ЗИЛ-131 и его модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (1980 год) — часть 27
А К К У М У Л Я Т О Р Н А Я БАТАРЕЯ
На автомобиле установлена аккумуляторная батарея
6СТ-90-ЭМС (.12 В, 90 А - ч при 20-часовом р е ж и м е р а з р я д а ) .
Аккумуляторная батарея установлена на левом лонжероне, под
кабиной. Доступ к батарее осуществляется через люк в нижнем
левом борту кабины. Л ю к закрывается крышкой. Д л я технического
обслуживания батареи ее выдвигают по полозкам на левую под-
пожку. Д л я защиты от грязи предусмотрена защитная крышка.
На батарее устанавливают так называемые гидростатические
пробки, защищающие от проникновения воды в ' аккумуляторы
при преодолении автомобилем брода.
А к к у м у л я т о р н а я батарея собрана в эбонитовом баке и д л я
повышения срока с л у ж б ы имеет двойную сепарацию: мипласт и
стекловойлок.
А к к у м у л я т о р н а я батарея включена параллельно генератору.
Если при нормальной эксплуатации автомобиля батарея посте-
пенно р а з р я ж а е т с я или чрезмерно з а р я ж а е т с я генератором и
электролит начинает.«кипеть», то необходимо проверить работу
реле-регулятора и генератора.
Не следует допускать длительный р а з р я д током большой силы
(при пуске холодного двигателя зимой), так как это приводит
к короблению пластин, выпаданию активной массы и к сокра-
щению срока с л у ж б ы аккумуляторной батареи. Д в и г а т е л ь необ-
ходимо тщательно готовить к пуску и включать стартер только на
короткое время (не более чем на 10 с).
При получении аккумуляторной батареи в сухозаряженном со-
стоянии ее надо подготовить к з а р я д у на зарядной станции в со-
ответствии с инструкцией.
Д л я климатических зон с температурой зимой до — 3 0 ° С плот-
ность электролита д о л ж н а быть 1,250 г/см
3
, для северных районов
с температурой зимой до — 4 0 ° С плотность электролита д о л ж н а
быть 1,270 г/ом
3
, для районов Крайнего Севера с температурой
ниже —40°С — 1,290 зимой и 1,250 летом, а для южных районов —
1,230 (дана плотность, приведенная к температуре 15°С).
Электролит готовят из аккумуляторной серной кислоты
(ГОСТ 667—73) и дистиллированной воды (ГОСТ 6709—72) в стек-
лянной, керамической, эбонитовой или освинцованной посуде, в
которую сначала наливают дистиллированную воду, а затем вли-
вают тонкой струей серную кислоту.
Вливать воду в к о н ц е н т р и р о в а н н у ю с е р н у ю кислоту вос-
прещается во и з б е ж а н и е несчастных с л у ч а е в от р а з б р ы з г и -
вания кислоты.
Температура электролита, заливаемого в аккумуляторы, не
д о л ж н а превышать 25°С.
Электролит следует заливать в аккумуляторы так, чтобы его
уровень был на 10—15 мм выше предохранительного щитка над
сепараторами.
Не ранее чем через 20 мин и не позже чем через 2 ч после за-
ливки электролита проконтролировать его плотность. Если плот-
211 .
ность электролита понизится не более чем на 0,03 г/см
3
по срав-
нению с плотностью заливаемого электролита, то батарея может
быть сдана в эксплуатацию. Если же плотность электролита по-
низится более чем на 0,03 г/см
3
, то батарею следует зарядить.
З а р я д следует начинать, если температура электролита не превы-
шает 30°С, током 9 А до тех пор, пока не наступит обильное
газовыделение во всех аккумуляторных батареях, а напряжение и
плотность электролита не будут постоянными в течение 2 ч.
Необходимо следить, чтобы температура электролита при за-
ряде не поднималась выше 45°С. Если температура достигла
45°С, надо снизить в два раза зарядный ток или прервать з а р я д
и дать батарее остыть до температуры 30°С.
Если после з а р я д а плотность электролита, замеренная с учетом
температурной поправки, отличается от указанной выше, то необ-
ходимо довести до нормы плотность, доливая дистиллированную
воду, когда плотность выше, и доливая электролит плотностью
1,400, когда она ниже нормы.
После корректировки плотности электролига продолжить з а р я д
на 30 мин до полного перемешивания электролита. По оконча-
нии з а р я д а надо д а т ь постоять батарее еще 30 мин без тока.
Затем замерить уровень электролита во всех аккумуляторах ба-
тареи.
В особых случаях при необходимости срочного ввода в экс-
плуатацию после заливки электролитом сухозаряженной бата-
реи при пониженной плотности электролита более чем на 0,03 г/см
3
допускается установка батареи на автомобиль без заряда. После
пуска следует подзарядить аккумулятор в течение 3 0 — 4 5 мин при
работающем двигателе.
При эксплуатации батареи на автомобиле необходимо:
— очищать батарею от пыли и грязи;
— очищать выводные штыри батареи и наконечники проводов
от окислов;
— вытирать чистой ветошью поверхность батареи для удале-
ния пролитого на нее электролита; ветошь предварительно д о л ж н а
быть смочена в растворе нашатырного спирта или кальцинирован-
ной соды;
— проверять крепление батареи в гнезде;
— проверять крепление и плотность контакта наконечников
проводов с выводными штырями батареи; для предупреждения
порчи выводных штырей не допускать натяжения проводов;
— проверять и при необходимости прочищать вентиляционные
отверстия в пробках аккумуляторов;
— следить за зарядом аккумуляторной батареи по плотности
электролита, при плотности электролита, соответствующей раз-
ряженности аккумуляторов более чем на 25% зимой и более чем
на 50% летом (табл. 5), батарею необходимо снять с автомобиля
и отправить для дополнительного заряда;
— проверять уровень электролита, который должен быть на
10—15 мм выше предохранительного щитка над сепараторами,
-212
Т а б л и ц а 5
Плотность электролита батареи при т е м п е р а т у р е 20°С, г/см
3
П о л н о с т ь ю з а р я ж е н н а я
б а т а р е я
Б а т а р е я р а з р я ж е н а
на 25%
Б а т а р е я р а з р я ж е н а
на 50 к
1,310
1,290
1,270
1
,230
1,270
1,250
1,230
1,190
1,230
1 , 2 1 0
1,190
1,150
Если уровень электролита окажется ниже нормы, то доли-
вают дистиллированную воду до требуемого уровня. В холодное
время года во избежание замерзания воду следует добавлять не-
посредственно перед зарядом для быстрого перемешивания ее с
электролитом.
Доливать электролит или кислоту в аккумуляторные батареи
воспрещается, за исключением тех случаев, когда точно известно,
что понижение уровня электролита произошло за счет его вы-
плескивания. При этом плотность доливаемого электролита дол-
жна быть такой же, как у электролита в батарее до выплески-
вания.
Эксплуатация аккумуляторной батареи должна осуществляться
в соответствии с едиными правилами ухода и эксплуатации («Ав-
томобильные и тракторные свинцово-кислотные аккумуляторные
батареи»), прикладываемыми к к а ж д о м у автомобилю.
Выключатель ВК318-Б (см. рис. 7) служит д л я отключения
аккумуляторной батареи от корпуса (массы). Он установлен на
полу кабины рядом с сиденьем водителя с левой стороны.
При длительных стоянках и в аварийных случаях (короткое
замыкание в цепи з а р я д а ) необходимо отключать аккумуляторную
батарею.
При отключении аккумуляторной батареи остаются включен-
ными в сеть плафон кабины и розетка д л я переносной лампы, рас-
положенная в кабине (аварийное освещение).
Стартер СТ2, 12 В, герметизированный, номинальной мощ-
ностью 1,5 л. с. при питании от батареи 12 В, 90 А - ч .
Стартер представляет собой электродвигатель постоянного
тока, последовательного возбуждения, с питанием от аккумуля-
торной батареи. Стыки наружных деталей стартера и реле снаб-
жены уплотнительными прокладками, предохраняющими от попа-
дания воды внутрь стартера при кратковременном погружении в
воду во время преодоления автомобилем брода. Д л я уплотнения
стыка стартера с картером маховика на посадочном буртике стар-
тера имеется канавка под резиновое уплотнительное кольцо.
С Т А Р Т Е Р
-213
Рис. 95, Стартер:
1 — н е п о д в и ж н ы й к о н т а к т т я г о в о г о р е л е ; 2 — п о д в и ж н ы й к о н т а к т т я г о в о г о р е л е ; 3 — о б м о т -
ка тяговог.о р е л е ;
4
— с е р д е ч н и к т я г о в о г о р е л е ;
5 —
р ы ч а г в к л ю ч е н и я с т а р т е р а ; 6 — к р ы ш к а
с т а р т е р а со с т о р о н ы п р и в о д а ; 7 — у п о р н о е к о л ь ц о ;
8 —
ш е с т е р н я п р и в о д а ;
9 —
р о л и к о в а я
м у ф т а с в о б о д н о г о х о д а ;
10
— в а л п р и в о д а ;
11
— п о д в о д к о в а я м у ф т а п р и в о д а ;
12 —
к о р п у с
с т а р т е р а ;
13 —
с т я ж н а я ш п и л ь к а ;
14-—
я к о р ь с т а р т е р а ;
15 —
к о л л е к т о р ;
16 —
к р ы ш к а с т а р -
т е р а со с т о р о н ы к о л л е к т о р а ;
17
— щ е т к а ;
18
— з а щ и т н ы й к о л п а к
той свободного хода) в зацепление с венцом маховика двигателя.
Перемещение привода осуществляется по ленточной резьбе вала
якоря.
Выход шестерни .стартера из зацепления с венцом маховика
происходит под действием возвратной пружины, смонтированной
на тяговом реле стартера. Тяговое реле снабжено дополнительным
контактом
КЗ
, замыкающим накоротко добавочное сопротивление
катушки зажигания во время работы стартера.
Стартер выполнен для работы в однопроводной схеме электро-
оборудования, где вторым проводом с л у ж и т корпус (масса) авто-
мобиля, с генератором переменного тока. У него отсутствует ав-
томатическое выключение при повышении частоты вращения ко-
ленчатого в а л а двигателя. Поэтому необходимо выключать стар-
тер, как только двигатель начал работать.
Если стартер удерживается включенным после того, как
двмгатель начал работать, муфта свободного х о д а стартера
может выйти из строя,
-214
Включение стартера дистанционное, через вспомогательное
реле. Тяговое электромагнитное реле, смонтированное на приливе
крышки со стороны привода, замыкает контакты электрической
цепи стартера и принудительно вводит шестерню привода (с муф-
Техническая х а р а к т е р и с т и к а с т а р т е р а
Номинальное напряжение, В « . . .
Поминальная мощность с батареей емкостью 90 А - ч , л. с. 1 »5
Сила тока х о л о с т о г о х о д а , А, не более . .] 80
Ч а с т о т а вращения якоря при холостом ходе, об/мин, не менее 3500
Сила тока при тормозном моменте 3 кгс • м, А, не более . о 650
Н а п р я ж е н и е включения реле с прокладкой 14,5 мм, установ-
• ленной м е ж д у шестерней и упорным кольцом, В, не более 9
Сила д а в л е н и я щеточных п р у ж и н на щетки, кгс . . . . .; ^ Ь 2 — 1 , 5
Правила пользования стартером следующие:
1. Продолжительность непрерывной работы стартера при пуске
двигателя не д о л ж н а превышать 5 с.
2. В случае если двигатель после первой попытки не стал ра-
ботать, то следующую попытку надо повторить через 15—20 с.
После трех-четырех неудавшихся попыток пуска двигателя необ-
ходимо проверить систему питания и зажигания и устранить не-
исправность.
3. Как только двигатель начнет работать, необходимо немед-
ленно отключить стартер.
4. Включение стартера при работающем двигателе может при-
вести к поломке зубьев шестерни привода.
5. Запрещается трогать автомобиль с места прокручиванием
трансмиссии через двигатель стартером; это преждевременно вы-
ведет стартер из строя.
6. В зимнее время нельзя пытаться пустить холодный, не под-
готовленный предварительным прогревом двигатель длительной
прокруткой его стартером.
Д л я обеспечения исправной- работы стартера в сроки, указан-
ные в р а з д е л е «Техническое обслуживание автомобиля», необхо-
димо: , -
1. Проверить и при необходимости подтянуть болты крепления
стартера на двигателе.
•2. Очистить и затянуть з а ж и м ы стартера и аккумуляторной
батареи.
3. Снять защитный колпак д л я доступа к коллектору и щет-
кам постукиванием молотком через медную прокладку по бур-
тику колпака (равномерно по всей окружности).
4. Проверить состояние рабочей поверхности коллектора. Эта
поверхность д о л ж н а быть гладкой и не иметь значительного под-
горания. В случае загрязнения или подгорания поверхность не-
обходимо протереть чистой тряпкой, смоченной в бензине.
Если после этого грязь или. подгорание не б у д у т устранены, то
коллектор следует почистить мелкой стеклянной шкуркой. Если
и при этом подгорание не будет удалено, то стартер необходимо
разобрать и коллектор проточить на станке. Чистота обработки
д о ж н а быть не ниже седьмого класса.
Р а з б и р а т ь и собирать стартер надо в специализированной мае-
терской, располагающей всеми необходимыми инструментами и
-215
измерительными приборами, и только по истечении гарантийного
пробега.
5. Проверить положение щеток в щ е т к о д е р ж а т е л я х ; щетки дол-
жны перемещаться в щ е т к о д е р ж а т е л я х свободно и не д о л ж н ы
иметь чрезмерного износа. Если щетки износились и высота их
равна 6 — 7 мм (в месте касания пружины), то их надо заменить.
Проверить з а т я ж к у винтов, крепящих наконечники щеточных ка-
натиков к щеткодержателям; при необходимости подтянуть.
6. Продуть стартер сухим сжатым воздухом или ручным насо-
сом для удаления пыли и грязи, скопившейся в стартере.
7. Перед установкой защитного колпака на место необходимо
заменить резиновые уплотнительные кольца новыми, которые же-
лательно слегка смазать тормозной жидкостью, для того чтобы
легче наделся колпак. После установки колпака на место прове-
рить стартер на герметичность.
8. Слегка смазать вал (место, по которому перемещается при-
вод)* чистым маслом, применяемым д л я двигателя.
При разборке стартера надо обратить внимание на следующее:
1. Д л я снятия упорного кольца со стороны привода легким
ударом по торцу цилиндрической чашки сдвигают его вдоль в а л а
в сторону привода, а затем отверткой раздвигают пружинное
кольцо и вынимают кольцо из выточки на в а л у якоря.
2. После разборки детали стартера следует очистить от грязи,
масла, протереть тряпкой и тщательно осмотреть, нет ли повреж-
дений или сильного износа. Изношенные или поврежденные де-
тали заменить новыми или отремонтировать.
3. Ленточную резьбу, по которой перемещаются привод и
шейки вала якоря, промыть бензином или керосином, протереть
насухо и перед сборкой стартера смазать маслом, применяемым
для смазки двигателя.
Крышки стартера и привод запрещается мыть в ванне
с бензином или керосином во избежание вымывания смазки
из бронзографитовых пористых подшипников скольжения.
4. Проверить состояние контактов реле стартера. В случае
значительного подгорания их надо зачистить стеклянной шкуркой.
Если контактные болты в местах соприкосновения с контактным
диском имеют большой износ, их надо повернуть на 180°.
5. Проверить величину осевого перемещения якоря стартера,
которое должно быть не более 1,0 мм. Необходимая величина осе-
вого перемещения обеспечивается установкой регулировочных
шайб на шейку вала якоря со стороны привода.
6. Проверить и при необходимости отрегулировать вылет шес-
терни привода; зазор м е ж д у шестерней и упорным кольцом при
полностью вытянутом якоре реле и выбранном осевом перемеще-
нии привода должен быть в пределах 2 , 5 ± 1 мм (проверить при
помощи металлической линейки).
Порядок регулировки вылета шестерни следующий:
а) снять перемычку, соединяющую корпус стартера с тяговым
реле;
-216
б) отвернуть четыре винта и снять со стартера реле вместе с
якорем и серьгой;
в) при завышенном зазоре между шестерней и упорным коль-
цом завернуть регулировочный винт якоря реле; доводя до ука-
занных величин; при этом надо пользоваться следующим соотно-
шением — один оборот регулировочного винта соответствует пере-
движению шестерни вдоль оси якоря стартера на 1,7 мм;
г) сдвинуть рычаг в сторону корпуса так, чтобы в прорезь
рычага могла войти ось серьги реле; поставить реле на место и
завернуть четыре винта;
д) поставить и затянуть перемычку;
е) измерить величину зазора м е ж д у шестерней и упорным,
кольцом следующим образом: присоединить плюсовой вывод ак-
кумуляторной батареи к зажиму обмоток реле, а минусовый —
к массе стартера; при этом якорь реле втянется и выдвинет шес-
терню привода; в этот момент замеряют зазор, причем осевое пе-
ремещение шестерни должно быть выбрано легким отжатием ее
в сторону коллектора.
7, После сборки проверить стартер в режиме холостого хода,
на тормозной момент и на герметичность.
При разборке стартера все уплотнительные резиновые
кольца должны быть заменены новыми (к к а ж д о м у стартеру
прикладывается два комплекта уплотнительных деталей).
8. Проверяют стартер на герметичность в следующем порядке:
а) стартер погружают в пресную воду комнатной температуры
так, чтобы все части стартера находились в воде, а столб воды
над стартером не превышал 50 мм; б) внутри стартера создается
давление воздуха 0,1—0,2 кгс/см
2
. Испытание проводят в течение
5 мин с момента достижения указанного давления; нельзя до-
пускать при этом попадания воды через крышку со стороны при-
вода. Д л я этого используют специальный уплотнительный кожух.
Стартер считают выдержавшим испытание на герметичность,
если в течение последних 3 мин отсутствует систематическое вы-
деление видимых пузырьков воздуха из одного и того же места
стартера и реле.
ОСНОВНЫЕ ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ СТАРТЕРА
И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
П р и ч и н а и п р и з н а к н е и с п р а в н о с т и
С п о с о б у с т р а н е н и я
С т а р т е р н е в к л ю ч а е т с я
1. Разряжена аккумуляторная ба-
тарея
Обрыв в цепи вспомогательного
реле или неисправность в замке за-
жигания
1. Зарядить или сменить аккумуля-
торную батарею
2. Проверить цепь вспомогательного
реле и замок зажигания, устранить не-
исправность
-217
Продолжение
П р и ч и н а и п р и з н а к н е и с п р а в н о с т и
3. Нарушен контакт в цепи пита-
ния стартера
4. Неисправность реле стартера
(обрыв обмоток, заедание якоря реле,
смещение контактного диска)
5. Короткое замыкание в стартере
С п о с о б у с т р а н е н и я
3; Проверить контактные соединения
цепи, при необходимости зачистить и
подтянуть их
4. Проверить работу реле стартера и
устранить неисправность
5. Заменить стартер
П р и в к л ю ч е н и и с т а р т е р а с л ы ш н ы
п о в т о р я ю щ и е с я щ е л ч к и т я г о в о г о р е л е
Обрыв в цепи удерживающей об-
мотки реле стартера
Заменить тяговое реле стартера
П р и в к л ю ч е н и и с т а р т е р а т я г о в о е р е л е
с р а б а т ы в а е т , н о с т а р т е р м е д л е н н о в р а щ а е т
к о л е н ч а т ы й в а л д в и г а т е л я
1. Холодный, непрогретый двига-
тель
2. Разряжена аккумуляторная ба-
тарея
3. Зависание щеток, подгорание
•коллектора
4. Подгорание контактов реле стар-
тера
5. Межвитковое замыкание в стар-
тере
1.'Прогреть двигатель
2. Зарядить или сменить аккумуля^
торную батарею
3. Провести профилактику щеточно-
коллекторного узла
4. Зачистить контакты реле стартера
5. Стартер заменить
С т а р т е р в р а щ а е т с я , н о н е п р о в о р а ч и в а е т
к о л е н ч а т ы й в а л д в и г а т е л я
1. Пробуксовка привода
2. Привод туго ходит по валу
1. Заменить привод
2. Очистить вал стартера, смазать
маслом
П р и в к л ю ч е н и и ' с т а р т е р а с л ы ш е н
х а р а к т е р н ы й с к р е ж е т м е т а л л а
1. Забиты зубья маховика (шестеро
ня стартера не входит в зацепление
с
венцом маховика)
2. Ослаблено крепление стартера к
двигателю
-218
1. Опилить заусенцы во входной
части зубьев маховика (перевернуть или
заменить венец маховика)
2. Подтянуть болты крепления
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст