ЗИЛ-131 и его модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (1980 год) — часть 25

всеми необходимыми приборами, инструментами и квалифи-
цированным персоналом.

В процессе эксплуатации генератор смазывать не тре-

буется, Смазка з а л о ж е н а в герметизированные подшипники
на весь срок с л у ж б ы до капитального ремонта.

Порядок разборки генератора:

1. Отвернуть д в а винта крепления щ е т к о д е р ж а т е л я , к крышке

и снять щ е т к о д е р ж а т е л ь со щетками.

2. Отвернуть три винта крепления крышки шарикоподшипника.
3. Отвернуть стяжные шпильки.
4. Снять крышку со стороны контактных колец вместе со ста-

тором. При необходимости применить съемник.

5. Отсоединить фазные обмотки статора от выводов на вы-

прямительном блоке в крышке со стороны контактных колец.

6. Отвернуть гайку крепления шкива и при помощи съемника

снять шкив.

7. Снять вентилятор, дистанционную втулку и вынуть шпонку.
8. Снять крышку со стороны привода вместе с подшипником

с в а л а при помощи съемника, используя два отверстия в торце
крышки. '

9. Отвернуть четыре винта, снять д е р ж а т е л ь подшипника и

выпрессовать шарикоподшипник из гнезда крышки со стороны
привода.

Порядок операций при сборке генератора обратный.

Проверка выпрямительного блока. Отказ в работе генера-

тора может произойти из-за выхода из строя выпрямительного

блока.

Блок проверяют на разобранном генераторе при отсоединен-

ной обмотке статора при помощи а к к у м у л я т о р н о й

1

батареи, под-

ключаемой к выводам блока через контрольную лампу. При про-
верке плюсовых выводов диодов к плюсовой шине выпрямитель-

ного блока надо подсоединить один провод аккумуляторной бата-
реи, а другой провод через контрольную лампу поочередно под-
соединять к выводам диодов на выпрямительном блоке.

При проверке минусовых выводов диодов к минусовой шине

выпрямительного блока подсоединить провод аккумуляторной ба-
тареи, после чего выполнить такие же операции, как и при про-
верке плюсовых выводов диодов.

Исправные диоды выпрямительного блока проводят ток только

в одном направлении, следовательно, контрольная лампа д о л ж н а
гореть только при включении диодов в проводящем направлении

к а ж д о г о типа диодов выпрямительного блока. Если контрольная

л а м п а горит при включении ее в обоих направлениях, т.- е. в прово-

дящем и в непроводящем, то диод блока непригоден из-за нали-

чия в нем короткого замыкания. Если контрольная лампа не горит

в проводящих направлениях, то диоды выпрямительного блока не-
исправны.

При обнаружении неисправности диодов выпрямительный

блок необходимо з а м е н и т ь

7*

195

З а п р е щ а е т с я п р о в е р к а в ы п р я м и т е л ь н о г о б л о к а :

1 . О т и с т о ч н и к а п о с т о я н н о г о т о к а н а п р я ж е н и е м б о л е е 1 2 В .

2 . О т и с т о ч н и к а п е р е м е н н о г о т о к а .
3 . Б е з к о н т р о л ь н о й л а м п ы , в к л ю ч е н н о й п о с л е д о в а т е л ь н о с вы-

п р я м и т е л ь н ы м б л о к о м .

ОСНОВНЫЕ ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ГЕНЕРАТОРА

И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

П р и ч и н а и п р и з н а к н е и с п р а в н о с т и

С п о с о б у с т р а н е н и я

1. Пробуксовка приводного ремня

2. Неисправность в проводке или

контактных присоединениях к генера-

тору, регулятору и другим элемен-

там цепи. Плохой контакт корпуса

генератора с корпусом регулятора

3. Неисправен амперметр

4\ Нет контакта между щетками и

кольцами:

а) заедание щетки в направляю-

щих

б) загрязнены и замаслены кольца

в) щетки изношены (высота менее

9 мм)

5. Неисправен регулятор напряже-

ния

6. Отпайка концов от колец или

обрыв обмотки катушки возбужде-

7. Неисправность (пробой или

обрыв) выпрямительного блока

8. Обрыв или короткое замыкание

одной из фаз статора

1. Натянуть ремень, убедиться в ис-

правности подшипников генератора

2. Определить место неисправности в

проводке или местах контактных при-

соединений и устранить неисправность

3. Проверить и при необходимости

заменить

а) отвернуть винты щеткодержателей,

снять и очистить щетки и щеткодержа-

тели

б) протереть кольца тряпочкой, смо-

ченной в бензине; если загрязнения не

удаляются, кольца зачистить мелкой

стеклянной шкуркой

в) заменить щетки

5. Проверить и при необходимости

заменить

6. Снять щеткодержатель и проверить

сопротивление цепи катушки возбуж-

дения .между контактными кольцами;

при отпайке запаять их," при обрыве

обмотки ротор заменить

7. Заменить выпрямительный блок

8. Разобрать генератор, снять статор

и проверить сопротивление, фаз. При

исправном статоре сопротивление всех

фаз должно быть одинаковым '(раз-

ница не более 10%). При обрыве или

коротком замыкании одной из фаз за*

менить статор

-196

Окончание

Причина и п р и з н а к н е и с п р а в н о с т и

С п о с о б у с т р а н е н и я

1. Чрезмерное натяжение или пе-

рекос приводного ремня

2.

Изношены или разрушены ша-

рикоподшипники

1. Устранить перекос и отрегулиро'

вать натяжение приводного ремня

2. Заменить подшипники

Р Е Г У Л Я Т О Р Н А П Р Я Ж Е Н И Я

Бесконтактный регулятор напряжения Р Р 1 3 2 с л у ж и т д л я под-

держания постоянства напряжения в электрической сети и рабо-
тает совместно с генератором переменного тока Г250-П1 по одно-

проводной схеме электрооборудования автомобилей с присоедине-
нием «минуса» на корпус.

Регулятор напряжения представляет собой электронный при-

бор на кремниевых полупроводниковых элементах.

При к а ж д о м техническом обслуживании автомобиля (ТО-2)

необходимо проверить чистоту и з а т я ж к у наконечников проводов
к з а ж и м а м регулятора, а т а к ж е з а ж и м о в фильтра ФР132.

При очередном техническом обслуживании один раз в год

(при сезонном обслуживании) надо дополнительно проверить ре-

гулируемое напряжение на автомобиле. Д л я проверки регулируе-

мого напряжения подключить вольтметр класса точности не ниже

1,0 м е ж д у выводом + и корпусом регулятора; включить в каче-

стве дополнительной нагрузки дальний свет фар. Д в и г а т е л ь авто-

мобиля должен работать со средней частотой вращения в а л а .

Если регулируемое напряжение регуляторов выходит за пре-

делы технических характеристик более чем на ± 0 , 3 В, то регуля-

тор следует снять и проверить в специализированной мастерской.

Если при проверке на стенде регулируемое напряжение регу-

лятора т а к ж е выходит за пределы технических характеристик

более чем на 0,3 В, то регулятор напряжения следует заменить
ввиду того, что ремонтировать его можно только в специальной
мастерской,

Техническая характеристика регулятора напряжения

-197

Категорически запрещается з а м ы к а т ь выводы регуля-

тора м е ж д у собой или на корпус. Это приводит к выводу т
строя регулятора.

СИСТЕМА З А Ж И Г А Н И Я

Устройство и техническое обслуживание системы зажигания»

На двигателе установлена экранированная, герметизированная,
бесконтактно-транзисторная • система батарейного зажигания, со-
стоящая из катушки зажигания, распределителя зажигания, тран-
зисторного коммутатора, свечей зажигания и проводов высокого

напряжения в экранирующих шлангах и коллекторах, а т а к ж е вы-

ключателя зажигания.

Последовательно с катушкой зажигания включается добавоч-

ный резистор СЭ326, который автоматически закорачивается при
пуске двигателя д л я компенсации связанного с включением стар-
тера снижения напряжения аккумуляторной батареи. Добавоч-
ный резистор не герметичен, и поэтому его крепят выше уровня

брода. Схема включения аппаратов зажигания показана на
рис. 88; а принципиальная схема на рис. 89.

Распределитель Р351 (рис. 90) герметизированный, экраниро-

ванный, восьмиискровой, с центробежным регулятором опереже-

ния зажигания, бесконтактный. Распределитель предназначен для
управления работой коммутатора и распределения импульсов вы-
сокого напряжения по цилиндрам двигателя в необходимой по-
следовательности.

Д л я плавной.регулировки у г л а опережения зажигания в зави-

симости от сорта применяемого топлива с л у ж и т октан-корректор,
состоящий из двух пластин, одна из которых прикреплена болтом
к корпусу распределителя, а д р у г а я — д в у м я болтами к корпусу
привода (на блоке цилиндров). Вращением регулировочных гаек
октан-корректора достигается взаимное перемещение пластин и со-

ответственно поворот корпуса распределителя.

Д л я доступа к гнездам высокого напряжения на крышке рас-

пределителя крышка экранирующего колпака сделана съемной,

и ее крепят тремя болтами. Д л я доступа к ротору и статору гене-

ратора напряжения снимают весь экранирующий колпак, кре-
пящийся т а к ж е тремя болтами к корпусу распределителя. При

разборке экрана следует обращать внимание на сохранность уп-

лотнительных прокладок. Вводы проводов низкого и высокого на-
пряжения от катушки зажигания уплотнены резиновыми коль-
цами. Д л я уплотнения посадочного хвостовика корпуса распреде-
лителя на нем сделана канавка, в которую заложено уплотнитель-
ное резиновое кольцо.

Распределитель герметизирован,-так как он предназначен для

р а б о т ы под водой (при преодолении б р о д а ) . Во избежание порчи
высоковольтных пластмассовых деталей и коррозии внутренних
металлических деталей под влиянием озона, образующегося в ре-
з у л ь т а т е искрения при работе распределителя, внутренняя полость

-198

Л

его принудительно вентилируется. Д л я этого в корпусе распреде-
лителя предусмотрено д в а отверстия с конической резьбой для

Рис. 89.

Принципиальная электрическая схема бесконтактной си-

стемы з а ж и г а н и я :

1

— т р а н з и с т о р н ы й к о м м у т а т о р ТК-200;

2

— ф и л ь т р ;

3

— д о б а в о ч н ы й р е з и с т о р ;

4

— к а т у ш к а з а ж и г а н и я ;

5 —

с т а р т е р ; б — а в а р и й н ы й в и б р а т о р ; 7 — д а т ч и к -

р а с п р е д е л и т е л ь ;

8 —

в ы к л ю ч а т е л и з а ж и г а н и я ;

9 —

а к к у м у л я т о р н а я б а т а р е я

подсоединения штуцеров гибких вентиляционных шлангов. Венти-
ляция распределителя осуществляется воздухом, очищенным воз-
душным фильтром (см. рис. 28).

Катушка зажигания Б118 предназначена для получения им-*

пульсов высокого напряжения, обеспечивающих пробивание ис-
крового промежутка в свечах зажигания.

Катушка герметичная, экранированная, прикреплена к щиту

кабины под распределителем.

Катушка имеет д в а вывода низкого напряжения, из которых

ВК подсоединяется к одному из д в у х з а ж и м о в ВК-12 коммутатора
ТК-200, второй Р — к з а ж и м у КЗ коммутатора. Катушка з а ж и г а -
ния Б118 предназначена д л я работы только с транзисторным ком-

мутатором ТК-200. Применение катушек других типов недопустимо.

Коммутатор транзисторный ТК-200 предназначен д л я необхо-

димого усиления и коммутации электрического тока в первичной

обмотке катушки зажигания.

Вибратор аварийный РС331 включается в работу только в ава-

рийном режиме при неисправном коммутаторе. Д л я этого присо-

единяют провод от р а з ъ е м а КЗ коммутатора «а разъем вибратора,
а заглушку с р а з ъ е м а вибратора ставят на разъем КЗ комму-

татора.

Свечи зажигания СН307-В (рис. 91) экранированные, гермети-

зированные, имеют резьбу М 1 4 Х 1 , 2 5 на ввертной части корпуса
и резьбу в верхней части экрана М 1 8 Х 1 (под накидную гайку
ш л а н г а ) . В комплект свечи входят уплотнительная резиновая
в т у л к а I, герметизирующая ввод провода в свечу, керамическая
изоляционная втулка

2

экрана и керамический в к л а д ы ш 3 со

-200

встроенным в него демпфирующим сопротивлением от 1000 до

7000 Ом. Это сопротивление предназначено д л я снижения уровня
радиопомех .от системы зажигания и уменьшения выгорания элек-
тродов свечи.

Контакт провода с электродом в к л а д ы ш а осуществлен при по-

мощи контактного устройства КУ-20А1. Как это изображено на
рисунке, на конец провода высокого напряжения, выходящий из
экранирующего шланга, надевают резиновую уплотнительную

втулку свечи и затем провод вводят в контактное устройство.
Ж и л у провода, оголенную на длине 8 мм, вставляют в отверстие

втулки, развальцованной в донышке керамического стаканчика

контактного устройства, и распушают так, чтобы контактное
устройство было з а ж а т о на проводе.

Зазор м е ж д у электродами свечи должен быть в пределах

0,5—0,65 мм.

Свеча является одним из наиболее ответственных узлов си-

стемы зажигания, так как от ее состояния в значительной мере за-
висит надежность работы всей системы. При образовании на свече

нагара создается утечка тока, что приводит к уменьшению вто-
ричного напряжения. Подгорание электродов вызывает увеличе-
ние пробойного напряжения искрового промежутка свечи. Пробой-

ное напряжение в некоторых случаях может д а ж е превышать мак-

симальное напряжение, развиваемое системой зажигания, в ре-
з у л ь т а т е чего возникают перебои зажигания.

При появлении перебоев в работе зажигания п р е ж д е всего

надо проверить зазор м е ж д у электродами и в случае необходимо-

сти отрегулировать его.

Провода высокого напряжения марки ПВС-7 имеют двухслой-

ную изоляцию и ж и л у из семи стальных нержавеющих проволочек,
Провода заключены в экранирующие герметичные шланги с внут^
ренним диаметром 8 мм на участке от свечей до сборных коллек-
торов и с внутренним диаметром 22 мм от коллекторов до . рас-
пределителя.

Комбинированный выключатель зажигания и стартера пред-

назначен для включения и выключения цепей зажигания и стар-

тера. Установлен он на переднем щите кабины.

Выключатель имеет три положения, из которых два фиксиро-

ванных. В положении 0 все выключено, ключ свободно вставляется
в замок и вынимается из него.

Положение / — включен з а ж и м КЗ (зажигание) поворотом

ключа по ходу часовой стрелки (см. рис. 85).

Положение // — включены з а ж и м ы КЗ (зажигание), и СТ

(стартер) поворотом ключа по ходу часовой стрелки. Положе-

ние

II

не фиксированное, возврат в положение / осуществляется

пружиной после снятия усилия с ключа.

Правильная установка провода высокого напряжения в гнездо

крышки катушки зажигания имеет в а ж н о е значение для обеспе-

чения нормальной работы системы зажигания. В случае длитель-
ной работы двигателя с проводом, введенным в гнездо катушки

-202

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
1 посетитель считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности