ЗИЛ-131 и его модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (1980 год) — часть 31
Жйны увеличивается. Тормоз должен быть отрегулирован так,
чтобы при* разматывании троса чрезмерно не нагревался барабан
тормоза.
К нижним полкам переднего буфера и задней поперечине ле-
бедки болтами закреплены направляющие троса лебедки. Спереди
между направляющими установлены направляющий ролик троса
лебедки и штанга, у д е р ж и в а ю щ а я трос от выпадания. Ролик вра-
щается на оси, закрепленной гайками в направляющих.
Смазывают подшипники роликов через масленку
6
(см.
рис. 108), установленную в левом конце оси ролика.
К а р д а н н а я п е р е д а ч а п р и в о д а
лебедки состоит из переднего
карданного вала с промежуточной опорой и заднего карданного
вала, соединенных общим шарниром. Один конец переднего вала
,(со стороны редуктора, лебедки) соединен предохранительным
пальцем
12
(см. рис. 110) с вилкой шарнира, а на втором конце
напрессован подшипник промежуточной опоры и установлен фла-
нец крепления заднего шарнира.
З а д н и й к а р д а н н ы й вал
трубчатый, со шлицевым концом и
двумя шарнирами. Один конец карданного в а л а имеет приварен-
ную вилку; на другом конце в а л а на шлицах установлена сколь-
зящая вилка. Крестовины кардана установлены в вилках на иголь-
чатых подшипниках. Подшипники у д е р ж и в а ю т с я в отверстиях
вилки пружинными стопорными кольцами. Задний карданный вал
присоединен к фланцу главного вала коробки отбора мощности и
к фланцу переднего карданного в а л а .
В комплект принадлежностей к а ж д о г о автомобиля, оборудо-
ванного лебедкой, входит блок (полиспаст) лебедки, которым
пользуются, если необходимо увеличить тяговое усилие лебедки
или изменить направление тяги, и трос для крепления блока ле-
бедки.
Конические роликоподшипники в а л а червяка редуктора лебедки
регулируют при появлении осевого зазора в подшипниках или за-
мене червячной пары новой,
При обнаружении осевого перемещения червячного вала необ-
ходимо затянуть до отказа болты крепления крышек подшипников
и снова проверить осевой зазор в подшипниках. Подшипники сле-
дует регулировать только в том случае, если з а т я ж к а болтов не
устранила осевого „перемещения вала.
Конические роликоподшипники вала червяка должны быть
отрегулированы с предварительным натягом. Момент, необходи-
мый для проворачивания вала червяка в подшипниках, должен
быть равен 0,02—0,06 кгс*м.
Роликоподшипники вала червяка регулируют изменением ко-
личества прокладок под фланцами крышек. Если вал червяка
вращается слишком свободно или имеется осевой зазор, то надо
у д а л и т ь часть прокладок равной толщины из-под передней и
задней крышек подшипников; если для вращения вала червяка
крутящий момент больше 0,06 кгс-м, то следует добавить прокладки
равной толщины под обе крышки подшипников. При регулировке
-243
подшипников вала червяка должны быть сняты червячное колеса
с валом, фланец, барабан тормоза и барабан лебедки.,
Количество прокладок под задней и передней крышками по
окончании регулировки должно быть приблизительно одинако-
вым или иметь разность толщины прокладок не более 0,1 мм.
Изменять толщину прокладок под крышками можно только при
регулировании зацепления зубьев червячной пары по пятну кон-
такта.
В а л барабана с червячным колесом в сборе после регулировки
зацепления должен вращаться свободно, но не должен иметь осе-
вой зазор больше 0,1 мм при измерении индикатором на левом
торце в а л а барабана при перемещении колеса в осевом направле-
нии. Если осевой зазор превышает допустимую величину, то не-
обходимо заменить изношенные шайбу
4
(см. рис. 109) или
крышку
6.
При проверке зазора вала барабана упорная шайба
4
конца вала должна упираться в торец крышки или торец кар-
тера редуктора. При этом болты крепления упорной шайбы к
валу должны быть затянуты до отказа.
По мере износа торцов картера редуктора, крышки и упорной
шайбы увеличиваются осевой зазор вала и смещение пятна кон-
такта. В этом случае правильность зацепления червячного колеса
и червяка нарушается, износ зубьев увеличивается, что приводит
к разрушению венца червячного колеса. Положение пятна кон-
такта необходимо периодически проверять и регулировать. Поло-
жение пятна контакта регулируют после того, как окончательно
отрегулированы подшипники вала червяка. Правильность зацеп-
ления червячного колеса и червяка проверяют «на краску» по
пятну контакта на зубьях колеса.
Правильное расположение пятна контакта относительно оси
симметрии зуба достигается соответствующим перемещением вала
б а р а б а н а с червячным колесом в сторону, противоположную сме-
щению пятна контакта. Чтобы сместить червячное колесо с валом
б а р а б а н а вправо или влево, следует снять или добавить часть
прокладок под торец упорной шайбы, закрепленной на валу и
закрытой крышкой.
Регулировка величины пятна контакта по высоте зуба дости-
гается перемещением червяка относительно червячного колеса.
Д л я этого надо переложить часть прокладок из-под крышки под-
шипника с одной стороны на другую, не меняя предварительного
натяга в подшипниках. Червячная передача может надежно ра-
ботать только при условии правильного зацепления. Неправильная
регулировка является причиной сильного нагрева редуктора.
ПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕБЕДКОЙ
При движении автомобиля трос лебедки должен быть полно-
стью туго намотан на барабан, барабан лебедки должен быть
включен (соединен с валом при помощи муфты). Отключать бара-
бан от вала допускается только при ручном разматывании троса.
-244
Д л я включения лебедки необходимо н а ж а т ь до отказа на
педаль сцепления, включить нужную передачу в коробке отбора
мощности и отпустить педаль сцепления. Р а з м а т ы в а т ь свободный
трос следует вручную, не включая передачу, но выключив муфту
включения барабана. В отдельных случаях можно д л я разматыва-
ния троса включить передачу.
х Д л я самовытаскивания' автомобиля необходимо размотать
трос, зацепить его за какой-нибудь надежный предмет (дерево,
пень, столб и т. д.), включить передачу для наматывания троса
в коробке отбора мощности и проводить подтягивание при частоте
вращения коленчатого вала 1 ООО-—1100 об/мин или 14—16 об/мин
в а л а барабана лебедки. При самовытаскивании на увлажненных
дорогах с дерновым покрытием допускается включение ведущих
мостов на первой передаче коробки, передач.
При вытаскивании лебедкой другого автомобиля следует по-
ставить рычаг переключения коробки передач в нейтральное поло-
жение и затормозить автомобиль. После окончания подтягивания
надо остановить лебедку, выключив сцепление, и поставить ры-
чаг коробки отбора мощности в нейтральное положение. Чтобы ос-
лабить трос, надо поставить рычаг коробки отбора мощности в
положение, соответствующее разматыванию троса.
Чтобы закрепить трос лебедки в положение для езды, необхо-
димо зацепить крюк троса лебедки за передний буксирный крюк,
включить передачу для наматывания в коробке отбора мощности
и плавно натянуть трос. После этого надо поставить рычаг ко-
робки отбора мощности в нейтральное положение, и запереть его
замком.
В случае применения блока для увеличения силы тяги при
самовытаск'ивании (рис. 111, а) блок должен быть закреплен за
предмет, выбранный в качестве опоры, а крюк троса лебедки —
за один из передних буксирных крюков автомобиля.
Если блок применяют для изменения направления тяги при
вытаскивании другой машины (рис. 111,6), его укрепляют на
предмете, с л у ж а щ е м опорой, а крюк троса зацепляют за буксир-
ный крюк вытаскиваемой машины. Если блок используют для
увеличения силы тяги при вытаскивании другой машины
(рис. 111, в), его закрепляют за крюк вытаскиваемой машины,
а крюк троса — за предмет, с л у ж а щ и й опорой.
При пользовании лебедкой необходимо соблюдать следующие
правила:
1. Тяговое усилие на тросе не должно превышать 4500 кгс.
Д л я получения большего усилия надо применять блок (полис-
паст).
2. Рабочая длина троса не д о л ж н а превышать 65 м; остальная
длина троса (не менее трех-четырех витков) должна остаться
намотанной на барабан.
3. Максимально допустимая температура масла в редукторе
при работе лебедки 130°С.
-245
4. Р а з м а т ы в а т ь трос следует вручную. Допускается пользо-
ваться передачей для разматывания троса; при этом надо вруч«
ную подтягивать трос.
Рис. 111.
Схема пользования лебедкой с применением
блока:
1 — б л о к ;
2
— н е п о д в и ж н ы й п р е д м е т
5. Угол расположения троса по отношению к оси автомобиля
(в горизонтальной плоскости) не должен превышать 15°. При
этом подтягивание под нагрузкой не должно превышать 10—12 м
длины троса. При большем угле применяют блок.
Категорически запрещается: пользоваться тросом лебедки для
буксировки автомобиля; включать задний ход автомобиля во
время работы лебедки; переключать передачи во время подтяги-
вания автомобиля под большой нагрузкой и при обратном дви-
жении автомобиля с горы; находиться возле троса или м е ж д у
тросами (при использовании блока), поправлять у к л а д к у витков
троса во время работы лебедки; з а к л а д ы в а т ь в отверстие вилки
кардана болты или другие детали вместо специального предохра-
нительного пальца; оставлять незапертым рычаг переключения пе-
редач в нейтральном положении; допускать движение автомобиля
с отключенным от вала барабаном лебедки.
-246
В случае неправильной укладки витков троса на б а р а б а н е и
неисправной работы механизмов следует остановить лебедку. Ос-
танавливать лебедку необходимо п р е ж д е всего выключением
сцепления, а затем выключать передачу в коробке отбора мощ-
ности.
Если обнаруживается чрезмерный нагрев масла в редукторе,
что видно по обильному парообразованию, лебедку следует оста-
новить для о х л а ж д е н и я масла и установить причину нагрева.
При разборке запрещается снимать барабан
15
(см. рис. 109)
тормоза червяка лебедки ввертыванием болтов до упора в саль-
ник. Это приводит к разрушению обоймы сальника и его выходу
из строя. Д л я того чтобы болты не упирались в сальник, следует
ввернуть болты на 7 — 8 мм, съемником зацепить за ' болты и
снять барабан.
Уход за лебедкой
заключается в проверке и подтяжке всех
креплений, смазке подшипников, смене масла в редукторе, про-
верке качества уплотнений, регулировке подшипников, проверке
и регулировке осевого зазора вала б а р а б а н а и зацепления червяч-
ной передачи.
Картер редуктора лебедки заправляют маслом через люк в
верхней части редуктора до уровня контрольной пробки. Не р е ж е
чем через 15—20 подтягиваний автомобиля надо проверять уро-
вень масла и при необходимости д о б а в л я т ь его до уровня кон-
трольного отверстия. Масло в редукторе следует менять в сроки,
указанные в карте смазки.
Шарниры, шлицевые соединения карданных валов привода ле-
бедки, подшипники в а л а барабана и направляющего ролика надо
смазывать согласно карте смазки.
К О Р О Б К А О Т Б О Р А МОЩНОСТИ
ОТ Р А З Д А Т О Ч Н О Й К О Р О Б К И (КОМ-1)
Односкоростную коробку отбора мощности (рис. 112) устанав-
ливают по особому требованию потребителя на верхний люк раз-
даточной коробки автомобиля ЗИЛ-131 и его модификаций. Это
д а е т возможность отбора мощности от трансмиссии для привода
различных специальных агрегатов, применяемых потребителем
при использовании шасси автомобиля в качестве транспортной
базы в составе различных спецустановок.
П р и м е ч а н и е . Применение КОМ-1 для привода специальных установок
допускается только при согласовании режима и условий ее работы с ОГК Мое-
автоЗИЛ.
Односкоростная коробка отбора мощности предназначена для
кратковременной работы.
Максимальная величина отбираемой мощности не должна пре-
вышать 60 л. е., максимальная величина допустимого крутящего
момента на выходном в а л у КОМ-1 не д о л ж н а превышать
30 кгс• м
?
-247
Длительность непрерывной работы КОМ-1 зависит от факти-
ческой величины отбираемой мощности и в к а ж д о м конкретном
. случае проверяется предварительными испытаниями.
Рис. 112.
Коробка отбора мощности:
/ — к а р т е р ;
2
— р а с п о р н а я в т у л к а ;
3
и
34 —
г а й к и ;
4
и
14 —
к р ы ш к и п о д ш и п н и -
к о в ; 5 — в т о р и ч н ы й в а л ; 5 и
17 —
ш а р и к о п о д ш и п н и к и ; 7 — к а р е т к а - ш е с т е р н я ;
8 —
з а г л у ш к а ;
9
— к р ы ш к а л ю к а ;
10
— щ и т о к ; / / - - в ы к л ю ч а т е л ь ;
12 —
к а м е р а в к л ю -
ч е н и я ;
13
— ф л а н е ц ;
15 —
п р у ж и н н а я ш а й б а ;
16
и
22 —
о п о р н ы е ш а й б ы ;
18
— с т о -
п о р н о е к о л ь ц о ;
19 —
ш е с т е р н я п о с т о я н н о г о з а ц е п л е н и я ;
20 —
п р о б к а ; 2 / — о с ь ;
23 —
р о л и к о п о д ш и п н и к ;
24 —
р а с п о р н о е к о л ь ц о ;
25 —
в и л к а ;
26 —
п р е д о х р а н и т е л ь -
н ы й к л а п а н ;
27 —
с т о п о р н ы й б о л т ;
28 —
с т о п о р н а я п л а с т и н а ;
29 —
р е г у л и р о в о ч н а я
ш а й б а ;
30 —
п р о к л а д к а ;
31 —
д и а ф р а г м а ;
32 —
п р у ж и н а ;
33 —
ш т о к
Передаточное число Ь КОМ-1 на прямой передаче в коробке
передач с учетом шестерни раздаточной коробки
Д е т а л и односкоростной коробки отбора мощности смонтиро-
ваны в литом чугунном картере В е д у щ а я шестерня приклепана
к шестерне
19
постоянного зацепления и составляет с ней единый
блок. Блок шестерен установлен на неподвижной оси
21
на двух
роликоподшипниках
23
, м е ж д у которыми установлено распорное
кольцо
24.
Ось запрессована в переднюю и заднюю стенки картера
и застопорена пластиной. На оси по торцам ступицы бло-ка шее-
-248
терен установлены опорные шайбы
22
, которые предотвращают
выработку опорных торцов картера. Ось имеет осевое и р а д и а л ь
ное отверстия д л я подвода смазки из кармана картера к ролико-
подшипникам. Осевое отверстие снаружи закрыто конической
пробкой
20.
Шестерня постоянного зацепления — косозубая, осталь-
ные шестерни — п р я м о з у б ы е . Шестерня
19
постоянно зацеплена
с шестерней первичного в а л а раздаточной коробки.
При включении КОМ-1 шестерня-каретка 7, установленная
подвижно на шлицах вторичного в а л а 5, входит в зацепление с
ведущей шестерней. Д л я предотвращения самовыключения КОМ-1
вторичный вал имеет шлиц-замок. М е ж д у шлицевой частью в а л а
и передним шарикоподшипником
6
установлена распорная втулка
2.
Подшипник и распорная втулка затянуты гайкой 3. Стопорение
гайки осуществляется вдавливанием тонкого края гайки в паз
в а л а 5. В а л вращается на д в у х шарикоподшипниках
6
и
17,
на-
р у ж н ы е кольца которых установлены в гнездах картера, а внут-
ренние напрессованы на шейки в а л а . В осевом направлении вто-
ричный вал фиксируется стопорным кольцом
18
подшипника. Под-
шипники закрыты крышками
4
и
14.
В крышку
14
запрессован
сальник, предохраняющий коробку от попадания грязи и течи
масла. На шлицевом конце вторичного в а л а установлен фла-
нец
13
крепления карданного вала. Фланец закреплен гайкой
34,
которую стопорят так же, как гайку 3.
Включение КОМ-1 осуществляется вилкой
25.
Вилка закреп-
лена неподвижно на штоке
33
болтом
21
, который зашплинтован
проволокой. В передней стенке картера имеется отверстие, в кото-
ром перемещается шток включения. Это отверстие закрыто за-
глушкой
8.
Верхний люк КОМ-1 закрыт крышкой. На крышке установ-
лен предохранительный клапан
26,
защищенный .от попадания
масла щитком
10.
Техническое обслуживание односкоростной коробки отбора
мощности такое же, как и раздаточной коробки.
Управление односкоростной коробкой отбора мощности —
электропневматическое, осуществляется переключателем
31,
уста-
новленным на кронштейне в кабине водителя (см. рис. 4).
Л е в о е положение ручки переключателя соответствует выклю-
ченному положению КОМ-1, а правое — включенному.
Переключатель размыкает и замыкает цепь управления реле
электромагнита привода воздушного клапана. Реле установлено
на щите двигателя в подкапотном пространстве (над реле включе-
ния электромагнита переднего моста). Реле замыкает и размыкает
цепь питания электромагнита.
Д л я включения КОМ-1 ручку переключателя устанавливают в
правое положение «Вкл.» при этом срабатывает реле и замыкает
- цепь питания электромагнита. Сердечник
17
электромагнита
(см. рис. 46), перемещаясь вниз, давит на шток
13
включения
воздушного клапана и открывает его. Воздух от тормозного крана
через впускной клапан
6
поступает в диафрагменную камеру
12
-249
включения (см. рис. 112) и через диафрагму
31
воздействует на
шток
33,
соединенный с вилкой включения КОМ-1.
На корпусе диафрагменной камеры установлен выключа-
тель 11 контрольной лампы выключения КОМ-1. При перемеще-
Рис. 113.
Принципиальная схема дополнительного
электрооборудования при установке КОМ-1:
/ — в ы к л ю ч а т е л ь контрольной л а м п ы включения КОМ-1;
2 —
электромагнит воздушного клапана включения КОМ-1;
3
— т р е х к л е м м о в а я соединительная панель;
4 —
реле вклю-
чения КОМ-1;
5 —
реле включения переднего моста;
6
— вы-
ключатель; 7 — предохранитель на 20 А;
8 ~
контрольная
л а м п а включения КОМ-1 (лампа 1,5 к д ) ;
9 —
д в у х г н е з д н ы й
соединитель
нии штока контакты выключателя замыкаются и загорается конт-
рольная лампа
30
(см. рис. 4) красного цвета.
Д л я выключения КОМ-1 ручку переключателя установить в
левое положение «Выкл.». При этом реле разрывает цепь питания
электромагнита, закрывается воздушный клапан, возвратная пру-
жина диафрагменной камеры перемещает шток с вилкой в исход-
ное положение. ' Шестерня-каретка 7 выходит из зацепления, и
КОМ-1 автоматически выключается; при этом контакты выключа-
теля контрольной лампы размыкаются и контрольная лампа
гаснет.
Подсоединение проводов осуществляется в соответствии с прин-
ципиальной схемой (рис. 113). Дополнительный пучок проводов
у к л а д ы в а ю т под скобы крепления заднего и среднего пучков про-
водов и дополнительно закрепляют хомутиками.
-250
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст