ЗИЛ-131 и его модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (1980 год) — часть 32
ОСНОВНЫЕ В О З М О Ж Н Ы Е Н Е И С П Р А В Н О С Т И
Э Л Е К Т Р О О Б О Р У Д О В А Н И Я В К Л Ю Ч Е Н И Я КОМ-1
Причина и признак неисправности
Способ устранения
Н е в к л ю ч а е т с я к о р о б к а о т б о р а м о щ н о с т и . •
Н е р а б о т а е т э л е к т р о п н е в м а т и ч е с к и й к л а п а н
в к л ю ч е н и я КОМ-1
1. Увеличен ход воздушного кла-
пана -
2. Корпусом выключателя з а ж а т
шток включения
3. Обрыв обмотки электромагнита
4. Напряжение на зажиме электро-
магнита ниже 11,5 В
1. Отрегулировать ход воздушного
клапана (0,6—2,5 мм)
2. Отсоединить провода от выключа-
теля, вывернуть выключатель, подло-
жить регулировочную шайбу (см.
рис. 112) толщиной 0,3 мм, установить
выключатель на место и подсоединить
провода
3. Заменить электромагнит
Обеспечить надежный контакт в
соединениях, проводов. Проверить и,
если необходимо, зарядить аккумуля-
торную батарею. Проверить надежность
соединения проводов и, если есть обрыв
проводов или наконечников, устранить
неисправность
Включение электромагнита воздушно-
го клапана можно определить при по-
мощи переносной лампы. Д л я этого
необходимо снять защитный колпачок
с з а ж и м а электромагнита и подсое-
динить к нему один конец провода
лампы, а другой конец провода соеди-
нить с массой автомобиля. Включить
КОМ-1, при этом загорится лампа и
будет слышен щелчок самого электро-
магнита. Отсоединить переносную лам-
пу, выключить КОМ-1 и поставить на
место защитный колпачок. Во избежа-
ние перегорания нити лампы нельзя
выключать электромагнит при подсоеди-
ненной лампе
Н е р а б о т а е т р е л е в к л ю ч е н и я э л е к т р о м а г н и т а
1. Перегорело реле
2. Напряжение на з а ж и м а х К ре-
ле ниже 8 В
3. Ненадежный контакт массового
провода в цепи управления реле
4. Отсутствует напряжение на за-
ж и м а х Б и К реле
5. Не работает выключатель конт-
рольной лампы
1. Заменить реле
2. См. выше п. 4
3. Проверить з а т я ж к у наконечников
массового провода
4. Проверить з а т я ж к у наконечников в
цепи управления и цепи питания реле
на участке от реле включения переднего
моста до з а ж и м а Б и от предохрани-
теля до з а ж и м а К реле включения
КОМ-1. Проверить исправность предо-
хранителей и при необходимости устра-
нить неисправность
5. Заменить выключатель
-251
А В Т О М О Б И Л Ь З И Л - Ш А
О С Н О В Н Ы Е О Т Л И Ч И Я А В Т О М О Б И Л Я ЭИЛ-131А
ОТ А В Т О М О Б И Л Я ЗИЛ-131
А в т о м о б и л ь З И Л - 1 8 1 А отличается от автомобиля З И Л - 1 3 1
тем, что на нем вместо экранированного и герметичного электро-
оборудования д в и г а т е л я и герметичных осветительных приборов
установлено более простое в о б с л у ж и в а н и и неэкранированное
электрооборудование, контактно-транзисторная система з а ж и г а -
ния, генератор переменного тока, полупроводниковый р е г у л я т о р на-
пряжения и обычные осветительные приборы, применяемые на
а в т о м о б и л я х З И Л - 1 3 0 . Комплект специализированного дополни-
тельного оборудования на автомобиле по сравнению с автомоби-
лем ЗИЛ-131 уменьшен.
Количество мест в грузовой п л а т ф о р м е автомобиля 16 (вместо
24 на автомобиле З И Л - 1 3 1 ) .
М а к с и м а л ь н а я глубина преодолеваемого брода 900 мм (вместо
1400 мм у автомобиля ЗИЛ-131)*. Кран отключения вентиляции
к а р т е р а д в и г а т е л я „на автомобиле не у с т а н а в л и в а ю т .
С И С Т Е М А Э Л Е К Т Р О О Б О Р У Д О В А Н И Я
Источники тока.
Вместо генератора Г250-П1, реле-регулятора
на автомобиле З И Л - 1 3 1 А применены генератор переменного тока
Г250-И1 и р е г у л я т о р напряжения РР350-А, используемые на ав-
томобилях З И Л - 1 3 0 .
Вместо а к к у м у л я т о р н о й батареи с гидростатическими пробками
установлена а к к у м у л я т о р н а я б а т а р е я с обычными пробками, ис-
пользуемыми на а в т о м о б и л е З И Л - 1 3 0 .
Система з а ж и г а н и я . На автомобиле применена контактно-
транзисторная система з а ж и г а н и я с р а с п р е д е л и т е л е м Р4-Д, ка-
тушкой з а ж и г а н и я Б114, свечами з а ж и г а н и я , транзисторным
к о м м у т а т о р о м ТКЮ2, добавочным сопротивлением СЭ107 и
обычными проводами з а ж и г а н и я , используемыми на автомобиле
З И Л - 1 3 0 .
Стартер. На а в т о м о б и л е ЭИЛ-131А установлен стартер СТ-2,
но в разгерметизированном исполнении.
Средств подавления радиопомех, у п р а в л я е м о г о прожектора,
фонаря освещения заднего номерного знака, сигнализации из плат-
-253
формы в кабину, штепсельной ро-
зетки питания приемника на авто-
мобиле З И Л - 1 8 1 А не имеется»
К О М П Л Е К Т
С П Е Ц И А Л И З И Р О В А Н Н О Г О
Д О П О Л Н И Т Е Л Ь Н О Г О
О Б О Р У Д О В А Н И Я З И Л - 1 8 1 А
На автомобилях в отличие от
автомобиля З И Л - 1 3 1 не устанавли-
в а ю т :
— дополнительную среднюю ска-
мейку на п л а т ф о р м е и о г р а ж д е н и е
заднего борта;
— д е т а л и д л я крепления допол-
нительного оборудования в ка-
бине;
— задние о т р а ж а т е л и света;
— д е т а л и д л я у к л а д к и и креп-
ления ящика с комплектом д л я
ночного в о ж д е н и я автомобиля;
— д е т а л и д л я у к л а д к и и креп-
ления жесткого буксира;
— аптечку и д е т а л и ее у к л а д к и
и крепления;
— крепления бачка д л я питье-
вой воды;
— дополнительный бачок для
специальной жидкости и д е т а л и д л я
его у к л а д к и и крепления.
К О Н С Т Р У К Ц И Я И П Р А В И Л А
Э К С П Л У А Т А Ц И И
Н Е Э К Р А Н И Р О В А Н Н О Г О
Э Л Е К Т Р О О Б О Р У Д О В А Н И Я
Система электрооборудования
автомобиля ЭИЛ-131А однопровод-
ная. С корпусом (массой) автомо-
биля соединены отрицательные по-
люсы источников тока. С х е м а элек-
трооборудования показана на
рис, 114.
Г е н е р а т о р п е р е м е н н о г о тока.
На
автомобиле установлен генератор
переменного тока
Г250
-И1*
-255
Техническая характеристика генератора
Номинальное напряжение, В 14
Начальная частота вращения обмотки возбуждения, при ко-
торой достигается напряжение 12,5 В, об/мин, не более:
при силе тока нагрузки, равном нулю 900
при силе тока нагрузки, равном 28 А 2000
Сила тока нагрузки генератора при частоте вращения обмот-
ки возбуждения 5000 об/мин и напряжении 12,5 В, А . . 4 0 + 5
Генератор у с т а н а в л и в а ю т на автомобиле в комплекте с по-
лупроводниковым регулятором напряжения РР350-А.
Конструкция генератора Г250-И1 аналогична конструкции ге-
нератора Г250
-П1
(см. р а з д е л « Э л е к т р о о б о р у д о в а н и е » ) ,
На генераторе имеются следующие выводы: + для соединения
с аккумуляторной батареей и с нагрузкой; Ш д л я соединения с
выводом Ш р е г у л я т о р а напряжения; — д л я соединения с корпу-
сом р е г у л я т о р а напряжения и корпусом автомобиля. Принципи-
а л ь н а я схема соединения генератора и р е г у л я т о р а напряжения
на автомобиле показана на рис. 86.
У х о д за генератором, проверка выпрямительного блока, основ-
ные возможные неисправности и способы их устранения даны в
р а з д е л е «Электрооборудование».
Р е г у л я т о р н а п р я ж е н и я РР350-А
с л у ж и т д л я автоматического
п о д д е р ж а н и я напряжения генератора, необходимого д л я обеспе-
чения нормального зарядного р е ж и м а аккумуляторной батареи и
нормального р е ж и м а р а б о т ы потребителей.
Р е г у л я т о р напряжения — бесконтактный на полупроводнико-
вых приборах. Во время эксплуатации он не т р е б у е т каких-либо
регулировок, и вскрывать его не следует. Р е г у л я т о р напряжения
р а з р е ш а е т с я вскрывать и р е г у л и р о в а т ь только квалифицирован-
ным работникам в специальной мастерской при помощи соответ-
ствующих измерительных приборов.
Необходимо постоянно следить за чистотой поверхности- кор-
пуса регулятора и надежностью соединения его штепсельного разъ-
ема. Маркировка выводов р е г у л я т о р а нанесена на торце изоля-
тора штепсельного р а з ъ е м а . При обнаружении неисправности в
р е г у л я т о р е напряжения р е г у л я т о р необходимо заменить.
К О Н Т А К Т Н О - Т Р А Н З И С Т О Р Н А Я С И С Т Е М А З А Ж И Г А Н И Я
УСТРОЙСТВО СИСТЕМЫ З А Ж И Г А Н И Я
З а ж и г а н и е батарейное, контактно-транзисторное. Схема вклю-
чения приборов з а ж и г а н и я показана на рис.- 114, а принципиаль-
ная схема — на рис. 115. В систему з а ж и г а н и я входят к а т у ш к а за-
жигания Б114, распределитель Р4-Д, с центробежным и вакуум-
ным р е г у л я т о р а м и з а ж и г а н и я , транзисторный коммутатор ТКЮ2,
добавочное двухсекционное сопротивление СЭ107, провода вы-
сокого напряжения, свечи, а т а к ж е в ы к л ю ч а т е л ь з а ж и г а н и я .
-256
Катушка зажигания
Б
1
14
установлена под капотом на перед-
нем щите кабины.
К а т у ш к а имеет д в а выводных з а ж и м а обмотки первичной цепи.
При установке необходимо следить за плотностью присоединения
подводящих проводов к з а ж и м а м и правильностью их подсоеди-
нения.
К з а ж и м у К надо подсоединить провода от одноименных вы-
водов к о м м у т а т о р а и добавочного сопротивления, к выводу без
маркировки — провод от к о м м у т а т о р а .
Д о б а в о ч н о е с о п р о т и в л е н и е
СЭ107, состоящее из д в у х последо-
вательно соединенных сопротивлений, установлено рядом с ка-
тушкой. При пуске д в и г а т е л я стартером одно* из сопротивлений
последовательной цепи автоматически з а м ы к а е т с я накоротко, чем
достигается увеличение напряжения в момент пуска.
Необходимо следить за правильностью присоединений прово-
дов к з а ж и м а м добавочного сопротивления; к з а ж и м у
ВК
при-
соединяют провод от с т а р т е р а , к з а ж и м у ВК-Б — провод от вы-
к л ю ч а т е л я з а ж и г а н и я , а к з а ж и м у К — провод от вывода катушки
з а ж и г а н и я .
К а т у ш к а з а ж и г а н и я Б114 предназначена д л я работы только
с транзисторным коммутатором. Применение катушек з а ж и г а н и я
других типов недопустимо.
Р а с п р е д е л и т е л ь Р4-Д
восьмиискровой, р а б о т а ю щ и й совместно
с
катушкой з а ж и г а н и я Б114, предназначен д л я прерывания
тока
9-244
257
низкого напряжения в Первичной обмотке катушки з а ж и г а н и я и
распределения тока высокого напряжения по свечам.
Р а с п р е д е л и т е л ь имеет центробежный регулятор для автомати-
ческого изменения угла опережения з а ж и г а н и я в зависимости от
частоты вращения коленчатого вала д в и г а т е л я и вакуумный регу-
лятор д л я автоматического изменения у г л а опережения в зави-
симости от разрежения во впускном трубопроводе, связанного с
нагрузкой д в и г а т е л я .
Д л я плавной регулировки угла опережения з а ж и г а н и я -поворо-
том корпуса распределителя имеется октанчсорректор, состоящий
из д в у х пластин, одна из которых прикреплена винтом к корпусу
распределителя, а вторая — д в у м я болтами к корпусу привода.
Вращением регулировочных гаек октан-корректора достигается
взаимное перемещение пластин и соответственно поворот корпуса
распределителя'.
Особенностью контактно-транзисторной системы з а ж и г а н и я яв-
л я е т с я отсутствие в распределителе шунтирующего конденсатора.
Если по каким-либо причинам распределитель з а ж и г а н и я дол-
ж е н быть на автомобиле заменен, то вместо распределителя Р 4 - Д
м о ж н о использовать т а к ж е распределители Р4-В или Р4-В2, пред-
варительно сняв с них конденсатор.
При контактно-транзисторной системе з а ж и г а н и я через кон-
т а к т ы прерывателя проходит только ток управления .транзистора,
а не полный ток катушки зажигания, б л а г о д а р я чему почти пол-
ностью устраняется подгорание и эрозия контактов, и зачистка
их не требуется.
Следует особенно тщательно следить за чистотой контактов,
так как ток, проходящий через них, весьма мал и при контактах,
покрытых пленкой масла или окиси, не сможет пробить пленку.
При замасливании контактов необходимо промывать их чистым
бензином. Если автомобиль длительное время не эксплуатировался
и на контактах прерывателя образовался слой окиси, то контакты
надо засветлить, т. е. провести по ним абразивной пластиной или
мелкой стеклянной шкуркой, не допуская съема м е т а л л а , так
как это сокращает срок с л у ж б ы контактов.
П р о в о д а высокого н а п р я ж е н и я
марки ПВВ, идущие от распре-
делителя к свечам, имеют изоляцию из полихлорвинилового плас-
тиката и металлическую ж и л у . В наконечниках проводов со сто-
роны свечей предусмотрены демпфирующие сопротивления
( 8 0 0 0 — 1 2 000 О м ) .
Свечи з а ж и г а н и я
А15-ХС неразборные, с резьбой М 1 4 х 1 , 2 5 м м .
Не следует допускать продолжительной работы д в и г а т е л я при
холостом ходе с малой частотой вращения коленчатого в а л а и
длительного движения автомобиля с небольшой скоростью на пя-
той передаче, так как при этом юбочка изолятора свечи покры-
вается копотью, возникают перебои в работе (при последующих
пусках холодного д в и г а т е л я ) и у в л а ж н я е т с я загрязненная поверх-
ность изолятора. При закопченных свечах (когда на юбочках изо-
лятора копоть с у х а я ) пуск холодного д в и г а т е л я з а т р у д н я е т с я ; при
-258
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст