Автомобиль Газель до 2009 года. Рулевое управление
Описание конструкции
Рулевое управление: А - рулевое управление без гидроусилителя; В - элементы гидроусилителя руля; 1 - гайка крепления сошки; 2 - роликовый подшипник вала-сектора; 3 - вал-сектор; 4 - картер рулевого механизма; 5 - наконечник поперечной рулевой тяги; 6 - хомут; 7 - нижний подшипник винта; 8 - шариковая гайка; 9 - пробка маслозаливного отверстия; 10 - регулировочные прокладки; 11 - верхняя крышка картера; 12- винт; 13 - нижние карданные шарниры; 14 - уплотнитель рулевого вала; 15 - вал; 16 - верхний карданный шарнир; 17 - рулевая колонка; 18 - рукоятка фиксатора рулевой колонки; 19 - верхний подшипник винта; 20 - поперечная рулевая тяга; 21 - поворотный рычаг; 22 - шкворень; 23 - балка переднего моста; 24 - продольная рулевая тяга; 25 - сошка; 26 - шарнир; 27 - насос гидроусилителя; 28 - кронштейн насоса; 29 - всасывающий шланг; 30 - бачок; 31 - сливной шланг; 32 - рулевой механизм; 33 - нагнетательный шланг
На автомобиле установлено рулевое управление, состоящее из рулевой колонки с рулевым колесом, рулевого механизма и привода рулевого управления. Часть автомобилей оборудована рулевым управлением с гидроусилителем. Рулевая колонка позволяет изменять положение рулевого колеса по высоте и углу наклона. На верхний конец вала рулевой колонки на конических шлицах установлено рулевое колесо, а нижний конец вала через карданные шарниры связан с винтом рулевого механизма. Рулевой механизм без гидроусилителя состоит из алюминиевого картера, винта с шариковой гайкой и вала-сектора. Винт установлен в картере па двух радиально-упорных шариковых подшипниках. На винте установлена шариковая гайка-рейка, имеющая внутри винтовую канавку. Между гайкой и винтом размещен набор шариков. При вращении винта шарики перекатываются по винтовой канавке и шариковая гайка-рей- ка перемещается вдоль винта. При этом своими зубьями гайка поворачивает вал-сектор, установленный в картере на двух роликовых подшипниках без сепараторов. На конических шлицах вала-секто- ра закреплена рулевая сошка. Винт с шариковой гайкой и набором шариков подобраны селективным
методом и при необходимости заменяются только в сборе. Регулировка зацепления шариковой гайки-рейки с валом-сектором производится поворотом эксцентриковых обойм подшипников вала-секто- ра. Рулевой механизм смазывается трансмиссионным маслом (0,5 л). Маслозаливное отверстие закрывается пробкой с конической резьбой. Рулевой механизм с гидроусилителем устроен подобно описанному, но его рейка выполнена в виде поршня с уплотнением, а внутри вала-винта размещен вал-золотник распределителя. Вместо крышки верхнего подшипника установлен гидравлический распределитель. Гидравлический цилиндр расточен непосредственно в чугунном картере рулевого механизма, и поршень-рейка с уплотнением делит его на две полости. В зависимости от направления вращения рулевого вала соответствующая полость цилиндра соединяется через гидравлический распределитель с нагнетающей или отводящей магистралью системы. При этом рабочая жидкость, подаваемая насосом, действует на поршень и перемещает его, поворачивая вал-сектор, и тем самым «помогает» водителю. При отказе системы гидроусилителя работоспособность рулевого управления сохраняется, но возрастает сопротивление на рулевом колесе. На автомобиле, оборудованном рулевым механизмом со встроенным гидроусилителем, дополнительно устанавливается насос и бачок системы гидроусилителя. Все агрегаты соединены резиновыми шлангами. Шланг высокого давления снабжен штуцерами на концах. Насос гидроусилителя - лопастного (шиберного) типа, установлен в нижней части блока цилиндров на кронштейне и приводится ремнем от шкива коленчатого вала двигателя. На двигателе УМЗ-4216 насос приводится отдельным клиновым ремнем, а на двигателе ЗМЗ-40522 привод насоса общим (с генератором) и насосом охлаждающей жидкости поликлиповым ремнем. В корпусе насоса имеются предохранительный и расходный клапаны. Предохранительный клапан защищает насос от перегрузок, соединяя полость нагнетания с полостью всасывания. Расходный (перепускной) клапан ограничивает подачу жидкости в систему при увеличении частоты вращения сверх определенной. Бачок гидроусилителя служит резервуаром для сохранения запаса рабочей жидкости, а также охлаждения и очистки жидкости от загрязнений и продуктов изнашивания насоса и рулевого механизма. Бачок (из пластмассы или металлический) установлен на кронштейне слева под капотом. Внутри бачка встроен
фильтрующий элемент, обеспечивающий очистку жидкости от частиц размером свыше 45 мкм. В процессе работы вся жидкость постоянно циркулирует через него. В качестве рабочей жидкости применяется специальное масло, залитое в систему гидроусилителя в объеме 1,3 л. Рулевой привод состоит из сошки, продольной и поперечной рулевых тяг, рычагов поворотных кулаков колес и шарниров рулевых тяг. Рулевая сошка продольной тягой связана с рычагом поворотного кулака левого переднего колеса. Поперечная рулевая тяга связывает рычаги обоих колес, синхронизируя их поворот. Ее длина может быть отрегулирована, что позволяет изменять угол схождения колес. Угол продольного и поперечного наклона оси поворота, а также развал передних колес заданы конструкцией передней подвески и в процессе эксплуатации не регулируются. Все шарниры, соединяющие элементы рулевого привода, унифицированные, неразборные и не требуют обслуживания в эксплуатации.
Газель до 2009 года. Регулировка положения рулевой колонки
Положение рулевой колонки можно изменять по высоте и углу наклона.
Поднимаем рукоятку фиксатора рулевой колонки вверх.
Устанавливаем рулевое колесо в нужное положение и опускаем рукоятку до упора вниз.
Если фиксатор ослаб и перестал удерживать колонку в нужном положении, снимаем кожухи колонки (см. «Снятие и разборка рулевой колонки», с. 228).
Двумя ключами «на 13» ослабляем контргайку, подтягиваем гайку болта крепления рукоятки фиксатора.
Убедившись в исправной работе фиксатора, затягиваем контргайку и ставим кожухи на место.
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст