Камаз -5320, -53212, -5410, -54112, -5511, -55102. Стартер: ТО и Ремонт (1988 год)

Камаз -5320, -53212, -5410, -54112, -5511, -55102. Стартер: ТО и Ремонт (1988 год)

Техническое описание

Стартер СТ 142Б — герметичного исполнения (рис. 262, 263), закреплен на картере маховика с левой стороны двигателя, состоит из электродвигателя, механизма привода и электромагнитного реле. Передаточное отношение двигатель — стартер — 11,3. Электродвигатель стартера — постоянного тока, последовательного возбуждения. Шестерня привода входит в зацепление с венцом маховика принудительно с помощью электромагнитного тягового реле. Выход из зацепления шестерни привода осуществляется при отключении электромагнитного тягового реле после пуска двигателя. На стартере применен привод с храповичным механизмом свободного хода.

Ниже приведена техническая характеристика стартера:







Номинальное напряжение, В... 24 Номинальная мощность, л. с. . 10,5

Ток холостого хода при напряжении 24 В, А, не более . 130

Напряжение при тормозном моменте 5 кгс* м, В, не более . 8

Ток при тормозном моменте 5 кгс*м, А, не более ... . . 800
Напряжение включения тягового реле, В, не более . 18

Нажатие щеточных пружин на

щетки, кгс. ...1,75—2,05

Высота щеток (исходная), мм . 19—20

Частота вращения холостого

хода, об/мин . 5500—6500



Предупреждение! Продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 20 с. Повторно пускать стартер можно после 1—2 мин перерыва. Допустимое число повторных пусков — не более трех. Если двигатель при этом не пускается, необходимо проверить исправность цепи питания стартера и стартер, системы питания двигателя, степень заряженности и исправность аккумуляторных батареи.



Техническое обслуживание

При ТО-2 проверьте плотность и чистоту контактных соединений, надежность крепления проводов к стартеру, затяните гайки крепления проводов.




Рис. 262. Стартер:
1—крышка со стороны коллектора; 2, 14, 17—подшипники; 3—траверса; 4—-перемычка; 5—болт контактный; 6—крышка реле; 7—диск контактный; 8—шток; 9—ярмо реле с катушкой; 10—крышка со стороны привода; 11—ось рычага; 12—привод; 13—шестерня привода; 15—упорная шайба; 16- шайбы замковые; 18—катушки; 19—щетка изолированная; 20—щетка неизолированная

Рис. 263. Схема электрическая стартера:
I—к выключателю стартера; II—к аккумуляторной батарее

При СТО (осенью) демонтируйте стартер с двигателя, разберите и проверьте в следующем порядке:

снимите крышку со стороны коллектора;

проверьте состояние щеточно-коллекторного узла. Рабочая поверхность коллектора не должна иметь следов подгорания. В случае загрязнения или значительного подгорания поверхность протрите ветошью и обезжирьте. Если грязь или подгорание не устраняются, зачистите коллектор стеклянной шкуркой С100. При зачистке охватывайте поверхность коллектора полоской стеклянной шкурки, вращая вал якоря. Если и при этом подгорание не будет

удалено, разберите стартер и проточите коллектор на станке. Щетки должны свободно, без заедания, перемещаться в щеткодержателях. Замерьте высоту щеток вдоль их оси, направленной по радиусу закругления. Щетки, изношенные до высоты 13 мм или имеющие значительные сколы, замените новыми, предварительно притерев их к коллектору. Направление усилия пружины должно совпадать с осью щеткодержателя;


проверьте затяжку винтов крепления наконечников щеточных канатиков к щеткодержателям, при необходимости подтяните. После этого продуйте сжатым воздухом щеточно-коллекторный

узел и установите

крышку на место;

демонтируйте медную перемычку и снимите крышку реле. Проверьте состояние контактной системы реле стартера. Очистите внутреннюю поверхность крышки.



Рис. 264. Регулирование реле стартера:
1—шестерня привода; 2—шайба упорная; 3—втулка привода; 4—вкладыш со стороны привода; 5—прокладка



Рис. 265. Прокладка:

Убедитесь в свободной посадке контактного диска на штоке сердечника реле. Осмотрите рабочую поверхность контактных болтов и диска. Если подгорание контактных болтов незначительное, зачистите их, сняв неровности, вызванные подгоранием, не нарушая при этом параллельность контактной поверхности. Несовпадение плоскостей контактных болтов допускается не более 0,2 мм. Контактный диск при незначительном подгорании переверните. Для этого необходимо разогнуть скобу и снять изоляционную шайбу. При значительном износе диска и контактных болтов замените их;

проверьте надежность крепления реле к корпусу стартера и установите крышку реле на место;

проверьте регулировку реле стартера. Для этого выводную клемму обмоток реле соедините с положительной клеммой аккумуляторной батареи, а корпус стартера — с отрицательной. Для контроля замыкания контактов в цепь между положительной клеммой аккумуляторной батареи и контактным болтом реле стартера (отсоединенным от положительной клеммы батареи) включите лампу (24 В). Подайте напряжение на реле стартера и замерьте зазор между упорной шайбой на валу якоря и втулкой привода, который должен быть равен 0,5—1,5 мм (рис. 264). Контакты реле при этом замыкаются и лампа загорается;

между шестерней, втулкой привода и шайбой на валу якоря установите прокладку (рис. 265) толщиной А = 6 мм. При подаче напряжения на реле стартера шестерня должна прижиматься к поверхности прокладки, контакты реле при этом не должны замыкаться (лампа не горит). При упоре втулки привода в прокладку толщиной 2,5 мм, вставленную между втулкой и шайбой, контакты реле должны замыкаться. Если лампа не загорится — отрегулируйте стартер поворотом эксцентриковой оси рычага, на которой установлен регулировочный диск с двумя отверстиями. Отвернув два винта, крепящие регулировочный диск к крышке со стороны привода, поверните его до совпадения с двумя другими резьбовыми отверстиями в крышке. Затем проверьте регулировку

реле стартера, как указано выше. При упоре в прокладку толщиной А = 2,5 мм контакты реле должны быть замкнуты;

проверьте, легко ли перемещается привод по валу якоря. При выключении реле привод должен возвращаться в исходное положение. Расстояние от шестерни до упорной шайбы должно быть не менее 27,5 мм. В случае затрудненного перемещения привода очистите доступную часть вала якоря от грязи и смажьте смазкой ЦИАТИМ-203 (ЦИАТИМ-221). Если заедание не устраняется, проверьте состояние шлицевой накатки привода и вала якоря, установку рычага и реле путем разборки соответствующих узлов, причину неисправности устраните;



замените смазку ЦИАТИМ-203 (ЦИАТИМ-221) шлицевой части вала и привода, снимите пробки и добавьте турбинное м&сло 22 (допускается применение моторного масла) в масляные полости крышек со стороны коллектора, привода и промежуточного подшипника, установите пробки на место;

очистите привод от грязи и добавьте смазку, для чего задвиньте шестерню в привод, залейте в корпус привода моторное масло и сделайте 5—10 движений шестерни вдоль оси привода, после чего вылейте масло. Указанную операцию повторите 2—3 раза, затем залейте масло в корпус привода;



осмотрите состояние резиновых деталей, при больших износах и разрывах детали замените;

добавьте смазку ЦИАТИМ-203 (ЦИАТИМ-221) во внутреннюю полость манжеты;

осмотрите состояние вкладышей в крышках со стороны коллектора и привод. В случае износа вкладышей (до размера 19,4 мм в крышке со стороны привода и 16,3 мм в крышке со стороны коллектора) замените их. Для этого выпрессуйте изношенный вкладыш и запрессуйте на его место новый. После запрес-

совки новый вкладыш расточите относительно посадочных диаметров крышки. Внутренний диаметр расточенного нового вкладыша должен быть 19,000—19,045 мм в крышке со стороны привода и 16,000—16,035 мм в крышке со стороны коллектора. Ремонт


Для снятия стартера отключите массу аккумуляторных батарей, поднимите кабину, отсоедините провода, подходящие к тяговому реле стартера, отсоедините клемму «масса» от стартера, отвернув болт на корпусе стартера, отверните гайку и три болта крепления стартера и снимите стартер;





Рис. 266. Кожух уплотнительный Для разборки стартера: отверните гайки на крышке реле и корпусе стартера и снимите перемычку между выводным болтом тягового реле и обмотки возбуждения; отверните четыре гайки на крышке со стороны коллектора, крепящие траверсу; отогните замковые шайбы; отверните четыре болта и снимите крышку со стороны коллектора; отверните винты, крепящие выводы обмотки и щетки к траверзе, и снимите щетки; отверните два винта на регулировочном фланце и снимите ось рычага; отверните четыре винта со стороны крышки привода и снимите реле вместе с якорем; отогните замковые шайбы и отверните пять болтов; снимите крышку со стороны привода, которая снимается вместе с рычагом

и приводом; снимите упорную шайбу; достаньте из корпуса якорь стартера.

При сборке стартера замените замковые шайбы и слегка смажьте резиновые детали смазкой ЦИАТИМ-203 (ЦИАТИМ-221).

После сборки проверьте стартер на герметичность, снимите характеристику стартера (ток холостого хода, ток и напряжение при тормозном моменте 5 кгс*м, напряжение включения реле), а также регулировку тягового реле стартера.

При сборке и регулировке стартера выемка регулировочного диска должна находиться не выше горизонтальной оси диска, а крышку со стороны коллектора установите ребром напротив выводного болта корпуса. Для проверки на герметичность приверните к фланцу крышки со стороны привода через резиновую прокладку специальный уплотнительный кожух (рис. 266), создайте внутри стартера избыточное давление воздуха 0,1—0,2 кгс/см2, опустите стартер с кожухом в пресную воду комнатной температуры, так, чтобы все части стартера находились в воде, а уровень жидкости над стартером не превышал 50 мм. В начале испытаний включите стартер 3 раза на холостом ходу в погруженном состоянии (по 5 с каждое включение), затем в течение 1 мин следите за выделением пузырьков из стыков деталей стартера. Отсутствие систематического

выделения пузырьков воздуха из одного и того же места свидетельствует о правильности сборки стартера и исправности резиновых уплотнителей.

Допускается выделение пузырьков газа, возникающих на клеммах в результате электролиза воды.

В нагруженном режиме стартер испытывайте по схеме, аналогичной схеме проверки в режиме холостого хода (см. ниже), но необходимо учесть, что величина потребляемого тока в этом случае значительно больше (около 1000 А) и необходима замена шунта. Для затормаживания вала якоря нагрузите его с помощью динамометрического приспособления (рис. 267). Тормозной момент определите умножением регистрируемой величины нагрузки на плечо.

При питании от низковольтного агрегата напряжение на стартере можно постепенно повышать, увеличивая ток, потребляемый стартером, и повышая тормозной момент. Когда тормозной момент достигнет величины 5 кгс*м, необходимо замерить величину тока.



Рис. 267. Динамометрическое приспособление (L—длина плеча, м) Приборы и приспособления, применяемые для проверки стартеров в режиме холостого хода:

приспособление для закрепления стартера;

амперметр с шунтом на 150 А; аккумуляторные батареи 6СТ-190ТР (ТМ)—2 шт.;

провода ПГВА (сечением 50 мм2 — силовые, сечением не менее 1,5 мм2—в цепи управления реле);

включатель стартера на 20 А; тахометр.

Приборы и приспособления, применяемые для проверки стартеров в тормозном режиме:

приспособление для закрепления стартера;

амперметр с шунтом на 1000 А; аккумуляторные батареи 6СТ-

190ТР или 6СТ-190ТМ — 2 шт.;

рычаг для закрепления шестерни привода;

динамометр (ДПУ-0,01 или

ДПУ-0,02);

стойка для подвески динамометра; провода ПГВА;

выключатель стартера на 20 А. Можно проверять ток холостого хода и торможения на стенде модели 532 или аналогичном.

Несоответствие измеряемых величин техническим характеристикам стартера позволяет сделать выводы о следующих неисправностях:

при проверке в режиме холостого хода

величина тока больше, частота вращения якоря меньше допустимого значения. Причиной неисправности зачастую является перекос якоря при сборке, загрязнение или износ подшипников, отсутствие смазки, ослабление крепления полюсов и задевание якоря, межвитковое замыкание обмотки якоря;

потребляемый ток допустимый, якорь стартера не вращается. Вероятная причина неисправности—замыкание на массу в обмотке якоря, обмотке возбуждения, контактных болтах тягового реле или изолированном щеткодержателе;

потребляемый ток равен нулю, стартер не вращается. Это свидетельствует об обрыве в цепи стартера (в тяговом реле, в обмотке якоря или обмотке возбуждения);

якорь стартера вращается с малой скоростью, величина тока намного меньше заданной. Причиной может быть повышение сопротивления цепи стартера из-за частичной потери контакта (подгорание или загрязнение) в тяговом реле, щеточно-коллекторном узле;

при проверке в нагруженном режиме стартер не развивает необходимого момента. Это является следствием межвиткового замыкания обмотки возбуждения.

Давление щеточных пружин проверяйте при помощи динамометра следующим образом: под щетку

подложите бумажную полоску, затем динамометром оттяните щеточную пружину, одновременно слегка вытягивая из-под щетки бумажную

полоску. В момент, когда щетка освободит полоску, динамометр покажет величину усилия щеточной пружины. Динамометр надо оттягивать в направлении оси щетки.

Стартер ремонтируйте в специализированной мастерской, имеющей соответствующее оборудование. После разборки все детали стартера нужно тщательно осмотреть с целью выявления возможных дефектов. Особенно внимательно следует проверять места крепления обмотки к выводам и места к коллекторным пластинкам.

Техническое состояние стартера проверяйте по основным параметрам: оборотам холостого хода, величине потребляемого тока на холостом ходу, величине тока и напряжения в нагруженном режиме. Проверяемые параметры должны соответствовать технической характеристике.
Рис. 268 Электрическая схема проверки стартера



При испытании в режиме холостого хода стартер не нагружен и его якорь свободно вращается. Потребление энергии вызвано только механическими и электрическими потерями в самом стартере. Питание стартера должно осуществляться от полностью заряженных батарей (рис. 268).

В электрическую цепь между аккумуляторной батареей и выводом контактного болта установлен ам-перметр со сменными шунтами, применение которых обеспечит возможность измерения потребляемого тока как при проверке в режиме холостого хода, так и в нагруженном режиме.

Напряжение, приложенное к стартеру, измеряйте вольтметром, включенным между выводом контактного



болта и массой батареи. Величина потребляемого тока больше 130 А свидетельствует о неисправности стартера.

При проверке обмотки возбуждения изоляцию катушек обмотки возбуждения испытайте на пробой мегомметром или при подаче напряжения 220 В. Для этого один зажим питающей сети через контрольную лампу присоединяйте к началу или концу обмотки, другой конец обмотки должен быть изолирован от корпуса. От второго зажима сети напряжение подайте на корпус. Лампа при отсутствии замыкания на корпус не должна гореть. При проверке мегомметром он должен показать сопротивление не менее 10 кОм.

Изоляцию обмоток можно проверять на стендах моделей 532, ППЯ-533.

Дефектные катушки возбуждения заменяйте в следующем порядке: отсоедините вывод катушки от контактного вывода;

установите корпус стартера в зажимах и пресс-отверткой ослабьте затяжку винтов крепления полюсных наконечников, выверните винты и снимите полюсные наконечники;

достаньте из корпуса стартера неисправные катушки возбуждения и установите на их место годные;

поместите полюсные наконечники в соответствующие исправные катушки возбуждения и установите их в корпусе стартера так, чтобы отверстия в корпусе под винты совпали с резьбовыми отверстиями полюсных наконечников;

во избежание самоотворачивания винтов промажьте конусную поверхность под полюсные винты шпатлевкой;

вверните винты в полюсные наконечники с усилием от руки. Затяните винты крепления полюсных наконечников. Момент затяжки должен быть 2,2—3,15 кгс*м;

закрасьте эмалью наружную поверхность полюсных винтов. Разрешается конусную поверхность под полюсные винты шпатлевкой не промазывать, но покрыть наружную поверхность винтов после окончательной затяжки эпоксидной груншпатлевкой;

соедините вывод катушек возбуждения с контактным выводом реле перемычкой.

При обнаружении наружным осмотром признаков разноса якоря

(выступание обмотки из пазов или увеличение диаметра у лобовых частей якоря) замените его.

Подгоревший коллектор зачистите или проточите. Чистота обработки коллектора при проточке должна обеспечить среднее арифметическое отклонение профиля Ra= 1,25 мкм. Минимальный диаметр коллектора 53 мм. Проточку коллектора можно производить на станке модели 2155.

Проверьте индикатором биение поверхности железа якоря и коллектора относительно крайних шеек вала. Проверку целесообразно производить на призмах, а не в центрах.

В этом случае будет получен более точный результат. Биение железа якоря не должно превышать 0,25 мм, а биение коллектора — 0,05 мм. Если биение вызвано погнутым валом, то выправьте его на ручном прессе. В других случаях повышенное биение коллектора устраните проточкой.

Наличие короткого замыкания на массу проверяйте мегомметром или при подаче напряжения от сети 220 В через контрольную лампу. В этом случае подайте напряжение на любую пластину коллектора и поверхность железа якоря. При наличии короткого замыкания лампа загорается. При проверке мегомметром он должен показывать сопротивление не менее 10 кОм.

На межвитковое короткое замыкание стартер можно проверять на стендах модели ППЯ 533.Э202 и аналогичных.

Нарушение соединения концов секций обмотки с коллекторными

пластинами устраните пайкой. При этом необходимо следить за отсутствием токопроводящих мостиков припоя между коллекторными пластинами.

Возможные неисправности стартера, их причины и способы устранения приведены в табл. 30.

Таблица 30

При включении стартер не работает (при его включении свет фар не слабеет)

Коленчатый вал двигателя не поворачивается стартером (тяговое реле срабатывает)

После пуска двигателя якорь продолжает вращаться

При включении стартера тяговое реле не срабатывает (тяговое реле срабатывает)

Якорь стартера вращается, но не проворачивает коленчатый вал

При включении стартера слышны повторяющиеся щелчки тягового реле и удары шестерни привода о венец маховика

При включении стартера слышен шум (скрежет) шестерни привода

Шестерня привода систематически не входит в зацепление с венцом маховика при нормальной работе реле

содержание .. 28 29 30 31 ..

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
6 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности