ЗИЛ-131 и его модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (1980 год) — часть 34

Если д в и ж е н и е в течение

всего рейса происходит исклю-
чительно по д о р о г а м с твер-
дым покрытием в хорошем со-
стоянии (кроме дорог с бу-

л ы ж н ы м покрытием), то пол-

ную массу полуприцепа мож«о„
увеличить до 12 000 кг при
нагрузке на седельно-сцепное

устройство 5000 кгс, д а в л е н и е
в шинах д о л ж н о быть равно

4,2 кгс/см

2

.

На д о р о г а х с выбитым твер-

дым покрытием полная масса^

полуприцепа д о л ж н а быть рав-
на 7500 кг.

В ы ш е в технической харак-

теристике приведены только те
п а р а м е т р ы седельного тягача,
которые отличаются от соот-
ветствующих параметров авто-
мобиля ЗИЛ-131 или являются
дополнительными и характе-
ризуют особенности тягача
З И Л - 1 3 1 В .

С Е Д Е Л Ь Н О - С Ц Е П Н О Е

У С Т Р О Й С Т В О

Седельно-сцепное устрой-

ство (см. рис. 110) установ-
лено на плите 3, л е ж а щ е й
на д в у х деревянных брусьях 2,
и закреплено на р а м е автомо-
биля четырьмя стремянками,

На плите закреплены два

кронштейна 4, в которых ба-
лансир

10

имеет свободное вра-

щение, обеспечивающее про-
дольный наклон седла.

Отверстия в кронштейнах

д л я шипов б а л а н с и р а с внеш-

ней стороны з а к р ы т ы заглуш-
ками; шипы балансира сма-

з ы в а ю т через масленки

11.

В центре балансира на оси

18

закреплено седло 7, состоящее
из опорной плиты и приварен-

ного к ней кронштейна

13,

на

-269

котором с обеих сторон установлены регулируемые ограни-
чители

12

бокового наклона седла. Меняя установку ограничите-

лей, можно получить два положения наклона седла —с углами

0 ± 3 ° .

При снятых ограничителях обеспечивается поперечный наклон

седла 6° в к а ж д у ю сторону. Ось балансира смазывают через мас-
ленку

5.

При движении по дорогам с твердым покрытием ограничители

надо устанавливать в положение, соответствующее боковому на-

клону седла 3° в к а ж д у ю сторону (ограничители раздвинуты).

При движении по грунтовым и смешанным дорогам ограничи-

тели должны быть сняты с седла и уложены в инструментальный

ящик тягача.

При длительном движении тягача без полуприцепа ограничи-

тели должны быть выдвинуты до упора так, чтобы седло не имело

бокового качания.

Движение тягача с полуприцепом с выключенным боковым ка-

чанием седла по всем видам дорог, включая дороги с твердым по-
крытием, не разрешается.

Под действием пружины

8

седло в свободном состоянии опи-

рается, на склизы

9.

В кронштейне

13

седла расположен сцепной

механизм, обеспечивающий соединение со шкворнем полуприцепа.
Сцепной механизм состоит из двух захватов

15

, установленных на

осях

14

, смазывающихся через масленки

17,

запорного кулака

21

со штоком, пружины

23

, защелки

25

с осью

24

и пружиной

27,

предохранителя

6

саморасцепки и рычага

20.

Запорный кулак

21

имеет два положения: заднее — замок за-

крыт, переднее — замок открыт. В переднее положение кулак от-
водится рычагом

20

управления расцепкой и фиксируется в этом

положении защелкой

25.

При сцепке шкворень полуприцепа раз-

двигает захваты; штифт

26,

поворачивая защелку на оси

24

, осво-

б о ж д а е т запорный кулак, который под действием пружины

23

воз-

вращается назад и запирает захваты. В закрытом положении д л я
предохранения от самопроизвольной расцепки имеется предохра-
нитель 5, препятствующий перемещению запорного к у л а к а в перед-
нее положение.

При перемещении запорного к у л а к а в переднее положение

предохранитель саморасцепки необходимо поднять, повернув его
на оси.

С Ц Е П К А

Перед сцепкой необходимо убедиться в том, что седельное уст-

ройство и его крепление исправны, плита седельного устройства
и склизы салазок не загрязнены и на них нет посторонних пред-
метов. Ограничители

12

должны быть сняты или установлены в

крайнее положение от центра седла, чтобы была возможность бо-
кового качания седла. Полуприцеп д о л ж е н быть надежно затор-

можен стояночным тормозом, расположенным на полуприцепе, и

-270

установлен на опорном устройстве так, чтобы высота расположе-

ния накатной плиты полуприцепа была ниже высоты расположе-
ния плиты седельного устройства тягача, но не выше нижней

кромки склизов. Соединительный шланг и электропровода должны
быть подвешены на переднюю часть полуприцепа >и не мешать

сцепке.

Сцепку проводить в следующем порядке:

1. Отведя в сторону предохранитель саморасцепки на седле,

поставить рычаг управления расцепкой в переднее крайнее поло-
жение.

2. Подать тягач задним ходом на малой скорости так, чтобы

шкворень полуприцепа был направлен м е ж д у склизами и вошел
в замок седельного устройства до упора; при этом сцепка д о л ж н а
произойти автоматически, т. е. рычаг управления расцепкой дол-
жен автоматически занять заднее крайнее положение.

3. Затормозить тягач стояночным тормозом.
4. Убедиться, что рычаг управления сцепкой находится в зад-

нем крайнем положении, а предохранитель саморасцепки — в ра*
бочем положении.

5. Поднять опорное устройство полуприцепа в крайнее верхнее

положение, надежно закрепить его.

'6. Открыть защитные крышки головок пневматической системы,

соединить шланги, а вилку электропровода соединить со штепсель-
ной розеткой.

7. Открыть разобщительные краны пневматической системы

тягача и полуприцепа, поставив их рукоятки параллельно про-
дольной оси крана.

8. Отпустить стояночный тормоз полуприцепа.

РАСЦЕПКА

1. Затормозить полуприцеп стояночным тормозом.

2. Опустить опорное устройство полуприцепа до упора в по-

верхность площадки с твердым покрытием.

3. Закрыть разобщительный кран на тягаче, поставив его ру-

коятку перпендикулярно продольной оси крана, разъединить соеди*

нительные головки пневматической системы и закрыть защитные
крышки головок. Закрыть разобщительный кран полуприцепа, по^
ставив его рукоятку перпендикулярно оси крана.

4. Вынуть вилку электропровода полуприцепа из штепсельной

розетки тягача.

5. Подвесить концы соединительного шланга и электропровода

на полуприцеп так, чтобы они не мешали расцепке.

6. Отведя в сторону предохранитель саморасцепки, перевести

рычаг управления расцепкой в переднее крайнее положение.

7. Включить первую передачу коробки передач и на малой

скорости подать тягач вперёд до полной расцепкц с полуприцепом.

Расцепка д о л ж н а произойти автоматически,

-271

О Б Щ И Е У К А З А Н И Я ПО Э К С П Л У А Т А Ц И И

С Е Д Е Л Ь Н О Г О Т Я Г А Ч А

Н и ж е помещены только те указания, которые являются специ-

фическими д л я эксплуатации седельного тягача и дополняют

указания, помещенные ранее в настоящей книге.

1. На протяжении первой 1000 км не следует повышать ско-

рость движения свыше 50 км/ч при движении как с полуприце-
пом, так и без него.

В этот период надо двигаться преимущественно по дорогам с

твердым покрытием, избегая движения по грунтовым дорогам и

бездорожью.

2. Седельное устройство смазывают в соответствии с картой

смазки через пресс-масленки 5,

11

,

16

1

и

17.

Трущуюся поверхность седла перед сцепкой необходимо очи-

стить от старой загрязненной смазки и смазать тонким слоем чис-
той смазки.

3. Перед к а ж д ы м выездом тягача необходимо проверить:

а) исправность тормозной системы тягача и полуприцепа;
б) надежность крепления седельно-сцепного устройства на

раме тягача (перемещение седельного устройства вдоль оси рамы
не допускается, не допускаются повреждения деревянных брусьев

м е ж д у седельным устройством и рамой);

в) надежность закрепления запасных колес тягача и полупри-

цепа.

4. При эксплуатации автомобиля с полуприцепом общей мас-

сой 10 000 или 12 000 кг нельзя снижать давление в шинах.

5. Тягач с полуприцепом имеет большие габаритные размеры

и значительную массу, поэтому при движении необходимо соблю-
дать особую осторожность, не превышать допустимую Скорость.

Управление тягачом, а т а к ж е сцепка и расцепка требуют от

водителя специальных навыков.

6. Продолжительный срок с л у ж б ы тягача может быть обеспе-

чен только при внимательном и регулярном техническом обслу-

живании и соблюдении всех указаний настоящей книги.

7. Д л я соединения тягача с полуприцепом сцепной шкворень

полуприцепа должен быть выполнен в соответствии с
ГОСТ 12017—74.

8. Сцепку и расцепку необходимо проводить только на ровной

горизонтальной площадке с твердым покрытием. При этом про-

дольные оси тягача и полуприцепа по возможности должны рас-

полагаться по одной прямой.

1

Поверхность плиты седла смазывают через масленку

16

в тех случаях,

&огда автопоезд в течение длительного времени эксплуатируется без расцепки.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ А В Т О М О Б И Л Я

ТЕХНИЧЕСКОЕ О Б С Л У Ж И В А Н И Е А В Т О М О Б И Л Я

Надежность работы автомобиля зависит от ухода и обслужи-

вания. Водитель обязан постоянно наблюдать за исправностью
р-аботы всех механизмов и агрегатов автомобиля. При выявлении

неправильности работы механизмов, появлении посторонних шу-
мов, стуков или вибраций, а т а к ж е 'при нарушении регулировок и

прочих неисправностях водитель обязан немедленно, не дожи-
даясь срока очередного технического обслуживания, принять
меры к их устранению, самостоятельно или с помощью авто-

механика.

Д л я машин повседневного использования предусмотрены сле-

дующие виды технического обслуживания:

контрольный осмотр;

— ежедневное техническое обслуживание ( Е Ю ) ;
— техническое обслуживание № 1 (ТО-1);
— техническое обслуживание № 2 (ТО-2);
— сезонное техническое обслуживание (СО).

Периодичность и объем работ по техническому обслуживанию,

технологические карты на выполнение отдельных, наиболее слож-

ных работ приведены в книге «Автомобили ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131.
Инструкция по техническому обслуживанию ( И О ) » (Воениздат,

1978), которой следует руководствоваться.

Н и ж е приведены перечни общих операций при техническом

обслуживании автомобилей ЗИЛ-131 по данным завода — изгото-

вителя автомобилей.

К О Н Т Р О Л Ь Н Ы Й ОСМОТР

Перед выездом из парка: 1. Осмотреть автомобиль снаружи,

проверить комплектность инструмента и его крепление, наличие

дополнительных бачков, дополнительного табельного оборудова-
ния и имущества.-

2. Д л я автомобилей с лебедкой — убедиться в том, что трос

лебедки плотно намотан на барабан, крюк троса надежно за-
креплен, рычаг включения б а р а б а н а стоит в положении «Вкл.»,

а рычаг коробки отбора мощности стоит в нейтральном положе-
нии и надежно закреплен замком»

-273

3. Проверить состояние и крепление рулевых тяг, сошки руле-

вого механизма, в том числе болта'клеммового соединения сошки
с шаровым пальцем, а т а к ж е проверить свободный ход рулевого
колеса.

4. При наличии прицепа проверить надежность сцепки,,, креп-

ление аварийных цепей; убедиться в том, что разобщительные:

краны на тягаче и прицепе открыты.

5. Проверить заправку топливных баков топливом, системы

охлаждения — о х л а ж д а ю щ е й жидкостью и двигателя — маслом;
при необходимости заправить.

6. Проверить, нет ли подтекания топлива, о х л а ж д а ю щ е й

жидкости или масла; при необходимости устранить подте-
кание.

7. Проверить величину свободного хода педалей сцепления ш

тормоза.

8. Открыть шинные краны на колесах.
9. Включить выключатель аккумуляторной батареи.

10. Пустить двигатель и прогреть, не превышая средней час-

тоты вращения коленчатого вала, до температуры о х л а ж д а ю щ е й
жидкости не ниже 60°С; прослушать работу двигателя на раз-

ной частоте вращения коленчатого в а л а ; проверить показания;
и действие контрольно-измерительных приборов и сигнальных
ламп.

Остановив двигатель, проверить на слух работу центробежного

фильтра очистки масла (полнопоточной центрифуги).

11. Проверить исправность действия фар, подфарников, задних

фонарей, указателей поворота, звуковых сигналов, стеклоочисти-
телей, сигнала торможения и устройства для обмыва ветрового
стекла.

12. В начале движения проверить исправность действия рабо-

чей тормозной системы переключения передач, рулевого управ-
ления.

В пути (на привалах и остановках): 1. Проверить на ощупь

нагрев ступиц колес, тормозных барабанов. Нагрев считается нор-
мальным, если он не вызывает ощущения ожога руки.

2. Осмотреть шины колес, у д а л и т ь посторонние предметы, за-

стрявшие^в протекторах покрышек.

3. Проверить надежность крепления и правильность, размеще-

ния груза. Проверить надежность замков бортов платформы и
сцепки с прицепом, '

4. Проверить, нет ли подтекания топлива, масла и о х л а ж д а ю -

щей жидкости, а т а к ж е утечки воздуха из пневмосистемы.

Е Ж Е Д Н Е В Н О Е ТЕХНИЧЕСКОЕ О Б С Л У Ж И В А Н И Е ( Е Ю )

1» Очистить от грязи и вымыть автомобиль. Очистить внутри

кабину и кузов»

2. Цри работе в сырую и д о ж д л и в у ю погоду, а т а к ж е зцмой

слить конденсат из воздушных баллонов.

-274

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности