ЗИЛ-131 и его модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (1980 год) — часть 30
йый крючок
10.
Во время эксплуатации, при полностью открытом
положении капота, предохранительный крючок должен быть за-
крыт, как указано на рис. 105.
Шарниры рычагов смазывают в соответствии с картой смазки.
Замок к&пота — обычного типа, применяемый при аллигатор-
ном капоте. Отпирается замок снаружи. Чтобы открыть капот,
надо рукой через отверстие в облицовке радиатора повернуть на себя
рычаг
5
замка (рис. 106).
При этом штырь
4
выйдет
из зацепления с рычагом
и капот при помощи пру-
жины
2
приподнимется на
навесках до положения, в
котором его у д е р ж и т предо-
хранитель I, зацепляющийся
своим крючком за кромку
отверстия
9
в облицовке ра-
диатора. Пружина <§ рычага
возвращает рычаг
5
замка
в исходное положение.
Через образовавшийся
просвет м е ж д у капотом и
облицовкой радиатора на-
ж и м а ю т рукой на рычаг пре-
дохранителя 1 и выводят его
крючок из отверстия
9
в об-
лицовке. После этого подни-
м а е т капот и устанавли-
вают его в открытом поло-
жении. Д л я закрытия необходимо захлопнуть капот; при этом
крючок предохранителя войдет в отверстие
9
облицовки и штырь
4
своей конусной головкой при у д а р е в фаску рычага
5
замка ото-
ж м е т его, а после прохода утолщенной части штыря пружина вер-
нет рычаг в положение до упора в стержень штыря и тем самым
запрет капот. Предохранитель 1 является страхующим запором
и, если основной замок по каким-либо причинам не будет заперт,
у д е р ж и в а е т капот от произвольного открывания на ходу. Замок
смазывают в соответствии с картой смазки.
П Л А Т Ф О Р М А
Платформа автомобиля деревянная, с металлической оковкой
и с металлическими поперечными брусьями основания. Задний
борт откидной, передний и боковые борта глухие. Вдоль боковых
бортов установлены откидные скамейки. Задний борт имеет жестко
закрепленные подножки и откидное ограждение; боковые борта
снабжены решетками.
Платформа грузового автомобиля снабжена средней съемной
скамейкой. При установке в рабочее положение скамейка опи-
Рис. 106. Замок капота:
1 — п р е д о х р а н и т е л ь з а м к а к а п о т а ;
2
— п р у ж и н а
ш т ы р я ;
3
— ч а ш к а з а м к а ;
4
— ш т ы р ь ;
5 —
р ы ч а г ;
6— ось р ы ч а г а ; 7 — к о р п у с ;
8
— п р у ж и н а р ы ч а г а ;
9 —
о т в е р с т и е в о б л и ц о в к е р а д и а т о р а с к р о м к о й
д л я з а х о д а к р ю ч к а п р е д о х р а н и т е л я
-235
рается на передний и задний борта платформы и откидные ножки.
От поперечных и вертикальных перемещений скамейка фикси-
руется специальными скобками на бортах и фиксатором задней
ножки в полу платформы; от продольных перемещений фикси-
руется на переднем борту платформы. Средняя скамейка снабжена
съемной спинкой. При установке средней скамейки на платформе
можно разместить 24 человека.
Если нет надобности пользоваться средней скамейкой, то ее на-
вешивают на левый борт платформы, а спинку — на правый; для
этого на решетках бортов платформы предусмотрены специальные
крючки. Д л я предотвращения соскакивания сиденья и спинки с
крючков во время движения автомобиля крючки снабжены запор-
ными шпильками.
В платформе имеется кнопка для звуковой сигнализации в ка-
бину автомобиля. Выключатель звукового сигнала (зуммер)
укреплен на кронштейне на предпоследней стойке с -левой стороны
платформы.
В платформе имеются т а к ж е гнезда для установки дуг и тента.
Тент платформы надевается на дуги и крепится к крючкам плат-
формы в нижней ее части. Д л я вентиляции помещения в торцах
тента предусмотрены вентиляционные клапаны. При складывании
тента габариты пакета должны быть 7 0 0 x 5 0 0 x 3 2 0 мм.
Сложенный тент у к л а д ы в а ю т в специальном чехле м е ж д у каби-
ной и платформой, а начиная с шасси 198550 —в кабине водителя.
С П Е Ц И А Л Ь Н О Е О Б О Р У Д О В А Н И Е
К О Р О Б К А О Т Б О Р А МОЩНОСТИ ОТ К О Р О Б К И П Е Р Е Д А Ч
Коробка отбора мощности (рис. 107) реверсивная, допускает
отбор мощности до 30 л. с. и служит для привода лебедки. Переда-
точные числа: для наматывания троса 1,0, для разматывания троса
0,76. Коробка отбора мощности устанавливается на фланец пра-
вого (по ходу) люка коробки передач.
Общие передаточные числа коробки отбора мощности с учетом
шестерен коробки передач: для наматывания троса 2,257, для
разматывания троса 1,72.
Ведущий блок
16
шестерен и промежуточная шестерня
13
уста-
новлены на неподвижных осях
11
и
14
на роликоподшипниках
17.
Главный вал
10
вращается на д в у х шарикоподшипниках
8.
По
шлицам главного вала скользит шестерня
9
включения передач.
На выходе вала, уплотненном самоподжимным сальником
23,
имеется фланец
22.
Вывод фланца при необходимости может быть
осуществлен как вперед, так и н а з а д по ходу автомобиля.
Передачи включаются вилкой
4,
неподвижно закрепленной на
штоке 1 переключения. Фиксация стержня переключения осуще-
ствляется шариковым фиксатором 5 с нажимной пружиной. На вы-
ходе штока имеется сальник
2.
Все шестерни механизма коробки
отбора мощности имеют прямые зубья. Управление коробкой от-
бора мощности осуществляют через люк в'полу кабины накидным
ключом 308547Э, вставляемым во втулку на укороченном рычаге
КОМ-2.
В е д у щ а я шестерня коробки отбора мощности входнт в постоян-
ное зацепление с шестерней блока заднего хода коробки передач.
Неправильная установка коробки отбора мощности приводит
к увеличению шума шестерен и ускоренному их износу. Д л я пра-
вильной установки необходимо гайки шпилек затягивать равно-
мерно крест-накрест, одновременно проворачивая главный вал.
Уплотнительная прокладка
29
м е ж д у привалочными плоско-
стями фланцев коробки передач и коробки отбора мощности дол-
жна быть толщиной 0,3—0,4 мм (используется прокладка из-под
крышки люка коробки передач).
При правильной установке коробки отбора мощности главный
вал проворачивается свободно (без заедания шестерен) усилием
руки, приложенным к выходному концу вала.
Техническое обслуживание коробки отбора мощности такое же,
как и коробки передач.
-237
Рис. 107. Коробка отбора мощности (реверсивная):
а —
до и з м е н е н л я у п р а в л е н и я К О М ;
б
— п о с л е и з м е н е н и я (с ш а с с и 212541); / — ш т о к
в и л к и в к л ю ч е н и я п е р е д а ч ;
2
— с а л ь н и к ;
3
— у п л о т н и т е л ь н о е к о л ь ц о ;
4
— в и л к а в к л ю ч е -
ния;
5
— ш а р и к ф и к с а т о р а ;
6
— з а г л у ш к а ш т о к а ; «7 — к р ы ш к а з а д н е г о п о д ш и п н и к а ;
8 —
ш а р и к о п о д ш и п н и к ;
9
— ш е с т е р н я в к л ю ч е н и я п е р е д а ч ;
10
— г л а в н ы й в а л ;
11 —
ось
ш е с т е р н и п о с т о я н н о г о з а ц е п л е н и я ;
12 —
о п о р н а я " ш а й б а ;
13
— ш е с т е р н я п о с т о я н н о г о з а -
ц е п л е н и я ;
14 —
ось б л о к а ш е с т е р е н ;
15
— к а р т е р к о р о б к и п е р е д а ч ;
16
— б л о к ш е с т е р е н ;
17
— р о л и к о п о д ш и п н и к ;
,18 —
о п о р н а я ш а й б а ;
19 —
р а с п о р н о е к о л ь ц о ;
20
— п р о к л а д к а
к р ы ш к и подшипника-; 27 — к р ы ш к а п е р е д н е г о п о д ш и п н и к а ;
22
— ф л а н е ц в т о р и ч н о г о ва-
л а ;
23
— с а л ь н и к ;
24
— о п о р н а я ш а й б а ф л а н ц а ;
25
—наливная п р о б к а ;
26
— р ы ч а г в к л ю -
ч е н и я к о р о б к и о т б о р а м о щ н о с т и ;
27 —
с л и в н а я п р о б к а ;
28—
-шпилька;
29
— п р о к л а д к а ;
30 —
к о р о б к а п е р е д а ч
-238
При появлении осевого перемещения главного в а л а следует
сиять коробку и отрегулировать з а т я ж к у шарикоподшипников
уменьшением толщины набора б у м а ж н ы х прокладок
20
, располо-
женных под крышкой переднего подшипника, или подтягиванием
болтов крепления крышки подшипников. Подшипники отрегулиро-
ваны правильно, если вал свободно проворачивается усилием руки
и не имеет ощутимого осевого* зазрра. При регулировке болты креп-
ления крышек подшипников должны быть затянуты до отказа.
Л Е Б Е Д К А
НАЗНАЧЕНИЕ И УСТРОЙСТВО ЛЕБЕДКИ
На автомобиль устанавливается лебедка, предназначенная для
самовытаскивания автомобиля при преодолении труднопроходи-
мых участков пути, а т а к ж е для оказания помощи другим застряв-
шим в пути автомобилям.
Л е б е д к а (рис. 108) установлена спереди автомобиля, закреп-
лена болтами к переднему буферу и к передней поперечине рамы.
Передний буфер крепится болтами к специальным съемным удли-
нителям лонжеронов.
Привод лебедки осуществляется двумя открытыми карданными
валами с промежуточной опорой от коробки отбора мощности, за-
крепленной на коробке передач. Передаточное число редуктора ле-
бедки равно 31. Предельное тяговое усилие лебедки 5000 кгс.
При большей -нагрузке предохранительный палец, установлен-
ный в переднюю вилку и конец карданного вала, срезается и тем
предохраняет от обрыва трос лебедки. Полная длина троса ле-
бедки 72 м. Рабочая длина троса 65 м. Б а р а б а н
12
лебедки сво-
бодно вращается на валу.
Д л я предотвращения течи масла из редуктора на валу бара-
бана м е ж д у редуктором
11
лебедки и барабаном
12
установлена
крышка
27
с сальником.
Б а р а б а н соединяется с валом при помощи муфты 3, имеющей
торцовые кулачки. Муфта включения б а р а б а н а передвигается на
валу на д в у х шпонках. При перемещении муфты торцовые кулачки
ее входят в зацепление с торцовыми кулачками барабана и вра-
щаются с ним как одно целое. Вилка
4
включения б а р а б а н а уста-
новлена на траверсе
25
лебедки. Вилка включения снабжена тор-
мозной колодкой
21,
закрепленной в ушках траверсы на оси шар-
нирно. При выключении муфты тормозная- колодка под действием
нажимного болта с пружиной упирается в торец реборды бара-
бана, притормаживает его вращение и предотвращает возможность
самораспускания троса при разматывании вручную.
Тормоз регулируют натяжением или ослаблением пружины
упорного болта при помощи гайки с контргайкой, а при необходи-
мости (когда усилия пружины недостаточно) — перемещением
этого болта ввертыванием или вывертыванием резьбовой втулки.
-239
Давление пружины тормоза отрегулировано правильно, если
трос разматывается под действием усилия руки без самораспус-
кания. В реборде барабана имеется впадина, в которую заклады-
вают и закрепляют скобой конец троса. Трос лебедки стальной,
Рис. 108. Лебедка:
/ — масленка в а л а б а р а б а н а ;
2 —
упорное кольцо муфты; 3 — скользящая
муфта включения б а р а б а н а ;
4—
вилка включения б а р а б а н а ;
5 —
передняя
поперечина;
6
— масленка направляющего ролика; 7 — предохранительная
скоба;
8
— направляющий ролик;
9
— н а п р а в л я ю щ а я троса;
10 —
трос ле-
бедки с крюком; // — редуктор лебедки;
12 —
б а р а б а н ;
13 —
масленка
подшипников б а р а б а н а ;
14 —
гайка скобы крепления троса;
15
— передний
карданный вал;
16 —
п р о м е ж у т о ч н а я опора;
17 —
задний карданный в а л ;
18
— замок р ы ч а г а ;
19 —
рычаг управления коробкой отбора мощности;
20 —
коробка отбора мощности;
21 —
тормозная колодка б а р а б а н а ;
22 —
палец вилки включения б а р а б а н а ;
23 —
з а д н я я поперечина;
24 —
болт
крепления траверсы;
25 —
траверса вала барабана*
26 —
подшипник в а л а
б а р а б а н а ;
27 —
крышка с сальником
не раскручивающийся, с металлическим или пеньковым сердечни-
ком. На сЁободном конце троса укреплен крюк, соединенный с
тросом через коуш.
В а л барабана вращается на трех бронзовых подшипниках, из
которых два установлены в картере редуктора и один в тра-
версе
25.
Траверса и картер редуктора прикреплены болтами к
поперечинам
5
и
23.
Подшипник
26
вала барабана смазывают через масленку
1-,
помещенную в траверсе, а поверхности вращения барабана на
валу — через две масленки
13,
расположенные по концам бара-
бана. Подшипники в а л а барабана, установленные в картере ре-
240
дуктора, смазываются маслом, стекающим с червячного колеса
редуктора и со стенок крышки картера.
Редуктор лебедки (рис. 109) состоит из глобоидального одно-
заходного стального червяка, червячного колеса с бронзовым вен-
цом, разъемного картера, вала барабана, автоматического тор-
Рис. 109. Редуктор лебедки:
/ — к о н т р о л ь н а я п р о б к а ;
2 —
п о д ш и п н и к ( в т у л к а ) в а л а б а р а б а н а ;
3
— ч е р в я ч н о е к о л е с о ;
4 —
у с т а н о в о ч н а я ш а й б а ;
5
— м а с л е н к а ;
6 —
у п о р н а я к р ы ш к а ; 7 — в а л б а р а б а н а ;
8
и
19 —
р е г у -
л и р о в о ч н ы е п р о к л а д к и ;
9
— л е н т а т о р м о з а ;
10
— к р ы ш к а п р у ж и н ы т о р м о з а ;
11
— к р ы ш к а
с м о т р о в о г о л ю к а ;
12
— к р ы ш к а к а р т е р а ;
13 —
к а р т е р р е д у к т о р а ;
14
и
22 —
к р ы ш к и п о д -
ш и п н и к о в ;
15
— б а р а б а н т о р м о з а ;
16 —
ф л а н е ц ;
17
—сальник к р ы ш к и ;
18
с а л ь н и к ;
20 —
с л и в н а я п р о б к а ;
21
— ч е р в я к ;
23
— п р у ж и н а ;
24
— р е г у л и р о в о ч н а я г а й к а ;
25
— к о н т р о л ь н а я
п р о б к а к а р т е р а р е д у к т о р а
моза, подшипников и их крышек. Червячное колесо 3 редуктора
установлено на в а л у барабана лебедки на двух шпонках и закреп-
лено от осевых перемещений штифтом.
Перемещение в а л а б а р а б а н а с червячным колесом в осевом на-
правлении осуществляется изменением набора прокладок под
шайбой 4, установленной м е ж д у правым торцом картера редук-
тора и торцом выточки в крышке
6.
Шайба
4
прикреплена к торцу
вала болтами.
Верхняя половина картера редуктора имеет смотровой люк,
закрытый крышкой
11.
Червяк
21
установлен в картере
13
редуктора на двух кони-
ческих роликоподшипниках. Подшипники закрыты крышками
14
и
22
. В крышку
14
запрессован сальник
18.
Крышки подшипни-
ков прикреплены к картеру редуктора болтами.
На заднем конце в а л а червяка установлены барабан
15
авто-
матического тормоза редуктора лебедки и фланец
16
крепления
карданного вала. Барабан, тормоза установлен на шпонке, а флат
-241
нец — на шлицах, и они закреплены от осевых перемещений гай-
кой. Б а р а б а н тормоза закрыт крышкой. В крышку установлен вой-
лочный сальник /7, предотвращающий попадание грязи в тормоз:
Между торцом внутреннего кольца подшипника и торцом сту-
аицы б а р а б а н а тормоза установлено уплотнительное кольцо из
меди или пар-онита.
Рис. 110. Передний кардадошй вал лебедки:
/ — ф л а н е ц к а р д а н а ;
2 —
п р о б к а ;
3
— о б о й м а с а л ь н и к а ;
4
— к р е с т о в и н а ; 5
п о д ш и п н и к к р е с т о в и н ы ;
6
— с т о п о р н о е к о л ь ц о ; 7 — с а л ь н и к ;
8
— к а р д а н н ы й
в а л ;
9
— п о д ш и п н и к о п о р ы к а р д а н н о г о в а л а ;
10 —
к р о н ш т е й н ;
11 —
о б о й м а
п о д ш и п н и к а ;
12
— п р е д о х р а н и т е л ь н ы й п а л е ц ;
13 —
м а с л е н к а
Торможение б а р а б а н а осуществляется лентой
9
тормоза с
фрикционной накладкой. Один конец ленты тормоза жестко за-
креплен в стенке крышки - подшипника, а другой — подвижно в
отверстии крышки при помощи пружины, которая затягивает
ленту в направлении, противоположном вращению вала червяка
при наматывании троса лебедки. Лента, увлекаемая силой трения,
сжимает пружину, что приводит к ослаблению нажатия ленты на
барабан, т. е. уменьшению торможения.
Вследствие жесткого закрепления противоположного конца
ленты при обратном вращении под действием силы трения про-
исходит самозатягивание ленты, вызывающее притормаживание
червяка.
При небольшой частоте вращения в а л а червяка усилие тормо-
жения, создаваемое автоматическим тормозом, незначительно и
не препятствует разматыванию троса. В случае среза в результате
перегрузки предохранительного пальца
12
(рис. НО), когда ба-
рабан лебедки начинает вращаться в обратном направлении с
повышенной частотой вращения, действие тормоза становится зна-
чительным и служит дополнением к самотормозящему действию
червячной передачи, препятствующей быстрому вращению бара-
бана лебедки и разматыванию троса.
Натяжение ленты, тормоза регулируется гайкой
24
(см. рис. 109).
При вращении гайки по часовой стрелке нажимное усилие пру-
-242
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст