ЗИЛ-131 и его модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (1980 год) — часть 29

Двери кабины имеют опускающиеся стекла и поворотные фор-

точки. Подъем стекол дверей и надежная их фиксация в поднятом
положении осуществляются однорычажными стеклоподъемниками.

Ю 8

Рис. 99. Замок двери:

а —

п р а в а я н а р у ж н а я р у ч к а д в е р и с к л ю ч о м ; б — л е в а я н а р у ж н а я и л е в а я в н у т -

р е н н я я р у ч к и д в е р и ; 1 — в н у т р е н н я я р у ч к а д в е р и ; 2 — к о р п у с п р и в о д а з а м к а ;

3 — ц и л и н д р и ч е с к а я п р у ж и н а п р и в о д а ;

4

— к р ы ш к а п р и в о д а ; 5 — р ы ч а г п р и в о д а

з а м к а ;

6

— ось п р и в о д а з а м к а ; 7 — с п и р а л ь н а я п р у ж и н а п р и в о д а ;

8

— п о в о д о к

з а м к а д в е р и ;

9

— т я г а п р и в о д а з а м к а ;

10

— п р у ж и н а - ф и к с а т о р п о в о д к а з а м к а

д в е р и ; // — к о р п у с з а м к а ;

12

— з а щ е л к а з а м к а ;

13

— р ы ч а г з а м к а ;

14

— ш т о к

к н о п к и ;

15 —

н а р у ж н а я р у ч к а д в е р и ;

16

— к н о п к а р у ч к и д в е р и ;

17 —

о с ь р ы ч а г а

з а м к а д в е р и ;

18

— у п о р р ы ч а г а ;

19

— о с ь з а щ е л к и ;

20

— п р у ж и н а з а щ е л к и ;

21 —

у п о р п р у ж и н ы ;

22 —

о с ь п о в о д к а ;

23 —

к л и н

Стеклоподъемники (рис. 98) имеют тормозной механизм, смон-

тированный в барабане на приводном валике, предохраняющий

стекло от произвольного опускания. В эксплуатации они не тре-
буют регулировки.

Устанавливают и снимают замки и стеклоподъемники через люк

внутренней панели двери.

Обе двери имеют замки, открывающиеся снаружи и изнутри

кабины (рис. 99). Замки левой и правой дверей могут быть уста-
новлены изнутри кабины на предохранитель. Правая дверь может

быть заперта снаружи ключом д л я включения зажигания. Запор-

ный механизм находится в кнопке правой наружной ручки.

Н а р у ж н а я ручка неподвижно закреплена на наружной панели

двери. Д л я открывания двери необходимо н а ж а т ь кнопку

16

ручки.

При запертом положении замка кнопка становится неподвижной.

8*

227

Д л я открывания двери изнутри на внутренней панели двери

установлен привод с поворотной ручкой. При повороте ручки на

себя дверь открывается. При повороте ручки от себя дверь запи-
рается изнутри на предохранитель, причем ручка автоматически

Рис. 100. Сиденье водителя:

/ — с п и н к а с и д е н ь я ;

2 —

п о д у ш к а ;

3

— т р у б ч а т ы й к а р к а с ;

4

— к р о н ш т е й н к р е п л е н и я

с и д е н ь я к п о л у к а б и н ы ;

5

— к р у г л ы е о т в е р с т и я ;

6

— м е х а н и з м г о р и з о н т а л ь н о г о п е р е -

м е щ е н и я с и д е н ь я ; 7 — о в а л ь н о е о т в е р с т и е ;

8

— н и ж н и й к р о н ш т е й н к р е п л е н и я с п и н к и ;

9

— в е р х н и й к р о н ш т е й н к р е п л е н и я с п и н к и ;

10

— н е п о д в и ж н а я н и ж н я я н а п р а в л я ю щ а я ;

11

— п о д в и ж н а я в е р х н я я н а п р а в л я ю щ а я ;

12

— ш а р и к ;

13

— б о л ь ш о й ш а р и к ;

14

— се-

п а р а т о р ш а р и к о в ;

15 —

в е р т и к а л ь н ы е п а з ы в п о д в и ж н о й н а п р а в л я ю щ е й ;

16

— о с ь

с т о п о р а ; Л — р ы ч а г с т о п о р а г о р и з о н т а л ь н о г о п е р е м е щ е н и я

возвращается в нейтральное положение. Поставленный на предо-
хранитель привод при захлопывании двери автоматически освобо-
ж д а е т с я от предохранителя.

Замок двери одновременно является клином фиксатора, предо-

храняющего дверь от провисания на петлях.

Стеклоподъемники дверей, замки и приводы замков дверей

в процессе эксплуатации надо смазывать в соответствий с картой

смазки.

В кабине установлены одноместное сиденье для водителя и

двухместное — Для пассажиров. Подушку пассажирского сиденья

устанавливают в подставу, а спинку навешивают на заднюю
стенку кабины. Пассажирское сиденье регулировки не имеет.

В подставе пассажирского сиденья хранится инструмент.
Сиденье водителя регулируют в горизонтальном и вертикаль-

ном направлениях, а т а к ж е по наклону сиденья, спинки.

Сиденье водителя состоит из подушки

2

(рис. 100) и спинки 7,

установленных на трубчатом каркасе 3, к которому прикреплены

-228

подвижные-направляющие И механизма горизонтального передви-
жения сиденья

6

и кронштейны 4, которыми сиденье крепится

к полу кабины. Л е в а я подвижная направляющая

11

имеет восемь

вертикальных вырезов для стопорения.

Д л я осуществления вертикальной регулировки в нижних крон-

штейнах

4

имеются три круглых

5

и три овальных 7 отверстия.

Перестановкой сиденья на соответствующие отверстия нижнего

кронштейна изменяют положение сиденья водителя по высоте.

Горизонтальное перемещение сиденья осуществляется при по-

мощи подвижных направляющих

11,

на которых крепится каркас

сиденья. Д л я передвижения необходимо поднять вверх рычаг

17

стопора продольного положения; стопорная часть рычага выйдет
из паза

15

и освободит сиденье.

В случае необходимости перемещения сиденья в заднее поло-

жение на большую величину, чем допускает горизонтальное поло-

жение сиденья, надо изменить наклон сиденья перестановкой бол-

тов регулировки вертикального положения так, чтобы круглые от-
верстия

5

установились ниже овальных отверстий 7.

Изменение углов наклона спинки сиденья осуществляется уста-

новкой кронштейнов

8

и

9

крепления спинки на соответствующие

отверстия. Верхний кронштейн

9

имеет д в а отверстия на расстоя-

нии 25 мм, нижний

8

— три отверстия с расстоянием м е ж д у ними

25

и 12 мм.

Кабина оборудована пневматическим стеклоочистителем ветро-

вого стекла, имеющим привод на д в е гцетки, и д в у м я протйвосол-
нечными козырьками.

На специальных кронштейнах снаружи кабины с левой и пра-

вой сторон установлены зеркала. На седельных тягачах ЗИЛ-131В
устанавливают д в а зеркала увеличенного размера.

СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЬ

Стеклоочиститель (рис. 101) ветрового стекла кабины включен

в пневматическую систему привода тормозов.

Стеклоочиститель состоит из пневматического двигателя с зо-

лотниковым распределителем и механизмом укладки щеток по ниж-
ней кромке стекла, двух щеток, тяг и рычагов привода щеток, а-

т а к ж е крана управления стеклоочистителем.

Включается стеклоочиститель поворотом против хода часовой

стрелки головки крана, расположенной на панели приборов.

В р а щ а я головку, можно регулировать скорость движения ще-

ток стеклоочистителя. При вращении головки против хода часовой
стрелки интенсивность работы щеток стеклоочистителя увеличи-

вается, при вращении по ходу часовой стрелки — уменьшается.
При повороте головки крана вправо до упора стеклоочиститель
выключается.

Щетки стеклоочистителя по конструкции обеспечивают приле-

гание к поверхности ветрового стекла. При снятии необходимо
соблюдать осторожность, чтобы не повредить металлическую оп-
раву щетки. Снимать и устанавливать щетки надо за рычажок, яв-

-229

ляющийся соединительным элементом с щеткодержателем, при
этом щетки автоматически укладываются по нижней кромке стекла.

Если механизм укладки щеток не сработал, то необходимо вто-

Рис. 101.

Стеклоочиститель:

/ — п н е в м а т и ч е с к и й д в и г а т е л ь с т е к л о о ч и с т и т е л я ;

2 —

в е р х н я я к р ы ш к а : 3 —

д в у х п л е ч и й р ы ч а г ;

4 —

• к о р п у с з о л о т н и к о в о г о р а с п р е д е л и т е л я ; 5 — т я г а при-

в о д а с т е к л о о ч и с т и т е л я ;

6

— б о к о в а я к р ы ш к а ; 7 — щ е т к а ;

8

— р ы ч а г п р и в о д а

с т е к л о о ч и с т и т е л я ;

9

— г о л о в к а к р а н а у п р а в л е н и я с т е к л о о ч и с т и т е л е м ;

10

— м а -

н о м е т р т о р м о з н о й с и с т е м ы

ОТОПИТЕЛЬ КАБИНЫ

1

Отопитель кабины предназначен для отопления кабины и обо-

грева ветрового стекла в случае его замерзания.

Отопитель (рис. 102) расположен в кабине водителя с правой

стороны под щитом кабины и прикреплен к щиту двигателя. Радиа-

тор

13

отопителя включен в систему о х л а ж д е н и я двигателя.- Горя-

чая вода поступает в радиатор отопителя из головки блока через
кран

6

У

расположенный на впускном трубопроводе справа, в зад-

ней его части. По шлангу 7 вода поступает в нижнюю часть бачка
радиатора, выходит из верхней части правого бачка и д а л е е по

трубопроводу

8

сливается во всасывающую полость водяного на-

соса. В отопитель поступает или наружный воздух по правому
вентиляционному каналу, или воздух из кабины (при сильных мо-

р о з а х ) ; при этом необходимо закрывать заслонку п о д а ч и ' н а р у ж -
ного воздуха. Большая часть воздуха, подогретого в радиаторе
отопителя, подается центробежным вентилятором в распредели-

тельный канал 5, приведенный к щиту двигателя, меньшая часть

1

На автомобилях, предназначенных для районов с жарким климатом, ото-

питель кабины не устанавливают.

-230

воздуха —в кабину, К ногам пассажира. Из распределительного

канала воздух поступает по шлангам

17

к соплам

4

обдува

стекла и через отверстие в конце канала, перекрываемого управ-

ляемой заслонкой 3, — к ногам водителя.

В начале движения, когда надо быстро отогреть замерзшие

стекла, заслонку 3 закрывают, а после прогрева стекол открывают
полностью или частично, если необходимо подать несколько боль-

шее количество теплого воздуха к ветровому стеклу.

Рис. 102. Отопитель кабины (сплошной стрелкой указано направле-

ние движения воды, штриховой — направление , движения тепло-»

го воздуха):

1 — ручка управления заслонкой к а н а л а отопителя и устройством д л я об-

д у в а ветрового стекла; 2 — трос; 3 — заслонка канала отопителя и о б д у в а

ветрового стекла (показана в открытом положении);

4

— сопло о б д у в а ветро-

вого с т е к л а ; 5 - — к а н а л ;

6

— кран; 7 — водоподводящий шланг;

8

— трубопро-

вод;

9 —

рабочее колесо вентилятора;

10

— конденсатор; // — электродвига-

тель;

12 —

дополнительное сопротивление СЭ300;

13 —

р а д и а т о р ;

14 —

заслон-

ка к о ж у х а ;

15—

п р у ж и н н а я пластина-фиксатор заслонки;

16

— рукоятка уп-

равления заслонкой;

17

— ш л а н г о б д у в а ветрового стекла

Заслонкой воздухораспределительного канала управляют руч-

кой 1. Ручка управления заслонкой расположена на вертикальной
площадке щита приборов. При утопленном положении ручки за-
слонка закрыта; в этом случае весь теплый воздух подается на об-

дув ветрового стекла. При выдвинутом положении ручки заслонка
открыта; в этом случае теплый воздух поступает и к ногам води-
теля.

В в о д воздуха в отопитель регулируют заслонкой

14,

располо-

женной в нижней части его к о ж у х а . Ось" заслонки в виде рычага
с рукояткой

16

выведена из к о ж у х а отопителя слева.

Положение рычага совпадает с плоскостью заслонки и фикси-

руется впадинами пружинной пластины

15

, прикрепленной к ко-

ж у х у , Рычаг заслонки имеет три фиксированных положения;

-231

первое положение — вертикальное: заслонка закрывает доступ

свежего воздуха из правого вентиляционного канала; в этом случае

воздух может поступать в отопитель только из кабины;

второе положение — н а к л о н н о е : заслонка открывает вход све-

жему воздуху в отопитель и п р е г р а ж д а е т доступ . воздуха в ка-
бину;

третье положение — горизонтальное: заслонка открывает вход

свежего воздуха для вентиляции кабины.

Вентилятор отопителя следует включать только после прогрева

двигателя. Переключатель вентилятора отопителя расположен на

нижней кромке щита приборов.

Переключатель трехпозиционный; при среднем положении ры-

чага вентилятор выключен; левое положение соответствует высшей
скорости электродвигателя

11

вентилятора; при включении в цепь

электродвигателя добавочного сопротивления (СЭ300)

12

вклю-

чается пониженная скорость электродвигателя.

Эффективность отопителя зависит главным образом от темпе-

ратуры воды в системе охлаждения двигателя. При температуре

ниже 75°С эффективность отопителя резко снижается. Кран отопи-

теля зимой должен быть полностью открыт.

При безгаражном хранении автомобиля зимой после слива

жидкости из системы охлаждения кран

6

отопителя следует за-

крывать. После пуска двигателя и его прогрева надо открыть кран
и повысить частоту вращения коленчатого в а л а двигателя на
2 0 — 3 0 с, не включая вентилятора отопителя. Э^го необходимо для
того, чтобы не допустить замерзания жидкости в радиаторе ото-

пителя, так как при малой частоте вращения коленчатого вала во
время прогрева двигателя водяной насос только частично запол-
няет радиатор отопителя и не создает циркуляции воды в системе
отопления. Перед зимней эксплуатацией необходимо очистить си-
стему отопления от накипи и проверить состояние проходных се-

чений трубопроводов и крана.

ВЕНТИЛЯЦИЯ К А Б И Н Ы

Д л я вентиляции кабины в летнее время можно опускать стекла

дверей кабины, открывать верхние вентиляционные люки, располо-
женные в крыше кабины, а т а к ж е пользоваться поворотными

форточками в окнах дверей.

Кроме того, свежий воздух может поступать в кабину через

правый вентиляционный канал, расположенный в брызговике крыла

(рис. 103). В передней части канала имеется заслонка. Заслонку

можно устанавливать только в два положения: полностью откры-
тое или полностью закрытое. Заслонкой управляют вручную, через
решетку радиатора поворачивая рычажок оси заслонки в одно из
крайних положений. З а к р ы в а т ь заслонку следует только при силь-
ной запыленности воздуха, когда пыль через вентиляционный ка-
нал проникает в кабину,

-232

Заслонка правого канала для питания свежим воздухом отопи-

теля зимой д о л ж н а быть открыта.

]

Рис. 103. Вентиляция кабины:

1 — з а с л о н к а к а н а л а ;

2

— п р у ж и н а з а с л о н к и ; р у ч к а п о в о р о т а

з а с л о н к и

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБМЫВА ВЕТРОВОГО СТЕКЛА

Д л я улучшения очистки ветрового стекла щетками стеклоочи-

стителя в кабине устанавливают устройство для обмыва ветрового

стекла.

Рис» 104. Устройство для обмыва ветрового стекла:

/ • — н а с о с ;

2

—- п е д а л ь п р и в о д а н а с о с а ;

3

— р е з и н о в ы й р е з е р в у а р {2,5 л ) ;

4

ф о р с у н к а ;

5

— г о л о в к а ж и к л е р а ;

6 —

ш а р и к к л а п а н а ; 7 — г а й к а ш т у ц е р а ж и к -

л е р а ; 5 — ш т у ц е р ж и к л е р а ;

9

— ш л а н г ;

10 —

ш а р и к ф о р с у н к и

-233

Устройство для обмыва (рис. 104) состоит из насоса с педаль-

ным приводом, установленного в левой части пола кабины, рези-

нового бачка, установленного под панелью приборов, и двух фор-

сунок, расположенных на передней панели кабины перед'ветровым
стеклом.

При нажиме на педаль

2

насоса вода из бачка через впускной

клапан под действием разрежения попадает внутрь резинового

баллона; при этом пружина насоса сжимается. После прекраще-
ния нажима на педаль пружина сжимает баллон и выталкивает

из него воду, которая по трубкам через форсунки попадает на вет-
ровое стекло в виде двух струек, направленных под щетки стекло-
очистителя. Направление струи воды регулируют поворотом го-
ловки

5

и поворотом шарика форсунки

10

при помощи иголки.

При эксплуатации нельзя допускать засорения клапанов и фор-

сунок. В случае необходимости их следует продувать. Д л я об-

мыва стекла необходимо применять, чистую воду.

КАПОТ

Капот автомобиля аллигаторного типа имеет угол открытия 90°

для облегчения работ по обслуживанию и ремонту двигателя,

Рис. 105. Навеска капота:

/ ~ н и ж н и й Кронштейн н а в е с к и к а п о т а ;

2 —

д е р ж а т е л ь

п р у ж и н ы ;

3

— у р а в н о в е ш и в а ю щ а я п р у ж и н а ;

4 ~

б о л ь ш о й

р ы ч а г ;

5

— м а л ы й р ы ч а г н а в е с к и к а п о т а ;

6

— в е р х н и й крон-

ш т е й н ; 7 — к а п о т ;

8 —

Средний р ы ч а г ;

9 —

п е р е д н я я с т е н к а

к а б и н ы ;

10

— п р е д о х р а н и т е л ь н ы й к р ю ч о к

Д л я удержания капота в открытом положении имеются петли

(рис. 105), у д е р ж и в а ю щ и е его в этом положении в диапазоне

4.0—90° при помощи пружин 3 и системы рычагов. При помощи

кронштейна 1 петля прикреплена к передней стенке

9

кабины, а

в е р д щ м кронштейном

6

— к капоту. Д л я предотвращения произ-

вольного закрывания капота правая петля имеет предохранитель-

-234

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
5 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности