Возможные неисправности двигателя, их причины и способы устранения

Nissan X-Trail T31. Двигатель QR25DE, MR20DE, M9R


Автомобили Ниссан Х-Трейл могут быть укомплектованы 16-клапанными бензиновыми двигателями рабочим объемом 2,0 л (MR20DE) или 2,5 л (QR25DE) и дизельным двигателем с турбонаддувом рабочим объемом 2,0 л (M9R).

Рабочий объем определяется ходом поршня, диаметром и количеством цилиндров в двигателе. Ход поршня — это расстояние между верхней мертвой точкой (ВМТ), когда поршень находится в самом верхнем положении, и нижней мертвой точкой (НМТ), когда поршень смещен максимально вниз.

Головка блока цилиндров выполнена из алюминиевого сплава. В головке блока цилиндров установлено два распределительных вала и четыре клапана на каждый цилиндр. Привод распределительных валов — цепной, с автоматическим натяжителем. На бензиновых двигателях крутящий момент передается цепью сразу на оба распределительных вала. На дизельном двигателе цепью вращается только распределительный вал впускных клапанов, а уже от него усилие передается на

распределительный вал выпускных клапанов. Для этого на валах установлены косозубые шестерни. Звездочка для цепи привода установлена непосредственно на шестерню распределительного вала впускных клапанов.

Цепь, используемая в приводе газораспределительного механизма, относится к классу «бесшумных». Такие цепи, как следует из их названия, работают гораздо тише, чем обычные втулочнороликовые. Они весьма долговечны и рассчитаны на весь срок службы двигателя.

Тем не менее, в процессе эксплуатации по мере износа цепь растягивается, ее удлинение компенсируется автоматическим гидронатяжителем цепи. При неблагоприятном стечении обстоятельств (тяжелые условия эксплуатации, некачественное масло, большой пробег) натяжитель, башмак натяжителя, успокоитель и цепь могут износиться до такой степени, что их замена потребуется раньше, чем двигателю потребуется капитальный ремонт. Сигналом к проверке состояния цепи послужит беспорядочный лязг в передней части двигателя

На бензиновых двигателях тепловые зазоры в приводе клапанов регулируются подбором толкателей. Производитель выпускает толкатели

толщиной от 3,0 мм до 3,5 мм. Всего существует 26 размеров оригинальных толкателей с шагом через каждые 0,02 мм. Необходимость в изменении тепловых зазоров может возникнуть, если при проверке технического состояния двигателя из-под крышки головки блока цилиндров будут слышны характерные звуки «цокающих» клапанов. Работа по проверке зазоров в приводе клапанов несложная, и ее можно выполнить самостоятельно. Достаточно иметь набор плоских щупов и снять крышку головки блока цилиндров. Но чтобы подобрать новые толкатели, потребуется снять распределительные валы, извлечь и измерить толщину заменяемых толкателей. Учитывая трудоемкость такой работы, а также необходимость наличия под рукой запасных толкателей, проверять и регулировать зазоры в приводе клапанов целесообразно на специализированной станции технического обслуживания.

На дизельном двигателе усилие на открытие клапанов газораспределительного механизма передается от кулачков распределительных валов через коромысла, которые опираются на гидрокомпенсаторы. Благодаря такой конструкции в процессе эксплуатации автомобиля не требуется проверка и регулировка тепловых зазоров.

Чтобы моторное масло не стекало по стержням клапанов в цилиндры, направляющие втулки клапанов уплотнены маслосъемными колпачками — специальными сальниками из термостойкой резины. Клапаны газораспределительного механизма закрываются под действием витых пружин. Для обеспечения герметичности рабочие фаски клапанов и фаски их седел протачивают и шлифуют под определенными углами.

Блок цилиндров двигателя отлит из специального чугуна.

Двигатель QR25DE (рабочий объем 2,5 л)

Двигатель MR20DE (рабочий объем 2,0 л)

Поршни цилиндров — из алюминиевого сплава. Пальцы поршней запрессованы в головки шатунов. Шатуны выполнены из высокопрочной стали.

Коленчатый вал вращается в коренных вклады шах, установленных в блоке цилиндров и блоке кры шек коренных вкладышей.

На бензиновых двигателях для снижения вибраций под блоком цилиндров установлен балансировочный блок с двумя дополнительными валами. На двигателе MR20DE в этот блок также встроен масляный насос. Привод балансировочных валов и масляного насоса выполнен от коленчатого вала дополнительной короткой цепью. Натяжение цепи осуществляется автоматическим натяжителем.

На двигателе QR25DE шестеренчатый масляный насос со встроенным редукционным клапаном установлен в передней крышке блока цилиндров. Насос приводится непосредственно от коленчатого вала двигателя — шестерня насоса установлена на шейку вала.

На двигателе M9R шестеренчатый насос установлен в масляном поддоне и приводится цепью от коленчатого вала, как и на двигателе MR20DE.

Потоки отработавших газов из цилиндров двигателя в выпускном коллекторе собираются в общий поток и выходят в приемную трубу системы выпуска отработавших газов. У бензиновых двигателей выпускной коллектор выполнен заодно с каталитическим нейтрализатором. На двигателях QR25DE и M9R соединительный фланец коллектора находится спереди головки блока цилиндров, а у двигателя MR20DE — сзади. В приемную трубу встроен дополнительный каталитический нейтрализатор.

Вспомогательные агрегаты (генератор и насос системы охлаждения, компрессор кондиционера) приводятся в действие поликлиновым ремнем.

Бензиновые двигатели оборудованы системой автоматического изменения фаз газораспределения, что улучшает наполнение цилиндров двигателя

независимо от режима его работы. Это позволяет снимать с двигателя большую мощность на высокой частоте вращения коленчатого вала, не теряя тяговых характеристик в среднем диапазоне частот. Фазорегулятор такой системы с гидроуправлением, приводится в действие давлением масла из системы смазки двигателя. Фазорегулятор установлен на звездочке распределительного вала впускных клапанов вместе со звездочкой привода.

Фазорегулятор позволяет поворачивать звездочку относительно вала на некоторый угол и тем самым изменять (смещать) фазы газораспределения на впуске. Масло к фазорегулятору подводится по масляным каналам распределительного вала из головки блока цилиндров. Поступление масла регулируется электромагнитным клапаном изменения фаз, и тем самым задается угол смещения распределительного вала относительно звездочки.

Работой электроклапана управляет электронный блок управления двигателем (ЭБУ).

Система управления двигателем отслеживает положение распределительного вала. Для этого установлен датчик положения распределительного вала.

ЭБУ изменяет фазы газораспределения в зависимости от того, в каком режиме работает двигатель (разгоняет автомобиль, тормозит или поддерживает движение с постоянной скоростью и т. п.) и какова частота вращения коленчатого вала двигателя.

На бензиновых двигателях установлено четыре катушки зажигания — по одной на каждый цилиндр. Катушки зажигания надеты непосредственно на свечи зажигания, поэтому высоковольтные провода отсутствуют. Это исключает утечку токов, приводящих к снижению мощности искры.

Дизельный двигатель оборудован системой подачи топлива Common Rail и турбокомпрессором в системе подачи воздуха.

При длительной эксплуатации автомобиля происходит износ стенок цилиндров, поршневых колец, поршней, шатунных и коренных вкладышей. При сильном износе деталей уменьшается компрессия в цилиндрах двигателя и падает давление масла в системе смазки двигателя. Если измерить эти параметры, то можно оценить состояние двигателя. Такую работу выполняют при проверке технического состояния двигателя.

Ремонт двигателя требует специального оборудования, определенных знаний и навыков. Такую работу лучше выполнять на специализированной станции технического обслуживания.

Технические характеристики двигателей

Причина неисправности Способ устранения
Двигатель не пускается
Нет давления топлива в рампе: засорены топливопроводы Промойте и продуйте топливный бак и топливопроводы
неисправен топливный насос Замените насос
засорен топливный фильтр Замените фильтр
неисправен регулятор давления топлива Проверьте регулятор, неисправный замените
Неисправна система зажигания См. «Система управления двигателем»
Неисправен датчик положения коленчатого вала То же
Двигатель работает неустойчиво или глохнет на холостом ходу
Недостаточное давление в топливной рампе См. неисправность «Двигатель не пускается»
Неисправен регулятор холостого хода Замените регулятор холостого хода
Подсос воздуха через шланги вентиляции картера двигателя и шланг, соединяющий впускную трубу с вакуумным усилителем тормозов Подтяните хомуты крепления, поврежденные шланги замените
Неисправна система изменения фаз газораспределения (CWT) Обратитесь на сервис для диагностики и ремонта системы
Двигатель не развивает полной мощности и недостаточно приемист
Неполное открытие дроссельной заслонки Отрегулируйте привод дроссельной заслонки
Неисправен датчик положения дроссельной заслонки Замените датчик
Недостаточное давление в топливной рампе См. неисправность «Двигатель не пускается»
Загрязнен воздушный фильтр Замените фильтрующий элемент
Неисправна система зажигания См. «Система управления двигателем»
Нарушены зазоры в механизме привода клапанов Отрегулируйте зазоры в механизме привода клапанов
Недостаточная компрессия - ниже 1 МПа (10 кгс/см2): пробита прокладка головки блока цилиндров Замените прокладку
прогорание поршней, поломка или залегание поршневых колец Очистите кольца и канавки поршней от нагара, поврежденные кольца и поршень замените
плохое прилегание клапанов к седлам Замените поврежденные клапаны, отшлифуйте седла
чрезмерный износ цилиндров и поршневых колец Замените поршни, расточите и отхонингуйте цилиндры
Неисправна система изменения фаз газораспределения (CWT) Обратитесь на сервис для диагностики и ремонта системы
Недостаточное давление масла в прогретом двигателе
Использование масла несоответствующей марки Замените масло рекомендованным
Разжижение или вспенивание масла из-за проникновения в масляный картер топлива или охлаждающей жидкости Устраните причины проникновения топлива или охлаждающей жидкости, замените масло
Загрязнение рабочей полости или износ деталей масляного насоса Промойте или замените масляный насос
Засорение масляного фильтра Замените масляный фильтр
Ослабление крепления или засорение маслоприемника Закрепите маслоприемник, промойте его фильтр
Увеличенный зазор между вкладышами коренных и шатунных подшипников и шейками коленчатого вала Прошлифуйте шейки и замените вкладыши
Трещины, поры в стенках масляных каналов блока цилиндров или засорение масляных магистралей Отремонтируйте блок цилиндров. При невозможности устранения дефекта замените блок
Стук коренных подшипников коленчатого вала
Обычно стук глухого тона, металлический. Обнаруживается при резком открытии дроссельных заслонок на холостом ходу. Частота его увеличивается с повышением частоты вращения коленчатого вала. Чрезмерный осевой зазор коленчатого вала вызывает стук более резкий с неравномерными промежутками, особенно заметными при плавном увеличении и уменьшении частоты вращения коленчатого вала
Недостаточное давление масла См. неисправность «Недостаточное давление масла в прогретом двигателе»
Ослаблены болты крепления маховика Затяните болты рекомендуемым моментом
Увеличенный зазор между шейками и вкладышами коренных подшипников Прошлифуйте шейки и замените вкладыши
Причина неисправности Способ устранения
Увеличенный зазор в упорном подшипнике коленчатого вала Замените упорные полукольца среднего коренного подшипника новыми, проверьте зазор
Стук шатунных подшипников
Обычно стук шатунных подшипников резче стука коренных. Он прослушивается на холостом ходу двигателя при резком открытии дроссельных заслонок. Место стука легко определить, отключая по очереди свечи зажигания
Недостаточное давление масла См. неисправность «Недостаточное давление масла в прогретом двигателе»
Чрезмерный зазор между шатунными шейками коленчатого вала и вкладышами Замените вкладыши и прошлифуйте шейки
Стук поршней
Стук обычно незвонкий, приглушенный; бывает вызван «биением» поршня в цилиндре. Лучше всего он прослушивается при малой частоте вращения коленчатого вала и под нагрузкой
Увеличенный зазор между поршнями и цилиндрами Замените поршни, расточите и отхонин-гуйте цилиндры
Чрезмерный зазор между поршневыми кольцами и канавками на поршне Замените кольца или поршни с кольцами
Повышенный шум газораспределительного механизма
Нарушены зазоры в механизме привода клапанов Отрегулируйте зазоры в механизме привода клапанов
Поломка клапанной пружины Замените пружину
Чрезмерный зазор между стержнем клапана и направляющей втулкой, вызванный их износом Замените направляющую втулку и клапан
Износ кулачков распределительного вала Замените распределительный вал
Стук на холодном двигателе, слышный в течение 2-3 мин после пуска и усиливающийся при повышении частоты вращения коленчатого вала
Увеличенный зазор между поршнями и цилиндрами Стук поршней, исчезающий после прогрева двигателя, не является признаком неисправности. При постоянном стуке замените поршни, расточите и отхонин-гуйте цилиндры
Ослабление крепления шкива коленчатого вала Подтяните крепление
Кратковременные стуки сразу после пуска двигателя
Использование масла несоответствующей марки (с пониженной вязкостью) Замените масло на рекомендованное
Увеличенный осевой зазор коленчатого вала Замените упорные полукольца среднего коренного подшипника
Увеличенный зазор в переднем коренном подшипнике Замените вкладыши переднего коренного подшипника
Стуки в прогретом двигателе на режиме холостого хода
Ослабление натяжения или износ ремней привода генератора и водяного насоса, компрессора кондиционера и насоса гидроусилителя рулевого управления Отрегулируйте натяжение ремней или замените их
Шум деталей газораспределительного механизма См. неисправность «Повышенный шум газораспределительного механизма»
Использование масла несоответствующей марки Замените масло на рекомендованное заводом-производителем автомобиля
Увеличенные зазоры между поршневыми пальцами и отверстиями в бобышках поршней Замените поршни и пальцы
Увеличенные зазоры между шатунными шейками коленчатого вала и вкладышами Замените вкладыши и прошлифуйте шейки
Непараллельны оси верхней и нижней головок шатуна Замените шатун
Сильные стуки в прогретом двигателе при повышении частоты вращения коленчатого вала
Поломка ступицы шкива коленчатого вала Замените поврежденные детали
Чрезмерно натянуты ремни привода генератора и водяного насоса, компрессора кондиционера и насоса гидроусилителя рулевого управления или появление на них трещин и разрывов Отрегулируйте натяжение ремней, замените поврежденные ремни
Ослаблено крепление маховика Затяните болты крепления маховика требуемым моментом
Чрезмерное увеличение зазоров между вкладышами шатунных и коренных подшипников коленчатого вала Перешлифуйте шейки под ремонтный размер и замените вкладыши
Повышенная вибрация двигателя
Дисбаланс коленчатого вала Установлены поршни разной массы Снимите и отбалансируйте коленчатый вал Разберите шатунно-поршневую группу, подберите поршни по массе
Неодинаковые значения зазоров в механизме привода клапанов Отрегулируйте зазоры в механизме привода клапанов
Неодинаковые значения компрессии в цилиндрах См. «Проверка компрессии в цилиндрах»
Подушки опор подвески силового агрегата сильно изношены или затвердели Замените опоры
Ослаблено крепление шкива коленчатого вала или шкивов вспомогательных агрегатов Подтяните крепления
Повышенный расход масла
Подтекание масла через уплотнения двигателя Подтяните крепления или замените прокладки и сальники
Засорена система вентиляции картера Промойте детали системы вентиляции картера
Износ поршневых колец или цилиндров двигателя Расточите цилиндры и замените поршни и кольца
Поломка поршневых колец Замените кольца
Закоксовывание маслосъемных колец или пазов в канавках поршней из-за применения нерекомендованного масла Очистите кольца и пазы от нагара, замените моторное масло рекомендуемым в приложении 4
Износ или повреждение маслосъемных колпачков клапанов Замените маслосъемные колпачки
Повышенный износ стержней клапанов или направляющих втулок Замените клапаны, отремонтируйте головку блока цилиндров
Перегрев двигателя
Недостаточное количество жидкости в системе охлаждения Долейте охлаждающую жидкость в систему охлаждения
Сильно загрязнена наружная поверхность радиатора Очистите наружную поверхность радиатора струей воды
Неисправен термостат Замените термостат
Неисправен электровентилятор системы охлаждения Проверьте электродвигатель вентилятора и реле его включения, неисправные узлы замените
Неисправен клапан пробки радиатора (постоянно открыт, из-за чего система находится под атмосферным давлением) Замените пробку радиатора
Использование бензина с пониженным октановым числом Залейте бензин с соответствующим октановым числом
Быстрое падение уровня жидкости в расширительном бачке
Поврежден радиатор Отремонтируйте или замените радиатор
Повреждение шлангов или прокладок в соединениях трубопроводов, ослабление хомутов Замените поврежденные шланги или прокладки, замените хомуты шлангов
Подтекание жидкости через сальник водяного насоса Замените водяной насос
Повреждена прокладка головки блока цилиндров Замените прокладку
Подтекание жидкости через микротрещины в блоке или в головке блока цилиндров Проверьте герметичность блока и головки блока цилиндров, при обнаружении трещин замените поврежденные детали
Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
6 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности