ЗИЛ-131 и его модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (1980 год) — часть 30

йый крючок

10.

Во время эксплуатации, при полностью открытом

положении капота, предохранительный крючок должен быть за-
крыт, как указано на рис. 105.

Шарниры рычагов смазывают в соответствии с картой смазки.
Замок к&пота — обычного типа, применяемый при аллигатор-

ном капоте. Отпирается замок снаружи. Чтобы открыть капот,
надо рукой через отверстие в облицовке радиатора повернуть на себя
рычаг

5

замка (рис. 106).

При этом штырь

4

выйдет

из зацепления с рычагом
и капот при помощи пру-
жины

2

приподнимется на

навесках до положения, в
котором его у д е р ж и т предо-
хранитель I, зацепляющийся
своим крючком за кромку
отверстия

9

в облицовке ра-

диатора. Пружина <§ рычага
возвращает рычаг

5

замка

в исходное положение.

Через образовавшийся

просвет м е ж д у капотом и

облицовкой радиатора на-

ж и м а ю т рукой на рычаг пре-
дохранителя 1 и выводят его
крючок из отверстия

9

в об-

лицовке. После этого подни-
м а е т капот и устанавли-
вают его в открытом поло-
жении. Д л я закрытия необходимо захлопнуть капот; при этом

крючок предохранителя войдет в отверстие

9

облицовки и штырь

4

своей конусной головкой при у д а р е в фаску рычага

5

замка ото-

ж м е т его, а после прохода утолщенной части штыря пружина вер-

нет рычаг в положение до упора в стержень штыря и тем самым

запрет капот. Предохранитель 1 является страхующим запором

и, если основной замок по каким-либо причинам не будет заперт,
у д е р ж и в а е т капот от произвольного открывания на ходу. Замок

смазывают в соответствии с картой смазки.

П Л А Т Ф О Р М А

Платформа автомобиля деревянная, с металлической оковкой

и с металлическими поперечными брусьями основания. Задний
борт откидной, передний и боковые борта глухие. Вдоль боковых
бортов установлены откидные скамейки. Задний борт имеет жестко
закрепленные подножки и откидное ограждение; боковые борта
снабжены решетками.

Платформа грузового автомобиля снабжена средней съемной

скамейкой. При установке в рабочее положение скамейка опи-

Рис. 106. Замок капота:

1 — п р е д о х р а н и т е л ь з а м к а к а п о т а ;

2

— п р у ж и н а

ш т ы р я ;

3

— ч а ш к а з а м к а ;

4

— ш т ы р ь ;

5 —

р ы ч а г ;

6— ось р ы ч а г а ; 7 — к о р п у с ;

8

— п р у ж и н а р ы ч а г а ;

9 —

о т в е р с т и е в о б л и ц о в к е р а д и а т о р а с к р о м к о й

д л я з а х о д а к р ю ч к а п р е д о х р а н и т е л я

-235

рается на передний и задний борта платформы и откидные ножки.
От поперечных и вертикальных перемещений скамейка фикси-

руется специальными скобками на бортах и фиксатором задней

ножки в полу платформы; от продольных перемещений фикси-
руется на переднем борту платформы. Средняя скамейка снабжена
съемной спинкой. При установке средней скамейки на платформе

можно разместить 24 человека.

Если нет надобности пользоваться средней скамейкой, то ее на-

вешивают на левый борт платформы, а спинку — на правый; для
этого на решетках бортов платформы предусмотрены специальные
крючки. Д л я предотвращения соскакивания сиденья и спинки с
крючков во время движения автомобиля крючки снабжены запор-
ными шпильками.

В платформе имеется кнопка для звуковой сигнализации в ка-

бину автомобиля. Выключатель звукового сигнала (зуммер)
укреплен на кронштейне на предпоследней стойке с -левой стороны
платформы.

В платформе имеются т а к ж е гнезда для установки дуг и тента.

Тент платформы надевается на дуги и крепится к крючкам плат-
формы в нижней ее части. Д л я вентиляции помещения в торцах
тента предусмотрены вентиляционные клапаны. При складывании
тента габариты пакета должны быть 7 0 0 x 5 0 0 x 3 2 0 мм.

Сложенный тент у к л а д ы в а ю т в специальном чехле м е ж д у каби-

ной и платформой, а начиная с шасси 198550 —в кабине водителя.

С П Е Ц И А Л Ь Н О Е О Б О Р У Д О В А Н И Е

К О Р О Б К А О Т Б О Р А МОЩНОСТИ ОТ К О Р О Б К И П Е Р Е Д А Ч

Коробка отбора мощности (рис. 107) реверсивная, допускает

отбор мощности до 30 л. с. и служит для привода лебедки. Переда-

точные числа: для наматывания троса 1,0, для разматывания троса

0,76. Коробка отбора мощности устанавливается на фланец пра-
вого (по ходу) люка коробки передач.

Общие передаточные числа коробки отбора мощности с учетом

шестерен коробки передач: для наматывания троса 2,257, для
разматывания троса 1,72.

Ведущий блок

16

шестерен и промежуточная шестерня

13

уста-

новлены на неподвижных осях

11

и

14

на роликоподшипниках

17.

Главный вал

10

вращается на д в у х шарикоподшипниках

8.

По

шлицам главного вала скользит шестерня

9

включения передач.

На выходе вала, уплотненном самоподжимным сальником

23,

имеется фланец

22.

Вывод фланца при необходимости может быть

осуществлен как вперед, так и н а з а д по ходу автомобиля.

Передачи включаются вилкой

4,

неподвижно закрепленной на

штоке 1 переключения. Фиксация стержня переключения осуще-

ствляется шариковым фиксатором 5 с нажимной пружиной. На вы-
ходе штока имеется сальник

2.

Все шестерни механизма коробки

отбора мощности имеют прямые зубья. Управление коробкой от-
бора мощности осуществляют через люк в'полу кабины накидным
ключом 308547Э, вставляемым во втулку на укороченном рычаге
КОМ-2.

В е д у щ а я шестерня коробки отбора мощности входнт в постоян-

ное зацепление с шестерней блока заднего хода коробки передач.

Неправильная установка коробки отбора мощности приводит

к увеличению шума шестерен и ускоренному их износу. Д л я пра-

вильной установки необходимо гайки шпилек затягивать равно-
мерно крест-накрест, одновременно проворачивая главный вал.

Уплотнительная прокладка

29

м е ж д у привалочными плоско-

стями фланцев коробки передач и коробки отбора мощности дол-
жна быть толщиной 0,3—0,4 мм (используется прокладка из-под
крышки люка коробки передач).

При правильной установке коробки отбора мощности главный

вал проворачивается свободно (без заедания шестерен) усилием
руки, приложенным к выходному концу вала.

Техническое обслуживание коробки отбора мощности такое же,

как и коробки передач.

-237

Рис. 107. Коробка отбора мощности (реверсивная):

а —

до и з м е н е н л я у п р а в л е н и я К О М ;

б

— п о с л е и з м е н е н и я (с ш а с с и 212541); / — ш т о к

в и л к и в к л ю ч е н и я п е р е д а ч ;

2

— с а л ь н и к ;

3

— у п л о т н и т е л ь н о е к о л ь ц о ;

4

— в и л к а в к л ю ч е -

ния;

5

— ш а р и к ф и к с а т о р а ;

6

— з а г л у ш к а ш т о к а ; «7 — к р ы ш к а з а д н е г о п о д ш и п н и к а ;

8 —

ш а р и к о п о д ш и п н и к ;

9

— ш е с т е р н я в к л ю ч е н и я п е р е д а ч ;

10

— г л а в н ы й в а л ;

11 —

ось

ш е с т е р н и п о с т о я н н о г о з а ц е п л е н и я ;

12 —

о п о р н а я " ш а й б а ;

13

— ш е с т е р н я п о с т о я н н о г о з а -

ц е п л е н и я ;

14 —

ось б л о к а ш е с т е р е н ;

15

— к а р т е р к о р о б к и п е р е д а ч ;

16

— б л о к ш е с т е р е н ;

17

— р о л и к о п о д ш и п н и к ;

,18 —

о п о р н а я ш а й б а ;

19 —

р а с п о р н о е к о л ь ц о ;

20

— п р о к л а д к а

к р ы ш к и подшипника-; 27 — к р ы ш к а п е р е д н е г о п о д ш и п н и к а ;

22

— ф л а н е ц в т о р и ч н о г о ва-

л а ;

23

— с а л ь н и к ;

24

— о п о р н а я ш а й б а ф л а н ц а ;

25

—наливная п р о б к а ;

26

— р ы ч а г в к л ю -

ч е н и я к о р о б к и о т б о р а м о щ н о с т и ;

27 —

с л и в н а я п р о б к а ;

28—

-шпилька;

29

— п р о к л а д к а ;

30 —

к о р о б к а п е р е д а ч

-238

При появлении осевого перемещения главного в а л а следует

сиять коробку и отрегулировать з а т я ж к у шарикоподшипников
уменьшением толщины набора б у м а ж н ы х прокладок

20

, располо-

женных под крышкой переднего подшипника, или подтягиванием
болтов крепления крышки подшипников. Подшипники отрегулиро-
ваны правильно, если вал свободно проворачивается усилием руки
и не имеет ощутимого осевого* зазрра. При регулировке болты креп-

ления крышек подшипников должны быть затянуты до отказа.

Л Е Б Е Д К А

НАЗНАЧЕНИЕ И УСТРОЙСТВО ЛЕБЕДКИ

На автомобиль устанавливается лебедка, предназначенная для

самовытаскивания автомобиля при преодолении труднопроходи-

мых участков пути, а т а к ж е для оказания помощи другим застряв-
шим в пути автомобилям.

Л е б е д к а (рис. 108) установлена спереди автомобиля, закреп-

лена болтами к переднему буферу и к передней поперечине рамы.
Передний буфер крепится болтами к специальным съемным удли-
нителям лонжеронов.

Привод лебедки осуществляется двумя открытыми карданными

валами с промежуточной опорой от коробки отбора мощности, за-

крепленной на коробке передач. Передаточное число редуктора ле-
бедки равно 31. Предельное тяговое усилие лебедки 5000 кгс.

При большей -нагрузке предохранительный палец, установлен-

ный в переднюю вилку и конец карданного вала, срезается и тем
предохраняет от обрыва трос лебедки. Полная длина троса ле-
бедки 72 м. Рабочая длина троса 65 м. Б а р а б а н

12

лебедки сво-

бодно вращается на валу.

Д л я предотвращения течи масла из редуктора на валу бара-

бана м е ж д у редуктором

11

лебедки и барабаном

12

установлена

крышка

27

с сальником.

Б а р а б а н соединяется с валом при помощи муфты 3, имеющей

торцовые кулачки. Муфта включения б а р а б а н а передвигается на
валу на д в у х шпонках. При перемещении муфты торцовые кулачки
ее входят в зацепление с торцовыми кулачками барабана и вра-

щаются с ним как одно целое. Вилка

4

включения б а р а б а н а уста-

новлена на траверсе

25

лебедки. Вилка включения снабжена тор-

мозной колодкой

21,

закрепленной в ушках траверсы на оси шар-

нирно. При выключении муфты тормозная- колодка под действием
нажимного болта с пружиной упирается в торец реборды бара-
бана, притормаживает его вращение и предотвращает возможность

самораспускания троса при разматывании вручную.

Тормоз регулируют натяжением или ослаблением пружины

упорного болта при помощи гайки с контргайкой, а при необходи-

мости (когда усилия пружины недостаточно) — перемещением
этого болта ввертыванием или вывертыванием резьбовой втулки.

-239

Давление пружины тормоза отрегулировано правильно, если
трос разматывается под действием усилия руки без самораспус-

кания. В реборде барабана имеется впадина, в которую заклады-

вают и закрепляют скобой конец троса. Трос лебедки стальной,

Рис. 108. Лебедка:

/ — масленка в а л а б а р а б а н а ;

2 —

упорное кольцо муфты; 3 — скользящая

муфта включения б а р а б а н а ;

4—

вилка включения б а р а б а н а ;

5 —

передняя

поперечина;

6

— масленка направляющего ролика; 7 — предохранительная

скоба;

8

— направляющий ролик;

9

— н а п р а в л я ю щ а я троса;

10 —

трос ле-

бедки с крюком; // — редуктор лебедки;

12 —

б а р а б а н ;

13 —

масленка

подшипников б а р а б а н а ;

14 —

гайка скобы крепления троса;

15

— передний

карданный вал;

16 —

п р о м е ж у т о ч н а я опора;

17 —

задний карданный в а л ;

18

— замок р ы ч а г а ;

19 —

рычаг управления коробкой отбора мощности;

20 —

коробка отбора мощности;

21 —

тормозная колодка б а р а б а н а ;

22 —

палец вилки включения б а р а б а н а ;

23 —

з а д н я я поперечина;

24 —

болт

крепления траверсы;

25 —

траверса вала барабана*

26 —

подшипник в а л а

б а р а б а н а ;

27 —

крышка с сальником

не раскручивающийся, с металлическим или пеньковым сердечни-
ком. На сЁободном конце троса укреплен крюк, соединенный с

тросом через коуш.

В а л барабана вращается на трех бронзовых подшипниках, из

которых два установлены в картере редуктора и один в тра-
версе

25.

Траверса и картер редуктора прикреплены болтами к

поперечинам

5

и

23.

Подшипник

26

вала барабана смазывают через масленку

1-,

помещенную в траверсе, а поверхности вращения барабана на

валу — через две масленки

13,

расположенные по концам бара-

бана. Подшипники в а л а барабана, установленные в картере ре-

240

дуктора, смазываются маслом, стекающим с червячного колеса

редуктора и со стенок крышки картера.

Редуктор лебедки (рис. 109) состоит из глобоидального одно-

заходного стального червяка, червячного колеса с бронзовым вен-
цом, разъемного картера, вала барабана, автоматического тор-

Рис. 109. Редуктор лебедки:

/ — к о н т р о л ь н а я п р о б к а ;

2 —

п о д ш и п н и к ( в т у л к а ) в а л а б а р а б а н а ;

3

— ч е р в я ч н о е к о л е с о ;

4 —

у с т а н о в о ч н а я ш а й б а ;

5

— м а с л е н к а ;

6 —

у п о р н а я к р ы ш к а ; 7 — в а л б а р а б а н а ;

8

и

19 —

р е г у -

л и р о в о ч н ы е п р о к л а д к и ;

9

— л е н т а т о р м о з а ;

10

— к р ы ш к а п р у ж и н ы т о р м о з а ;

11

— к р ы ш к а

с м о т р о в о г о л ю к а ;

12

— к р ы ш к а к а р т е р а ;

13 —

к а р т е р р е д у к т о р а ;

14

и

22 —

к р ы ш к и п о д -

ш и п н и к о в ;

15

— б а р а б а н т о р м о з а ;

16 —

ф л а н е ц ;

17

—сальник к р ы ш к и ;

18

с а л ь н и к ;

20 —

с л и в н а я п р о б к а ;

21

— ч е р в я к ;

23

— п р у ж и н а ;

24

— р е г у л и р о в о ч н а я г а й к а ;

25

— к о н т р о л ь н а я

п р о б к а к а р т е р а р е д у к т о р а

моза, подшипников и их крышек. Червячное колесо 3 редуктора
установлено на в а л у барабана лебедки на двух шпонках и закреп-
лено от осевых перемещений штифтом.

Перемещение в а л а б а р а б а н а с червячным колесом в осевом на-

правлении осуществляется изменением набора прокладок под
шайбой 4, установленной м е ж д у правым торцом картера редук-
тора и торцом выточки в крышке

6.

Шайба

4

прикреплена к торцу

вала болтами.

Верхняя половина картера редуктора имеет смотровой люк,

закрытый крышкой

11.

Червяк

21

установлен в картере

13

редуктора на двух кони-

ческих роликоподшипниках. Подшипники закрыты крышками

14

и

22

. В крышку

14

запрессован сальник

18.

Крышки подшипни-

ков прикреплены к картеру редуктора болтами.

На заднем конце в а л а червяка установлены барабан

15

авто-

матического тормоза редуктора лебедки и фланец

16

крепления

карданного вала. Барабан, тормоза установлен на шпонке, а флат

-241

нец — на шлицах, и они закреплены от осевых перемещений гай-

кой. Б а р а б а н тормоза закрыт крышкой. В крышку установлен вой-
лочный сальник /7, предотвращающий попадание грязи в тормоз:
Между торцом внутреннего кольца подшипника и торцом сту-
аицы б а р а б а н а тормоза установлено уплотнительное кольцо из
меди или пар-онита.

Рис. 110. Передний кардадошй вал лебедки:

/ — ф л а н е ц к а р д а н а ;

2 —

п р о б к а ;

3

— о б о й м а с а л ь н и к а ;

4

— к р е с т о в и н а ; 5

п о д ш и п н и к к р е с т о в и н ы ;

6

— с т о п о р н о е к о л ь ц о ; 7 — с а л ь н и к ;

8

— к а р д а н н ы й

в а л ;

9

— п о д ш и п н и к о п о р ы к а р д а н н о г о в а л а ;

10 —

к р о н ш т е й н ;

11 —

о б о й м а

п о д ш и п н и к а ;

12

— п р е д о х р а н и т е л ь н ы й п а л е ц ;

13 —

м а с л е н к а

Торможение б а р а б а н а осуществляется лентой

9

тормоза с

фрикционной накладкой. Один конец ленты тормоза жестко за-

креплен в стенке крышки - подшипника, а другой — подвижно в
отверстии крышки при помощи пружины, которая затягивает

ленту в направлении, противоположном вращению вала червяка

при наматывании троса лебедки. Лента, увлекаемая силой трения,

сжимает пружину, что приводит к ослаблению нажатия ленты на
барабан, т. е. уменьшению торможения.

Вследствие жесткого закрепления противоположного конца

ленты при обратном вращении под действием силы трения про-

исходит самозатягивание ленты, вызывающее притормаживание

червяка.

При небольшой частоте вращения в а л а червяка усилие тормо-

жения, создаваемое автоматическим тормозом, незначительно и

не препятствует разматыванию троса. В случае среза в результате

перегрузки предохранительного пальца

12

(рис. НО), когда ба-

рабан лебедки начинает вращаться в обратном направлении с
повышенной частотой вращения, действие тормоза становится зна-
чительным и служит дополнением к самотормозящему действию
червячной передачи, препятствующей быстрому вращению бара-

бана лебедки и разматыванию троса.

Натяжение ленты, тормоза регулируется гайкой

24

(см. рис. 109).

При вращении гайки по часовой стрелке нажимное усилие пру-

-242

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
6 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности