Камаз -5320, -53212, -5410, -54112, -5511, -55102. Генератор: ТО и Ремонт (1988 год)

Камаз -5320, -53212, -5410, -54112, -5511, -55102. Генератор: ТО и Ремонт (1988 год)

Техническое описание



На автомобилях КамАЗ установлен трехфазный синхронный генератор переменного тока Г272 с независимым электромагнитным возбуждением и встроенным в крышку со стороны контактных колец кремниевым выпрямительным блоком.

Генератор (рис. 258) смонтирован в верхней передней части двигателя и двумя лапа ми крепится к кронштейну, а третьей лапой — к натяжной планке. Генератор приводится во вращение двумя клиновыми ремнями. Передаточное отношение шкивов 2,41.

С 1980 г на автомобилях КамАЗ всех моделей устанавливается генераторная установка Г273А* (рис. 259), состоящая из трехфазного синхронного генератора с прямоточной вентиляцией и встроенных в генератор выпрямительного блока и интегрального регулятора напряжения.



* С 1 июля 1985 г. устанавливается генератор Г273В, имеющий дополнительно штекерный вывод с фазы генератора. В остальном конструкция идентична с Г273А.



Встроенный в щеткодержатель генератора малогабаритный регулятор напряжения Я120М представляет собой схему в интегральном исполнении, ремонту не подлежит.

Ниже приводится техническая характеристика генератора:

Рис. 258. Генератор:
1—шкив; 2—вентилятор; 3—крышка со стороны привода; 4—статор; 5 — ротор; 6—вал блок выпрямительный; 8—-крышка со стороны контактных колец; 9—кольцо контактное; подшипника; 11—щеткодержатель Рис. 259. Генераторная установка Г273А:
а—устройство генераторной установки; б—вид сзади на регулятор напряжения; в—электрическая схема; 1—подпиточное сопротивление; 2— регулятор напряжения Я120М; 3—переключатель посезонной регулировки; 4—сопротивление посезонной регулировки Предупреждении!

1. Перед снятием генератора с двигателя и его установкой отключите аккумуляторные батареи, так как клемма «+» генератора находится под напряжением.

2. Во избежание отказа выпрямительного блока и регулятора напряжения:

не пускайте двигатель при отключенном плюсовом проводе генератора;

не отключайте при работающем двигателе аккумуляторные батареи;

не приводите во вращение генератор без подсоединения регулятора напряжения (для генератора Г272);

не заряжайте аккумуляторные батареи от внешнего источника без предварительного отключения их от бортовой сети автомобиля;

не проверяйте работоспособность генератора замыканием плюсовых выводов на корпус автомобиля. Проверять генератор можно только с помощью вольтметра и амперметра;

не проверяйте генераторную установку путем замыкания клемм « + ». «В», «0»

перемычками на массу и между собой (для Г273А);

не соединяйте клемму «Щ» щеткодержателя, доступ к которой открыт через окно в кожухе щеткодержателя, с клеммами «+» генератора и «В» щеткодержателя. Это ведет к выходу из строя регулятора (для Г273А);

не проверяйте цепи зарядного тока мегомметром или лампой, питаемой напряжением более 36 В. Если такая проверка необходима, то предварительно отсоедините провода от генераторной установки;

не проверяйте выпрямительный блок от источника постоянного тока напряжением более 24 В, от источника переменного тока, а также без контрольной лампы, включенной последовательно с выпрямительным блоком.

3. Прочность изоляции статора (повышенным напряжением) проверяйте только иа стенде и обязательно с отсоединением от выпрямителя выводами фазных обмоток.

4. При мойке двигателя защищайте генераторную установку от попадания воды.

Техническое обслуживание

При ТО-2:

очистите от пыли и грязи наружные поверхности;

проверьте и при необходимости отрегулируйте натяжение приводных ремней генератора. При нормальном натяжении ремней стрела прогиба должна быть в пределах 15—22 мм при нажатии на середину наибольшей ветви с усилием 4 кгс. Натяжение ремней рекомендуется проверять пружинным динамометром. Повышенное натяжение ремня приводит к увеличению нагрузки на подшипники генератора и преждевременному отказу их в работе. При СТО (осенью), сняв генератор с двигателя, проверьте состояние щеточного узла, продуйте сжатым воздухом выпрямительный блок, проверьте надежность крепления шкива на валу генератора, при ослаблении подтяните.

Для проверки состояния щеточно-коллекторного узла отверните два болта крепления щеткодержателя в крышке, снимите щеткодержатель и убедитесь, что щетки свободно перемещаются в направляющих. Если щетка заедает в щеткодержателе, протрите ее и стенки направляющего отверстия ветошью, смоченной бензином. Снимите щетки, осмотрите и замерьте их высоту. Высота щетки должна быть не менее 7 мм для Г272 и 8 мм для Г273А. При необходимости щетки замените. Рас-комплектация щеток не допускается.

Причиной повышенного износа щеток может быть неудовлетворительное состояние или загрязнение поверхности контактных колец, а также чрезмерно большое усилие щеточных пружин.

Через отверстие в крышке, в котором находится щеткодержатель, хорошо видны контактные кольца. Осмотрите состояние контактных колец и при необходимости протрите ветошью, смоченной бензином. Если после этого будут обнаружены пригары или загрязнения, то зачистите кольца полоской стеклянной шкурки С100, прижимая ее к кольцам через отверстие в крышке для щеткодержателя и проворачивая ротор генератора.

Проточите контактные кольца в случае, если не удаляются пригары, кольца имеют неровную поверхность или их износ превышает 0,5 мм по диаметру. Минимально допустимый диаметр проточки контактных колец 29,3 мм.

Перед снятием крышки со стороны контактных колец снимите щетки вместе со щеткодержателем во избежание поломок щеток.

Посезонная регулировка напряжения генератора Г273А проводится следующим образом:

если наружная температура установилась устойчиво на уровне О °С и выше, ППР (переключатель посезонной регулировки) должен находиться в положении «Л» («лето») — левое крайнее положение контактного винта ППР (винт отвернут);

если наружная температура установилась устойчиво на уровне 0 °С и ниже, ППР должен находиться в положении «3» («зима»)— правое крайнее положение винта ППР (винт завернут).

Уровень регулируемого напряжения генератора в положении ППР «лето» при токе нагрузки 20 А, частоте вращения 3500±200 об/мин, температуре окружающей среды 25±10°С и включенной аккумуляторной батарее должен находиться в пределах 27—28 В, а в положении ППР «зима»— на 1,5—3 В выше.

Ремонт
Для снятия генератора отключите массу аккумуляторных батарей поднимите кабину и отсоедините выводы «+», «В» и «—», а также штекерную колодку регулятора РР356 (для Г272).

Для установки генератора на кронштейне вставьте палец генератора в разрезную опору, а шпильку кронштейна — в отверстие передней крышки генератора. Наденьте пружинную шайбу и наверните от руки гайку на шпильку. Установите приводные ремни на шкив генератора, обеспечив совпадение осей ручьев шкива генератора и шкива двигателя в пределах ±1 мм. Совпадение осей обеспечьте перемещением генератора. Наденьте пружинную шайбу на болт крепления генератора к натяжной планке, совместите отверстия планки и крышки генератора и вверните болт, установив требуемое натяжение приводных ремней перемещением генератора.

Затяните болт крепления генератора к планке, заверните гайку крепления генератора к шпильке кронштейна и затяните стяжной

болт разрезной опоры генератора. Для исключения поломки кронштейнов генератора соблюдайте изложенный порядок затяжки крепежных соединений.

Присоедините выводы «—», « + », «Ш» для генератора Г272 и клеммы «—», «+» и «В» на генераторной установке Г273А.

При замене генератора Г272 с регулятором напряжения РР356 на генераторную установку Г273А необходимо отсоединить от колодки регулятора коричневый и желтый провода, соединить их и заизолировать.



От колодки генератора Г272 отсоедините коричневый провод и заизолируйте его, отсоедините желтый провод, замените штекер на наконечник и наконечник желтого провода подсоедините к клемме «В» генераторной установки Г273А. Отсоединенный красный провод от клеммы «+» генератора Г272 подсоедините к клемме « + » генераторной установки Г273А. Соедините массу (см. рис. 252).

При ремонте генератора устранять неисправности рекомендуется заменой поврежденных деталей и узлов, причем для этого не всегда необходимо полностью разбирать генератор. Допускается ремонт отдельных деталей.

Рис. 260. Съемник Для разборки генератора выполните следующие операции:

выверните болты крепления щеткодержателя к крышке и снимите щеткодержатель (у генератора установки Г273А щеткодержатель снимается в сборе с регулятором напряжения) ;

выверните винты крепления крышки шарикоподшипника и стяжные винты крепления крышки генератора;

снимите крышку со стороны контактных колец вместе со статором;

отсоедините фазные выводы обмотки статора от выводов выпрямительного блока и отделите статор;

отверните гайку крепления шкива, предварительно закрепив ротор за один из полюсов или придерживая его гаечным ключом, и снимите шкив;

снимите вентилятор, удалите из канавки сегментную шпонку шкива

и снимите упорную втулку;

крышку со стороны привода снимите вместе с шарикоподшипником вала ротора с помощью специального съемника (рис. 260), используя для этой цели резьбовые отверстия в крышке;

снимите с вала шариковый подшипник;

с крышки со стороны контактных колец снимите выпрямительный блок.

После разборки тщательно очистите от грязи детали и узлы генератора, затем обезжирьте, промойте и высушите металлические детали и узлы, кроме подшипников и узлов, содержащих обмотки, изоляционные детали и полупроводниковые приборы. Остальные детали и узлы протрите ветошью и также обезжирьте. Осмотрите и замените детали, имеющие механические повреждения. Не допускаются на шкиве трещины, проходящие через отверстие, износ отверстия более 17,02 мм и сколы кромок шкива более 2 мм.

Проверьте износ канавки шкива под ремень. Шкив допускается к установке, если при установке в канавку контрольных роликов диаметром 14 мм диаметр, замеренный по роликам, составляет не менее 83,5 мм (см. рис. 258).






Прогнутость лопастей вентилятора устраните правкой и рихтовкой.

При износе или овальности отверстия в кронштейне крепления крышки со стороны контактных колец и крышки со стороны привода более

10,3 мм рассверлите отверстие.

Изношенное посадочное отверстие под подшипник в крышке со стороны контактных колец до диаметра более 35,02 мм, а в крышке со стороны привода более 47,05 мм обработайте до размеров 38,0—38,05 и 50,00—50,05 мм соответственно и затем запрессуйте ремонтное кольцо с сохранением в нем прежнего посадочного размера под подшипник.

При сборке генератора для обеспечения соосности отверстий крепления генератора на двигателе перед сборкой вставьте в них плотно входящий стержень.



Закрепив стяжные болты, удалите стержень.

После сборки проверьте от руки легкость вращения вала и техническое состояние генератора.

Исправность обмотки ротора проверяйте тестером (омметром), при этом следите за надежностью контакта наконечников измерительных проводов прибора с контактными кольцами ротора. Сопротивление должно соответствовать значению, указанному в технической характеристике генератора, если обмотка не имеет короткозамкнутых витков. Если в обмотке имеется обрыв, то стрелка омметра не отклоняется. Исправность обмотки и надежность прилегания щеток к контактным кольцам можно проверить на стенде, не разбирая генератор (рис. 261). При напряжении источника питания постоянного тока 28 В, подсоединенного к штекерам обмотки, потребляемый ток не должен превышать значения, указанного в технической характеристике генератора. Если в обмотке имеется обрыв, то стрелка амперметра не отклонится.

Рис. 261. Схема соединений при проверке технического состояния генератора Замыкание обмотки возбуждения на массу определяйте контрольной лампой или вольтметром под напряжением 220—250 В. Если в течение 1 мин тока не будет, то изоляция обмотки исправна.

Если в обмотке возбуждения обнаружен обрыв, осмотрите места пайки концов обмотки к контактным кольцам и в случае распайки восстановите нарушение соединения. Если место обрыва находится внутри обмотки или обнаружено межвитковое замыкание или замыкание обмотки на массу, замените ротор.

Обмотку статора проверяйте отдельно после разборки генератора с отсоединенными от выпрямительного блока выводами обмотки.

Для определения обрыва в фазной обмотке статора поочередно присоединяйте по две фазы обмотки к тестеру (омметру) или через контрольную лампу к источнику тока напряжением 12—30 В. В случае обрыва какой-либо из обмоток при соединении ее с выводами двух других стрелка тестера (омметра) не отклонится, а контрольная лампа не будет гореть. При исправной обмотке фазы показания омметра должны соответствовать значениям, указанным в технической характеристике.

Межвитковое замыкание обмотки статора проверяйте портативным дефектоскопом модели ПДО-1.

Замыкание обмотки статора на массу вследствие механического или теплового повреждения изоляции обмотки или выводов проверяйте контрольной лампой под напряжением 220—550 В. При этом один проводник подключается к сердечнику статора, а другой — к одному из выводов обмотки. Если лампа не загорается, замыкание отсутствует.

Проверьте состояние изоляции проводов обмотки. Изоляция не должна иметь следов перегрева.

В случае обрыва фазного вывода от наконечника отмотайте один-два витка обмотки, установите изоляционную трубу и опрессуйте или припаяйте наконечник.

Причиной отказов в работе генераторной установки могут быть неисправности генератора или регулятора напряжения, либо же нарушения электрического контакта в цепи системы электроснабжения. Поэтому, прежде чем приступить к проверке, убедитесь в надежности электрического контакта проводов на клеммах генератора и регулятора напряжения, в соединительных колодках между пучками проводов и в исправности реле отключения обмотки возбуждения генераторов. Проверьте с помощью контрольной лампы наличие тока в цепи возбуждения.

Техническое состояние генератора проверяйте на стенде (см. рис. 261), позволяющем измерять число оборотов ротора генератора, токовую нагрузку и проводить измерения напряжения, тока и оборотов ротора генератора. Обмотки возбуждения запитывайте от источника постоянного тока. Напряжение питания 28 В.

Измерительные приборы должны подбираться так, чтобы значения измеряемых параметров находились в пределах 30—95% шкалы. Прибор для измерения величины тока должен иметь класс точности не ниже 1,5, а напряжение— 1.

Возможные неисправности генератора, их причины и способы устранения приведены в табл. 29.

Амперметр показывает разрядный ток при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя

Чрезмерно большой силы зарядный ток

Колебание тока нагрузки

Повышенный шум при работе генератора

Чрезмерно быстрый износ щеток генератора



содержание .. 27 28 29 30 ..

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
5 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности