Колёсное шасси МАЗ-543. Регулировка и уход за колёсами и шинами (1973 год)

Колёсное шасси МАЗ-543. Регулировка и уход за колёсами и шинами (1973 год)

УХОД ЗА КОЛЕСАМИ И ШИНАМИ


Колеса и шины требуют регулярного ухода. Следует помнить, что своевременная проверка и регулировка схождения управляемых колес, технического состояния рулевого управления и тормозной системы обеспечивает повышение срока работоспособности шин.

Срок службы шин и безопасность движения в большой степени зависят от правильной эксплуатации шин, их хранения и своевременного ремонта. С этой целью следует:

— своевременно осматривать шины и удалять посторонние предметы, застрявшие в них;

— предохранять шины от попадания на них масла и топлива, и в случае попадания их следует протереть досуха;

— соблюдать правила вождения, избегать резкого торможения и буксования колес;

— систематически контролировать внутреннее давление в шинах с помощью ручною манометра (нормальное внутреннее давление в шине 3,3—3,7 кгс/см2);

— строго соблюдать правила эксплуатации шин при пониженном внутреннем давлении в шинах, изложенные в подразделе «Движение шасси при преодолении различных дорожных препятствии» Инструкции по эксплуатации;

— не допускать стоянки шасси на спущенных шинах.

При эксплуатации шин руководствоваться Инструкцией по эксплуатации и хранению автомобильных шин в Вооруженных Силах, Воениздат, 1972 г.

В процессе эксплуатации переставлять шины не рекомендуется.

Объем работ по уходу за колесами и их креплением приведен в разделе «Техническое обслуживание шасси» Инструкции по эксплуатации. Вместе с тем для обеспечения надежного крепления гаек и болтов крепления половин обода дополнительно к работам, перечисленным в упомянутом разделе, необходимо:

— при каждой установке колеса на ступицу независимо от причины его снятия окончательно затягивать гайки шпилек крепления колеса к ступице следует с одновременной подтяжкой гаек болтов крепления половин обода;

— во всех случаях после каждой установки и закрепления колеса на ступице подтягивать гайки крепления половин обода и гайки
крепления этого колеса: первый раз—после пробега 25—50 кмт второй — после пробега 100—150 км.

Гайки крепления колеса и болты крепления половин обода подтягивать поочередным затягиванием каждой диаметрально расположенной гайки на пол-оборота, начиная с гайки, расположенной под углом 90° от вентильного паза.



ЗАМЕНА ШИН


В случае замены шин руководствоваться указаниями подраздела «Демонтаж и монтаж колеса» и дополнительно:

1. На ободья управляемых колес устанавливать шины с маркировкой «У», а на ободья неуправляемых колес устанавливать шины, не имеющие указанной маркировки.

Допускается на неуправляемые колеса устанавливать шины с маркировкой «У».

2. При установке шины на обод совмещать самое тяжелое место шины, обозначенное на ее боковине знаком (кольцевое углубление с внешним диаметром примерно 25 мм), с отверстием в ободе для выхода корпуса вентиля камеры.

3. При использовании запасного колеса необходимо обеспечить выполнение требований п. 1, а также совпадение направления стрелки с надписью «Ведущее колесо», имеющейся на боковине покрышки, с направлением вращения колеса при движении шасси вперед (при необходимости перемонтировать запасное колесо).



ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА СХОЖДЕНИЯ УПРАВЛЯЕМЫХ КОЛЕС

Проверять схождение колес можно на шасси как с нагрузкой, так и без нагрузки специальной линейкой при номинальном давлении воздуха в шинах 3,5 кгс/см2, затянутых гайках крепления колес и на ровной площадке.

При этом колеса шасси должны быть установлены в положение, соответствующее его прямолинейному движению, для чего следует перекатывать шасси на минимальной скорости вперед—назад с целью устранения влияния деформации шин на величину схождения. Необходимость регулировки схождения колес определяется по внешнему виду износа протектора шин.

Регулировать схождение колес необходимо, когда износ протектора правого и левого колес неодинаков или неодинаков износ внутренних и наружных шашек протектора одного колеса.

Разница в высоте шашек протектора шины не должна превышать 6 мм.

Перед проверкой схождения колес проверить крепление рычагов рулевой трапеции, нет ли люфтов в шаровых соединениях тяг, и устранить ослабления.

Рис. 144. Схема регулировки схождения управляемых колес

Для проверки схождения колес необходимо:

1 Установить линейку за осью между боковыми внутренними поверхностями шин на диаметре 1040 мм у краев нижних шашек рисунка протектора на уровне оси колес и замерить расстояние А (рис. 144).

2. Перекатить шасси на 180° оборота колеса, таким Же образом установить линейку перед осью и замерить расстояние В.

3. Схождение колес, или разность размеров А—В, должно быть:

— 8—14 мм для колес первой оси и 5—12 мм для колес второй оси при нагруженном шасси (не менее 80—90% от полной нагрузки);

— 8—14 мм для колес первой и второй осей без нагрузки.

4. Перекатить шасси на четверть оборота колес и вторично определить их схождение, как указано в пп. 1—3.

Для регулировки схождения колес необходимо:

1. Установить колеса двух передних мостов шасси для движения по прямой. При этом наружные поверхности водил колес двух передних мостов — правые и левые соответственно — должны лежать примерно в одной плоскости.

2. Вращая боковые рулевые тяги, имеющие с одной стороны правую, а с другой — левую резьбу, ввертывая или вывертывая их на одинаковое число оборотов из наконечников для каждого моста, установить колеса таким образом, чтобы схождение находилось в пределах, указанных выше.
РЕГУЛИРОВКА КРАНА УПРАВЛЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НАКАЧКИ ШИН

Нейтральное положение крана регулировать следующим образом:

1. Установить рукоятку 1 (рис. 145) привода управления краном в нейтральное положение.

2. Отсоединить вилку 3 тяги золотника от рычага 2.

3. Установить размер А, равный 55 ± 0,5 мм, путем перемещения тяги золотника.
4. Наворачивая или сворачивая вилку, совместить отверстия вилки и рычага и законтрить тягу золотника.

5. Установить на место палец 5 и зашплинтовать его. В случае прохода воздуха из полости А (рис. 86) в полость Б или из полости Б в полость В при нейтральном положении крана отрегулировать уплотнение золотника сжатием манжет 6, увеличив число прокладок 9.



Рис. 145. Установка крана центральной накачки шин

УХОД ЗА системой центральной накачки шин

Отключенное запорным вентилем колесо от системы центральной накачки можно накачать непосредственно от компрессора через кран отбора воздуха. Для этого нужно снять колпачок 1 (рис. 89), подсоединить шланг накачки шин и накачать колесо. По окончании накачки колпачок поставить на место, а кран отбора воздуха закрыть.

При движении шасси по слабым грунтам все колеса должны быть подключены к системе центральной накачки (шинные краны па раме и запорные вентили на ступицах должны быть открыты, манометр в кабине водителя в этом случае показывает давление в системе накачки шин).

При движении шасси но грунтовым дорогам и дорогам с твердым покрытием давление в шинах должно быть поднято до

3,5 кгс/см2. Вентили на ступицах должны быть закрыты, а шинные краны на раме открыты, кран накачки шин должен быть переведен в нейтральное положение. При этом допускается падение давления воздуха по манометру до нуля.

Допускается движение с открытыми запорными вентилями от места преодоления труднопроходимого участка до первой остановки или привала с ограничением скорости движения до 45 км/ч.

При длительном движении шасси на высоких скоростях температура воздуха в шинах повышается, что вызывает увеличение давления в шинах. Поэтому при движении с закрытыми запорными вентилями на ступицах уменьшать давление в шинах не допускается. При движении по слабым грунтам с включенной центральной подкачкой увеличение давления в шинах выше 3,7 кгс/см2 не допускается.

Для снижения давления следует периодически выпускать воздух в атмосферу через кран управления накачки шип.

В случае прокола камеры одного из колес движение можно продолжать, если компрессор обеспечивает компенсацию утечки воздуха из камеры. При этом следует оставить открытым шинный кран поврежденного колеса и закрыть шинные краны остальных колес, поставить рычаг крана управления в положение накачки и убедиться, что поврежденная шина не оседает.

Если компрессор не в состоянии компенсировать утечку воздуха из поврежденной камеры, то поврежденное колесо необходимо заменить запасным. Если запасного колеса нет, допускается движение шасси с вывешенным колесом только второго или третьего моста. Если повреждена камера колеса первого и четвертого мостов, нужно поменять местами поврежденное колесо с любым исправным колесом со второго или третьего моста, при этом после установки поврежденного колеса оно должно быть вывешено.

Перед вывешиванием колеса шлицы торсионных валов следует вывести из зацепления с сопрягаемыми деталями, используя специальный съемник из ЗИП или деревянную выколотку из прочной

древесины. Затем «поднять колесо до упора верхних рычагов подвески в ограничитель колес, завернуть ограничительный болт до упора в верхний рычаг подвески и вновь установить торсионные валы.

Шинный кран на вывешенном (поврежденном) колесе должен быть закрыт, а шинные краны остальных колес оставить открытыми.

Движение с вывешенным колесом допускается на расстояние не более 50 км со скоростью до 15 км/ч.

Неисправность следует устранить при первой же возможности с установкой в первоначальное положение рычажной системы подвески и торсионов вывешенного колеса.

Размер между центрами головок нижнего рычага подвески колеса по вертикали должен быть 136—141 мм.

Стоянка шасси на спущенных шинах не допускается, поэтому при стоянке свыше 6 ч необходимо колеса отключить от системы центральной накачки, закрыв запорные вентили.

При закрытии (заворачивании) запорного вентиля для отключения полости шины от системы центральной накачки нельзя прилагать большого усилия во избежание повреждения резинового уплотнения запорного вентиля.

При включении колеса в систему центральной накачки запорный вентиль отворачивать до упора в стопорный винт.

При открытых запорных вентилях и шинных кранах допускается утечка воздуха из шин при давлении 3,5 кгс/см2 в течение 1 ч на

0,2 кгс/см2.

Манжеты с изношенной рабочей кромкой необходимо заменить. Если на цапфе имеется выработка, необходимо изменить положение головки путем поворота стопорной пробки 3 (рис. 88) на 180°. Перед постановкой головки необходимо смазать маслом МТ-16п уплотнительные кольца 2, заходную фаску и посадочную поверхность ступицы. Головку установить так, чтобы риски на торцах головки и ступицы лежали на одной прямой. Совместить ось разьбового отверстия в головке с осью отверстия в стопорной пробке 3 и завернуть переходник.



УСТАНОВКА ИЛИ ЗАМЕНА ТОРСИОННЫХ ВАЛОВ
В случае значительного «проседания» отдельных торсионных валов в результате появления в них остаточной деформации валы необходимо заменить, так как может появиться осадка шасси, вследствие чего нарушится угол развала управляемых колес и уменьшится зазор между опорным болтом и верхним рычагом подвески.

При установке или замене торсионных валов необходимо:

I. Обеспечить положение рычажной системы подвески, при котором размер между центрами головок нижнего рычага подвески передних и задних колес но вертикали равнялся бы 136—141 мм.





3. Используя съемник торсионного вала, вытащить шлнцевый конец торсионного вала из насадки.

4. Снять заделочный кронштейн, защитную трубу, как указано выше, и вытащить торсионный вал через верхнюю трубу подвески второго моста.

При установке торсионного вала все операции повторить в обратной последовательности.

При замене верхних торсионных валов подвески левого колеса второго моста и правого и левого колес третьего моста предварительно необходимо вытащить верхние торсионные валы первого или четвертого моста, сняв одновременно и их заделочные кронштейны и защитные трубы, как указано выше, после чего:

1. Отогнуть усики стопорных шайб снимаемых торсионных валов, вывернуть болт 1, вынуть шайбы и стопорные планки.

2. Используя съемник торсионного вала, вытащить торсионные валы: торсионный вал второго моста вынуть через трубу рычагов подвески первого моста; торсионный вал третьего моста вынуть через трубу рычагов подвески четвертого моста.

При установке торсионных валов все операции повторить в обратной последовательности.

Примечание. Защитные трубы торсионных валов подвески при установке должны быть прижаты к заделочным кронштейнам и застопорены болтами, которые необходимо зашплинтовать.

РЕГУЛИРОВКА САЛЬНИКА АМОРТИЗАТОРА И ЗАМЕНА АМОРТИЗАТОРНОЙ ЖИДКОСТИ

Для регулировки сальника амортизатора необходимо:

1. Снять амортизатор с шасси, для чего предварительно.

— отвернуть крышки 25 (рис. 90);

— расшплинтовать и отвернуть гайки 9 амортизатора.

2. Расшплинтовать, вывернуть болты крепления защитного кожуха и сдвинуть кожух вниз.

3. Отвернуть гайку 22 (рис. 91) сальника амортизатора.

4. Вынуть одну разрезную регулировочную шайбу 5 сальника и затянуть гайку 22 сальника до отказа.

5. Установить на место защитный кожух 7, завернуть и зашплинтовать болты.

6. Проверить количество жидкости, залитой в амортизатор (полости Л, Б и Б до уровня торца Г должны быть заполнены амортизаторной жидкостью). Порядок работ по проверке количества и доливке амортизаторной жидкости такой же, как и при ее замене (без слива жидкости, находящейся в амортизаторе).

Для замены амортизаторной жидкости необходимо:

1. Снять амортизатор с шасси с помощью приспособления для снятия амортизатора.

2. Ослабить гайку 13 и отвернуть нижнюю головку 11 амортизатора.

3. Снять крышку 14 внутреннего цилиндра.

4. Отжав через отверстия в штоке и поршне обратный клапан 17, вылить отработанную амортизаторную жидкость.

5. Сжать амортизатор до отказа.

6. Отжав через отверстия в штоке и поршне обратный клапан 17, залить в амортизатор около 1150 г жидкости, при этом полости А, Б и В до уровня торца Г должны быть заполнены амортизаторной жидкостью.

7. Поставить на место нижнюю крышку 14 внутреннего цилиндра, долить амортизаторную жидкость до уровня торца наружного цилиндра. При установке крышки 14 и доливке жидкости компенсационные клапаны 10 должны быть открыты.

8. Проверить состояние резинового уплотнительного кольца 12 в нижней головке амортизатора и при необходимости заменить.

9. Завернуть нижнюю головку 11 амортизатора и затянуть гайку 13.

10. Проверить затяжку гайки клина крепления штока к головке амортизатора.

И. Установить амортизатор на шасси, при этом:

— монтажные лыски внутренних колец подшипников должны быть расположены перпендикулярно продольной оси амортизатора;

— положение верхних рычагов должно быть близким к горизонтальному, что соответствует положению шасси, стоящему на колесах. Гайки узлов крепления амортизаторов завернуть до отказа и зашплинтовать. Установить крышки.



содержание .. 32 33 34 35 ..

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
7 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности