Руководство | Chevrolet Lacetti. СИСТЕМА ОТОПЛЕНИЯ, КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ И ВЕНТИЛЯЦИИ

Chevrolet Lacetti. СИСТЕМА ОТОПЛЕНИЯ, КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ И ВЕНТИЛЯЦИИ


ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА

Система отопления, кондиционирования и вентиляции представляет собой единый комплекс, обеспечивающий максимально комфортные условия в салоне автомобиля независимо от погодных условий и режима движения. Система включает в себя отопи­тель (повышает температуру воздуха при лю­бых режимах работы системы), кондицио­нер (снижает температуру и влажность возду­ха), воздухонагнетатель (вентилятор) и воздуховоды с фильтром (обеспечивают воздухообмен в салоне, очищают воздух от пыли), а также блок управления (управля­ет всеми элементами системы для получения заданных параметров комфорта).

ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ

На автомобиле установлен отопитель жид­костного типа.

Радиатор отопителя объединен с систе­мой охлаждения двигателя двумя шлангами, проходящими в моторном отсеке. Радиатор помещен в пластмассовый кожух климатиче­ского блока, установленный под централь­ной частью панели приборов.

Основные узлы отопителя (рис. 13.1):

- теплообменник (радиатор) 6 отопителя, предназначенный для нагревания поступаю­щего в салон воздуха теплом охлаждающей двигатель жидкости;

- вентилятор (воздухонагнетатель) 11. Эле­ктродвигатель 12 вентилятора с возбуждени­ем от постоянных магнитов, обеспечивающий регулируемую подачу наружного воздуха к за­слонкам отопителя и кондиционера.


Рис. 13.1. Принципиальная схема движения воздушных потоков в системе вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха: 1 - дефлекторы обдува ветрового стекла; 2 - заслонки распределения воздушных потоков к дефлекторам ветрового стекла и дефлекторам панели приборов; 3 - дефлекторы панели приборов; 4- воздуховоды обогрева зоны ног водителя и пассажиров; 5 - заслонка распределения воздушных потоков к дефлекторам панели приборов и воздуховодам обогрева зоны ног водителя и пассажиров; 6 - радиатор отопителя; 7 - салонный воздушный фильтр; 8 - заслонка системы рециркуляции воздуха; 9 - короб воздухопритока; 10 - воздухозаборник в салоне автомобиля; И - крыльчатка вентилятора; 12 - электродвигатель вентилятора; 13 - испаритель кондиционера; 14 -дренажное отверстие для слива конденсата; 15 - заслонка регулятора тем­пературы; 16 - корпус блока системы отопления и кондиционирования


Для получения различных значений частоты вращения вентилятора в цепи питания элект­родвигателя установлен блок дополнительных резисторов;

- заслонка 15 регулятора температуры воз­духа, поступающего из отопителя в салон. От изменения ее положения зависит количе­ство воздуха, проходящего через теплооб­менник отопителя, и наружного воздуха, про­ходящего в обход теплообменника;

-заслонки 2 распределения воздуха, по­ступающего из отопителя по воздуховодам в салон или для обдува ветрового стекла.

ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ

На автомобилях Chevrolet/Daewoo Lacetti установлена система кондиционирования компрессорного типа. Узлы отопителя и теп­лообменник испарителя кондиционера ском­понованы в одном блоке. Органы управления системой кондиционирования воздуха распо­ложены на панели, общей с органами управ­ления отопителем.

Принципиальная схема движения хладаген­та в системе кондиционирования воздуха приведена на рис. 13.2.


Компрессор поршневого типа установлен на двигателе и приводится во вращение поли- клиновым ремнем.

Компрессор (рис. 13.3) обеспечивает цир­куляцию хладагента в системе. Вал компрес­сора установлен в алюминиевом корпусе на подшипниках и уплотнен со стороны шкива привода сальником.

Шкив 2 привода компрессора установлен на двухрядном шариковом подшипнике и при работающем двигателе постоянно вращается.



Рис. 13.2. Принципиальная схема движения хладагента в системе кондиционирования воздуха: 1 - комбиниро­ванный датчик давления; 2 - участок трубопровода высокого давления; 3 - ресивер-осушитель; 4 - сервисный кла­пан линии высокого давления; 5 - конденсор (радиатор кондиционера); б - вентилятор конденсора и радиатора си­стемы охлаждения; 7 - компрессор кондиционера; 8 - участок трубопровода низкого давления; 9 - сервисный кла­пан линии низкого давления; 10 - вентилятор отопителя; 11 - испаритель; 12 - терморегулирующий клапан


Рис 13.3. Компрессор кондиционера: 1 - прижимной диск; 2 - шкив привода; 3 - колодка электрического разъе­ма катушки электромагнита; 4 - заглушка фланца крепления трубопроводов; 5 - крышка блока лепестковых клапа­нов; 6 - блок цилиндров; 7 - пробка отверстия для контроля масла; 8 - передняя крышка корпуса; 9 - гайка крепле­ния прижимной пластины


При включении кондиционера крутящий мо­мент передается от шкива к валу компрессора через фрикционную муфту с электромагнит­ным приводом.

ПРИМЕЧАНИЯ

Если система исправна, во время включе­ния кондиционера раздается щелчок - это прижимной диск муфты под действием эле­ктромагнита входит в зацепление со шки­вом привода, и начинает вращаться ротор компрессора.

Но в процессе эксплуатации кондиционера могут возникнуть следующие неисправности компрессора.

1. Если при выключенном кондиционере муфта во время вращения издает посторон­ние звуки, греется или появляется запах га­ри, то, вероятно, начал разрушаться ее под­шипник. В этом случае необходимо заме­нить подшипник (см. «Замена подшипника шкива привода», с. 333). В некоторых запу­щенных случаях может потребоваться заме­на муфты компрессора в сборе или состав­ляющих ее частей.

2. Если после включения кондиционера щелчка не слышно, то возможны следующие неполадки:

- произошла утечка хладагента, и система уп­равления блокирует включение компрессора;

- вышел из строя датчик давления в системе;

- неисправности в электрических цепях сис­темы управления;

- сгорела обмотка катушки электромагнита муфты;

- блок управления двигателем по какой-ли- бо причине (высокая температура охлажда­ющей жидкости двигателя, высокие обороты двигателя) заблокировал включение ком­прессора.

3. Если муфта вращается легко и свободно, но при включении кондиционера отчетливо слышны посторонние шумы или даже глох­нет двигатель, то, скорее всего, заклинил компрессор. Внутренняя насосная часть компрессора ремонту не подлежит. В этом случае компрессор придется заменить.

4. И последний, самый коварный вариант. Щелчок раздается, муфта легко вращает вал компрессора, а прохлады в салоне нет. В этом случае только кажется, что компрес­сор работает, а в действительности он ниче­го не перекачивает. Установить истину мо­жет только опытный специалист при наличии специального контрольно-диагностического оборудования.

Во всех этих случаях точно определить при­чину неисправности можно после полной диагностики в специализированном сер­висном центре по ремонту автомобильных кондиционеров


В некоторых вариантах исполнения ком­прессора на крышке 5 (см. рис. 13.3) блока лепестковых клапанов может быть установлен клапан сброса аварийного давления. В слу­чае роста давления в системе при отказе дат­чика давления или иных нештатных ситуациях, при превышении установленного максимума давления мембрана клапана разрушается, и часть хладагента выбрасывается на улицу. Как правило, после этого аварийный клапан не обладает достаточной герметичностью. Поэтому после устранения причин, вызвав­ших рост давления и сброс хладагента, кла­пан подлежит обязательной замене.

Конденсор (радиатор кондиционера) (рис. 13.4) многопоточного типа расположен перед радиатором системы охлаждения двига­теля. Он крепится с помощью четырех крон­штейнов к рамке радиатора. Соты 3 конденсо­ра изготовлены из плоских тонкостенных алю­миниевых трубок с внутренними продольными пере городка ми для жесткости и наружным оре- брением для улучшения теплообмена. Бач­ки 4 алюминиевые с фланцами 2 и 6 для подсо­единения трубопровода и ресивера. По высоте бачки разделены на секции, поэтому, проходя через конденсор, поток хладагента несколько раз меняет направление. В конденсоре проис­ходит конденсация паров сжатого компрессо­ром хладагента и отвод выделяющегося при этом тепла в окружающий воздух.

При включении кондиционера блок управ­ления двигателем включает цепь питания эле­ктрического вентилятора радиатора охлажде­ния двигателя. Это улучшает теплообмен в конденсоре и снижает давление в системе кондиционера.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Не реже одного раза в год, лучше перед на­чалом летней эксплуатации, промывайте оребрение А сот конденсора от налипшей грязи, пыли и противогололедных реаген­тов Б. Это улучшит теплообмен, снизит дав­ление в системе и увеличит срок службы элементов системы.


He применяйте для мойки конденсора мою­щие установки со струей воды под высоким давлением. Это может привести к поврежде­нию В тонкостенных пластин оребрения. Даже при регулярной мойке необходимость замены конденсора возникает гораздо чаще, чем хотелось бы. Дело в том, что он первым принимает на себя поток противогололедных реагентов, грязи и камешков с дороги. А трубки у него тоненькие... В большинстве случаев конденсор повреждается коррозией на третий-четвертый год эксплуатации.

Если в результате коррозии нарушится гер­метичность конденсора, то ремонтировать его себе дороже. Даже если мастеру аргоно­вой сварки удастся залатать дыру, то вскоре возможно появление течи в другом месте. Кстати, давление в системе в жаркие дни мо­жет доходить до 25-28 бар.

Кроме того, следует учитывать сложную структуру трубки конденсора: вдоль она раз­делена перегородками на каналы, поэтому велика вероятность, что после сварки часть каналов будет перекрыта. Соответственно упадет рассеиваемая мощность и ухудшится работа кондиционера, особенно в пробках и в жаркую погоду.

После каждого эксперимента с латанием конденсора нужно будет оплатить снятие-ус- тановку, сварку конденсора и заправку сис­темы хладагентом. Так что лучше сразу уста­новить новый конденсор. Вместо дорогого оригинального вполне можно купить более дешевый конденсор от авторизованных про­изводителей запасных частей.


Рис. 13.4. Конденсор кондиционера: 1 - кронштейн крепления; 2 - фланец крепления подводящего трубопровода линии высокого давления; 3 - соты; 4 - бачок конденсора; 5 - ресивер; 6 - фланец крепления ресивера; 7 - крон­штейн крепления ресивера


Испаритель расположен в блоке системы отопления и кондиционирования салона (рис. 13.5). Испаритель изготовлен из алюми­ниевых трубок с наружным оребрением для улучшения теплообмена. Проходя по трубкам испарителя, кипящий хладагент активно по­глощает тепло из воздуха, обдувающего на­ружную оребренную поверхность трубок. Воздух охлаждается и вентилятором подается в салон автомобиля.

ПРИМЕЧАНИЕ

При охлаждении проходящего через испари­тель воздуха содержащиеся в нем водяные пары конденсируются.

Конденсат через дренажную трубку, распо­ложенную в нижней части моторного щита,


сливается под днище автомобиля. При высо­кой влажности окружающего воздуха под ав­томобилем может образоваться лужа воды, что является косвенным признаком исправ­ности системы кондиционирования.

В процессе эксплуатации автомобиля на влажной от конденсата наружной поверхнос­ти испарителя оседают частицы дорожной пыли и грязи.

Этот слой становится прекрасной средой для жизни и бурного размножения гнилост­ных бактерий и грибковых культур. Со време­нем в автомобиле появляется неприятный запах. Особенно сильно он ощущается в мо­мент выключения кондиционера и во влаж­ную погоду.

Для того чтобы максимально снизить риск возникновения этой проблемы, при покупке нового автомобиля необходимо провести профилактическую обработку испарителя специальными химическими препаратами, регулярно заменять салонный фильтр и про­чищать дренажную трубку. Если, несмотря на принятые меры, запах все же появился, обратитесь в специализированный сервис


Рис. 13.5. Блок системы отопления и кондиционирования салона (вид со снятой панелью приборов): 1 - при­вод заслонок распределения потоков воздуха; 2 - каналы подачи воздуха к воздуховодам панели приборов; 3 - кор­пус отопителя; 4 - корпус испарителя; 5 - электропривод заслонки рециркуляции; 6 - окно воздухозаборника систе­мы рециркуляции воздуха; 7 - воздухонагнетатель; 8 - блок дополнительных резисторов; 9 - отсек воздушного филь­тра; 10 - привод заслонки регулятора температуры; 11 - воздуховод зоны задних пассажиров



по ремонту автомобильных кондиционеров для дезинфекции или промывки испарителя. При очень сильном загрязнении испаритель придется заменить.

Терморегулирующий клапан блочного типа расположен в корпусе испарителя. Кла­пан крепится к трубопроводам и испарителю с помощью фланцевых соединений. Пройдя через дросселирующее отверстие в корпусе клапана, жидкий хладагент резко снижает свое давление и начинает кипеть. В корпусе клапана установлен регулирующий элемент, изменяющий проходное сечение дроссели­рующего отверстия в зависимости от давле­ния и температуры хладагента. Регулирующий элемент настраивается на заводе-изготовителе и в процессе эксплуатации регулировке не подлежит.


Ресивер-осушитель с помощью крон­штейна установлен на правом бачке конден­сора (вид со снятой облицовкой радиатора).

Неразборный корпус ресивера изготовлен из алюминиевого сплава. Трубопроводы кре­пятся к корпусу ресивера с помощью фланце­вых соединений. Внутри корпуса находится фильтрующий элемент, заполненный гранула­ми осушителя (силикагеля). Проходящий че­рез ресивер сжиженный хладагент очищается от возможных примесей, грязи и влаги.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

В случае ремонта или замены элементов си­стемы кондиционирования, если она нахо­дилась в открытом состоянии (были сняты какие-либо узлы, разрушены трубопроводы и т.п.), ресивер-осушитель подлежит заме­не. Иначе после заправки системы хладагент не будет осушаться и внутри системы могут образоваться кислоты, которые разрушат изнутри детали кондиционера.

Трубопроводы соединяют все элементы системы кондиционирования в единый гер­метичный контур. Трубопроводы и фланцы их крепления изготовлены из алюминиевых сплавов.

Оберегайте металлические участки трубо­проводов от вмятин и перегибов. Любое су­жение проходного сечения трубопровода приводит к снижению производительности системы.

Для соединения взаимоподвижных элемен­тов системы трубопроводы на некоторых уча­стках имеют гибкие вставки (рис. 13.6) из син­тетических материалов.


Рис. 13.6. Конструкция шланга гибкой вставки:

1 - наружная защитная оболочка; 2 - тканевый корд си­лового каркаса; 3 - пластиковый герметизирующий слой; 4 - внутренний маслостойкий слой

В местах соединений отдельных элемен­тов системы установлены уплотнительные кольца круглого сечения из неопрена. Во время ремонта системы при разъедине­нии участков трубопроводов уплотнитель­ные кольца подлежат обязательной замене. Резьбовые соединения трубопроводов за­тягивайте рекомендуемым моментом. Сла­бая или излишне сильная затяжка приводит к деформации уплотняемых поверхностей и утечке хладагента.

Два сервисных клапана для подсоедине­ния диагностического и заправочного обору­дования расположены на трубопроводах.

ПРИМЕЧАНИЕ

Так расположены на трубопроводах сервис­ные клапаны линий высокого...

...и низкого давления.



Клапаны закрыты резьбовыми колпачками, для предохранения их от попадания грязи. На колпачки нанесены символы Н и L линий высокого и низкого давления соответственно.

В клапанах установлены золотники, схожие по конструкции с золотниками шин колес, но отличающиеся от них размерами.


Для выворачивания и вворачивания золот­ников используется специальный ключ.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Проверять наличие хладагента в системе пу­тем нажатия на золотники сервисных клапа­нов запрещено, так как после такой провер­ки золотник клапана может полностью не за­крыться и произойдет утечка хладагента из системы!


Датчик давления установлен в моторном отсеке на участке трубопровода линии высо­кого давления. По сигналам датчика электрон­ный блок управления двигателем отключает компрессор кондиционера при разгерметиза­ции системы или аварийном повышении дав­ления в ней с целью защиты компрессора от перегрузок.


Панель блока управления системой отоп­ления, кондиционирования и вентиляции салона установлена на консоли панели приборов.

Подробно органы управления отопителем, кондиционером и вентиляцией описаны в разделе «Отопление, кондиционирование и вентиляция салона», с. 23.

На часть автомобилей европейской сборки устанавливалась система отопления, конди­ционирования и вентиляции салона с автома­тическим управлением. Панель блока автома­тического управления системой отопления, кондиционирования и вентиляции показана на рис. 13.7.

ПРИМЕЧАНИЕ


Датчик температуры воздуха в салоне распо­ложен в панели приборов, справа от рулевой колонки. Для исключения неверных показа­ний значений температуры из-за влияния на­гретых элементов панели датчик снабжен си­стемой принудительного обдува. Система обеспечивает равномерный проток воздуха из передней части салона автомобиля через корпус датчика. Для нормального движения воздуха предохраняйте входное отверстие корпуса датчика от попадания каких-либо твердых частиц или жидкости. Особенно это касается случаев химической чистки салона.

Во время уборки салона пылесосом катего­рически запрещается подносить всасываю­щий наконечник трубы пылесоса к входному отверстию датчика. При затрудненном про­токе воздуха через корпус датчика нормаль­ное функционирование системы автоматиче­ского управления климатом нарушается.

Хладагент. На верхней поверхности рамки радиатора приклеена информационная таб­личка с указанием типа и количества приме­няемых в системе хладагента и масла. Катего­рически запрещено использовать в системе хладагенты и масла других типов.

Заправочные объемы системы:

хладагент R134а, г. . . . . . . ... 640±20

масло (PAG), мл. . . . . . . . . . 180±5

В процессе эксплуатации автомобильного кондиционера периодически возникают си­туации, когда требуется обслуживание сис­темы кондиционирования или ее ремонт. Для этого используется современное диагности­ческое и ремонтное оборудование. Самая распространенная ситуация - это разгерме­тизация системы и выход из нее хладагента.



Рис. 13.7. Панель блока автоматического управления системой отопления, кондиционирования и вентиляции:

1 - регулятор температуры поступающего в салон воздуха; 2 - дисплей; 3 - выключатель системы вентиляции, отоп­ления и кондиционирования; 4 - выключатель обогревателя заднего стекла и стекол наружных зеркал заднего вида; 5 - регулятор частоты вращения электровентилятора воздухонагнетателя; б - выключатель интенсивной подачи воз­духа на ветровое стекло и стекла передних дверей (режим разморозки); 7 - переключатель режимов распределения воздушных потоков; 8 - выключатель кондиционера; 9 - выключатель режима автоматического управления системой вентиляции, отопления и кондиционирования; 10 - выключатель режима рециркуляции


Для обнаружения мест утечки используются высокочувствительные галогеновые течеискатели со звуковой индикацией.

В некоторых сложных случаях применяется метод т. н. «ультрафиолетовой» диагностики герметичности системы автокондиционера.

Метод состоит в том, что в систему в микро­дозах вводится специальный краситель.

В местах микротечей краситель вместе с хладагентом постепенно выходит на на­ружную поверхность элементов системы.

Во время осмотра системы под действием ультрафиолетовых лучей специального све­тильника краситель начинает светиться (флюоресцировать)...


...и места утечки хладагента становятся видны.

Следует отметить, что краситель не оказы­вает никакого отрицательного воздействия на систему. Он может находиться в хладаген­те и циркулировать по системе сколь угодно долго и сослужить свою службу, только когда возникнет утечка.


После ремонта автокондиционера необходи­мо провести вакуумирование и заправку сис­темы соответствующим хладагентом (R134а). Объем заправки автокондиционера для каж­дой модели автомобиля индивидуален.

Для проведения качественной заправки ав­томобильного кондиционера необходимы:

- прецизионные манометрические блоки со специальными соединительными нако­нечниками;

- двухступенчатый вакуумный насос для полного удаления воздуха и водяных паров из системы;

- высокоточные (цена деления 5 г) весы для дозирования количества заправляемого хладагента.

В связи со специфическими особенностя­ми ремонта системы кондиционирования в данном разделе описаны только работы по снятию и установке отдельных элементов и блока управления системой. Работы, свя­занные с заправкой системы хладагентом, следует проводить в специализированных сервисных центрах.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Система кондиционирования заправлена хла­дагентом под высоким давлением. Попада­ние жидкого хладагента на кожные покровы человека вызывает сильное обморожение, поэтому все работы, связанные с обслужива­нием, ремонтом или демонтажем элементов системы кондиционирования, проводите по возможности в специализированных сер­висных центрах, оборудованных профессио­нальным технологическим оборудованием. При проведении работ своими силами прини­майте меры предосторожности.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
7 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности