ЗИЛ-131 и его модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (1980 год) — часть 24

ния р е з ь б о в ы х соединений в о з д у х о п р о в о д о в д о л ж е н быть
0,4 кгС'М. В исправной системе снижение д а в л е н и я в х о л о д н ы х
ш и н а х при з а к р ы т о м к р а н е у п р а в л е н и я д а в л е н и е м и о т к р ы т ы х

шинных к р а н а х на к о л е с а х не д о л ж н о быть б о л е е чем 0,5 кгс/см

2

за 6 ч стоянки а в т о м о б и л я .

При з н а ч и т е л ь н ы х п о в р е ж д е н и я х системы р е г у л и р о в а н и я дав-

ления в о з д у х а в шинах, когда компрессор не к о м п е н с и р у е т сниже-
ния д а в л е н и я в о з д у х а в шинах, шинные краны н а д о з а к р ы т ь , а
кран у п р а в л е н и я поставить в среднее положение. При п о в р е ж д е -
ниях шинных кранов н е о б х о д и м о снять ш л а н г и , с о е д и н я ю щ и е

краны с вентилями колес, а в вентили в с т а в и т ь золотники и за-
к р ы т ь вентили к о л п а ч к а м и . В этом с л у ч а е п о д к а ч и в а т ь шины не-
о б х о д и м о как обычно ш л а н г о м , через кран о т б о р а в о з д у х а

11

(см. рис. 71), а п р о в е р я т ь д а в л е н и е в шинах шинным м а н о м е т р о м .

Золотники и колпачки д л я всех шин в о д и т е л ь д о л ж е н х р а н и т ь
вместе с мелким инструментом.

З а п р е щ а е т с я о т к л ю ч а т ь о т с и с т е м ы о д н о и л и н е с к о л ь к о

к о л е с и п о л ь з о в а т ь с я р е г у л и р о в а н и е м д а в л е н и я в о с т а л ь н ы х .

Р а б о т а головок п о д в о д а в о з д у х а во многом з а в и с и т от нали-

чия и качества с м а з к и на т р у щ и х с я поверхностях м а н ж е т саль-

ника и крышки. П о э т о м у при к а ж д о м снятии цапф необходимо об-

н о в л я т ь с м а з к у в г о л о в к а х п о д в о д а в о з д у х а . В н у т р е н н ю ю поверх-
ность м а н ж е т с а л ь н и к а и к р ы ш е к необходимо т щ а т е л ь н о с м а з а т ь
смазкой, применяемой д л я ступиц колес; внутренняя полость го-

ловок д о л ж н а быть з а п о л н е н а смазкой, к р о м е зоны отверстия

п о д в о д я щ е г о ш т у ц е р а .

С л е д у е т п р о д у в а т ь в о з д у х о п р о в о д ы и ш л а н г и системы регули-

р о в а н и я д а в л е н и я в о з д у х а в ш и н а х .

Д л я этого необходимо освободить верхний конец в о з д у ш н о г о

ш л а н г а , и д у щ е г о от шинного к р а н а к вентилю, п р е д в а р и т е л ь н о за-

крыв пробку шинного к р а н а ; спустить конденсат из в о з д у ш н ы х

б а л л о н о в ; пустить д в и г а т е л ь и поднять д а в л е н и е в о з д у х а в пнев-
матической системе т о р м о з о в до м а к с и м а л ь н о г о и п р о д у т ь к а ж -
д у ю ветвь т р у б о п р о в о д а .

Шинные краны, с л е д у е т д е р ж а т ь постоянно о т к р ы т ы м и . З а -

к р ы в а т ь их н а д о т о л ь к о на д л и т е л ь н ы х стоянках во и з б е ж а н и е
большой утечки в о з д у х а из шин. П е р е д н а ч а л о м д в и ж е н и я шин-

ные к р а н ы н а д о о т к р ы т ь и п о д к а ч а т ь шины до н о р м а л ь н о г о д а в -
ления.

Д л я того чтобы з а к р ы т ь шинные краны, необходимо пользо-

в а т ь с я т о л ь к о специальным ключом, который имеется в к о м п л е к т е

и н с т р у м е н т а в о д и т е л я . Короткий вороток этого к л ю ч а не позво-

л я е т п р и л а г а т ь излишние усилия. При исправном к р а н е полная

герметичность д о с т и г а е т с я при м а л о м усилии з а в е р т ы в а н и я к р а н а .
П о п ы т к а д о с т и г н у т ь герметичности неисправного крана увеличе-
нием усилия з а в е р т ы в а н и я и применением у д л и н и т е л е й воротка

п р и в е д е т к окончательной порче к р а н а .

-187

Запрещаётся ставить кран управления давлением в шинах в

положение « Н а к а ч к а » при закрытых шинных кранах, так как при

этом может быть поврежден шинный манометр.

Переводить кран управления в положение « Н а к а ч к а » следует

плавным движением (особенно если при этом в шинах колес не-
большое давление), для того чтобы резкое увеличение давления
в воздухопроводах не привело к повреждению шинного манометра.

Э Л Е К Т Р О О Б О Р У Д О В А Н И Е

Система электрооборудования автомобиля однопроводная, но-

минальное напряжение 12 В; с корпусом (массой автомобиля) со-
единены отрицательные полюсы источников тока.

Схема электрооборудования показана на'рис. 85.

-189

Г Е Н Е Р А Т О Р

УСТРОЙСТВО ГЕНЕРАТОРА

На автомобиле установлен генератор переменного тока

Г250-П1, предназначенный д л я питания электроэнергией потреби-

телей и подзаряда аккумуляторной батареи на автомобиле. Ге-

нератор работает совместно с регулятором напряжения РР132

и аккумуляторной батареей. Защита от радиопомех обеспечи-
вается фильтром ФР132.

Генератор представляет собой трехфазную двенадцатиполюс-

ную синхронную электрическую машину со встроенным выпрями-
тельным блоком ВБГ1-Т, с проточной вентиляцией. Генератор ра-

ботает по однопроводной схеме электрооборудования автомобиля
с присоединением «минуса» на корпус.

На генераторе имеются четыре вывода: + д л я соединения с ба-

тареей и нагрузкой; два вывода Ш для соединения с выводом Ш

и + регулятора напряжения (выводы Ш выполнены в виде двух-

клеммового штекерного разъема в щ е т к о д е р ж а т е л е ) ; — для соеди-

нения с корпусом регулятора напряжения.

Принципиальная схема соединения генератора Г250-П1, регу-

лятора напряжения РР132 и фильтра ФР132 на автомобиле пред-
ставлена на рис. 86.

Продольный разрез генератора Г250-П1 представлен

та

рис. 87,

Рис. 87. Генератор переменного тока:

/ — щ е т к о д е р ж а т е л ь ;

2

и

10

— ш а р и к о п о д ш и п н и к и ; 3 — ш к и ф ; 4 — вен-

т и л я т о р ; 5 и

8 —

к р ы ш к и ;

6

— с т а т о р ; 7 — р о т о р ;

9

— в ы п р я м и т е л ь н ы й

б л о к

5

Рис. 86. Принципиальная схема соединения
аппаратов генератора и регулятора напря-

жения:

/ — к к а т у ш к е з а ж и г а н и я ;

II— к

н а г р у з к е ;

1

р е г у л я т о р н а п р я ж е н и я ;

2

— з а м о к з а ж и г а н и я ; 5 —

ф и л ь т р ФР-132;

4

— а к к у м у л я т о р н а я б а т а р е я ;

Генератор состоит из статора, ротора, крышки со стороны кон-

тактных колец с выпрямительным блоком В Б П - Т и щеткодержа-

телем, крышки со стороны привода, вентилятора и шкива.

Статор набран из стальных пластин, соединенных в пакет свар-

кой, и имеет 18 пазов, в которых помещена трехфазная обмотка,

соединенная в звезду. Ротор состоит из катушки возбуждения,

намотанной на стальную втулку, к торцам которой примыкают

два когтеобразных полюсных наконечника, образующих двенад-

цатиполюсную магнитную систему, и д в у х контактных колец, к
которым припаиваются концы обмотки возбуждения. Втулка,
полюсные наконечники и контактные кольца напрессованы на вал.
В а л вращается в д в у х шарикоподшипниках закрытого типа с ре-

зиновыми уплотнениями. Подшипники установлены в крышках

генератора.

Крышка со стороны контактных колец-—-из алюминиевого

сплава, с вентиляционными окнами и лапой д л я крепления на дви-

гателе. В крышке установлены выпрямительный блок В Б П - Т и
пластмассовый щ е т к о д е р ж а т е л ь с д в у м я щетками. Щетки соеди-
нены с выводами Ш штекерного р а з ъ е м а .

Крышка со стороны привода — и з алюминиевого сплава, с вен-

тиляционными окнами и д в у м я лапами, одна из которых с л у ж и т

д л я крепления генератора на кронштейне, а д р у г а я — д л я креп-

ления натяжной,планки.

Шкив и штампованный вентилятор устанавливают на вал ге-

нератора на шпонке и закрепляют гайкой с пружинной шайбой.

Установка генератора на двигатель. Генератор д в у м я лапами

крепится с помощью кронштейнов к нижней крышке компрессора,
третьей лапой генератор присоединяется к натяжной планке, при
помощи которой регулируется натяжение приводного ремня с та-
ким расчетом, чтобы при нажатии на середину ремня с усилием
4 кгс прогиб его был в пределах 8 — 1 4 мм (см. рис. 33).

При закреплении генератора на двигателе (если генератор

снимался с двигателей) надо учитывать, что задний кронштейн
генератора имеет овальные прорези под болты, крепящие крон-
штейн к нижней крышке компрессора. Вследствие этого кронштейн

может быть притянут к лапам крышек генератора без зазора.

Рекомендуется при установке генератора перед затяжкой бол-

тов крепления генератора к кронштейну ослаблять болты заднего

кронштейна, затянуть болты крепления генератора й затем затя*
нуть полностью болты заднего кронштейна.

П р и м е ч а н и е . Не допускается перекос приводного ремня. Ручьи шкива

генератора и шкив двигателя должны находиться в одной плоскости.

Провода к выводам генератора, регулятора и аккумуляторной

батареи присоединяют в строгом соответствии с маркировкой,

указанной на з а ж и м а х генератора и регулятора, и схемой (см.
рис. 86). Неправильное присоединение проводов к з а ж и м а м гене-
ратора и регулятора может привести к выводу из строя генера-

тора, аккумуляторной батареи и регулятора.

7—244 , 193

Колодка штекерного разъема щеткодержателя д о л ж н а фикси-

роваться щелчком.

Д л я отсоединения проводов от щ е т к о д е р ж а т е л я тянуть только

за соединительную колодку, а не за провод,

ТЕХНИЧЕСКОЕ О Б С Л У Ж И В А Н И Е ГЕНЕРАТОРА •

Д л я обеспечения надежной и безотказной работы генератора

в условиях эксплуатации необходимо содержать генератор в чис-
тоте и выполнять следующие правила технического обслуживания.

Ежедневно перед выездом после пуска двигателя, когда бата-

рея несколько разряжена стартером, надо проверить работу гене-
ратора по показанию амперметра. При средней частоте вращения
коленчатого в а л а двигателя генератор д о л ж е н д а в а т ь некоторый
зарядный ток, величина которого снижается по мере восстанов-
ления з а р я д а батареи.

При исправной и полностью заряженной аккумуляторной ба-

тарее отсутствие зарядного тока (или малый зарядный ток) не
свидетельствует о неисправности генератора.

При втором техническом обслуживании автомобиля (ТО-2)

необходимо: проверить з а т я ж к у болтов крепления генератора и
при необходимости подтянуть их, натяжение приводного ремня;
отрегулировать з а т я ж к у всех мест присоединений проводов к ге-

нератору, регулятору и аккумуляторной батарее; очистить места
присоединений и подтянуть контактные гайки и винты.

При отсоединении и присоединении проводов к генера-

тору надо отсоединить выключателем массы аккумуляторную

батарею.

Исправная работа генератора и регулятора может быть обес-

печена только при условии хорошего к о н т а к т а м цепи м е ж д у кор-
пусами генератора и регулятора.

Через к а ж д ы е 25 тыс. км пробега необходимо дополнительно:

сиять генератор с автомобиля; продуть генератор для удаления

пыли; проверить состояние щеточного узла. Д л я этого надо от-
вернуть два винта крепления щеткодержателя к крышке и вынуть
щеткодержатель, проверить, свободно ли перемещаются щетки в
щеткодержателе и высоту щеток. Высота щеток д о л ж н а быть не
менее 8 мм (не учитывая часть щетки под пружиной). При необ-
ходимости щетки заменить.

Если износ контактных колец превышает 0,5 мм по диаметру,

их следует проточить. Минимально допустимый диаметр проточки

контактных колец 29,5-0,28' м-до.

В случае обнаружения заедания или сильного шума подтип*

ника его следует заменить.

Проверить и при необходимости подтянуть шпильки генера-

тора, гайку шкива генератора.

Ремонт, разборку и сборку генератора можно выполнять

только в специализированной мастерской, располагающей

-194

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности