Уплотнение подшипников карданного вала автомобиля ЗИЛ-130
Уплотнение подшипников карданного вала автомобиля ЗИЛ-130
Долговечность карданных шарниров с пробковым торцовым и войлочным радиальным уплотнениями на самосвалах ЗИЛ-ММЗ-585 и на трехосных автомобилях ЗИЛ-151 составляла
12—15 тыс. км. При модернизации автомобилей была разработана новая конструкция уплотнения 1 (рис. 19, а), которую впоследствии применили на автомобилях ЗИЛ-130.
Введение указанного уплотнения позволило повысить долговечность карданного шарнира до 20—30 тыс. км. Опыт эксплуатации показал, что основным недостатком этого уплотнения является недостаточно эффективное удаление отработанной смазки и продуктов износа из подшипника при пополнении смазки через масленку. В связи с этим при дальнейшем повышении надежности
автомобилей ЭИЛ-130 была разработана новая конструкция уплотнения карданного шарнира (рис. 19, б), состоящего из однокромочного резинового
самоподжимного сальника 2 радиального уплотнения и двухкромочного резинового сальника 3 торцового уплотнения. Сальник радиального уплотнения установлен в подшипник таким образом, что во время смазки шарнира отработанная смазка и продукты износа могут выходить из подшипника. В этом случае отпадает необходимость в установке предохранительного клапана на крестовине.
Для сравнительных испытаний уплотнений подшипника карданного вала в условиях максимальной загрязненности и запыленности были созданы две специальные установки, схемы которых одинаковы (рис. 20). При этих испытаниях карданный вал с испытуемыми шарнирами устанавливается в герметичной камере, в которую закладывается соответствующая смесь.
Рис. 19. Уплотнения подшипника крестовины карданного вала автомобилей ЗИЛ-164А и ЗИЛ-130
Рис. 20. Схема установки для испытания уплотнений карданных шарниров:
1 — электродвигатель; 2 — коробка передач; 3 — испытуемый карданный вал; 4 — герметичная камера; 5 — гидротормоз
Для испытаний в условиях максимальной загрязненности грязевую камеру заполняли смесью следующего состава (по массе): 3 ч. тощего песка (Т 50/200), 7 ч. жирного песка (Ж 200/270) и 4 ч. воды. Испытуемый вал устанавливали горизонтально под углом а = 15° к осям электродвигателя и гидротормоза. Испытания велись при частоте вращения карданного вала 720—730 об/мин и нагрузке 20—21 кгс-м.
Были проведены испытания с применением смазок двух видов: 1) смазка трансмиссионным маслом ТАп-15 (ГОСТ 8412—57) производилась каждые 24—25 ч испытаний через масленку до момента появления масла с внешней стороны сальника; 2) консистентная смазка 158 (МРТУ 12Н-139—64) закладывалась при сборке в подшипник (4—5 г) и в процессе испытаний не добавлялась (сквозные отверстия в шипах крестовины при этом были заглушены).
Шарнир осматривали первый раз через 150 ч и в дальнейшем через 250, 350, 400 и 425 ч работы.
Для испытаний в условиях максимальной запыленности герметичная пылевая камера до половины высоты заполнялась смесью из суглинка и песка. Карданный вал устанавливали под углом 12° к осям электродвигателя и гидротормоза. Испытания проводились при частоте вращения карданного вала 960 об/мин и нагрузке 8 кгс-м. Шарниры смазывали через каждые 50 ч испытаний маслом ТАп-15.
27. Результаты испытания сальников кардана в грязевой камере
Уплотнение | Смазка | Время работы до разрушения в ч | Состояние шарнира после испытания |
Однокромоч | Трансмис | 441 | Разрушение уплотнения и попадание |
ный перевер | сионное | грязи в один подшипник. Каналы в кре | |
нутый | масло | стовине чистые | |
сальник с торцовым | ТАп-15 | 447 | Полное разрушение одного шипа крестовины и подшипника |
\плотненнем | 505 | Снят в работоспособном состоянии | |
То же | Консистент ная смазка 158 | 443 468 | Срез донышка колпачка одного подшипника и проникновение грязи в него Имеется грязь между рабочими кромками торцового уплотнения этого подшипника Разрушение одного шипа и большой износ противоположного шипа. Уплотнения и подшипники этих двух шипов разрушены |
Двух кро | Трансмис | 120—125 | Во всех подшипниках имеется грязь. |
мочный | сионное | Отверстия в шипах забиты грязевой | |
сальник | масло ТАп-15 | пробкой, уплотнения и подшипники разрушены |
28. Результаты испытаний сальников кардана в пылевой камере (смазка — трансмиссионное масло ТАп-15)
Уплотнение | Время до разрушения в ч | Состояние шарнира после испытания |
О днок ромоч н ы й перевернутый сальник с торцовым уплотнением | 245 277 | Отсутствие смазки и наличие пыли в двух подшипниках, большой износ игл, разрушение уплотнений этих подшипников Отсутствие смазки и наличие пыли в одном подшипнике. Торцовое уплотнение одного подшипника и масляный канал крестовины забиты грязью |
Двухкромочный сальник | 50-78 | Подшипники и шипы сухие. Отверстия в шипах забиты грязью Уплотнения разрушены |
Результаты испытаний в условиях максимальной загрязненности и запыленности приведены в табл. 27 и 28.
На основании стендовых испытаний установлено следующее: долговечность опытного уплотнения (см. рис. 19, б) карданного шарнира при работе в условиях максимальной загрязненности и запыленности как на трансмиссионном масле ТАп-15, так и на консистентной смазке 158 более чем в 3 раза превышает долговечность уплотнения, изображенного на рис. 19, о.
При испытании опытного уплотнения подшипника карданного вала на автомобилях результаты стендовых испытаний были подтверждены. В условиях полигона НАМИ пробег автомобилей ЗИЛ-130 с новым уплотнением карданных подшипников составил 200 тыс. км. Это уплотнение было рекомендовано для постановки на производство.
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст