ТОРМОЗ-ЗАМЕДЛИТЕЛЬ ПЕРЕДАЧИ АВТОМОБИЛЕЙ Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А, БелАЗ-531, БелАЗ-531Г

ТОРМОЗ-ЗАМЕДЛИТЕЛЬ ПЕРЕДАЧИ АВТОМОБИЛЕЙ Белаз-540, Белаз-540А, Белаз-548А, БелАЗ-531, БелАЗ-531Г

Гидромеханические передачи автомобилей-самосвалов оборудованы гидродинамическим тормозом-замедлителем лопастного типа. Тормоз-замедлитель создает тормозной момент на ведущем валу коробки передач и служит для поддержания постоянной скорости движения автомобиля на спусках. При пользовании тормозом-замедлителем реже требуется прибегать к торможению колесными тормозами, вследствие чего значительно повышается их надежность. Наличие тормоза-замедлителя позволяет повысить безопасность движения автомобилей на дорогах, изобилующих спусками и подъемами.

Корпус 26 тормоза-замедлителя (см. рис. 64) крепится к картеру коробки передач. Ротор 27 с двусторонними криволинейными лопатками установлен на шлицах ведущего вала коробки передач и вращается между лопатками корпуса и крышки. Зазор между лопатками корпуса и ротором регулируется набором прокладок и должен быть с каждой стороны примерно одинаковым (1,5—2,5 мм).

Рис. 68. Клапан включения тормоза-замедлителя:
1 — пылепредохранитель штока; 2 — крышка; 3 — манжета штока; 4 — шток 5 — пружина; 6 — корпус; 7 — клапан

Для уменьшения утечек с целью поддержания необходимого

давления в тормозе-замедлителе между ступицей и подшипником ведущего вала установлен отражатель с двумя уплотнительными кольцами.

Управление тормозом-замедлителем производится от педали, установленной в кабине водителя. При нажатии на педаль управления тормозом-замедлителем воздух из пневматической системы автомобиля через клапан (рис. 68), расположенный под педалью, поступает в подпоршневую полость пневмопереключателя механизма управления тормозом-замедлителем (рис. 69). Механизм управления тормозом-за-медлителем крепится к корпусу 26 (см. рис. 64). Под давлением воздуха поршень пневмопереключателя опускается вниз и перемещает золотник механизма управления. При этом полости I и II (см. рис. 69) золотника сообщаются и масло из нагнетательной магистрали насоса гидротрансформатора через центральное отверстие в крышке тормо-зазамедлителя поступает в камеру ротора. Одновременно золотник соединяет полости III и IV, через которые масло выводится из камеры ротора по шлангу 4 (рис. 70) к масляному фильтру и далее к радиатору. Седло обратного клапана 5 под действием пружины и давления

масла, выходящего из тормоза-замедлителя, прижимается к отверстию отводного канала в картере гидротрансформатора и перекрывает выход маслу из полости гидротрансформатора.

Рис. 69. Механизм управления тормозом-замедлителем:
1 — корпус переключателя; 2 — крышка; 3 — поршень; 4, 5 и 10 — уплотнительные кольца; 6 — корпус механизма управления; 7 — гильза: 8 — золотник; 9 — стакан; 11 — пружина;
I — полость, сообщающаяся с нагнетательной магистралью насоса гидротрансформатора; II — полость, сообщающаяся с каналом ввода масла в камеру ротора; III— полость, сообщающаяся с магистралью отвода масла к масляному фильтру и радиатору; IV — полость, сообщающаяся с отводным каналом камеры ротора; V — полость сообщающаяся с каналом слива масла в поддон

Рис. 70. Гидромеханическая передача (вид с правой стороны):
1 — механизм управления тормоза-замедлителя; 2 — пневмопереключатель; 3 — тормоз-замедлитель; 4 — шланг отвода масла из тормоза-замедлителя; 5 — обратный клапан; 6 — место установки датчика указателя температуры масла; 7 крестовина; 8 — согласующий редуктор; 9 — гидротрансформатор; 10 — место установки датчика указателя давления масла в нагнетательной магистрали насоса гидротрансформатора; 11 — поддон; 12 — шланг подвода масла к тормозу-замедлителю



Качаемое насосом гидротрансформатора масло подается к тормозу-замедлителю, а из него — в радиатор гидротрансформатора для охлаждения.

Эффективность тормоза-замедлителя в большой степени зависит от быстроты входа в режим торможения н выхода из него. Настоящая конструкция тормоза-замедлителя и привода обеспечивает вход в режим торможения и выход из него не более 3—4 сек.

При отпускании педали подпоршневая полость пневмопереключателя отключается от пневматической системы автомобиля и через разобщительный кран сообщается с атмосферой. Золотник механизма управления под действием пружины, перемещаясь в крайнее

верхнее положение, разъединяет полости I и II (см. рис. 69), а полость IV соединяет с полостью V. В этом случае доступ масла в камеру ротора из нагнетательной магистрали насоса гидротрансформатора перекрывается и масло из камеры ротора через отводной канал, полости IV и V, канал в корпусе тормоза-замедлителя и отверстие в привалочной плоскости коробки передач сливается в поддон.

Для более быстрого опорожнения камеры ротора в корпусе тормоза-замедлителя установлен воздушный клапан, который открывается) как только снимается давление в тормозе-замедлителе, и позволяет входить в рабочую полость воздуху вместо масла, вытесняемого в картер коробки передач.

Тормозной момент при работе тормоза-замедлителя возникает только при включенной передаче. При этом чем выше включенная передача, тем меньше тормозной момент.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности