ЗИЛ-131 и его модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (1980 год) — часть 26
ие до упора, происходит искрение м е ж д у наконечником про-
вода и высоковольтным выводом, залитым в пластмассовую
крышку. В р е з у л ь т а т е этого возможно загорание пластмассы в
гнезде, снижение электрической прочности пластмассы и д а ж е по-
теря работоспособности катушки зажигания.
Порядок проверки установки провода высокого напряжения в
гнездо крышки катушки зажигания:
1. Измерить длину провода от конца, наконечника до торца на-
кидной гайки шланга, отжатой в сторону наконечника провода.
Эта длина д о л ж н а составлять 7 0 — 7 5 м,,м.
Рис. 92. Положение уплотнительного кольца на проводе перед
установкой в гнездо катушки зажигания:
/ — п р о в о д ;
2
и
4 —
у п л о т н и т е л ь н ы е к о л ь ц а ;
3
ш т у ц е р ; 5 — н а к и д н а я
г а й к а э к р а н и р у ю щ е г о ш л а н г а ; 6 — э к р а н и р у ю щ и й ш л а н г
2. Осмотреть конец провода с наконечником. Имеющиеся на
наконечнике наплывы припоя, препятствующие установке нако-
нечника в гнездо, зачистить.
3. Проверить наличие д в у х уплотнительных резиновых колец
на проводе, вставить провод до упора в гнездо крышки катушки
зажигания, завернуть штуцер и накидную гайку экранирующего
шланга.
Если длина провода от конца наконечника до торца накидной
гайки шланга, отжатой в сторону наконечника провода, окажется
менее 70 мм, следует заново установить провод. Д л я этого необ-
ходимо:
1. Снять крышку экрана распределителя, вынуть провод из
центрального гнезда крышки распределителя и, отвернув штуцер
и накидную гайку шланга, вытащить провод из экрана распреде-
лителя.
2. Повернуть уплотнительные резиновые кольца на проводе,
осторожно перетянуть провод в экранирующем шланге в сторону
вывода к катушке зажигания и установить первое от наконечника
провода резиновое кольцо
2
.(рис. 92) на расстоянии 50 мм.
3. Вставить провод 1 в гнездо катушки зажигания. Провод
д о л ж е н входить в гнездо до упора: наконечник провода должен
защелкиваться в проточке высоковольтного вывода катушки.
П р и д е р ж и в а я провод рукой, вставить штуцер 3 и затянуть. Затем
передвинуть к штуцеру второе уплотнительное кольцо
4,
завер-
нуть накидную гайку
5.
4. Присоединить второй конец экранирующего шланга
6
к
штуцеру высоковольтного вывода экрана распределителя и вста-
-203
вить провод в центральное гнездо крышки распределителя до
упора.
5. Поставить крышку экрана, затянуть болты и накидные
гайки экранирующего шланга.
Свечи проверяются в сроки, указанные в р а з д е л е «Техниче-
ское обслуживание автомобиля». Проверить:
1. Состояние свечей, зазор м е ж д у электродами проволочным
щупом. Применение плоских щупов недопустимо, так как при
плоском щупе измерение д а е т неправильный результат (измерен-
ный зазор оказывается меньше фактического).
Если искровой зазор оказывается больше 0,65 мм, то его не-
обходимо отрегулировать подгибанием только бокового электрода.
При подгибании центрального электрода разрушается юбочка
изолятора свечи. Ж е л а т е л ь н о перед регулировкой зазора слегка
подпилить электроды надфилем для получения острых кромок, так
как при наличии затупленных кромок напряжение, необходимое
для пробоя искрового промежутка свечи зажигания, значительно
повышается.
Зазор надо отрегулировать в пределах 0,5—0,65 мм. При
эксплуатации зимой желательно устанавливать зазор 0,5 мм.
2. Если изолятор свечи покрыт копотью и нагаром, то свечу
необходимо очистить на специальном аппарате для чистки свечей.
3. Съемные детали свечи (керамическую изоляционную втулку
экрана и вкладыш) необходимо протереть чистой тряпкой, смо-
ченной в бензине.
4. При ввертывании и вывертывании свечи необходимо пользо-
ваться только свечным ключом.
Если при отвертывании накидной гайки шланга со свечи при
нагретом двигателе выворачивается сама свеча из головки, то не
следует пытаться д е р ж а т ь ее пассатижами за экран. Л у ч ш е вывер-
нуть свечу и затем, у д е р ж и в а я ее за шестигранник корпуса свеч-
ным ключом, отвернуть гайку.
Момент затяжки накидной гайки шланга должен быть не бо-
лее 2,5'кгс*м, момент затяжки свечи — не более 3,5 кгс«м.
5. При монтаже свечи на двигатель необходимо проверить на-
личие и состояние уплотнительного кольца.
Техническое обслуживание - катушки зажигания, распредели-
теля, коммутатора и проводов. Штепсельные р а з ъ е м ы выводов
низкого напряжения рассчитаны на провода марки П Г В А 1,5 м м
2
(ГОСТ 9751—77) с экранирующей оплеткой от провода Л П Р Г С - Э
1,5 м м
2
(ГОСТ 2 2 6 2 — 7 5 ) .
При сборке штепсельного разъема ж и л у провода П Г В А надо
зачистить на длине 17 мм, собрать с д е т а л я м и провода в контакт-
ную втулку, развести концы ж и л ы и припаять их припоем ПОС-40
к контактной втулке без применения кислоты и без сильного на-
грева во избежание порчи изоляционной втулки и изоляции провода.
Пайка д о л ж н а выступать над торцом контактной втулки не бо-
лее чем на 0,5 мм и обеспечивать герметичность запаиваемого
отверстия контактной втулки.
-204
При заправке концов экрана нельзя допускать его чрезмерное
натяжение. Д л я закрепления экранирующую опдетку провода надо
поместить м е ж д у шайбами разъема, а имеющиеся на одной из
шайб лапки отогнуть на д р у г у ю шайбу, после этого хомутиком
закрепить экран на втулке штепсельного разъема.
После окончания монтажа всех проводов и вентиляционной си-
стемы следует проверить и обеспечить зав'ертывание до упора всех
гаек низковольтных выводов и вентиляционных штуцеров, а т а к ж е
болтовых соединений распределителя.
При завертывании стяжных болтов, которые крепят крышку
экрана и экран, не допускать их чрезмерного перетягивания, так
как герметизация стыков крышки с экраном и экрана с корпусом
конструктивно надежно обеспечивается резиновыми уплотнитель-
ными кольцами при соприкосновении торцовых металлических по-
верхностей в местах уплотнения; дальнейшее перетягивание бол-
тов герметичность не улучшит, а лишь приведет к срыву резьбы
или отрыву головки болта; т а к ж е и при завертывании низко-
вольтных контактов разъемов высоковольтных выводов не с л е -
дует допускать их чрезмерную з а т я ж к у ; герметизация в выводах
и р а з ъ е м а х обеспечивается резиновыми уплотнительными коль-
цами при завинчивании гаек до упора.
З а п р а в л я я штепсельные разъемы, необходимо следить за пра-
вильностью соединений выводов коммутатора и катушки зажига-
ния в соответствии с маркировкой. Если монтаж проводят при
включенном зажигании, то присоединять провода к р а з ъ е м у ВК
надо в последнюю очередь. З а в е р т ы в а я гайки низковольтных
разъемов, следует придерживать за хомутик экранирующую оп-
летку, не допуская ее перекручивания.
Необходимо следить за чистотой распределителя, в особенности
изоляционных деталей (крышки, бегунка, вывода и др.). После
каждой ( д а ж е частичной) разборки распределителя необходимо
обеспечивать его герметичность, правильно у к л а д ы в а я резиновые
уплотнительные кольца и затягивая до упора крепеж соединений
экрана с корпусом, крышки экрана с экраном, гаек высоковольт-
ных штуцеров и низковольтного штепсельного разъема, следя за
своевременной заменой изношенных уплотнительных резиновых ко-
лец новыми (приложенными к распределителю), а т а к ж е затяги-
вая до упора штуцеры вентиляционных трубок притока и отвода
воздуха, не допуская при этом перетяжки гаек и болтовых со-
единений.
Необходимо следить за надежностью соединения высоковольт-
ных проводов с з а ж и м а м и крышки распределителя и катушки, а
т а к ж е проводов с контактами разъемов, за надежностью всех со-
единений деталей экранировки на двигателе, оберегать от поломок
пластмассовые д е т а л и (крышки, бегунок и уголек в крышке рас-
пределителя) .
Необходимо следить за тем, чтобы топливо и масло из двига-
теля не попали в распределитель,
-205
Следует поддерживать герметичность всей системы зажигания,
следя за затяжкой накидных гаек шлангов проводов высокого*на-
пряжения, разъемов деталей и кранов.
Катушку зажигания необходимо оберегать &т механических
повреждений.
В сроки, указанные в разделе «Техническое обслуживание ав-
томобиля», надо:
1. Повернуть на один оборот крышку масленки для подачи
смазки на валик распределителя.
2. Протереть чистой, сухой или смоченной в бензине тряпкой
бегунок, пластмассовую крышку распределителя, статор и ротор
распределителя.
3. Смазать четырьмя-пятью каплями масла, применяемого для
смазки двигателя, втулку магнита ротора (сняв предварительно
бегунок и сальник под ним).
4. Нанести тонкую пленку смазки на торцовую поверхность
статора и полюсные пластины магнита ротора.
5. Проверить состояние резиновых уплотнительиых колец, в
случае необходимости заменить их. За весь гарантийный срок до-
пускается два раза заменить уплотнительные кольца, два комп-
лекта которых прикладываются к автомобилю.
6. Проверить соединения и плотность закрепления всех разъ-
емов экранирующих шлангов высокого напряжения и штепсель-
ных разъемов проводов низкого напряжения, шлангов вентиля-
ции распределителя, з а т я ж к у гаек контактных вилок разъемов
коммутатора,
Рис. .93, Установка з а ж и г а н и я :
/ — у к а з а т е л ь у с т а н о в к и з а ж и г а н и я ;
2
— ш к и в к о л е н ч а т о г о в а л а
-206
Установка зажигания. Устанавливать зажигание при сборке
двигателя, а т а к ж е на двигателях, с которых снимались распреде-
литель и привод распределителя, необходимо в следующем по-
рядке:
1. Установить поршень первого цилиндра в верхней мертвой
точке такта сжатия, для чего повернуть коленчатый вал до со-
вмещения отверстия на шкиве коленчатого вала с меткой « В М Т »
на у к а з а т е л е установки зажигания,
расположенном на датчике ограничи-
теля максимальной частоты вращения
(рис. 93).
2. Расположить паз (рис. 94) на в а л у
привода распределителя "в сборе так,
чтобы он был параллелен риске на верх-
нем фланце корпуса привода распреде-
лителя. В таком положении надо вста-
вить привод распределителя в гнездо
блока, причем перед началом указанной
операции необходимо расположить от-
верстия в нижнем фланце корпуса при-
вода точно над резьбовыми отверстиями
под болты крепления корпуса распреде-
лителя к блоку.
После того как привод распредели-
теля встанет на свое место, угол м е ж д у
осью паза на в а л у привода и осью, со-
единяющей отверстия на верхнем фланце
корпуса распределителя, д о л ж е н быть
в пределах ± 1 5 ° . При большем угле сле-
дует переставить шестерню привода относительно шестерни рас-
пределительного в а л а на один зуб, сохраняя величину угла в за-
данных пределах; при этом паз на в а л у привода должен быть
смещен к переднему концу^двигателя.
Если при этом корпус привода не удается посадить до устране-
ния зазора м е ж д у его нижним фланцем и фланцем на блоке (что
говорит о несовпадении шипа на в а л у привода распределителя и
паза на в а л у масляного насоса), необходимо провернуть коленча-
тый вал двигателя на два оборота с одновременным легким на-
давливанием на корпус привода распределителя.
3. Повернуть коленчатый вал двигателя на величину установ-
ленного у г л а опережения зажигания; д л я этого, в р а щ а я коленча-
тый вал двигателя пусковой рукояткой, совместить в конце вто-
рого оборота 'отверстие © шкиве коленчатого вала с 'риской 9
на у к а з а т е л е установки момента зажигания (см. рис. 93).
4. Проверить и, если требуется, совместить указанную стрелку
верхней пластины октан-корректора с риской 0 на нижней плас-
тине.
5. Освободить болт крепления пластины к распределителю
и вставить распределитель в гнездо привода распределителя так,
. . 207
Рис; 94. Установка привода
распределителя зажигания:
/ — п а з на в а л у п р и в о д а р а с -
п р е д е л и т е л я ;
2
— н и ж н и й ф л а -
н е ц к о р п у с а : 3 — р и с к а н а в е р х -
н е м ф л а н ц е к о р п у с а :
4
— в е р х -
ний ф л а н е ц к о р п у с а
чтобы октан-корректор был направлен вверх. В этом случае элек-
трод бегунка будет находиться против з а ж и м а первого цилиндра
на крышке распределителя.
6, Снять крышку с распределителя, устранить зазоры в при-
воде распределителя (взявшись за бегунок, провернуть до упора
вал распределителя против часовой стрелки) и поворотом кор-
пуса распределителя совместить красные метки на его роторе и
статоре.
В этом положении корпуса затянуть болт крепления пластины
октан-корректора и закрепить корпус распределителя.
В случае, если поворотом корпуса распределителя не удается
совместить красные метки, то необходимо проверить правильность
установки привода распределителя, указанную в пп. 1, 2.
7. Установить крышку распределителя и экран, проверить пра-
вильность установки проводов, подведенных к крышке распреде-
лителя в соответствии с порядком работы цилиндров ( 1 — 5 — 4 —
2 — 6 — 3 — 7 — 8 ) .
Установку зажигания в двигателях, с которых снимался рас-
пределитель для регулировки и ремонта, но не снимался привод
распределителя, надо проводить в соответствии с указаниями, при-
веденными в пп. 3 — 7 .
Установку зажигания на двигателях, с которых не снимался
ни распределитель, ни его привод, проводят в соответствии с ука-
заниями, приведенными в пп. 3, 4, 6 и 7, немного отвернув перед
операцией, указанной в п. 5, болт крепления пластины к распре-
делителю.
3. Д л я проверки работоспособности системы зажигания на дви-
гателе необходимо:
— вынуть высоковольтный провод от катушки зажигания из
центрального гнезда крышки распределителя, закрепить его, обес-
печив зазор 4 — 5 мм м е ж д у концом провода и массой;
— включить зажигание, через 15—30 с выключить зажигание,
при этом в зазоре должен наблюдаться искровой разряд;
— проверить наличие искрового р а з р я д а в зазоре при враще-
нии коленчатого в а л а двигателя стартером или пусковой рукоят-
кой с частотой вращения не менее 30 об/мин. Наличие искрового
р а з р я д а подтверждает исправность приборов системы зажигания
и правильность ее монтажа.
Установку зажигания на двигателе в соответствии с применя-
емым сортом бензина необходимо уточнять при помощи шкалы
на верхней пластине распределителя (шкала октан-корректора)
при дорожных испытаниях автомобиля с грузом до появления де-
тонации следующим образом:
1. Прогреть двигатель и двигаться по ровному участку дороги
на прямой передаче с установившейся скоростью 30 км/ч.
2. Резко н а ж а т ь до отказа на педаль управления дроссельной
заслонкой и д е р ж а т ь ее в таком положении до тех пор, пока
скорость не возрастет до 60 км/ч; при этом надо прислушиваться
к работе двигателя»
Щ
3. При сильной детонации на указанном в п. 2 р е ж и м е работы
двигателя вращением гаек октан-корректора переместить указа-
тельную стрелку верхней пластины по шкале в сторону знака —.
4. При полном отсутствии детонации на указанном в п. 2
режиме работы двигателя вращением гаек октан-корректора пере-
местить стрелку верхней пластины по шкале в сторону, отмечен-
ную. + .
В случае правильной установки зажигания при разгоне авто-
мобиля будет прослушиваться легкая детонация, исчезающая
при скорости 4 0 — 4 5 км/ч.
П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Я :
1. Нельзя оставлять включенным зажигание при нерабо-
тающем двигателе на время более 20 мин.
2. Нельзя замыкать накоротко добавочный резистор при
пуске и работе двигателя.
3. Запрещается работа распределителя с отсоединенными
вентиляционными шлангами.
4. Запрещается работа системы зажигания с неэкрани-
рованным высоковольтным проводом катушки зажигания.
5. Необходимо поддерживать нормальный зазор в свечах
зажигания.
6. Необходимо следить за правильностью включения ак-
кумуляторной батареи: — аккумуляторной батареи должен
быть соединен с массой автомобиля.
ОСНОВНЫЕ ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ СИСТЕМЫ
ЗАЖИГАНИЯ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
Причина и признак неисправности
Способ устранения
Н а р у ш е н ы к о н т а к т ы в местах п р и с о е д и н е н и я
п р о в о д о в к п р и б о р а м з а ж и г а н и я
Неравномерная работа двигателя,
иногда сопровождающаяся «выстре-
лами» из глушителя; внезапная оста-
новка двигателя
Осмотреть цепь низкого напряжения,
подтянуть разъемы, винты и гайки креп-
ления проводов в цепи зажигания, на-
чиная от аккумуляторной батареи
Н а р у ш е н а и з о л я ц и я п р о в о д о в в ы с о к о г о
н а п р я ж е н и я
Перебои в работе одного или не-
скольких цилиндров двигателя; щелч-
ки от искры, проскакивающей на
корпус
Обнаружить место повреждения и
заменить провод новым
-209
Окончание
Причина и п р и з н а к н е и с п р а в н о с т и
С п о с о б у с т р а н е н и я
П р о б о й и з о л я ц и и п р о в о д а в ы с о к о г о
н а п р я ж е н и я о т к а т у ш к.и з а ж и г а н и я
к р а с п р е д е л и т е л ю
Двигатель не пускается
Заменить провод
О т к а з в р а б о т е к а т у ш к и з а ж и г а н и я , в ы х о д
и з с т р о я ф и л ь т р а р а д и о п о м е х ФР82-Ф
и л и к о м м у т а т о р а
Отсутствует искровой разряд прн
проверке
Заменить катушку зажигания.
Заменить фильтр. Переключить схему
на аварийный режим работы. Заменить
коммутатор
Н а р у ш е н и е к о н т а к т а в в ьгв о д е
н и з к о в о л ь т н о г о в ы в о д а р а с п р е д е л и т е л я
Отсутствует искровой разряд при
проверке
Восстановить контакт
Б о л ь ш о й з а з о р в с в е ч а х з а ж и г а н и я ,
п р о б о й к р ы ш к и р а с п р е д е л и т е л я
Двигатель плохо пускается, рабо-
тает с перебоями
Отрегулировать зазоры в свечах. За-
менить крышку распределителя
П О Д А В Л Е Н И Е Р А Д И О П О М Е Х О Т С И С Т Е М Ы
Э Л Е К Т Р О О Б О Р У Д О В А Н И Я
Д л я п о д а в л е н и я р а д и о п о м е х о т с и с т е м ы э л е к т р о о б о р у д о в а н и я
н а а в т о м о б и л е п р и м е н е н а э к р а н и р о в а н н а я с и с т е м а з а ж и г а н и я ,
ф и л ь т р ы р а д и о п о м е х в ц е п я х п и т а н и я к а т у ш к и з а ж и г а н и я , ф и л ь т р
в ц е п и п и т а н и я а к к у м у л я т о р н о й б а т а р е и , э к р а н и р о в а н н ы е п р о в о д а
н и з к о г о н а п р я ж е н и я о т к а т у ш к и з а ж и г а н и я к р а с п р е д е л и т е л ю и
к о м м у т а т о р у , п р о х о д н о й к о н д е н с а т о р в ц е п и э л е к т р о д в и г а т е л я
о т о п и т е л я к а б и н ы .
С и с т е м а з а щ и т ы о т р а д и о п о м е х в о с о б о м у х о д е п р и э к с п л у а -
т а ц и и . н е н у ж д а е т с я . Н е о б х о д и м о л и ш ь с л е д и т ь з а п л о т н ы м з а -
к р е п л е н и е м в с е х э к р а н о в п р о в о д о в в р а з ъ е м а х и з а ч и с т о т о й с а -
м и х р а з ъ е м о в , т а к к а к г р я з ь и к о р р о з и я в н и х м о г у т н а р у ш и т ь
э л е к т р и ч е с к и й к о н т а к т , ч т о , в с в о ю о ч е р е д ь , в ы з о в е т п о в ы ш е н и е
у р о в н я р а д и о п о м е х .
-210
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст