Инструкция | Skoda Octavia (Tour). СНЯТИЕ И УСТАНОВКА ДЕТАЛЕЙ ШАТУННО­ПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ ДВИГАТЕЛЯ 1,4 л

РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЯ 1,4 л

Skoda Octavia (Tour). СНЯТИЕ И УСТАНОВКА ДЕТАЛЕЙ ШАТУННО­ПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ ДВИГАТЕЛЯ 1,4 л

1. Снимите двигатель с автомобиля.

2. Снимите головку блока цилиндров (см

«Замена прокладки головки блока цилинд­ров», с. 74).

3. Снимите масляный картер (см. «Замена уплотнения масляного картера», с. 75).

4. Поверните коленчатый вал так, чтобы снимаемый поршень оказался в нижней мерт­вой точке (НМТ).


5. Выверните два болта 11 (рис. 5.7) креп­ления крышки шатуна.

6. Снимите крышку шатуна. Если снятие крышки затруднено, предварительно строньте ее несильными ударами молотка.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Номер цилиндра выбит на боковой поверхнос­ти крышки. Крышки обрабатываются в сборе с шатуном, поэтому они невзаимозаменяемы.

7. Протолкните шатун ручкой молотка внутрь цилиндра и осторожно выньте поршень с ша­туном из цилиндра. Следите затем, чтобы ни­жняя головка шатуна не касалась зеркала ци­линдра, иначе можно повредить зеркало. Ана­логично снимите остальные поршни.

ПРИМЕЧАНИЕ

Если предполагается снять поршень с шатуна, промаркируйте поршень номером цилиндра, чтобы не перепутать поршни при установке.

8. Выньте вкладыши из шатуна и из его крышки. Если вкладыши остались на коленча­том валу, снимите их с вала. Если не предпо­лагается замена вкладышей, при снятии про­маркируйте их на нерабочей поверхности от­носительно шатунов и крышек.

9. При необходимости замены снимите поршневые кольца специальным съемником. Если его нет, снимите кольца с поршня, акку­ратно разведя их замки.


Рис. 5.7. Детали шатунно-поршневой группы: 1,4 - сто­порные кольца; 2 - поршневой палец; 3 - поршень; 5 - верхнее компрессионное кольцо; 6 - нижнее компрес­сионное кольцо; 7 - маслосъемное кольцо; 8 - шатун; 9 - шатунные вкладыши; 10 - крышка шатуна; 11 - болты крепления крышки шатуна


10. Выпрессуйте поршневой палец из верх­ней головки шатуна и снимите поршень с шатуна.

Skoda Octavia (Tour). ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ШАТУННО-ПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ И БЛОКА ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЯ 1,4 л

После разборки тщательно очистите, про­мойте и просушите все детали шатунно-пор­шневой группы и блок цилиндров.

Вам потребуются: переносная лампа, набор плоских щупов, линейка, штанген­циркуль, нутромер, микрометр, шабер.

1. Очистите поршень от нагара. Если на поршне есть задиры, следы прогара, глубокие царапины, трещины, замените поршень. Про­чистите канавки под поршневые кольца. Это удобно делать обломком старого кольца.

2. Прочистите подходящим отрезком про­волоки отверстия для стока масла в поршне, а также масляный канал в шатуне.


3. Проверьте зазоры между маслосъем­ным, компрессионными кольцами и канавка­ми на поршне, предварительно очистив коль­ца от нагара. Номинальный зазор для ком­прессионных колец составляет 0,03-0,07 мм, предельно допустимый -0,1 мм.

4. Наиболее точно зазоры можно опреде­лить замером колец и канавок на поршне. Для этого измерьте микрометром толщину ко­лец в нескольких местах по окружности, затем с помощью набора щупов измерьте ширину канавок также в нескольких местах по окруж­ности. Вычислите средние значения зазоров (разница между толщиной кольца и шириной канавки). Если хотя бы один из зазоров боль­ше предельно допустимого, замените пор­шень с кольцами.

5. Измерьте зазоры в замках колец, вставив кольцо в специальную оправку. При отсутст­вии оправки вставьте кольцо в цилиндр, в ко­тором оно работало (или будет работать, ес­ли кольцо новое), продвиньте поршнем как оправкой кольцо в цилиндр, чтобы оно уста­новилось в цилиндре ровно, без перекосов и измерьте щупом зазор в замке кольца.

Номинальный/предельно допустимый зазор в замке, мм:

0,15-0,28/0,8 - верхнее компрессионное кольцо;

0,30-0,45/0,8 - нижнее компрессионное кольцо;

0,10-0,35/1,0 - маслосъемное кольцо.

6. Если зазор для первого компрессионно­го кольца меньше 0,15 мм, для второго - меньше 0,30 мм, а для маслосъемного кольца меньше 0,10 мм, аккуратно сточите надфилем торцы кольца.


Рис. 5.8. Схема измерения цилиндра


7. Измерьте диаметр цилиндра в двух вза­имно перпендикулярных плоскостях (рис. 5.8) (В - вдоль, А - поперек блока цилиндров) и в трех поясах (на расстоянии 12 мм от верх­ней привалочной поверхности блока цилинд­ра, в средней и нижней частях цилиндра). Для этого необходим специальный измери­тельный прибор - нутромер. Овальность не должна быть больше 0,15 мм, а конусность -

0, 1 мм. Если максимальное значение износа больше 0,15 мм или овальность и конусность превышают указанные значения, снимите двигатель с автомобиля, полностью разбери­те его и замените блок цилиндров.

8.


Проверьте отклонение от плоскостности привалочной поверхности блока цилиндров ДВИГАТЕЛЯ 1,4 л. Приложите штангенциркуль (или линейку) к поверхности:

- в середине блока;

- в продольном и поперечном направлениях;



- по диагоналям плоскости.

В каждом положении определите плоским щупом зазор между линейкой и поверхностью. Это и есть отклонение от плоскостности. Если отклонение больше 0,05 мм, замените блок.

9. При замене деталей шатунно-поршневой группы необходимо подобрать поршни к ци­линдрам по классу и одной группы по массе, а также поршневые пальцы к поршням по


Рис. 5.9. Маркировка поршня: 1 - размерная группа поршня; 2-указатель направления установки поршня



классу и шатуны по массе. Класс поршня на­несен на его верхнюю часть, а класс цилинд­ров - на правую стенку блока цилиндров меж­ду 2-м и 3-м цилиндрами.

10. Поршневые пальцы с трещинами заме­ните. Палецдолжен легко входить в поршень от усилия большого пальца руки. Вставьте палец в поршень. Если при покачивании пальца ощу­щается люфт, замените поршень. При замене поршня подберите к нему палец по классу.

11. Замените сломанные кольца и расши­ритель маслосъемного кольца.

12. Замените шатуны, у которых обнаруже­ны следующие дефекты:

-деформация шатуна;

-задиры и глубокие царапины во втулке верхней головки шатуна;

шатунные вкладыши провернулись в ни­жней головке шатуна.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Крышки шатунов получают методом отрыва от тела шатуна. Шатуны обрабатывают сов­местно с крышками, поэтому разукомплек- товывать их запрещается.


13. Осмотрите вкладыши. Если на их рабо­чей поверхности обнаружены риски, задиры и отслоения антифрикционного слоя, замени­те вкладыши новыми.

14. Измерьте нутромером внутренний диа­метр DB нижней головки шатуна в сборе с крышкой в трех направлениях:

- вдоль шатуна;

- под углом 45° по часовой и против часовой стрелки к предыдущему направлению. Опреде­лите эллипсность нижней головки шатуна, для чего из большего измеренного значения надо вычесть меньшее. Если эллипсность боль­ше 0,05 мм, замените шатун вместе с крышкой.

15. Проверьте с помощью специальной раздавливаемой калибровочной проволоки зазоры между вкладышами шатунных подшип­ников и соответствующими шейками коленча­того вала.


Принцип измерения зазора заключается в раздавливании специальной пластиковой калибровочной проволоки и измерении ши­рины полученного отпечатка.


Для измерения зазора между шейкой вала и вкладышами используется отрезок калиб­ровочной проволоки, длина которого на 2 мм короче, чем ширина вкладыша.

Калибр располагают в осевом направлении на шейке вала...



...и накрывают крышкой с установленным вкладышем. Чтобы калибр не сдвинулся в момент установки крышки, его можно «при­клеить» к шейке вала тонким слоем консис­тентной смазки.


Затягивают гайки крышки установленным моментом. После этого отворачивают гайки и аккуратно снимают крышку с вкладышем.



16. Если специальной калибровочной про­волоки нет, можно воспользоваться механиче­скими измерительными приборами. Для этого измерьте штангенциркулем толщину Т шатун­ных вкладышей.

17.
Измерьте микрометром диаметр DH шатунной шейки коленчатого вала.

Номинальные диаметры шатунных шеек ко­ленчатого вала разбиты на три класса:

- класс 1 (DH = 47,960-47,954 мм);


- класс 2 (DH = 47,954-47,948 мм);

- класс 3 (DH = 47,948-47,942 мм).

18. Рассчитайте зазор z между шатунными вкладышами и шейками коленчатого вала по формуле z = DB - 2Т - DH Номинальный рас­четный зазор составляет 0,018-0,045 мм. Предельно допустимый зазор равен 0,1 мм.

Если фактический расчетный зазор меньше предельно допустимого, можно снова исполь­зовать вкладыши, которые были установлены.

Если зазор больше предельно допустимо­го, нужно заменить вкладыши на этих шейках новыми номинальной толщины, подходящего класса.

На торцовую поверхность шатунных вклады­шей классов 1 и 3 нанесена маркировка, раз­личающаяся по цвету: вкладыши класса 1 маркируют черной краской, класса 3 - зеле­ной. Вкладыши класса 2 не маркируются.

19. Вставьте шатун в поршень, смажьте пор­шневой палец моторным маслом и запрессуйте его в шатун на том же приспособлении, на кото­ром палец выпрессовывали, или с помощью молотка и подходящей оправки, вставленной во внутреннее отверстие пальца. Поршень должен прижиматься бобышкой к верхней головке ша­туна в направлении запрессовки пальца, что позволит ему занять правильное положение. Направление запрессовки должно совпадать с направлением стрелки, нанесенной на верх­нюю часть поршня (рис. 5.9).

20. Установите поршневые кольца на пор­шень.

Устанавливайте компрессионные кольца маркировкой вверх.

21. Сориентируйте кольца, как показано на рис. 5.10. Установите кольца на остальные поршни.

Рис. 5.10. Расположение замков поршневых колец перед установкой поршня в цилиндр: 1 - замок верх­него кольца составного маслосъемного кольца; 2 - замок верхнего компрессионного кольца; 3 - замок нижнего кольца составного маслосъемного кольца; 4 - замок ни­жнего компрессионного кольца и расширителя масло­съемного кольца; 5 - поршневой палец



22. Установите вкладыш в шатун, совместив установочный усик вкладыша с выемкой на шатуне.

23. Смажьте моторным маслом зеркало ци­линдра, поршень, поршневые кольца и шатун­ный вкладыш.

24. Установите на поршень оправку для сжа­тия колец и, вворачивая винт, сожмите кольца.

25. Проверните коленчатый вал так, чтобы его шатунная шейка, на которую монтируют ша- тунно-поршневую группу установилась в ВМТ Установите поршень цилиндра в соответствии с маркировкой номера цилиндра на шатуне.

26. Нажмите (например, ручкой молотка) на поршень и сдвиньте его из оправки в цилиндр до момента установки нижней головки шатуна на шатунную шейку коленчатого вала. Аналогич­но установите поршни в остальные цилиндры.

ПРИМЕЧАНИЕ

При установке поршней в цилиндры стрелки на поршнях должны быть направлены в сто­рону передней части ДВИГАТЕЛЯ 1,4 л.

При установке поршня плотно прижимайте приспособление для сжатия поршневых ко­лец к блоку цилиндров, иначе поршневые кольца сломаются.

Устанавливайте поршень в цилиндр осто­рожно, чтобы нижней головкой шатуна не по­вредить шатунную шейку коленчатого вала.

27. Установите вкладыши в крышки шату­нов, совместив установочный усик вкладыша с выемкой на крышке.

28. Смажьте моторным маслом вкладыши в крышках шатунов и шатунные шейки колен­чатого вала.

29. Установите крышку шатуна, соединив шатун с шейкой коленчатого вала.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Крышку шатуна устанавливайте таким обра­зом, чтобы метки на шатуне и крышке, нане­сенные при разборке, были расположены с одной стороны.

30. Установите болты крепления крышек шатунов. Болты затягивайте в три этапа:

1- й - затяните моментом 20 Нм;

2- й - доверните на 90°;

3- й - доверните на 30°.


31. Проверьте боковой зазор шатуна, он должен быть в пределах 0,10-0,25 мм. Пре­дельно допустимый зазор составляет 0,35 мм. Увеличенный зазор указывает на чрезмерный износ щек кривошипа коленчатого вала. В этом случае замените коленчатый вал.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
1 посетитель считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности