Колёсное шасси МАЗ-543. Регулировка и уход за электрооборудованием (1973 год)

Колёсное шасси МАЗ-543. Регулировка и уход за электрооборудованием (1973 год)

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ


ПРОВЕРКА УРОВНЯ ЭЛЕКТРОЛИТА В АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЯХ


Уровень электролита в аккумуляторных батареях проверять один раз в 10—15 дней, а в жаркое время года и при интенсивной эксплуатации — через каждые 5—6 дней.

Уровень электролита (рис. 147) проверяют стеклянной трубкой с делениями. Трубку погружают вертикально в заливное отверстие аккумулятора до упора ее конца в предохранительный щиток. Затем, закрыв пальцем верхний конец трубки, вынуть ее из отверстия, сохраняя вертикальное положение. Уровень электролита в трубке соответствует уровню электролита над предохранительным щитком в аккумуляторе. Уровень электролита должен быть на 8— 10 мм выше предохранительного щитка (верхней кромки .пластин).
Если уровень электролита ниже, доливать в аккумуляторы дистиллированную воду. Электролит следует доливать только в том случае, когда точно известно, что он был пролит.

Для замера уровня и плотности электролита в аккумуляторах батареи, расположенной под кожухом реле-регулятора, предварительно снять кожух, отвернув болты его крепления, выполнить необходимые замеры и установить кожух на место.

ПРОВЕРКА СТЕПЕНИ ЗАРАЖЕННОСТИ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ И ПЛОТНОСТИ ЭЛЕКТРОЛИТА

Степень заряженности аккумуляторных батарей определять по плотности электролита в том из аккумуляторов батареи, в котором плотность будет наименьшая

Плотность (концентрация) электролита проверяется с помощью кислотомера, состоящего из ареометра 3 (рис. 148), помещенного в стеклянную колбу 2 с резиновой грушей 1.

Для определения плотности электролита вывернуть пробки из заливных отверстий аккумуляторов. Затем, сжав рукой резиновую грушу кислотомера, ввести его трубку в заливное отверстие аккумулятора так, чтобы она уперлась в предохранительный щиток, и отпустить грушу. Как только ареометр всплывет в результате заполнения кислотомера электролитом, вынуть кислотомер и по шкале ареометра определить плотность электролита.

Результаты измерений сравнить с данными, приведенными ниже.

Рис 147. Измерение уровня электролита

Рис. 148. Измерение плотности электролита:





При приведении плотности электролита, замеренной ареометром, к нормальной (15° С) надо вносить поправку 0,0007 на каждый градус отклонения фактической температуры электролита от нормальной. При температуре электролита выше нормальной вычисленная таким образом поправка прибавляется к показанию ареометра; при температуре электролита ниже нормальной — вычитается.

Необходимо помнить, что эксплуатация разряженной батареи в зимнее время может привести к замерзанию электролита и выходу батареи из строя.

Приближенно степень заряженности установленных на шасси аккумуляторных батарей может быть определена по падению напряжения при включенном стартере.

Проверять следует по вольтамперметру при пуске двигателя стартером, нажимая на кнопку, расположенную на вольтамперметре. Если при этом наблюдается падение напряжения ниже 17 в. подзарядить аккумуляторные батареи.

Данным способом следует пользоваться при температурах окружающего воздуха выше —5° С.

Кроме того, степень заряженности аккумуляторов может быть замерена нагрузочной вилкой (рис. 149). Показания вольтметра нагрузочной вилки в значительной степени зависят как от надежности контактов в самой вилке, так и от силы нажатия на рукоятку нагрузочной вилки. Поэтому при замерах следует сильно нажимать па рукоятку нагрузочной вилки. Напряжение полностью заряженного аккумулятора должно быть не менее 1,8 в и оставаться постоянным в течение 5 сек.

Нагрузочной вилкой можно пользоваться не раньше чем через 2—3 ч после отключения батареи.

Для исправной работы аккумуляторной батареи и отдачи ею полной емкости необходимо постоянно поддерживать батарею в заряженном состоянии. При нормальной эксплуатации независимо от
степени разряженности батарею следует ежемесячно заряжать на зарядной станции.

После зарядки протереть поверхность батареи ветошыо, слегка смоченной в 10% растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды. После этого поверхность мастики и кромки ящиков промыть водой и насухо протереть чистой ветошью. Выводные зажимы батарей после присоединения к ним наконечников проводов смазать тонким слоем технического вазелина.

Через каждые шесть месяцев подвергать батареи контрольнотренировочному циклу независимо от того, находятся они в эксплуатации или на хранении. Для осуществления возможности подзарядки аккумуляторных батарей от постороннего источника тока без их съема на шасси предусмотрен специальный штепсельный разъем, а также розетка внешнего пуска.

Отправлять батарею на зарядную станцию для зарядки следует также и в случае обнаружения разрядки батареи более чем на 50% летом и на 25% зимой.


Рис. 149. Измерение напряжения нагрузочной вилкой:
1 — вольтметр; 2 — вилка





Не допускается эксплуатация батареи с разницей в плотности электролита между отдельными аккумуляторами батареи свыше

0,01 в и в напряжении (без нагрузки) более 0,1 в.

Батареи, у которых появились трещины на мастике, исправить путем оплавления мастики нагретой металлической лопаткой или другим способом без применения открытого пламени. Плавить мастику следует до постановки батареи на зарядку.

Категорически запрещается соединять между собой зажимы батарей для испытания на «искру».

По окончании работ и при ремонте электрооборудования обязательно выключить контактор «массы».
ПРОВЕРКА СОСТОЯНИЯ КОЛЛЕКТОРА И ЩЕТОК ГЕНЕРАТОРА

Для проверки коллектора генератора необходимо выполнить, следующие операции:

1. Выключить контактор «массы».

2. Поднять правую кабину.

3. Снять кардан привода компрессора.

4. Отсоединить провода и снять защитные щитки генератора.

5. Снять генератор.

6. Проверить состояние коллектора и щеток.

При нормальной работе генератора рабочая поверхность коллектора должна быть слегка темного цвета, но без следов нагара. Если на коллекторе будет обнаружен нагар, протереть коллектор чистой ветошью, слегка смоченной в бензине или спирте. Если нагар не снимается, зачистить коллектор мелкой шлифовальной шкуркой. Щетки генератора не должны иметь трещин, сколов и других повреждений.

При замене щетки запилить на ней углубление по диаметру коллектора и притереть ее по коллектору, обернув последний шлифовальной шкуркой на бумажной основе. После ремонта продуть генератор сухим сжатым воздухом для удаления скопившейся в нем пыли и грязи.

7. Установить генератор на место в последовательности, обратной указанной в пп. 1—4. ПРОВЕРКА УСТАНОВКИ СТАРТЕРА

При правильной установке стартера на кронштейне (ложе) имеющийся в кронштейне штифт должен войти в канавку (паз) корпуса стартера для предохранения стартера от проворачивания во время пуска двигателя. Закрепляют стартер стяжными лентами.

В осевом направлении стартер должен быть установлен так, чтобы шестерня привода (в исходном положении) не доходила до венца маховика двигателя на 3,0—4,5 мм. При проверке зазора снять сапун на кожухе маховика. Если зазор не соответствует указанному, ослабить винты стяжных лент, установить необходимый зазор, после чего затянуть винты стяжных лент и установить сапун. Боковой зазор между зубьями шестерен стартера и венцом маховика двигателя должен быть 0,5—1,45 мм.

Этот зазор обеспечивается технологически заводом — изготовителем двигателей; проверке при проведении технического обслуживания он не подлежит.

Однако в случае необходимости боковой зазор может быть проверен одним из двух нижеуказанных способов.

Для проверки зазора следует:

— выключить контактор «массы»;

— поднять правую кабину;

— спять сапун на кожухе маховика;

- ввести шестерню стартера в зацепление с венцом маховика через лючок на кожухе маховика с помощью отвертки;

— через лючок на кожухе маховика ввести между зубьями последовательно стальную пластину толщиной 0,5 мм, а затем .пластину толщиной 1,45 мм.

Одна пластина должна свободно проходить между зубьями; другая пластина между зубьями проходить не должна.

Используемые пластины должны быть Г-образно изогнуты и иметь длинное плечо около 150 мм и короткое плечо, вводимое в проверяемый зазор, около 35 мм

ширина пластин 6 мм.

Отличие второго способа от вышеуказанного состоит лишь в том, что в зазор между зубьями помещают свинцовую пластину толщиной 1 мм, шириной 20 мм и длиной 200—250 мм и обжимают ее путем незначительного проворачивания маховика двигателя с помощью воротка гидравлического домкрата.

Для извлечения пластины маховик следует провернуть в обратную сторону.

Удвоенная толщина пластины будет соответствовать величине проверяемого зазора.

Примечание. При установке на двигатель стартеров, бывших в ремонте, проверка бокового зазора обязательна.




ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ СТАРТЕРА

РЕГУЛИРОВКА СВЕТА ОСНОВНЫХ ФАР


Для регулировки света основных фар необходимо;

1. Установить нагруженное шасси на горизонтальной площадке перпендикулярно экрану на расстоянии 5 м от экрана.

На экране согласно рис. 150 должны быть нанесены четкие горизонтальные и вертикальные линии. Горизонтальная линия должна быть нанесена на расстоянии 1530 мм от уровня пола; три вертикальные линии — перпендикулярно горизонтальной на расстоянии 1365 мм одна от другой; при этом средняя из вертикальных линий должна проходить в вертикальной плоскости оси шасси.

2. Установить крышки светомаскировочных насадок фар в нижнее положение.

3. Включить свет и, переключая его ножным переключателем, убедиться в том, что в обеих фарах одновременно накаливаются нити дальнего или ближнего света.

4. Включить дальний свет и закрыть левую фару светонепроницаемой тканью.

5. Снять защитный ободок правой фары.

6. Вращая регулировочные винты, отрегулировать положение фары так, чтобы самая яркая точка светового пятна лежала на правой вертикальной линии экрана, а тень от козырька проходила на уровне горизонтальной линии экрана.

7. Поставить на место защитный ободок правой фары.

8. Снять светонепроницаемую ткань с левой фары и закрыть ею правую фару.

9. Снять защитный ободок левой фары.

Рис. 150. Регулировка света основных фар

10. Вращая регулировочные винты, отрегулировать положение фары так, чтобы самая яркая точка светового пятна лежала на левой вертикальной линии экрана, а тень от козырька проходила на уровне горизонтальной линии экрана.

11. Поставить на место защитный ободок левой фары.

12. Снять светонепроницаемую ткань с правой фары и проверить размещение световых пятен на экране. Верхние края обоих световых пятен должны находиться на одной линии.

13. Поднять защитные крышки светомаскировочных насадок фар в верхнее положение.

На этом регулировка света основных фар считается законченной.

Примечание. При регулировке света основных фар без светомаскировочных насадок положение фар устанавливается таким, чтобы центры световых пятен находились на пересечении горизонтальном и вертикальной линий. Все остальные операции по регулировке и размеры на экране аналогичны.




РЕГУЛИРОВКА СВЕТА ПРОТИВОТУМАННЫХ ФАР



При регулировке света противотуманных фар установка шасси на площадке остается такой же, как и при регулировке света основных фар.

Для регулировки света противотуманных фар необходимо:

1. Снять защитные решетки фар.

2. Отпустить гайки крепления фар.

3. Включить противотуманные фары и установить поочередно центры световых пятен согласно рис. 151; при регулировке поочередно закрывать левую и правую фары светонепроницаемой тканью.

4. Зафиксировать данное положение фар путем затяжки крепежных винтов.

5. Поставить на место защитные решетки.

Рис. 151. Регулировка света противотуманных фар

ЗАМЕНА ЛАМП ФАР


Одним из основных узлов в приборах освещения является оптический элемент фар. Разбирать фары можно только в случаях крайней необходимости, так как частые разборки ее приводят к повреждениям деталей и преждевременному выходу оптического элемента из строя. В случае попадания пыли внутрь оптического

элемента снять его и, не разбирая, промыть чистой водой, а затем тщательно просушить на воздухе в чистом помещении. Заменяя неисправную лампу в фаре, надо следить, чтобы при этом внутрь оптического элемента не попала пыль. Для замены лампы в фаре следует снять защитный ободок; вытянуть оптический элемент; снять карболитовый патрон; отвернуть пластмассовый держатель 2 (рис. 152) кожуха; снять пластмассовый кожух 3 с контактами (прокладку 1 вынимать из посадочного места не рекомендуется); вынуть из оптического элемента лампу 4; убедиться в наличии в гнезде между металлическими втулками 5 и 6 резиновой прокладки 1 и в отсутствии на прокладке посторонних предметов; вставить кожух 3 с контактами; завернуть держатель 2 кожуха с усилием, достаточным для обеспечения заданной герметичности оптического элемента. Собрать фару в последовательности,, обратной разборке.

Рис. 152. Оптический элемент фары
1 — прокладка; 2 — держатель кожуха; 3 кожух; 4 — лампа; 5 и 6 — втулки





УХОД ЗА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫМИ ПРИБОРАМИ



При эксплуатации шасси необходимо проверять состояние приборов, а именно:

— чистоту и исправность приборов, состояние соединительных электропроводов, надежность крепления их наконечников на клеммах;

— крепление и состояние приборов в кабинах, на щитках приборов; при необходимости шкалы приборов протереть чистой ветошью;

— крепление датчиков;

— герметичность всех соединений датчиков давления и температуры;

— надежность затяжки накидных гаек штепсельных разъемов датчиков и указателей;

— надежность крепления электропроводов у всех датчиков и указателей.

При мойке шасси категорически запрещается направлять прямую струю воды на датчики приборов.

ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ ПЕРЕГОВОРНОГО УСТРОЙСТВА

УХОД ЗА ЭЛЕКТРОПРОВОДАМИ
Самым уязвимым элементом системы электрооборудования, наиболее часто подвергающимся повреждениям при эксплуатации шасси, является электропроводка. Механическое повреждение или короткое замыкание одного или нескольких проводов выводит из строя работу всей системы электрооборудования. Поскольку провода в основном собраны в пучки, ремонт вышедшей из строя электропроводки весьма затруднителен. Для содержания электропроводов в исправности необходимо:

1. Не допускать механических повреждений электропроводов при обслуживании шасси.

2. Предохранять от разрывов защитные металлорукава. В случае разрыва металлорукава необходимо соединить концы металлорукава и место разрыва плотно обмотать липкой полихлорвиниловой лентой.

3. При обнаружении повреждения изоляции электропровода место повреждения тщательно изолировать липкой полихлорвиниловой лентой. РЕКОМЕНДАЦИИ О ПОРЯДКЕ НАХОЖДЕНИЯ НЕИСПРАВНОСТЕЙ В СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ
Неисправность в электрической цепи какого-либо потребителя тока вызывает отказ его в работе.

Мелкие неисправности в системе электрооборудования устраняются водителем. Неисправности опломбированных и сложных приборов (реле-регулятора, переговорного устройства, приборов, электродвигателей и т. п.) устраняются в электромастерской.

Чтобы найти неисправность, нужно хорошо знать работу всей системы электрооборудования, ее схему и разобраться в основных электрических цепях как на схеме, так и в системе электрооборудования шасси.



Основными электрическими цепями являются зарядная цепь, цепь стартера, цепи приборов и освещения, цепь электроприборов подогревателя, цепь блокировки гидротрансформатора и цепь включения раздаточной коробки, цепь аппаратов переговорного устройства.

Прежде чем отыскать неисправность, нужно по внешним признакам определить, в какой цепи она возникла. При определении неисправности придерживаться определенной последовательности. Отыскание неисправности следует начинать с проверки соответст- • вующего предохранителя. Кроме того, нужно проверить исправность цепи, включая параллельно работающие потребители, это сократит время отыскания неисправности.

Например, не работает электродвигатель маслозакачивающего насоса. Включая указатели поворота, можно проверить, исправен ли предохранитель. Если указатели поворота работают, то, следовательно, неисправны электродвигатель или проводка к нему.

Если указатели поворота не работают, то, включив какой-либо потребитель тока, например центральный переключатель света, можно убедиться, есть ли напряжение на щитке приборов и т. д.

Следует помнить, что неисправности в системе электрооборудования могут привести к задержке своевременного выезда шасси в целом.
ЗАМЕНА ФИЛЬТРА-ПОГЛОТИТЕЛЯ ФИЛЬТРОВЕНТИЛЯЦИОННОЙ УСТАНОВКИ

Фильтр-поглотитель заменяется в следующих случаях:

— при появлении в процессе эксплуатации вмятины глубиной до 8 мм или пробоины;

— при появлении угольной пыли за фильтром;

— при спецобработке шасси;

— при появлении вредных веществ внутри кабин при наличии в них необходимого подпора;

— после пробега шасси 19 000 км (независимо от 'Пробега, указанного в инструкции по эксплуатации фильтра).

Для замены фильтра необходимо:

— снять переднюю левую боковую панель кожуха;

— отвернуть болты крепления патрубка и коллектора;

— расшплинтовать защелку хомутов крепления фильтра и развернуть их;

— снять фильтр;

спять с нового фильтра заглушки на входе и выходе воздуха;

установить и закрепить новый фильтр в последовательности, обратной демонтажу, обеспечив зазор между фильтром и электромагнитом 42—45 мм.

При монтаже фильтра обращать внимание на надежное присоединение к нему патрубков и крепление его на кронштейне.

Запрещается хранить фильтры с открытыми отверстиями на входе и выходе воздуха.

содержание .. 34 35 36 37 ..

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
9 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности