ЗИЛ-131 и его модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (1980 год) — часть 28

Окончание

П р и ч и н а и п р и з н а к н е и с п р а в н о с т и

С п о с о б у с т р а н е н и я

С т а р т е р после п у с к а д в и г а т е л я не о т к л ю ч а е т с я

1. Неисправность вспомогательного

реле

2. Межвитковое замыкание

в

мотке тягового реле стартера

об-

1, Остановить двигатель, "отключить

провод от выводов аккумуляторной ба-

тареи. Устранить неисправность вспомо-

гательного реле

2. Заменить реле стартера

СИСТЕМА О С В Е Щ Е Н И Я И С В Е Т О В О Й С И Г Н А Л И З А Ц И И

ОСВЕЩЕНИЕ

В систему освещения и световой сигнализации входят две

фары, два подфарника, управляемый прожектор, два задних фо-
наря. В кабине установлены потолочный плафон, лампа на пе-

реднем щите кабины, лампа осве-

щения приборов и сигнальные лам-

пы разного назначения.

К системе освещения относятся

т а к ж е подкапотная лампа, штеп-
сельные розетки переносной лампы

и прицепа.

Фары имеют герметизированный

оптический элемент с лампой нака-

ливания 12 В, 50 + 40 Вт. Нить

50 Вт — д а л ь н и й свет, нить 40 Вт —

ближний свет.

Л а м п ы фары необходимо заме-

нять с тыльной стороны о т р а ж а т е л я
в следующем порядке:

а) отвернуть пластмассовый дер-

ж а т е л ь 2 к о ж у х а (рис. 96);

б) снять пластмассовый к о ж у х 3

с контактами (прокладку 1 выни-
мать из посадочного гнезда не ре-

комендуется);

в) вынуть л а м п у

4

из оптиче-

ского элемента;

г) вставить во втулку 5 новую

лампу, проверив, есть ли в гнезде
м е ж д у металлическими втулками 5 и б резиновая прокладка 1
и нет ли на ней каких-либо посторонних предметов, вставить ко-
ж у х 3 с контактами;

д) завернуть д е р ж а т е л ь

2

к о ж у х а .

При смене лампы необходимо следить за тем, чтобы пыль не

попала внутрь оптического элемента. Ж е л а т е л ь н о менять лампу
в помещении с минимальной запыленностью воздуха»

-219

Рис. 96. Фара ФГ122-ГТ:

п р о к л а д к а ;

2

— д е р ж а т е л ь к о ж у х а ;

к о ж у х ;

4

— л а м п а ;

5

— в т у л к а

р е ф л е к т о р а ;

6 —

в т у л к а

Д л я регулировки обычных фар следует установить автомобиль

(без нагрузки) на горизонтальной площадке, чтобы его продоль-

ная ось была перпендикулярна стене или специальному экрану,

расположенному на расстоянии 10 м от фар автомобиля. Затем
надо:

Рис. 97. Разметка экрана для регулировки направления световых

пучков фар:

1 п я т н о с в е т а ; / / — л и н и я в ы с о т ы ц е н т р а ф а р ; /// — л и н и я ц е н т р а л е в о й

ф а р ы ;

IV

линия оси а в т о м о б и л я ; V — л и н и я ц е н т р а п р а в о й ф а р ы

1. Провести на экране вертикальную линию

IV,

с о в п а д а ю щ у ю

с осевой линией автомобиля (рис. 9 7 ) .

2. По обе стороны от нее провести две вертикальные линии

III

и

V

на одинаковом расстоянии, равном половине расстояния

м е ж д у центрами фар.

3. Провести горизонтальную линию

II

на уровне высоты цент-

ров фар от земли.

4. Провести горизонтальную линию

АА

на 150 мм ниже ли-

нии

II

центров фар.

Н и ж е линии

А А

на 435 мм провести горизонтальную ли-

нию

ББ

для контроля ближнего света фар.

5. Включить дальний свет фар и при закрытой правой фаре

отрегулировать свет левой фары так, чтобы центр светового

пятна л е ж а л в точке пересечения горизонтальной

АА

и левой вер-

тикальной л и н и и

- I I I .

Д л я регулировки необходимо поворачивать

винты вертикальной и горизонтальной регулировки фары.

6. Закрыть левую фару и отрегулировать правую фару;- ана®

логичным образом добиться совпадения центра светового пятна

с

центром пересечения горизонтальной

АА

и правой вертикаль-

ной

V

линий.

7. Убедиться, что верхние края световых пятен обеих фар на-

ходятся, на экране на одном уровне, после чего закрепить фары.

8. После закрепления фар снова проверить правильность их

регулировки,

-220

9. После проверки света фар необходимо включить ближний

свет. Центры пятен ближнего света должны л е ж а т ь на линии

ББ.

Если при правильно отрегулированном дальнем свете центры пя-
тен ближнего света смещены относительно линии

ББ

, надо про-

верить правильность посадки лампы в фаре или сменить лампу.

Подфарники установлены в крыльях под фарами и снабжены

двухнитевыми лампами 12 В, 2 1 + 5 Вт. Нить 5 Вт с л у ж и т для
обозначения габарита автомобиля, нить 21 Вт — д л я сигнализации

поворота.

Задние фонари прикреплены при помощи кронштейнов к зад-

ней балке платформы, и к а ж д ы й имеет две лампы 12 В, 21 и
5 Вт. Л а м п а 5 Вт предназначена д л я определения г а б а р и т а авто-
мобиля (задний свет), а лампа 21 Вт включается при торможе-

нии и для сигнализации поворота.

Управляемый прожектор установлен на автомобиле снаружи

кабины, с левой стороны, на поворотном кронштейне; он снабжен

двухнитевой лампой 12 В, 50 + 40 (используется только нить
50 В т ) . Управляемый прожектор с л у ж и т как для освещения (по-

стоянный свет), так и для сигнализации (мигающий свет).

Выключателей управляемого прожектора два; они установлены

на внутренней панели кабины автомобиля. Первый — для вклю-
чения прожектора, двухпозиционный: «Включено», «Выключено»;
второй — д л я сигнализации (кнопка), действует при выключенном

положении первого выключателя; положение «Включено» — нефик-

сированное.

Плафон кабины установлен на потолке кабины и снабжен лам-

пой 12 В, 6 кд. Выключатель плафона находится на щите кабины.

Корпус плафона изолирован от кабины и соединен проводом

непосредственно с отрицательным выводом аккумуляторной ба-
тареи. При отключении батареи ее выключателем плафон остается

под током (сеть аварийного освещения) и может быть включен в
случае надобности.

Фонарь освещения кабины установлен на переднем щите ка-

бины с правой стороны и укомплектован лампой 12 В, 1,5 кд. Вы-
ключатель л а м п ы находится на внутренней панели кабины под

лампой.

Подкапотная л а м п а 12 В, 8 Вт крепится к щиту двигателя

и снабжена выключателем (непосредственно на корпусе лампы),

Л а м п ы освещения приборов 12 В, 1,5 кд вставлены в гнезда,

выполненные в корпусах приборов. Всего предусмотрено шесть
ламп (пять д л я освещения щитка приборов и о д н а — д л я осве-
щения манометра системы регулирования давления в шинах).

Контрольная лампа дальнего света 12 В, 1,5 кд (находится

в верхней части щитка приборов) загорается при включении даль-
него света фар, имеет синий светофильтр.

Контрольная лампа аварийного перегрева о х л а ж д а ю щ е й жид-

кости 12 В, 1 кд установлена на щитке приборов снизу слева и
имеет линзу красного цвета. Л а м п а загорается при повышении

температуры жидкости в системе о х л а ж д е н и я выше заданной.

-221

Л а м п а включается термовыключателем, установленным в верх-
нем бачке радиатора, при температуре 115°С.

Контрольная л а м п а аварийного снижения давления масла 12 В,

1 кд установлена на щитке приборов и имеет линзу красного

цвета.

Контрольная лампа указателей поворотов 12 В, 1 кд установ-

лена на щитке приборов и имеет линзу зеленого цвета. Л а м п а
включается одновременно с указателями поворотов и горит пре-

рывистым светом.

Контрольная л а м п а системы управления включением переднего

моста 12 В, 1,5 кд установлена на щитке приборов и имеет крас-
ный светофильтр. Работа лампы описана в р а з д е л е « Р а з д а т о ч н а я

коробка».

Штепсельные розетки переносной лампы закреплены в кабине

(включена в сеть аварийного освещения), с внутренней стороны

крыши, на стойке основания д е р ж а т е л я запасного колеса.

Штепсельная розетка питания рации закреплена в кабине на

правой боковой панели.

Штепсельная розетка прицепа семиконтактная, прикреплена к

задней поперечине рамы и служит д л я соединения соответствую-
щих цепей электрооборудования автомобиля с приборами элект-

рооборудования прицепа.

Центральный переключатель света с л у ж и т для включения фар,

подфарников, задних фонарей и ламп освещения приборов.

Ручка переключателя имеет три фиксированных положения:
положение 0 — р у ч к а полностью н а ж а т а до отказа, освещение

выключено;

положение / — ручка вытянута на половину хода, включены

задние фонари и подфарники;

положение

II

— ручка вытянута полностью, включены задние

фонари и фары.

При включении задних фонарей и подфарников включаются

лампы освещения приборов; вращением этой ручки регулируется
яркость освещения приборов.

Ножной переключатель света фар двухпозиционный, гермети-

зированный; установлен на наклонном полу кабины около педали
сцепления, с л у ж и т д л я переключения фар с дальнего света на
ближний и наоборот (при полностью вытянутой ручке централь-
ного переключателя). При включении дальнего света фар
одновременно загорается контрольная лампа на щитке при-
боров,

СИГНАЛИЗАЦИЯ ТОРМОЖЕНИЯ И ПОВОРОТА

При нажатии на тормозную педаль пневматический выключа-

тель замыкает цепь ламп 21 Вт в задних фонарях. Если при
этом не включен указатель поворота (движение по прямой), то
горят лампы в обоих задних фонарях»

-222

Указатели поворота включаются переключателем, укреплен-

ным на рулевой колонке (см. рис. 63). Поворотом ручки переклю-

чателя вверх (по ходу часовой стрелки) включается у к а з а т е л ь
правого поворота, т. е. нить 21 Вт лампы правого подфарника и

лампа 21 Вт правого заднего фонаря. Поворотом ручки вниз (про-

тив хода часовой стрелки) включается у к а з а т е л ь левого поворота,
т. е. соответственно нить 21 Вт левого подфарника и лампа 21 Вт
левого заднего фонаря.

Возвращение переключателя в выключенное (нейтральное) по-

ложение осуществляется автоматически при выходе автомобиля

на прямую; ступица рулевого колеса вращает ролик переключа-
теля, переводя его в выключенное положение.

В цепи питания у к а з а т е л я поворота предусмотрен прерыватель

РС57, вследствие чего обеспечивается проблесковая сигнализа-
ция (прерывистое горение л а м п ) .

Прерыватель электромагнитный, управляемый накаливаемой

нитью. Ремонт и регулировка прерывателя возможны только в
специализированных мастерских. Если при включении поворота го-
рят обе лампы, т. е. нить 21 Вт в подфарнике и лампа 21 Вт зад-
него фонаря, то на щитке приборов загорается прерывистым зе-

леным светом контрольная лампа у к а з а т е л я поворотов.

Если лампа горит постоянно, или не зажигается, или если пре-

рывание света происходит с пониженной или повышенной часто-
той, то это указывает на неисправность сигнальных ламп (в под-
фарнике и заднем фонаре) или прерывателя.

Если после включения у к а з а т е л я поворота н а ж и м а ю т на тор-

мозную педаль, то сигнал торможения будет подаваться только
одним задним фонарем, т. е. при включении левого поворота сиг-
нал торможения подается правым задним фонарем, и наоборот.
Д л я того чтобы можно было различить у к а з а т е л ь поворота и сиг-
нал торможения (при одновременном их включении), сигнал тор-
можения горит постоянно, а у к а з а т е л ь п о в о р о т а — прерывистым
светом.

При установке переключателя указателей поворота на автомо-

биль надо обеспечить зазор м е ж д у резиновым ролйком

17

(см. рис. 67) переключателя и ступицей рулевого колеса (в ней-

тральном положении рычага) в пределах 1—2 мм. Зазор регули-

руют перемещением переключателя на кронштейне в горизонталь-

ном положении, ослабив д в а винта. После регулировки винты тща-

тельно затягивают. Переключать указатели поворота из одного
положения в другое необходимо плавно, без рывков и ударов.

Не следует допускать попадания на резиновый ролик переключа-

теля смазочных материалов. Ось резинового ролика и фиксацион-
ную скобу надо смазывать смазкой в соответствии с картой

смазки, сняв предварительно крышку.

После длительного перерыва в эксплуатации рекомендуется вы-

полнить от руки 10—20 полных переключений рычага переключа-

теля указателей поворота»

-223

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМ ОСВЕЩЕНИЯ

И СВЕТОВОЙ С И Г Н А Л И З А Ц И И

В сроки, указанные в р а з д е л е «Техническое обслуживание ав-

томобиля», надо выполнять следующее:

1. Протереть н а р у ж н у ю поверхность рассеивателей фар, под-

фарников и задних фонарей.

2. Осмотреть рассеиватели. Разбитый или треснувший рассей -

ватель должен быть заменен.

3. Проверить исправность всех приборов системы освещения и

сигнализации в различных положениях центрального и ножного
переключателей света, а т а к ж е переключателя у к а з а т е л я поворотов.

4. Убедиться в исправности всех контрольных ламп.
5. Проверить и, если надо, подтянуть крепление фар, подфар-

ников, заднего фонаря, центрального переключателя света и пере-

ключателя указателей поворотов.

6. Проверить крепление и состояние изоляции проводов фар и

подфарников.

7. Очистить от пыли и грязи поверхности и з а ж и м ы ножного

переключателя света и выключателя сигналов торможения.

П Р Е Д О Х Р А Н И Т Е Л И В СИСТЕМЕ Э Л Е К Т Р О О Б О Р У Д О В А Н И Я

В системе электрооборудования автомобиля предусмотрены

следующие предохранители: биметаллический предохранитель на
20 А в цепи наружного освещения и ламп освещения приборов, рас-
положенный на центральном переключателе света; биметалличе-

ский кнопочный предохранитель на 20 А для цепей электрического
сигнала и штепсельных розеток переносной лампы, установленный
на отдельной панели за щитом кабины слева (вместе с прерыва-
телем у к а з а т е л я поворотов, колодкой з а ж и м о в и блоком предо-
хранителей на 6 А ) ; два биметаллических предохранителя на 6 А
в цепях питания электродвигателя отопителя, контрольно-измери-
тельных приборов и прерывателя у к а з а т е л я поворотов.

З В У К О В О Й С И Г Н А Л

Звуковой электрический сигнал вибрационный, безрупорный,

установлен под капотом. Сигнал включается кнопочным выключа-

телем (кнопкой), расположенным в центре рулевого колеса. Про-

вод выключателя соединен с пучком проводов при помощи кон-
тактного устройства, находящегося в верхней части рулевой ко-
лонки.

Следует проверять крепление сигнала и з а т я ж к у зажимов, а

т а к ж е очищать сигнал от пыли и грязи. Следует избегать длитель-
ных включений сигнала.

Кроме электрического, на автомобиле установлен т а к ж е пнев-

матический двухрупорный звуковой сигнал (двухтональный). Кно-
почный выключатель пневмосигнала крепят на горизонтальном

-224

полу кабины под левой ногой водителя. Оба звуковых сигнала
установлены под капотом.

В кабине водителя автомобиля ЗИЛ-131 установлен дополни-

тельно звуковой сигнал (зуммер) С39, включаемый с платформы.
Выключатель сигнала укреплен на предпоследней стойке с левой
стороны платформы.

На автомобиле для обогрева кабины установлен

отопитель,

вентилятор которого приводится во вращение электродвигателем.

Электродвигатель последовательного возбуждения, с секциониро-

ванной обмоткой включается отдельным переключателем, имею-
щим три положения (выключено, полная скорость, пониженная

скорость) при включенном зажигании.

В цепи питания электродвигателя, м е ж д у выключателем зажи-

гания и переключателем электродвигателя, предусмотрен предо-
хранитель на 6 А.

Якорь электродвигателя вращается в подшипниках' скольже-

ния, установленных в крышках.

В кабине установлен вентилятор для ее вентиляции в летнее

время. Он приводится во вращение электродвигателем М Э И мощ-
ностью 4 Вт. Вентилятор включается при помощи выключателя,
укрепленного на переднем щите кабины.

Основные контрольные приборы объединены на общем щитке,

установленном на переднем щите кабины. На щитке установлены
следующие приборы: спидометр со счетчиком числа километров

пробега, масляный манометр, термометр системы охлаждения,

цвухстрелочный воздушный манометр тормозной системы, указа-
тель уровня топлива в топливных баках, амперметр и контрольные

лампы (первая — аварийного снижения давления масла, вторая—<
перегрева жидкости в системе охлаждения, третья — работы указа*

телей поворота, четвертая — включения дальнего света и пятая.

включения переднего моста). Кроме того, на переднем щите (слева
от щитка приборов) установлен воздушный манометр системы ре-
гулирования давления воздуха в шинах,

Э Л Е К Т Р О Д В И Г А Т Е Л И О Т О П И Т Е Л Я

И В Е Н Т И Л Я Т О Р А К А Б И Н Ы

Техническая характеристика

Номинальное напряжение, В , . , , .

Номинальная мощность, Вт » . . . . . . . . . . . . . .

Направление врадцения со стороны привода . . . . . . .

Частота вращения вала при

номинальной

нагрузке,

об/мин

12

35

Правое

1200

К О Н Т Р О Л Ь Н Ы Е П Р И Б О Р Ы

В—244

КАБИНА И ПЛАТФОРМА

КАБИНА

Кабина автомобиля цельнометаллическая, трехместная, имеет

разрезное, состоящее из двух половин панорамное неоткрываю-
щееся ветровое стекло/

Рис. 981 Стеклоподъемник:

/ - — б а л а н с и р н а я п р у ж и н а ;

2 —

о с ь з у б ч а т о г о с е к т о р а ; 3 — з у б ч а -

т ы й с е к т о р ;

4 —

п р и в о д н о й в а л и к с т е к л о п о д ъ е м н и к а ;

5

— к о р п у с ^

с т е к л о п о д ъ е м н и к а ;

6

— р у ч к а с т е к л о п о д ъ е м н и к а ; 7 — р ы ч а г ;

8 —

о п у с к н о е с т е к л о д в е р и ;

9 —

о б о й м а ;

10 —

к у л и с а ; // — р о л и к ;

12 —

ось р о л и к а ;

13 —

п р у ж и н а т о р м о з н о г о м е х а н и з м а ;

14

— п о в о д о к

п р и в о д н о г о в а л и к а ;

15

— к о р п у с т о р м о з н о г о м е х а н и з м а ;

16

— в е д у -

щ а я ш е с т е р н я ;

17

— у п о р ш е с т е р е н

В крыше кабины имеются два вентиляционных люка с крыш-

ками, открывающимися н а р у ж у . При пользовании люком крышка
в открытом положении фиксируется зажимом, установленным на
ручке люка.

-226

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
4 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности