ЗИЛ-131 и его модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (1980 год) — часть 33
увлажненной топливом поверхности изолятора пуск двигателя не-
возможен.
Исправная работа свечей в большой степени зависит от тепло-
вого состояния двигателя. При низкой температуре воздуха двига-
тель надо утеплять (использовать утеплительный капот, закры-
вать ж а л ю з и р а д и а т о р а ) .
После пуска холодного двигателя не следует сразу трогать
автомобиль с места, так как при недостаточном прогреве свечей
могут появиться перебои в их работе.
При движении автомобиля после продолжительной стоянки пе-
ред переходом на высшие передачи необходимо применять дли-
тельные разгоны.
Свечи могут работать с перебоями т а к ж е в тех случаях, когда
не соблюдают правил пуска двигателя или когда во время дви-
жения допускают обогащение рабочей смеси топливом при при-
крытии воздушной заслонки карбюратора.
При появлении перебоев в работе свечей надо их прочистить
и проверить зазор м е ж д у электродами, который должен быть в
пределах 0,85—1,0 мм (при эксплуатации зимой зазор рекомен-
дуется уменьшать до 0,6—0,7 мм).
Чтобы отрегулировать зазор м е ж д у электродами, надо подги-
бать только боковой электрод. При подгибании центрального
электрода р а з р у ш а е т с я изолятор свечи.
Если электроды свечи сильно обгорели, то весьма желательно
запилить их надфилем д л я получения острых кромок, так как
при наличии острых кромок, заметно снижается напряжение, не-
обходимое для пробоя искрового промежутка свечи.
Неисправная работа свечей — одна из причин разжижения
масла в картере двигателя. При обнаружении разжиженного
масла его необходимо сменить, а свечи проверить и устранить не-
исправность.
Д л я предупреждения возникновения отказов в сроки, указан-
ные в р а з д е л е «Техническое обслуживание автомобиля», необхо-
димо выполнять следующее:
1. Проверять крепление проводов к аппаратам зажигания.
2. Очищать от грязи и масла поверхности распределителя, ка-
тушки зажигания, свечей, проводов и особенно все з а ж и м ы про-
водов.
3. Так как контактно-транзисторная система зажигания разви-
вает более высокое вторичное напряжение, следует тщательно сле-
дить за чистотой внутренней и внешней поверхностей крышки рас-
пределителя. Надо протирать крышку (снаружи и внутри) чистой
тряпкой, смоченной в. бензине, электроды, крышки, ротор и плас-
тину прерывателя.
4. Проверять и в случае необходимости регулировать зазор
м е ж д у контактами прерывателя. З а з о р м е ж д у контактами должен
быть в пределах 0,3—0,4 мм.
Во избежание поломки ребер, центрирующих крышку распре-
делителя в корпусе, необходимо при снятии крышки освобождать
9*
259
обе пружинные защелки, крепящие крышку. Крышку нельзя за-
креплять в перекошенном положении.
5. З а л и в а т ь (в сроки, указанные в карте смазки) во втулку
кулачка, в ось рычага прерывателя и на фильц смазки кулачка
масло, применяемое для двигателя. Д л я смазки валика распре-
делителя надо проворачивать крышку колпачковой масленки, за-
полненной пластичной смазкой, на пол-оборота.
Слишком обильно смазывать втулку, кулачок и ось рычага
прерывателя не следует, так как в этом случае возможно забрыз-
гивание контактов маслом, что вызывает образование нагара на
контактах и перебои в зажигании.
6. Через одно ТО-2 или в случае возникновения перебоев в
работе зажигания осмотреть свечи, при наличии нагара очистить
их, проверить и отрегулировать зазоры м е ж д у электродами, под-
гибая боковой электрод.
При ввертывании свечей в те гнезда, доступ к которым не
вполне свободен, для облегчения правильного направления резь-
бовой части целесообразно использовать ключ. Д л я этого свечу
вставляют в ключ и слегка заклинивают кусочком дерева (хотя
бы спичкой), чтобы она не выпадала из ключа. После того как
свеча будет ввернута в гнездо и затянута, ключ с нее. снимают.
Момент затяжки свечи должен быть 3,2—3,8 кгс-м.
7. Катушка зажигания, добавочное сопротивлений, транзистор-
ный коммутатор не нуждаются в специальном уходе. В процессе
эксплуатации по мере необходимости надо протирать пластмас-
совую крышку катушки и оребренную поверхность корпуса ком-
мутатора, а т а к ж е следить за исправностью проводки и надежно-
стью закрепления наконечников к з а ж и м а м катушки, сопротив-
ления и коммутатора.
8. Следует проверять надежность фиксации проводов высокого
напряжения в гнездах крышек распределителя и катушки зажига-
ния, особенно центрального провода, идущего от катушки к рас-
пределителю.
Следует учесть, что сам транзистор, как и большинство других
узлов транзисторного коммутатора, залит эпоксидной смолой,
и поэтому коммутатор не разбирается и ремонту не подлежит.
При возникновении каких-либо неисправностей в работе си-
стемы зажигания нельзя пытаться менять местами провода, при-
соединенные к коммутатору или к сопротивлению.
. В момент пуска двигателя одна из секций добавочно'го сопро-
тивления замыкается накоротко, так как питание к коммутатору
подается в это время по проводу
22
(см. рис. 114), соединяющему
вывод
КЗ
тягового реле стартера со средним выводом
ВК
доба-
вочного сопротивления. Этим компенсируется снижение напряже-
ния на аккумуляторной батарее во время пуска из-за р а з р я д а ее
током большой силы (это снижение напряжения особенно за-
метно зимой, при пуске непрогретого д в и г а т е л я ) .
В случае короткого замыкания в проводе
22
или при неисправ-
ности контактной системы тягового реле через одну из секций
-260
сопротивления СЭ107 протекает ток большой силы; сопротивле-
ние перегревается и может перегореть.
Если сопротивление или его вывод
ВК
сильно перегреваются,
надо отсоединить провод
22
от сопротивления и изолировать на-
конечник этого провода изоляционной лентой. О б р а т н о провод
можно присоединить только после т щ а т е л ь н о й проверки всей цепи
и устранения неисправности, вызывавшей большой нагрев со-
противления.
Если сопротивление СЭ107 (или одна из его секций) перего-
рело, нельзя д о п у с к а т ь движения автомобиля с перемычкой, за-
мыкающей накоротко сгоревшую часть сопротивления, так как
в этом с л у ч а е выйдет из строя транзисторный коммутатор.
Из-за большого вторичного напряжения, развиваемого кон-
тактно-транзисторной системой з а ж и г а н и я , увеличение зазора в
свечах ( д а ж е до 2 мм) не вызывает перебоев з а ж и г а н и я . Однако
в этом с л у ч а е изоляционные д е т а л и высокого напряжения системы
(крышка распределителя и к а т у ш к а з а ж и г а н и я , изоляция вторич-
ной обмотки катушки и т. п.) о к а з ы в а ю т с я длительное время под
воздействием повышенного напряжения и в ы х о д я т преждевре-
менно из строя. Поэтому совершенно необходимо проверять и в
с л у ч а е необходимости р е г у л и р о в а т ь зазоры в свечах.
П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Я :
1. Н е л ь з я о с т а в л я т ь з а ж и г а н и е включенным при нерабо-
т а ю щ е м д в и г а т е л е .
2. Нельзя р а з б и р а т ь транзисторный коммутатор.
3. Н е л ь з я менять местами провода, подключенные к ком-
м у т а т о р у или сопротивлению.
4. Н е л ь з я з а м ы к а т ь накоротко сопротивление или его
части перемычкой.
5. Необходимо п о д д е р ж и в а т ь нормальный зазор в свечах
з а ж и г а н и я .
6. Необходимо следить за правильной полярностью вклю-
чения а к к у м у л я т о р н о й б а т а р е и на автомобиле.
У С Т А Н О В К А З А Ж И Г А Н И Я
Установку з а ж и г а н и я с л е д у е т проводить по методу, изложенному
в п. 1 — 5 р а з д е л а « Э л е к т р о о б о р у д о в а н и е » (см. стр. 207) и д а л е е :
6. Снять крышку с распределителя, устранить зазоры в цепи
привода р а с п р е д е л и т е л я (взявшись за бегунок, повернуть против
х о д а часовой стрелки до упора вал р а с п р е д е л и т е л я ) , включить
з а ж и г а н и е и поворачивать корпус распределителя против хода
часовой стрелки до появления искры м е ж д у концом центрального
провода, идущего от катушки з а ж и г а н и я и массой (зазор м е ж д у
концом провода и массой д о л ж е н быть 2 — 3 мм). При таком по-
ложении корпуса р а с п р е д е л и т е л я с л е д у е т з а т я н у т ь болт крепления
пластины к р а с п р е д е л и т е л ю .
7. Проверить правильность установки проводов в крышке рас-
пределителя в соответствии с порядком з а ж и г а н и я в цилиндрах
( 1
— 5 — 4 — 2 — 6 — 3 — 7 — 8 ) .
-261
АВТОМОБИЛЬ ЗИЛ-131В С СЕДЕЛЬНО-СЦЕПНЫМ
УСТРОЙСТВОМ
ОСНОВНЫЕ О Т Л И Ч И Я АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-131 В
ОТ А В Т О М О Б И Л Е ЗИЛ-131
Автомобиль ЗИЛ-131 В (см. рис. 2), изготовляемый на базе ав-
томобиля ЗИЛ-131, представляет собой седельный тягач, предна-
значенный для буксировки специальных полуприцепов.
Основные отличия седельного тягача 8ИЛ-131В от автомобиля
ЗИЛ-13.1 заключаются в следующем:
1. Седельный тягач имеет укороченную раму и седельно-сцеп-
ное устройство (рис. 116), служащее для шарнирного соединения
тягача с полуприцепом.
2. В средней части рамы, впереди седельного устройства на-
ходится инструментальный ящик, имеющий два отделения.
На свободных участках рамы между лонжеронами имеются
брызговики, предохраняющие седельное устройство и днище полу-
прицепа от забрызгивания грязыо. Над колесами задней тележки
установлены крылья, а над топливными баками — защитные
ЩИТКИ о
3. Д е р ж а т е л ь запасного колеса помещается сзади кабины в
вертикальном положении и имеет два гнезда: правое (по ходу)
гнездо предназначено для запасного колеса тягача, а левое — для
запасного колеса полуприцепа К
Д е р ж а т е л ь снабжен устройством, облегчающим подъем и за-
крепление запасных колес.
Оба гнезда держателя рассчитаны на шины размером
1 2 , 0 0 — 2 0 .
4. Тягово-сцепное устройство на тягачах не устанавливается;
рзамен него на задней поперечине рамы устанавливается жесткая
буксирная петля.
5. Штепсельная розетка для присоединения электропроводов
прицепа, соединительная головка для шлангов тормозной системы
прицепа " и разобщительный кран тормозной системы располо-
жены на передней стенке подставы седельного устройства.
6. Гнездо для крепления лопаты на тягаче находится на брыз-
говике крыла задних колес.
1
Завод устанавливает только одно запасное колесо (для тягача). Запасное
колесо для полуприцепа устанавливает потребитель,
-266
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст