ЗИЛ-131 и его модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (1980 год) — часть 25
всеми необходимыми приборами, инструментами и квалифи-
цированным персоналом.
В процессе эксплуатации генератор смазывать не тре-
буется, Смазка з а л о ж е н а в герметизированные подшипники
на весь срок с л у ж б ы до капитального ремонта.
Порядок разборки генератора:
1. Отвернуть д в а винта крепления щ е т к о д е р ж а т е л я , к крышке
и снять щ е т к о д е р ж а т е л ь со щетками.
2. Отвернуть три винта крепления крышки шарикоподшипника.
3. Отвернуть стяжные шпильки.
4. Снять крышку со стороны контактных колец вместе со ста-
тором. При необходимости применить съемник.
5. Отсоединить фазные обмотки статора от выводов на вы-
прямительном блоке в крышке со стороны контактных колец.
6. Отвернуть гайку крепления шкива и при помощи съемника
снять шкив.
7. Снять вентилятор, дистанционную втулку и вынуть шпонку.
8. Снять крышку со стороны привода вместе с подшипником
с в а л а при помощи съемника, используя два отверстия в торце
крышки. '
9. Отвернуть четыре винта, снять д е р ж а т е л ь подшипника и
выпрессовать шарикоподшипник из гнезда крышки со стороны
привода.
Порядок операций при сборке генератора обратный.
Проверка выпрямительного блока. Отказ в работе генера-
тора может произойти из-за выхода из строя выпрямительного
блока.
Блок проверяют на разобранном генераторе при отсоединен-
ной обмотке статора при помощи а к к у м у л я т о р н о й
1
батареи, под-
ключаемой к выводам блока через контрольную лампу. При про-
верке плюсовых выводов диодов к плюсовой шине выпрямитель-
ного блока надо подсоединить один провод аккумуляторной бата-
реи, а другой провод через контрольную лампу поочередно под-
соединять к выводам диодов на выпрямительном блоке.
При проверке минусовых выводов диодов к минусовой шине
выпрямительного блока подсоединить провод аккумуляторной ба-
тареи, после чего выполнить такие же операции, как и при про-
верке плюсовых выводов диодов.
Исправные диоды выпрямительного блока проводят ток только
в одном направлении, следовательно, контрольная лампа д о л ж н а
гореть только при включении диодов в проводящем направлении
к а ж д о г о типа диодов выпрямительного блока. Если контрольная
л а м п а горит при включении ее в обоих направлениях, т.- е. в прово-
дящем и в непроводящем, то диод блока непригоден из-за нали-
чия в нем короткого замыкания. Если контрольная лампа не горит
в проводящих направлениях, то диоды выпрямительного блока не-
исправны.
При обнаружении неисправности диодов выпрямительный
блок необходимо з а м е н и т ь
7*
195
З а п р е щ а е т с я п р о в е р к а в ы п р я м и т е л ь н о г о б л о к а :
1 . О т и с т о ч н и к а п о с т о я н н о г о т о к а н а п р я ж е н и е м б о л е е 1 2 В .
2 . О т и с т о ч н и к а п е р е м е н н о г о т о к а .
3 . Б е з к о н т р о л ь н о й л а м п ы , в к л ю ч е н н о й п о с л е д о в а т е л ь н о с вы-
п р я м и т е л ь н ы м б л о к о м .
ОСНОВНЫЕ ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ГЕНЕРАТОРА
И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
П р и ч и н а и п р и з н а к н е и с п р а в н о с т и
С п о с о б у с т р а н е н и я
1. Пробуксовка приводного ремня
2. Неисправность в проводке или
контактных присоединениях к генера-
тору, регулятору и другим элемен-
там цепи. Плохой контакт корпуса
генератора с корпусом регулятора
3. Неисправен амперметр
4\ Нет контакта между щетками и
кольцами:
а) заедание щетки в направляю-
щих
б) загрязнены и замаслены кольца
в) щетки изношены (высота менее
9 мм)
5. Неисправен регулятор напряже-
ния
6. Отпайка концов от колец или
обрыв обмотки катушки возбужде-
7. Неисправность (пробой или
обрыв) выпрямительного блока
8. Обрыв или короткое замыкание
одной из фаз статора
1. Натянуть ремень, убедиться в ис-
правности подшипников генератора
2. Определить место неисправности в
проводке или местах контактных при-
соединений и устранить неисправность
3. Проверить и при необходимости
заменить
а) отвернуть винты щеткодержателей,
снять и очистить щетки и щеткодержа-
тели
б) протереть кольца тряпочкой, смо-
ченной в бензине; если загрязнения не
удаляются, кольца зачистить мелкой
стеклянной шкуркой
в) заменить щетки
5. Проверить и при необходимости
заменить
6. Снять щеткодержатель и проверить
сопротивление цепи катушки возбуж-
дения .между контактными кольцами;
при отпайке запаять их," при обрыве
обмотки ротор заменить
7. Заменить выпрямительный блок
8. Разобрать генератор, снять статор
и проверить сопротивление, фаз. При
исправном статоре сопротивление всех
фаз должно быть одинаковым '(раз-
ница не более 10%). При обрыве или
коротком замыкании одной из фаз за*
менить статор
-196
Окончание
Причина и п р и з н а к н е и с п р а в н о с т и
С п о с о б у с т р а н е н и я
1. Чрезмерное натяжение или пе-
рекос приводного ремня
2.
Изношены или разрушены ша-
рикоподшипники
1. Устранить перекос и отрегулиро'
вать натяжение приводного ремня
2. Заменить подшипники
Р Е Г У Л Я Т О Р Н А П Р Я Ж Е Н И Я
Бесконтактный регулятор напряжения Р Р 1 3 2 с л у ж и т д л я под-
держания постоянства напряжения в электрической сети и рабо-
тает совместно с генератором переменного тока Г250-П1 по одно-
проводной схеме электрооборудования автомобилей с присоедине-
нием «минуса» на корпус.
Регулятор напряжения представляет собой электронный при-
бор на кремниевых полупроводниковых элементах.
При к а ж д о м техническом обслуживании автомобиля (ТО-2)
необходимо проверить чистоту и з а т я ж к у наконечников проводов
к з а ж и м а м регулятора, а т а к ж е з а ж и м о в фильтра ФР132.
При очередном техническом обслуживании один раз в год
(при сезонном обслуживании) надо дополнительно проверить ре-
гулируемое напряжение на автомобиле. Д л я проверки регулируе-
мого напряжения подключить вольтметр класса точности не ниже
1,0 м е ж д у выводом + и корпусом регулятора; включить в каче-
стве дополнительной нагрузки дальний свет фар. Д в и г а т е л ь авто-
мобиля должен работать со средней частотой вращения в а л а .
Если регулируемое напряжение регуляторов выходит за пре-
делы технических характеристик более чем на ± 0 , 3 В, то регуля-
тор следует снять и проверить в специализированной мастерской.
Если при проверке на стенде регулируемое напряжение регу-
лятора т а к ж е выходит за пределы технических характеристик
более чем на 0,3 В, то регулятор напряжения следует заменить
ввиду того, что ремонтировать его можно только в специальной
мастерской,
Техническая характеристика регулятора напряжения
-197
Категорически запрещается з а м ы к а т ь выводы регуля-
тора м е ж д у собой или на корпус. Это приводит к выводу т
строя регулятора.
СИСТЕМА З А Ж И Г А Н И Я
Устройство и техническое обслуживание системы зажигания»
На двигателе установлена экранированная, герметизированная,
бесконтактно-транзисторная • система батарейного зажигания, со-
стоящая из катушки зажигания, распределителя зажигания, тран-
зисторного коммутатора, свечей зажигания и проводов высокого
напряжения в экранирующих шлангах и коллекторах, а т а к ж е вы-
ключателя зажигания.
Последовательно с катушкой зажигания включается добавоч-
ный резистор СЭ326, который автоматически закорачивается при
пуске двигателя д л я компенсации связанного с включением стар-
тера снижения напряжения аккумуляторной батареи. Добавоч-
ный резистор не герметичен, и поэтому его крепят выше уровня
брода. Схема включения аппаратов зажигания показана на
рис. 88; а принципиальная схема на рис. 89.
Распределитель Р351 (рис. 90) герметизированный, экраниро-
ванный, восьмиискровой, с центробежным регулятором опереже-
ния зажигания, бесконтактный. Распределитель предназначен для
управления работой коммутатора и распределения импульсов вы-
сокого напряжения по цилиндрам двигателя в необходимой по-
следовательности.
Д л я плавной.регулировки у г л а опережения зажигания в зави-
симости от сорта применяемого топлива с л у ж и т октан-корректор,
состоящий из двух пластин, одна из которых прикреплена болтом
к корпусу распределителя, а д р у г а я — д в у м я болтами к корпусу
привода (на блоке цилиндров). Вращением регулировочных гаек
октан-корректора достигается взаимное перемещение пластин и со-
ответственно поворот корпуса распределителя.
Д л я доступа к гнездам высокого напряжения на крышке рас-
пределителя крышка экранирующего колпака сделана съемной,
и ее крепят тремя болтами. Д л я доступа к ротору и статору гене-
ратора напряжения снимают весь экранирующий колпак, кре-
пящийся т а к ж е тремя болтами к корпусу распределителя. При
разборке экрана следует обращать внимание на сохранность уп-
лотнительных прокладок. Вводы проводов низкого и высокого на-
пряжения от катушки зажигания уплотнены резиновыми коль-
цами. Д л я уплотнения посадочного хвостовика корпуса распреде-
лителя на нем сделана канавка, в которую заложено уплотнитель-
ное резиновое кольцо.
Распределитель герметизирован,-так как он предназначен для
р а б о т ы под водой (при преодолении б р о д а ) . Во избежание порчи
высоковольтных пластмассовых деталей и коррозии внутренних
металлических деталей под влиянием озона, образующегося в ре-
з у л ь т а т е искрения при работе распределителя, внутренняя полость
-198
Л
его принудительно вентилируется. Д л я этого в корпусе распреде-
лителя предусмотрено д в а отверстия с конической резьбой для
Рис. 89.
Принципиальная электрическая схема бесконтактной си-
стемы з а ж и г а н и я :
1
— т р а н з и с т о р н ы й к о м м у т а т о р ТК-200;
2
— ф и л ь т р ;
3
— д о б а в о ч н ы й р е з и с т о р ;
4
— к а т у ш к а з а ж и г а н и я ;
5 —
с т а р т е р ; б — а в а р и й н ы й в и б р а т о р ; 7 — д а т ч и к -
р а с п р е д е л и т е л ь ;
8 —
в ы к л ю ч а т е л и з а ж и г а н и я ;
9 —
а к к у м у л я т о р н а я б а т а р е я
подсоединения штуцеров гибких вентиляционных шлангов. Венти-
ляция распределителя осуществляется воздухом, очищенным воз-
душным фильтром (см. рис. 28).
Катушка зажигания Б118 предназначена для получения им-*
пульсов высокого напряжения, обеспечивающих пробивание ис-
крового промежутка в свечах зажигания.
Катушка герметичная, экранированная, прикреплена к щиту
кабины под распределителем.
Катушка имеет д в а вывода низкого напряжения, из которых
ВК подсоединяется к одному из д в у х з а ж и м о в ВК-12 коммутатора
ТК-200, второй Р — к з а ж и м у КЗ коммутатора. Катушка з а ж и г а -
ния Б118 предназначена д л я работы только с транзисторным ком-
мутатором ТК-200. Применение катушек других типов недопустимо.
Коммутатор транзисторный ТК-200 предназначен д л я необхо-
димого усиления и коммутации электрического тока в первичной
обмотке катушки зажигания.
Вибратор аварийный РС331 включается в работу только в ава-
рийном режиме при неисправном коммутаторе. Д л я этого присо-
единяют провод от р а з ъ е м а КЗ коммутатора «а разъем вибратора,
а заглушку с р а з ъ е м а вибратора ставят на разъем КЗ комму-
татора.
Свечи зажигания СН307-В (рис. 91) экранированные, гермети-
зированные, имеют резьбу М 1 4 Х 1 , 2 5 на ввертной части корпуса
и резьбу в верхней части экрана М 1 8 Х 1 (под накидную гайку
ш л а н г а ) . В комплект свечи входят уплотнительная резиновая
в т у л к а I, герметизирующая ввод провода в свечу, керамическая
изоляционная втулка
2
экрана и керамический в к л а д ы ш 3 со
-200
встроенным в него демпфирующим сопротивлением от 1000 до
7000 Ом. Это сопротивление предназначено д л я снижения уровня
радиопомех .от системы зажигания и уменьшения выгорания элек-
тродов свечи.
Контакт провода с электродом в к л а д ы ш а осуществлен при по-
мощи контактного устройства КУ-20А1. Как это изображено на
рисунке, на конец провода высокого напряжения, выходящий из
экранирующего шланга, надевают резиновую уплотнительную
втулку свечи и затем провод вводят в контактное устройство.
Ж и л у провода, оголенную на длине 8 мм, вставляют в отверстие
втулки, развальцованной в донышке керамического стаканчика
контактного устройства, и распушают так, чтобы контактное
устройство было з а ж а т о на проводе.
Зазор м е ж д у электродами свечи должен быть в пределах
0,5—0,65 мм.
Свеча является одним из наиболее ответственных узлов си-
стемы зажигания, так как от ее состояния в значительной мере за-
висит надежность работы всей системы. При образовании на свече
нагара создается утечка тока, что приводит к уменьшению вто-
ричного напряжения. Подгорание электродов вызывает увеличе-
ние пробойного напряжения искрового промежутка свечи. Пробой-
ное напряжение в некоторых случаях может д а ж е превышать мак-
симальное напряжение, развиваемое системой зажигания, в ре-
з у л ь т а т е чего возникают перебои зажигания.
При появлении перебоев в работе зажигания п р е ж д е всего
надо проверить зазор м е ж д у электродами и в случае необходимо-
сти отрегулировать его.
Провода высокого напряжения марки ПВС-7 имеют двухслой-
ную изоляцию и ж и л у из семи стальных нержавеющих проволочек,
Провода заключены в экранирующие герметичные шланги с внут^
ренним диаметром 8 мм на участке от свечей до сборных коллек-
торов и с внутренним диаметром 22 мм от коллекторов до . рас-
пределителя.
Комбинированный выключатель зажигания и стартера пред-
назначен для включения и выключения цепей зажигания и стар-
тера. Установлен он на переднем щите кабины.
Выключатель имеет три положения, из которых два фиксиро-
ванных. В положении 0 все выключено, ключ свободно вставляется
в замок и вынимается из него.
Положение / — включен з а ж и м КЗ (зажигание) поворотом
ключа по ходу часовой стрелки (см. рис. 85).
Положение // — включены з а ж и м ы КЗ (зажигание), и СТ
(стартер) поворотом ключа по ходу часовой стрелки. Положе-
ние
II
не фиксированное, возврат в положение / осуществляется
пружиной после снятия усилия с ключа.
Правильная установка провода высокого напряжения в гнездо
крышки катушки зажигания имеет в а ж н о е значение для обеспе-
чения нормальной работы системы зажигания. В случае длитель-
ной работы двигателя с проводом, введенным в гнездо катушки
-202
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст