Руководство | Nissan X-Trail T31. Система охлаждения двигателей QR25DE, MR20DE

Nissan X-Trail T31. Система охлаждения двигателей QR25DE, MR20DE


Система охлаждения предназначена для поддержания рабочей температуры двигателя в оптимальных пределах. Она состоит из насоса системы охлаждения, радиатора, основного и дополнительного термостатов, расширительного бачка и соединительных шлангов. В нее так же входит радиатор отопителя климатической установки.

В системе охлаждения двигателя используется специальная охлаждающая жидкость на основе смеси воды с этиленгликолем. Жидкость в системе охлаждения циркулирует благодаря центробежному насосу системы охлаждения, установленному на передней стороне блока цилиндров под генератором. Привод насоса осуществляется поликлиновым ремнём от шкива коленчатогэ вала. На фото стрелкой указан шкив насоса двигателя QR25DE при снятом ремне. У двигателя MR20DE насос расположен аналогично.

Термостаты обеспечивают быстрый прогрев двигателя и поддерживает оптимальную температуру охлаждающей жидкости. Сначала открывается основной, а затем, по мере роста температуры охлаждающей жидкости, открывается дополнительный термостат и направляет ее из блока цилиндров в радиатор системы охлаждения и отопитель в обход головки блока цилиндров.

В радиаторе системы охлаждения жидкость охлаждается встречным потоком воздуха. При длительном движении на малой скорости встречного потока воздуха может оказаться недостаточно для охлаждения двигателя. Когда температура охлаждающей жидкости увеличится до определенной величины, включаются электровентиляторы, установленные за радиатором двигателя. В соответствии с сигналом ЭБУ они могут работать в разных режимах. Электровентиляторы хоть и похожи внешне, но не взаимозаменяемые.

Предупреждение!
Электровентиляторы включаются автоматически вне зависимости от положения ключа в замке зажигания. Во избежание травм при выполнении работ не допускайте попадания рук, других частей тела и одежды в зону вра-щения крыльчаток электро вентиляторов._

При нагреве охлаждающая жидкость увеличивается в объеме. При этом возрастает давление в системе охлаждения. Чтобы избежать повреждения системы, клапан в пробке радиатора стравливает избыток охлаждающей жидкости в расширительный бачок. После остановки двигателя, по мере охлаждения в системе возникает разрежение, и жидкость возвращается в радиатор через обратный клапан.

Проверка технического состояния системы охлаждения

Проверяем техническое состояние системы охлаждения в соответствии с регламентом технического обслуживания (см. План технического обслуживания) или при обнаружении утечек охлаждающей жидкости, заметных на месте стоянки автомобиля.

Допускается незначительное понижение уровня жидкости, которое не требует доливки в течение межсервисного пробега автомобиля. О негерметич-ности системы охлаждения могут свидетельствовать капли охлаждающей жидкости под автомобилем после стоянки.

Для выполнения работы потребуется смотровая канава или эстакада.

1. Подготавливаем автомобиль к техническому обслуживанию и ремонту и устанавливаем его на смотровую канаву или эстакаду.

2. Открыв капот, проверяем уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке.

3. Убеждаемся в том, что крышка бачка завернута.

4. Визуально проверяем целостность шланга и расширительного бачка, герметичность соединений шланга с бачком.

1 — насос системы охлаждения; 2 — радиатор системы охлаждения, а так же повреждения трубопроводов и сливной пробки; 3 — стык крышки и корпуса термостата, шланги системы охлаждения, ослабленные хомуты; 4 — шланги, идущие к климатической установке; 5 — расширительный бачок.



7. Убеждаемся в отсутствии потеков охлаждающей жидкости из радиатора отопителя - ковровое покрытие под панелью приборов и со стороны переднего пассажира должно быть сухим.

8. Осматриваем через отверстия в переднем бампере конденсор кондиционера климатической установки. Если он сильно загрязнен, очищаем его.

9. Для проверки исправности системы охлаждения запускаем холодный двигатель и следим за тем,

как он будет прогреваться. Вначале нижний шланг и радиатор должны оставаться холодными, а верхний — будет постепенно нагреваться со стороны двигателя. Когда температура охлаждающей жидкости приблизится к рабочей — клапан термостата начнет открываться. При этом сначала нагреется радиатор, а затем и нижний шланг. Если радиатор начинает нагреваться сразу, или остается едва теплым при перегретом двигателе, система охлаждения неисправна.

Диагностика неисправностей


Наиболее характерные признаки неисправностей системы охлаждения:

- перегрев двигателя;

-увеличившееся время прогрева двигателя до рабочей температуры;

- постоянное снижение уровня охлаждающей жидкости.

1. Двигатель перегревается
При эксплуатации автомобиля температурный режим двигателя контролируют по прибору, расположенному внизу шкалы тахометра.
При нормальной температуре стрелка находится в середине шкалы. В жаркую погоду, при буксировке прицепа, при подъеме по горной дороге, при длительной работе на холостом ходу (в пробке) или в других тяжелых дорожных условиях стрелка может зайти дальше в сторону красной зоны. Пока она не достигнет красной зоны — это не опасно для двигателя. Но если войдет в нее — двигатель перегрет, и нужно немедленно остановиться.

Предупреждение

Перегрев может привести к серьезной поломке двигателя! Если стрелка указателя температуры двигателя находится в красной зоне, двигаться на автомобиле нельзя!
Дальнейшие действия водителя зависят от степени перегрева.

Если из-под капота вырываются клубы пара, немедленно глушим двигатель. Открывать капот мож-

но только после того, как прекратится выброс пара и течь охлаждающей жидкости.

Если двигатель не «закипел», выключаем кондиционер и прочее вспомогательное оборудование, открываем капот и оставляем двигатель работать на холостом ходу. Возможно, причиной его перегрева была перегрузка из-за тяжелых дорожных условий. При этом должен работать электровентилятор системы охлаждения. В этом случае температура тут же начнет снижаться. Ждем, пока температура придет в норму, и останавливаем мотор или продолжаем движение.

Если электровентиляторы не включились, немедленно глушим мотор. Проверяем электровентиляторы и цепь их питания и устраняем неисправность.

Замечание:_

То, что электровентиляторы неисправны можно заметить заблаговременно. В этом случае температура двигателя будет расти при длительном движении на маленькой скорости, а когда машина разгонится, быстро снизится до нормы._

Далее проверяем, есть ли в расширительном бачке охлаждающая жидкость. Если ее уровень в норме — можно двигаться дальше, стараясь не перегружать двигатель. Если он пуст, проверяем, сколько жидкости в радиаторе.

Предупреждение!_

Не открывайте крышку расширительного бачка при прогретом двигателе! Это опасно! При открывании крышки давление в системе охлаждения резко снизится и горячая охлаждающая жидкость мгновенно закипит. В результате кипяток, выплеснувшись из заливной горловины бачка, может вызвать серьезные ожоги!

При неработающем двигателе ждем пока температура снизиться настолько, что шланги системы охлаждения станут мягче, и не будут обжигать руку. Накрываем пробку радиатора плотной тканью (она защитит руку, если из-под крышки брызнет горячая охлаждающая жидкость) и медленно, не нажимая на нее, поворачиваем против часовой стрелки. Когда давление в системе охлаждения уменьшится, нажимаем на крышку, поворачиваем дальше до упора и снимаем.

Предупреждение

Холодную охлаждающую жидкость в горячий, а тем более, перегретый мотор доливать нельзя! Обязательно дождитесь, пока он остынет

Если в расширительном бачке жидкости нет, а в радиаторе ее уровень ниже горловины, медленно доливаем охлаждающую жидкость до заливной горловины и плотно закрываем пробку. А затем заполняем расширительный бачок до метки МАХ. Прогреваем двигатель и глушим, а когда он остынет, снова проверяем уровень в бачке и, при необходимости, доливаем до метки МАХ. Если в запасе нет охлаждающей жидкости, можно временно долить чистой воды, но при первой же возможности заменяем разбавленный
антифриз на охлаждающую жидкость рекомендованную заводом изготовителем.

Если электровентилятор исправен, уровень охлаждающей жидкости в норме, а двигатель все равно перегревается. возможно, засорен радиатор системы охлаждения или конденсор кондиционера, который установлен перед радиатором (для автомобилей с кондиционером). В этом случае температура двигателя будет мало зависеть от скорости встречного потока воздуха, но на нее будет существенно влиять температура окружающего воздуха. Неисправность проявится в жаркую погоду. Чтобы убедиться, что причина перегрева в радиаторе или конденсоре необходимо проверить состояние климатической установки.

Если радиаторы чистые, причиной перегрева двигателя может стать один из термостатов, заклинивший в закрытом положении. Если основной термостат неисправен, нижний шланг радиатора будет едва теплым. При неисправном дополнительном термостате, стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости двигателя на щитке приборов зайдет в красную зону, но при этом нижний шланг может быть достаточно горячим. То же самое может произойти, если один из термостатов откроется не полностью. В таких случаях есть смысл снять оба термостата и проверить величину их хода.

Еще одна распространенная причина перегрева двигателя - неисправность насоса системы охлаждения. Неэффективная работа насоса может быть вызвана проскальзыванием ремня привода вспомогательных агрегатов.

В этом случае следует выяснить причину и устранить ее. Если насос при работе шумит, его следует заменить, иначе его подшипник может в скором времени заклинить.

2. Увеличение времени прогрева двигателя

Типичная причина длительного прогрева двигателя до рабочей температуры — неисправность основного термостата, который заклинил в открытом положении. Эта особенно заметно зимой при отрицательной температуре окружающего воздуха. Если же заклинит в открытом положении дополнительный термостат, двигатель будет быстро прогреваться до какой-то температуры, но при какой-то температуре скорость прогрева резко уменьшится и до своего обычного положения стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости двигателя будет двигаться очень медленно. А может и вовсе не дойти.

Для уточнения причины медленного прогрева нужно снять и проверить оба термостата.

3. Постоянное снижение уровня охлаждающей жидкости

Если постоянно приходится доливать охлаждающую жидкость — система охлаждения негерметична. При сильной течи можно обнаружить место утечки по пятнам охлаждающей жидкости, оставшимся на месте стоянки автомобиля (см. выше Проверка технического состояния системы охлаждения). Иногда, при незначительной течи, бывает трудно найти неисправное соединение на холодном двигателе, так как это место успевает высохнуть до того пока он остынет. В этом случае поиск выполняем сразу после остановки прогретого до рабочей температуры двигателя. При этом нужно быть осторожным, чтобы не обжечься о горячие детали.

Предупреждение

Электровентиляторы включаются автоматически вне зависимости от положения ключа в замке зажигания. Во избежание травм при выполнении работы не допускайте попадания рук, других частей тела и одежды в зону вращения крыльчаток электровентиляторов.

Заменяем все поврежденные детали системы охлаждения и их крепления.

Рекомендация

Подтекание охлаждающей жидкости из-под шлангов можно попытаться устранить, установив новые хомуты крепления или заменив их винтовыми. Затягивая винтовые хомуты, не перетяните их, т. к. они могут прорезать шланги.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
8 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности