Автомобиль Nissan Tiida. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ

Nissan Tiida. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Двигатели, устанавливаемые на автомо­били Nissan Tiida, оборудованы электрон­ной системой управления двигателем с распределенным впрыском топлива. Эта система обеспечивает выполнение совре­менных норм по токсичности выбросов и испарениям при сохранении высоких хо­довых качеств и низкого расхода топлива.

Управляющим устройством в системе яв­ляется электронный блок управления (ЭБУ). На основе информации, полученной от датчиков, ЭБУ рассчитывает параметры регулирования впрыска топлива и управле­ния углом опережения зажигания. Кроме того, в соответствии с заложенным алго­ритмом ЭБУ управляет работой электро­двигателя вентилятора системы охлажде­ния двигателя и электромагнитной муфтой включения компрессора кондиционера, выполняет функцию самодиагностики эле­ментов системы и оповещает водителя о возникших неисправностях.

При выходе из строя отдельных датчиков и исполнительных механизмов ЭБУ включа­ет аварийные режимы, обеспечивающие работоспособность двигателя.

Электронный блок отслеживает данные о состоянии двигателя, рассчитывает по­требность в топливе и определяет необхо­димую длительность подачи топлива фор­сунками (длительность сигнала). Количест­во топлива, подаваемого форсунками, определяется продолжительностью элект­рического сигнала от ЭБУ. Для увеличения количества подаваемого топлива длитель­ность сигнала увеличивается, а для умень­шения подачи топлива - уменьшается.

Система управления двигателем, наряду с электронным блоком управления, вклю­чает в себя датчики, исполнительные уст­ройства, разъемы и предохранители.

Электронный блок управления свя­зан электрическими проводами со всеми датчиками системы. Получая от них ин­формацию, блок выполняет расчеты в со­ответствии с параметрами и алгоритмом управления, хранящимися в памяти про­граммируемого постоянного запомина­ющего устройства (ППЗУ), и управляет исполнительными устройствами системы. Вариант программы, записанный в па­мять ППЗУ, обозначен номером, присво­енным данной модификации ЭБУ.

Блок управления обнаруживает неис­правность, идентифицирует и запоминает ее код, даже если отказ неустойчив и исче­зает (например, из-за плохого контакта). Сигнализатор неисправности системы уп­равления двигателем в комбинации прибо­ров гаснет через 10 с после восстановле­ния работоспособности отказавшего узла.

После ремонта хранящийся в памяти блока управления код неисправности необ­ходимо стереть. Для этого отключите пита­ние блока на 10 с (выньте предохранитель цепи питания электронного блока управле­ния или отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи).

Блок питает постоянным током напряже­нием 5 и 12 В различные датчики и выключа­тели системы управления. Поскольку элект­рическое сопротивление цепей питания вы­сокое, контрольная лампа, подключенная к выводам системы, не загорается. Для оп­ределения напряжения питания на выводах ЭБУ следует применять вольтметр с внут­ренним сопротивлением не менее 10 МОм.

ЭБУ не пригоден для ремонта, поэтому в случае отказа его необходимо заменить.

Датчик положения коленчатого вала предназначен для синхронизации работы электронного блока управления двигателем с угловым положением коленчатого вала.


Датчик положения распределительного вала установлен в передней части головки блока цилиндров. При вращении распреде­лительного вала впускных клапанов выступы на его передней шейке изменяют магнитное поле датчика, наводя импульсы напряжения переменного тока. Сигналы датчика исполь­зуются ЭБУ для организации фазированного впрыска топлива в соответствии с порядком работы цилиндров, а также для управления изменением фаз газораспределения в зави­симости от режима работы двигателя. При возникновении неисправности в цепи датчи­ка положения распределительного вала эле­ктронный блок заносит в память ее код и включает сигнализатор неисправности сис­темы управления двигателем.

Датчик температуры охлаждающей жидкости установлен в системе охлажде­ния двигателя. Чувствительным элементом датчика является термистор, электричес­кое сопротивление которого изменяется обратно пропорционально температуре. При низкой температуре охлаждающей жидкости (-20 'С) сопротивление термис­тора составляет около 15 кОм, при повы­шении температуры до +80 °С сопротивле­ние уменьшается до 320 Ом.

Электронный блок питает цепь датчика температуры постоянным «опорным» на­пряжением. Напряжение сигнала датчика достигает максимального значения на хо­лодном двигателе и снижается по мере его прогрева. По значению напряжения элек­тронный блок определяет температуру двигателя и учитывает ее при расчете регу­лировочных параметров впрыска и зажига­ния. При отказе датчика или нарушениях в цепи его подключения ЭБУ устанавливает код неисправности и запоминает его.

В корпусе датчика установлен также до­полнительный термистор для управления указателем температуры охлаждающей жидкости в комбинации приборов.


Датчик положения дроссельной за­слонки установлен в корпусе дроссельного узла и связан с осью дроссельной заслонки.

Датчик представляет собой потенцио­метр, на один конец которого подается «плюс» напряжения питания (5 В), а другой конец соединен с «массой».

С третьего вывода потенциометра (от ползунка) идет выходной сигнал к элек­тронному блоку управления.

Когда дроссельная заслонка поворачи­вается (от воздействия на педаль привода), напряжение на выходе датчика изменяется. При закрытой дроссельной заслонке оно ниже 0,5 В. Когда заслонка открывается, напряжение на выходе датчика растет, при полностью открытой заслонке оно должно быть более 4 В.

Отслеживая выходное напряжение дат­чика, ЭБУ корректирует подачу топлива в зависимости от угла открытия дроссель­ной заслонки (т.е. по желанию водителя).

Датчик положения дроссельной заслонки не требует регулировки, так как блок управ­ления воспринимает холостой ход (т.е. пол­ное закрытие дроссельной заслонки) как нулевую отметку.


Управляющий датчик концентрации кислорода применяется в системе впрыска с обратной связью и установлен на выпуск­ном коллекторе. Для корректировки расче­тов длительности импульсов впрыска ис­пользуется информация о наличии кислоро­да в отработавших газах. Содержащийся в отработавших газах кислород реагирует с датчиком, создавая разность потенциалов на выходе датчика. Она изменяется прибли­зительно от 0,1 В (высокое содержание кис­лорода - бедная смесь) до 1 В (низкое со­держание кислорода - богатая смесь).

Отслеживая выходное напряжение датчи­ка концентрации кислорода, ЭБУ определя­ет, какую команду по корректировке состава рабочей смеси подавать на форсунки. Если смесь бедная (низкая разность потенциа­лов на выходе датчика), то ЭБУ дает коман­ду на обогащение смеси; если смесь бога­тая (высокая разность потенциалов) - на обеднение смеси.


Диагностический датчик концентра­ции кислорода работает по тому же прин­ципу, что и управляющий датчик. Сигнал, вырабатываемый диагностическим датчи­ком концентрации кислорода, указывает на наличие кислорода в отработавших газах после нейтрализатора. Если нейтрализатор работает нормально, показания диагности­ческого датчика будут значительно отли­чаться от показаний управляющего датчика.


Датчик детонации улавливает аномаль­ные вибрации (детонационные удары) в дви­гателе. Чувствительным элементом датчика детонации является пьезокристаллическая пластинка. При детонации на выходе датчика генерируются импульсы напряжения, кото­рые увеличиваются с возрастанием ин­тенсивности детонационных ударов. Элек­тронный блок по сигналу датчика регулирует опережение зажигания для устранения дето­национных вспышек топлива.


Комбинированный датчик массового расхода и температуры поступающего воздуха установлен на выпускном патруб­ке корпуса воздушного фильтра. Принцип работы датчика массового расхода воздуха основан на поддержании постоянной тем­пературы резисторов (чем выше скорость потока воздуха, тем больший ток необхо­дим для поддержания температуры резис­тора). В зависимости от показаний этих датчиков ЭБУ корректирует количество топлива, впрыскиваемого в цилиндр, для получения оптимальной рабочей смеси.


Электромагнитный клапан системы из­менения фаз газораспределения на двига­теле установлен в головке блока цилиндров двигателя. Клапан регулирует давление масла, подаваемого в исполнительный ме­ханизм изменения фаз, установленный на переднем конце распределительного вала впускных клапанов.

Система осуществляет оптимальную на­стройку фаз газораспределения, изменяя их во всем диапазоне значений частоты и нагрузки двигателя, что увеличивает мощность и крутящий момент при любом скоростном режиме.

При остановке двигателя давление масла заставляет переместиться золотник управ­ляющего клапана в положение, соответству­ющее наиболее поздней фазе газораспре­деления. Управляющий клапан срабатывает по сигналу блока управления двигателем и подает масло либо к камере запаздыва­ния, либо к камере опережения при непре­рывном изменении фаз газораспределения соответственно либо в сторону их опереже­ния, либо в сторону запаздывания.

Для вывода из памяти ЭБУ кодов неис­правностей, выявленных при работе систе­мы управления двигателем, служит диагно­стический разъем.


Диагностический разъем расположен в салоне автомобиля под левой нижней об­лицовкой панели приборов. К диагностичес­кому разъему можно подключить сканирую­щее устройство, которое считывает инфор­мацию с последовательной шины данных.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Прежде чем снимать любые узлы системы управления впрыском топлива, отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

Не пускайте двигатель, если наконечники проводов на аккумуляторной батарее плохо затянуты.

Никогда не отсоединяйте аккумуляторную батарею от бортовой сети автомобиля при работающем двигателе.

При зарядке аккумуляторной батареи отсое­диняйте ее от бортовой сети автомобиля.

Не подвергайте ЭБУ воздействию темпера­туры выше 65 °С в рабочем состоянии и выше 80 "С - в нерабочем (например, в сушильной камере). Не отсоединяйте от ЭБУ и не присо­единяйте к нему провода при включенном зажигании.

Перед проведением электросварочных ра­бот на автомобиле отсоединяйте провода от аккумуляторной батареи и колодки жгута проводов от ЭБУ.

Все измерения напряжения выполняйте ци­фровым вольтметром с внутренним сопро­тивлением не менее 10 МОм.

Электронные узлы, применяемые в системе впрыска топлива, рассчитаны на очень ма­лое напряжение, поэтому легко могут быть повреждены электростатическим разрядом. Для того чтобы не допустить повреждения ЭБУ, не прикасайтесь руками к его выводам. Для диагностики системы управления двига­телем во всех случаях требуется специаль­ное сканирующее устройство, поэтому при возникновении неисправностей системы об­ращайтесь на специализированный сервис.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
5 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности