Руководство | Газель до 2009 года. Разборка и сборка двигателя УМЗ-4216 — часть 3
Газель до 2009 года. Разборка и сборка двигателя УМЗ-4216 - часть 3
...из шатунов...
...и их крышек.
На болты каждого шатуна насаживаем соответствующую шатунную крышку и наживляем гайки болтов. Слегка зажимаем шатун в тиски с накладками губок из мягкого металла.
Не прилагая большого усилия, разжимаем замок верхнего компрессионного кольца и выводим его из кольцевой канавки поршня.
Таким же образом...
...снимаем нижнее компрессионное кольцо.
...и его расширитель.
Для снятия поршня с шатуна...
...и извлекаем кольцо из канавки бобышки поршня. Таким же образом вынимаем второе стопорное кольцо пальца. |
Через оправку выбиваем поршневой палец... |
...и разъединяем поршень, шатун и палец.
Отворачиваем болты крепления прижимных пластин заднего сальника коленчатого вала и снимаем пластины (см. «Замена заднего сальника коленчатого вала», с. 60).
Головкой «на 13» отворачиваем две гайки крепления крышки держателя сальника. |
Поддев монтажной лопаткой крышку держателя сальника... |
...снимаем ее со шпилек блока цилиндров.
Снимаем задний сальник коленчатого вала с шейки вала.
Головкой «на 22» отворачиваем две гайки шпилек крепления крышки коренного подшипника коленчатого вала... |
и снимаем крышку |
Вынимаем из крышки вкладыш коренного подшипника.
Аналогично снимаем еще четыре крышки коренных подшипников.
Вынимаем из постелей блока цилиндров вкладыши коренных подшипников. |
Для спрессовки шестерни коленчатого вала...
Спрессовав...
...снимаем шестерню коленчатого вала.
...которая при сборке устанавливается фаской к передней опоре блока цилиндров.
Снимаем упорную шайбу
Снимаем переднюю...
...и заднюю шайбы упорного подшипника.
При необходимости (например, перед шлифовкой вала)...
...с помощью бородка... |
...выпрессовываем сегментную шпонку из паза вала.
После разборки двигателя детали тщательно очищаем от нагара, остатков старых прокладок и герметика, промываем бензином.
Оцениваем техническое состояние двигателя визуальным осмотром и микрометражом деталей. Поврежденные или чрезмерно изно
шенные детали двигателя заменяем новыми или ремонтируем.
При ремонте цилиндропоршневой группы требуемый зазор между гильзами цилиндров и поршнями обеспечивается растачиванием и хо- нингованием гильз (на СТО) под заранее приобретенные поршни одинакового ремонтного размера. Выполняем подбор поршневых пальцев к поршням по размерным группам. После того как палец был подобран к поршню, подбираем по пальцу шатун. Правильно подобранный палец...
...должен входить в головку под давлением большого пальца руки...
...и не выпадать из головки шатуна при вертикальном положении пальца.
При сборке поршня с шатуном необходимо нагреть поршень до температуры 60-80 °С. Смазываем палец моторным маслом. Вводим верхнюю головку шатуна между бобышками поршня и запрессовываем палец в отверстия поршня и шатуна с помощью оправки. После того как поршень остынет, проверяем качание шатуна на пальце, при этом палец в бобышках поршня не должен проворачиваться. Устанавливаем стопорные кольца в проточки бобышек поршня. После установки поршневых колец располагаем их в канавках поршня следующим образом:
- замок верхнего компрессионного кольца ориентируем под углом 90° к оси поршневого пальца;
- замок нижнего компрессионного кольца - под углом 180° к замку верхнего компрессионного кольца;
- замок маслосъемного кольца ориентируем под углом 45° к оси поршневого пальца (стык расширителя располагаем со стороны, противоположной замку).
Наносим на толкатели клапанов слой моторного масла и устанавливаем толкатели в направляющие отверстия блока. Толкатель должен свободно перемещаться и проворачиваться в направляющем отверстии от руки. Собираем распределительный вал с шестерней в последовательности, обратной разборке. После напрессов- ки шестерни на вал упорный фланец вала должен свободно проворачиваться. Наносим на опорные шейки распределительного вала тонкий слой моторного масла и устанавливаем вал в отверстие в блоке цилиндров. Заворачиваем болты крепления упорного фланца. Болт крепления шестерни распределительного вала затягиваем динамометрическим ключом моментом 4,0-5,6 кгс-м. Проверяем легкость вращения распределительного вала от руки, провернув вал на 1,5-2 оборота.
Если при сборке двигателя заменяем коленчатый вал или маховик, то необходимо произвести балансировку вала в сборе (на СТО). Перед установкой коленчатого вала...
...проверяем состояние подшипника первичного вала коробки передач, расположенного в отверстии фланца вала.
При необходимости заменяем передний подшипник первичного вала коробки передач новым (см. «Замена переднего подшипника первичного вала», с. 186).
Перед установкой коленчатого вала надеваем на его первую коренную шейку сталеалюминиевые шайбы упорного подшипника: заднюю - алюминиевой поверхностью (с прорезями) к щеке вала, а переднюю - стальной стороной к опоре вала. Надеваем на носок вала упорную стальную шайбу и запрессовываем сегментную шпонку в паз вала. Устанавливаем в постели блока цилиндров и крышки новые вкладыши коренных подшипников коленчатого вала номинального или ремонтного размера (после шлифовки шеек вала). Наносим на рабочие поверхности вкладышей коренных подшипников тонкий слой моторного масла. Укладываем вал в постели блока и устанавливаем крышки коренных подшипников в соответствии с метками, совместив шайбы упорного подшипника с пазами и штифтами на крышке и блоке. Затяжку гаек шпилек крепления крышек выполняем в следующей последовательности: сначала затягиваем обе гайки 3-й (средней) крышки, затем 2-й, 4-й, 1-й и 5-й крышек (отсчет от носка коленчатого вала). Затягиваем гайки в два приема: сначала до ощутимого возрастания момента затяжки и далее динамометрическим ключом предписанным моментом (см. «Приложения», с. 325). Наносим слой герметика виде жгута толщиной около 3 мм на плоскость прилегания крышки держателя сальника и устанавливаем крышку на шпильки блока цилиндров. Затягиваем гайки крепления крышки в два приема: сначала до ощутимого возрастания момента затяжки и далее динамометрическим ключом моментом 1,2-1,8 кгс-м. Проверяем легкость вращения коленчатого вала, проворачивая его монтажной ло-
паткой, вставленной между двумя болтами, которые нужно ввернуть в отверстия фланца вала. Устанавливаем новый задний сальник коленчатого вала и закрепляем его прижиные пластины.
Надеваем шестерню коленчатого вала на его носок так...
...чтобы метка на шестерне совместилась с риской на шестерне распределительного вала.
Проворачиваем шестерню коленчатого вала в зацепленном состоянии (с шестерней распределительного вала) до совмещения ее шпоночного паза со шпонкой и напрессовываем шестерню отезком трубы подходящего размера на посадочный диаметр вала. Надеваем на носок коленчатого вала маслоотражательную шайбу и устанавливаем призматическую шпонку. Устанавливаем на шпильки блока цилиндров новую уплотнительную прокладку крышки распределительных шестерен. Устанавливаем крышку распределительных шестерен (с новым передним сальником коленчатого вала) и наживляем гайки крепления крышки. Напрессовав на вал ступицу шкива коленчатого вала, затягиваем гайки крепления крышки распределительных шестерен.
Перед монтажом деталей ШПГ устанавливаем вкладыши подшипников в шатуны и их крышки. Наносим тонкий слой моторного масла на зеркала гильз цилиндров, рабочие поверх-
ности поршней, поршневых колец и вкладышей шатунных подшипников коленчатого вала.
Перед установкой поршня с шатуном в гильзу...
...надеваем на поршень регулируемую оправку...
...и, стягивая оправку, сжимаем поршневые кольца.
Устанавливаем поршень с оправкой и шатуном в гильзу цилиндров.
Упираясь рукояткой молотка в днище поршня, проталкиваем его в цилиндр.
Сняв оправку, досылаем поршень рукояткой молотка в гильзу до упора, контролируя с другой стороны блока цилиндров посадку кривошипной головки шатуна (с вкладышем) на шейку коленчатого вала. Гайки крепления шатуна затягиваем динамометрическим ключом предписанным моментом (см. «Приложения», с. 325). Дальнейшую сборку двигателя проводим в обратной последовательности. Уплотнительные прокладки и сальники заменяем новыми.
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст