ЗИЛ-131 и его модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (1980 год) — часть 27

А К К У М У Л Я Т О Р Н А Я БАТАРЕЯ

На автомобиле установлена аккумуляторная батарея

6СТ-90-ЭМС (.12 В, 90 А - ч при 20-часовом р е ж и м е р а з р я д а ) .
Аккумуляторная батарея установлена на левом лонжероне, под
кабиной. Доступ к батарее осуществляется через люк в нижнем
левом борту кабины. Л ю к закрывается крышкой. Д л я технического
обслуживания батареи ее выдвигают по полозкам на левую под-

пожку. Д л я защиты от грязи предусмотрена защитная крышка.
На батарее устанавливают так называемые гидростатические
пробки, защищающие от проникновения воды в ' аккумуляторы
при преодолении автомобилем брода.

А к к у м у л я т о р н а я батарея собрана в эбонитовом баке и д л я

повышения срока с л у ж б ы имеет двойную сепарацию: мипласт и
стекловойлок.

А к к у м у л я т о р н а я батарея включена параллельно генератору.

Если при нормальной эксплуатации автомобиля батарея посте-
пенно р а з р я ж а е т с я или чрезмерно з а р я ж а е т с я генератором и
электролит начинает.«кипеть», то необходимо проверить работу
реле-регулятора и генератора.

Не следует допускать длительный р а з р я д током большой силы

(при пуске холодного двигателя зимой), так как это приводит

к короблению пластин, выпаданию активной массы и к сокра-

щению срока с л у ж б ы аккумуляторной батареи. Д в и г а т е л ь необ-

ходимо тщательно готовить к пуску и включать стартер только на
короткое время (не более чем на 10 с).

При получении аккумуляторной батареи в сухозаряженном со-

стоянии ее надо подготовить к з а р я д у на зарядной станции в со-
ответствии с инструкцией.

Д л я климатических зон с температурой зимой до — 3 0 ° С плот-

ность электролита д о л ж н а быть 1,250 г/см

3

, для северных районов

с температурой зимой до — 4 0 ° С плотность электролита д о л ж н а

быть 1,270 г/ом

3

, для районов Крайнего Севера с температурой

ниже —40°С — 1,290 зимой и 1,250 летом, а для южных районов —

1,230 (дана плотность, приведенная к температуре 15°С).

Электролит готовят из аккумуляторной серной кислоты

(ГОСТ 667—73) и дистиллированной воды (ГОСТ 6709—72) в стек-

лянной, керамической, эбонитовой или освинцованной посуде, в

которую сначала наливают дистиллированную воду, а затем вли-
вают тонкой струей серную кислоту.

Вливать воду в к о н ц е н т р и р о в а н н у ю с е р н у ю кислоту вос-

прещается во и з б е ж а н и е несчастных с л у ч а е в от р а з б р ы з г и -

вания кислоты.

Температура электролита, заливаемого в аккумуляторы, не

д о л ж н а превышать 25°С.

Электролит следует заливать в аккумуляторы так, чтобы его

уровень был на 10—15 мм выше предохранительного щитка над
сепараторами.

Не ранее чем через 20 мин и не позже чем через 2 ч после за-

ливки электролита проконтролировать его плотность. Если плот-

211 .

ность электролита понизится не более чем на 0,03 г/см

3

по срав-

нению с плотностью заливаемого электролита, то батарея может

быть сдана в эксплуатацию. Если же плотность электролита по-

низится более чем на 0,03 г/см

3

, то батарею следует зарядить.

З а р я д следует начинать, если температура электролита не превы-
шает 30°С, током 9 А до тех пор, пока не наступит обильное

газовыделение во всех аккумуляторных батареях, а напряжение и
плотность электролита не будут постоянными в течение 2 ч.

Необходимо следить, чтобы температура электролита при за-

ряде не поднималась выше 45°С. Если температура достигла

45°С, надо снизить в два раза зарядный ток или прервать з а р я д
и дать батарее остыть до температуры 30°С.

Если после з а р я д а плотность электролита, замеренная с учетом

температурной поправки, отличается от указанной выше, то необ-

ходимо довести до нормы плотность, доливая дистиллированную
воду, когда плотность выше, и доливая электролит плотностью

1,400, когда она ниже нормы.

После корректировки плотности электролига продолжить з а р я д

на 30 мин до полного перемешивания электролита. По оконча-

нии з а р я д а надо д а т ь постоять батарее еще 30 мин без тока.
Затем замерить уровень электролита во всех аккумуляторах ба-

тареи.

В особых случаях при необходимости срочного ввода в экс-

плуатацию после заливки электролитом сухозаряженной бата-

реи при пониженной плотности электролита более чем на 0,03 г/см

3

допускается установка батареи на автомобиль без заряда. После

пуска следует подзарядить аккумулятор в течение 3 0 — 4 5 мин при

работающем двигателе.

При эксплуатации батареи на автомобиле необходимо:
— очищать батарею от пыли и грязи;
— очищать выводные штыри батареи и наконечники проводов

от окислов;

— вытирать чистой ветошью поверхность батареи для удале-

ния пролитого на нее электролита; ветошь предварительно д о л ж н а

быть смочена в растворе нашатырного спирта или кальцинирован-
ной соды;

— проверять крепление батареи в гнезде;
— проверять крепление и плотность контакта наконечников

проводов с выводными штырями батареи; для предупреждения
порчи выводных штырей не допускать натяжения проводов;

— проверять и при необходимости прочищать вентиляционные

отверстия в пробках аккумуляторов;

— следить за зарядом аккумуляторной батареи по плотности

электролита, при плотности электролита, соответствующей раз-

ряженности аккумуляторов более чем на 25% зимой и более чем
на 50% летом (табл. 5), батарею необходимо снять с автомобиля

и отправить для дополнительного заряда;

— проверять уровень электролита, который должен быть на

10—15 мм выше предохранительного щитка над сепараторами,

-212

Т а б л и ц а 5

Плотность электролита батареи при т е м п е р а т у р е 20°С, г/см

3

П о л н о с т ь ю з а р я ж е н н а я

б а т а р е я

Б а т а р е я р а з р я ж е н а

на 25%

Б а т а р е я р а з р я ж е н а

на 50 к

1,310

1,290

1,270

1

,230

1,270

1,250

1,230

1,190

1,230

1 , 2 1 0

1,190

1,150

Если уровень электролита окажется ниже нормы, то доли-

вают дистиллированную воду до требуемого уровня. В холодное
время года во избежание замерзания воду следует добавлять не-
посредственно перед зарядом для быстрого перемешивания ее с
электролитом.

Доливать электролит или кислоту в аккумуляторные батареи

воспрещается, за исключением тех случаев, когда точно известно,
что понижение уровня электролита произошло за счет его вы-
плескивания. При этом плотность доливаемого электролита дол-
жна быть такой же, как у электролита в батарее до выплески-
вания.

Эксплуатация аккумуляторной батареи должна осуществляться

в соответствии с едиными правилами ухода и эксплуатации («Ав-

томобильные и тракторные свинцово-кислотные аккумуляторные

батареи»), прикладываемыми к к а ж д о м у автомобилю.

Выключатель ВК318-Б (см. рис. 7) служит д л я отключения

аккумуляторной батареи от корпуса (массы). Он установлен на
полу кабины рядом с сиденьем водителя с левой стороны.

При длительных стоянках и в аварийных случаях (короткое

замыкание в цепи з а р я д а ) необходимо отключать аккумуляторную
батарею.

При отключении аккумуляторной батареи остаются включен-

ными в сеть плафон кабины и розетка д л я переносной лампы, рас-
положенная в кабине (аварийное освещение).

Стартер СТ2, 12 В, герметизированный, номинальной мощ-

ностью 1,5 л. с. при питании от батареи 12 В, 90 А - ч .

Стартер представляет собой электродвигатель постоянного

тока, последовательного возбуждения, с питанием от аккумуля-
торной батареи. Стыки наружных деталей стартера и реле снаб-
жены уплотнительными прокладками, предохраняющими от попа-
дания воды внутрь стартера при кратковременном погружении в
воду во время преодоления автомобилем брода. Д л я уплотнения

стыка стартера с картером маховика на посадочном буртике стар-
тера имеется канавка под резиновое уплотнительное кольцо.

С Т А Р Т Е Р

-213

Рис. 95, Стартер:

1 — н е п о д в и ж н ы й к о н т а к т т я г о в о г о р е л е ; 2 — п о д в и ж н ы й к о н т а к т т я г о в о г о р е л е ; 3 — о б м о т -

ка тяговог.о р е л е ;

4

— с е р д е ч н и к т я г о в о г о р е л е ;

5 —

р ы ч а г в к л ю ч е н и я с т а р т е р а ; 6 — к р ы ш к а

с т а р т е р а со с т о р о н ы п р и в о д а ; 7 — у п о р н о е к о л ь ц о ;

8 —

ш е с т е р н я п р и в о д а ;

9 —

р о л и к о в а я

м у ф т а с в о б о д н о г о х о д а ;

10

— в а л п р и в о д а ;

11

— п о д в о д к о в а я м у ф т а п р и в о д а ;

12 —

к о р п у с

с т а р т е р а ;

13 —

с т я ж н а я ш п и л ь к а ;

14-—

я к о р ь с т а р т е р а ;

15 —

к о л л е к т о р ;

16 —

к р ы ш к а с т а р -

т е р а со с т о р о н ы к о л л е к т о р а ;

17

— щ е т к а ;

18

— з а щ и т н ы й к о л п а к

той свободного хода) в зацепление с венцом маховика двигателя.

Перемещение привода осуществляется по ленточной резьбе вала
якоря.

Выход шестерни .стартера из зацепления с венцом маховика

происходит под действием возвратной пружины, смонтированной

на тяговом реле стартера. Тяговое реле снабжено дополнительным

контактом

КЗ

, замыкающим накоротко добавочное сопротивление

катушки зажигания во время работы стартера.

Стартер выполнен для работы в однопроводной схеме электро-

оборудования, где вторым проводом с л у ж и т корпус (масса) авто-
мобиля, с генератором переменного тока. У него отсутствует ав-
томатическое выключение при повышении частоты вращения ко-

ленчатого в а л а двигателя. Поэтому необходимо выключать стар-
тер, как только двигатель начал работать.

Если стартер удерживается включенным после того, как

двмгатель начал работать, муфта свободного х о д а стартера
может выйти из строя,

-214

Включение стартера дистанционное, через вспомогательное

реле. Тяговое электромагнитное реле, смонтированное на приливе
крышки со стороны привода, замыкает контакты электрической
цепи стартера и принудительно вводит шестерню привода (с муф-

Техническая х а р а к т е р и с т и к а с т а р т е р а

Номинальное напряжение, В « . . .
Поминальная мощность с батареей емкостью 90 А - ч , л. с. 1 »5

Сила тока х о л о с т о г о х о д а , А, не более . .] 80

Ч а с т о т а вращения якоря при холостом ходе, об/мин, не менее 3500
Сила тока при тормозном моменте 3 кгс • м, А, не более . о 650

Н а п р я ж е н и е включения реле с прокладкой 14,5 мм, установ-

• ленной м е ж д у шестерней и упорным кольцом, В, не более 9

Сила д а в л е н и я щеточных п р у ж и н на щетки, кгс . . . . .; ^ Ь 2 — 1 , 5

Правила пользования стартером следующие:

1. Продолжительность непрерывной работы стартера при пуске

двигателя не д о л ж н а превышать 5 с.

2. В случае если двигатель после первой попытки не стал ра-

ботать, то следующую попытку надо повторить через 15—20 с.
После трех-четырех неудавшихся попыток пуска двигателя необ-
ходимо проверить систему питания и зажигания и устранить не-

исправность.

3. Как только двигатель начнет работать, необходимо немед-

ленно отключить стартер.

4. Включение стартера при работающем двигателе может при-

вести к поломке зубьев шестерни привода.

5. Запрещается трогать автомобиль с места прокручиванием

трансмиссии через двигатель стартером; это преждевременно вы-
ведет стартер из строя.

6. В зимнее время нельзя пытаться пустить холодный, не под-

готовленный предварительным прогревом двигатель длительной
прокруткой его стартером.

Д л я обеспечения исправной- работы стартера в сроки, указан-

ные в р а з д е л е «Техническое обслуживание автомобиля», необхо-
димо: , -

1. Проверить и при необходимости подтянуть болты крепления

стартера на двигателе.

•2. Очистить и затянуть з а ж и м ы стартера и аккумуляторной

батареи.

3. Снять защитный колпак д л я доступа к коллектору и щет-

кам постукиванием молотком через медную прокладку по бур-
тику колпака (равномерно по всей окружности).

4. Проверить состояние рабочей поверхности коллектора. Эта

поверхность д о л ж н а быть гладкой и не иметь значительного под-
горания. В случае загрязнения или подгорания поверхность не-

обходимо протереть чистой тряпкой, смоченной в бензине.

Если после этого грязь или. подгорание не б у д у т устранены, то
коллектор следует почистить мелкой стеклянной шкуркой. Если
и при этом подгорание не будет удалено, то стартер необходимо
разобрать и коллектор проточить на станке. Чистота обработки
д о ж н а быть не ниже седьмого класса.

Р а з б и р а т ь и собирать стартер надо в специализированной мае-

терской, располагающей всеми необходимыми инструментами и

-215

измерительными приборами, и только по истечении гарантийного
пробега.

5. Проверить положение щеток в щ е т к о д е р ж а т е л я х ; щетки дол-

жны перемещаться в щ е т к о д е р ж а т е л я х свободно и не д о л ж н ы
иметь чрезмерного износа. Если щетки износились и высота их
равна 6 — 7 мм (в месте касания пружины), то их надо заменить.
Проверить з а т я ж к у винтов, крепящих наконечники щеточных ка-
натиков к щеткодержателям; при необходимости подтянуть.

6. Продуть стартер сухим сжатым воздухом или ручным насо-

сом для удаления пыли и грязи, скопившейся в стартере.

7. Перед установкой защитного колпака на место необходимо

заменить резиновые уплотнительные кольца новыми, которые же-
лательно слегка смазать тормозной жидкостью, для того чтобы
легче наделся колпак. После установки колпака на место прове-
рить стартер на герметичность.

8. Слегка смазать вал (место, по которому перемещается при-

вод)* чистым маслом, применяемым д л я двигателя.

При разборке стартера надо обратить внимание на следующее:

1. Д л я снятия упорного кольца со стороны привода легким

ударом по торцу цилиндрической чашки сдвигают его вдоль в а л а
в сторону привода, а затем отверткой раздвигают пружинное

кольцо и вынимают кольцо из выточки на в а л у якоря.

2. После разборки детали стартера следует очистить от грязи,

масла, протереть тряпкой и тщательно осмотреть, нет ли повреж-

дений или сильного износа. Изношенные или поврежденные де-
тали заменить новыми или отремонтировать.

3. Ленточную резьбу, по которой перемещаются привод и

шейки вала якоря, промыть бензином или керосином, протереть
насухо и перед сборкой стартера смазать маслом, применяемым
для смазки двигателя.

Крышки стартера и привод запрещается мыть в ванне

с бензином или керосином во избежание вымывания смазки
из бронзографитовых пористых подшипников скольжения.

4. Проверить состояние контактов реле стартера. В случае

значительного подгорания их надо зачистить стеклянной шкуркой.
Если контактные болты в местах соприкосновения с контактным
диском имеют большой износ, их надо повернуть на 180°.

5. Проверить величину осевого перемещения якоря стартера,

которое должно быть не более 1,0 мм. Необходимая величина осе-
вого перемещения обеспечивается установкой регулировочных
шайб на шейку вала якоря со стороны привода.

6. Проверить и при необходимости отрегулировать вылет шес-

терни привода; зазор м е ж д у шестерней и упорным кольцом при
полностью вытянутом якоре реле и выбранном осевом перемеще-
нии привода должен быть в пределах 2 , 5 ± 1 мм (проверить при
помощи металлической линейки).

Порядок регулировки вылета шестерни следующий:

а) снять перемычку, соединяющую корпус стартера с тяговым

реле;

-216

б) отвернуть четыре винта и снять со стартера реле вместе с

якорем и серьгой;

в) при завышенном зазоре между шестерней и упорным коль-

цом завернуть регулировочный винт якоря реле; доводя до ука-
занных величин; при этом надо пользоваться следующим соотно-

шением — один оборот регулировочного винта соответствует пере-

движению шестерни вдоль оси якоря стартера на 1,7 мм;

г) сдвинуть рычаг в сторону корпуса так, чтобы в прорезь

рычага могла войти ось серьги реле; поставить реле на место и

завернуть четыре винта;

д) поставить и затянуть перемычку;

е) измерить величину зазора м е ж д у шестерней и упорным,

кольцом следующим образом: присоединить плюсовой вывод ак-

кумуляторной батареи к зажиму обмоток реле, а минусовый —

к массе стартера; при этом якорь реле втянется и выдвинет шес-
терню привода; в этот момент замеряют зазор, причем осевое пе-

ремещение шестерни должно быть выбрано легким отжатием ее
в сторону коллектора.

7, После сборки проверить стартер в режиме холостого хода,

на тормозной момент и на герметичность.

При разборке стартера все уплотнительные резиновые

кольца должны быть заменены новыми (к к а ж д о м у стартеру

прикладывается два комплекта уплотнительных деталей).

8. Проверяют стартер на герметичность в следующем порядке:

а) стартер погружают в пресную воду комнатной температуры

так, чтобы все части стартера находились в воде, а столб воды

над стартером не превышал 50 мм; б) внутри стартера создается
давление воздуха 0,1—0,2 кгс/см

2

. Испытание проводят в течение

5 мин с момента достижения указанного давления; нельзя до-

пускать при этом попадания воды через крышку со стороны при-

вода. Д л я этого используют специальный уплотнительный кожух.

Стартер считают выдержавшим испытание на герметичность,

если в течение последних 3 мин отсутствует систематическое вы-

деление видимых пузырьков воздуха из одного и того же места
стартера и реле.

ОСНОВНЫЕ ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ СТАРТЕРА

И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

П р и ч и н а и п р и з н а к н е и с п р а в н о с т и

С п о с о б у с т р а н е н и я

С т а р т е р н е в к л ю ч а е т с я

1. Разряжена аккумуляторная ба-

тарея

Обрыв в цепи вспомогательного

реле или неисправность в замке за-

жигания

1. Зарядить или сменить аккумуля-

торную батарею

2. Проверить цепь вспомогательного

реле и замок зажигания, устранить не-

исправность

-217

Продолжение

П р и ч и н а и п р и з н а к н е и с п р а в н о с т и

3. Нарушен контакт в цепи пита-

ния стартера

4. Неисправность реле стартера

(обрыв обмоток, заедание якоря реле,

смещение контактного диска)

5. Короткое замыкание в стартере

С п о с о б у с т р а н е н и я

3; Проверить контактные соединения

цепи, при необходимости зачистить и

подтянуть их

4. Проверить работу реле стартера и

устранить неисправность

5. Заменить стартер

П р и в к л ю ч е н и и с т а р т е р а с л ы ш н ы

п о в т о р я ю щ и е с я щ е л ч к и т я г о в о г о р е л е

Обрыв в цепи удерживающей об-

мотки реле стартера

Заменить тяговое реле стартера

П р и в к л ю ч е н и и с т а р т е р а т я г о в о е р е л е

с р а б а т ы в а е т , н о с т а р т е р м е д л е н н о в р а щ а е т

к о л е н ч а т ы й в а л д в и г а т е л я

1. Холодный, непрогретый двига-

тель

2. Разряжена аккумуляторная ба-

тарея

3. Зависание щеток, подгорание

•коллектора

4. Подгорание контактов реле стар-

тера

5. Межвитковое замыкание в стар-

тере

1.'Прогреть двигатель

2. Зарядить или сменить аккумуля^

торную батарею

3. Провести профилактику щеточно-

коллекторного узла

4. Зачистить контакты реле стартера

5. Стартер заменить

С т а р т е р в р а щ а е т с я , н о н е п р о в о р а ч и в а е т

к о л е н ч а т ы й в а л д в и г а т е л я

1. Пробуксовка привода

2. Привод туго ходит по валу

1. Заменить привод

2. Очистить вал стартера, смазать

маслом

П р и в к л ю ч е н и и ' с т а р т е р а с л ы ш е н

х а р а к т е р н ы й с к р е ж е т м е т а л л а

1. Забиты зубья маховика (шестеро

ня стартера не входит в зацепление

с

венцом маховика)

2. Ослаблено крепление стартера к

двигателю

-218

1. Опилить заусенцы во входной

части зубьев маховика (перевернуть или

заменить венец маховика)

2. Подтянуть болты крепления

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
3 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности