, откладываясь на стенках, могут наглухо закупорить соты. Еще одна причина, по которой отработавшие газы могут не проходить через нейтрализатор, — оплавление кромок сот. Привести к этому может продолжительная работа двигателя на обогащенной горючей смеси.

Наиболее распространенная причина, из-за которой нейтрализатор выходит из строя — некачественный бензин, особенно если он этилированный. Тетраэтилсвинец, содержащийся в нем, отрицательно воздействует на каталитическое покрытие нейтрализатора а также на датчики концентрации кислорода. Этилированный бензин был запрещен в Российской Федерации президентским указом в 2003 году (как его производство, так и продажа), а специальные службы стали регулярно контролировать качество топлива на АЗС.

Другая причина выхода из строя нейтрализатора — неудовлетворительное техническое состояние двигателя. Но такое характерно для автомобилей с очень большим пробегом. Например, если изношена шатун-но-пориневая группа, в систему выпуска будет попадать масло. Нарушение в работе системы управления двигателем также может вызвать работу двигателя на богатой смеси и попадание в систему выпуска несгоревшего топлива. Вспышка бензина, скопившегося в нейтрапизаторе, может привести к деформации сот. Отсюда можно сделать вывод о том, что и на сравнительно новом автомобиле следует избегать условий, при которых в нейтрализаторе могут накапливаться пары топлива. Например, если двигатель не завелся с двух-трех попыток, следует сделать паузу перед следующей попыткой. Необходимо своевременно заменять свзчи зажигания и не допускать работы двигателя с неисправными свечами зажигания.

Еслл соты каталитического нейтрализатора забиты или оплавлены, из-за возросшего сопротивления движению потока отработавших газов двигатель потеряет мощность. На холостом ходу он может даже глохнуть. Неисправный каталитический нейтрализатор необходимо заменить.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности