ЗИЛ-131 и его модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (1980 год) — часть 34
Если д в и ж е н и е в течение
всего рейса происходит исклю-
чительно по д о р о г а м с твер-
дым покрытием в хорошем со-
стоянии (кроме дорог с бу-
л ы ж н ы м покрытием), то пол-
ную массу полуприцепа мож«о„
увеличить до 12 000 кг при
нагрузке на седельно-сцепное
устройство 5000 кгс, д а в л е н и е
в шинах д о л ж н о быть равно
4,2 кгс/см
2
.
На д о р о г а х с выбитым твер-
дым покрытием полная масса^
полуприцепа д о л ж н а быть рав-
на 7500 кг.
В ы ш е в технической харак-
теристике приведены только те
п а р а м е т р ы седельного тягача,
которые отличаются от соот-
ветствующих параметров авто-
мобиля ЗИЛ-131 или являются
дополнительными и характе-
ризуют особенности тягача
З И Л - 1 3 1 В .
С Е Д Е Л Ь Н О - С Ц Е П Н О Е
У С Т Р О Й С Т В О
Седельно-сцепное устрой-
ство (см. рис. 110) установ-
лено на плите 3, л е ж а щ е й
на д в у х деревянных брусьях 2,
и закреплено на р а м е автомо-
биля четырьмя стремянками,
На плите закреплены два
кронштейна 4, в которых ба-
лансир
10
имеет свободное вра-
щение, обеспечивающее про-
дольный наклон седла.
Отверстия в кронштейнах
д л я шипов б а л а н с и р а с внеш-
ней стороны з а к р ы т ы заглуш-
ками; шипы балансира сма-
з ы в а ю т через масленки
11.
В центре балансира на оси
18
закреплено седло 7, состоящее
из опорной плиты и приварен-
ного к ней кронштейна
13,
на
-269
котором с обеих сторон установлены регулируемые ограни-
чители
12
бокового наклона седла. Меняя установку ограничите-
лей, можно получить два положения наклона седла —с углами
0 ± 3 ° .
При снятых ограничителях обеспечивается поперечный наклон
седла 6° в к а ж д у ю сторону. Ось балансира смазывают через мас-
ленку
5.
При движении по дорогам с твердым покрытием ограничители
надо устанавливать в положение, соответствующее боковому на-
клону седла 3° в к а ж д у ю сторону (ограничители раздвинуты).
При движении по грунтовым и смешанным дорогам ограничи-
тели должны быть сняты с седла и уложены в инструментальный
ящик тягача.
При длительном движении тягача без полуприцепа ограничи-
тели должны быть выдвинуты до упора так, чтобы седло не имело
бокового качания.
Движение тягача с полуприцепом с выключенным боковым ка-
чанием седла по всем видам дорог, включая дороги с твердым по-
крытием, не разрешается.
Под действием пружины
8
седло в свободном состоянии опи-
рается, на склизы
9.
В кронштейне
13
седла расположен сцепной
механизм, обеспечивающий соединение со шкворнем полуприцепа.
Сцепной механизм состоит из двух захватов
15
, установленных на
осях
14
, смазывающихся через масленки
17,
запорного кулака
21
со штоком, пружины
23
, защелки
25
с осью
24
и пружиной
27,
предохранителя
6
саморасцепки и рычага
20.
Запорный кулак
21
имеет два положения: заднее — замок за-
крыт, переднее — замок открыт. В переднее положение кулак от-
водится рычагом
20
управления расцепкой и фиксируется в этом
положении защелкой
25.
При сцепке шкворень полуприцепа раз-
двигает захваты; штифт
26,
поворачивая защелку на оси
24
, осво-
б о ж д а е т запорный кулак, который под действием пружины
23
воз-
вращается назад и запирает захваты. В закрытом положении д л я
предохранения от самопроизвольной расцепки имеется предохра-
нитель 5, препятствующий перемещению запорного к у л а к а в перед-
нее положение.
При перемещении запорного к у л а к а в переднее положение
предохранитель саморасцепки необходимо поднять, повернув его
на оси.
С Ц Е П К А
Перед сцепкой необходимо убедиться в том, что седельное уст-
ройство и его крепление исправны, плита седельного устройства
и склизы салазок не загрязнены и на них нет посторонних пред-
метов. Ограничители
12
должны быть сняты или установлены в
крайнее положение от центра седла, чтобы была возможность бо-
кового качания седла. Полуприцеп д о л ж е н быть надежно затор-
можен стояночным тормозом, расположенным на полуприцепе, и
-270
установлен на опорном устройстве так, чтобы высота расположе-
ния накатной плиты полуприцепа была ниже высоты расположе-
ния плиты седельного устройства тягача, но не выше нижней
кромки склизов. Соединительный шланг и электропровода должны
быть подвешены на переднюю часть полуприцепа >и не мешать
сцепке.
Сцепку проводить в следующем порядке:
1. Отведя в сторону предохранитель саморасцепки на седле,
поставить рычаг управления расцепкой в переднее крайнее поло-
жение.
2. Подать тягач задним ходом на малой скорости так, чтобы
шкворень полуприцепа был направлен м е ж д у склизами и вошел
в замок седельного устройства до упора; при этом сцепка д о л ж н а
произойти автоматически, т. е. рычаг управления расцепкой дол-
жен автоматически занять заднее крайнее положение.
3. Затормозить тягач стояночным тормозом.
4. Убедиться, что рычаг управления сцепкой находится в зад-
нем крайнем положении, а предохранитель саморасцепки — в ра*
бочем положении.
5. Поднять опорное устройство полуприцепа в крайнее верхнее
положение, надежно закрепить его.
'6. Открыть защитные крышки головок пневматической системы,
соединить шланги, а вилку электропровода соединить со штепсель-
ной розеткой.
7. Открыть разобщительные краны пневматической системы
тягача и полуприцепа, поставив их рукоятки параллельно про-
дольной оси крана.
8. Отпустить стояночный тормоз полуприцепа.
РАСЦЕПКА
1. Затормозить полуприцеп стояночным тормозом.
2. Опустить опорное устройство полуприцепа до упора в по-
верхность площадки с твердым покрытием.
3. Закрыть разобщительный кран на тягаче, поставив его ру-
коятку перпендикулярно продольной оси крана, разъединить соеди*
нительные головки пневматической системы и закрыть защитные
крышки головок. Закрыть разобщительный кран полуприцепа, по^
ставив его рукоятку перпендикулярно оси крана.
4. Вынуть вилку электропровода полуприцепа из штепсельной
розетки тягача.
5. Подвесить концы соединительного шланга и электропровода
на полуприцеп так, чтобы они не мешали расцепке.
6. Отведя в сторону предохранитель саморасцепки, перевести
рычаг управления расцепкой в переднее крайнее положение.
7. Включить первую передачу коробки передач и на малой
скорости подать тягач вперёд до полной расцепкц с полуприцепом.
Расцепка д о л ж н а произойти автоматически,
-271
О Б Щ И Е У К А З А Н И Я ПО Э К С П Л У А Т А Ц И И
С Е Д Е Л Ь Н О Г О Т Я Г А Ч А
Н и ж е помещены только те указания, которые являются специ-
фическими д л я эксплуатации седельного тягача и дополняют
указания, помещенные ранее в настоящей книге.
1. На протяжении первой 1000 км не следует повышать ско-
рость движения свыше 50 км/ч при движении как с полуприце-
пом, так и без него.
В этот период надо двигаться преимущественно по дорогам с
твердым покрытием, избегая движения по грунтовым дорогам и
бездорожью.
2. Седельное устройство смазывают в соответствии с картой
смазки через пресс-масленки 5,
11
,
16
1
и
17.
Трущуюся поверхность седла перед сцепкой необходимо очи-
стить от старой загрязненной смазки и смазать тонким слоем чис-
той смазки.
3. Перед к а ж д ы м выездом тягача необходимо проверить:
а) исправность тормозной системы тягача и полуприцепа;
б) надежность крепления седельно-сцепного устройства на
раме тягача (перемещение седельного устройства вдоль оси рамы
не допускается, не допускаются повреждения деревянных брусьев
м е ж д у седельным устройством и рамой);
в) надежность закрепления запасных колес тягача и полупри-
цепа.
4. При эксплуатации автомобиля с полуприцепом общей мас-
сой 10 000 или 12 000 кг нельзя снижать давление в шинах.
5. Тягач с полуприцепом имеет большие габаритные размеры
и значительную массу, поэтому при движении необходимо соблю-
дать особую осторожность, не превышать допустимую Скорость.
Управление тягачом, а т а к ж е сцепка и расцепка требуют от
водителя специальных навыков.
6. Продолжительный срок с л у ж б ы тягача может быть обеспе-
чен только при внимательном и регулярном техническом обслу-
живании и соблюдении всех указаний настоящей книги.
7. Д л я соединения тягача с полуприцепом сцепной шкворень
полуприцепа должен быть выполнен в соответствии с
ГОСТ 12017—74.
8. Сцепку и расцепку необходимо проводить только на ровной
горизонтальной площадке с твердым покрытием. При этом про-
дольные оси тягача и полуприцепа по возможности должны рас-
полагаться по одной прямой.
1
Поверхность плиты седла смазывают через масленку
16
в тех случаях,
&огда автопоезд в течение длительного времени эксплуатируется без расцепки.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ А В Т О М О Б И Л Я
ТЕХНИЧЕСКОЕ О Б С Л У Ж И В А Н И Е А В Т О М О Б И Л Я
Надежность работы автомобиля зависит от ухода и обслужи-
вания. Водитель обязан постоянно наблюдать за исправностью
р-аботы всех механизмов и агрегатов автомобиля. При выявлении
неправильности работы механизмов, появлении посторонних шу-
мов, стуков или вибраций, а т а к ж е 'при нарушении регулировок и
прочих неисправностях водитель обязан немедленно, не дожи-
даясь срока очередного технического обслуживания, принять
меры к их устранению, самостоятельно или с помощью авто-
механика.
Д л я машин повседневного использования предусмотрены сле-
дующие виды технического обслуживания:
контрольный осмотр;
— ежедневное техническое обслуживание ( Е Ю ) ;
— техническое обслуживание № 1 (ТО-1);
— техническое обслуживание № 2 (ТО-2);
— сезонное техническое обслуживание (СО).
Периодичность и объем работ по техническому обслуживанию,
технологические карты на выполнение отдельных, наиболее слож-
ных работ приведены в книге «Автомобили ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131.
Инструкция по техническому обслуживанию ( И О ) » (Воениздат,
1978), которой следует руководствоваться.
Н и ж е приведены перечни общих операций при техническом
обслуживании автомобилей ЗИЛ-131 по данным завода — изгото-
вителя автомобилей.
К О Н Т Р О Л Ь Н Ы Й ОСМОТР
Перед выездом из парка: 1. Осмотреть автомобиль снаружи,
проверить комплектность инструмента и его крепление, наличие
дополнительных бачков, дополнительного табельного оборудова-
ния и имущества.-
2. Д л я автомобилей с лебедкой — убедиться в том, что трос
лебедки плотно намотан на барабан, крюк троса надежно за-
креплен, рычаг включения б а р а б а н а стоит в положении «Вкл.»,
а рычаг коробки отбора мощности стоит в нейтральном положе-
нии и надежно закреплен замком»
-273
3. Проверить состояние и крепление рулевых тяг, сошки руле-
вого механизма, в том числе болта'клеммового соединения сошки
с шаровым пальцем, а т а к ж е проверить свободный ход рулевого
колеса.
4. При наличии прицепа проверить надежность сцепки,,, креп-
ление аварийных цепей; убедиться в том, что разобщительные:
краны на тягаче и прицепе открыты.
5. Проверить заправку топливных баков топливом, системы
охлаждения — о х л а ж д а ю щ е й жидкостью и двигателя — маслом;
при необходимости заправить.
6. Проверить, нет ли подтекания топлива, о х л а ж д а ю щ е й
жидкости или масла; при необходимости устранить подте-
кание.
7. Проверить величину свободного хода педалей сцепления ш
тормоза.
8. Открыть шинные краны на колесах.
9. Включить выключатель аккумуляторной батареи.
10. Пустить двигатель и прогреть, не превышая средней час-
тоты вращения коленчатого вала, до температуры о х л а ж д а ю щ е й
жидкости не ниже 60°С; прослушать работу двигателя на раз-
ной частоте вращения коленчатого в а л а ; проверить показания;
и действие контрольно-измерительных приборов и сигнальных
ламп.
Остановив двигатель, проверить на слух работу центробежного
фильтра очистки масла (полнопоточной центрифуги).
11. Проверить исправность действия фар, подфарников, задних
фонарей, указателей поворота, звуковых сигналов, стеклоочисти-
телей, сигнала торможения и устройства для обмыва ветрового
стекла.
12. В начале движения проверить исправность действия рабо-
чей тормозной системы переключения передач, рулевого управ-
ления.
В пути (на привалах и остановках): 1. Проверить на ощупь
нагрев ступиц колес, тормозных барабанов. Нагрев считается нор-
мальным, если он не вызывает ощущения ожога руки.
2. Осмотреть шины колес, у д а л и т ь посторонние предметы, за-
стрявшие^в протекторах покрышек.
3. Проверить надежность крепления и правильность, размеще-
ния груза. Проверить надежность замков бортов платформы и
сцепки с прицепом, '
4. Проверить, нет ли подтекания топлива, масла и о х л а ж д а ю -
щей жидкости, а т а к ж е утечки воздуха из пневмосистемы.
Е Ж Е Д Н Е В Н О Е ТЕХНИЧЕСКОЕ О Б С Л У Ж И В А Н И Е ( Е Ю )
1» Очистить от грязи и вымыть автомобиль. Очистить внутри
кабину и кузов»
2. Цри работе в сырую и д о ж д л и в у ю погоду, а т а к ж е зцмой
слить конденсат из воздушных баллонов.
-274
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст