Рычаги поворотного кулака автомобиля ЗИЛ-130
Рычаги поворотного кулака автомобиля ЗИЛ-130
С целью использования поворотных кулаков ЗИЛ-130 на грузовых автомобилях ЗИЛ-164А первоначально на новых автомобилях устанавливали рычаги, у которых размеры посадочного конуса были такие же, как и у рычагов автомобиля ЗИЛ-164А. Однако при дорожных испытаниях и эксплуатации в особо тяжелых дорожных условиях в отдельных случаях рычаги ломались.
Исследование нагруженности рулевого привода показало, что гидроусилитель рулевого механизма и высокие скорости движения автомобиля ЗИЛ-130 создают значительные нагрузки на детали привода при эксплуатации. Поэтому у рычагов поворотного кулака был увеличен диаметр сечения заделки. Кривые усталости рычагов до и после усиления при испытании их в симметричном цикле нагружения приведены на рис. 66. Увеличение диаметра конусной части в сечении заделки с 35 до 41 мм привело к повышению предела выносливости приблизительно в 1,4 раза. Расчет по накопленному усталостному повреждению с учетом полученных кривых усталости и распределения эксплуатационных нагрузок, пересчитанного на 100 тыс. км пробега (рис. 66), показал, что долговечность усиленных рычагов возросла более чем в 6 раз. Это было подтверждено последующими программными
испытаниями рычагов обоих размеров, результаты которых показали также, что эксплуатационная долговечность усиленных поворотных рычагов достаточна. Разрушения их в эксплуатации не отмечались.
Расчетные напряжения в поворотных рычагах от действия максимального расчетного момента на валу сошки приведены в табл. 60.
60. Расчетные напряжения в рычагах поворотного кулака
Рычаг поворотного кулака | Наибольший диаметр рычага в сечении заделкн в мм | Напряжение изгиба в КГС/СМ2 | Напряжение кручения в кгс/см2 |
До усиления: | |||
нижнии | 35,25 | 7150 | 250 |
верхний | 35,25 | 6300 | 326 |
После усиления: | |||
нижний . ... | 41,25 | 4350 | 0 |
верхний | 41,25 | 4000 | 204 |
Поперечная рулевая тяга
Опыт эксплуатации шарниров поперечных рулевых тяг с эксцентричными боковыми вкладышами, применявшихся на ранее выпускавшихся автомобилях ЗИЛ, показал, что в шарнирах такой конструкции часто ломаются пружины и быстро появляется повышенный зазор. Поэтому для автомобиля ЗИЛ-130 был раз-работай шарнир, обладающий значительно большей надежностью.
В связи с тем что шаровой палец, устанавливавшийся в шарниры старой конструкции, обладает достаточной усталостной и статической прочностью, он был применен на автомобиле ЗИЛ-130. Предел выносливости этого шарового пальца в среднем в 1,5 раза выше, чем у остальных деталей рулевого привода автомобиля ЗИЛ-130. Благодаря использованию единого шарового пальца удалось обеспечить взаимозаменяемость шарниров новой и старой конструкций.
Ниже приведены результаты расчета деталей поперечной рулевой тяги при действии максимального расчетного момента на валу сошки:
Напряжения шарового пальца в сечении наибольшего диаметра в заделке в кгс/см2:
изгиба. . . . . . . . . 3100
среза. . . . . . . . . . . ..285
Напряжение смятия в шарнире поперечной тяги в кгс/см2 400 Напряжение сжатия в поперечной тяге в кгс/см2 315
Запас продольной устойчивости поперечной тяги 3,24
Примечание. При расчете на смятие учитывалась только поверхность трения верхнего вкладыша, воспринимающего в основном нагрузки в шарнире.
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст