ЗИЛ-131 и его модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (1980 год) — часть 29
Двери кабины имеют опускающиеся стекла и поворотные фор-
точки. Подъем стекол дверей и надежная их фиксация в поднятом
положении осуществляются однорычажными стеклоподъемниками.
Ю 8
Рис. 99. Замок двери:
а —
п р а в а я н а р у ж н а я р у ч к а д в е р и с к л ю ч о м ; б — л е в а я н а р у ж н а я и л е в а я в н у т -
р е н н я я р у ч к и д в е р и ; 1 — в н у т р е н н я я р у ч к а д в е р и ; 2 — к о р п у с п р и в о д а з а м к а ;
3 — ц и л и н д р и ч е с к а я п р у ж и н а п р и в о д а ;
4
— к р ы ш к а п р и в о д а ; 5 — р ы ч а г п р и в о д а
з а м к а ;
6
— ось п р и в о д а з а м к а ; 7 — с п и р а л ь н а я п р у ж и н а п р и в о д а ;
8
— п о в о д о к
з а м к а д в е р и ;
9
— т я г а п р и в о д а з а м к а ;
10
— п р у ж и н а - ф и к с а т о р п о в о д к а з а м к а
д в е р и ; // — к о р п у с з а м к а ;
12
— з а щ е л к а з а м к а ;
13
— р ы ч а г з а м к а ;
14
— ш т о к
к н о п к и ;
15 —
н а р у ж н а я р у ч к а д в е р и ;
16
— к н о п к а р у ч к и д в е р и ;
17 —
о с ь р ы ч а г а
з а м к а д в е р и ;
18
— у п о р р ы ч а г а ;
19
— о с ь з а щ е л к и ;
20
— п р у ж и н а з а щ е л к и ;
21 —
у п о р п р у ж и н ы ;
22 —
о с ь п о в о д к а ;
23 —
к л и н
Стеклоподъемники (рис. 98) имеют тормозной механизм, смон-
тированный в барабане на приводном валике, предохраняющий
стекло от произвольного опускания. В эксплуатации они не тре-
буют регулировки.
Устанавливают и снимают замки и стеклоподъемники через люк
внутренней панели двери.
Обе двери имеют замки, открывающиеся снаружи и изнутри
кабины (рис. 99). Замки левой и правой дверей могут быть уста-
новлены изнутри кабины на предохранитель. Правая дверь может
быть заперта снаружи ключом д л я включения зажигания. Запор-
ный механизм находится в кнопке правой наружной ручки.
Н а р у ж н а я ручка неподвижно закреплена на наружной панели
двери. Д л я открывания двери необходимо н а ж а т ь кнопку
16
ручки.
При запертом положении замка кнопка становится неподвижной.
8*
227
Д л я открывания двери изнутри на внутренней панели двери
установлен привод с поворотной ручкой. При повороте ручки на
себя дверь открывается. При повороте ручки от себя дверь запи-
рается изнутри на предохранитель, причем ручка автоматически
Рис. 100. Сиденье водителя:
/ — с п и н к а с и д е н ь я ;
2 —
п о д у ш к а ;
3
— т р у б ч а т ы й к а р к а с ;
4
— к р о н ш т е й н к р е п л е н и я
с и д е н ь я к п о л у к а б и н ы ;
5
— к р у г л ы е о т в е р с т и я ;
6
— м е х а н и з м г о р и з о н т а л ь н о г о п е р е -
м е щ е н и я с и д е н ь я ; 7 — о в а л ь н о е о т в е р с т и е ;
8
— н и ж н и й к р о н ш т е й н к р е п л е н и я с п и н к и ;
9
— в е р х н и й к р о н ш т е й н к р е п л е н и я с п и н к и ;
10
— н е п о д в и ж н а я н и ж н я я н а п р а в л я ю щ а я ;
11
— п о д в и ж н а я в е р х н я я н а п р а в л я ю щ а я ;
12
— ш а р и к ;
13
— б о л ь ш о й ш а р и к ;
14
— се-
п а р а т о р ш а р и к о в ;
15 —
в е р т и к а л ь н ы е п а з ы в п о д в и ж н о й н а п р а в л я ю щ е й ;
16
— о с ь
с т о п о р а ; Л — р ы ч а г с т о п о р а г о р и з о н т а л ь н о г о п е р е м е щ е н и я
возвращается в нейтральное положение. Поставленный на предо-
хранитель привод при захлопывании двери автоматически освобо-
ж д а е т с я от предохранителя.
Замок двери одновременно является клином фиксатора, предо-
храняющего дверь от провисания на петлях.
Стеклоподъемники дверей, замки и приводы замков дверей
в процессе эксплуатации надо смазывать в соответствий с картой
смазки.
В кабине установлены одноместное сиденье для водителя и
двухместное — Для пассажиров. Подушку пассажирского сиденья
устанавливают в подставу, а спинку навешивают на заднюю
стенку кабины. Пассажирское сиденье регулировки не имеет.
В подставе пассажирского сиденья хранится инструмент.
Сиденье водителя регулируют в горизонтальном и вертикаль-
ном направлениях, а т а к ж е по наклону сиденья, спинки.
Сиденье водителя состоит из подушки
2
(рис. 100) и спинки 7,
установленных на трубчатом каркасе 3, к которому прикреплены
-228
подвижные-направляющие И механизма горизонтального передви-
жения сиденья
6
и кронштейны 4, которыми сиденье крепится
к полу кабины. Л е в а я подвижная направляющая
11
имеет восемь
вертикальных вырезов для стопорения.
Д л я осуществления вертикальной регулировки в нижних крон-
штейнах
4
имеются три круглых
5
и три овальных 7 отверстия.
Перестановкой сиденья на соответствующие отверстия нижнего
кронштейна изменяют положение сиденья водителя по высоте.
Горизонтальное перемещение сиденья осуществляется при по-
мощи подвижных направляющих
11,
на которых крепится каркас
сиденья. Д л я передвижения необходимо поднять вверх рычаг
17
стопора продольного положения; стопорная часть рычага выйдет
из паза
15
и освободит сиденье.
В случае необходимости перемещения сиденья в заднее поло-
жение на большую величину, чем допускает горизонтальное поло-
жение сиденья, надо изменить наклон сиденья перестановкой бол-
тов регулировки вертикального положения так, чтобы круглые от-
верстия
5
установились ниже овальных отверстий 7.
Изменение углов наклона спинки сиденья осуществляется уста-
новкой кронштейнов
8
и
9
крепления спинки на соответствующие
отверстия. Верхний кронштейн
9
имеет д в а отверстия на расстоя-
нии 25 мм, нижний
8
— три отверстия с расстоянием м е ж д у ними
25
и 12 мм.
Кабина оборудована пневматическим стеклоочистителем ветро-
вого стекла, имеющим привод на д в е гцетки, и д в у м я протйвосол-
нечными козырьками.
На специальных кронштейнах снаружи кабины с левой и пра-
вой сторон установлены зеркала. На седельных тягачах ЗИЛ-131В
устанавливают д в а зеркала увеличенного размера.
СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЬ
Стеклоочиститель (рис. 101) ветрового стекла кабины включен
в пневматическую систему привода тормозов.
Стеклоочиститель состоит из пневматического двигателя с зо-
лотниковым распределителем и механизмом укладки щеток по ниж-
ней кромке стекла, двух щеток, тяг и рычагов привода щеток, а-
т а к ж е крана управления стеклоочистителем.
Включается стеклоочиститель поворотом против хода часовой
стрелки головки крана, расположенной на панели приборов.
В р а щ а я головку, можно регулировать скорость движения ще-
ток стеклоочистителя. При вращении головки против хода часовой
стрелки интенсивность работы щеток стеклоочистителя увеличи-
вается, при вращении по ходу часовой стрелки — уменьшается.
При повороте головки крана вправо до упора стеклоочиститель
выключается.
Щетки стеклоочистителя по конструкции обеспечивают приле-
гание к поверхности ветрового стекла. При снятии необходимо
соблюдать осторожность, чтобы не повредить металлическую оп-
раву щетки. Снимать и устанавливать щетки надо за рычажок, яв-
-229
ляющийся соединительным элементом с щеткодержателем, при
этом щетки автоматически укладываются по нижней кромке стекла.
Если механизм укладки щеток не сработал, то необходимо вто-
Рис. 101.
Стеклоочиститель:
/ — п н е в м а т и ч е с к и й д в и г а т е л ь с т е к л о о ч и с т и т е л я ;
2 —
в е р х н я я к р ы ш к а : 3 —
д в у х п л е ч и й р ы ч а г ;
4 —
• к о р п у с з о л о т н и к о в о г о р а с п р е д е л и т е л я ; 5 — т я г а при-
в о д а с т е к л о о ч и с т и т е л я ;
6
— б о к о в а я к р ы ш к а ; 7 — щ е т к а ;
8
— р ы ч а г п р и в о д а
с т е к л о о ч и с т и т е л я ;
9
— г о л о в к а к р а н а у п р а в л е н и я с т е к л о о ч и с т и т е л е м ;
10
— м а -
н о м е т р т о р м о з н о й с и с т е м ы
ОТОПИТЕЛЬ КАБИНЫ
1
Отопитель кабины предназначен для отопления кабины и обо-
грева ветрового стекла в случае его замерзания.
Отопитель (рис. 102) расположен в кабине водителя с правой
стороны под щитом кабины и прикреплен к щиту двигателя. Радиа-
тор
13
отопителя включен в систему о х л а ж д е н и я двигателя.- Горя-
чая вода поступает в радиатор отопителя из головки блока через
кран
6
У
расположенный на впускном трубопроводе справа, в зад-
ней его части. По шлангу 7 вода поступает в нижнюю часть бачка
радиатора, выходит из верхней части правого бачка и д а л е е по
трубопроводу
8
сливается во всасывающую полость водяного на-
соса. В отопитель поступает или наружный воздух по правому
вентиляционному каналу, или воздух из кабины (при сильных мо-
р о з а х ) ; при этом необходимо закрывать заслонку п о д а ч и ' н а р у ж -
ного воздуха. Большая часть воздуха, подогретого в радиаторе
отопителя, подается центробежным вентилятором в распредели-
тельный канал 5, приведенный к щиту двигателя, меньшая часть
1
На автомобилях, предназначенных для районов с жарким климатом, ото-
питель кабины не устанавливают.
-230
воздуха —в кабину, К ногам пассажира. Из распределительного
канала воздух поступает по шлангам
17
к соплам
4
обдува
стекла и через отверстие в конце канала, перекрываемого управ-
ляемой заслонкой 3, — к ногам водителя.
В начале движения, когда надо быстро отогреть замерзшие
стекла, заслонку 3 закрывают, а после прогрева стекол открывают
полностью или частично, если необходимо подать несколько боль-
шее количество теплого воздуха к ветровому стеклу.
Рис. 102. Отопитель кабины (сплошной стрелкой указано направле-
ние движения воды, штриховой — направление , движения тепло-»
го воздуха):
1 — ручка управления заслонкой к а н а л а отопителя и устройством д л я об-
д у в а ветрового стекла; 2 — трос; 3 — заслонка канала отопителя и о б д у в а
ветрового стекла (показана в открытом положении);
4
— сопло о б д у в а ветро-
вого с т е к л а ; 5 - — к а н а л ;
6
— кран; 7 — водоподводящий шланг;
8
— трубопро-
вод;
9 —
рабочее колесо вентилятора;
10
— конденсатор; // — электродвига-
тель;
12 —
дополнительное сопротивление СЭ300;
13 —
р а д и а т о р ;
14 —
заслон-
ка к о ж у х а ;
15—
п р у ж и н н а я пластина-фиксатор заслонки;
16
— рукоятка уп-
равления заслонкой;
17
— ш л а н г о б д у в а ветрового стекла
Заслонкой воздухораспределительного канала управляют руч-
кой 1. Ручка управления заслонкой расположена на вертикальной
площадке щита приборов. При утопленном положении ручки за-
слонка закрыта; в этом случае весь теплый воздух подается на об-
дув ветрового стекла. При выдвинутом положении ручки заслонка
открыта; в этом случае теплый воздух поступает и к ногам води-
теля.
В в о д воздуха в отопитель регулируют заслонкой
14,
располо-
женной в нижней части его к о ж у х а . Ось" заслонки в виде рычага
с рукояткой
16
выведена из к о ж у х а отопителя слева.
Положение рычага совпадает с плоскостью заслонки и фикси-
руется впадинами пружинной пластины
15
, прикрепленной к ко-
ж у х у , Рычаг заслонки имеет три фиксированных положения;
-231
первое положение — вертикальное: заслонка закрывает доступ
свежего воздуха из правого вентиляционного канала; в этом случае
воздух может поступать в отопитель только из кабины;
второе положение — н а к л о н н о е : заслонка открывает вход све-
жему воздуху в отопитель и п р е г р а ж д а е т доступ . воздуха в ка-
бину;
третье положение — горизонтальное: заслонка открывает вход
свежего воздуха для вентиляции кабины.
Вентилятор отопителя следует включать только после прогрева
двигателя. Переключатель вентилятора отопителя расположен на
нижней кромке щита приборов.
Переключатель трехпозиционный; при среднем положении ры-
чага вентилятор выключен; левое положение соответствует высшей
скорости электродвигателя
11
вентилятора; при включении в цепь
электродвигателя добавочного сопротивления (СЭ300)
12
вклю-
чается пониженная скорость электродвигателя.
Эффективность отопителя зависит главным образом от темпе-
ратуры воды в системе охлаждения двигателя. При температуре
ниже 75°С эффективность отопителя резко снижается. Кран отопи-
теля зимой должен быть полностью открыт.
При безгаражном хранении автомобиля зимой после слива
жидкости из системы охлаждения кран
6
отопителя следует за-
крывать. После пуска двигателя и его прогрева надо открыть кран
и повысить частоту вращения коленчатого в а л а двигателя на
2 0 — 3 0 с, не включая вентилятора отопителя. Э^го необходимо для
того, чтобы не допустить замерзания жидкости в радиаторе ото-
пителя, так как при малой частоте вращения коленчатого вала во
время прогрева двигателя водяной насос только частично запол-
няет радиатор отопителя и не создает циркуляции воды в системе
отопления. Перед зимней эксплуатацией необходимо очистить си-
стему отопления от накипи и проверить состояние проходных се-
чений трубопроводов и крана.
ВЕНТИЛЯЦИЯ К А Б И Н Ы
Д л я вентиляции кабины в летнее время можно опускать стекла
дверей кабины, открывать верхние вентиляционные люки, располо-
женные в крыше кабины, а т а к ж е пользоваться поворотными
форточками в окнах дверей.
Кроме того, свежий воздух может поступать в кабину через
правый вентиляционный канал, расположенный в брызговике крыла
(рис. 103). В передней части канала имеется заслонка. Заслонку
можно устанавливать только в два положения: полностью откры-
тое или полностью закрытое. Заслонкой управляют вручную, через
решетку радиатора поворачивая рычажок оси заслонки в одно из
крайних положений. З а к р ы в а т ь заслонку следует только при силь-
ной запыленности воздуха, когда пыль через вентиляционный ка-
нал проникает в кабину,
-232
Заслонка правого канала для питания свежим воздухом отопи-
теля зимой д о л ж н а быть открыта.
]
Рис. 103. Вентиляция кабины:
1 — з а с л о н к а к а н а л а ;
2
— п р у ж и н а з а с л о н к и ; р у ч к а п о в о р о т а
з а с л о н к и
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБМЫВА ВЕТРОВОГО СТЕКЛА
Д л я улучшения очистки ветрового стекла щетками стеклоочи-
стителя в кабине устанавливают устройство для обмыва ветрового
стекла.
Рис» 104. Устройство для обмыва ветрового стекла:
/ • — н а с о с ;
2
—- п е д а л ь п р и в о д а н а с о с а ;
3
— р е з и н о в ы й р е з е р в у а р {2,5 л ) ;
4
ф о р с у н к а ;
5
— г о л о в к а ж и к л е р а ;
6 —
ш а р и к к л а п а н а ; 7 — г а й к а ш т у ц е р а ж и к -
л е р а ; 5 — ш т у ц е р ж и к л е р а ;
9
— ш л а н г ;
10 —
ш а р и к ф о р с у н к и
-233
Устройство для обмыва (рис. 104) состоит из насоса с педаль-
ным приводом, установленного в левой части пола кабины, рези-
нового бачка, установленного под панелью приборов, и двух фор-
сунок, расположенных на передней панели кабины перед'ветровым
стеклом.
При нажиме на педаль
2
насоса вода из бачка через впускной
клапан под действием разрежения попадает внутрь резинового
баллона; при этом пружина насоса сжимается. После прекраще-
ния нажима на педаль пружина сжимает баллон и выталкивает
из него воду, которая по трубкам через форсунки попадает на вет-
ровое стекло в виде двух струек, направленных под щетки стекло-
очистителя. Направление струи воды регулируют поворотом го-
ловки
5
и поворотом шарика форсунки
10
при помощи иголки.
При эксплуатации нельзя допускать засорения клапанов и фор-
сунок. В случае необходимости их следует продувать. Д л я об-
мыва стекла необходимо применять, чистую воду.
КАПОТ
Капот автомобиля аллигаторного типа имеет угол открытия 90°
для облегчения работ по обслуживанию и ремонту двигателя,
Рис. 105. Навеска капота:
/ ~ н и ж н и й Кронштейн н а в е с к и к а п о т а ;
2 —
д е р ж а т е л ь
п р у ж и н ы ;
3
— у р а в н о в е ш и в а ю щ а я п р у ж и н а ;
4 ~
б о л ь ш о й
р ы ч а г ;
5
— м а л ы й р ы ч а г н а в е с к и к а п о т а ;
6
— в е р х н и й крон-
ш т е й н ; 7 — к а п о т ;
8 —
Средний р ы ч а г ;
9 —
п е р е д н я я с т е н к а
к а б и н ы ;
10
— п р е д о х р а н и т е л ь н ы й к р ю ч о к
Д л я удержания капота в открытом положении имеются петли
(рис. 105), у д е р ж и в а ю щ и е его в этом положении в диапазоне
4.0—90° при помощи пружин 3 и системы рычагов. При помощи
кронштейна 1 петля прикреплена к передней стенке
9
кабины, а
в е р д щ м кронштейном
6
— к капоту. Д л я предотвращения произ-
вольного закрывания капота правая петля имеет предохранитель-
-234
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст