ЗИЛ-131 и его модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (1980 год) — часть 31

Жйны увеличивается. Тормоз должен быть отрегулирован так,
чтобы при* разматывании троса чрезмерно не нагревался барабан

тормоза.

К нижним полкам переднего буфера и задней поперечине ле-

бедки болтами закреплены направляющие троса лебедки. Спереди
между направляющими установлены направляющий ролик троса
лебедки и штанга, у д е р ж и в а ю щ а я трос от выпадания. Ролик вра-

щается на оси, закрепленной гайками в направляющих.

Смазывают подшипники роликов через масленку

6

(см.

рис. 108), установленную в левом конце оси ролика.

К а р д а н н а я п е р е д а ч а п р и в о д а

лебедки состоит из переднего

карданного вала с промежуточной опорой и заднего карданного
вала, соединенных общим шарниром. Один конец переднего вала

,(со стороны редуктора, лебедки) соединен предохранительным

пальцем

12

(см. рис. 110) с вилкой шарнира, а на втором конце

напрессован подшипник промежуточной опоры и установлен фла-
нец крепления заднего шарнира.

З а д н и й к а р д а н н ы й вал

трубчатый, со шлицевым концом и

двумя шарнирами. Один конец карданного в а л а имеет приварен-
ную вилку; на другом конце в а л а на шлицах установлена сколь-
зящая вилка. Крестовины кардана установлены в вилках на иголь-
чатых подшипниках. Подшипники у д е р ж и в а ю т с я в отверстиях
вилки пружинными стопорными кольцами. Задний карданный вал
присоединен к фланцу главного вала коробки отбора мощности и
к фланцу переднего карданного в а л а .

В комплект принадлежностей к а ж д о г о автомобиля, оборудо-

ванного лебедкой, входит блок (полиспаст) лебедки, которым

пользуются, если необходимо увеличить тяговое усилие лебедки
или изменить направление тяги, и трос для крепления блока ле-
бедки.

Конические роликоподшипники в а л а червяка редуктора лебедки

регулируют при появлении осевого зазора в подшипниках или за-

мене червячной пары новой,

При обнаружении осевого перемещения червячного вала необ-

ходимо затянуть до отказа болты крепления крышек подшипников

и снова проверить осевой зазор в подшипниках. Подшипники сле-

дует регулировать только в том случае, если з а т я ж к а болтов не
устранила осевого „перемещения вала.

Конические роликоподшипники вала червяка должны быть

отрегулированы с предварительным натягом. Момент, необходи-
мый для проворачивания вала червяка в подшипниках, должен
быть равен 0,02—0,06 кгс*м.

Роликоподшипники вала червяка регулируют изменением ко-

личества прокладок под фланцами крышек. Если вал червяка
вращается слишком свободно или имеется осевой зазор, то надо
у д а л и т ь часть прокладок равной толщины из-под передней и
задней крышек подшипников; если для вращения вала червяка
крутящий момент больше 0,06 кгс-м, то следует добавить прокладки

равной толщины под обе крышки подшипников. При регулировке

-243

подшипников вала червяка должны быть сняты червячное колеса
с валом, фланец, барабан тормоза и барабан лебедки.,

Количество прокладок под задней и передней крышками по

окончании регулировки должно быть приблизительно одинако-

вым или иметь разность толщины прокладок не более 0,1 мм.

Изменять толщину прокладок под крышками можно только при
регулировании зацепления зубьев червячной пары по пятну кон-
такта.

В а л барабана с червячным колесом в сборе после регулировки

зацепления должен вращаться свободно, но не должен иметь осе-

вой зазор больше 0,1 мм при измерении индикатором на левом

торце в а л а барабана при перемещении колеса в осевом направле-
нии. Если осевой зазор превышает допустимую величину, то не-
обходимо заменить изношенные шайбу

4

(см. рис. 109) или

крышку

6.

При проверке зазора вала барабана упорная шайба

4

конца вала должна упираться в торец крышки или торец кар-
тера редуктора. При этом болты крепления упорной шайбы к
валу должны быть затянуты до отказа.

По мере износа торцов картера редуктора, крышки и упорной

шайбы увеличиваются осевой зазор вала и смещение пятна кон-
такта. В этом случае правильность зацепления червячного колеса
и червяка нарушается, износ зубьев увеличивается, что приводит
к разрушению венца червячного колеса. Положение пятна кон-
такта необходимо периодически проверять и регулировать. Поло-
жение пятна контакта регулируют после того, как окончательно
отрегулированы подшипники вала червяка. Правильность зацеп-
ления червячного колеса и червяка проверяют «на краску» по

пятну контакта на зубьях колеса.

Правильное расположение пятна контакта относительно оси

симметрии зуба достигается соответствующим перемещением вала

б а р а б а н а с червячным колесом в сторону, противоположную сме-

щению пятна контакта. Чтобы сместить червячное колесо с валом
б а р а б а н а вправо или влево, следует снять или добавить часть
прокладок под торец упорной шайбы, закрепленной на валу и
закрытой крышкой.

Регулировка величины пятна контакта по высоте зуба дости-

гается перемещением червяка относительно червячного колеса.

Д л я этого надо переложить часть прокладок из-под крышки под-

шипника с одной стороны на другую, не меняя предварительного
натяга в подшипниках. Червячная передача может надежно ра-
ботать только при условии правильного зацепления. Неправильная
регулировка является причиной сильного нагрева редуктора.

ПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕБЕДКОЙ

При движении автомобиля трос лебедки должен быть полно-

стью туго намотан на барабан, барабан лебедки должен быть

включен (соединен с валом при помощи муфты). Отключать бара-

бан от вала допускается только при ручном разматывании троса.

-244

Д л я включения лебедки необходимо н а ж а т ь до отказа на

педаль сцепления, включить нужную передачу в коробке отбора

мощности и отпустить педаль сцепления. Р а з м а т ы в а т ь свободный
трос следует вручную, не включая передачу, но выключив муфту
включения барабана. В отдельных случаях можно д л я разматыва-

ния троса включить передачу.

х Д л я самовытаскивания' автомобиля необходимо размотать

трос, зацепить его за какой-нибудь надежный предмет (дерево,

пень, столб и т. д.), включить передачу для наматывания троса

в коробке отбора мощности и проводить подтягивание при частоте

вращения коленчатого вала 1 ООО-—1100 об/мин или 14—16 об/мин

в а л а барабана лебедки. При самовытаскивании на увлажненных

дорогах с дерновым покрытием допускается включение ведущих

мостов на первой передаче коробки, передач.

При вытаскивании лебедкой другого автомобиля следует по-

ставить рычаг переключения коробки передач в нейтральное поло-
жение и затормозить автомобиль. После окончания подтягивания
надо остановить лебедку, выключив сцепление, и поставить ры-
чаг коробки отбора мощности в нейтральное положение. Чтобы ос-
лабить трос, надо поставить рычаг коробки отбора мощности в
положение, соответствующее разматыванию троса.

Чтобы закрепить трос лебедки в положение для езды, необхо-

димо зацепить крюк троса лебедки за передний буксирный крюк,
включить передачу для наматывания в коробке отбора мощности
и плавно натянуть трос. После этого надо поставить рычаг ко-
робки отбора мощности в нейтральное положение, и запереть его

замком.

В случае применения блока для увеличения силы тяги при

самовытаск'ивании (рис. 111, а) блок должен быть закреплен за

предмет, выбранный в качестве опоры, а крюк троса лебедки —

за один из передних буксирных крюков автомобиля.

Если блок применяют для изменения направления тяги при

вытаскивании другой машины (рис. 111,6), его укрепляют на
предмете, с л у ж а щ е м опорой, а крюк троса зацепляют за буксир-
ный крюк вытаскиваемой машины. Если блок используют для
увеличения силы тяги при вытаскивании другой машины

(рис. 111, в), его закрепляют за крюк вытаскиваемой машины,

а крюк троса — за предмет, с л у ж а щ и й опорой.

При пользовании лебедкой необходимо соблюдать следующие

правила:

1. Тяговое усилие на тросе не должно превышать 4500 кгс.

Д л я получения большего усилия надо применять блок (полис-
паст).

2. Рабочая длина троса не д о л ж н а превышать 65 м; остальная

длина троса (не менее трех-четырех витков) должна остаться

намотанной на барабан.

3. Максимально допустимая температура масла в редукторе

при работе лебедки 130°С.

-245

4. Р а з м а т ы в а т ь трос следует вручную. Допускается пользо-

ваться передачей для разматывания троса; при этом надо вруч«
ную подтягивать трос.

Рис. 111.

Схема пользования лебедкой с применением

блока:

1 — б л о к ;

2

— н е п о д в и ж н ы й п р е д м е т

5. Угол расположения троса по отношению к оси автомобиля

(в горизонтальной плоскости) не должен превышать 15°. При

этом подтягивание под нагрузкой не должно превышать 10—12 м
длины троса. При большем угле применяют блок.

Категорически запрещается: пользоваться тросом лебедки для

буксировки автомобиля; включать задний ход автомобиля во
время работы лебедки; переключать передачи во время подтяги-
вания автомобиля под большой нагрузкой и при обратном дви-

жении автомобиля с горы; находиться возле троса или м е ж д у

тросами (при использовании блока), поправлять у к л а д к у витков
троса во время работы лебедки; з а к л а д ы в а т ь в отверстие вилки

кардана болты или другие детали вместо специального предохра-

нительного пальца; оставлять незапертым рычаг переключения пе-

редач в нейтральном положении; допускать движение автомобиля
с отключенным от вала барабаном лебедки.

-246

В случае неправильной укладки витков троса на б а р а б а н е и

неисправной работы механизмов следует остановить лебедку. Ос-
танавливать лебедку необходимо п р е ж д е всего выключением
сцепления, а затем выключать передачу в коробке отбора мощ-
ности.

Если обнаруживается чрезмерный нагрев масла в редукторе,

что видно по обильному парообразованию, лебедку следует оста-
новить для о х л а ж д е н и я масла и установить причину нагрева.

При разборке запрещается снимать барабан

15

(см. рис. 109)

тормоза червяка лебедки ввертыванием болтов до упора в саль-

ник. Это приводит к разрушению обоймы сальника и его выходу

из строя. Д л я того чтобы болты не упирались в сальник, следует
ввернуть болты на 7 — 8 мм, съемником зацепить за ' болты и
снять барабан.

Уход за лебедкой

заключается в проверке и подтяжке всех

креплений, смазке подшипников, смене масла в редукторе, про-
верке качества уплотнений, регулировке подшипников, проверке
и регулировке осевого зазора вала б а р а б а н а и зацепления червяч-
ной передачи.

Картер редуктора лебедки заправляют маслом через люк в

верхней части редуктора до уровня контрольной пробки. Не р е ж е
чем через 15—20 подтягиваний автомобиля надо проверять уро-

вень масла и при необходимости д о б а в л я т ь его до уровня кон-

трольного отверстия. Масло в редукторе следует менять в сроки,
указанные в карте смазки.

Шарниры, шлицевые соединения карданных валов привода ле-

бедки, подшипники в а л а барабана и направляющего ролика надо
смазывать согласно карте смазки.

К О Р О Б К А О Т Б О Р А МОЩНОСТИ

ОТ Р А З Д А Т О Ч Н О Й К О Р О Б К И (КОМ-1)

Односкоростную коробку отбора мощности (рис. 112) устанав-

ливают по особому требованию потребителя на верхний люк раз-
даточной коробки автомобиля ЗИЛ-131 и его модификаций. Это

д а е т возможность отбора мощности от трансмиссии для привода

различных специальных агрегатов, применяемых потребителем

при использовании шасси автомобиля в качестве транспортной
базы в составе различных спецустановок.

П р и м е ч а н и е . Применение КОМ-1 для привода специальных установок

допускается только при согласовании режима и условий ее работы с ОГК Мое-

автоЗИЛ.

Односкоростная коробка отбора мощности предназначена для

кратковременной работы.

Максимальная величина отбираемой мощности не должна пре-

вышать 60 л. е., максимальная величина допустимого крутящего
момента на выходном в а л у КОМ-1 не д о л ж н а превышать
30 кгс• м

?

-247

Длительность непрерывной работы КОМ-1 зависит от факти-

ческой величины отбираемой мощности и в к а ж д о м конкретном

. случае проверяется предварительными испытаниями.

Рис. 112.

Коробка отбора мощности:

/ — к а р т е р ;

2

— р а с п о р н а я в т у л к а ;

3

и

34 —

г а й к и ;

4

и

14 —

к р ы ш к и п о д ш и п н и -

к о в ; 5 — в т о р и ч н ы й в а л ; 5 и

17 —

ш а р и к о п о д ш и п н и к и ; 7 — к а р е т к а - ш е с т е р н я ;

8 —

з а г л у ш к а ;

9

— к р ы ш к а л ю к а ;

10

— щ и т о к ; / / - - в ы к л ю ч а т е л ь ;

12 —

к а м е р а в к л ю -

ч е н и я ;

13

— ф л а н е ц ;

15 —

п р у ж и н н а я ш а й б а ;

16

и

22 —

о п о р н ы е ш а й б ы ;

18

— с т о -

п о р н о е к о л ь ц о ;

19 —

ш е с т е р н я п о с т о я н н о г о з а ц е п л е н и я ;

20 —

п р о б к а ; 2 / — о с ь ;

23 —

р о л и к о п о д ш и п н и к ;

24 —

р а с п о р н о е к о л ь ц о ;

25 —

в и л к а ;

26 —

п р е д о х р а н и т е л ь -

н ы й к л а п а н ;

27 —

с т о п о р н ы й б о л т ;

28 —

с т о п о р н а я п л а с т и н а ;

29 —

р е г у л и р о в о ч н а я

ш а й б а ;

30 —

п р о к л а д к а ;

31 —

д и а ф р а г м а ;

32 —

п р у ж и н а ;

33 —

ш т о к

Передаточное число Ь КОМ-1 на прямой передаче в коробке

передач с учетом шестерни раздаточной коробки

Д е т а л и односкоростной коробки отбора мощности смонтиро-

ваны в литом чугунном картере В е д у щ а я шестерня приклепана
к шестерне

19

постоянного зацепления и составляет с ней единый

блок. Блок шестерен установлен на неподвижной оси

21

на двух

роликоподшипниках

23

, м е ж д у которыми установлено распорное

кольцо

24.

Ось запрессована в переднюю и заднюю стенки картера

и застопорена пластиной. На оси по торцам ступицы бло-ка шее-

-248

терен установлены опорные шайбы

22

, которые предотвращают

выработку опорных торцов картера. Ось имеет осевое и р а д и а л ь

ное отверстия д л я подвода смазки из кармана картера к ролико-

подшипникам. Осевое отверстие снаружи закрыто конической

пробкой

20.

Шестерня постоянного зацепления — косозубая, осталь-

ные шестерни — п р я м о з у б ы е . Шестерня

19

постоянно зацеплена

с шестерней первичного в а л а раздаточной коробки.

При включении КОМ-1 шестерня-каретка 7, установленная

подвижно на шлицах вторичного в а л а 5, входит в зацепление с
ведущей шестерней. Д л я предотвращения самовыключения КОМ-1
вторичный вал имеет шлиц-замок. М е ж д у шлицевой частью в а л а
и передним шарикоподшипником

6

установлена распорная втулка

2.

Подшипник и распорная втулка затянуты гайкой 3. Стопорение
гайки осуществляется вдавливанием тонкого края гайки в паз
в а л а 5. В а л вращается на д в у х шарикоподшипниках

6

и

17,

на-

р у ж н ы е кольца которых установлены в гнездах картера, а внут-
ренние напрессованы на шейки в а л а . В осевом направлении вто-
ричный вал фиксируется стопорным кольцом

18

подшипника. Под-

шипники закрыты крышками

4

и

14.

В крышку

14

запрессован

сальник, предохраняющий коробку от попадания грязи и течи
масла. На шлицевом конце вторичного в а л а установлен фла-

нец

13

крепления карданного вала. Фланец закреплен гайкой

34,

которую стопорят так же, как гайку 3.

Включение КОМ-1 осуществляется вилкой

25.

Вилка закреп-

лена неподвижно на штоке

33

болтом

21

, который зашплинтован

проволокой. В передней стенке картера имеется отверстие, в кото-
ром перемещается шток включения. Это отверстие закрыто за-

глушкой

8.

Верхний люк КОМ-1 закрыт крышкой. На крышке установ-

лен предохранительный клапан

26,

защищенный .от попадания

масла щитком

10.

Техническое обслуживание односкоростной коробки отбора

мощности такое же, как и раздаточной коробки.

Управление односкоростной коробкой отбора мощности —

электропневматическое, осуществляется переключателем

31,

уста-

новленным на кронштейне в кабине водителя (см. рис. 4).

Л е в о е положение ручки переключателя соответствует выклю-

ченному положению КОМ-1, а правое — включенному.

Переключатель размыкает и замыкает цепь управления реле

электромагнита привода воздушного клапана. Реле установлено

на щите двигателя в подкапотном пространстве (над реле включе-
ния электромагнита переднего моста). Реле замыкает и размыкает
цепь питания электромагнита.

Д л я включения КОМ-1 ручку переключателя устанавливают в

правое положение «Вкл.» при этом срабатывает реле и замыкает

- цепь питания электромагнита. Сердечник

17

электромагнита

(см. рис. 46), перемещаясь вниз, давит на шток

13

включения

воздушного клапана и открывает его. Воздух от тормозного крана
через впускной клапан

6

поступает в диафрагменную камеру

12

-249

включения (см. рис. 112) и через диафрагму

31

воздействует на

шток

33,

соединенный с вилкой включения КОМ-1.

На корпусе диафрагменной камеры установлен выключа-

тель 11 контрольной лампы выключения КОМ-1. При перемеще-

Рис. 113.

Принципиальная схема дополнительного

электрооборудования при установке КОМ-1:

/ — в ы к л ю ч а т е л ь контрольной л а м п ы включения КОМ-1;

2 —

электромагнит воздушного клапана включения КОМ-1;

3

— т р е х к л е м м о в а я соединительная панель;

4 —

реле вклю-

чения КОМ-1;

5 —

реле включения переднего моста;

6

— вы-

ключатель; 7 — предохранитель на 20 А;

8 ~

контрольная

л а м п а включения КОМ-1 (лампа 1,5 к д ) ;

9 —

д в у х г н е з д н ы й

соединитель

нии штока контакты выключателя замыкаются и загорается конт-

рольная лампа

30

(см. рис. 4) красного цвета.

Д л я выключения КОМ-1 ручку переключателя установить в

левое положение «Выкл.». При этом реле разрывает цепь питания
электромагнита, закрывается воздушный клапан, возвратная пру-
жина диафрагменной камеры перемещает шток с вилкой в исход-
ное положение. ' Шестерня-каретка 7 выходит из зацепления, и

КОМ-1 автоматически выключается; при этом контакты выключа-

теля контрольной лампы размыкаются и контрольная лампа
гаснет.

Подсоединение проводов осуществляется в соответствии с прин-

ципиальной схемой (рис. 113). Дополнительный пучок проводов
у к л а д ы в а ю т под скобы крепления заднего и среднего пучков про-
водов и дополнительно закрепляют хомутиками.

-250

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
7 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности