Mitsubishi: техническое обслуживание автомобилей — часть 150

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ

Классическая катушка зажигания
(1) Конструкция

Как показано на рисунке слева, катушка зажигания
содержит железный сердечник, а который намотаны
первичная и вторичная обмотки. Все эти элементы
заключены в корпус. Корпус залит изолирующим
компаундом

или

маслом,

что,

кроме

изоляции,

обеспечивает механическую прочность.

Вторичная обмотка образована очень большим числом
(от 13000 до 20000 тыс.) витков изолированного медного
провода диаметром 0,05-0,08 мм. Между слоями обмотки
проложены тонкие изоляционные бумажные прокладки.
Первичная

обмотка

образована 150-500 витками

изолированного медного провода диаметром 0,5-1,0 мм.
Обычно первичная обмотка располагается поверх
вторичной и отделяется от неё изоляционной бумагой.
Железный сердечник состоит из большого числа
соединенных вместе пластинок, образующих по форме
стержень.

(2) Образование высокого напряжения

Прерывание тока в первичной обмотке катушки
вследствие самоиндукции вызывает появление в ней ЭДС
около 300 В. Вследствие взаимной индукции во вторичной
обмотке возникает ЭДС от 15000 до 20000 В.

2-3-2 Катушка зажигания

Рис.2-70Т

Рис.2-71Т Взаимная индукция катушки

Рис.2-72Т

Рис.2-73Т

Катушка зажигания с добавочным резистором
Разработанная в последнее время конструкция катушки
зажигания

характеризуется

наличием

дополнительного

резистора, расположенного на верхней части катушки. Этот
резистор позволяет улучшить пусковые качества двигателя и
помогает стабилизировать вторичное напряжение на высокой
частоте вращения.
Ток во вторичной обмотке катушки зажигания пропорционален
току в её первичной обмотке. При пуске двигателя через
стартер протекает ток большой величины, и первичное
напряжение падает. Поэтому при пуске двигателя напряжение
аккумуляторной батареи подаётся на вывод А катушки
зажигания. Однако при нормальной работе двигателя
напряжение аккумуляторной батареи подаётся на вывод В, и
ток в катушку зажигания поступает через резистор. Если при
нормальной работе двигателя аккумуляторную батарею
присоединить непосредственно к выводу А катушки
зажигания, то она будет перегреваться и контакты
прерывателя быстро обгорят.
Период времени, в течение которого контакты прерывателя
замкнуты, уменьшается по мере увеличения частоты
вращения коленчатого вала, что приводит к уменьшению тока
в первичной обмотке катушки зажигания и снижению
вторичного напряжения. Максимально уменьшая число витков
в первичной обмотке и вводя последовательно подключенный
к ней резистор, обеспечивают предотвращение чрезмерного
роста тока в первичной обмотке.

Это также способствует

росту напряжения во вторичной обмотке, и на высокой
частоте вращения происходит лишь минимальное снижение
вторичного напряжения, чем обеспечивается надежное
искрообразование. На диаграмме слева показан период, в
течение которого контакты прерывателя замкнуты, в
зависимости от роста тока в первичной обмотке катушки
зажигания.
На диаграмме слева показан рост тока в первичной обмотке
катушки зажигания за период времени замкнутого состояния
контактов прерывателя.

47

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ

Катушка зажигания с замкнутым магнитопроводом
При протекании тока в первичной обмотке катушки в её
магнитопроводе создаётся магнитный поток. В обычной
(маслонаполненной) катушке зажигания магнитная система
разомкнута и магнитный поток проходит значительную часть
пути по воздуху. Для снижения рассеивания магнитного поля
за пределами катушки она заключается в металлический
корпус (наружный магнитопровод), однако на практике
магнитное поле всегда выходит во внешнюю среду, часто
через вывод вторичной обмотки.
У современных катушек с замкнутым магнитопроводом её
сердечник

сконструирован

так,

что

магнитное

поле

сосредоточено в замкнутом контуре. Так как магнитное поле не
рассеивается, первичная и вторичная обмотки могут иметь
меньшее число витков. Поэтому такие катушки имеют меньшие
габариты и вес. Кроме того, так как обмотка полностью залита
в пластмассу, она более устойчива к вибрации и нагреву.

Рис.2-74Т

48

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ

Рис.2-75Т

ПРОВЕРКА
КАТУШКА ЗАЖИГАНИЯ (МАСЛОНАПОЛНЕННАЯ)
(1) Используя

мультиметр,

измерьте

сопротивление

первичной и вторичной обмоток. Если сопротивление
находится в заданных пределах, то короткое замыкание и
обрыв отсутствуют.

Сопротивление первичной обмотки (Ом) при 20

°С

E-019 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1,13-1,38
Е-064, Е-089. . . . . . . . . . . . . . . . . 1,08-1,32
LB-63 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1,17-1,43
Сопротивление вторичной обмотки (кОм) при 20

°С

E-019 . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 9,35-12,65
Е-064 . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 12,75-7,25
Е-089 . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. 14,88-0,13
LB-63 . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11,05-14,95
Сопротивление дополнительного резистора (Ом) при
20

°С

Е-064, Е-089. . . . . . . . . . . . . . . . . 1,22-1,49
LB-63 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1,35-1,65

КАТУШКА

ЗАЖИГАНИЯ

ЗАМКНУТЫМ

МАГНИТОПРОВОДОМ)
При проверке выполните нижеуказанные операции и в случае
обнаружения неисправностей замените катушку.
(1) Используя

мультиметр,

измерьте

сопротивление

первичной и вторичной обмоток. Если сопротивление
находится в заданных пределах, то короткое замыкание и
обрыв отсутствуют.

Номинальное сопротивление первичной обмотки (Ом)
при 20

°С

F-088, F-504 . . . . . . . . . . . . . . . . . 0,72-0,88
F-100. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1,08-1,32
F-608. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 0,67-0,81
F-648. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 0,70-0,86
Номинальное сопротивление вторичной обмотки (кОм)
при 20

°С

F-088, F-504 . . . . . . . . . . . . . . . . 10,29-13,92
F-100. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22,10-29,10
F-608, F-648 . . . . . . . . . . . . . . . . 11,31-15,30
Номинальное

сопротивление

дополнительного

резистора (Ом) при 20

°С

F-100. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1,22-1,49

Рис.2-76Т

Рис.2-77Т

Рис.2-78Т

КАТУШКА ЗАЖИГАНИЯ (С ЗАМКНУТЫМ МАГНИТОПРОВО-
ДОМ) двигателя 4G63 DOHC
(1) Замерьте сопротивление первичных обмоток.

Измерьте сопротивление между клеммами 3 и 2 (катушка 1
и 4-го цилиндров) катушки зажигания, и между клеммами 3
и 1 (катушка 2 и 3-го цилиндров).

Номинальное значение: 0,77-0,95 Ом

49

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ

(2)Замерьте сопротивление вторичных обмоток.

Замерьте

сопротивление

между

высоковольтными

выводами 1 и 4-го, и 2 и 3-го цилиндров.

Номинальное значение: 10,29-13,92 кОм
Внимание

При измерении сопротивления вторичной обмотки

убедитесь, что от катушки зажигания отключен
присоединительный разъём.

КАТУШКА ЗАЖИГАНИЯ (С ЗАМКНУТЫМ МАГНИТОПРОВО-
ДОМ) 24-х клапанного двигателя
Сопротивление первичных обмоток
Замерьте сопротивление между присоединительной клеммой

и каждым из выводов обмоток.

Измеряемые точки:

Катушка А (Секция катушки 1-4 цилиндров). . . .. -
Катушка В (Секция катушки 2-5 цилиндров). . . .. -
Катушка С (Секция катушки 3-6 цилиндров). . . .. -

Номинальное значение: 0,67-0,81 Ом

Рис.2-79Т

Рис.2-80Т

Рис.2-81Т

Сопротивление вторичных обмоток
Замерьте сопротивление между высоковольтными выводами
каждой из обмоток.
Измеряемые точки:

Катушка А (Секция катушки 1-4 цилиндров)
Катушка В (Секция катушки 2-5 цилиндров)
Катушка С (Секция катушки 3-6 цилиндров)

Номинальное значение: 11,3-15,3 кОм

50

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
6 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности