ЗИЛ-131 и его модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (1980 год) — часть 14
Рис. 44. Р а з д а т о ч н а я коробка
/ — к а р т е р р а з д а т о ч н о й к о р о б к и ;
2 —
м а с л о и а п р а в л я ю щ и й л о т о к ; 3 — в а л п р и в о д а п е р е д н е г о
з а л и в н о г о о т в е р с т и я ;
8
— ф л а н е ц п р и в о д а п е р е д н е г о м о с т а ;
9
— п н е в м а т и ч е с к а я д и а ф р а г м е н н а я
в а л ;
12 —
с а л ь н и к ;
13
— в е д у щ а я ш е с т е р н я п е р в и ч н о г о в а л а ;
14 —
ш п о н к а ;
15 —
к а р е т к а
р и ч н ы й в а л с ш е с т е р н е й ;
19
— ч е р в я к п р и в о д а с п и д о м е т р а ;
20
— б а р а б а н с т о я н о ч н о г о т о р -
24 —
с л и в н а я п р о б к а с м а г н и т о м ;
25 —
ш т у ц е р д л я п о д с о е д и н е н и я т р о с а с п и д о м е т р а ;
26 —
ш е с т е р н я п е р в о й п е р е д а ч и ;
30 —
ш а р и к ф и к с а т о р а ;
31
— с т е р ж е н ь в и л к и в к л ю ч е н и я в т о р о й
ф и к с а т о р а ;
35 —
ш а р и к и с т о п о р а ;
зб
— с т е р ж е н ь в и л к и в к л ю ч е н и я п е р в о й п е р е д а ч и ;
37 —
в ы «
м о с т а ;
39
д и а ф р а г м а к а м е р ы ;
40
— в о з в р а т н а я п р у ж и н а ;
41 —
с т е р ж е н ь к а м е р ы в к л ю ч е н и я
р а г м а ;
45
— п о д в и ж н о й к о н т а к т ;
46 —
з а ж и м ы ;
1-98
с ручным т о р м о з о м !
м о с т а ;
4 —
с т о п о р н о е к о л ь ц о ; 5 и
22
— к р ы ш к и ;
6 —
м а с л о о т г о н н а я ш а й б а ;
7 —
п р о б к а
к а м е р а в к л ю ч е н и я п р и в о д а п е р е д н е г о м о с т а ; Ю — ф л а н е ц п е р в и ч н о г о в а л а ;
11 —
п е р в и ч н ы й
в к л ю ч е н и я в т о р о й п е р е д а ч и ;
16 —
к р ы ш к а в е р х н е г о л ю к а ; 17 — к р ы ш к а к а р т е р а ;
18—
вто-
м о з а ;
21
— к а р е т к а в к л ю ч е н и я п р и в о д а п е р е д н е г о м о с т а ;
23
— ш е с т е р н я в т о р о й п е р е д а ч и ;
ш е с т е р н я с п и д о м е т р а ;
27
— р о л и к и - и г о л к и ;
28
— к а р е т к а в к л ю ч е н и я п е р в о й п е р е д а ч и ;
29 —
п е р е д а ч и ;
32
— в ы к л ю ч а т е л ь к о н т р о л ь н о й л а м п ы п е р е д н е г о м о с т а ;
33 —
с а п у н ;
34
— к о р п у с
к л ю ч а т е л ь в к л ю ч е н и я п е р е д н е г о м о с т а ;
3 8 —
к о р п у с к а м е р ы в к л ю ч е н и я п р и в о д а п е р е д н е г о
п е р е д н е г о м о с т а ; « — р е г у л и р о в о ч н ы е п р о к л а д к и ;
43 —
ш а р и к в ы к л ю ч а т е л я ;
44 —
д и а ф -
47 —
и з о л я т о р ;
48 —
к о р п у с в ы к л ю ч а т е л я
4*
99
Д л я п р е д о т в р а щ е н и я вытекания м а с л а из р а з д а т о ч н о й короб-
ки места в ы х о д а всех в а л о в уплотнены с а м о п о д ж и м н ы м и резино-
выми с а л ь н и к а м и
12.
Сальник в а л а привода переднего моста, на-
Рис. 46.
Электромагнитный пневматический кла-
пан:
1 — э л е к т р о м а г н и т ;
2 —
ш т у ц е р в ы п у с к а в о з д у х а : 3 —
к о р п у с к л а п а н а у п р а в л е н и я р а з д а т о ч н о й к о р о б к о й ;
4
и
в — ш т у ц е р а : 5 — с е д л о к л а п а н а ;
6 —
в п у с к н о й к л а п а н ;
7 — п р о б к а к л а п а н а ;
9 —
р а с п о р н а я в т у л к а ;
10 —
с т е р -
ж е н ь к л а п а н а ;
11
— в ы п у с к н о й к л а п а н ;
12
— у п л о т н и -
т е л ь н о е к о л ь ц о ;
13
— ш т о к ;
14
— д и с к о в а я п р у ж и н а ;
15—
к о р п у с ;
16 —
к р ы ш к а ;
17
— с е р д е ч н и к
х о д я щ и й с я н и ж е у р о в н я масляной ванны, д о п о л н и т е л ь н о з а щ и щ е н
масл'оотгонной шайбой
6.
Все стыки к а р т е р а р а з д а т о ч н о й коробки, крышки подшипни-
ков и верхнего л ю к а уплотнены специальной пастой.
При всех р а б о т а х , с в я з а н н ы х с р а з б о р к о й р а з д а т о ч н о й короб-
ки, все д е т а л и к а р т е р а с л е д у е т с т а в и т ь на место с применением
у п о м я н у т о й пасты.
З а в о д приступил к п р о и з в о д с т в у новой подвески р а з д а т о ч н о й
коробки на д о п о л н и т е л ь н ы х р е з и н о в ы х п о д у ш к а х
15
(см. рис. 4 5 )
и на новой продольной б а л к е
18.
Новое к р е п л е н и е в з а и м о з а м е -
няемо со с т а р ы м .
-101
Т Е Х Н И Ч Е С К О Е О Б С Л У Ж И В А Н И Е Р А З Д А Т О Ч Н О Й К О Р О Б К И
При э к с п л у а т а ц и и н е о б х о д и м о проверять н а д е ж н о с т ь крепле-
ния р а з д а т о ч н о й коробки на п р о д о л ь н ы х б а л к а х р а м ы и н а д е ж -
ность крепления с а м и х б а л о к к поперечинам р а м ы .
Н е о б х о д и м о т а к ж е п р о м ы в а т ь и п р о ч и щ а т ь в о з д у ш н ы е к а н а л ы
сапуна, у с т а н о в л е н н о г о на к р ы ш к е л ю к а р а з д а т о ч н о й коробки,
з а с о р е н и е которого м о ж е т в ы з в а т ь повышение д а в л е н и я в к а р т е р е
р а з д а т о ч н о й коробки и п о с л у ж и т ь причиной подтекания м а с л а
через сальник. Н е о б х о д и м о п о д д е р ж и в а т ь н о р м а л ь н ы й у р о в е н ь
м а с л а в коробке и своевременно менять его согласно к а р т е
смазки.
При р а з б о р к е р а з д а т о ч н о й коробки необходимо помнить о
том, что концевые гайки в а л о в з а к о н т р е н ы тем же способом, что
и на коробке передач.
При у с т а н о в к е в о з д у ш н о й к а м е р ы к а р е т к и включения перед-
него моста необходимо при помощи р е г у л и р о в о ч н ы х п р о к л а д о к
42
о т р е г у л и р о в а т ь р а з м е р 1 7 4 ± 0 , 1 мм от торца корпуса к а м е р ы
38
до отверстия под стопорный б о л т на с т е р ж н е переключения в со-
ответствии с рис. 44.
К А Р Д А Н Н А Я П Е Р Е Д А Ч А
У С Т Р О Й С Т В О К А Р Д А Н Н О Й П Е Р Е Д А Ч И
К а р д а н н а я п е р е д а ч а а в т о м о б и л я состоит из четырех к а р д а н -
ных в а л о в : основного м е ж д у коробкой п е р е д а ч и р а з д а т о ч н о й ко-
робкой, привода п р о м е ж у т о ч н о г о моста м е ж д у р а з д а т о ч н о й ко-
робкой и г л а в н о й п е р е д а ч е й п р о м е ж у т о ч н о г о моста, привода зад-
него моста м е ж д у г л а в н ы м и п е р е д а ч а м и п р о м е ж у т о ч н о г о и зад-
него мостов и п р и в о д а переднего моста м е ж д у р а з д а т о ч н о й
коробкой и г л а в н о й п е р е д а ч е й переднего моста (рис. 4 7 ) .
Конструкция всех к а р д а н н ы х в а л о в о д и н а к о в а (рис. 4 8 ) ; кар-
д а н н ы й в а л п р и в о д а п р о м е ж у т о ч н о г о моста имеет б о л ь ш и е раз-
меры, чем все остальные.
К а ж д ы й к а р д а н н ы й в а л состоит из тонкостенной т р у б ы , к од-
ному концу которой п р и в а р е н а н е п о д в и ж н а я вилка ш а р н и р а , а к
д р у г о м у — ш л и ц е в а я в т у л к а 7, соединенная со с к о л ь з я щ е й вилкой
ш а р н и р а .
Все восемь ш а р н и р о в к а р д а н н о й п е р е д а ч и о д и н а к о в ы по уст-
р о й с т в у и состоят к а ж д ы й из неподвижной или с к о л ь з я щ е й вил-
ки, фланца-вилки
16
и крестовины
2,
у с т а н о в л е н н о й в у ш к а х ви-
лок на и г о л ь ч а т ы х подшипниках
14.
Ш а р н и р ы к а р д а н н о й п е р е д а ч и не т р е б у ю т пополнения смазки
в процессе э к с п л у а т а ц и и . Ш а р н и р ы при сборке з а п о л н я ю т на за-
в о д е консистентной смазкой 158 (ТУ 38 1 0 1 3 2 0 — 7 7 ) .
-102
Д л я у д е р ж а н и я с м а з к и и п р е д о х р а н е н и я от з а г р я з н е н и я под-
шипники с н а б ж е н ы уплотнением, состоящим из с а л ь н и к а ра-
д и а л ь н о г о уплотнения, в м о н т и р о в а н н о г о в о б о й м у подшипника,
и из торцового уплотнения 1, напрессованного на шипы крестовин.
Рис. 47.
Схема р а с п о л о ж е н и я к а р д а н н ы х валов:'
1
— п е р е д н и й м о с т ;
2 —
к о р о б к а п е р е д а ч ;
3
— к а р д а н н ы й в а л п е р е д н е г о м о с т а ;
4
— ос-
н о в н о й к а р д а н н ы й в а л ; 5 — р а з д а т о ч н а я к о р о б к а ;
6
— к а р д а н н ы й в а л с р е д н е г о м о с т а ;
7 — п р о м е ж у т о ч н ы й м о с т ;
8—
к а р д а н н ы й в а л з а д н е г о м о с т а ;
9 —
з а д н и й м о с т
В связи с применением т о р ц о в ы х уплотнений крестовина кар-
данного в а л а не имеет сквозных отверстий д л я п о д в о д а смазки,
но в с б о р е с подшипниками крестовина полностью в з а и м о з а м е -
няема с крестовиной старой конструкции.
К а р д а н н ы е в а л ы имеют герметичное ш л и ц е в о е соединение.
С м а з к а во внутренней полости в т у л к и у д е р ж и в а е т с я от вытекания
з а г л у ш к о й
6,
з а в а л ь ц о в а н н о й в шлицевой в т у л к е 7, а т а к ж е рези-
новым
9
и войлочным
11
к о л ь ц а м и . О б а к о л ь ц а п р е д о т в р а щ а ю т
з а г р я з н е н и е ш л и ц е в о г о соединения.
К а р д а н н ы е в а л ы д и н а м и ч е с к и с б а л а н с и р о в а н ы . Б а л а н с и р о в к а
всех к а р д а н н ы х в а л о в , к р о м е основного, и в а л а з а д н е г о моста
о с у щ е с т в л е н а п р и в а р к о й б а л а н с и р о в о ч н ы х пластин
5
на обоих
к о н ц а х т р у б ы . Б а л а н с и р о в к а к а р д а н н о г о в а л а з а д н е г о моста иГ
основного к а р д а н н о г о в а л а со стороны г л у х о й вилки д о с т и г а е т с я
приваркой б а л а н с и р о в о ч н ы х пластин на т р у б е , а со стороны
с к о л ь з я щ е й вилки — п р и в е р т ы в а н и е м б а л а н с и р о в о ч н ы х пластин
к т о р ц а м у ш к о в вилки,
-103
Т Е Х Н И Ч Е С К О Е О Б С Л У Ж И В А Н И Е К А Р Д А Н Н О Й П Е Р Е Д А Ч И
Д л я нормальной р а б о т ы в а л о в н е о б х о д и м о :
1. П р о в е р я т ь крепления стланцев к а р д а н н ы х в а л о в . Все б о л т ы
крепления д о л ж н ы быть з а т я н у т ы полностью.
2. При о с л а б л е н и и болтов, к р е п я щ и х опорные п л а с т и н ы под-
шипников крестовины, п о д т я н у т ь их (момент з а т я ж к и д о л ж е н
быть равен 1,4—1,7 к г с - м ) .
3. П р о в е р я т ь з а з о р шлицевого соединения. При б о л ь ш о м за-
з о р е в с л е д с т в и е износа шлицев н а д о з а м е н и т ь в а л .
4. При р а з б о р к е ш а р н и р а к а р д а н н о г о в а л а з а д н е г о моста и
основного к а р д а н н о г о в а л а с л е д у е т пометить б а л а н с и р о в о ч н ы е
пластины, п р и в е р н у т ы е к т о р ц а м у ш е к вилки, ч т о б ы при сборке
п о с т а в и т ь их на п р е ж н е е место. -
После сборки к а р д а н н о г о в а л а необходимо, чтобы стрелки,
в ы б и т ы е на т р у б ч а т о м в а л у и с к о л ь з я щ е й вилке, были располо-
ж е н ы одна против д р у г о й . Б о л т ы крепления опорных пластин
и г о л ь ч а т ы х подшипников- д о л ж н ы быть з а т я н у т ы и з а к о н т р е н ы
з а г и б а н и е м одного у ш к а замочной п л а с т и н ы к грани головки к а ж -
д о г о б о л т а . П о с л е з а м е н ы о т д е л ь н ы х д е т а л е й к а р д а н н ы й в а л дол-
жен быть д и н а м и ч е с к и с б а л а н с и р о в а н приваркой пластин
5
или
у с т а н о в к о й с ъ е м н ы х пластин под головки болтов крепления опор-
ных пластин подшипников крестовины. Д л я всех в а л о в , кроме
в а л а п р о м е ж у т о ч н о г о моста, д о п у с т и м ы й д и с б а л а н с не б о л е е
70 г с - с м , а д л я в а л а п р о м е ж у т о ч н о г о моста 100 г с - с м .
О б щ а я толщина с ъ е м н ы х б а л а н с и р о в о ч н ы х пластин д о л ж н а
быть не более 3 мм.
5. Строго с о б л ю д а т ь сроки с м а з к и ш л и ц е в к а р д а н н о й п е р е д а ч и
согласно к а р т е смазки.
Д л я с м а з к и ш л и ц е в ы е соединения н е о б х о д и м о р а з о б р а т ь , про-
мыть ш л и ц ы с к о л ь з я щ е й вилки и в н у т р е н н ю ю полость шлицевой
в т у л к и , з а л о ж и т ь в эту полость с в е ж у ю с м а з к у и снова с о б р а т ь
в а л .
При с м а з ы в а н и и шлицевого соединения н е о б х о д и м о исполь-
з о в а т ь определенное к о л и ч е с т в о смазки, у к а з а н н о е в к а р т е
смазки.
При с б о р к е ш л и ц е в о г о соединения н е о б х о д и м о с л е д и т ь за тем,
чтобы р а з р е з н ы е ш а й б ы
12
войлочного кольца
11
были установ-
лены р а з р е з о м в р а з н ы е стороны.
В с л у ч а е возникновения з а т р у д н е н и й при с м а з к е к а р д а н н ы х
в а л о в без пробки в ш л и ц е в о м соединении необходимо с д е л а т ь
с л е д у ю щ е е :
— о т в е р н у т ь г а й к у
10
с а л ь н и к а ;
— у д а л и т ь лишний в о з д у х из ш л и ц е в о г о соединения, д л я чего
т р и - ч е т ы р е р а з а переместить с к о л ь з я щ у ю в и л к у в шлицевой
в т у л к е и з а т е м з а т я н у т ь г а й к у
10.
При снятии к а р д а н н о г о в а л а с а в т о м о б и л я или при у с т а н о в к е
его на а в т о м о б и л ь нельзя в с т а в л я т ь в ш а р н и р м о н т а ж н у ю л о п а т к у
или д р у г и е п р е д м е т ы д л я п р о в е р т ы в а н и я к а р д а н н о г о в а л а , т а к
-105
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст