ЗИЛ-131 и его модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (1980 год) — часть 23

то это с в и д е т е л ь с т в у е т о неплотности впускного к л а п а н а секции,
у п р а в л я ю щ е й рабочим тормозом прицепа, или выпускного кла-

пана секции, у п р а в л я ю щ е й р а б о ч и м тормозом а в т о м о б и л я . Если

после д в у х - т р е х повторных т о р м о ж е н и й утечка в о з д у х а продол-
ж а е т с я , то с л е д у е т в ы н у т ь и осмотреть у к а з а н н ы е к л а п а н ы .

П о с л е 50 0 0 0 — 7 0 000 км пробега снять тормозной кран, разо-

б р а т ь его, п р о м ы т ь т р у щ и е с я поверхности чистым керосином, про-

т е р е т ь их мягкой тряпкой и с м а з а т ь тонким слоем смазки № 158.

В к а ч е с т в е з а м е н и т е л я м о ж е т быть использована с м а з к а
Ц И А Т И М - 2 0 1 . При этом с м а з к у н а д о проводить через 20 0 0 0 —
25 000 км пробега, но не р е ж е одного р а з а в год. З а т е м вновь со-
б р а т ь тормозной кран, п р е д в а р и т е л ь н о проверив л е г к о с т ь х о д а на-
п р а в л я ю щ и х с т а к а н о в д и а ф р а г м ы , штока, с т а к а н а , уравновеши-

в а ю щ е й п р у ж и н ы и рычагов.

После сборки при помощи н а п р а в л я ю щ е й б штока (см.

рис. 79) н а д о о т р е г у л и р о в а т ь в о т т о р м о ж е н н о м состоянии давле-
ние в о з д у х а в секции, у п р а в л я ю щ е й т о р м о з а м и прицепа, в пре-
д е л а х 4 , 8 — 5 , 3 кгс/см

2

(при ввинчивании н а п р а в л я ю щ е й д а в л е н и е

п о в ы ш а е т с я ) . П о с л е р е г у л и р о в к и д а в л е н и я п о л о ж е н и е направля-
ющей штока необходимо з а ф и к с и р о в а т ь контргайкой

22.

Р а з б о р к у , чистку и р е г у л и р о в к у тормозного к р а н а д о л ж е н вы-

полнять к в а л и ф и ц и р о в а н н ы й механик и т о л ь к о в у с л о в и я х мас-

терской.

При у с т а н о в к е конических к л а п а н о в с л е д у е т проверить и, если

надо, о т р е г у л и р о в а т ь при помощи п р о к л а д о к величину открытия
впускного к л а п а н а . При полном х о д е р ы ч а г а тормозного крана
х о д впускного к л а п а н а д о л ж е н б ы т ь равен 2,5—3,0 мм. Величину
о т к р ы т и я впускного к л а п а н а м о ж н о измерить с л е д у ю щ и м обра-
зом: отсоединить т р у б о п р о в о д , п о д в о д я щ и й в о з д у х от в о з д у ш н о г о

б а л л о н а к т о р м о з н о м у крану, в ы в е р н у т ь из пробки

16

соедини-

т е л ь н у ю а р м а т у р у , н а ж а т ь до о т к а з а на п е д а л ь т о р м о з а или по-
т я н у т ь за р ы ч а г

4

тормозного . к р а н а (если тормозной кран

снят с а в т о м о б и л я ) , а з а т е м линейкой или г л у б и н о м е р о м через
отверстие в пробке и з м е р и т ь х о д впускного к л а п а н а .

У т е ч к а в о з д у х а по плоскости р а з ъ е м а корпуса тормозного

к р а н а и его крышек, у к а з ы в а е т на п о в р е ж д е н и е д и а ф р а г м ы или

на н е г е р м е т и ч н о с т ь д е т а л е й к р а н а в месте с о п р я ж е н и я их с диа-

ф р а г м о й . П о в р е ж д е н н у ю д и а ф р а г м у с л е д у е т заменить.

Д р у г и е у з л ы и д е т а л и п н е в м а т и ч е с к о г о п р и в о д а р а б о ч и х

т о р м о з о в

С о е д и н и т е л ь н а я г о л о в к а с л у ж и т д л я соединения

в о з д у х о п р о в о д о в а в т о м о б и л я с прицепом.

К р ы ш к а п р е д о х р а н я е т систему от п о п а д а н и я в нее пыли и

грязи. Если соединительная головка а в т о м о б и л я не соединена с
головкой прицепа, то к р ы ш к а в с е г д а д о л ж н а быть з а к р ы т о й . При
этом д о л ж е н быть з а к р ы т и н а х о д я щ и й с я перед головкой р а з о б -
щительный кран.

-179

П е р е д с о е д и н е н и е м г о л о в о к т я г а ч а и п р и ц е п а с л е д у е т о т к р ы т ь

к р ы ш к у , н а ж а т ь н а к л а п а н и , п о в е р н у в р у к о я т к у р а з о б щ и т е л ь н о г о
к р а н а , п р о д у т ь г о л о в к у . З а т е м н а д о с о е д и н и т ь г о л о в к и и о т к р ы т ь

р а з о б щ и т е л ь н ы е к р а н ы н а а в т о м о б и л е и прицепе. П е р е д к а ж д о й

п о е з д к о й н е о б х о д и м о п р о в е р и т ь , о т к р ы т л и р а з о б щ и т е л ь н ы й кран,

Рис. 80. Тормозная камера с регулировочным рычагом:

/ — корпус камеры;

2 —

д и а ф р а г м а ;

З

-

шток;

4 —

крышка кор-

пуса; 5 — г и б к и й шланг; б и 7 — пружины;

8 —

уплотнительная

ш а й б а ;

9

— болт крепления камеры;

10 —

вилка штока;

11 —

регу-

лировочный рычаг;

12 —

червяк;

13

— фиксатор;

14

— ось червяка;

15

— шестерня;

16

—.вал разжимного к у л а к а ;

17 —

крышка

П р и р а з ъ е д и н е н и и с о е д и н и т е л ь н ы х г о л о в о к т я г а ч а и п р и ц е п а

н а д о с н а ч а л а з а к р ы т ь р а з о б щ и т е л ь н ы й к р а н , з а т е м р а з ъ е д и н и т ь
г о л о в к и и п о с л е э т о г о о б я з а т е л ь н о з а к р ы т ь к р ы ш к и г о л о в о к , пре-

д о х р а н я ю щ и е г о л о в к и о т г р я з и .

Е с л и в о з д у х в ы х о д и т м е ж д у с о е д и н и т е л ь н ы м и г о л о в к а м и , т о

с л е д у е т п р о в е р и т ь и с п р а в н о с т ь р е з и н о в ы х п р о к л а д о к и при необ-
х о д и м о с т и з а м е н и т ь их.

Р а з о б щ и т е л ь н ы й к р а н у с т а н о в л е н в м а г и с т р а л и , со-

е д и н я ю щ е й т я г а ч и прицеп, п е р е д с о е д и н и т е л ь н о й г о л о в к о й и слу-.
ж и т д л я о т к л ю ч е н и я м а г и с т р а л и .

К р а н о т к р ы т , к о г д а его р у к о я т к а н а п р а в л е н а в д о л ь к о р п у с а

к р а н а , и з а к р ы т , к о г д а р у к о я т к а р а с п о л о ж е н а п о п е р е к к о р п у с а .

К р а н о т б о р а в о з д у х а

1 1

(см. рис. 7 1 ) п р е д н а з н а ч е н

д л я о т б о р а в о з д у х а из в о з д у ш н ы х • б а л л о н о в и н а х о д и т с я на пра-

вом п е р е д н е м в о з д у ш н о м б а л л о н е .

Т о р м о з н ы е к а м е р ы (рис. 8 0 ) п р е д н а з н а ч е н ы д л я при-

в е д е н и я в д е й с т в и е р а б о ч е г о т о р м о з а а в т о м о б и л я . Ш т о к 3 т о р м о з -
ной к а м е р ы при п о м о щ и вилки

10

и п а л ь ц а соединен с р е г у л и р о -

в о ч н ы м р ы ч а г о м

1 1

р а з ж и м н о г о к у л а к а т о р м о з а . Г е р м е т и ч н о с т ь

-180

т о р м о з н ы х к а м е р с л е д у е т п р о в е р я т ь . Д л я этого, н а ж и м а я

н а

п е д а л ь т о р м о з а , наполняют к а м е р ы с ж а т ы м в о з д у х о м , з а т е м сма-
ч и в а ю т мыльной эмульсией кромки ф л а н ц а тормозной к а м е р ы ,
места п р о х о д а болтов, с т я г и в а ю щ и х фланец, место п р о х о д а штока
через корпус к а м е р ы , отверстия в корпусе и место присоединения

т р у б о п р о в о д а в к а м е р е .

У т е ч к у в о з д у х а о б н а р у ж и в а ю т по о б р а з о в а н и ю мыльных пу-

зырей. Ч т о б ы у с т р а н и т ь у т е ч к у , необходимо р а в н о м е р н о под-
т я н у т ь все болты крепления крышки к а м е р ы . Если у т е ч к а в о з д у х а

п р о д о л ж а е т с я , т о н а д о сменить д и а ф р а г м у к а м е р ы .

В с л у ч а е д е ф о р м а ц и и корпуса или крышки их н у ж н о вы-

править. Срок с л у ж б ы д и а ф р а г м ы т о р м о з н ы х камер 3 года. По

окончании этого срока д и а ф р а г м ы р е к о м е н д у е т с я з а м е н и т ь .

П Р О В Е Р К А И С П Р А В Н О С Т И П Н Е В М А Т И Ч Е С К О Г О П Р И В О Д А

Т О Р М О З О В

П е р е д в ы е з д о м необходимо у б е д и т ь с я , что д а в л е н и е в системе

не

н и ж е 4,5 кгс/см

2

. Во в р е м я д в и ж е н и я д а в л е н и е в пневматиче-

ской системе т о р м о з о в д о л ж н о б ы т ь в п р е д е л а х 6,0—7,7 кгс/см

2

.

М о ж н о д о п у с к а т ь только к р а т к о в р е м е н н о е с н и ж е н и е д а в л е н и я при
ч а с т ы х повторных т о р м о ж е н и я х .

Во и з б е ж а н и е полного и з р а с х о д о в а н и я в о з д у х а при ч а с т ы х

т о р м о ж е н и я х з а п р е щ а е т с я о с т а н а в л и в а т ь д в и г а т е л ь ' н а д л и н н ы х
с п у с к а х .

П о в ы ш е н и е д а в л е н и я в ы ш е 7,7 кгс/см

2

у к а з ы в а е т на неисправ-

ность р е г у л я т о р а д а в л е н и я или р а з г р у з о ч н о г о у с т р о й с т в а ; повы-
шение д а в л е н и я б о л е е 10 кгс/см

2

у к а з ы в а е т , кроме того, на неис-

правность п р е д о х р а н и т е л ь н о г о к л а п а н а . В этом с л у ч а е необхо-

д и м о немедленно у с т р а н и т ь неисправности.

При резком полном н а ж а т и и на п е д а л ь т о р м о з а (при нерабо-

т а ю щ е м д в и г а т е л е ) д а в л е н и е в б а л л о н а х д о л ж н о несколько сни-
зиться ( в е р х н я я ш к а л а м а н о м е т р а ) , а д а в л е н и е в т о р м о з н ы х ка-

м е р а х (нижняя ш к а л а м а н о м е т р а ) д о л ж н о с т а т ь р а в н ы м д а в л е -
нию в б а л л о н а х . П о с л е этого не д о л ж н о б ы т ь з а м е т н о г о д в и ж е -
ния стрелок м а н о м е т р а в течение времени, пока п е д а л ь н а ж а т а .
Д а л ь н е й ш е е понижение д а в л е н и я в этом с л у ч а е с в и д е т е л ь с т в у е т
о нарушении герметичности в пневматической системе.

П о с л е того как п е д а л ь т о р м о з а резко о т п у щ е н а , время сниже-

ния д а в л е н и я в т о р м о з н ы х к а м е р а х (по нижней ш к а л е мано-

м е т р а ) не д о л ж н о п р е в ы ш а т ь 2 с.

При свободном положении тормозной п е д а л и и н е р а б о т а ю щ е м

д в и г а т е л е снижение д а в л е н и я в системе т о р м о з о в из-за негерме-
тичности системы (по п о к а з а н и ю верхней стрелки м а н о м е т р а ) не
д о л ж н о п р е в ы ш а т ь 0,5 кгс/см

2

в течение 30 мин.

Б ы с т р о е с н и ж е н и е д а в л е н и я в пневматической системе при ос-

т а н о в к е д в и г а т е л я у к а з ы в а е т на повышенную у т е ч к у в о з д у х а из

системы.

Место сильной утечки в о з д у х а м о ж е т быть определено на с л у х .

Н е б о л ь ш а я у т е ч к а м о ж е т быть о п р е д е л е н а при помощи мыльной

-181

эмульсии, которой с л е д у е т смочить места возможной утечки.

Утечку в о з д у х а через соединения у с т р а н я ю т , п о д т я г и в а я соедини-

т е л ь н у ю а р м а т у р у .

С л е д у е т проверять, нет ли касания ш л а н г о в передних тормоз-

ных камер о колеса, повернутые до о т к а з а влево и вправо. В слу-
чае к а с а н и я ш л а н г а с л е д у е т о с л а б и т ь его г а й к у и, п о в о р а ч и в а я

наконечник ш л а н г а на небольшой угол, у с т р а н и т ь касание, после
чего з а т я н у т ь гайку.

Д л я обеспечения нормальной р а б о т ы пневматического привода

тормозов необходимо при технических о с м о т р а х о т к р ы в а т ь спуск-
ные краны в в о з д у ш н ы х б а л л о н а х и с л и в а т ь конденсат.

Н а д о помнить, что слить конденсат из б а л л о н о в м о ж н о только

при наличии в них с ж а т о г о в о з д у х а .

Не с л е д у е т д о п у с к а т ь скопления большого количества конден-

с а т а в б а л л о н а х , т а к как это м о ж е т привести к п о п а д а н и ю кон-
д е н с а т а в рабочие а п п а р а т ы пневматического привода р а б о ч е г о
т о р м о з а .

Количество конденсата зависит от состояния компрессора и

в л а ж н о с т и о к р у ж а ю щ е г о в о з д у х а ; поэтому при в л а ж н о й погоде
необходимо с л и в а т ь конденсат после окончания р а б о т ы . Н а л и ч и е
большого количества м а с л а в конденсате у к а з ы в а е т на неисправ-
ность компрессора.

Зимой необходимо особенно т щ а т е л ь н о с л е д и т ь за сливом кон-

д е н с а т а из воздушных б а л л о н о в во и з б е ж а н и е з а м е р з а н и я его в
системе т р у б о п р о в о д о в пневматического привода тормозов.

В с л у ч а е з а м е р з а н и я к о н д е н с а т а н е л ь з я п о д о г р е в а т ь б а л л о н ы

о т к р ы т ы м о г н е м ( ф а к е л о м , п а я л ь н о й л а м п о й и д р . ) .

П Р О В Е Р К А И Р Е Г У Л И Р О В К А П Н Е В М А Т И Ч Е С К О Г О П Р И В О Д А

Т О Р М О З О В »

Н е о б х о д и м о проверять р е г у л и р о в к у пневматического привода

тормозов и ход штоков тормозных камер.

Д а в л е н и е в о з д у х а в пневматическом приводе т о р м о з о в н а д о

р е г у л и р о в а т ь в с л е д у ю щ е м порядке.

При р а б о т е д в и г а т е л я на холостом х о д у н а д о поднять д а в л е -

ние в о з д у х а в пневматической системе до 7,3—7,7 кгс/см

2

(по по-

к а з а н и ю верхней ш к а л ы м а н о м е т р а на щитке п р и б о р о в ) ; при этом
показание нижней ш к а л ы д о л ж н о быть равно н у л ю ( д а в л е н и е
в о з д у х а в тормозных к а м е р а х ) . З а т е м с л е д у е т н а ж а т ь д о о т к а з а

на п е д а л ь т о р м о з а . При приложении к концу п е д а л и усилия 2 0 —

30 кгс д а в л е н и е в о з д у х а в т о р м о з н ы х к а м е р а х д о л ж н о с р а в н я т ь с я

с д а в л е н и е м в о з д у х а в б а л л о н а х и стрелки на обеих ш к а л а х мано-
м е т р а д о л ж н ы п о к а з ы в а т ь о д и н а к о в ы е величины. При этом конец
п е д а л и не д о л ж е н д о х о д и т ь до пола на 1 0 — 3 0 мм. Если п е д а л ь

у п и р а е т с я в пол или если з а з о р не с о о т в е т с т в у е т у к а з а н н о м у , то
необходимо о т р е г у л и р о в а т ь величину х о д а п е д а л и т о р м о з а , из-
меняя д л и н у тяги, соединяющей р ы ч а г тормозного к р а н а с про-

-182

м е ж у т о ч н ы м р ы ч а г о м привода, при помощи р е г у л и р о в о ч н о й вилки,
навернутой на резьбовой конец тяги.

Если привод тормозного к р а н а о т р е г у л и р о в а н правильно, то

при наличии с ж а т о г о в о з д у х а в в о з д у ш н ы х б а л л о н а х свободный
х о д конца тормозной п е д а л и д о л ж е н быть в п р е д е л а х 4 0 — 6 0 мм.
К р о м е того, необходимо проверить и о т р е г у л и р о в а т ь д а в л е н и е
в о з д у х а в соединительной м а г и с т р а л и пневматического в ы в о д а
д л я у п р а в л е н и я т о р м о з а м и прицепа. Д л я этого н а д о присоединить
манометр к соединительной г о л о в к е и о т к р ы т ь р а з о б щ и т е л ь н ы й

кран. В о т т о р м о ж е н н о м состоянии этот м а н о м е т р д о л ж е н показы-

в а т ь д а в л е н и е в п р е д е л а х 4 , 8 — 5 , 3 кгс/см

2

. Если п о к а з а н и е мано-

метра не с о о т в е т с т в у е т у к а з а н н о м у , то необходимо выполнить ре-
г у л и р о в к у секции крана, у п р а в л я ю щ е й тормоза-ми прицепа.

Р е г у л и р о в к у с л е д у е т проводить в т а к о м порядке: снять кор-

пус

24

(см. рис. 79) р ы ч а г о в т о р м о з н о г о к р а н а , о с л а б и т ь контр-

гайку

22

н а п р а в л я ю щ е й штока и, в р а щ а я н а п р а в л я ю щ у ю штока

6,

у с т а н о в и т ь д а в л е н и е в о з д у х а , п о д а в а е м о г о в м а г и с т р а л ь при-

цепа, в п р е д е л а х 4 , 8 — 5 , 3 кгс/см

2

. З а т е м с л е д у е т з а в е р н у т ь контр-

гайку и п о с т а в и т ь на место корпус р ы ч а г о в ( о б я з а т е л ь н о поста-
вить на место у п л о т н и т е л ь н у ю п р о к л а д к у корпуса р ы ч а г о в ) .

При плавном н а ж а т и и на п е д а л ь т о р м о з а д а в л е н и е по мано-

метру, п о д к л ю ч е н н о м у к соединительной головке, д о л ж н о п л а в н о
у м е н ь ш а т ь с я и дойти до н у л я при полном н а ж а т и и на п е д а л ь .

П р о м е ж у т о ч н ы м п о л о ж е н и я м п е д а л и д о л ж н ы с о о т в е т с т в о в а т ь

п р о м е ж у т о ч н ы е п о к а з а н и я м а н о м е т р о в .

П р о в е р я т ь т о р м о з н у ю пневмосистему необходимо при з а к р ы -

том кране у п р а в л е н и я д а в л е н и е м системы р е г у л и р о в а н и я д а в л е -

ния в о з д у х а в ш и н а х .

Ц Е Н Т Р А Л И З О В А Н Н А Я С И С Т Е М А Р Е Г У Л И Р О В А Н И Я

Д А В Л Е Н И Я В О З Д У Х А В Ш И Н А Х

Н А З Н А Ч Е Н И Е И У С Т Р О Й С Т В О СИСТЕМЫ

Н а л и ч и е на а в т о м о б и л е системы р е г у л и р о в а н и я д а в л е н и я воз-

д у х а в ш и н а х п о з в о л я е т :

а) п о в ы ш а т ь п р о х о д и м о с т ь а в т о м о б и л я на т р у д н о п р о х о д и м ы х

у ч а с т к а х пути б л а г о д а р я , у м е н ь ш е н и ю у д е л ь н о г о д а в л е н и я на
г р у н т изменением д а в л е н и я в ш и н а х ;

" б) п р о д о л ж а т ь д в и ж е н и е а в т о м о б и л я до части без смены ко-

л е с а в с л у ч а е п р о к о л а к а м е р ы ;

в) о с у щ е с т в л я т ь постоянное н а б л ю д е н и е за д а в л е н и е м в ши-

нах и с н и ж а т ь или п о в ы ш а т ь его при отклонении от нормы.

Д а в л е н и е в о з д у х а в шинах с н и ж а ю т н и ж е н о р м а л ь н о г о только

в тех с л у ч а я х , когда необходимо п р е о д о л е в а т ь т р у д н о п р о х о д и м ы е
у ч а с т к и пути. Не р е к о м е н д у е т с я с н и ж а т ь д а в л е н и е в шинах без
особой необходимости,

-183

С и с т е м а р е г у л и р о в а н и я д а в л е н и я в о з д у х а в ш и н а х (см. рис. 7 1 )

с о с т о и т из к р а н а 5 у п р а в л е н и я д а в л е н и е м с к л а п а н о м - о г р а н и ч и -
т е л е м с н и ж е н и я д а в л е н и я , г о л о в о к

24

п о д в о д а в о з д у х а к ш и н а м

колес, ш и н н ы х к р а н о в

2 6

з а п о р а в о з д у х а , в о з д у ш н о г о мано-

м е т р а

13

и т р у б о п р о в о д о в .

Рис. 81. Кран управления давлением с клапаном-ограничителем:

/ — упорная шайба;

2

— пружина клапана-ограничителя: 3 — направляю-

щий стакан;

4

— крышка к л а п а н а ;

5

— д и а ф р а г м а ;

6

— корпус крана уп-

равления; 7 — распорное кольцо сальника;

8

— распорная в т у л к а ;

9 —

сальник;

10 —

золотник; // — н а п р а в л я ю щ а я золотника;

12

— замочное

кольцо;

13

— контргайка;

14

— болт

К р а н у п р а в л е н и я д а в л е н и е м

с к л а п а н о м - о р г а н и ч и т е л е м з о л о т -

н и к о в ы й (рис. 8 1 ) , с о с т о и т из к о р п у с а

6 ,

и м е ю щ е г о т р и о т в е р с т и я

д л я п о д в о д а в о з д у х а о т п н е в м а т и ч е с к о й с и с т е м ы к ш и н а м к о л е с
и в ы п у с к а в о з д у х а в а т м о с ф е р у .

З о л о т н и к

10

п е р е м е щ а е т с я в к о р п у с е и у п л о т н я е т с я с а л ь н и -

к а м и

9,

п о д ж и м а е м ы м и при п о м о щ и н а п р а в л я ю щ е й

11

з о л о т н и к а ,

р а с п о р н ы м и к о л ь ц а м и 7, в т у л к а м и

8

и о п о р н ы м и ш а й б а м и .

З а м о ч н о е к о л ь ц о

1 2

о г р а н и ч и в а е т к р а й н и е п р е д е л ы х о д а зо-

л о т н и к а . З о л о т н и к с о е д и н е н т я г о й с р ы ч а г о м к р а н а . Р ы ч а г к р а н а
и м е е т три п о л о ж е н и я : п р а в о е , л е в о е и с р е д н е е . В с е т р и п о л о ж е н и я
р ы ч а г а ф и к с и р у ю т с я в п р о р е з я х к р о н ш т е й н а и с о о т в е т с т в у ю т :
п р а в о е — н а к а ч к е шин, с р е д н е е — н е й т р а л ь н о м у п о л о ж е н и ю , к о г д а
с и с т е м а р е г у л и р о в а н и я д а в л е н и я р а з ъ е д и н е н а с п н е в м а т и ч е с к о й
с и с т е м о й т о р м о з о в , и л е в о е — в ы п у с к у в о з д у х а из шин в а т м о -
с ф е р у .

П р и п е р е в о д е р ы ч а г а к р а н а у п р а в л е н и я д а в л е н и е м в п о л о ж е -

ние « Н а к а ч к а » ( п р а в о е к р а й н е е п о л о ж е н и е ) з о л о т н и к

1 0

п е р е м е -

щ а е т с я в п е р е д , п р о т о ч к а н а з о л о т н и к е при э т о м у с т а н а в л и в а е т с я
п р о т и в л е в о г о с а л ь н и к а , и в о з д у х ч е р е з о б р а з о в а в ш и й с я з а з о р под
с а л ь н и к о м п о с т у п а е т в ш и н ы ( в к л ю ч е н о н а к а ч и в а н и е ш и н ) .

П р и п е р е в о д е р ы ч а г а к р а н а у п р а в л е н и я д а в л е н и е м в п о л о ж е -

ние « В ы п у с к в о з д у х а в а т м о с ф е р у » ( л е в о е к р а й н е е п о л о ж е н и е )
волотник п е р е м е щ а е т с я н а з а д , п р о т о ч к а н а з о л о т н и к е при э т о м ус-
т а н а в л и в а е т с я п р о т и в п р а в о г о с а л ь н и к а , и в о з д у х и з шин в ы х о д и т

в а т м о с ф е р у . В о з д у х , в ы п у с к а е м ы й в а т м о с ф е р у , о т в о д и т с я из
к р а н а т р у б к о й в п о д к а п о т н о е п р о с т р а н с т в о ,

-184

П р и п е р е в о д е р ы ч а г а к р а н а у п р а в л е н и я д а в л е н и е м в н е й т р а л ь -

ное п о л о ж е н и е п р о т о ч к а н а з о л о т н и к е н а х о д и т с я м е ж д у с а л ь н и -
к а м и , т. е. в п о л о ж е н и и , и с к л ю ч а ю щ е м как п о с т у п л е н и е в о з д у х а

из п н е в м а т и ч е с к о й с и с т е м ы т о р м о з о в в шины, т а к и в ы п у с к воз-

д у х а из шин в а т м о с ф е р у ( к р а н з а к р ы т ) .

К р а н у п р а в л е н и я д а в л е н и е м у с т а н о в л е н н а
к р о н ш т е й н е сЛева о т в о д и т е л я . Р ы ч а г у п р а в -

л е н и я к р а н о м у с т а н о в л е н в п р о р е з и п е р е д -

него щ и т а к а б и н ы , с л е в о й с т о р о н ы от во-
д и т е л я .

У с т а н о в л е н н ы й н а к р а н е к л а п а н - о г р а н и ч и -

т е л ь п р е д н а з н а ч е н д л я р а з о б щ е н и я с и с т е м ы

р е г у л и р о в а н и я д а в л е н и я в о з д у х а в ш и н а х и
с-истемы п н е в м а т и ч е с к о г о п р и в о д а т о р м о з о в
в с л у ч а е п о н и ж е н и я д а в л е н и я в п о с л е д н е й

д л я о б е с п е ч е н и я н е о б х о д и м о г о з а п а с а воз-

д у х а д л я н а д е ж н о г о т о р м о ж е н и я . Е с л и в тор-

мозной с и с т е м е д а в л е н и е в о з д у х а н и ж е
5,5 к г с / с м

2

, то д и а ф р а г м а

5

п е р е к р ы в а е т по-

с т у п л е н и е с ж а т о г о в о з д у х а в с и с т е м у р е г у л и -

р о в а н и я д а в л е н и я в ш и н а х .

Н а к а ч к а шин в о з м о ж н а т о л ь к о при д а в л е -

нии в в о з д у ш н ы х б а л л о н а х , п р е в ы ш а ю щ е м
5,5 к г с / с м

2

. К л а п а н п о з в о л я е т т а к ж е с о х р а -

нить н е о б х о д и м о е д а в л е н и е в с и с т е м е тор-
м о з о в при с н и ж е н и и д а в л е н и я в шинах'.
К л а п а н р е г у л и р у ю т н а у к а з а н н о е д а в л е н и е

б о л т о м

14,

к о т о р ы й з а к р е п л е н на к р ы ш к е

4

к л а п а н а контр-

г а й к о й

13.

П е р е д с о е д и н е н и е м з о л о т н и к а

10

к р а н а с т я г о й р ы ч а г а у п р а в -

л е н и я н е о б х о д и м о з о л о т н и к у с т а н а в л и в а т ь т а к , ч т о б ы р а з м е р о т
о т в е р с т и я в з о л о т н и к е п о д с о е д и н и т е л ь н ы й п а л е ц д о б л и ж а й ш е г о

б о л т а б ы л р а в е н 5 2 мм.

Г о л о в к а п о д в о д а в о з д у х а к ш и н а м

р а з б о р н а я , у с т а н о в л е н а

в н у т р и к о л е с н ы х ц а п ф п о л у о с и и с о с т о и т и з д в у х э л а с т и ч н ы х ман-
ж е т

2

(рис. 8 2 ) с н а ж и м н ы м и п р у ж и н а м и 3, к о т о р ы е обеспечи-

в а ю т г е р м е т и ч н о с т ь п о д в и ж н о г о с о е д и н е н и я . М а н ж е т ы с н а ж и м -

н ы м и п р у ж и н а м и м о н т и р у ю т в к о р п у с е

4

с о л о в к и и з а п и р а ю т

к р ы ш к а м и

5,

п р и ж а т ы м и до у п о р а в к о р п у с г о л о в к и с т о п о р е н и е м

и х с т о п о р н ы м и к о л ь ц а м и .

В г о л о в к у п о д в о д а в о з д у х а ч е р е з ц а п ф у к о л е с а в в и н ч и в а ю т

ш т у ц е р . И з п о л о с т и г о л о в к и , о б р а з о в а н н о й м а н ж е т а м и , в о з д у х

ч е р е з к а н а л - У п о с т у п а е т в п о л у о с и (рис. 8 3 ) к ш и н н о м у к р а н у

2

и д а л е е по с о е д и н и т е л ь н о м у ш л а н г у 3 ч е р е з в е н т и л ь к а м е р ы в
ш и н у к о л е с а .

Ш и н н ы е к р а н ы в о з д у х а

у с т а н о в л е н ы н а к а ж д о м к о л е с е . П р и и х

п о м о щ и ш и н ы м о г у т б ы т ь о т к л ю ч е н ы о т с и с т е м ы р е г у л и р о в а н и я

д а в л е н и я в ш и н а х .

-185

Рис. 82. Головка под-

вода воздуха.

/ — стопорное кольцо;

2 —

м а н ж е т а сальника;

3 — пружина м а н ж е т ы ;

4

— корпус головки;

5 —

крышка головки

Шинный к р а н у с т а н о в л е н на' п о л у о с я х и з а к р е п л е н ч е т ы р ь м я

б о л т а м и н а п о л у о с е в ы х ф л а н ц а х .

К р а н с о с т о и т из к о р п у с а

4

(рис. 8 4 ) , в к о т о р о м п е р е м е щ а е т с я

п о р е з ь б е п р о б к а / , е е н а р у ж н ы й конец и м е е т к в а д р а т н у ю г о л о в к у

п о д к л ю ч . П р о б к а у п л о т н е н а с а л ь н и к о м 3 , к о т о р ы й з а п и р а е т с я

Рис. 83. Схема подвода воздуха к

шине колеса через полуось (см.

рис. 53):

/ — канал для подвода в о з д у х а ;

2

— шин-

ный кран; 3 — шланг подвода в о з д у х а к

шине:

4

— угольник;

5 —

шланг д л я под-

вода в о з д у х а к полуоси;

6

— головка под-

вода в о з д у х а

Ри

€. 84.

Шинный

краю

/ пробка крана;

2 —

гайка; 3 —* уп-

лотнительный сальник;

4

корпус

крана;

5

— уплотнительное кольцо

г а й к о й

2.

Ш е й к а к о р п у с а к р а н а , в х о д я щ а я в г н е з д о п о л у о с и , уп*

л о т н я е т с я э л а с т и ч н ы м к о л ь ц о м

5.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ

ДАВЛЕНИЯ ВОЗДУХА В ШИНАХ

П р и о б с л у ж и в а н и и а в т о м о б и л я с л е д у е т п р о в е р я т ь г е р м е т и ч -

н о с т ь с и с т е м ы в д е л о м и ее о т д е л ь н ы х э л е м е н т о в . О с о б о е внима-
ние н а д о о б р а щ а т ь н а г е р м е т и ч н о с т ь соединений т р у б о п р о в о д о в
и г и б к и х ш л а н г о в , г д е ч а щ е всего м о ж е т б ы т ь о с л а б л е н и е креп-
л е н и й соединений.

М е с т а сильной у т е ч к и в о з д у х а м о г у т б ы т ь о п р е д е л е н ы н а с л у х ,

м е с т а с л а б о й у т е ч к и — п р и п о м о щ и м ы л ь н о й э м у л ь с и и , к о т о р о й
с л е д у е т с м о ч и т ь - м е с т а п р е д п о л а г а е м о й у т е ч к и . У т е ч к а в о з д у х а че-
р е з с о е д и н е н и я в о з д у х о п р о в о д о в у с т р а н я е т с я и х п о д т я г и в а н и е м
или сменой о т д е л ь н о г о э л е м е н т а с о е д и н е н и я . М о м е н т п о д т я г и в а -

-186

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
9 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности