ЗИЛ-131 и его модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (1980 год) — часть 13

Н е о б х о д и м о т щ а т е л ь н о с л е д и т ь За з а т я ж к о й болтов крепления

к а р т е р а к блоку цилиндров. Момент з а т я ж к и болтов д о л ж е н быть

равен 8 — 1 0 к г с - м . Б о л т ы необходимо з а т я г и в а т ь равномерно,
п о с л е д о в а т е л ь н о , крест-накрест.

К О Р О Б К А П Е Р Е Д А Ч

У С Т Р О Й С Т В О К О Р О Б К И П Е Р Е Д А Ч

Коробка передач (рис. 42) м е х а н и ч е с к а я , т р е х х о д о в а я , имеет

пять передач д л я д в и ж е н и я вперед и одну — д л я д в и ж е н и я н а з а д ;
пятая п е р е д а ч а п р я м а я . Коробка п е р е д а ч с н а б ж е н а д в у м я син-

х р о н и з а т о р а м и инерционного типа д л я включения второй и
третьей, четвертой и пятой п е р е д а ч с измененными ф и к с а т о р а м и и

кольцами. Фиксаторы состоят из д в у х полуцилиндров, м е ж д у ко-
торыми помещены по д в е цилиндрические п р у ж и н ы , п р и ж и м а ю -
щие п о л у ц и л и н д р ы фиксаторов к внутренней поверхности отвер-
стия каретки. С и н х р о н и з а т о р ы старой и новой конструкции в
сборе в з а и м о з а м е н я е м ы .

Коробка прикреплена к к а р т е р у сцепления на четырех шпиль-

ках, в в е р н у т ы х в тело к а р т е р а . Ц е н т р и р о в а н и е коробки осуще-
ствляется но ф л а н ц у крышки

4

з а д н е г о подшипника первичного

в а л а .

Первичный в а л 1 р а з м е щ е н на д в у х ш а р и к о п о д ш и п н и к а х . Пе-

редний подшипник

53

у с т а н о в л е н в р а с т о ч к е ф л а н ц а коленчатого

в а л а , задний 2 — в передней стенке к а р т е р а коробки п е р е д а ч .
З а д н и й подшипник имеет з а щ и т н у ю ш а й б у , от осевых перемеще-
ний з а к р е п л е н стопорными кольцами, у с т а н о в л е н н ы м и в канав-
ках на шейке первичного в а л а и н а р у ж н о г о кольца подшипника

2.

Д л я у с т р а н е н и я п о п а д а н и я м а с л а в сцепление в измененной

к р ы ш к е

4

подшипника первичного в а л а имеется резиновый с а л ь -

ник

52.

Измененную (новую) к р ы ш к у

4

подшипника первичного в а л а

с сальником

52

м о ж н о у с т а н о в и т ь на с т а р ы й первичный в а л 1.

С т а р у ю к р ы ш к у первичного в а л а можно м о н т и р о в а т ь на новый
первичный вал, если на внутренней поверхности крышки со сто-

р о н ы ф л а н ц а снять ф а с к у на конус под у г л о м 15°, обеспечив при
этом соосность.

Д л я проверки з а з о р а между, коническими поверхностями кры-

шки и в а л а можно и с п о л ь з о в а т ь в качестве к а л и б р а новый пер-

вичный в а л . В с т а в л е н н ы й в отверстие крышки в а л д о л ж е н вхо-

д и т ь в нее, о б р а з у я м е ж д у опорными т о р ц а м и первичного в а л а 1
и торцом ф л а н ц а крышки

4

з а з о р , равный 15,2—15,7 мм.

Передний конец вторичного в а л а

34

опирается на роликовый

подшипник

51,

задний конец — на шарикоподшипник

22,

закреп-

ленный стопорным кольцом

29

в стенке к а р т е р а .

З а в о д н а ч а л у с т а н а в л и в а т ь новый усиленный передний роли-

коподшипник

46

п р о м е ж у т о ч н о г о в а л а

44

коробки п е р е д а ч

1-90

(с с е п а р а т о р о м ) , который з а п р е с с о в ы в а е т с я в у в е л и ч е н н о е отвер-

стие к а р т е р а

33

коробки. Д и а м е т р шейки п р о м е ж у т о ч н о г о в а л а

44

под подшипник несколько у м е н ь ш е н . Измененный у з е л в сборе
н е в з а и м о з а м е н я е м с у з л о м , у с т а н а в л и в а е м ы м п р е ж д е .

Стопорное кольцо

48

о г р а н и ч и в а е т в о з м о ж н о с т ь п е р е м е щ е н и я

н а р у ж н о г о к о л ь ц а подшипника. О т в е р с т и е под подшипник в кар-
т е р е з а к р ы в а е т с я з а г л у ш к о й

47,

к о т о р у ю у с т а н а в л и в а ю т на к р а с к е ;

при у с т а н о в к е коробки на к а р т е р сцепления это отверстие до-

полнительно у п л о т н я е т с я резиновым кольцом

49.

З а д н и й подшип-

ник

31

ш а р и к о в ы й , с з а щ и т н о й ш а й б о й и с полным заполнением

ш а р и к а м и д л я увеличения срока его с л у ж б ы ; подшипник закреп-
лен стопорным кольцом

32.

Блок 57 шестерен з а д н е г о х о д а в р а щ а е т с я на д в у х роликопод-

ш и п н и к а х

54,

у с т а н о в л е н н ы х на н е п о д в и ж н о й оси

56.

Подшипники коробки п е р е д а ч р е г у л и р о в к и не т р е б у ю т .
Ш е с т е р н я первичного в а л а

1

и шестерня

45

п р и в о д а п р о м е ж у -

точного в а л а , шестерни четвертой 7 и

41,

т р е т ь е й

8

и

39

и вто-

рой

18

и

35

п е р е д а ч имеют косые з у б ь я и н а х о д я т с я в постоянном

з а ц е п л е н и и м е ж д у собой, о с т а л ь н ы е шестерни и м е ю т п р я м ы е
з у б ь я .

Шестерни четвертой 7, т р е т ь е й

8

и второй

18

п е р е д а ч вторич-

ного в а л а свободно в р а щ а ю т с я на с о о т в е т с т в у ю щ и х ш е й к а х вто-
ричного в а л а . При этом с о п р и к а с а ю щ и е с я поверхности шестерен

второй и т р е т ь е й п е р е д а ч и в а л а , а т а к ж е шестерни четвертой
п е р е д а ч и и в т у л к и

6

р а б о т а ю т с т а л ь по с т а л и . В т у л к а

6

стопо-

рится от п р о в о р а ч и в а н и я на в а л у ш т и ф т о м . '

Д л я п р е д о т в р а щ е н и я з а е д а н и я и обеспечения н а д е ж н о й с м а з к и

при р а б о т е д е т а л е й с т а л ь по с т а л и шейки в а л а и внешняя по-
верхность в т у л к и и м е ю т с п е ц и а л ь н у ю ф о р м у в в и д е ч е р е д у ю щ и х с я

в ы с т у п о в и впадин; поверхность этих д е т а л е й ф о с ф а т и р о в а н а , а
фосфатный слой пропитан с п е ц и а л ь н ы м составом, п р е д о т в р а щ а -
ю щ и м з а е д а н и е в период п р и р а б о т к и .

При т а к о й у с т а н о в к е шестерен н а вторичном в а л у н е о б х о д и м о

строго с о б л ю д а т ь соответствие применяемого м а с л а т р е б о в а н и я м
к а р т ы с м а з к и . Применение д р у г и х м а с е л или з а г р я з н е н н о г о
м а с л а м о ж е т в ы з в а т ь з а е д а н и е шестерен н а ш е й к а х вторичного
в а л а и в т у л к е .

Шестерни на ш е й к а х в а л а з а к р е п л е н ы в осевом н а п р а в л е н и и

з а м о ч н ы м и к о л ь ц а м и

37

и

43.

О п о р н ы е ш а й б ы

36

и

42

шестерен

ч е т в е р т о й и второй п е р е д а ч и м е ю т ш л и ц е в ы е соединения с в а л о м .
Д л я б е з у д а р н о г о в к л ю ч е н и я второй и третьей, четвертой и пятой
п е р е д а ч в к о р о б к е п е р е д а ч у с т а н о в л е н ы д в а с и н х р о н и з а т о р а

инерционного т и п а ; шестерни и м е ю т конусы д л я р а б о т ы с синхро-
н и з а т о р а м и . Н а л и ч и е с и н х р о н и з а т о р о в о б л е г ч а е т переключение
п е р е д а ч и у в е л и ч и в а е т срок с л у ж б ы коробки п е р е д а ч .

В п р а в о й стенке к а р т е р а имеется р е з ь б о в а я пробка

59

кон<

т р о л ь н о - н а л и в н о г о отверстия, через которое з а п р а в л я ю т коробку

п е р е д а ч м а с л о м при отсутствии коробки о т б о р а мощности. При
наличии коробки о т б о р а мощности м а с л о з а л и в а ю т через пробку

1-91

Рис. 42.

Коробка

1

— п е р в и ч н ы й в а л ;

2, 22, 31, 46

и

54

— п о д ш и п н и к и ;

3, 29, 32

и

48

— с т о п о р н ы е к о л ь ц а -

т о й п е р е д а ч ;

6

— в т у л к а ш е с т е р н и ч е т в е р т о й п е р е д а ч и ; 7 и

41 —

ш е с т е р н и ч е т в е р т о й пе

т о й п е р е д а ч ;

1 0

— в и л к а п е р е к л ю ч е н и я в т о р о й и т р е т ь е й п е р е д а ч ; — к р ы ш к а к о р о б к и

15

— ш т и ф т з а м к а ;

16 —

ш а р и к и з а м к а ;

17

— с и н х р о н и з а т о р в т о р о й и т р е т ь е й п е р е д а ч ;

н е г о х о д а ;

20 —

ш е с т е р н я . п е р в о й п е р е д а ч и и з а д н е г о х о д а ;

21

— в е н т и л я ц и о н н а я т р у б к а ;

ж а т е л е м ;

26 —

ш а й б а ;

21

— г а й к а ф л а н ц а в т о р и ч н о г о в а л а ;

28

и

52 —

с а л ь н и к и ;

30 —

и

42

— о п о р н ы е ш а й б ы ; 37 и

43

— з а м о ч н ы е к о л ь ц а ;

38 —

ш е с т е р н я з а д н е г о х о д а п р о м е

47

— з а г л у ш к а ; « — р е з и н о в о е к о л ь ц о ;

50 —

б л о к и р у ю щ и й п а л е ц :

51

— р о л и к о в ы й п о д

б л о к а ш е с т е р е н ;

57 —

б л о к ш е с т е р е н з а д н е г о х о д а ;

58 —

к р ы ш к а л ю к а д л я к о р о б к и от

с л и в н о г о о т в е р с т и я ;

6 1

— г о л о в к а с т е р ж н я п е р е к л ю ч е н и я п е р в о й п е р е д а ч и и з а д н е г о х о

ж у т о ч н о г о р ы ч а г а ;

64 —

к р ы ш к а к о р о б к и п е р е д а ч ;

65 —

ф и к с а т о р р ы ч а г а ;

66

— о п о р а

70 —

у п о р ;

71 —

с т е р ж е н ь п е р е к л ю ч е н и я п е р в о й п е р е д а ч и и з а д н е г о х о д а ;

72

— с т е р ж е н ь

т р е т ь е й

1-92

передач:

4 —

к р ы ш к а з а д н е г о п о д ш и п н и к а п е р в и ч н о г о в а л а ;

5

— с и н х р о н и з а т о р ч е т в е р т о й и пя<

р е д а ч и ;

8

и

39 —

ш е с т е р н и т р е т ь е й п е р е д а ч и ;

9 —

в и л к а п е р е к л ю ч е н и я ч е т в е р т о й и пя*

п е р е д а ч ;

12 —

у с т а н о в о ч н а я в т у л к а ;

13

— п р у ж и н а ф и к с а т о р о в ;

14

— ш а р и к ф и к с а т о р а ;

18

и

35 —

ш е с т е р н и в т о р о й п е р е д а ч и ;

19 —

в и л к а п е р е к л ю ч е н и я п е р в о й п е р е д а ч и и з а д -

23 —

к р ы ш к а п о д ш и п н и к а в т о р и ч н о г о в а л а ;

24 —

р а с й о р н а я в т у л к а ;

25.—

ф л а н е ц с о т р а -

г а й к а п р о м е ж у т о ч н о г о в а л а ;

33 —

к а р т е р к о р о б к и п е р е д а ч ;

34 —

в т о р и ч н ы й в а л ;

36, 40

ж у т о ч н о г о в а л а ;

44 —

п р о м е ж у т о ч н ы й в а л ;

45 —

ш е с т е р н я п р и в о д а п р о м е ж у т о ч н о г о в а л а ;

ш и п н и к ;

53 —

п е р е д н и й п о д ш и п н и к п е р в и ч н о г о в а л а ; 55 — р а с п о р н а я в т у л к а ;

56

— ось

б о р а м о щ н о с т и ;

59—

п р о б к а к о н т р о л ь н о - н а л и в н о г о о т в е р с т и я ;

60 —

п р о б к а с м а г н и т о м

д а ;

62

— п р е д о х р а н и т е л ь в ы к л ю ч е н и я п е р в о й п е р е д а ч и и з а д н е г о х о д а ;

63

— ось п р о м е -

р ы ч а г а ; 67 — п р у ж и н а ;

68 —

р ы ч а г п е р е к л ю ч е н и я п е р е д а ч ;

69 —

п р о м е ж у т о ч н ы й р ы ч а г ;

п е р е к л ю ч е н и я ч е т в е р т о й и п я т о й п е р е д а ч ;

73 —

с т е р ж е н ь п е р е к л ю ч е н и я в т о р о й и

п е р е д а ч

1-93

в коробке о т б о р а мощности. В обоих с л у ч а я х м а с л о з а л и в а ю т до

у р о в н я контрольно-наливного отверстия в коробке передач.

В левой стенке к а р т е р а внизу имеется спускное о т в е р с т и е , .

з а к р ы в а е м о е резьбовой пробкой

60,

к о т о р а я с н а б ж е н а магнитом,

п р и т я г и в а ю щ и м м е л к и е частицы м е т а л л а из м а с л а . В к а р т е р е с
обеих сторон с д е л а н ы д в а л ю к а с ф л а н ц а м и д л я крепления коро-
бок о т б о р а мощности.

По особому т р е б о в а н и ю на а в т о м о б и л е м о ж е т быть установ-

л е н а т я г о в а я л е б е д к а . В этом с л у ч а е д л я ее привода на п р а в о м
л ю к е коробки п е р е д а ч у с т а н а в л и в а ю т к о р о б к у о т б о р а мощности.
О т б о р мощности о с у щ е с т в л я е т с я от переднего венца блока шес-
терен 5 7 з а д н е г о х о д а .

М е х а н и з м переключения п е р е д а ч р а з м е щ е н в к р ы ш к е

11

ко-

робки п е р е д а ч . В е р х н я я часть крышки

64

с р ы ч а г о м

68

переклю-

чения передач, п р о м е ж у т о ч н ы м р ы ч а г о м

69

включения первой

п е р е д а ч и и з а д н е г о х о д а с ъ е м н а я , у с т а н а в л и в а е т с я по в т у л -

кам

12.

Д о п о л н и т е л ь н о е усилие, которое т р е б у е т с я д л я в к л ю ч е н и я

синхронизированных передач, обеспечивается соотношением плеч
р ы ч а г а переключения передач.

Н а л и ч и е п р о м е ж у т о ч н о г о р ы ч а г а

69

у м е н ь ш а е т х о д р ы ч а г а пе-

р е к л ю ч е н и я п е р е д а ч при включении первой п е р е д а ч и и з а д н е г о
х о д а , в с л е д с т в и е чего х о д р ы ч а г а д л я в к л ю ч е н и я всех п е р е д а ч
одинаковый. П р о м е ж у т о ч н ы й р ы ч а г

69

б л о к и р у е т с я в н е й т р а л ь -

ном положении п а л ь ц е м п р е д о х р а н и т е л я

62,

р а з м е щ е н н о ю в

стенке крышки

64

коробки п е р е д а ч .

Ч т о б ы в к л ю ч и т ь п е р в у ю п е р е д а ч у или з а д н и й ход, н е о б х о д и м о

р ы ч а г о м

68

через п а л е ц п р о м е ж у т о ч н о г о р ы ч а г а и п а л е ц предо-

х р а н и т е л я с ж а т ь п р у ж и н у п р е д о х р а н и т е л я д о у п о р а , з а т е м пере-
вести р ы ч а г

68

в положение, с о о т в е т с т в у ю щ е е п о л о ж е н и ю р ы ч а г а

при включении первой п е р е д а ч и или з а д н е г о х о д а . Ч т о б ы снять
в е р х н ю ю ч а с т ь крышки

64

коробки передач, н е о б х о д и м о с н а ч а л а

в ы в е р н у т ь корпус п р е д о х р а н и т е л я

62

на 8 — 9 оборотов.

С т е р ж н и

71, 72

и

73

переключения п е р е д а ч у д е р ж и в а ю т с я

в

т р е б у е м о м положении ф и к с а т о р а м и , состоящими из ш а р и к а

14

и

п р у ж и н ы

13\

на с т е р ж н я х с д е л а н ы к а н а в к и под ш а р и к .

Д л я п р е д о х р а н е н и я о т с л у ч а й н о г о в к л ю ч е н и я о д н о в р е м е н н о

д в у х п е р е д а ч имеется з а м о ч н о е устройство, состоящее, из штиф-

та

15

и д в у х пар ш а р и к о в

16;

при перемещении какого-либо стер-

ж н я д в а д р у г и х з а п и р а ю т с я ш а р и к а м и , которые в х о д я т в соот-
в е т с т в у ю щ и е к а н а в к и на с т е р ж н я х .

Р а б о т а с и н х р о н и з а т о р о в .

При включении синхронизированной

п е р е д а ч и происходит с л е д у ю щ е е : к а р е т к а

2

с и н х р о н и з а т о р а

(рис. 43) в м е с т е с в и л к а м и

9 и 10

(см. рис. 42) п е р е м е щ а ю т с я в

сторону в к л ю ч а е м о й п е р е д а ч и до упора в конус шестерни. При
этом д в и ж е н и е к а р е т к и через три ф и к с а т о р а (см. в е р х н ю ю ч а с т ь
рис. 43) п е р е д а е т с я конусным к о л ь ц а м 3 с и н х р о н и з а т о р а , к о т о р ы е
ж е с т к о связаны м е ж д у собой при помощи т р е х б л о к и р у ю щ и х
п а л ь ц е в 1,

1

-94

Из-за р а з л и ч и я о к р у ж н ы х скоростей п е р е к л ю ч а е м ы х элемен-

тов (шестерня и к а р е т к а с и н х р о н и з а т о р а ) и под д е й с т в и е м осе-

вого д а в л е н и я , п е р е д а в а е м о г о при помощи фиксаторов, к о т о р ы е
у д е р ж и в а ю т к а р е т к у от свободного осевого перемещения, на ко-
нической поверхности воз-

никает м о м е н т трения.
П о д действием момента
трения к а р е т к а смещает-

ся относительно б л о к а ко-

нусных колец до упора

в б л о к и р у ю щ у ю поверх-

ность п а л ь ц е в 1. П а л ь ц ы
п р е п я т с т в у ю т осевому пе-
р е м е щ е н и ю каретки отно-
сительно б л о к а колец до
момента в ы р а в н и в а н и я
о к р у ж н ы х скоростей пе-
р е к л ю ч а е м ы х э л е м е н т о в

(происходит синхрониза-

ц и я ) . П о с л е в ы р а в н и в а -
ния о к р у ж н ы х скоростей
п е р е к л ю ч а е м ы х элемен-
т о в б л о к и р у ю щ и е поверх-

ности п а л ь ц е в 1 не пре-
пятствуют осевому пере-
мещению каретки относи-
тельно б л о к а колец и пе-
р е д а ч а в к л ю ч а е т с я без
ш у м а и у д а р а .

Д л я н о р м а л ь н о й р а б о т ы с и н х р о н и з а т о р о в и п р е д у п р е ж д е н и я

п р е ж д е в р е м е н н о г о износа колец н е о б х о д и м о п р а в и л ь н о и своевре-
менно р е г у л и р о в а т ь свободный х о д п е д а л и сцепления. Если
сцепление « в е д е т » , то п е р е к л ю ч е н и е п е р е д а ч становится з а т р у д н и -

т е л ь н ы м . В с л у ч а е включения с и н х р о н и з и р о в а н н ы х " п е р е д а ч с шу-

м о м с л е д у е т немедленно выяснить причину неисправности и ус-

т р а н и т ь ее.

Д л я п р е д о т в р а щ е н и я вытекания м а с л а и з коробки п е р е д а ч

место в ы х о д а вторичного в а л а уплотнено с а м о п о д ж и м н ы м рези-
новым сальником

28

(см. рис. 4 2 ) , д о п о л н и т е л ь н о з а щ и щ е н н ы м

о т р а ж а т е л е м , а на первичном в а л у имеется сальник

52.

Д л я того

чтобы вода не п о п а д а л а в к о р о б к у п е р е д а ч при преодолении бро-
дов, место в х о д а в к о р о б к у р ы ч а г а п е р е к л ю ч е н и я уплотнено ре- .
зиновым ч е х л о м со с т я ж н ы м и х о м у т а м и , поверхность стыка кар-
т е р а коробки п е р е д а ч с к а р т е р о м сцепления, а т а к ж е к р ы ш к а ко-
робки, крышки л ю к о в и крышки подшипников уплотнены специ-

альной у п л о т н я ю щ е й пастой. При всех р а б о т а х , с в я з а н н ы х со
вскрытием и р а з б о р к о й коробки п е р е д а ч , п о с л е д у ю щ у ю сборку
н е о б х о д и м о в ы п о л н я т ь с применением у к а з а н н о й пасты. Д л я пре-

д о т в р а щ е н и я повышения д а в л е н и я в коробке п е р е д а ч или появле--

1-95

Рис. 43.

Устройство синхронизаторов:

/ — б л о к и р у ю щ и й п а л е ц :

2—

к а р е т к а ; 3 — к о н у с н о е

к о л ь ц о ;

4

— п р у ж и н а ; 5 — к о н у с ш е с т е р н и

ния в ней р а з р е ж е н и я при к о л е б а н и я х т е м п е р а т у р ы в н у т р е н н я я
полость коробки с о о б щ а е т с я с атмосферой через вентиляционную

т р у б к у

21,

у с т а н о в л е н н у ю на з а д н е й стенке к а б и н ы .

Т Е Х Н И Ч Е С К О Е О Б С Л У Ж И В А Н И Е К О Р О Б К И П Е Р Е Д А Ч

Н е о б х о д и м о п р о в е р я т ь крепление коробки к к а р т е р у сцепле-

ния, а т а к ж е крепление коробки о т б о р а мощности (при ее нали-
чии), п о д д е р ж и в а т ь н о р м а л ь н ы й у р о в е н ь м а с л а в к о р о б к е пере-

д а ч и своевременно м е н я т ь его согласно к а р т е смазки.

М а с л о применять т о л ь к о того сорта, который у к а з а н в к а р т е

с м а з к и .

При смене м а с л а н е о б х о д и м о о ч и щ а т ь м а г н и т Сливной пробки

и п р о м ы в а т ь вентиляционную т р у б к у , з а с о р е н и е которой м о ж е т
в ы з в а т ь повышение д а в л е н и я в к а р т е р е коробки п е р е д а ч , что при-
водит к течи м а с л а .

При р а з б о р к е коробки н а д о п р о в е р я т ь н а д е ж н о с т ь стопорения

и з а т я ж к у гаек

27, 30;

момент з а т я ж к и д о л ж е н б ы т ь не менее

2 5 к г с - м . Стопорение у к а з а н н ы х гаек о с у щ е с т в л я ю т в д а в л и в а -
нием тонкого к р а я гайки в паз в а л а .

В д а в л и в а т ь край гайки в паз в а л а с л е д у е т оправкой, к о т о р а я

м о ж е т б ы т ь изготовлена из з у б и л а з а т у п л е н и е м его острого
конца р а д и у с о м около 3 мм, д л я п р е д о т в р а щ е н и я р а з р ы в а к р а я
гайки.

О т в е р т ы в а т ь гайки н а д о к л ю ч о м с б о л ь ш и м плечом без пред-

в а р и т е л ь н о г о в ы п р а в л е н и я в д а в л е н н о г о к р а я гайки.

Р А З Д А Т О Ч Н А Я К О Р О Б К А

У С Т Р О Й С Т В О Р А З Д А Т О Ч Н О Й К О Р О Б К И

Р а з д а т о ч н а я коробка (рис. 44) м е х а н и ч е с к а я , имеет д в е пере-

д а ч и . П е р е д а т о ч н о е число первой п е р е д а ч и 2,08, второй пере-

д а ч и 1,0.

Р а з д а т о ч н а я коробка на р е з и н о в ы х п о д у ш к а х прикреплена

ч е т ы р ь м я б о л т а м и к п р о д о л ь н ы м б а л к а м р а м ы , которые, в с в о ю
очередь, на резиновых п о д у ш к а х п р и к р е п л е н ы к к р о н ш т е й н а м по-
перечин р а м ы .

П е р е к л ю ч а ю т п е р е д а ч и р а з д а т о ч н о й коробки р ы ч а г о м 1

(рис. 4 5 ) , и м е ю щ и м три п о л о ж е н и я . При з а д н е м п о л о ж е н и и ры-

ч а г а в к л ю ч е н а в т о р а я ( п р я м а я ) п е р е д а ч а , при переднем положе-

нии р ы ч а г а в к л ю ч е н а п е р в а я ( п о н и ж а ю щ а я ) п е р е д а ч а , с р е д н е е

п о л о ж е н и е — нейтральное. Д л я п р е д о т в р а щ е н и я одновременного
включения д в у х п е р е д а ч с л у ж и т м е х а н и з м блокировки (см.

35

рис. 44) ш а р и к о в о г о типа.

Д л я облегчения у п р а в л е н и я а в т о м о б и л е м в с л о ж н ы х у с л о в и я х

д в и ж е н и я по б е з д о р о ж ь ю , а т а к ж е д л я п р е д о т в р а щ е н и я от пере-

96

1 ^ ;

г р у з о к трансмиссии а в т о м о б и л ь имеет э л е к т р о п н е в м а т и ч е с к о е уп-

р а в л е н и е включением переднего моста при включении первой пе-
р е д а ч и в р а з д а т о ч н о й коробке.

При включении первой п е р е д а ч и р а з д а т о ч н о й коробки выклю-

ч а т е л ь

37.

переднего моста, у с т а н о в л е н н ы й на с т е р ж н е

36

вилки

первой ( п о н и ж а ю щ е й ) передачи, з а м ы к а е т э л е к т р и ч е с к у ю цепь
э л е к т р о м а г н и т а

1

(рис. 4 6 ) , который, в ы т а л к и в а я сердечник

17,

д а в и т на с т е р ж е н ь

10

включения в о з д у ш н о г о к л а п а н а и. откры-

вает его. В о з д у х от т о р м о з н о г о к р а н а через впускной к л а п а н

6

п о с т у п а е т в д и а ф р а г м е н н у ю к а м е р у

9

(см. рис. 4 4 ) , которая воз-

д е й с т в у е т непосредственно на с т е р ж е н ь

41

к а м е р ы в к л ю ч е н и я

с к о л ь з я щ е й каретки

21.

Т а к и м о б р а з о м , а в т о м а т и ч е с к и вклю-

чается привод переднего моста. При выключении первой (понижа-
ющей) передачи р а з м ы к а е т с я цепь э л е к т р о м а г н и т а , з а к р ы в а е т с я

воздушный к л а п а н и в о з в р а т н а я п р у ж и н а

40

а в т о м а т и ч е с к и вы-

к л ю ч а е т передний мост.

При д в и ж е н и и а в т о м о б и л я (например, на скользкой ' д о р о г е )

м о ж е т п о т р е б о в а т ь с я в к л ю ч е н и е переднего моста на второй (пря-
мой) п е р е д а ч е р а з д а т о ч н о й коробки. В этом с л у ч а е цепь электро-
м а г н и т а , у п р а в л я ю щ е г о включением переднего моста, м о ж е т б ы т ь
з а м к н у т а п р и н у д и т е л ь н о при помощи п е р е к л ю ч а т е л я

11

(см.

рис. 4 ) , у с т а н о в л е н н о г о на переднем щите кабины (крайний
с п р а в а ) .

Л е в о е п о л о ж е н и е ручки п е р е к л ю ч а т е л я с о о т в е т с т в у е т включен-

ному п о л о ж е н и ю переднего моста, п р а в о е п о л о ж е н и е — выключен-
ному. На с т е р ж н е к а м е р ы в к л ю ч е н и я переднего моста у с т а н о в л е н
в ы к л ю ч а т е л ь

32

(см. рис. 44), при з а м ы к а н и и которого в кабине

на щитке приборов з а г о р а е т с я к о н т р о л ь н а я л а м п а 6" (см. рис. 4 ) .

Л а м п а з а г о р а е т с я при а в т о м а т и ч е с к о м и при п р и н у д и т е л ь н о м
включении переднего моста.

В верхней части к а р т е р а р а з д а т о ч н о й коробки имеется л ю к с

ф л а н ц е м д л я крепления коробки о т б о р а мощности. О т б о р мощ-
ности о с у щ е с т в л е н от шестерни

13

(см. рис. 44) первичного в а л а

р а з д а т о ч н о й коробки.

В к р ы ш к е л ю к а р а з м е щ е н сапун

33

с м а с л о о т р а ж а т е л е м , пре-

д о т в р а щ а ю щ и й появление в р а з д а т о ч н о й коробке избыточного
д а в л е н и я в р е з у л ь т а т е т е м п е р а т у р н ы х колебаний.

На вторичном в а л у

18

п о с а ж е н червяк

19

п р и в о д а спидо-

м е т р а . В к р ы ш к е к а р т е р а и м е е т с я . шестерня

26

п р и в о д а спидо-

м е т р а .

П р и в о д с п и д о м е т р а состоит из п я т и з а р я д н о г о ч е р в я к а , имею-

щ е г о пять з у б ь е в , и шестерни, и м е ю щ е й 17 з у б ь е в . П е р е д а т о ч н о е

число п а р ы привода с п и д о м е т р а 3,4.

З а л и в а ю т м а с л о в р а з д а т о ч н у ю к о р о б к у через контрольно-за-

ливное о т в е р с т и е 7, о т к р ы в п р о б к у до у р о в н я этого отверстия.

С л и в а ю т м а с л о через сливное отверстие, в пробке

24

которого по-

мещен магнит, п р и т я г и в а ю щ и й частицы м е т а л л а , п о п а в ш и е

в

м а с л о .

4—244

97

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
9 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности