Mercedes A W-168. Руководство — часть 31
Mercedes A W-168. Руководство - часть 31
Тормозная система
133
1 Общее описание
Гидравлическая тормозная
система состоит из главного
тормозного цилиндра, вакуум-
ного усилителя тормозного при-
вода, антиблокировочной сис-
темы и тормозных механизмов
передних и задних колес.
Тормозная система разделена
на два контура, функционирую-
щих диагонально. Один контур
гидропривода воздействует на
переднее правое и на левое зад-
нее колеса, а другой - на переднее
левое и заднее правое.
Благодаря этому обеспечива-
ется остановка автомобиля с до-
статочной эффективностью в слу-
чае выхода из строя одного из
контуров, например, в случае не-
герметичности одного из конту-
ров рабочей тормозной системы.
Давление для обоих контуров
создаётся сдвоенным (тандем-
ным) главным тормозным цилин-
дром при воздействии на педаль
тормоза (см. иллюстрацию 1.0).
Расширительный бачок с тор-
мозной жидкостью находится в
моторном отсеке над главным
тормозным цилиндром за бачком
с жидкостью для стеклоомыва-
теля. Из него тормозной жидко-
стью обеспечивается вся тормоз-
ная система.
Количество тормозной жидко-
сти в расширительном бачке не-
обходимо регулярно проверять.
Вакуумный усилитель тормоз-
ного привода использует разре-
жение во впускном коллекторе
бензинового двигателя и при на-
жатии на тормозную педаль уве-
личивает прилагаемое усилие.
Ввиду того, что у дизельного
двигателя разрежения на впуск-
ном коллекторе почти нет, то ав-
томобили с дизельным двигате-
лем оснащаются специальным
вакуумным насосом усилителя
тормозного привода.
Вакуумный насос крепится с
правой стороны блока цилиндров
двигателя и приводится в действие
от распределительного вала.
Автомобили А-класса оснаще-
ны впереди дисковыми, а сзади -
барабанными тормозными меха-
низмами.
1.0 Тормозная система автомобилей А-класса
1 - тормозной трубопровод
2- расширительный бачок тормозной
жидкости
3 - вакуумный усилитель тормозного привода
Автомобили с мощностью
двигателя свыше 90 л . с , а
также автомобили с удли-
ненной базой кузова имеют
также и на задней оси диско-
вые тормозные механизмы.
Данные дисковые тормозные
механизмы имею плавающую
скобу с одним поршнем, которо-
го достаточно для прижима обе-
их тормозных колодок к тормоз-
ному диску. Стояночный тормоз
действует через тросовый при-
вод на тормозные механизмы зад-
них колес.
Тормозные колодки задних
колес являются самоустанав-
ливающимися, поэтому регули-
ровка стояночного тормоза
нужна лишь в редких случаях,
например, после ремонта.
Автомобили с дисковыми
тормозными механизмами
дополнительно оборудованы
двумя тормозными барабанами
для колодок стояночного тор-
моза, составляющими одно це-
лое с тормозными дисками.
Внимание! Работы с тормоз-
ной системой требуют тща-
тельного соблюдения чисто-
ты и точности. Если
необходимый опыт отсут-
ствует, выполнение таких
работ лучше поручить специ-
ализированной мастерской.
4 - блок гидравлики ABS
5- блок управления ABS
6- рычаг стояночного тормоза
7 - тросовая тяга стояночного тормоза
Внимание! При движении по
мокрому дорожному полотну
тормоза нужно время от вре-
мени приводить в действие,
чтобы очистить тормозные
диски. Хотя под действием i
центробежных сил вода сбра- \
сывается с тормозных дис-
ков, на них все-таки остает-
ся тонкий слой продуктов
износа резины, смазки и других
загрязнений, которые ухудша-
ют реагирование тормозов.
Обожженная грязь на тормоз-
ных накладках и засоренные пазы
для стока воды в накладках ве-
дут к рифлению тормозных дис-
ков. Из-за этого действие тормо-
зов может ухудшиться.
Внимание! При чистке тор-
мозной системы образуется
пыль. Эта пыль вредно дей-
ствует на здоровье челове-
ка. Поэтому при чистке тор-
мозной системы пользуйтесь
респиратором, чтобы тор-
мозная пыль не попадала в ды-
хательные пути.
Антиблокировочная
система (ABS)
Антиблокировочная система пре-
дотвращаетблокированиеколеспри
резком торможении. Благодаря это-
му автомобиль остается управляе-
мым даже при полном торможении.
134
Тормозная система
Блок управления ABS принима-
ет от датчиков, установленных
на всех четырех колесах, сигнал
о числе оборотов колес. Кактоль-
ко одно из колес оказывается на
грани блокировки, то это регист-
рируется соответствующим дат-
чиком и сообщается блоку уп-
равления ABS.
В ответ на это снижается тор-
мозное давление в соответству-
ющем тормозном суппорте и,
таким образом, колесо не бло-
кируется.
Это процесс повторяется при
резком торможении до полной
остановки автомобиля для каж-
дого колеса в отдельности до тех
пор, пока не будет отпущена пе-
даль тормоза или же почти вплоть
до остановки автомобиля.
Антипробуксовочная
система (ASR)
Электронно управляемая анти-
пробуксовочная система (или
система регулирования крутяще-
го момента) при трогании с мес-
та затормаживает буксующие
колеса и переносит крутящий
момент на те колеса, которые
прочно сцеплены с покрытием.
Система отслеживает враще-
ние колес и притормаживает, уве-
личивая давление в тормозном
механизме того колеса, которое
начинает пробуксовывать.
Таким образом тяговое усилие
в максимальной степени исполь-
зуется колесами, имеющими хо-
рошее сцепление с грунтом или
дорожным полотном.
В крайнем случае, если буксу-
ют три колеса, то усилие перено-
сится на единственно небуксую-
щее. Как только одно из колес
оказывается на грани пробуксо-
вывания, на щитке приборов на-
чинает мигать сигнальная лам-
почка ASR оранжевого цвета с
символом треугольника.
Антипробуксовочная система
может при необходимости выпол-
нять торможение двигателем.
При этом блок управления элект-
ронным акселератором приводит
в действие исполнительный элек-
тродвигатель, который прикры-
вает дроссельную заслонку.
Такое происходит тогда, когда
при пробуксовке одного из колес
оно автоматически затормажи-
вается, а второе заднее колесо в
этот момент приближается к гра-
нице пробуксовывания.
Электронный блок управления
антипробуксовочнои системы
распознает, что тяговое усилие
двигателя в этот момент слиш-
ком высокое.
В течение миллисекунд элект-
ронный блок управления системы
изменяет положение дроссельной
заслонки, чтобы ограничить пода-
чу топлива в двигатель. Это проис-
ходит даже тогда, когда водитель
в экстремальных случаях полнос-
тью выжимает акселератора.
С уменьшением подачи топли-
ва тяговое усилие двигателя сни-
жается и оба задних колеса мо-
гут нормально вращаться. Если
же в этот момент двигатель хо-
лодный, то дополнительно выпол-
няется корректировка угла опе-
режения зажигания.
Антипробуксовочную систему
можно отключить с помощью
выключателя, находящегося на
центральной консоли. В этом слу-
чае загорается сигнальная лам-
почка ASR на щитке приборов.
Внимание! При движении по
песку, гравию или по глубоко-
му снегу бывает необходимо
двигаться с пробуксовывани-
ем колес и без торможения
двигателем. В таких случа-
ях ASR можно отключить,
нажав на выключатель на цен-
тральной консоли. При этом
система по-прежнему будет
осуществлять контроль за
пробуксовкой задних колес
при движении автомобиля со
средней скоростью.
Система
автоматической
стабилизации
устойчивости (ESP)
Автомобили А-класса серийно
комплектуются системой авто-
матической стабилизации устой-
чивости (ESP), которая базиру-
ется на возможностях систем
ABS и ASR и дополняет их, умень-
шая риск заноса автомобиля, даже
в тех случаях, когда педаль аксе-
лератора не нажата или же тор-
можение не выполняется.
При движении на повороте с
большой скоростью или при вы-
полнении резких маневров авто-
матика стабилизации устойчиво-
сти распознает «намерение» ав-
томобиля потерять устойчивость.
С этой целью блок управления
ESP учитывает информацию дат-
чиков об угле поворота, а также,
исходя из скорости движения ав-
томобиля, рассчитывает угловую
скорость (скорость вращения) ав-
томобиля относительно верти-
кальной оси и моментально опре-
деляет момент, когда автомобиль
может потерять устойчивость.
Регулируя давление в тормоз-
ных механизмах соответствую-
щих колес, а также притормажи-
вая двигатель, ESP обеспечивает
моментальный возврат автомоби-
ля в то положение, в котором его
стабильности ничего не угрожает.
Если, например, при движении
на крутом повороте возникает уг-
роза заноса передних колес авто-
мобиля, то система целенаправ-
ленно притормаживает заднее
колесо, находящееся на внутрен-
ней линии поворота и тем самым
стабилизирует автомобиль. Если
же возникает угроза заноса зад-
них колес, то притормаживает-
ся переднее колесо, движущее-
ся по внешней линии поворота.
Функционирование ESP отобра-
жается загоранием сигнальной
лампочки на щитке приборов.
Водитель в таких случаях дол-
жен учесть дорожную ситуацию
и изменить скорость движения.
Усилитель тормозной
системы (ВAS)
ABTOMo6miHMERCEDES-BENZ
А-класса серийно оснащаются уси-
лителем тормозной системы.
Необходимость установки
такого усилителя вызвана тем,
что большинство водителей в
критической ситуации тормо-
зят слишком поздно или с мень-
шим усилием, чем нужно, что
увеличивает тормозной путь.
По тому, насколько резко за-
действуется педаль тормоза,
BAS определяет возникновение
опасной ситуации.
В течение миллисекунд он со-
здаёт необходимое давление в
тормозной системе и сокраща-
ет тормозной путь при скорос-
ти движения автомобиля
100 км/час на 45% в сравнении
с тормозным путем автомоби-
ля без усилителя.
Тормозная система
135
2.0 Тормозные колодки дисковых тормозов передних колес
1 - тормознойдиск
2- стопорный винт.
Момент затяжки ЮНм. Подлежит замене
после каждого демонтажа
3- направляющая колодок
4 - болт. Моментзатяжки 115Нм. Подлежит
замене после каждого демонтажа
5 - суппорт
Сигнальная лампочка BAS/
ESP загорается при включении
зажигания и гаснет после запус-
ка двигателя.
Указания, относящиеся
к системам
ABS/ASR/ESP/BAS
Защитный выключатель в элек-
тронном блоке управления обес-
печивает автоматическое отклю-
чение системы при возникновении
дефекта (например, обрыв прово-
да) или же при падении напряже-
ния в бортовой сети (при напряже-
нии аккумулятора менее 10,5 В).
Такое состояние сигнализиру-
ется загоранием сигнальной
лампочки ABS оранжевого цве-
та на щитке приборов.
В этом случае отключаются
ASR, ESP и BAS, что подтвер-
ждается загоранием сигналь-
ной лампочки ESP. При этом
обычная тормозная система
продолжает функционировать и
автомобиль ведет себя, как ав-
томобиль без ABS.
Если во время движения загора-
ется и горит сигнальная лампочка
ESP, то это свидетельство дефек-
та в системе BAS или ESP. Они
отключаются, однако тормозная
система остаётся в норме.
Внимание! Если во время дви-
жения загорается сигнальная
6- болт крепления суппорта.
Момент затяжки 30 Нм
7- уплотнительная манжета
8- датчик износа тормозных накладок
9- штуцер прокачки
10 - пылезащитный колпачок
штуцера прокачки
11 - тормозные накладки
лампочка тормозной системы
(красного цвета с восклица-
тельным знаком), то следует
незамедлительно остано-
виться и выяснить причину.
Основными причинами загора-
ния лампочки являются низ-
кий уровень тормозной жидко-
сти в расширительном бачке
либо движение с затянутым
стояночным тормозом.
Если во время движения заго-
рается контрольная лампочка
ABS, то сделайте следующее:
1 Остановитесь, выключите и
снова запустите двигатель.
2 Проверьте напряжение акку-
мулятора. Если оно менее 10,5
Вольт, зарядите аккумулятор.
Внимание! Если сигнальная
лампочка ABS загорается в
начале движения, а по истече-
нии некоторого времени гас-
нет, то это говорит о том,
что напряжение аккумулято-
ра было слишком низким, но
затем повысилось во время
движения в результате под-
зарядки от генератора.
3 Проверьте, надежно ли зак-
реплены клеммы на полюсах ак-
кумулятора.
4 Установите автомобиль на
козлы и снимите колеса. Про-
верьте провода датчиков скорос-
ти вращения колес на внешние
повреждения (перетирание).
Дальнейшая проверка ABS дол-
жна производится в мастерской.
Блок управления ABS выполня-
ет программу самодиагностики
и все неисправности регистриру-
ются. Эти неисправности можно
считать в мастерской при помо-
щи специального тестера, а за-
тем устранить их.
Внимание! При работе с
электросваркой штекер
электронного блока управ-
ления ABS следует отсое-
динять. Штекер располо-
жен в моторном отсеке со
стороны пассажира под
съемной крышкой, штекер
отсоединяйте только при
выключенном зажигании.
При выполнении лакокрасоч-
ных работ блок управления
можно подвергать кратков-
ременному воздействию вы-
сокой температуры не
выше + 90 °С.
2 Тормозные колодки
дисковых тормозов -
снятие, проверка и
установка
В данной главе излагается по-
рядок снятия, проверки и уста-
новки тормозных колодок диско-
вых тормозов передних колес.
Снятие тормозных колодок зад-
них колес выполняется, в целом,
аналогично.
Особенности, касающиеся
передних или задних колес, вы-
делены особо.
Тормозные накладки относят-
ся к категории материалов, на
которые требуется разрешение
на эксплуатацию и они внесены
в Общий эксплуатационный раз-
решительный реестр (ABE).
Кроме того, они подобраны за-
водом-изготовителем к опреде-
ленным моделям автомобилей.
Поэтому рекомендуется приме-
нять только накладки, предлагае-
мые заводом-изготовителем или
одобренные Федеральным авто-
мобильным управлением. Такие
накладки имеют номер, присваи-
ваемый им Федеральным авто-
мобильным управлением.
Внимание! Если тормозные
136
Тормозная система
ки 3 с направляющей колодок
(см. иллюстрацию).
9 Подденьте отверткой верхнюю
и нижнюю прижимные пружины 4
колодок и извлеките их (см. ил-
люстрацию 2.8).
Внимание! При снятых тор-
мозных колодках не нажимай-
те на тормозную педаль. В про-
тивном случае произойдет
выдавливание поршня из тор-
мозного цилиндра. Если пор-
шень все же вышел из цилинд-
ра, то снимите суппорт и
доставьте для ремонта в спе-
циализированную мастерскую.
Проверка
10 Очистите посадочные и направ-
ляющие поверхности тормозных
колодок, а также тормозной диск
подходящей щеткой из мягкого ме-
талла и протрите его ветошью,
смоченной в спирте. Не пользуй-
тесь растворителями, содержащи-
ми минеральные масла, или инст-
рументом с острыми краями.
Внимание! Для чистки тор-
мозного механизма исполь-
зуйте только спирт.
11 Проверьте перед установкой
колодок тормозной диск на от-
сутствие рифлей, проводя по нему
рукой. Тормозные диски с рифле-
ной поверхностью можно испра-
вить в мастерской, если их оста-
точная толщина это позволяет. В
противном случае диски замени-
те на новые.
12 Измерьте толщину тормозно-
го диска. При достижении пре-
дельно допустимой остаточной
толщины тормозной диск замени-
те, см. соответствующую главу.
13 Проверьте состояние удержи-
вающих пружин4 тормозных ко-
2.4 Наружная тормозная колодка правого
переднего колеса. Отсоедините штекер 1
датчика износа тормозных колодок от
разъема 2
2.5 Вывинтите нижний болт 1 крепления
суппорта тормозного механизма. На иллюс-
трации показан суппорт тормозного меха-
низма переднего колеса
лодок (см. иллюстрацию 2.8) и
при необходимости замените их.
14 Проверьте состояние манже-
ты поршня тормозного цилинд-
ра. Поврежденную и потрескав-
шуюся манжету немедленно
замените, потому что проникшая
через поврежденную манжету
грязь быстро приводит к разгер-
метизации суппорта тормозного
механизма. В этом случае суп-
порт тормозного механизма нуж-
но снять и разобрать (работы
выполняются в мастерской).
15 Убедитесь, что тормозная
жидкость не выходит из-под
поршня тормозного цилиндра.
16 Проверьте состояние и посад-
ку колпачка поршня тормозного
цилиндра. При необходимости
2.6 Поднимите суппорт 2 вверх, используя
при необходимости в качестве рычага
отвертку. На иллюстрации показан суп-
порт дискового тормозного механизма
заднего колеса
2.8 Снимите тормозные накладки Зснаправ-1
ляющей колодок
колодки будутустанавливать-
ся повторно для дальнейшего
использования, то перед сня-
тием их следует обозначить.
Перестановка колодок с право-
го колеса на левое и наоборот
не допускается. Такая пере-
становка может привести к
неравномерному затормажива-
нию колес. В обязательном по-
рядке должны устанавливать-
ся только оригинальные
тормозные накладки или же на-
кладки, рекомендованные фир-
мой-изготовителем автомо-
биля. Обязательно меняйте
все накладки тормозных коло-
док передних колес, даже если
лишь только одна из них дос-
тигла границы износа.
Снятие
1 Отметьте краской положение
передних колес на ступице. Это
позволит при сборке установить
отбалансированное колесо в пре-
жнее положение.
2 Ослабьте болты крепления
колес. Автомобиль при выпол-
нении этой операции должен сто-
ять на колесах.
3 Установите перед автомо-
биля на козлы и, вывинтив бол-
ты, снимите передние колеса.
Внимание! При установке
автомобиля на козлы суще-
ствует опасность травмы.
Поэтому предварительно
следует ознакомиться с ме-
рами безопасности при под-
домкрачивании автомобиля.
4 Наружная тормозная ко-
лодка правого переднего
колеса. Отсоедините штекер
1 датчика износа тормозных ко-
лодок от разъема 2. Тянуть сле-
дует не за провод, а за корпус
штекера (см. иллюстрацию).
5 Вывинтите нижний болт 1 креп-
ления суппорта тормозного ме-
ханизма (см. иллюстрацию).
6 Поднимите суппорт 2 вверх,
используя при необходимости в
качестве рычага отвертку (см.
иллюстрацию).
7 Закрепите суппорт проволо-
кой на поворотном кулаке или
продольном рычаге подвески.
8 Снимите тормозные наклад-
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст