ЗИЛ-131 и его модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (1980 год) — часть 26

ие до упора, происходит искрение м е ж д у наконечником про-

вода и высоковольтным выводом, залитым в пластмассовую

крышку. В р е з у л ь т а т е этого возможно загорание пластмассы в
гнезде, снижение электрической прочности пластмассы и д а ж е по-
теря работоспособности катушки зажигания.

Порядок проверки установки провода высокого напряжения в

гнездо крышки катушки зажигания:

1. Измерить длину провода от конца, наконечника до торца на-

кидной гайки шланга, отжатой в сторону наконечника провода.
Эта длина д о л ж н а составлять 7 0 — 7 5 м,,м.

Рис. 92. Положение уплотнительного кольца на проводе перед

установкой в гнездо катушки зажигания:

/ — п р о в о д ;

2

и

4 —

у п л о т н и т е л ь н ы е к о л ь ц а ;

3

ш т у ц е р ; 5 — н а к и д н а я

г а й к а э к р а н и р у ю щ е г о ш л а н г а ; 6 — э к р а н и р у ю щ и й ш л а н г

2. Осмотреть конец провода с наконечником. Имеющиеся на

наконечнике наплывы припоя, препятствующие установке нако-
нечника в гнездо, зачистить.

3. Проверить наличие д в у х уплотнительных резиновых колец

на проводе, вставить провод до упора в гнездо крышки катушки
зажигания, завернуть штуцер и накидную гайку экранирующего
шланга.

Если длина провода от конца наконечника до торца накидной

гайки шланга, отжатой в сторону наконечника провода, окажется
менее 70 мм, следует заново установить провод. Д л я этого необ-
ходимо:

1. Снять крышку экрана распределителя, вынуть провод из

центрального гнезда крышки распределителя и, отвернув штуцер
и накидную гайку шланга, вытащить провод из экрана распреде-
лителя.

2. Повернуть уплотнительные резиновые кольца на проводе,

осторожно перетянуть провод в экранирующем шланге в сторону
вывода к катушке зажигания и установить первое от наконечника

провода резиновое кольцо

2

.(рис. 92) на расстоянии 50 мм.

3. Вставить провод 1 в гнездо катушки зажигания. Провод

д о л ж е н входить в гнездо до упора: наконечник провода должен

защелкиваться в проточке высоковольтного вывода катушки.

П р и д е р ж и в а я провод рукой, вставить штуцер 3 и затянуть. Затем
передвинуть к штуцеру второе уплотнительное кольцо

4,

завер-

нуть накидную гайку

5.

4. Присоединить второй конец экранирующего шланга

6

к

штуцеру высоковольтного вывода экрана распределителя и вста-

-203

вить провод в центральное гнездо крышки распределителя до

упора.

5. Поставить крышку экрана, затянуть болты и накидные

гайки экранирующего шланга.

Свечи проверяются в сроки, указанные в р а з д е л е «Техниче-

ское обслуживание автомобиля». Проверить:

1. Состояние свечей, зазор м е ж д у электродами проволочным

щупом. Применение плоских щупов недопустимо, так как при
плоском щупе измерение д а е т неправильный результат (измерен-
ный зазор оказывается меньше фактического).

Если искровой зазор оказывается больше 0,65 мм, то его не-

обходимо отрегулировать подгибанием только бокового электрода.

При подгибании центрального электрода разрушается юбочка
изолятора свечи. Ж е л а т е л ь н о перед регулировкой зазора слегка
подпилить электроды надфилем для получения острых кромок, так
как при наличии затупленных кромок напряжение, необходимое
для пробоя искрового промежутка свечи зажигания, значительно
повышается.

Зазор надо отрегулировать в пределах 0,5—0,65 мм. При

эксплуатации зимой желательно устанавливать зазор 0,5 мм.

2. Если изолятор свечи покрыт копотью и нагаром, то свечу

необходимо очистить на специальном аппарате для чистки свечей.

3. Съемные детали свечи (керамическую изоляционную втулку

экрана и вкладыш) необходимо протереть чистой тряпкой, смо-
ченной в бензине.

4. При ввертывании и вывертывании свечи необходимо пользо-

ваться только свечным ключом.

Если при отвертывании накидной гайки шланга со свечи при

нагретом двигателе выворачивается сама свеча из головки, то не
следует пытаться д е р ж а т ь ее пассатижами за экран. Л у ч ш е вывер-
нуть свечу и затем, у д е р ж и в а я ее за шестигранник корпуса свеч-
ным ключом, отвернуть гайку.

Момент затяжки накидной гайки шланга должен быть не бо-

лее 2,5'кгс*м, момент затяжки свечи — не более 3,5 кгс«м.

5. При монтаже свечи на двигатель необходимо проверить на-

личие и состояние уплотнительного кольца.

Техническое обслуживание - катушки зажигания, распредели-

теля, коммутатора и проводов. Штепсельные р а з ъ е м ы выводов

низкого напряжения рассчитаны на провода марки П Г В А 1,5 м м

2

(ГОСТ 9751—77) с экранирующей оплеткой от провода Л П Р Г С - Э

1,5 м м

2

(ГОСТ 2 2 6 2 — 7 5 ) .

При сборке штепсельного разъема ж и л у провода П Г В А надо

зачистить на длине 17 мм, собрать с д е т а л я м и провода в контакт-
ную втулку, развести концы ж и л ы и припаять их припоем ПОС-40
к контактной втулке без применения кислоты и без сильного на-
грева во избежание порчи изоляционной втулки и изоляции провода.

Пайка д о л ж н а выступать над торцом контактной втулки не бо-

лее чем на 0,5 мм и обеспечивать герметичность запаиваемого
отверстия контактной втулки.

-204

При заправке концов экрана нельзя допускать его чрезмерное

натяжение. Д л я закрепления экранирующую опдетку провода надо

поместить м е ж д у шайбами разъема, а имеющиеся на одной из
шайб лапки отогнуть на д р у г у ю шайбу, после этого хомутиком
закрепить экран на втулке штепсельного разъема.

После окончания монтажа всех проводов и вентиляционной си-

стемы следует проверить и обеспечить зав'ертывание до упора всех
гаек низковольтных выводов и вентиляционных штуцеров, а т а к ж е
болтовых соединений распределителя.

При завертывании стяжных болтов, которые крепят крышку

экрана и экран, не допускать их чрезмерного перетягивания, так
как герметизация стыков крышки с экраном и экрана с корпусом
конструктивно надежно обеспечивается резиновыми уплотнитель-
ными кольцами при соприкосновении торцовых металлических по-
верхностей в местах уплотнения; дальнейшее перетягивание бол-
тов герметичность не улучшит, а лишь приведет к срыву резьбы

или отрыву головки болта; т а к ж е и при завертывании низко-
вольтных контактов разъемов высоковольтных выводов не с л е -

дует допускать их чрезмерную з а т я ж к у ; герметизация в выводах

и р а з ъ е м а х обеспечивается резиновыми уплотнительными коль-
цами при завинчивании гаек до упора.

З а п р а в л я я штепсельные разъемы, необходимо следить за пра-

вильностью соединений выводов коммутатора и катушки зажига-

ния в соответствии с маркировкой. Если монтаж проводят при
включенном зажигании, то присоединять провода к р а з ъ е м у ВК

надо в последнюю очередь. З а в е р т ы в а я гайки низковольтных
разъемов, следует придерживать за хомутик экранирующую оп-
летку, не допуская ее перекручивания.

Необходимо следить за чистотой распределителя, в особенности

изоляционных деталей (крышки, бегунка, вывода и др.). После

каждой ( д а ж е частичной) разборки распределителя необходимо
обеспечивать его герметичность, правильно у к л а д ы в а я резиновые

уплотнительные кольца и затягивая до упора крепеж соединений
экрана с корпусом, крышки экрана с экраном, гаек высоковольт-

ных штуцеров и низковольтного штепсельного разъема, следя за
своевременной заменой изношенных уплотнительных резиновых ко-

лец новыми (приложенными к распределителю), а т а к ж е затяги-
вая до упора штуцеры вентиляционных трубок притока и отвода
воздуха, не допуская при этом перетяжки гаек и болтовых со-
единений.

Необходимо следить за надежностью соединения высоковольт-

ных проводов с з а ж и м а м и крышки распределителя и катушки, а
т а к ж е проводов с контактами разъемов, за надежностью всех со-
единений деталей экранировки на двигателе, оберегать от поломок

пластмассовые д е т а л и (крышки, бегунок и уголек в крышке рас-
пределителя) .

Необходимо следить за тем, чтобы топливо и масло из двига-

теля не попали в распределитель,

-205

Следует поддерживать герметичность всей системы зажигания,

следя за затяжкой накидных гаек шлангов проводов высокого*на-
пряжения, разъемов деталей и кранов.

Катушку зажигания необходимо оберегать &т механических

повреждений.

В сроки, указанные в разделе «Техническое обслуживание ав-

томобиля», надо:

1. Повернуть на один оборот крышку масленки для подачи

смазки на валик распределителя.

2. Протереть чистой, сухой или смоченной в бензине тряпкой

бегунок, пластмассовую крышку распределителя, статор и ротор
распределителя.

3. Смазать четырьмя-пятью каплями масла, применяемого для

смазки двигателя, втулку магнита ротора (сняв предварительно
бегунок и сальник под ним).

4. Нанести тонкую пленку смазки на торцовую поверхность

статора и полюсные пластины магнита ротора.

5. Проверить состояние резиновых уплотнительиых колец, в

случае необходимости заменить их. За весь гарантийный срок до-
пускается два раза заменить уплотнительные кольца, два комп-
лекта которых прикладываются к автомобилю.

6. Проверить соединения и плотность закрепления всех разъ-

емов экранирующих шлангов высокого напряжения и штепсель-
ных разъемов проводов низкого напряжения, шлангов вентиля-

ции распределителя, з а т я ж к у гаек контактных вилок разъемов
коммутатора,

Рис. .93, Установка з а ж и г а н и я :

/ — у к а з а т е л ь у с т а н о в к и з а ж и г а н и я ;

2

— ш к и в к о л е н ч а т о г о в а л а

-206

Установка зажигания. Устанавливать зажигание при сборке

двигателя, а т а к ж е на двигателях, с которых снимались распреде-
литель и привод распределителя, необходимо в следующем по-
рядке:

1. Установить поршень первого цилиндра в верхней мертвой

точке такта сжатия, для чего повернуть коленчатый вал до со-

вмещения отверстия на шкиве коленчатого вала с меткой « В М Т »
на у к а з а т е л е установки зажигания,
расположенном на датчике ограничи-

теля максимальной частоты вращения

(рис. 93).

2. Расположить паз (рис. 94) на в а л у

привода распределителя "в сборе так,

чтобы он был параллелен риске на верх-
нем фланце корпуса привода распреде-
лителя. В таком положении надо вста-
вить привод распределителя в гнездо
блока, причем перед началом указанной

операции необходимо расположить от-
верстия в нижнем фланце корпуса при-
вода точно над резьбовыми отверстиями
под болты крепления корпуса распреде-

лителя к блоку.

После того как привод распредели-

теля встанет на свое место, угол м е ж д у
осью паза на в а л у привода и осью, со-

единяющей отверстия на верхнем фланце

корпуса распределителя, д о л ж е н быть
в пределах ± 1 5 ° . При большем угле сле-

дует переставить шестерню привода относительно шестерни рас-

пределительного в а л а на один зуб, сохраняя величину угла в за-
данных пределах; при этом паз на в а л у привода должен быть
смещен к переднему концу^двигателя.

Если при этом корпус привода не удается посадить до устране-

ния зазора м е ж д у его нижним фланцем и фланцем на блоке (что
говорит о несовпадении шипа на в а л у привода распределителя и
паза на в а л у масляного насоса), необходимо провернуть коленча-

тый вал двигателя на два оборота с одновременным легким на-
давливанием на корпус привода распределителя.

3. Повернуть коленчатый вал двигателя на величину установ-

ленного у г л а опережения зажигания; д л я этого, в р а щ а я коленча-
тый вал двигателя пусковой рукояткой, совместить в конце вто-

рого оборота 'отверстие © шкиве коленчатого вала с 'риской 9
на у к а з а т е л е установки момента зажигания (см. рис. 93).

4. Проверить и, если требуется, совместить указанную стрелку

верхней пластины октан-корректора с риской 0 на нижней плас-

тине.

5. Освободить болт крепления пластины к распределителю

и вставить распределитель в гнездо привода распределителя так,

. . 207

Рис; 94. Установка привода

распределителя зажигания:

/ — п а з на в а л у п р и в о д а р а с -

п р е д е л и т е л я ;

2

— н и ж н и й ф л а -

н е ц к о р п у с а : 3 — р и с к а н а в е р х -

н е м ф л а н ц е к о р п у с а :

4

— в е р х -

ний ф л а н е ц к о р п у с а

чтобы октан-корректор был направлен вверх. В этом случае элек-
трод бегунка будет находиться против з а ж и м а первого цилиндра
на крышке распределителя.

6, Снять крышку с распределителя, устранить зазоры в при-

воде распределителя (взявшись за бегунок, провернуть до упора
вал распределителя против часовой стрелки) и поворотом кор-

пуса распределителя совместить красные метки на его роторе и

статоре.

В этом положении корпуса затянуть болт крепления пластины

октан-корректора и закрепить корпус распределителя.

В случае, если поворотом корпуса распределителя не удается

совместить красные метки, то необходимо проверить правильность
установки привода распределителя, указанную в пп. 1, 2.

7. Установить крышку распределителя и экран, проверить пра-

вильность установки проводов, подведенных к крышке распреде-
лителя в соответствии с порядком работы цилиндров ( 1 — 5 — 4 —

2 — 6 — 3 — 7 — 8 ) .

Установку зажигания в двигателях, с которых снимался рас-

пределитель для регулировки и ремонта, но не снимался привод

распределителя, надо проводить в соответствии с указаниями, при-

веденными в пп. 3 — 7 .

Установку зажигания на двигателях, с которых не снимался

ни распределитель, ни его привод, проводят в соответствии с ука-

заниями, приведенными в пп. 3, 4, 6 и 7, немного отвернув перед

операцией, указанной в п. 5, болт крепления пластины к распре-

делителю.

3. Д л я проверки работоспособности системы зажигания на дви-

гателе необходимо:

— вынуть высоковольтный провод от катушки зажигания из

центрального гнезда крышки распределителя, закрепить его, обес-
печив зазор 4 — 5 мм м е ж д у концом провода и массой;

— включить зажигание, через 15—30 с выключить зажигание,

при этом в зазоре должен наблюдаться искровой разряд;

— проверить наличие искрового р а з р я д а в зазоре при враще-

нии коленчатого в а л а двигателя стартером или пусковой рукоят-
кой с частотой вращения не менее 30 об/мин. Наличие искрового
р а з р я д а подтверждает исправность приборов системы зажигания

и правильность ее монтажа.

Установку зажигания на двигателе в соответствии с применя-

емым сортом бензина необходимо уточнять при помощи шкалы
на верхней пластине распределителя (шкала октан-корректора)
при дорожных испытаниях автомобиля с грузом до появления де-
тонации следующим образом:

1. Прогреть двигатель и двигаться по ровному участку дороги

на прямой передаче с установившейся скоростью 30 км/ч.

2. Резко н а ж а т ь до отказа на педаль управления дроссельной

заслонкой и д е р ж а т ь ее в таком положении до тех пор, пока
скорость не возрастет до 60 км/ч; при этом надо прислушиваться

к работе двигателя»

Щ

3. При сильной детонации на указанном в п. 2 р е ж и м е работы

двигателя вращением гаек октан-корректора переместить указа-
тельную стрелку верхней пластины по шкале в сторону знака —.

4. При полном отсутствии детонации на указанном в п. 2

режиме работы двигателя вращением гаек октан-корректора пере-
местить стрелку верхней пластины по шкале в сторону, отмечен-
ную. + .

В случае правильной установки зажигания при разгоне авто-

мобиля будет прослушиваться легкая детонация, исчезающая

при скорости 4 0 — 4 5 км/ч.

П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Я :

1. Нельзя оставлять включенным зажигание при нерабо-

тающем двигателе на время более 20 мин.

2. Нельзя замыкать накоротко добавочный резистор при

пуске и работе двигателя.

3. Запрещается работа распределителя с отсоединенными

вентиляционными шлангами.

4. Запрещается работа системы зажигания с неэкрани-

рованным высоковольтным проводом катушки зажигания.

5. Необходимо поддерживать нормальный зазор в свечах

зажигания.

6. Необходимо следить за правильностью включения ак-

кумуляторной батареи: — аккумуляторной батареи должен

быть соединен с массой автомобиля.

ОСНОВНЫЕ ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ СИСТЕМЫ

ЗАЖИГАНИЯ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

Причина и признак неисправности

Способ устранения

Н а р у ш е н ы к о н т а к т ы в местах п р и с о е д и н е н и я

п р о в о д о в к п р и б о р а м з а ж и г а н и я

Неравномерная работа двигателя,

иногда сопровождающаяся «выстре-

лами» из глушителя; внезапная оста-

новка двигателя

Осмотреть цепь низкого напряжения,

подтянуть разъемы, винты и гайки креп-

ления проводов в цепи зажигания, на-

чиная от аккумуляторной батареи

Н а р у ш е н а и з о л я ц и я п р о в о д о в в ы с о к о г о

н а п р я ж е н и я

Перебои в работе одного или не-

скольких цилиндров двигателя; щелч-

ки от искры, проскакивающей на

корпус

Обнаружить место повреждения и

заменить провод новым

-209

Окончание

Причина и п р и з н а к н е и с п р а в н о с т и

С п о с о б у с т р а н е н и я

П р о б о й и з о л я ц и и п р о в о д а в ы с о к о г о

н а п р я ж е н и я о т к а т у ш к.и з а ж и г а н и я

к р а с п р е д е л и т е л ю

Двигатель не пускается

Заменить провод

О т к а з в р а б о т е к а т у ш к и з а ж и г а н и я , в ы х о д

и з с т р о я ф и л ь т р а р а д и о п о м е х ФР82-Ф

и л и к о м м у т а т о р а

Отсутствует искровой разряд прн

проверке

Заменить катушку зажигания.

Заменить фильтр. Переключить схему

на аварийный режим работы. Заменить
коммутатор

Н а р у ш е н и е к о н т а к т а в в ьгв о д е

н и з к о в о л ь т н о г о в ы в о д а р а с п р е д е л и т е л я

Отсутствует искровой разряд при

проверке

Восстановить контакт

Б о л ь ш о й з а з о р в с в е ч а х з а ж и г а н и я ,

п р о б о й к р ы ш к и р а с п р е д е л и т е л я

Двигатель плохо пускается, рабо-

тает с перебоями

Отрегулировать зазоры в свечах. За-

менить крышку распределителя

П О Д А В Л Е Н И Е Р А Д И О П О М Е Х О Т С И С Т Е М Ы

Э Л Е К Т Р О О Б О Р У Д О В А Н И Я

Д л я п о д а в л е н и я р а д и о п о м е х о т с и с т е м ы э л е к т р о о б о р у д о в а н и я

н а а в т о м о б и л е п р и м е н е н а э к р а н и р о в а н н а я с и с т е м а з а ж и г а н и я ,

ф и л ь т р ы р а д и о п о м е х в ц е п я х п и т а н и я к а т у ш к и з а ж и г а н и я , ф и л ь т р
в ц е п и п и т а н и я а к к у м у л я т о р н о й б а т а р е и , э к р а н и р о в а н н ы е п р о в о д а
н и з к о г о н а п р я ж е н и я о т к а т у ш к и з а ж и г а н и я к р а с п р е д е л и т е л ю и
к о м м у т а т о р у , п р о х о д н о й к о н д е н с а т о р в ц е п и э л е к т р о д в и г а т е л я
о т о п и т е л я к а б и н ы .

С и с т е м а з а щ и т ы о т р а д и о п о м е х в о с о б о м у х о д е п р и э к с п л у а -

т а ц и и . н е н у ж д а е т с я . Н е о б х о д и м о л и ш ь с л е д и т ь з а п л о т н ы м з а -

к р е п л е н и е м в с е х э к р а н о в п р о в о д о в в р а з ъ е м а х и з а ч и с т о т о й с а -
м и х р а з ъ е м о в , т а к к а к г р я з ь и к о р р о з и я в н и х м о г у т н а р у ш и т ь

э л е к т р и ч е с к и й к о н т а к т , ч т о , в с в о ю о ч е р е д ь , в ы з о в е т п о в ы ш е н и е
у р о в н я р а д и о п о м е х .

-210

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
2 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности