ЗИЛ-131 и его модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (1980 год) — часть 14

Рис. 44. Р а з д а т о ч н а я коробка

/ — к а р т е р р а з д а т о ч н о й к о р о б к и ;

2 —

м а с л о и а п р а в л я ю щ и й л о т о к ; 3 — в а л п р и в о д а п е р е д н е г о

з а л и в н о г о о т в е р с т и я ;

8

— ф л а н е ц п р и в о д а п е р е д н е г о м о с т а ;

9

— п н е в м а т и ч е с к а я д и а ф р а г м е н н а я

в а л ;

12 —

с а л ь н и к ;

13

— в е д у щ а я ш е с т е р н я п е р в и ч н о г о в а л а ;

14 —

ш п о н к а ;

15 —

к а р е т к а

р и ч н ы й в а л с ш е с т е р н е й ;

19

— ч е р в я к п р и в о д а с п и д о м е т р а ;

20

— б а р а б а н с т о я н о ч н о г о т о р -

24 —

с л и в н а я п р о б к а с м а г н и т о м ;

25 —

ш т у ц е р д л я п о д с о е д и н е н и я т р о с а с п и д о м е т р а ;

26 —

ш е с т е р н я п е р в о й п е р е д а ч и ;

30 —

ш а р и к ф и к с а т о р а ;

31

— с т е р ж е н ь в и л к и в к л ю ч е н и я в т о р о й

ф и к с а т о р а ;

35 —

ш а р и к и с т о п о р а ;

зб

— с т е р ж е н ь в и л к и в к л ю ч е н и я п е р в о й п е р е д а ч и ;

37 —

в ы «

м о с т а ;

39

д и а ф р а г м а к а м е р ы ;

40

— в о з в р а т н а я п р у ж и н а ;

41 —

с т е р ж е н ь к а м е р ы в к л ю ч е н и я

р а г м а ;

45

— п о д в и ж н о й к о н т а к т ;

46 —

з а ж и м ы ;

1-98

с ручным т о р м о з о м !

м о с т а ;

4 —

с т о п о р н о е к о л ь ц о ; 5 и

22

— к р ы ш к и ;

6 —

м а с л о о т г о н н а я ш а й б а ;

7 —

п р о б к а

к а м е р а в к л ю ч е н и я п р и в о д а п е р е д н е г о м о с т а ; Ю — ф л а н е ц п е р в и ч н о г о в а л а ;

11 —

п е р в и ч н ы й

в к л ю ч е н и я в т о р о й п е р е д а ч и ;

16 —

к р ы ш к а в е р х н е г о л ю к а ; 17 — к р ы ш к а к а р т е р а ;

18—

вто-

м о з а ;

21

— к а р е т к а в к л ю ч е н и я п р и в о д а п е р е д н е г о м о с т а ;

23

— ш е с т е р н я в т о р о й п е р е д а ч и ;

ш е с т е р н я с п и д о м е т р а ;

27

— р о л и к и - и г о л к и ;

28

— к а р е т к а в к л ю ч е н и я п е р в о й п е р е д а ч и ;

29 —

п е р е д а ч и ;

32

— в ы к л ю ч а т е л ь к о н т р о л ь н о й л а м п ы п е р е д н е г о м о с т а ;

33 —

с а п у н ;

34

— к о р п у с

к л ю ч а т е л ь в к л ю ч е н и я п е р е д н е г о м о с т а ;

3 8 —

к о р п у с к а м е р ы в к л ю ч е н и я п р и в о д а п е р е д н е г о

п е р е д н е г о м о с т а ; « — р е г у л и р о в о ч н ы е п р о к л а д к и ;

43 —

ш а р и к в ы к л ю ч а т е л я ;

44 —

д и а ф -

47 —

и з о л я т о р ;

48 —

к о р п у с в ы к л ю ч а т е л я

4*

99

Д л я п р е д о т в р а щ е н и я вытекания м а с л а из р а з д а т о ч н о й короб-

ки места в ы х о д а всех в а л о в уплотнены с а м о п о д ж и м н ы м и резино-

выми с а л ь н и к а м и

12.

Сальник в а л а привода переднего моста, на-

Рис. 46.

Электромагнитный пневматический кла-

пан:

1 — э л е к т р о м а г н и т ;

2 —

ш т у ц е р в ы п у с к а в о з д у х а : 3 —

к о р п у с к л а п а н а у п р а в л е н и я р а з д а т о ч н о й к о р о б к о й ;

4

и

в — ш т у ц е р а : 5 — с е д л о к л а п а н а ;

6 —

в п у с к н о й к л а п а н ;

7 — п р о б к а к л а п а н а ;

9 —

р а с п о р н а я в т у л к а ;

10 —

с т е р -

ж е н ь к л а п а н а ;

11

— в ы п у с к н о й к л а п а н ;

12

— у п л о т н и -

т е л ь н о е к о л ь ц о ;

13

— ш т о к ;

14

— д и с к о в а я п р у ж и н а ;

15—

к о р п у с ;

16 —

к р ы ш к а ;

17

— с е р д е ч н и к

х о д я щ и й с я н и ж е у р о в н я масляной ванны, д о п о л н и т е л ь н о з а щ и щ е н

масл'оотгонной шайбой

6.

Все стыки к а р т е р а р а з д а т о ч н о й коробки, крышки подшипни-

ков и верхнего л ю к а уплотнены специальной пастой.

При всех р а б о т а х , с в я з а н н ы х с р а з б о р к о й р а з д а т о ч н о й короб-

ки, все д е т а л и к а р т е р а с л е д у е т с т а в и т ь на место с применением
у п о м я н у т о й пасты.

З а в о д приступил к п р о и з в о д с т в у новой подвески р а з д а т о ч н о й

коробки на д о п о л н и т е л ь н ы х р е з и н о в ы х п о д у ш к а х

15

(см. рис. 4 5 )

и на новой продольной б а л к е

18.

Новое к р е п л е н и е в з а и м о з а м е -

няемо со с т а р ы м .

-101

Т Е Х Н И Ч Е С К О Е О Б С Л У Ж И В А Н И Е Р А З Д А Т О Ч Н О Й К О Р О Б К И

При э к с п л у а т а ц и и н е о б х о д и м о проверять н а д е ж н о с т ь крепле-

ния р а з д а т о ч н о й коробки на п р о д о л ь н ы х б а л к а х р а м ы и н а д е ж -
ность крепления с а м и х б а л о к к поперечинам р а м ы .

Н е о б х о д и м о т а к ж е п р о м ы в а т ь и п р о ч и щ а т ь в о з д у ш н ы е к а н а л ы

сапуна, у с т а н о в л е н н о г о на к р ы ш к е л ю к а р а з д а т о ч н о й коробки,
з а с о р е н и е которого м о ж е т в ы з в а т ь повышение д а в л е н и я в к а р т е р е
р а з д а т о ч н о й коробки и п о с л у ж и т ь причиной подтекания м а с л а
через сальник. Н е о б х о д и м о п о д д е р ж и в а т ь н о р м а л ь н ы й у р о в е н ь

м а с л а в коробке и своевременно менять его согласно к а р т е
смазки.

При р а з б о р к е р а з д а т о ч н о й коробки необходимо помнить о

том, что концевые гайки в а л о в з а к о н т р е н ы тем же способом, что
и на коробке передач.

При у с т а н о в к е в о з д у ш н о й к а м е р ы к а р е т к и включения перед-

него моста необходимо при помощи р е г у л и р о в о ч н ы х п р о к л а д о к

42

о т р е г у л и р о в а т ь р а з м е р 1 7 4 ± 0 , 1 мм от торца корпуса к а м е р ы

38

до отверстия под стопорный б о л т на с т е р ж н е переключения в со-
ответствии с рис. 44.

К А Р Д А Н Н А Я П Е Р Е Д А Ч А

У С Т Р О Й С Т В О К А Р Д А Н Н О Й П Е Р Е Д А Ч И

К а р д а н н а я п е р е д а ч а а в т о м о б и л я состоит из четырех к а р д а н -

ных в а л о в : основного м е ж д у коробкой п е р е д а ч и р а з д а т о ч н о й ко-

робкой, привода п р о м е ж у т о ч н о г о моста м е ж д у р а з д а т о ч н о й ко-

робкой и г л а в н о й п е р е д а ч е й п р о м е ж у т о ч н о г о моста, привода зад-
него моста м е ж д у г л а в н ы м и п е р е д а ч а м и п р о м е ж у т о ч н о г о и зад-
него мостов и п р и в о д а переднего моста м е ж д у р а з д а т о ч н о й
коробкой и г л а в н о й п е р е д а ч е й переднего моста (рис. 4 7 ) .

Конструкция всех к а р д а н н ы х в а л о в о д и н а к о в а (рис. 4 8 ) ; кар-

д а н н ы й в а л п р и в о д а п р о м е ж у т о ч н о г о моста имеет б о л ь ш и е раз-

меры, чем все остальные.

К а ж д ы й к а р д а н н ы й в а л состоит из тонкостенной т р у б ы , к од-

ному концу которой п р и в а р е н а н е п о д в и ж н а я вилка ш а р н и р а , а к
д р у г о м у — ш л и ц е в а я в т у л к а 7, соединенная со с к о л ь з я щ е й вилкой
ш а р н и р а .

Все восемь ш а р н и р о в к а р д а н н о й п е р е д а ч и о д и н а к о в ы по уст-

р о й с т в у и состоят к а ж д ы й из неподвижной или с к о л ь з я щ е й вил-

ки, фланца-вилки

16

и крестовины

2,

у с т а н о в л е н н о й в у ш к а х ви-

лок на и г о л ь ч а т ы х подшипниках

14.

Ш а р н и р ы к а р д а н н о й п е р е д а ч и не т р е б у ю т пополнения смазки

в процессе э к с п л у а т а ц и и . Ш а р н и р ы при сборке з а п о л н я ю т на за-
в о д е консистентной смазкой 158 (ТУ 38 1 0 1 3 2 0 — 7 7 ) .

-102

Д л я у д е р ж а н и я с м а з к и и п р е д о х р а н е н и я от з а г р я з н е н и я под-

шипники с н а б ж е н ы уплотнением, состоящим из с а л ь н и к а ра-

д и а л ь н о г о уплотнения, в м о н т и р о в а н н о г о в о б о й м у подшипника,

и из торцового уплотнения 1, напрессованного на шипы крестовин.

Рис. 47.

Схема р а с п о л о ж е н и я к а р д а н н ы х валов:'

1

— п е р е д н и й м о с т ;

2 —

к о р о б к а п е р е д а ч ;

3

— к а р д а н н ы й в а л п е р е д н е г о м о с т а ;

4

— ос-

н о в н о й к а р д а н н ы й в а л ; 5 — р а з д а т о ч н а я к о р о б к а ;

6

— к а р д а н н ы й в а л с р е д н е г о м о с т а ;

7 — п р о м е ж у т о ч н ы й м о с т ;

8—

к а р д а н н ы й в а л з а д н е г о м о с т а ;

9 —

з а д н и й м о с т

В связи с применением т о р ц о в ы х уплотнений крестовина кар-

данного в а л а не имеет сквозных отверстий д л я п о д в о д а смазки,
но в с б о р е с подшипниками крестовина полностью в з а и м о з а м е -
няема с крестовиной старой конструкции.

К а р д а н н ы е в а л ы имеют герметичное ш л и ц е в о е соединение.

С м а з к а во внутренней полости в т у л к и у д е р ж и в а е т с я от вытекания
з а г л у ш к о й

6,

з а в а л ь ц о в а н н о й в шлицевой в т у л к е 7, а т а к ж е рези-

новым

9

и войлочным

11

к о л ь ц а м и . О б а к о л ь ц а п р е д о т в р а щ а ю т

з а г р я з н е н и е ш л и ц е в о г о соединения.

К а р д а н н ы е в а л ы д и н а м и ч е с к и с б а л а н с и р о в а н ы . Б а л а н с и р о в к а

всех к а р д а н н ы х в а л о в , к р о м е основного, и в а л а з а д н е г о моста
о с у щ е с т в л е н а п р и в а р к о й б а л а н с и р о в о ч н ы х пластин

5

на обоих

к о н ц а х т р у б ы . Б а л а н с и р о в к а к а р д а н н о г о в а л а з а д н е г о моста иГ
основного к а р д а н н о г о в а л а со стороны г л у х о й вилки д о с т и г а е т с я

приваркой б а л а н с и р о в о ч н ы х пластин на т р у б е , а со стороны

с к о л ь з я щ е й вилки — п р и в е р т ы в а н и е м б а л а н с и р о в о ч н ы х пластин
к т о р ц а м у ш к о в вилки,

-103

Т Е Х Н И Ч Е С К О Е О Б С Л У Ж И В А Н И Е К А Р Д А Н Н О Й П Е Р Е Д А Ч И

Д л я нормальной р а б о т ы в а л о в н е о б х о д и м о :

1. П р о в е р я т ь крепления стланцев к а р д а н н ы х в а л о в . Все б о л т ы

крепления д о л ж н ы быть з а т я н у т ы полностью.

2. При о с л а б л е н и и болтов, к р е п я щ и х опорные п л а с т и н ы под-

шипников крестовины, п о д т я н у т ь их (момент з а т я ж к и д о л ж е н
быть равен 1,4—1,7 к г с - м ) .

3. П р о в е р я т ь з а з о р шлицевого соединения. При б о л ь ш о м за-

з о р е в с л е д с т в и е износа шлицев н а д о з а м е н и т ь в а л .

4. При р а з б о р к е ш а р н и р а к а р д а н н о г о в а л а з а д н е г о моста и

основного к а р д а н н о г о в а л а с л е д у е т пометить б а л а н с и р о в о ч н ы е

пластины, п р и в е р н у т ы е к т о р ц а м у ш е к вилки, ч т о б ы при сборке
п о с т а в и т ь их на п р е ж н е е место. -

После сборки к а р д а н н о г о в а л а необходимо, чтобы стрелки,

в ы б и т ы е на т р у б ч а т о м в а л у и с к о л ь з я щ е й вилке, были располо-
ж е н ы одна против д р у г о й . Б о л т ы крепления опорных пластин
и г о л ь ч а т ы х подшипников- д о л ж н ы быть з а т я н у т ы и з а к о н т р е н ы
з а г и б а н и е м одного у ш к а замочной п л а с т и н ы к грани головки к а ж -
д о г о б о л т а . П о с л е з а м е н ы о т д е л ь н ы х д е т а л е й к а р д а н н ы й в а л дол-
жен быть д и н а м и ч е с к и с б а л а н с и р о в а н приваркой пластин

5

или

у с т а н о в к о й с ъ е м н ы х пластин под головки болтов крепления опор-

ных пластин подшипников крестовины. Д л я всех в а л о в , кроме
в а л а п р о м е ж у т о ч н о г о моста, д о п у с т и м ы й д и с б а л а н с не б о л е е
70 г с - с м , а д л я в а л а п р о м е ж у т о ч н о г о моста 100 г с - с м .

О б щ а я толщина с ъ е м н ы х б а л а н с и р о в о ч н ы х пластин д о л ж н а

быть не более 3 мм.

5. Строго с о б л ю д а т ь сроки с м а з к и ш л и ц е в к а р д а н н о й п е р е д а ч и

согласно к а р т е смазки.

Д л я с м а з к и ш л и ц е в ы е соединения н е о б х о д и м о р а з о б р а т ь , про-

мыть ш л и ц ы с к о л ь з я щ е й вилки и в н у т р е н н ю ю полость шлицевой
в т у л к и , з а л о ж и т ь в эту полость с в е ж у ю с м а з к у и снова с о б р а т ь
в а л .

При с м а з ы в а н и и шлицевого соединения н е о б х о д и м о исполь-

з о в а т ь определенное к о л и ч е с т в о смазки, у к а з а н н о е в к а р т е
смазки.

При с б о р к е ш л и ц е в о г о соединения н е о б х о д и м о с л е д и т ь за тем,

чтобы р а з р е з н ы е ш а й б ы

12

войлочного кольца

11

были установ-

лены р а з р е з о м в р а з н ы е стороны.

В с л у ч а е возникновения з а т р у д н е н и й при с м а з к е к а р д а н н ы х

в а л о в без пробки в ш л и ц е в о м соединении необходимо с д е л а т ь
с л е д у ю щ е е :

— о т в е р н у т ь г а й к у

10

с а л ь н и к а ;

— у д а л и т ь лишний в о з д у х из ш л и ц е в о г о соединения, д л я чего

т р и - ч е т ы р е р а з а переместить с к о л ь з я щ у ю в и л к у в шлицевой

в т у л к е и з а т е м з а т я н у т ь г а й к у

10.

При снятии к а р д а н н о г о в а л а с а в т о м о б и л я или при у с т а н о в к е

его на а в т о м о б и л ь нельзя в с т а в л я т ь в ш а р н и р м о н т а ж н у ю л о п а т к у
или д р у г и е п р е д м е т ы д л я п р о в е р т ы в а н и я к а р д а н н о г о в а л а , т а к

-105

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности