ЗИЛ-131 и его модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (1980 год) — часть 21

ния р е г у л и р о в о ч н о г о в и н т а

30

(см. рис. 6 5 ) , т а к к а к это не т р е -

б у е т р а з б о р к и р у л е в о г о м е х а н и з м а .

П р и в р а щ е н и и в и н т а п о х о д у ч а с о в о й с т р е л к и у с и л и е б у д е т

у в е л и ч и в а т ь с я , а при в р а щ е н и и п р о т и в х о д а ч а с о в о й с т р е л к и —
у м е н ь ш а т ь с я .

Н е с о о т в е т с т в и е у с и л и й н а о б о д е к о л е с а при в т о р о м п о л о ж е н и и

у к а з а н н о й в ы ш е в е л и ч и н е в ы з ы в а е т с я п о в р е ж д е н и я м и д е т а л е й
у з л а ш а р и к о в о й г а й к и , при п е р в о м п о л о ж е н и и — т е м и ж е причи-

нами, а т а к ж е н е п р а в и л ь н ы м п р е д в а р и т е л ь н ы м н а т я г о м у п о р н ы х

ш а р и к о п о д ш и п н и к о в

13.

Д л я р е г у л и р о в к и у с и л и я при п е р в о м п о л о ж е н и и с л е д у е т час-

тично р а з о б р а т ь р у л е в о й м е х а н и з м , д л я т о г о ч т о б ы п о д т я н у т ь

г а й к у

19.

РАЗБОРКА РУЛЕВОГО МЕХАНИЗМА

Р а з б и р а т ь и с о б и р а т ь р у л е в о й м е х а н и з м , т а к ж е к а к и насос,

м о ж е т т о л ь к о в с л у ч а е н е о б х о д и м о с т и к в а л и ф и ц и р о в а н н ы й м е х а -
ник в у с л о в и я х полной ч и с т о т ы .

П е р е д р а з б о р к о й р у л е в о й м е х а н и з м д о л ж е н б ы т ь с н я т с авто-

м о б и л я , д л я чего с л е д у е т :

— о т в е р н у т ь г а й к у

37

(см. рис. 6 5 ) и с н я т ь при п о м о щ и с ъ е м -

ника с о ш к у ; с к о л а ч и в а н и е сошки м о ж е т в ы з в а т ь п о л о м к у д е т а л е й ;

— о т в е р н у т ь п р о б к у с м а г н и т о м и с л и т ь м а с л о ; д л я б о л е е пол-

ного с л и в а п о в е р н у т ь р у л е в о е к о л е с о 2 — 3 р а з а о т о д н о г о к р а й н е ю
п о л о ж е н и я д о д р у г о г о ;

— о т с о е д и н и т ь ш л а н г и , с л и т ь о с т а в ш е е с я в н а с о с е м а с л о ;
— о т с о е д и н и т ь к а р д а н н ы й в а л , в ы н у в ш п л и н т , о т в е р н у в гай-

ку к л и н а

9

(см. рис. 6 3 ) и в ы к о л о т и в клин;

— о т в е р н у т ь п я т ь б о л т о в , к р е п я щ и х к а р т е р р у л е в о г о м е х а -

низма к р а м е ;

— т щ а т е л ь н о ' о ч и с т и т ь и п р о м ы т ь н а р у ж н у ю п о в е р х н о с т ь р у л е -

вого м е х а н и з м а ;

— с л и т ь о с т а т к и м а с л а , п е р е в е р н у в р у л е в о й м е х а н и з м к л а п а -

ном вниз и п о в о р а ч и в а я винт 7 (см, рис. 6 5 ) 2 — 3 р а з а от о д н о г о
к р а й н е г о п о л о ж е н и я д о д р у г о г о .

Р а з б и р а т ь и п р о в е р я т ь

р у л е в о й

м е х а н и з м н а д о в с л е д у ю щ е м

п о р я д к е :

1. С н я т ь б о к о в у ю к р ы ш к у в м е с т е с в а л о м сошки, о т в е р н у в

с е м ь б о л т о в . П р и в ы н и м а н и и в а л а с о ш к и н е о б х о д и м о з а ч и с т и т ь

его ш л и ц е в о й к о н е ц и с о б л ю д а т ь о с т о р о ж н о с т ь , ч т о б ы н е п о в р е д и т ь
с а л ь н и к и у п л о т н и т е л ь н о е к о л ь ц о .

2 . С н я т ь в е р х н ю ю

к р ы ш к у , о т в е р н у в ч е т ы р е б о л т а ; п р и с н я т и и

к р ы ш к и с о б л ю д а т ь о с т о р о ж н о с т ь ,

ч т о б ы н е п о в р е д и т ь с а л ь н и к и

у п л о т н и т е л ь н о е к о л ь ц о .

3 . С н я т к о р п у с к л а п а н а у п р а в л е н и я в м е с т е с в и н т о м , п о р ш н е м -

рейкой и п р о м е ж у т о ч н о й к р ы ш к о й , о т в е р н у в ш е с т ь б о л т о в .

-154

4. Снять н и ж н ю ю к р ы ш к у , о т в е р н у в шесть болтов'.
5. П р о в е р и т ь з а т я ж к у гайки

19

упорных ш а р и к о п о д ш и п н и к о в .

Момент, необходимый д л я п р о в о р а ч и в а н и я корпуса к л а п а н а управ-
ления относительно винта, д о л ж е н б ы т ь равен 6 — 8 , 5 к г с - м .

6. В с л у ч а е несоблюдения условий п. 5 о т р е г у л и р о в а т ь за-

т я ж к у гайки, а при п о в р е ж д е н и и ш а р и к о п о д ш и п н и к о в з а м е -
нить их. Д л я р е г у л и р о в к и з а т я ж к и гайки п р е д в а р и т е л ь н о от-
ж а т ь б у р т и к гайки, в д а в л е н н ы й в к а н а в к у винта, о б е р е г а я р е з ь б у
винта от п о в р е ж д е н и я , о т в е р н у т ь гайку, з а ч и с т и т ь паз в винте

и

р е з ь б у в гайке.

Коническая д и с к о в а я п р у ж и н а д о л ж н а б ы т ь у с т а н о в л е н а ме-

ж д у шарикоподшипником и гайкой вогнутой стороной к шарико-
подшипнику.

П о с л е р е г у л и р о в к и з а т я ж к и гайки е е буртик д о л ж е н б ы т ь в д а в -

лен без р а з р ы в а в паз винта; в ы д а в к а д о л ж н а б ы т ь з а к р у г л е н н о й ,

без о с т р ы х углов.

7. П р о в е р и т ь осевое п е р е м е щ е н и е р е г у л и р о в о ч н о г о винта

30

(см. рис. 65) в в а л е сошки. Если перемещение п р е в ы ш а е т 0,15 мм,

з а м е н и т ь р е г у л и р о в о ч н у ю ш а й б у

27,

д о в е д я п е р е м е щ е н и е до ве-

личины 0 , 0 2 — 0 , 0 8 мм.

8. Проверить, нет ли осевого перемещения ш а р и к о в о й гайки

относительно поршня-рейки. В с л у ч а е необходимости п о д т я н у т ь
или з а м е н и т ь д в а у с т а н о в о ч н ы х винта и р а с к е р н и т ь их (см. н и ж е

п о д р а з д е л « С б о р к а р у л е в о г о м е х а н и з м а » , п. 5 ) .

9. П р о в е р и т ь п о с а д к у ш а р и к о в о й гайки на средней части винта.

В р а щ е н и е гайки на винте д о л ж н о происходить без з а е д а н и й , а
осевое п е р е м е щ е н и е относительно винта не д о л ж н о п р е в ы ш а т ь
0,3 мм.

10. В с л у ч а е несоблюдения условий, у к а з а н н ы х в п. 9, з а м е н и т ь

ш а р и к и или весь комплект ( ш а р и к о в а я гайка и винт с ш а р и к а м и ) ,
д л я чего: а) о т в е р н у т ь д в а у с т а н о в о ч н ы х винта

42,

к р е п я щ и х ша-

р и к о в у ю гайку, при помощи специального к л ю ч а с д о с т а т о ч н о
б о л ь ш и м плечом; б) в ы н у т ь из поршня-рейки ш а р и к о в у ю гайку
с винтом, п р и д е р ж и в а я от в ы п а д а н и я ж е л о б к и и ш а р и к и ; в) снять

ж е л о б к и и, п о в о р а ч и в а я винт относительно гайки в ту и д р у г у ю

сторону, у д а л и т ь ш а р и к и ; г) снять" п р о м е ж у т о ч н у ю к р ы ш к у .

11. При п о в р е ж д е н и и винтовых беговых к а н а в о к гайки или

винта з а м е н и т ь их.

12. В с л у ч а е з а м е н ы к о м п л е к т а г а й к а — винт с ш а р и к а м и

комплектность при сборке н а р у ш а т ь нельзя, т а к

к а к и х п о д б и р а ю т

н а

з а в о д е и н д и в и д у а л ь н о .

13. В

с л у ч а е з а м е н ы т о л ь к о ш а р и к о в

на

больший

р а з м е р б р а т ь

ш а р и к и

одной р а з м е р н о й группы (с р а з н о р а з м е р н о с т ь ю

не

б о л е е

0,002 м м ) .

У с т а н о в к а ш а р и к о в , и м е ю щ и х отклонения по

д и а м е т р у

более

0,002 м м ,

м о ж е т привести к п о л о м к е ш а р и к о в и з а к л и н и в а н и ю ру-

л е в о г о у п р а в л е н и я .

П о р я д о к сборки ш а р и к о в о й гайки см. н и ж е .

-155

14. П о с л е з а м е н ы ш а р и к о в г а й к а

8

(см. рис. 65) д о л ж н а пово-

р а ч и в а т ь с я в с р е д н е й ч а с т и в и н т а п о д д е й с т в и е м к р у т я щ е г о мо-
м е н т а 3 — 8 к г с - м , а п о к р а я м в и н т а п о с а д к а д о л ж н а б ы т ь сво-
б о д н о й .

СБОРКА РУЛЕВОГО МЕХАНИЗМА

1. П е р е д с б о р к о й в с е д е т а л и н а д о т щ а т е л ь н о п р о м ы т ь и про-

с у ш и т ь . Н е л ь з я п р о т и р а т ь д е т а л и к о н ц а м и , т р я п к а м и , о с т а в л я ю -

щ и м и на д е т а л я х нитки, в о р с и н к и и т. п.

2 . В с е р е з и н о в ы е у п л о т н и т е л ь н ы е д е т а л и д о л ж н ы б ы т ь осмот-

р е н ы и, если т р е б у е т с я , з а м е н е н ы .

3 . М о м е н т з а т я ж к и д о л ж е н б ы т ь р а в е н 2 , 1 — 2 , 8 к г с - м д л я

б о л т о в ' М 8 и 3 , 5 — 4 , 2 к г с - м д л я б о л т о в М 1 0 .

4 . П о р ш н е в ы е к о л ь ц а д о л ж н ы с в о б о д н о п е р е м е щ а т ь с я в к а н а в -

к а х п о р ш н я - р е й к и .

5 . Д л я с б о р к и ш а р и к о в о й г а й к и н'еобходимо: н а д е т ь н а винт

п р о м е ж у т о ч н у ю к р ы ш к у , у с т а н о в и т ь г а й к у н а н и ж н е м к о н ц е
в и н ? а , не и м е ю щ е м б у р т и к а , с о в м е с т и в о т в е р с т и я гайки, в к о т о р ы е
в х о д я т ж е л о б ы

9

(см. рис. 6 5 ) , с в и н т о в о й к а н а в к о й в и н т а ; з а л о -

ж и т ь 23 ш а р и к а ч е р е з о б р а щ е н н о е к б у р т и к у в и н т а о т в е р с т и е в
г а й к е , п о в о р а ч и в а я винт п р о т и в х о д а ч а с о в о й с т р е л к и , з а л о ж и т ь

в о с е м ь ш а р и к о в в с л о ж е н н ы е в м е с т е ж е л о б к и и п р е д о т в р а т и т ь

в ы п а д а н и е ш а р и к о в , з а м а з а в в ы х о д ы ж е л о б к о в с м а з к о й ; в л о ж и т ь

ж е л о б к и с ш а р и к а м и в г а й к у , п о в о р а ч и в а я в с л у ч а е н е о б х о д и м о -
сти винт; о б в я з а т ь г а й к у , ч т о б ы п р е д о т в р а т и т ь в ы п а д а н и е ж е л о б -
ков и з г а й к и ; п р о в е р и т ь м о м е н т в р а щ е н и я г а й к и н а с р е д н е й ч а с т и
в и н т а и в с л у ч а е н е о б х о д и м о с т и з а м е н и т ь ш а р и к и ; н а в е р н у т ь у с т а -
н о в о ч н ы е в и н т ы

42,

м о м е н т з а т я ж к и 5 — 6 к г с - м ; в н а ч а л е з а т я н у т ь

один винт, з а т е м в т о р о й , а потом р а с к е р н и т ь к а ж д ы й у с т а н о в о ч -

ный винт в д в у х м е с т а х п р о т и в к а н а в о к в п о р ш н е - р е й к е .

В с л у ч а е с о в п а д е н и я к а н а в к и в п о р ш н е - р е й к е со ш л и ц е м в и н т а

п о с л е д н и й д о л ж е н б ы т ь з а м е н е н . В ы с т у п а н и е в и н т о в или в ы д а в о к
н а д ц и л и н д р и ч е с к о й п о в е р х н о с т ь ю п о р ш н я - р е й к и н е д о п у с т и м о , т а к
к а к в ы з ы в а е т з а д и р ц и л и н д р а г и д р о у с и л и т е л я .

З а м к и п о р ш н е в ы х к о л е ц д о л ж н ы б ы т ь р а с п о л о ж е н ы п о д у г л о м

9 0 ° один к д р у г о м у и у с т а н о в л е н ы с и м м е т р и ч н о в в е р х н е й ч а с т и

ц и л и н д р а . ,

6 . Н е л ь з я н а р у ш а т ь при р а з б о р к е к о м п л е к т н о с т ь з о л о т н и к а ре-

а к т и в н ы х п л у н ж е р о в и к о р п у с а к л а п а н а у п р а в л е н и я , т а к к а к они
п о д о б р а н ы н а з а в о д е и н д и в и д у а л ь н о .

В с л у ч а е п е р е б о р к и к л а п а н а у п р а в л е н и я н а д о с л е д и т ь з а т е м ,

ч т о б ы в ы т о ч к а н а т о р ц е з о л о т н и к а б ы л а о б р а щ е н а в в е р х о т с р е д -

него б у р т и к а винта, а ф а с к и на р е а к т и в н ы х п л у н ж е р а х

40

— на-

р у ж у . З о л о т н и к и р е а к т и в н ы е п л у н ж е р ы д о л ж н ы п е р е м е щ а т ь с я в

к о р п у с е к л а п а н а у п р а в л е н и я п л а в н о , б е з з а е д а н и й .

7 . С а л ь н и к в а л а сошки при с б о р к е н а д о з а щ и щ а т ь о т п о в р е ж -

д е н и я ш л и ц а м и в а л а . О к о н ч а т е л ь н у ю з а п р е с с о в к у с а л ь н и к а

3 4

-156

с о ш к и п р о в о д я т в м е с т е с у п о р н ы м к о л ь ц о м

35,

м а н ж е т о й

36,

ш а й -

бой и с т о п о р н ы м к о л ь ц о м до м о м е н т а з а щ е л к и в а н и я с т о п о р н о г о
к о л ь ц а в к а н а в к е . С т о п о р н о е к о л ь ц о д о л ж н о войти в к а н а в к у к а р -

т е р а п о в с е м у п е р и м е т р у .

8. В с о б р а н н о м р у л е в о м м е х а н и з м е п о с л е п о в о р о т а р у л е в о г о

в и н т а 7 до у п о р а п о р ш н я в о б е с т о р о н ы п р и л о ж и т ь д о п о л н и т е л ь -

ный в р а щ а ю щ и й м о м е н т к винту, д о б и в ш и с ь п е р е м е щ е н и я е г о в

о с е в о м н а п р а в л е н и и . П р у ж и н ы

3 9

д о л ж н ы о б е с п е ч и в а т ь его воз-

в р а т в и с х о д н о е п о л о ж е н и е .

9. Р е г у л и р о в о ч н ы й винт

30

о т р е г у л и р о в а т ь т а к , ч т о б ы при пе-

р е х о д е ч е р е з с р е д н е е п о л о ж е н и е м о м е н т в р а щ е н и я в и н т а 7 б ы л
б о л ь ш е э т о г о ж е м о м е н т а д о р е г у л и р о в к и , р а в н о г о 1 0 — 1 5 к г с - м .
П р и этом м о м е н т при п е р е х о д е ч е р е з с р е д н е е п о л о ж е н и е д о л ж е н
б ы т ь н е б о л е е 5 0 к г с - м . П о с л е р е г у л и р о в к и винт

3 0

з а к о н т р и т ь

к о н т р г а й к о й ( м о м е н т з а т я ж к и д о л ж е н б ы т ь р а в е н 4 — 4 , 5 к г с - м )
и з а т е м п р о в е р и т ь в т о р и ч н о м о м е н т п о в о р о т а в и н т а р у л е в о г о уп-
р а в л е н и я .

10. П о в о р о т в а л а с о ш к и о т о д н о г о к р а й н е г о п о л о ж е н и я д о д р у -

гого д о л ж е н п р о и с х о д и т ь при п р и л о ж е н и и к н е м у м о м е н т а не бо-
л е е 8 к г с • м .

РАЗБОРКА И ПРОВЕРКА НАСОСА

П е р е д р а з б о р к о й н а с о с н а д о с н я т ь с а в т о м о б и л я , п р е д в а р и -

т е л ь н о с л и в из н а с о с а м а с л о , о ч и с т и в и п р о м ы в е г о н а р у ж н у ю по-

в е р х н о с т ь .

П о р я д о к р а з б о р к и и п р о в е р к и н а с о с а с л е д у ю щ и й :

1. С н я т ь к р ы ш к у б а ч к а и ф и л ь т р ы .

2 . С н я т ь б а ч о к , о т в е р н у в ч е т ы р е б о л т а .
3 . У с т а н о в и т ь н а с о с т а к , ч т о б ы его в а л б ы л р а с п о л о ж е н верти-

к а л ь н о , а ш к и в н а х о д и л с я в н и з у , и с н я т ь к р ы ш к у н а с о с а , о т в е р -
н у в ч е т ы р е б о л т а . П р и с н я т и и к р ы ш к и у д е р ж а т ь к л а п а н о т вы-
п а д а н и я .

4 . О т м е т и т ь п о л о ж е н и е р а с п р е д е л и т е л ь н о г о д и с к а относи-

т е л ь н о с т а т о р а и с н я т ь его со ш т и ф т о в .

5 . О т м е т и т ь п о л о ж е н и е с т а т о р а о т н о с и т е л ь н о к о р п у с а н а с о с а

и с н я т ь с т а т о р ( с т р е л к а н а с т а т о р е у к а з ы в а е т н а п р а в л е н и е в р а -
щ е н и я в а л а н а с о с а ) .

6. С н я т ь р о т о р в м е с т е с л о п а с т я м и .
С т а т о р , р о т о р и л о п а с т и н а с о с а п о д о б р а н ы на з а в о д е индиви-

д у а л ь н о , п о э т о м у и х к о м п л е к т н о с т ь при р а з б о р к е н а р у ш а т ь

н е л ь з я .

Н е л ь з я т а к ж е м е н я т ь м е с т а м и л о п а с т и .
П р и з а м е н е с т а т о р а , р о т о р а и л о п а с т е й з а м е н я т ь и х т о л ь к о

к о м п л е к т н о .

7. В с л у ч а е к р а й н е й н е о б х о д и м о с т и с н я т ь ш к и в , с т о п о р н о е

к о л ь ц о и в а л н а с о с а в м е с т е с п е р е д н и м п о д ш и п н и к о м .

-157

8. П р о в е р и т ь л е г к о с т ь п е р е м е щ е н и я п е р е п у с к н о г о к л а п а н а в

к р ы ш к е н а с о с а и о т с у т с т в и е з а б о и н или и з н о с а . К л а п а н и к р ы ш к а
насоса п о д о б р а н ы н а з а в о д е и н д и в и д у а л ь н о , п о э т о м у и х к о м п л е к т -
ность при р а з б о р к е н а р у ш а т ь н е л ь з я . В с л у ч а е н е о б х о д и м о с т и

з а ч и с т и т ь з а б о и н ы или з а м е н и т ь д е т а л и к о м п л е к т н о .

9. П р о в е р и т ь з а т я ж к у с е д л а

16

(см. рис. 6 8 ) п р е д о х р а н и т е л ь -

ного к л а п а н а и, если т р е б у е т с я , п о д т я н у т ь его.

10. П р о в е р и т ь , нет л и г р я з и в о в с е х к а н а л а х д е т а л е й н а с о с а ,

и о ч и с т и т ь к а н а л ы .

11. П р о в е р и т ь , нет ли з а д и р о в или износа на т о р ц о в ы х п о в е р х -

ностях р о т о р а , к о р п у с а и р а с п р е д е л и т е л ь н о г о д и с к а . В с л у ч а е не-

з н а ч и т е л ь н ы х з а д и р о в или износа п р и т е р е т ь эти п о в е р х н о с т и н а

плите, п о с л е ч е г о д е т а л и т щ а т е л ь н о промыть'.

12. П р о в е р и т ь , с в о б о д н о ли п е р е м е щ а ю т с я л о п а с т и в п а з а х

р о т о р а и не и з н о ш е н ы ли они ч р е з м е р н о .

СБОРКА НАСОСА

1. С о б л ю д а т ь т р е б о в а н и я , у к а з а н н ы е в р а з д е л е « С б о р к а р у л е -

вого м е х а н и з м а » (см. пп. 1 — 3 ) .

2. У с т а н о в и т ь с т а т о р , р о т о р с л о п а с т я м и и р а с п р е д е л и т е л ь н ы й

д и с к в с о о т в е т с т в и и с м е т к а м и , н а н е с е н н ы м и при р а з б о р к е , и
с т р е л к о й , у к а з ы в а ю щ е й н а п р а в л е н и е в р а щ е н и я . П р и этом ф а с к а
ш л и ц е в о г о о т в е р с т и я д о л ж н а б ы т ь о б р а щ е н а к к о р п у с у н а с о с а .

3. У с т а н о в и т ь к р ы ш к у с п е р е п у с к н ы м к л а п а н о м . Ш е с т и г р а н н и к

с е д л а к л а п а н а д о л ж е н б ы т ь о б р а щ е н в н у т р ь о т в е р с т и я .

4 . М о м е н т з а т я ж к и б о л т о в , к р е п я щ и х б а ч о к , д о л ж е н б ы т ь

р а в е н 0 , 6 — 0 , 8 к г с - м .

5 . М о м е н т з а т я ж к и г а й к и , к р е п я щ е й ш к и в н а с о с а , д о л ж е н

б ы т ь р а в е н 5 , 0 — 6 , 5 к г с - м .

6 . В а л н а с о с а д о л ж е н в р а щ а т ь с я с в о б о д н о , б е з з а е д а н и й .

ПРОВЕРКА ДАВЛЕНИЯ, РАЗВИВАЕМОГО НАСОСОМ

П р о в е р к у вести, у с т а н о в и в м е ж д у н а с о с о м и ш л а н г о м в ы с о к о г о

д а в л е н и я с п е ц и а л ь н о е п р и с п о с о б л е н и е (рис. 6 9 ) , и м е ю щ е е мано-

м е т р с о ш к а л о й д о 8 0 к г с / с м

2

и в е н т и л ь , з а к р ы в а ю щ и й п о д а ч у

м а с л а к г и д р о у с и л и т е л ю .

Д л я п р о в е р к и н а д о о т к р ы т ь в е н т и л ь и п о в е р н у т ь к о л е с а д о

у п о р а ; д а в л е н и е м а с л а при м а л о й ч а с т о т е в р а щ е н и я к о л е н ч а т о г о

в а л а д в и г а т е л я д о л ж н о б ы т ь н е м е н е е 6 0 к г с / с м

2

.

Е с л и д а в л е н и е м а с л а м е н ь ш е 6 0 к г с / с м

2

, т о н а д о м е д л е н н о з а -

в е р н у т ь в е н т и л ь , с л е д я з а у в е л и ч е н и е м д а в л е н и я п о м а н о м е т р у .
П р и и с п р а в н о м н а с о с е д а в л е н и е д о л ж н о п о д н я т ь с я и б ы т ь н е ме-

нее 65 к г с / с м

2

. В э т о м с л у ч а е н е и с п р а в н о с т ь н е о б х о д и м о и с к а т ь

в м е х а н и з м е р у л е в о г о у п р а в л е н и я . Е с л и д а в л е н и е н е у в е л и ч и -
в а е т с я , т о н е и с п р а в е н н а с о с .

-158

Е с л и д а в л е н и е при з а к р ы т о м в е н т и л е б о л ь ш е д а в л е н и я , кото-

рое б ы л о при о т к р ы т о м в е н т и л е , но н и ж е 60 к г с / с м

2

, то н е и с п р а в н ы

о б а у з л а ,

Рис. 69. Схема проверки давления, развиваемого

насосом гидроусилителя рулевого управления:

1 — насос гидроусилителя;

2

— шланг низкого давления

насоса: 3 — вентиль;

4

— манометр; 5 — рулевой меха-

низм;

6

— шланг высокого д а в л е н и я ;

7

— шланг низкого

давления рулевого управления

П р и п р о в е р к е н е л ь з я б о л е е 15 с д е р ж а т ь в е н т и л ь з а к р ы т ы м , а

к о л е с а — п о в е р н у т ы м и до у п о р а . П р о в е р к у н а д о вести при темпе-

р а т у р е м а с л а в б а ч к е 6 5 — 7 5 ° С .

В

с л у ч а е н е о б х о д и м о с т и м а с л о

м о ж е т б ы т ь н а г р е т о п о в о р о т о м

к о л е с о т у п о р а д о у п о р а с у д е р ж а н и е м и х у

у п о р о в к а ж д ы й р а з

не б о л е е 15 с.

ПРОВЕРКА СВОБОДНОГО ХОДА РУЛЕВОГО КОЛЕСА

У г л о в о й с в о б о д н ы й х о д р у л е в о г о к о л е с а п р о в е р я ю т при р а б о т е

д в и г а т е л я в р е ж и м е х о л о с т о г о х о д а , п о к а ч и в а я р у л е в о е к о л е с о

в

т у и д р у г у ю с т о р о н у д о н а ч а л а п о в о р о т а у п р а в л я е м ы х колес. Уг-
л о в о й с в о б о д н ы й х о д р у л е в о г о к о л е с а а в т о м о б и л я при р а б о т е дви-

-159

г а т е л я в р е ж и м е х о л о с т о г о х о д а н е д о л ж е н п р е в ы ш а т ь 2 5 ° ( у но-

в о г о а в т о м о б и л я 1 5 ° ) .

С в о б о д н ы й х о д с л е д у е т п р о в е р я т ь н а а в т о м о б и л е , у с т а н о в и в

п е р е д н и е к о л е с а п р я м о . П р и н а л и ч и и с в о б о д н о г о х о д а р у л е в о г о
к о л е с а б о л е е д о п у с т и м о г о н е о б х о д и м о о п р е д е л и т ь , з а счет к а к о г о

Рис. 70. Регулировка осевого зазора рулевого

колеса:

1 — гайка

у з л а п о л у ч а е т с я у в е л и ч е н н ы й с в о б о д н ы й х о д . Д л я э т о г о н а д о про-
в е р и т ь с о с т о я н и е р е г у л и р о в к и т я г у п р а в л е н и я , р е г у л и р о в к у ме-
х а н и з м а р у л е в о г о у п р а в л е н и я , з а з о р ы в к а р д а н н ы х с о ч л е н е н и я х
р у л е в о г о у п р а в л е н и я и з а т я ж к у к л и н ь е в к р е п л е н и я к а р д а н н о г о
в а л а .

П р и н а р у ш е н и и р е г у л и р о в к и м е х а н и з м а р у л е в о г о у п р а в л е н и я

и л и т я г с л е д у е т п р о в е с т и р е г у л и р о в к у . П р и н а л и ч и и п о в ы ш е н н ы х
з а з о р о в в к а р д а н н ы х с о ч л е н е н и я х к а р д а н н ы й в а л н е о б х о д и м о от-

р е м о н т и р о в а т ь или з а м е н и т ь .

У б е д и в ш и с ь в у д о в л е т в о р и т е л ь н о м с о с т о я н и и п е р е ч и с л е н н ы х

у з л о в , с л е д у е т п р о в е р и т ь з а т я ж к у г а й к и

1 9

у п о р н ы х п о д ш и п н и к о в

(см. рис. 6 5 ) .

О с е в о е п е р е м е щ е н и е р у л е в о г о к о л е с а н е д о п у с т и м о .
П р и н а л и ч и и о с е в о г о п е р е м е щ е н и я р у л е в о г о к о л е с а н е о б х о -

д и м о п о д т я н у т ь г а й к у 1 (рис. 7 0 ) , п р е д в а р и т е л ь н о р а з о г н у в усики

стопорной ш а й б ы . П о с л е р е г у л и р о в к и один и з у с и к о в с л е д у е т з а -
г н у т ь в п а з г а й к и . М о м е н т в р а щ е н и я в а л а р у л е в о г о у п р а в л е н и я ,
о т с о е д и н е н н о г о о т к а р д а н н о г о в а л а , д о л ж е н б ы т ь р а в е н 3 —
8 к г с - м . Ч р е з м е р н а я з а т я ж к а г-айки 1 с п о с л е д у ю щ и м ее о т в е р т ы -

в а н и е м д л я п о л у ч е н и я з а д а н н о г о м о м е н т а в р а щ е н и я в а л а 7 (см.
рис. 67) н е д о п у с т и м а , т а к к а к э т о м о ж е т в ы з в а т ь п о в р е ж д е н и е

п о д ш и п н и к а

4,

-160

Т е х н и ч е с к о е

о б с л у ж и в а н и е к о л е с н ы х т о р м о з о в

з а к л ю ч а е т с я

в р е г у л и р о в к е з а з о р о в м е ж д у к о л о д к а м и и б а р а б а н а м и , а т а к ж е
в осмотре, очистке тормозов и проверке креплений.

При осмотре необходимо п р о в е р я т ь с л е д у ю щ е е :

1. Н а д е ж н о с т ь крепления т о р м о з н ы х дисков к ц а п ф а м мостов.

2. З а т я ж к у г а е к колодок и гаек болтов крепления кронштей-

нов р а з ж и м н ы х к у л а ч к о в .

3. Состояние фрикционных н а к л а д о к : если расстояние от по-

верхностей н а к л а д о к до головок з а к л е п о к с о с т а в л я е т менее 0,5 мм,
то н а д о сменить т о р м о з н ы е н а к л а д к и ; необходимо п р е д о х р а н я т ь

н а к л а д к и от попадания на них м а с л а , т а к как фрикционные свой-
ства п р о м а с л е н н ы х н а к л а д о к нельзя полностью восстановить
чисткой и промывкой; если одну из н а к л а д о к левого или п р а в о г о
т о р м о з а необходимо заменить, то с л е д у е т з а м е н и т ь все н а к л а д к и

у обоих т о р м о з о в (и левого, и п р а в о г о ) .

4. Состояние осей колодок. Если колодки не в р а щ а ю т с я сво-

бодно на осях, то надо, не н а р у ш а я у с т а н о в к и осей, снять колодки,
очистить р а б о ч и е поверхности от р ж а в ч и н ы и с м а з а т ь их. тонким
слоем смазки. П о с л е установки колодок л и ш н ю ю с м а з к у у д а л и т ь .

• 5. В а л ы р а з ж и м н ы х к у л а к о в . В а л ы д о л ж н ы в р а щ а т ь с я в крон-

штейне свободно, без з а е д а н и й . С м а з ы в а ю т в а л ы в соответствии
с картой смазки. С л е д у е т иметь в виду, что количество смазки
д о л ж н о быть умеренным, т а к как л и ш н я я с м а з к а м о ж е т попасть
в тормоз.

6. Д е й с т в и е педали. П е д а л ь после н а ж а т и я д о л ж н а л е г к о воз-

в р а щ а т ь с я в исходное положение; если этого не происходит, то

н а д о проверить действие о т т я ж н о й п р у ж и н ы и перемещение д е т а -
лей привода тормозного крана, которое д о л ж н о быть свободным.

П Н Е В М А Т И Ч Е С К И Й П Р И В О Д Р А Б О Ч Е Й

Т О Р М О З Н О Й С И С Т Е М Ы

У С Т Р О Й С Т В О П Н Е В М А Т И Ч Е С К О Г О П Р И В О Д А

П р и в о д у п р а в л е н и я р а б о ч е й т о р м о з н о й с и с т е м ы .

У с и л и е ,

п р и -

к л а д ы в а е м о е водителем к педали, п е р е д а е т с я через систему рыча-
гов и тяг на тормозной кран.

С х е м а действия пневматического привода т о р м о з о в автомо-

биля и прицепа п о к а з а н а на рис. 74 и 75.

Компрессор — поршневого типа, непрямоточный, д в у х ц и л и н -

дровый, одноступенчатого с ж а т и я . Поршни а л ю м и н и е в ы е , с пла-

в а ю щ и м и п а л ь ц а м и : от осевого перемещения п а л ь ц ы в бобыш-

к а х поршня фиксируются стопорными кольцами. В о з д у х из воз-
д у ш н о г о ф и л ь т р а д в и г а т е л я п о с т у п а е т в ц и л и н д р ы компрессора
через п л а с т и н ч а т ы е впускные к л а п а н ы

21

(рис. 7 6 ) . С ж а т ы й порш-

нями в о з д у х вытесняется в п н е в м а т и ч е с к у ю систему через распо-
л о ж е н н ы е в головке цилиндров п л а с т и н ч а т ы е н а г н е т а т е л ь н ы е кла-
паны

13.

-170

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
7 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности