7.5

7.5.1 Платформа автомобиля-самосвала опрокидывается с помощью гидравлического цилиндра. Принципиальная схема гидравлического опрокидывающего устройства показана на рисунке 12.

Механизм опрокидывания обеспечивает подъем и опускание платформы, остановку ее в любом промежуточном положении, ограничение давления в гидросистеме не выше 115 120 кгс/см2.

image

Рисунок 12 – Принципиальная схема гидравлического опрокидывающего устройства автомобиля-самосвала:

1 – маслобак; 2 – сливной сетчатый фильтр с предохранительным клапаном; 3заливная горловина маслобака; 4 – толкатель клапана опускания платформы; 5 – гидроцилиндр; 6 – клапан опускания платформы; 7 – кран управления; 8 – предохранительный клапан крана управления; 9 – обратный клапан; 10 – насос шестеренный; 11рычаг управления КОМ;

12 – коробка отбора мощности ; 13 – шестерня заднего хода коробки передач автомобиля;

14 – рычаг управления КУ

Управление гидравлической системой самосвальной установки автомобиля-самосвала осуществляется двумя рычагами – рычагом 10 управления КОМ и рычагом 13 управления КУ (рисунок 13).

Они установлены в кабине водителя справа от рычага переключения передач. Рычаг управления КОМ имеет два положения (рисунок 6): крайнее переднее «подъем» и крайнее заднее «нейтральное». Рычаг управления КУ также имеет два положения – крайнее переднее «нейтральное» и крайнее заднее

«опускание».

Прежде чем пользоваться рычагами управления, водитель должен внимательно ознакомиться с последовательностью операций, производимых при разгрузке платформы.

Для опрокидывания платформы необходимо рычаг управления КОМ перевести в крайнее переднее положение (по ходу автомобиля) при включенном двигателе и выключенном сцеплении.

Рисунок 13 – Коробка отбора мощности с масляным насосом и краном управления автомобиля-самосвала:

1* – шаровая головка; 2 – коробка отбора мощности с насосом, краном и патрубками;

3кронштейн рычагов; 4 – механизм привода толкателя КУ; 5 – болт или шпилька;

6 – шайба коническая; 7 – прокладка крышки люка; 8, 20, 21 – пальцы;

9 – пружина; 10 – рычаг управления КОМ; 11планка; 12палец; 13рычаг привода

КУ; 14 -болт 15, 16, 17 – шайбы; 18, 19 – шплинты.

* Позиция 1 условно не показана.

После включения сцепления включается в работу КОМ с масляным насосом, и масло из масляного бака начнет поступать по всасывающей магистрали в масляный насос, а оттуда под давлением по нагнетательной магистрали в гидроцилиндр. Под действием возрастающего давления масла плунжеры гидроцилиндра начнут выдвигаться, вызывая опрокидывание платформы.

Увеличение давления в гидросистеме после окончания рабочего хода гидроцилиндра, а также при перегрузке автомобиля-самосвала ограничивается предохранительным клапаном 15 КУ (рисунок 16), который, открываясь при давлении 115-120 кгс/см2, соединяет нагнетательную полость Н со сливной полостью С.

Для опускания платформы необходимо выключить сцепление, рычаг 10 (рисунок 13) управления КОМ перевести в крайнее заднее положение. При этом выключится насос.

Рычаг 13 (рисунок 13) управления КУ перевести также в крайнее заднее положение. При этом переместится толкатель 6 (рисунок 16), открыв клапан 1 опускания платформы. В результате нагнетательная магистраль соединяется со сливной, а масло из гидроцилиндра под действием массы платформы будет поступать через фильтр в масляный бак.

При необходимости остановки пустой платформы в промежуточном положении, достаточно рычаг управления КУ перевести в крайнее переднее положение. При этом, благодаря наличию в КУ клапана 1 (рисунок 16) опускания платформы и обратного клапана 22 происходит запирание нагнетательной магистрали, что и вызывает прекращение опускания платформы.

      1. КОМ служит для передачи мощности от двигателя (через коробку передач) масляному насосу.

        Она крепится к картеру коробки передач с правой стороны (рисунок 13) при помощи болтов, шпилек и гаек с пружинными шайбами.

        Между фланцами КОМ и коробки передач устанавливается прокладка из паронита толщиной 0,8 мм.

        КОМ (рисунок 14) содержит картер 1 в котором на шариковых подшипников 3 и 12 размещаются ведущая шестерня 10 и ведомая шестерня 4, ось 9 ведущей шестерни и фиксирующее устройство, состоящее из стопорного шарика 14 и пружины 16.

Рисунок 14 – Коробка отбора мощности 3507-01-4201010 автомобиля-самосвала:

1 – картер коробки отбора мощности; 2, 11, 13 – стопорные кольца; 3, 12 – шарикоподшипники; 4 – шестерня ведомая; 5 – кольцо резиновое уплотнительное; 6 – шайба сальника;

7 – каркас сальника; 8 – сальник; 9 – ось ведущей шестерни; 10 – ведущая шестерня; 14 – стопорный шарик; 15 – заглушка; 16 – пружина стопорного шарика; 17 прокладка; 18 – болт;

19 – шайба; 20 – крышка подшипника; 21 упорное кольцо

На оси 9 ведущей шестерни двумя стопорными кольцами 13 зафиксированы шарикоподшипники 12, на которых свободно вращается ведущая шестерня 10, удерживаемая от боковых перемещений стопорным кольцом 11. Ведущая шестерня находится в постоянном зацеплении с шестерней заднего хода коробки передач автомобиля.

Для предотвращения утечки масла из картера 1 через отверстия под ось 9 ведущей шестерни с одной стороны ставятся резиновое кольцо 5, сальник 8 и запрессовывается каркас 7 сальника, с другой стороны отверстие закрыто заглушкой 15.

При помощи рычага 10 управления КОМ (рисунок 13), шарнирно соединенного с осью 9 ведущей шестерни (рисунок 14), ось 9 перемещается в расточках картера КОМ в осевом направлении и тем самым вводит в зацепление (или выводит из зацепления) ведущую шестерню 10 с ведомой шестерней 4.

В положении, показанном на рисунке 14, ведущая шестерня 10 не находится в зацеплении с ведомой шестерней 4 – привод выключен.

Крайние положения оси 9 фиксируются стопорным шариком 14, который под действием пружины 16 входит в кольцевые канавки оси.

      1. Шестеренный насос (рисунок 15) состоит из корпуса 1, крышки 2 и качающего узла, в который входят: ведомая 3 и ведущая 4 шестерни, две пары втулок 5 и 6, два компенсатора 7, две манжеты 8.

        Стык корпуса с крышкой уплотняется резиновым уплотнительным кольцом круглого сечения.

        Крышка крепится к корпусу восемью болтами 10, под головки которых подкладываются пружинные шайбы 11.

        image

        Рисунок 15 Масляный насос:

        1 корпус; 2 крышка; 3 шестерня ведомая; 4 шестерня ведущая; 5, 6 втулки; 7 компенсатор; 8 манжета; 9 уплотнительное кольцо; 10, 11 болт и шайба пружинная; 12 манжета; 13 стопорное кольцо; 14 -опорное кольцо

        Для уменьшения внутренних перетечек масла в насосе через зазоры между торцевыми поверхностями шестерен и компенсаторов применено автоматическое регулирование величин зазоров по торцам шестерен, которое происхо-

        дит за счет поджима компенсаторов к торцам шестерен маслом под давлением, поступающим со стороны нагнетания в полости Б.

        Оба компенсатора являются «плавающими» (самоустанавливающимися), т.е. поджимаются к торцам шестерен самостоятельно, что обеспечивает равномерную приработку рабочих плоскостей компенсаторов.

        Масло, просочившееся через смазочные канавки втулок, поступает по каналу на дне корпуса и по каналам в крышке и ведомой шестерне в полости, соединенные с камерой всасывания. Таким образом, все утечки масла попадают во всасывающую магистраль насоса.

        Приводной конец вала ведущей шестерни уплотнен резиновой армированной манжетой 12. Для предотвращения выдавливания манжеты 12 устанавливаются стопорное кольцо 13 и опорное кольцо 14.

        При вращении пары шестерен масло поступает через выходное отверстие

        «Вход» в межзубовое пространство, а затем нагнетается через входное отверстие «Выход» в гидросистему автомобиля-самосвала.

        Масляной насос устанавливается в шлицевое отверстие ведомой шестерни и крепится к фланцу КОМ (рисунок 13 и 14). Между фланцами КОМ и масляного насоса установлена прокладка из паронита толщиной 0,8 мм.

        Всасывающая и нагнетательная полости масляного насоса сообщаются с полостями масляного бака и КУ.

      2. КУ (рисунок 16) служит для управления подъемом и опусканием платформы. Кран управления представляет собой узел, объединяющий в себе три клапана: обратный клапан 22, клапан 1 опускания платформы и предохранительный клапан 15.

        Обратный клапан 22 служит для предотвращения самопроизвольного

        image

        Рисунок 16 – Кран управления:

        1 – клапан опускания платформы; 2, 12, 16, 23 – уплотнительные кольца; 3 шайба; 4 – каркас сальника; 5 – сальник; 6 – толкатель; 7 – контргайка; 8 – ползун предохранительного клапана;

        9 –регулировочный винт; 10 – пломба; 11 – проволока; 13, 18, 19 – пружины; 14 – оправка предохранительного клапана; 15 – предохранительный клапан; 17 пробка; 20 – оправка обратного клапана; 21 – седло обратного клапана; 22 – обратный клапан; 24 – оправка клапана опускания;

        25 корпус

        опускания поднятой платформы при неработающем насосе.

        Клапан 1 опускания платформы предназначен для перепуска жидкости из гидроподъемника в масляный бак при опускании платформы.

        Предохранительный клапан 15, отрегулированный на давление 115 – 120 кгс/см2, служит для разгрузки деталей и узлов опрокидывающего устройства и платформы при перегрузке свыше номинальной грузоподъемности.

        Уплотнения осуществляются резиновыми кольцами.

      3. Для подъема платформы применяется телескопический гидроцилиндр с тремя выдвижными плунжерами. Устройство гидроцилиндра показано на рисунке 17.

Рисунок 17 – Гидроцилиндр 3507-01-8603010-01:

1 – верхняя опорная пята; 2, 3, 4 – плунжера; 5 – днище;

6 – рукав высокого давления; 7 – нижняя шаровая опора;

8 – корпус; 9– крышка опоры; 10 – верхняя шаровая опора; 11, 12, 13, 14– уплотнительные кольца; 15, 16, 17 – защитные кольца; 18, 19 – стопорные кольца; 20 – нижняя опорная пята

Подвод масла в гидроцилиндр производится через штуцер в днище. Для уплотнения плунжеров 2,

3, 4, корпуса 8 и

днища 5 применяются круглые уплотнительные кольца 11,

12, 13, 14. Для защиты трущихся поверхностей плунжеров от попадания пыли и грязи в плунжерах установлены резиновые защитные кольца 15, 16, 17.

Для ограничения перемещения плунжеров вниз, в нижней

части плунжеров установлены пружинные стопорные кольца 18, 19.

Гидроцилиндр имеет две шаровые головки, устанавливаемые в верхнюю 1 и нижнюю 20 опорные пяты и закрепляемые в них с помощью крышек 9 болтами и пружинными шайбами.

Верхняя и нижняя опоры смазывается — при установке в случае ремонта или замены гидроцилиндра (подраздел «Смазка самосвальной установки и заправка жидкостью гидросистемы автомобиля-самосвала»).

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
1 посетитель считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности