ЗИЛ-131 и его модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (1980 год) — часть 22
Система автомобиля
Система прицепа
Рис. 74.
Схема пневматического привода тормозов автомобиля с при-
цепом в отторможенном состоянии:
1
1 — компрессор; 2 — комбинированный тормозной кран; 3 — р а з о б щ и т е л ь н ы й
кран а в т о м о б и л я :
4 —
с о е д и н и т е л ь н а я г о л о в к а ; 5 — р а з о б щ и т е л ь н ы й кран при-
ц е п а ;
6
— в о з д у х о р а с п р е д е л и т е л ь прицепа; 7 — в о з д у ш н ы й б а л л о н прицепа; 8 —
колесный т о р м о з ; 9 — т о р м о з н ы е к а м е р ы ;
10
— в о з д у ш н ы й б а л л о н а в т о м о б и л я
Рис. 75.
Схема пневматического привода тормозов автомобиля с
прицепом
в
заторможенном состоянии (позиции те же, что на
рис. 74)
-171
Б л о к и головка о х л а ж д а ю т с я ж и д к о с т ь ю , подводимой из си-
стемы о х л а ж д е н и я д в и г а т е л я . Ж и д к о с т ь в систему о х л а ж д е н и я
компрессора п о д а е т с я из р у б а ш к и о х л а ж д е н и я впускного трубо-
провода д в и г а т е л я и с л и в а е т с я из головки во в с а с ы в а ю щ у ю по-
лость водяного насоса.
О т к л ю ч е н и е подачи в о з д у х а компрессором в п н е в м а т и ч е с к у ю
систему о с у щ е с т в л я е т с я с л е д у ю щ и м о б р а з о м . При д о с т и ж е н и и в
пневматической системе д а в л е н и я в о з д у х а 7,3—7,7 кгс/см
2
р е г у л я -
тор д а в л е н и я подает с ж а т ы й в о з д у х по к а н а л у
А
в б л о к е цилин-
д р а под п л у н ж е р ы
26
р а з г р у з о ч н о г о у с т р о й с т в а , которые, подни-
маясь, о т к р ы в а ю т впускные к л а п а н ы
21
д в у х цилиндров, прекра-
щ а я тем самым п о д а ч у в о з д у х а в п н е в м а т и ч е с к у ю систему, т а к
как в о з д у х п о л у ч а е т в о з м о ж н о с т ь свободно п е р е х о д и т ь из ци-
л и н д р а в цилиндр.
Когда д а в л е н и е в о з д у х а в пневматической системе снизится до
6,0—6,4 кгс/см
2
, р е г у л я т о р п р е к р а щ а е т п о д а ч у с ж а т о г о в о з д у х а
под п л у н ж е р ы р а з г р у з о ч н о г о у с т р о й с т в а . В о з д у х из-под п л у н ж е -
ров в ы х о д и т в а т м о с ф е р у ; п л у н ж е р ы под действием п р у ж и н ы ко-
р о м ы с л а о п у с к а ю т с я , о с в о б о ж д а я впускные к л а п а н ы , и. компрес-
сор снова н а ч и н а е т н а г н е т а т ь в о з д у х в п н е в м а т и ч е с к у ю систему.
М а с л о к т р у щ и м с я п о в е р х н о с т я м компрессора поступает по
т р у б к е из масляной м а г и с т р а л и д в и г а т е л я к з а д н е й к р ы ш к е кар-
т е р а компрессора и через у п л о т н и т е л ь по к а н а л а м коленчатого
в а л а — к ш а т у н н ы м подшипникам. Коренные шарикоподшипники,
п о р ш н е в ы е п а л ь ц ы и стенки цилиндров с м а з ы в а ю т с я р а з б р ы з г и -
ванием.
С л е д у е т р е г у л я р н о п р о в е р я т ь з а т я ж к у гаек, крепление компрес-
сора на г о л о в к е д в и г а т е л я , к р е п л е н и е шкива, н а т я ж е н и е привод-
ного ремня, з а т я ж к у гаек шпилек, к р е п я щ и х головку, и д р у г и х
к р е п е ж н ы х д е т а л е й .
Гайки шпилек, к р е п я щ и х г о л о в к у , с л е д у е т з а т я г и в а т ь равно-
мерно, в д в а приема. О к о н ч а т е л ь н ы й момент з а т я ж к и д о л ж е н
быть в п р е д е л а х 1,2—1,7 к г с - м . Ч е р е з 80 0 0 0 — 1 0 0 000 км пробега,
с о в м е щ а я с сезонным о б с л у ж и в а н и е м (весной), н а д о снимать
г о л о в к у компрессора д л я очистки поршней, к л а п а н о в , седел, плун-
ж е р о в , в о з д у ш н ы х к а н а л о в , а т а к ж е д л я проверки р а б о т ы и гер-
метичности к л а п а н о в и п л у н ж е р о в р а з г р у з о ч н о г о у с т р о й с т в а .
К л а п а н ы , не о б е с п е ч и в а ю щ и е герметичности, необходимо при-
т е р е т ь к с е д л а м , а сильно изношенные или п о в р е ж д е н н ы е з а м е -
нить новыми. Н о в ы е к л а п а н ы т а к ж е с л е д у е т притереть к с е д л а м
до получения непрерывного кольцевого контакта при проверке «на
к р а с к у » . Н е о б х о д и м о п р о в е р я т ь состояние у п л о т н и т е л ь н ы х колец
п л у н ж е р о в
26
р а з г р у з о ч н о г о у с т р о й с т в а и при необходимости за-
менять кольца. При этом надо с о б л ю д а т ь с л е д у ю щ и й порядок:
1. Пустить д в и г а т е л ь и довести д а в л е н и е в пневматической си-
стеме до 7 , 3 — 7 , 7 кгс/см
2
.
2. О с т а н о в и т ь д в и г а т е л ь .
3. Снять резиновый шланг, соединяющий воздушный фильтр
д в и г а т е л я с компрессором. При негерметичном р а з г р у з о ч н о м
-173
устройстве в п а т р у б к е подвода в о з д у х а к компрессору б у д е т про-
с л у ш и в а т ь с я х а р а к т е р н ы й шум пропускаемого в о з д у х а , а по ма-
нометру пневматической системы б у д е т о т м е ч а т ь с я некоторое па-
дение д а в л е н и я .
4:
Снизить д а в л е н и е в о з д у х а в пневматической системе до
6,0—6,4 кгс/см
2
, при этом п л у н ж е р ы б у д у т опущены.
5. Снять п а т р у б о к п о д в о д а в о з д у х а , в ы н у т ь п р у ж и н у и коро-
мысло. З а т е м поднять гнездо штока и снять его в м е с т е со што-
ком, после чего в ы н у т ь п л у н ж е р из своего г н е з д а крючком из про-
волоки, введя его в о т в е р с т и е д и а м е т р о м 2,5 мм в торце п л у н ж е р а
или подведя с ж а т ы й в о з д у х в горизонтальный к а н а л р а з г р у з о ч -
ного у с т р о й с т в а блока цилиндров.
6. З а м е н и т ь изношенные у п л о т н и т е л ь н ы е резиновые кольца на
п л у н ж е р а х . П е р е д установкой п л у н ж е р ы с у п л о т н и т е л ь н ы м и коль-
цами с л е д у е т с м а з а т ь маслом, применяемым д л я д в и г а т е л я .
П р и з н а к а м и неисправности компрессора я в л я ю т с я появление
ш у м а и стука в нем, увеличенное количество м а с л а в конденсате,
с л и в а е м о м из в о з д у ш н ы х б а л л о н о в .
Повышенное с о д е р ж а н и е м а с л а в конденсате обычно является
следствием износа поршневых колец, м а с л я н о г о уплотнения зад-
него конца коленчатого в а л а , подшипников нижних головок шату-
нов или з а с м о л е н и я т р у б к и слива м а с л а из компрессора.
Р е м е н ь привода компрессора Должен быть н а т я н у т так, чтобы
при приложении усилия 4 кгс прогиб ветви ремня, расположенной
м е ж д у ш к и в а м и компрессора и в е н т и л я т о р а , был равен 5 — 8 мм.
Н а т я ж е н и е ремня привода компрессора р е г у л и р у ю т перемеще-
нием компрессора. Д л я этого н а д о о с л а б и т ь гайки крепления
нижней крышки к кронштейну и при помощи р е г у л и р о в о ч н о г о
болта
20
обеспечить н е о б х о д и м у ю величину н а т я ж е н и я . З а т е м
надо з а т я н у т ь крепление компрессора и з а к о н т р и т ь регулировоч-
ный болт контргайкой.
Р е г у л я т о р д а в л е н и я
(рис. 77) у с т а н о в л е н на б л о к е цилиндров
компрессора. Д л я увеличения н а д е ж н о с т и р а б о т ы р е г у л я т о р а дав-
ления он с н а б ж е н д в у м я ф и л ь т р а м и : один фильтр
8
установлен
в месте поступления в о з д у х а из пневматической системы, другой
фильтр 7 —в месте в х о д а в о з д у х а в р е г у л я т о р из р а з г р у з о ч н о г о
устройства компрессора.
Р е г у л я т о р д а в л е н и я а в т о м а т и ч е с к и п о д д е р ж и в а е т необходимое
д а в л е н и е с ж а т о г о в о з д у х а в системе, в п у с к а я в о з д у х в разгрузоч-
ное устройство компрессора или в ы п у с к а я в о з д у х из него.
По достижении в пневматической системе д а в л е н и я 7 , 3 —
7,7 кгс/см
2
р е г у л я т о р о т к л ю ч а е т подачу в о з д у х а компрессором, а
при снижении д а в л е н и я до 6,0—6,4 кгс/см
2
снова в к л ю ч а е т ком-
прессор. Если д а в л е н и е в пневмосистеме не п о д д е р ж и в а е т с я в ука-
занных п р е д е л а х , то необходимо о п р е д е л и т ь причину неисправно-
сти и у с т р а н и т ь ее. Причиной изменения п р е д е л о в д а в л е н и я в
пневматической системе м о ж е т быть неисправность р е г у л я т о р а дав-
ления или износ у п л о т н и т е л ь н ы х колец п л у н ж е р о в р а з г р у з о ч н о г о
устройства, поэтому н а д о п р е д в а р и т е л ь н о проверить герметич-
-174
ность п л у н ж е р о в р а з г р у з о ч н о г о у с т р о й с т в а . Е с л и и п о с л е у с т р а н е
ния н е г е р м е т и ч н о с т и п л у н ж е р о в п р е д е л ы д а в л е н и й н е б у д у т соот-
в е т с т в о в а т ь норме, т о с л е д у е т р а з о б р а т ь р е г у л я т о р , п р о м ы т ь де-
Рис. 77. Регулятор давления:
/ — к о ж у х ; 2 — пружина р е г у л я т о р а ; 3 — упорный шарик:
4 —
регулировочный колпак: 5 — шток клапана;
6
— седло
выпускного клапана; 7 — с е т ч а т ы й фильтр;
8
— металлоке-
рамический фильтр;
9 —
уплотнительное кольцо;
10
— проб-
ка фильтра; // — корпус;
12
— п р у ж и н а к л а п а н а ;
13
— впу-
скной клапан;
14
— выпускной клапан;
15
— регулировочные
прокладки;
16
— контргайка регулировочного клапана
т а л и в б е н з и н е или к е р о с и н е и п р о с у ш и т ь . В с к р ы в а т ь и р е г у л и р о -
в а т ь р е г у л я т о р д а в л е н и я р а з р е ш а е т с я т о л ь к о к в а л и ф и ц и р о в а н -
ным с п е ц и а л и с т а м . Р е г у л я т о р д а в л е н и я р е к о м е н д у е т с я п р о в е р я т ь
на с п е ц и а л ь н о м с т е н д е .
П о в р е ж д е н и е п о в е р х н о с т и ш а р и к о в и их г н е з д н е д о п у с т и м о .
Р е г у л я т о р р е г у л и р у ю т в т а к о й п о с л е д о в а т е л ь н о с т и :
1. В р а щ а я к о л п а к
4,
д о б и в а ю т с я , ч т о б ы к о м п р е с с о р в к л ю ч а л с я
в р а б о т у п р и . д а в л е н и и 6 , 0 — 6 , 4 к г с / с м
2
. П р и з а в и н ч и в а н и и кол-
п а к а д а в л е н и е у в е л и ч и в а е т с я , при о т в и н ч и в а н и и — у м е н ь ш а е т с я .
К о л п а к з а к р е п л я ю т к о н т р г а й к о й
16.
-175
2. И з м е н я я к о л и ч е с т в о п р о к л а д о к
15,
п о л у ч а ю т д а в л е н и е
7 , 3 — 7 , 7 к г с / с м
2
, при к о т о р о м к о м п р е с с о р о т к л ю ч а е т с я . С у в е л и ч е -
нием ч и с л а п р о к л а д о к д а в л е н и е п о н и ж а е т с я , с у м е н ь ш е н и е м —
п о в ы ш а е т с я .
П р е д о х р а н и т е л ь н ы й к л а п а н
(рис. 78) п р е д н а з н а ч е н д л я предо-
х р а н е н и я п н е в м а т и ч е с к о й с и с т е м ы о т ч р е з м е р н о г о п о в ы ш е н и я д а в -
л е н и я в с л у ч а е порчи а в т о м а т и ч е с к о г о р е г у л я т о р а д а в л е н и я . К л а -
Рис. 78. Предохранительный клапан:
/ — седло;
2 —
корпус;
3
— шарик;
4
— п р у ж и н а ;
5
— контргайка;
6 —
регу-
лировочный винт; 7 — стержень
пан у с т а н о в л е н на п е р е д н е м п р а в о м б а л л о н е и о т р е г у л и р о в а н
т а к , что о т к р ы в а е т с я по д о с т и ж е н и и в п н е в м а т и ч е с к о й с и с т е м е
д а в л е н и я в о з д у х а 9 — 9 , 5 к г с / с м
2
. К л а п а н р е г у л и р у ю т н а з а д а н н о е
д а в л е н и е винтом
6,
к о т о р ы й с т о п о р и т с я к о н т р г а й к о й
5. .
Н е о б х о д и м о при п о м о щ и м ы л ь н о й э м у л ь с и и п р о в е р я т ь герме-
т и ч н о с т ь к л а п а н а . Д л я у с т р а н е н и я п о в ы ш е н н о й у т е ч к и в о з д у х а
к л а п а н с л е д у е т р а з о б р а т ь , п р о м ы т ь в б е н з и н е или к е р о с и н е и про-
с у ш и т ь . Р а б о ч и й поясок с е д л а и ш а р и к н е д о л ж н ы и м е т ь ц а р а п и н
или д р у г и х п о в р е ж д е н и й п о в е р х н о с т и .
Н е о б х о д и м о п р о в е р я т ь и с п р а в н о с т ь р а б о т ы п р е д о х р а н и т е л ь -
ного к л а п а н а п н е в м а т и ч е с к о й с и с т е м ы п р и в о д а т о р м о з о в . Д л я
э т о г о с л е д у е т п о т я н у т ь з а с т е р ж е н ь к л а п а н а — к л а п а н д о л ж е н
в ы п у с к а т ь в о з д у х . З а т е м н а д о о т п у с т и т ь с т е р ж е н ь ; е с л и в э т о м
с л у ч а е п р е к р а т и т с я в ы п у с к в о з д у х а , т о к л а п а н р а б о т а е т нор-
м а л ь н о .
К о м б и н и р о в а н н ы й т о р м о з н о й к р а н
(рис. 7 9 ) , с о с т о я щ и й
и з
д в у х секций, о б ъ е д и н е н н ы х в о д н о м к о р п у с е , п р е д н а з н а ч е н д л я
у п р а в л е н и я п н е в м а т и ч е с к и м п р и в о д о м т о р м о з о в а в т о м о б и л я - т я -
г а ч а и п р и ц е п а ( п о л у п р и ц е п а ) .
М е х а н и ч е с к и й п р и в о д о б е и х ^екций о с у щ е с т в л я е т с я п а р о й ры-
ч а г о в . Н и ж н я я с е к ц и я у п р а в л я е т т о р м о з а м и а в т о м о б и л я - т я г а ч а , а
в е р х н я я — т о р м о з а м и п р и ц е п а или п о л у п р и ц е п а .
У о б е и х секций у н и ф и ц и р о в а н ы к л а п а н ы и д и а ф р а г м е н н ы е сле-
д я щ и е м е х а н и з м ы . Д в а с д в о е н н ы х конических к л а п а н а в м е с т е с
в п у с к н ы м и с е д л а м и и в о з в р а т н ы м и п р у ж и н а м и
13
у с т а н о в л е н ы в
к р ы ш к а х
18
к р а н а . Д в е с л е д я щ и е д и а ф р а г м ы
9
в м е с т е с н а п р а в -
л я ю щ и м и с т а к а н а м и и с е д л а м и
1 0
в ы п у с к н ы х к л а п а н о в з а ж а т ы
м е ж д у к о р п у с о м
8
к р а н а и к р ы ш к а м и
18.
-176
В к а ж д о й секции у с т а н о в л е н а у р а в н о в е ш и в а ю щ а я п р у ж и н а ,
о б е с п е ч и в а ю щ а я с л е д я щ е е устройство, т. е. пропорциональную за-
висимость д а в л е н и я с ж а т о г о в о з д у х а , п о д а в а е м о г о тормозным
краном, от усилия, приложенного к приводному р ы ч а г у крана.
У р а в н о в е ш и в а ю щ а я п р у ж и н а
5
секции прицепа смонтирована на
штоке 7; ее п р е д в а р и т е л ь н о е н а т я ж е н и е р е г у л и р у е т с я перемеще-
нием н а п р а в л я ю щ е й
6
ш т о к а . У р а в н о в е ш и в а ю щ а я п р у ж и н а
20
секции т я г а ч а смонтирована в с т а к а н е
21\
ее п р е д в а р и т е л ь н ы й на-
тяг р е г у л и р у е т с я п р о к л а д к а м и .
При помощи р ы ч а г а
17,
соединенного с приводом стояночного
тормоза, можно привести в действие только секцию прицепа с по-
с л е д у ю щ и м з а т о р м а ж и в а н и е м а в т о м о б и л я стояночным т о р м о з о м .
Р а б о т а тормозного к р а н а з а к л ю ч а е т с я в с л е д у ю щ е м :
1. При заполнении пневмосистемы с ж а т ы м в о з д у х о м послед-
ний при з а к р ы т о м выпускном к л а п а н е
12
через о т к р ы т ы й впускной
к л а п а н
15
секции прицепа поступает в соединительную м а г и с т р а л ь
прицепа. При достижении з а д а н н о г о д а в л е н и я п р у ж и н а
5
сжи-
м а е т с я и впускной к л а п а н
15
п е р е к р ы в а е т м а г и с т р а л ь прицепа.
П о с л е этого оба к л а п а н а секции прицепа и выпускной к л а п а н
секции т я г а ч а остаются з а к р ы т ы м и .
2. При т о р м о ж е н и и у с и л и е от п е д а л и п е р е д а е т с я на приводной
р ы ч а г
4\
с н а ч а л а о т к р ы в а е т с я выпускной к л а п а н
12
секции при-
цепа, при этом с ж а т ы й в о з д у х из м а г и с т р а л и прицепа в ы х о д и т в
а т м о с ф е р у . З а т е м з а к р ы в а е т с я выпускной к л а п а н и о т к р ы в а е т с я
впускной к л а п а н секции т я г а ч а , и с ж а т ы й в о з д у х п о с т у п а е т в тор-
мозные к а м е р ы т я г а ч а .
3. При о т т о р м а ж и в а н и и снимается н а г р у з к а с приводного ры-
чага
4,
з а к р ы в а е т с я выпускной клапан, о т к р ы в а е т с я впускной кла-
пан секции прицепа, и с ж а т ы й в о з д у х из в о з д у ш н ы х б а л л о н о в по-
с т у п а е т в м а г и с т р а л ь прицепа; одновременно з а к р ы в а е т с я впуск-
ной клапан, о т к р ы в а е т с я выпускной к л а п а н секции т я г а ч а , и с ж а -
тый в о з д у х из т о р м о з н ы х камер т я г а ч а в ы х о д и т в а т м о с ф е р у .
Техническое о б с л у ж и в а н и е тормозного к р а н а з а к л ю ч а е т с я в ос-
мотре, проверке герметичности, проверке р а б о т ы к р а н а и очистке
его от грязи. Н е о б х о д и м о с л е д и т ь за состоянием з а щ и т н о г о ре-
зинового ч е х л а и плотностью крепления к р ы ш е к к корпусу, т а к
как попадание грязи внутрь к р а н а на т р у щ и е с я поверхности мо-
ж е т привести к в ы х о д у его из строя. Н а д о т а к ж е т щ а т е л ь н о сле-
д и т ь за очисткой в о з д у х а в тормозной системе от п а р о в воды и
м а с л а , так как п о п а д а н и е м а с л а на резиновые д е т а л и тормозного
к р а н а м о ж е т вывести их из строя.
Н е о б х о д и м о проверять герметичность тормозного к р а н а при
помощи мыльной эмульсии. У т е ч к а в о з д у х а через выпускное от-
верстие в о т т о р м о ж е н н о м положении с в и д е т е л ь с т в у е т о негерме-
тичности выпускного к л а п а н а секции, у п р а в л я ю щ е й р а б о ч и м тор-
мозом прицепа, либо впускного к л а п а н а секции, у п р а в л я ю щ е й ра-
бочим тормозом а в т о м о б и л я . При т о р м о ж е н и и через выпускное
отверстие д о л ж е н выйти в о з д у х из м и г и с т р а л и прицепа; если че-
р е з 1 — 2 с после н а ж а т и я на п е д а л ь в о з д у х п р о д о л ж а е т выходить,
-178
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст