Инструкция | Opel Corsa. ДЕФЕКТОВКА ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ Z10ХЕР, Z12ХЕР, Z14ХЕР
Детали шатунно-поршневой группы показаны на рис. 5.21.
Вам потребуются: переносная лампа, набор плоских щупов, линейка, штангенциркуль, нутромер, микрометр, шабер.
1. Очистите головку поршня от нагара. Если на поршне есть задиры, следы прогара, глубокие царапины, трещины, замените поршень. Прочистите канавки под поршневые кольца. Это удобно делать обломком старого кольца.
2. Подходящим кусочком проволоки прочистите в поршне отверстия для стока масла.
3. Проверьте на поршне зазоры между кольцами и канавками, предварительно очистив кольца от нагара. Зазоры должны быть в следующими:
- 0,04-0,08 мм для верхнего компрессионного кольца;
- 0,03-0,07 мм для нижнего компрессионного кольца;
- 0,03-0,19 мм для маслосъемного кольца.
Рис. 5.21. Детали шатунно-поршневой группы: 1 - поршень; 2 - поршневой палец; 3 - шатун; 4 - вкладыши; 5 - крышка шатуна; 6 - болты крепления крышки шатуна; 7 - расширитель маслосъемных колец; 8 - маслосъемные кольца; 9 - нижнее компрессионное кольцо; 10 - верхнее компрессионное кольцо
Так расположены кольца на поршне: А — верхнее компрессионное кольцо; Б - нижнее компрессионное кольцо; В — маслосъемное кольцо.
4. Наиболее точно зазоры можно определить замером колец и канавок на поршне. Для этого замерьте микрометром толщину колец в нескольких местах по окружности, затем с помощью набора щупов замерьте ширину канавок также в нескольких местах по окружности. Вычислите средние значения зазоров (разница между толщиной кольца и шириной канавки). Если хотя бы один из зазоров превышает предельно допустимое значение, замените поршень с кольцами.
5. Осмотрите цилиндры с обеих сторон. Царапины, задиры и трещины не допускаются.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ_________________
При осмотре рекомендуем освещать зеркала цилиндров переносной лампой, так дефекты видны значительно лучше.
6. Измерьте зазоры в замках колец, вставив кольцо в специальную оправку. При отсутствии оправки вставьте кольцо в цилиндр, в котором оно работало (или будет работать, если кольцо новое), продвиньте поршнем как оправкой кольцо в цилиндр, чтобы оно установилось в цилиндре ровно, без перекосов и измерьте пупом зазор в замке кольца.
Рис. 5.22. Схема измерения цилиндра
Зазоры в замках колец должны быть следующими:
- 0,30-0,45 мм для верхнего компрессионного кольца;
- 0,30-0,50 мм для нижнего компрессионного кольца;
- 0,25-0,75 мм для маслосъемного кольца
7. Измерьте диаметр цилиндра в двух взаимно перпендикулярных плоскостях (X — вдоль, Y — поперек блока цилиндров) и в трех поясах (А, Б и В), как показано на рис. 5.22. Для этого необходим специальный прибор — нутромер. Номинальные размеры цилиндров приведены в табл. 5.1. Овальность не должна превышать 0,015 мм, конусность - 0,01 мм. Если максимальное значение износа больше 0,2 мм или овальность и конусность превышают указанные значения, снимите двигатель с автомобиля, полностью разберите его и расточите цилиндры до ближайшего ремонтного размера поршней, оставив припуск 0,03 мм на диаметр под хонингование. Затем отхонингуйте цилиндры, выдерживая такой диаметр, чтобы при установке поршня расчетный зазор между ним и цилиндром был 0,03-0,05 мм. Дефектовку, расточку и хонингование блока проводите в мастерских, располагающих специальным оборудованием.
8. Проверьте отклонение от плоскостности поверхности разъема блока с головкой блока цилиндров. Приложите штангенциркуль (или линейку) к поверхности:
- в продольном и поперечном направлениях;
- по диагоналям поверхности.
В каждом положении плоским щупом определите зазор между линейкой и поверхностью. Это и есть отклонение от плоскостности. Если отклонение больше 0,1 мм, замените блок.
9. Проверьте зазоры между поршнями и цилиндрами. Зазор, определяемый разностью замеренных диаметров цилиндра и поршня, должен быть в пределах 0,03-0,05 мм.
Если зазор не превышает предельно допустимый, можно подобрать поршни из последующих классов, чтобы зазор был как можно ближе к номинальному. Если зазор превыша-
ет предельно допустимый, расточите цилиндры и установите поршни соответствующего ремонтного размера.
Диаметр поршня измеряйте на расстоянии 19 мм от нижнего края юбки поршня в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу.
10. При замене деталей шатунно-поршневой группы необходимо подобрать поршни к цилиндрам по классу и одной группы по массе, поршневые пальцы к поршням по классу и шатуны по массе. Для подбора поршней к цилиндрам вычислите зазор между ними. Для удобства подбора поршней к цилиндрам их делят в зависимости от диаметров на три класса (через 0,01 мм): 99,00 и 01 (см. табл. 5.1).
В запасные части поставляют поршни номинального размера трех классов и ремонтного размера, увеличенного на 0,5 мм, трех классов.
Для поршней ремонтных размеров в запчасти поставляют кольца ремонтных размеров, увеличенных на 0,5 мм.
11. Поршневые пальцы с трещинами замените. Палец должен легко входить в поршень от усилия большого пальца руки. Вставьте палец в поршень. Если при покачивании пальца ощущается люфт, замените поршень. При замене поршня подберите к нему палец по зазору. Для этого измерьте диаметры отверстий в бобышках поршня...
12. ...и диаметр поршневого пальца. Рассчитайте зазор как разницу диаметров отверстий и пальца. Зазор между поршневым пальцем и отверстиями в поршне должен составлять 0,006-0,017 мм.
РАЗМЕРЫ ЦИЛИНДРОВ И ПОРШНЕЙ Таблица 5.1
ДВИГАТЕЛЕЙ Z 10 ХЕР, Z 12 ХЕР И Z 14 ХЕР
Класс | Диаметр циллиндра, мм | Диаметр поршня, мм |
Номинальные размеры | ||
99 | 73,385-73,395 | 73,345-73,355 |
00 | 73,395-73,405 | 73,355-73,365 |
01 | 73,405-73,415 | 73,365-73,375 |
Ремонтные размеры | ||
9+0,5 | 73,885-73,895 | 73,845-73,855 |
0+0,5 | 73,895-73,905 | 73,855-73,865 |
1+0,5 | 73,905-73,915 | 73,865-73,875 |
14. Замените погнутые шатуны.
15. Замените шатун, если при разборке двигателя обнаружено, что шатунные вкладыши провернулись в шатуне.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ___________________
Шатуны обрабатывают совместно с крышками, поэтому их нельзя разукомплектовывать.
16. Осмотрите вкладыши. Если на их рабочей поверхности обнаружены риски, задиры и отслоения антифрикдионного слоя, замените вкладыши новыми. Все шатунные вкладыши одинаковы и взаимозаменяемы.
17. Измерьте микрометром толщину шатунных вкладышей (табл. 5.2).
ПРИМЕЧАНИЕ________________________
На торцовую поверхность шатунных вкладышей ремонтных размеров нанесена цветовая маркировка...
...а на нерабочую поверхность всех вклады шей нанесен код.
18. Измерьте микрометром диаметр Dh шатунных шеек коленчатого вала.
Диаметры шатунных шеек коленчатых валов двигателей Z 10 ХЕР. Z 12 ХЕР и Z 14 ХЕР указаны в табл. 5.3.
ПАРАМЕТРЫ ШАТУННЫХ ВКЛАДЫШЕЙ Таблица 5.2
ДВИГАТЕЛЕЙ Z 10 ХЕР, Z 12 ХЕР И Z 14 ХЕР
Размер вкладыша | Толщина, мм | Цветовая маркировка | Код |
Номинальный | 1,490-1.500 | — | 352 N |
1-й ремонтный | 1,615-1,625 | Синяя | 353 А |
2-й ремонтный | 1,740-1,750 | Белая | 354 В |
20. Измерьте нутрометром диаметр Dn шатунного подшипника в трех местах по ширине вкладыша и определите средний диаметр шатунного подшипника.
21. Рассчитайте зазор подшипника шатуна как разность Dn-DH Допустимый зазор подшипника шатуна составляет 0,013-0,065 мм для двигателя Z 10 ХЕР и 0,013-0,061 мм для двигателей Z 12 ХЕР и Z 14 ХЕР
Если фактический расчетный зазор меньше предельно допустимого, можно снова использовать вкладыши, которые были установлены.
Таблица 5,3
ДИАМЕТРЫ ШАТУННЫХ ШЕЕК КОЛЕНЧАТЫХ ВАЛОВ ДВИГАТЕЛЕЙ Z 10 ХЕР,
Z 12 ХЕР И Z 14 ХЕР
Размер | Диаметр, мм |
Номинальный | 42,971-42,987 |
1 -й ремонтный | 42,721-42,737 |
2-й ремонтный | 42,471-42,487 |
Если шейки коленчатого вала изношены и перешлифованы до ремонтного размера, замените вкладыши ремонтными (увеличенной толщины).
Шейки шлифуют, помимо наличия общего износа, если на них есть забоины и риски или овальность и конусность составляют более
0, 005 мм.
22. Измерьте микрометром толщину шатунных вкладышей (табл. 5.4 и 5.5).
Размер вкладыша | Толщина, мм | Цветовая маркировка | Код |
1, 2 и 4-й подшипники | |||
Номинальный | 1,989-1,995 | Коричневая | 328 N |
1,995-2,001 | Зеленая | 329N | |
1 -й ремонтный | 2,114-2,120 | Коричневая/синяя | 330 А |
2,120-2,126 | Зеленая/синяя | 331 А | |
2-й ремонтный | 2,239-2,245 | Коричневая/белая | 332 В |
2,245-2,251 | Зеленая/белая | 333В | |
3-й подшипник | |||
Номинальный | 1,989-1,995 | Коричневая | 337 N |
1,995-2,001 | Зеленая | 338N | |
1-й ремонтный | 2,114-2,120 | Коричневая/синяя | 339 А |
2,120-2,126 | Зеленая/синяя | 340 А | |
2-й ремонтный | 2,239-2,245 | Коричневая/белая | 341 В |
I _ _ . | 2,245-2,251 | Зеленая/белая | 342 В |
Размер вкладыша | Толщина, мм | Цветовая маркировка | Код |
1, 2, 3 и 5-й подшипники | |||
Номинальный | 1,989-1,995 1,995-2,001 | Коричневая Зеленая | 328 N 329N |
1 -й ремонтный | 2,114-2,120 2,120-2,126 | Коричневая/синяя Зеленая/синяя | 330 А 331 А |
2-й ремонтный | 2,239-2,245 2,245-2,251 | Коричневая/белая Зеленая/белая | 332 В ЗЗЗВ |
4-й подшипник | |||
Номинальный | 1,989-1,995 1,995-2,001 | Коричневая Зеленая | 337 N 338N |
1 -й ремонтный | 2,114-2,120 2,120-2,126 | Коричневая/синяя Зеленая/синяя | 339 А 340 А |
2-й ремонтный I----------------------------- | 2,239-2,245 2,245-2,251 | Коричневая/белая Зеленая/белая | 341 В 342 В |
ДВИГАТЕЛЕЙ Z 10 ХЕР, Z 12 ХЕР И Z 14 ХЕР
Размер шейки | Диаметр, мм | Цветовая маркировка |
Двигатели Z 10 ХЕР и Z 12 ХЕР | ||
Номинальный | 50,0040-50,0105 50,0105-50,0170 | Зеленая Коричнезая |
1 -й ремонтный | 49,7540-49,7605 49,7605-49, 7610 | Зеленая/синяя Коричневая/синяя |
2-й ремонтный | 49,5040-49,5105 49,5105-49, 5170 | Зеленая/белая Коричневая/белая |
': : Г'- | Ремонтные размеры | |
Номинальный | 50,004-50,017 | Коричневая, зеленая |
1-й ремонтный | 49,754-49,767 | Коричневая/синяя, зеленая/синяя |
2-й ремонтный | 49,504-49,517 | Коричневая/белая, зеленая/белая |
ШИРИНА ВКЛАДЫША КОРЕННОГО ПОДШИПНИКА Таблица 5.7
С УПОРНЫМИ ПОЛУКОЛЬЦАМИ
Размер вкладыша | Толщина, мм | Цветовая маркировка |
Номинальный | 22,850-22,900 | Коричнево-зеленая |
1-й ремонтный | 23,050-23,100 | Коричневая/синяя |
2-й ремонтный | 23,250-23,300 | Зеленая/синяя |
23. Измерьте микрометром диаметр Dh коренных шеек коленчатого вала (табл. 5.6). Фактический зазор между вкладышами коренных подшипников и коренными лейками коленчатого вала определяется по методике, изложенной для шатунных зкладышей. Допустимый зазор коренного подшипника коленчатого вала составляет Э,007-0,036 мм для двигателя Z 10 ХЕР л 0,007-0,031 мм для двигателей Z 12 ХЕР л, 14 ХЕР.
Если фактический расчетный зазор меньше предельно допустимого, можно снова использовать вкладыши, которые были установлены.
Если зазор больше предельно допустимого, можно заменить вкладыши на этих шейках новыми номинальной толщины, подходящего класса.
Если шейки коленчатого вала изношены и перешлифованы до ремонтного размера, замените вкладыши ремонтными (увеличенной толщины).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ_________________
При перешлифовке шатунных и коренных шеек коленчатого вала на ремонтный размер на первой щеке коленчатого вала необходимо поставить соответствующее клеймо, например «Ш 0,25» и «К 0,25» соответственно.
24. Установите вкладыш с упорными полукольцами на коренную шейку коленчатого вала... |
25. ...и измерьте осевой зазор коленчатого вала. Допустимый осевой зазор коленчатого вала составляет 0,100-0,202 мм. Если измеренный зазор больше предельно допустимого, замените вкладыш с упорными полукольцами одного из ремонтных размеров (табл. 5.7).
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст