Гидромуфта системы охлаждения двигателя автомобилей КамАЗ-5320
Устройство и работа системы охлаждения двигателя автомобилей КамАЗ-5320
Гидромуфта системы охлаждения двигателя автомобилей КамАЗ-5320
Гидромуфта устанавливается в передней части двигателя соосно с коленчатым валом в полости, образованной передней крышкой блока (см. рис. 2.22) и корпусом подшипника. Ведущий вал в сборе с кожухом, ведущее колесо, ступица шкива и шкив генератора, соединенные болтами и вращающиеся в шарикоподшипниках, составляют ведущую часть гидромуфты. Она приводится во вращение от коленчатого вала двигателя посредством шлицевого вала. Ведомое колесо в сборе с валом и закрепленной на нем ступицей вентилятора, вращающиеся в шарикоподшипниках, составляют ведомую часть гидромуфты. Гидромуфта уплотнена резиновыми манжетами. На внутренних тороидальных поверхностях ведущего и ведомого колес имеются радиальные лопатки, отлитые вместе с колесами. На ведущем колесе их 33, на ведомом — 32. Межлопаточное пространство колес образует рабочую полость гидромуфты. Передача крутящего момента с ведущего колеса гидромуфты на ведомое колесо происходит при заполнении рабочей полости маслом. При работающем двигателе масло, поступающее из нагнетающей секции масляного насоса через канал регулятора-выключателя (см. рис. 2.19), попадает на лопатки вращающегося ведущего колеса, увлекается им, приобретая при этом кинетическую энергию. В дальнейшем частицы масла, ударяясь в лопатки ведомого колеса, отдают им энергию, обеспечивая вращение ведомых деталей и вентилятора. Частота вращения ведомого колеса с вентилятором при постоянной частоте вращения ведущего колеса зависит от количества масла, поступающего в полость гидромуфты. Резкое изменение частоты вращения коленчатого вала двигателя сопровождается проскальзыванием ведущего колеса гидромуфты относительно ведомого, что снижает динамические нагрузки в приводе. Регулятор-выключатель золотникового типа установлен на патрубке, подводящем жидкость к правому блоку Цилиндров. Основными частями регулятора-выключателя являются: золотник с возвратной пружиной, термосиловой датчик и переключатель, содержащий пробку 8, рычаг и фиксатор. В гнезде силового элемента установлены регулировочные прокладки, позволяющие при необходимости регулировать температуру срабатывания регулятора-выключателя. Термосиловой датчик, установленный внутри патрубка трубопровода, постоянно омывается охлаждающей жидкостью, циркулирующей от водяного насоса в полость правого блока цилиндров.
Гидравлический привод обеспечивает три режима работы вентилятора: автоматический — «В», выключенный — «О» и режим постоянного нерегулируемого вращения — «П» (см. рис. 2.19).
При работе привода в автоматическом режиме рычаг 9 (рис. 2.23) устанавливается в положение «В». Жидкость, циркулирующая в патрубке, омывает термосиловой элемент датчика, его активная
масса плавится, увеличиваясь в объеме, и смещает золотник 5, обеспечивая поступление масла в полость гидромуфты, т. е. вращение вентилятора. Нагрев жидкости до температуры 80— 90° С приводит к полному открытию канала, а следовательно, к интенсивной подаче масла и вращению вентилятора.
Снижение температуры охлаждающей жидкости ниже 85° С приводит к уменьшению объема управляющего элемента датчика и пружина 4, смещая золотник 5, уменьшает или прекращает подачу масла в гидромуфту. После того как масло через отверстия в корпусе сольется в поддон двигателя, вентилятор остановится или будет медленно вращаться от встречного потока воздуха при движении автомобиля.
При отказе регулятора следует установить рычаг переключателя в положение «П», т. е. в режим постоянного нерегулируемого вращения. При этом обеспечивается максимальная подача масла и интенсивное вращение вентилятора.
Длительная работа привода в этом режиме нежелательна. Поэтому при ближайшем техническом обслуживании следует восстановить работоспособность регулятора.
При преодолении глубоких бродов рычаг регулятора устанавливается в положение «О», подача масла прекращается, остаток его стекает через отверстие в поддон, и вентилятор отключается.
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст