СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ БЕЛАЗ 7522, 540А, 7540, 75402, 7523, 548А, 75231, 7548, 75482, 531

6.

СИСТЕМЫ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ БЕЛАЗ


6.1.

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ БЕЛАЗ 7522, 540А, 7540, 75402, 7523, 548А, 75231, 7548, 75482, 531 - ЧАСТЬ 1

Показателем нормальной работы системы охлаждения двигателя является поддержание температуры охлаждающей жидкости в пределах 75—95 °С. Отклонение от указанного температурного режима в процессе эксплуатации автомобиля могут, быть вызваны рядом причин. Наиболее характерные из них следующие:

— недостаточное количество охлаждающей жидкости;

— большое отложение накипи в. системе охлаждения;

— загрязнение наружной поверхности радиаторов;

— неисправность термостатов;

— неисправность привода вентиляторов;

— неисправность жалюзи или их привода;

— неисправность водяного насоса.

Удаление накипи из системы охлаждения

Накипь из системы охлаждения удаляется с помощью раствора технического трилона Б в концентрации 20 г трилона на 1 л воды. Трилон — порошок белого цвета, не ядовит, легко растворяется в воде, не вызывает вспенивания воды при ее нагреве и кипячении. Излишнее количество трилона не вредит деталям системы охлаждения. Раствор трилона залейте в систему охлаждения. После 6—7 часов работы двигателя отработанный раствор слейте и залейте свежий. Промывку продолжайте в течение 4—5 дней. После окончания промывки в систему охлаждения залейте воду, содержащую 2 г/л трилона. .

Снятие и установка блока радиаторов

При снятии блока радиаторов с автомобиля отсоедините планки ограничителей подъема капота, опрокиньте капот на предварительно установленную подставку.

Слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя. Отсоедините трубопроводы и шланги от блока радиаторов и фильтров гидромеханической передачи (ГМП).

На автомобилях БелАЗ-548А, -7523 и -75231 отсоедините трубопроводы водяной и шланги масляной системы от водомасляного теплообменника.

Перед отсоединением трубопроводов и шлангов от масляного радиатора, фильтра ГМП и теплообменника подставьте емкость для сбора вытекающего масла. Отсоедините вилки тяг привода жалюзи от рычагов. Отсоедините шланги и трубопроводы в местах их крепления к кожуху вентилятора и блоку радиатора.

Отсоедините воздухозаборный шланг отопителя кабины от патрубка воздухозаборника на радиаторе. Отверните гайки тяг натяжных роликов и снимите ремни привода вентиляторов.

Используя подъемный кран и чалочное приспособление зачальте блок радиаторов. Расшплинтуйте и отверните гайки нижних опор блока радиаторов (на автомобилях БелАЗ-548А, -7523 и -75231 расшплинтуйте и отверните гайки болтов крепления теплообменника к кронштейну левого лонжерона рамы), отсоедините тяги бокового крепления блока радиаторов и снимите блок радиаторов в сборе с вентиляторами, жалюзи и теплообменником (при наличии последнего) с передней части рамы автомобиля..

Установка блока радиаторов на автомобиль производится в обратной последовательности.

Разборка блока радиаторов

Разборку блока радиаторов производите в следующей последовательности:

— выверните болты крепления кронштейнов вентиляторов и снимите кронштейны в сборе с крыльчаткой и приводом-вентиляторов;

— отверните болты крепления кожухов вентиляторов к блоку радиаторов и снимите кожухи. (На радиаторах автомобиля БелАЗ-548А перед снятием левого кожуха вентиляторов отверните гайки хомутов и снимите теплообменник);

— отсоедините и снимите жалюзи радиаторов, масляные фильтры, нижние опоры радиаторов;

— отверните гайки болтов, скрепляющих блок, и рассоедините радиаторы.

Ремонт радиаторов

После разборки радиаторы тщательно осмотрите. Основными дефектами радиаторов являются: течь в местах пайки, течь трубок, повреждение бачков и охлаждающих пластин, засорение трубок и бачков отложениями грязи и накипи.

Испытания на герметичность производите после очистки наружной поверхности радиатора от грязи и удаления накипи, которая, заполняя поры и трещины, может скрывать дефекты.

Герметичность радиаторов проверяйте сжатым воздухом в водяной ванне (рис. 3). Отверстия подводящих и отводящих патрубков предварительно закройте резиновыми пробками (рис. 4), через одну из которых подайте воздух под давлением 0,2 МПа (2 кгс/см2) и испытайте в течение 5 мин.

Рис. 3. Схема установки для испытания радиаторов:
1 - кран подачи сжатого воздуха; 2 - манометр; 3 - кран для регулировки давления воздуха; 4 - ресивер воздушный; 5 - кран спуска конденсата; 6 - шланг; 7 - фланец
соединительный; 8 - ванна водяная; 9 - радиатор

Рис. 4. Пробки разжимные для патрубков радиатора:
а - с трубкой для подачи воздуха; б - глухая с эксцентриковым зажимом

Рис. 5. Проверка трубок на герметичность: 1-трубка радиатора; 2 — наконечник; 3 - пробка резиновая; 4 - шланг для подачи воздуха

Для выявления дефектных трубок, расположенных внутри радиатора, проверьте каждую трубку в отдельности. Для этого снимите верхний и нижний бачки, поместите сердцевину радиатора в ванну с водой, заглушите один конец проверяемой трубки пробкой, к другому концу при помощи приспособления подсоедините шланг для подвода сжатого воздуха (рис. 5). Течь радиатора устраняйте пайкой трубок оловянно-свинцовистым припоем ПОС-40 или ПОС-30. Трубки, пайка которых затруднена или невозможна, замените новыми или запаяйте с обоих концов на глубину 10 мм. Допускается глушить не более 1,5 % трубок.

Радиаторы, подвергавшиеся ремонту при помощи пайки, промойте щелочным раствором для нейтрализации кислоты с последующей промывкой горячей водой для удаления щелочного раствора.

Охлаждающие пластины радиатора при ремонте выправите так, чтобы они не касались друг друга.

Отремонтированный радиатор после соответствующей подсборки с бачками испытайте на герметичность, описанным выше способом, в течение 5 мин.

Ремонт водомасляного теплообменника

Наиболее характерные неисправности теплообменника:

— нарушение пайки у решеток;

— отложение масла на наружных поверхностях трубок теплообменника;

— большое отложение накипи в трубках теплообменника.

Промывку водяной и масляной полостей теплообменника производите раздельно.

Удаление накипи и промывку водяной полости теплообменника производите на специальной установке с использованием раствора, применяемого для удаления накипи в радиаторах.

Испытание секции водомасляного теплообменника на герметичность производите при снятой верхней крышке сжатым воздухом давлением 0,5 МПа (5 кгс/см2) в течение 5 мин в водяной ванне. Воздух подавайте через масляные каналы. Дефектные трубки замените новыми или заглушите с обоих концов, но не более 5 трубок. После замены трубок и пайки блока теплообменника промойте его в щелочном растворе для нейтрализации кислоты, а затем в горячей воде и испытайте на герметичность.

Сборку водомасляного теплообменника и установку его на автомобиль производите в порядке обратном его разборке и снятию.

Рис. 6. Привод вентиляторов:
1 — крыльчатка вентилятора; 2 — кронштейн вентилятора; 3 - болты крепления кронштейна; 4 -контргайка; 5 — гайка; 6 - тяга; 7 — рычаг двуплечий; 8 - ролик натяжной; 9 - шкив ведомый; 10 -гайка регулировочная; Б - контролируемый размер

Разборка привода вентиляторов

Для разборки привода вентиляторов отверните болты 3 (рис. 6) и снимите кронштейн 2 в сборе с крыльчаткой 1 вентилятора и натяжным устройством с кожуха радиатора. (Ремень снимается при снятии радиатора с автомобиля).

Разборку привода вентилятора производите в следующей последовательности:

— расстопорите и отверните болты крепления крыльчатки 1 вентилятора к валу привода, снимите крыльчатку;

— отверните гайки болтов крепления корпуса привода крыльчатки к кронштейну 2 вентилятора и снимите привод крыльчатки в сборе с ведомым шкивом 9;

— отверните контргайку 4 и гайку 5 с тяги 6 натяжного устройства, расшплинтуйте и снимите тягу;

— расшплинтуйте ось рычага 7 натяжного ролика и снимите рычаг с роликом 8 в сборе.

Разборка ведомого шкива привода вентилятора

Разборку производите в следующей последовательности:

— расшплинтуйте и отверните гайку 1 (рис. 7), спрессуйте шкив 3 с вала 15 вентилятора;

— отверните гайку 6 крепления подшипников;

— отверните болты 13 крепления крышки 14;

— выпрессуйте вал 15 вентилятора из корпуса 12;

— снимите стопорное кольцо 11 и выпрессуйте из корпуса и спрессуйте с вала подшипники 8.

Рис. 7. Шкив ведомый привода вентилятора:
1,6 — гайки; 2 — шайба; 3 - шкив; 4 - шпонка; 5 — штифт; 7 - сальник войлочный; 8 - подшипник; 9 - втулка распорная; 10 - пробка; 11 - кольцо стопорное; 12 -корпус привода; 13 - болт; 14 - крышка; 15 - вал вентилятора

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
2 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности