ЗИЛ-131 и его модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (1980 год) — часть 28
Окончание
П р и ч и н а и п р и з н а к н е и с п р а в н о с т и
С п о с о б у с т р а н е н и я
С т а р т е р после п у с к а д в и г а т е л я не о т к л ю ч а е т с я
1. Неисправность вспомогательного
реле
2. Межвитковое замыкание
в
мотке тягового реле стартера
об-
1, Остановить двигатель, "отключить
провод от выводов аккумуляторной ба-
тареи. Устранить неисправность вспомо-
гательного реле
2. Заменить реле стартера
СИСТЕМА О С В Е Щ Е Н И Я И С В Е Т О В О Й С И Г Н А Л И З А Ц И И
ОСВЕЩЕНИЕ
В систему освещения и световой сигнализации входят две
фары, два подфарника, управляемый прожектор, два задних фо-
наря. В кабине установлены потолочный плафон, лампа на пе-
реднем щите кабины, лампа осве-
щения приборов и сигнальные лам-
пы разного назначения.
К системе освещения относятся
т а к ж е подкапотная лампа, штеп-
сельные розетки переносной лампы
и прицепа.
Фары имеют герметизированный
оптический элемент с лампой нака-
ливания 12 В, 50 + 40 Вт. Нить
50 Вт — д а л ь н и й свет, нить 40 Вт —
ближний свет.
Л а м п ы фары необходимо заме-
нять с тыльной стороны о т р а ж а т е л я
в следующем порядке:
а) отвернуть пластмассовый дер-
ж а т е л ь 2 к о ж у х а (рис. 96);
б) снять пластмассовый к о ж у х 3
с контактами (прокладку 1 выни-
мать из посадочного гнезда не ре-
комендуется);
в) вынуть л а м п у
4
из оптиче-
ского элемента;
г) вставить во втулку 5 новую
лампу, проверив, есть ли в гнезде
м е ж д у металлическими втулками 5 и б резиновая прокладка 1
и нет ли на ней каких-либо посторонних предметов, вставить ко-
ж у х 3 с контактами;
д) завернуть д е р ж а т е л ь
2
к о ж у х а .
При смене лампы необходимо следить за тем, чтобы пыль не
попала внутрь оптического элемента. Ж е л а т е л ь н о менять лампу
в помещении с минимальной запыленностью воздуха»
-219
Рис. 96. Фара ФГ122-ГТ:
п р о к л а д к а ;
2
— д е р ж а т е л ь к о ж у х а ;
к о ж у х ;
4
— л а м п а ;
5
— в т у л к а
р е ф л е к т о р а ;
6 —
в т у л к а
Д л я регулировки обычных фар следует установить автомобиль
(без нагрузки) на горизонтальной площадке, чтобы его продоль-
ная ось была перпендикулярна стене или специальному экрану,
расположенному на расстоянии 10 м от фар автомобиля. Затем
надо:
Рис. 97. Разметка экрана для регулировки направления световых
пучков фар:
1 п я т н о с в е т а ; / / — л и н и я в ы с о т ы ц е н т р а ф а р ; /// — л и н и я ц е н т р а л е в о й
ф а р ы ;
IV
линия оси а в т о м о б и л я ; V — л и н и я ц е н т р а п р а в о й ф а р ы
1. Провести на экране вертикальную линию
IV,
с о в п а д а ю щ у ю
с осевой линией автомобиля (рис. 9 7 ) .
2. По обе стороны от нее провести две вертикальные линии
III
и
V
на одинаковом расстоянии, равном половине расстояния
м е ж д у центрами фар.
3. Провести горизонтальную линию
II
на уровне высоты цент-
ров фар от земли.
4. Провести горизонтальную линию
АА
на 150 мм ниже ли-
нии
II
центров фар.
Н и ж е линии
А А
на 435 мм провести горизонтальную ли-
нию
ББ
для контроля ближнего света фар.
5. Включить дальний свет фар и при закрытой правой фаре
отрегулировать свет левой фары так, чтобы центр светового
пятна л е ж а л в точке пересечения горизонтальной
АА
и левой вер-
тикальной л и н и и
- I I I .
Д л я регулировки необходимо поворачивать
винты вертикальной и горизонтальной регулировки фары.
6. Закрыть левую фару и отрегулировать правую фару;- ана®
логичным образом добиться совпадения центра светового пятна
с
центром пересечения горизонтальной
АА
и правой вертикаль-
ной
V
линий.
7. Убедиться, что верхние края световых пятен обеих фар на-
ходятся, на экране на одном уровне, после чего закрепить фары.
8. После закрепления фар снова проверить правильность их
регулировки,
-220
9. После проверки света фар необходимо включить ближний
свет. Центры пятен ближнего света должны л е ж а т ь на линии
ББ.
Если при правильно отрегулированном дальнем свете центры пя-
тен ближнего света смещены относительно линии
ББ
, надо про-
верить правильность посадки лампы в фаре или сменить лампу.
Подфарники установлены в крыльях под фарами и снабжены
двухнитевыми лампами 12 В, 2 1 + 5 Вт. Нить 5 Вт с л у ж и т для
обозначения габарита автомобиля, нить 21 Вт — д л я сигнализации
поворота.
Задние фонари прикреплены при помощи кронштейнов к зад-
ней балке платформы, и к а ж д ы й имеет две лампы 12 В, 21 и
5 Вт. Л а м п а 5 Вт предназначена д л я определения г а б а р и т а авто-
мобиля (задний свет), а лампа 21 Вт включается при торможе-
нии и для сигнализации поворота.
Управляемый прожектор установлен на автомобиле снаружи
кабины, с левой стороны, на поворотном кронштейне; он снабжен
двухнитевой лампой 12 В, 50 + 40 (используется только нить
50 В т ) . Управляемый прожектор с л у ж и т как для освещения (по-
стоянный свет), так и для сигнализации (мигающий свет).
Выключателей управляемого прожектора два; они установлены
на внутренней панели кабины автомобиля. Первый — для вклю-
чения прожектора, двухпозиционный: «Включено», «Выключено»;
второй — д л я сигнализации (кнопка), действует при выключенном
положении первого выключателя; положение «Включено» — нефик-
сированное.
Плафон кабины установлен на потолке кабины и снабжен лам-
пой 12 В, 6 кд. Выключатель плафона находится на щите кабины.
Корпус плафона изолирован от кабины и соединен проводом
непосредственно с отрицательным выводом аккумуляторной ба-
тареи. При отключении батареи ее выключателем плафон остается
под током (сеть аварийного освещения) и может быть включен в
случае надобности.
Фонарь освещения кабины установлен на переднем щите ка-
бины с правой стороны и укомплектован лампой 12 В, 1,5 кд. Вы-
ключатель л а м п ы находится на внутренней панели кабины под
лампой.
Подкапотная л а м п а 12 В, 8 Вт крепится к щиту двигателя
и снабжена выключателем (непосредственно на корпусе лампы),
Л а м п ы освещения приборов 12 В, 1,5 кд вставлены в гнезда,
выполненные в корпусах приборов. Всего предусмотрено шесть
ламп (пять д л я освещения щитка приборов и о д н а — д л я осве-
щения манометра системы регулирования давления в шинах).
Контрольная лампа дальнего света 12 В, 1,5 кд (находится
в верхней части щитка приборов) загорается при включении даль-
него света фар, имеет синий светофильтр.
Контрольная лампа аварийного перегрева о х л а ж д а ю щ е й жид-
кости 12 В, 1 кд установлена на щитке приборов снизу слева и
имеет линзу красного цвета. Л а м п а загорается при повышении
температуры жидкости в системе о х л а ж д е н и я выше заданной.
-221
Л а м п а включается термовыключателем, установленным в верх-
нем бачке радиатора, при температуре 115°С.
Контрольная л а м п а аварийного снижения давления масла 12 В,
1 кд установлена на щитке приборов и имеет линзу красного
цвета.
Контрольная лампа указателей поворотов 12 В, 1 кд установ-
лена на щитке приборов и имеет линзу зеленого цвета. Л а м п а
включается одновременно с указателями поворотов и горит пре-
рывистым светом.
Контрольная л а м п а системы управления включением переднего
моста 12 В, 1,5 кд установлена на щитке приборов и имеет крас-
ный светофильтр. Работа лампы описана в р а з д е л е « Р а з д а т о ч н а я
коробка».
Штепсельные розетки переносной лампы закреплены в кабине
(включена в сеть аварийного освещения), с внутренней стороны
крыши, на стойке основания д е р ж а т е л я запасного колеса.
Штепсельная розетка питания рации закреплена в кабине на
правой боковой панели.
Штепсельная розетка прицепа семиконтактная, прикреплена к
задней поперечине рамы и служит д л я соединения соответствую-
щих цепей электрооборудования автомобиля с приборами элект-
рооборудования прицепа.
Центральный переключатель света с л у ж и т для включения фар,
подфарников, задних фонарей и ламп освещения приборов.
Ручка переключателя имеет три фиксированных положения:
положение 0 — р у ч к а полностью н а ж а т а до отказа, освещение
выключено;
положение / — ручка вытянута на половину хода, включены
задние фонари и подфарники;
положение
II
— ручка вытянута полностью, включены задние
фонари и фары.
При включении задних фонарей и подфарников включаются
лампы освещения приборов; вращением этой ручки регулируется
яркость освещения приборов.
Ножной переключатель света фар двухпозиционный, гермети-
зированный; установлен на наклонном полу кабины около педали
сцепления, с л у ж и т д л я переключения фар с дальнего света на
ближний и наоборот (при полностью вытянутой ручке централь-
ного переключателя). При включении дальнего света фар
одновременно загорается контрольная лампа на щитке при-
боров,
СИГНАЛИЗАЦИЯ ТОРМОЖЕНИЯ И ПОВОРОТА
При нажатии на тормозную педаль пневматический выключа-
тель замыкает цепь ламп 21 Вт в задних фонарях. Если при
этом не включен указатель поворота (движение по прямой), то
горят лампы в обоих задних фонарях»
-222
Указатели поворота включаются переключателем, укреплен-
ным на рулевой колонке (см. рис. 63). Поворотом ручки переклю-
чателя вверх (по ходу часовой стрелки) включается у к а з а т е л ь
правого поворота, т. е. нить 21 Вт лампы правого подфарника и
лампа 21 Вт правого заднего фонаря. Поворотом ручки вниз (про-
тив хода часовой стрелки) включается у к а з а т е л ь левого поворота,
т. е. соответственно нить 21 Вт левого подфарника и лампа 21 Вт
левого заднего фонаря.
Возвращение переключателя в выключенное (нейтральное) по-
ложение осуществляется автоматически при выходе автомобиля
на прямую; ступица рулевого колеса вращает ролик переключа-
теля, переводя его в выключенное положение.
В цепи питания у к а з а т е л я поворота предусмотрен прерыватель
РС57, вследствие чего обеспечивается проблесковая сигнализа-
ция (прерывистое горение л а м п ) .
Прерыватель электромагнитный, управляемый накаливаемой
нитью. Ремонт и регулировка прерывателя возможны только в
специализированных мастерских. Если при включении поворота го-
рят обе лампы, т. е. нить 21 Вт в подфарнике и лампа 21 Вт зад-
него фонаря, то на щитке приборов загорается прерывистым зе-
леным светом контрольная лампа у к а з а т е л я поворотов.
Если лампа горит постоянно, или не зажигается, или если пре-
рывание света происходит с пониженной или повышенной часто-
той, то это указывает на неисправность сигнальных ламп (в под-
фарнике и заднем фонаре) или прерывателя.
Если после включения у к а з а т е л я поворота н а ж и м а ю т на тор-
мозную педаль, то сигнал торможения будет подаваться только
одним задним фонарем, т. е. при включении левого поворота сиг-
нал торможения подается правым задним фонарем, и наоборот.
Д л я того чтобы можно было различить у к а з а т е л ь поворота и сиг-
нал торможения (при одновременном их включении), сигнал тор-
можения горит постоянно, а у к а з а т е л ь п о в о р о т а — прерывистым
светом.
При установке переключателя указателей поворота на автомо-
биль надо обеспечить зазор м е ж д у резиновым ролйком
17
(см. рис. 67) переключателя и ступицей рулевого колеса (в ней-
тральном положении рычага) в пределах 1—2 мм. Зазор регули-
руют перемещением переключателя на кронштейне в горизонталь-
ном положении, ослабив д в а винта. После регулировки винты тща-
тельно затягивают. Переключать указатели поворота из одного
положения в другое необходимо плавно, без рывков и ударов.
Не следует допускать попадания на резиновый ролик переключа-
теля смазочных материалов. Ось резинового ролика и фиксацион-
ную скобу надо смазывать смазкой в соответствии с картой
смазки, сняв предварительно крышку.
После длительного перерыва в эксплуатации рекомендуется вы-
полнить от руки 10—20 полных переключений рычага переключа-
теля указателей поворота»
-223
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМ ОСВЕЩЕНИЯ
И СВЕТОВОЙ С И Г Н А Л И З А Ц И И
В сроки, указанные в р а з д е л е «Техническое обслуживание ав-
томобиля», надо выполнять следующее:
1. Протереть н а р у ж н у ю поверхность рассеивателей фар, под-
фарников и задних фонарей.
2. Осмотреть рассеиватели. Разбитый или треснувший рассей -
ватель должен быть заменен.
3. Проверить исправность всех приборов системы освещения и
сигнализации в различных положениях центрального и ножного
переключателей света, а т а к ж е переключателя у к а з а т е л я поворотов.
4. Убедиться в исправности всех контрольных ламп.
5. Проверить и, если надо, подтянуть крепление фар, подфар-
ников, заднего фонаря, центрального переключателя света и пере-
ключателя указателей поворотов.
6. Проверить крепление и состояние изоляции проводов фар и
подфарников.
7. Очистить от пыли и грязи поверхности и з а ж и м ы ножного
переключателя света и выключателя сигналов торможения.
П Р Е Д О Х Р А Н И Т Е Л И В СИСТЕМЕ Э Л Е К Т Р О О Б О Р У Д О В А Н И Я
В системе электрооборудования автомобиля предусмотрены
следующие предохранители: биметаллический предохранитель на
20 А в цепи наружного освещения и ламп освещения приборов, рас-
положенный на центральном переключателе света; биметалличе-
ский кнопочный предохранитель на 20 А для цепей электрического
сигнала и штепсельных розеток переносной лампы, установленный
на отдельной панели за щитом кабины слева (вместе с прерыва-
телем у к а з а т е л я поворотов, колодкой з а ж и м о в и блоком предо-
хранителей на 6 А ) ; два биметаллических предохранителя на 6 А
в цепях питания электродвигателя отопителя, контрольно-измери-
тельных приборов и прерывателя у к а з а т е л я поворотов.
З В У К О В О Й С И Г Н А Л
Звуковой электрический сигнал вибрационный, безрупорный,
установлен под капотом. Сигнал включается кнопочным выключа-
телем (кнопкой), расположенным в центре рулевого колеса. Про-
вод выключателя соединен с пучком проводов при помощи кон-
тактного устройства, находящегося в верхней части рулевой ко-
лонки.
Следует проверять крепление сигнала и з а т я ж к у зажимов, а
т а к ж е очищать сигнал от пыли и грязи. Следует избегать длитель-
ных включений сигнала.
Кроме электрического, на автомобиле установлен т а к ж е пнев-
матический двухрупорный звуковой сигнал (двухтональный). Кно-
почный выключатель пневмосигнала крепят на горизонтальном
-224
полу кабины под левой ногой водителя. Оба звуковых сигнала
установлены под капотом.
В кабине водителя автомобиля ЗИЛ-131 установлен дополни-
тельно звуковой сигнал (зуммер) С39, включаемый с платформы.
Выключатель сигнала укреплен на предпоследней стойке с левой
стороны платформы.
На автомобиле для обогрева кабины установлен
отопитель,
вентилятор которого приводится во вращение электродвигателем.
Электродвигатель последовательного возбуждения, с секциониро-
ванной обмоткой включается отдельным переключателем, имею-
щим три положения (выключено, полная скорость, пониженная
скорость) при включенном зажигании.
В цепи питания электродвигателя, м е ж д у выключателем зажи-
гания и переключателем электродвигателя, предусмотрен предо-
хранитель на 6 А.
Якорь электродвигателя вращается в подшипниках' скольже-
ния, установленных в крышках.
В кабине установлен вентилятор для ее вентиляции в летнее
время. Он приводится во вращение электродвигателем М Э И мощ-
ностью 4 Вт. Вентилятор включается при помощи выключателя,
укрепленного на переднем щите кабины.
Основные контрольные приборы объединены на общем щитке,
установленном на переднем щите кабины. На щитке установлены
следующие приборы: спидометр со счетчиком числа километров
пробега, масляный манометр, термометр системы охлаждения,
цвухстрелочный воздушный манометр тормозной системы, указа-
тель уровня топлива в топливных баках, амперметр и контрольные
лампы (первая — аварийного снижения давления масла, вторая—<
перегрева жидкости в системе охлаждения, третья — работы указа*
телей поворота, четвертая — включения дальнего света и пятая.
включения переднего моста). Кроме того, на переднем щите (слева
от щитка приборов) установлен воздушный манометр системы ре-
гулирования давления воздуха в шинах,
Э Л Е К Т Р О Д В И Г А Т Е Л И О Т О П И Т Е Л Я
И В Е Н Т И Л Я Т О Р А К А Б И Н Ы
Техническая характеристика
Номинальное напряжение, В , . , , .
Номинальная мощность, Вт » . . . . . . . . . . . . . .
Направление врадцения со стороны привода . . . . . . .
Частота вращения вала при
номинальной
нагрузке,
об/мин
12
35
Правое
1200
К О Н Т Р О Л Ь Н Ы Е П Р И Б О Р Ы
В—244
КАБИНА И ПЛАТФОРМА
КАБИНА
Кабина автомобиля цельнометаллическая, трехместная, имеет
разрезное, состоящее из двух половин панорамное неоткрываю-
щееся ветровое стекло/
Рис. 981 Стеклоподъемник:
/ - — б а л а н с и р н а я п р у ж и н а ;
2 —
о с ь з у б ч а т о г о с е к т о р а ; 3 — з у б ч а -
т ы й с е к т о р ;
4 —
п р и в о д н о й в а л и к с т е к л о п о д ъ е м н и к а ;
5
— к о р п у с ^
с т е к л о п о д ъ е м н и к а ;
6
— р у ч к а с т е к л о п о д ъ е м н и к а ; 7 — р ы ч а г ;
8 —
о п у с к н о е с т е к л о д в е р и ;
9 —
о б о й м а ;
10 —
к у л и с а ; // — р о л и к ;
12 —
ось р о л и к а ;
13 —
п р у ж и н а т о р м о з н о г о м е х а н и з м а ;
14
— п о в о д о к
п р и в о д н о г о в а л и к а ;
15
— к о р п у с т о р м о з н о г о м е х а н и з м а ;
16
— в е д у -
щ а я ш е с т е р н я ;
17
— у п о р ш е с т е р е н
В крыше кабины имеются два вентиляционных люка с крыш-
ками, открывающимися н а р у ж у . При пользовании люком крышка
в открытом положении фиксируется зажимом, установленным на
ручке люка.
-226
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст