ЗИЛ-131 и его модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (1980 год) — часть 35
3. З а к р ы т ь колесные краны.
4. В зимнее время слить воду из системы о х л а ж д е н и я . Д л я
Этого открыть три (а при наличии расширительного бачка — ч е -
тыре) крана и подождать, пока не стечет вся вода.
После полного слива воды краны следует оставить открытыми.
При, сливе воды необходимо открывать пробку р а д и а т о р а или
расширительного бачка. После слива воды закрыть кран отопи-
теля кабины.
5. Устранить все неисправности в работе агрегатов, обнару-
женные в пути.
6. Провести ежедневные смазочные работы по карте
смазки.
7. После преодоления брода добавить смазку до ее выдавлива-
ния во все пресс-масленки шасси и ходовой части.
8. Осмотреть крепление всех колес.
ТЕХНИЧЕСКОЕ О Б С Л У Ж И В А Н И Е № 1 (ТО-1)
В ТО-1 входят все работы, проводимые при ежедневном тех-
ническом обслуживании. Дополнительно следует:
1. Выполнить смазочные работы в соответствии с картой
смазки.
2. Осмотреть крепление карбюратора и топливопроводов, про-
верить исправность привода управления карбюратором.
3. Осмотреть крепление вентилятора и всех шкивов. Прове-
рить натяжение приводных ремней.
4. На новом автомобиле при первом проведении ТО-1 прове-
рить з а т я ж к у болтов крепления головок блока и гаек крепления
впускного и выпускных газопроводов (на холодном двигателе).
После этого крепление болтов, головок и гаек выпускных газо-
проводов необходимо проверять при ТО-2.
Проверить з а т я ж к у гаек крепления компрессора на головке
блока цилиндров.
5. Закрыть кран топливопровода и слить отстой из топливного
фильтра-отстойника.
6. Осмотреть аккумуляторную батарею, протереть батарею и
прочистить отверстия в пробках. Проверить ур
€
вень и плотность
электролита; если надо, долить дистиллированную воду и подзаря-
дить батарею.
7. Очистить генератор от масла и грязи, проверить крепление
генератора.
8. Осмотреть все соединения выпускных труб и глушителя. При
.необходимости устранить пропуск газов.
9. Проверить стопорение болтов и гаек крепления картера
рулевого механизма, рулевой колонки, рулевого колеса, рычага
-275
поворотного к у л а к а
1
и при необходимости выполнить подтяжку.
Проверить крепление болта клеммового соединения сошки с ша-
ровым пальцем при первых ТО-1 и ТО-2, а затем через одно ТО-2
(момент з а т я ж к и 8 — 1 0 к г с - м ) . Проверить состояние шлангов ги-
дроусилителя и з а т я ж к у клиньев карданного вала рулевого управ-
ления.
Проверить у к л а д к у шлангов высокого и низкого давления гид-
роусилителя рулевого механизма.
Если шланг высокого давления касается ребер жесткости кар-
тера рулевого механизма, то необходимо немного повернуть шланг,
освободив гайку крепления его к насосу.
Если шланг низкого давления касается трубки наконечника
шланга высокого давления, то надо повернуть угольник, освобо-
див для этого болт крепления его к рулевому механизму.
10. Осмотреть крепление коробки передач, раздаточной коробки
и коробки отбора мощности и при необходимости подтянуть де-
тали крепления,
11. Осмотреть состояние и крепление карданных валов, креп-
ление фланцев, а т а к ж е надежность стопорения болтов крепления
подшипников крестовин.
12. Проверить и при необходимости отрегулировать свободный
ход педали сцепления и рычага стояночного тормоза. Проверить
ход педали тормоза; если педаль при полном нажатии упирается
в пол, отрегулировать длину тяги. Проверить наличие и состояние
шплинтов привода тормозов.
13. Проверить исправность работы предохранительного кла-
пана пневмосистемы привода тормозов, потянув за стержень кла-
пана. Если при этом клапан будет выпускать воздух, клапан ис-
правен.
14. Проверить з а т я ж к у стремянок передних и задних рессор
и реактивных штанг, состояние резиновых ограничителей хода
мостов. Подтянуть гайки стремянок и болты крепления ушков пе-
редних рессор.
15. Подтянуть стяжные шпильки щек ступиц задних рессор
и болты крепления всех кронштейнов задней подвески и крон-
штейнов оси балансирной подвески.
16. Проверить плотность закрепления всех разъемов экрани-
рующих шлангов проводов высокого напряжения и штепсельных
разъемов проводов низкого напряжения.
17. Проверить состояние изоляции электропроводов и их креп-
ление.
18. Проверить уровень масла в бачке гидроусилителя.
19. Проверить крепление стоек воздушного фильтра.
20. Проверить и очистить сапуны всех агрегатов.
1
Гайки двух внешних шпилек крепления рычага поворотного кулака подтя-
гивают при каждом снятии переднего левого колеса. Момент затяжки равен
16—18 кгС'М,
-276
Рис. 117.
Очистка и промывка Рис.
118.
Регулировка клапанов дви-
фильтра очистки масла (полнопо- гателя
точной центрифуги)
При каждой смене масла в двигателе необходимо:
1. Очистить и промыть фильтр очистки- масла — центрифугу
(рис. 117); снять, промыть и залить свежим маслом воздушные
фильтры двигателя и маслоналивной горловины.
2. Проверить з а т я ж к у болтов крепления головок блока и гаек
крепления выпускных газопроводов (на холодном двигателе), креп-
ление ступицы шкива водяного насоса.
3. Проверить и при необходимости отрегулировать зазоры
м е ж д у стержнями клапанов и коромыслами толкателей (рис. 118).
4. Разобрать фильтр-отстойник и фильтр тонкой очистки, про-
мыть отстойник и фильтрующие элементы.
5. Снять, очистить и промыть клапан и трубку системы венти-
ляции картера двигателя (рис. 119).
-277
ТЕХНИЧЕСКОЕ О Б С Л У Ж И В А Н И Е № 2 (ТО-2)
В ТО-2 входят все работы, проводимые при ТО-1. Кроме того»
Необходимо выполнить следующие операции:
1. Провести смазочные работы в соответствии с картой смазки.
6. Продуть генератор сжатым воздухом, подтянуть детали
крепления генератора и. гайку крепления его шкива.
7. Осмотреть распределитель зажигания, проверить установку
зажигания. У распределителя автомобиля ЗИЛ-131А отрегулиро-
вать зазор м е ж д у контактами.
8. Проверить чистоту наконечников проводов и их крепление
к з а ж и м а м - р е г у л я т о р а напряжения.
9. Осмотреть крепление стартера, его выводов и выключателя
аккумуляторной батареи, при необходимости подтянуть ослабев-
шие соединения.
10. Вывернуть свечи зажигания, проверить й отрегулировать
зазор м е ж д у электродами (рис. 120), очистить изоляторы свечей
от копоти и нагара, протереть съемные детали свечей, при необ-
ходимости сменить резиновую уплотнительную муфту. Неисправ-
ные свечи заменить.
11. Подтянуть вентиляционную трубку и шланг коробки пере-
дач.
12. Подтянуть хомуты уплотнения разъемов выпускного га-
зопровода.
13. Проверить и, если необходимо, отрегулировать схождение
колес.
14. В случае сильного износа протектора передних колес пе-
реставить колеса в соответствии со схемой (см. рис. 62)*
Рис. 119.
Очистка и промывка кла-
пана вентиляции картера двигателя:
Рис. 120.
Измерение зазора
м е ж д у
электродами свечи
1 — клапан вентиляции картера;
2 —
труб-
ка: 3 — кран вентиляции картера (на ав-
томобиле ЭИЛ-131А запорного крана нет);
4 —
трубка клапана
-278
15. Проверить крепление и исправность тормозных камер, а
т а к ж е регулировку и герметичность пневмопривода тормозной си-
стемы.
16. Подтянуть все болты крепления редукторов ведущих мостов,
кроме двух самоконтрящихся болтов
50
(см. рис. 50), находя-
щихся внутри» картера.
17. Проверить состояние и крепление тягово-сцепного устрой-
ства. Д л я седельного тягача проверить исправность действия ав-
томатической сцепки.
18. Проверить исправность действия и крепление ле-
бедки.
19. Промыть бензином фильтры насоса гидроусилителя руле-
вого управления. В случае значительного загрязнения фильтров
для промывки применять растворитель (очистку проводить в ус-
ловиях полной чистоты).
20. Подтянуть стремянки и болты крепления платформы (для
седельного тягача крепление с е д л а ) .
21. Осмотреть крепление крыльев, облицовки радиатора, под-
л о ж е к , крепление кабины (заднее крепление кабины находится
за сиденьем), замков и петель капота.
22. Осмотреть крепление и исправность фар, подфарников,
задних фонарей, указателей поворота, звуковых сигналов, стекло-
очистителей. Проверить работу стеклоочистителей.
23. Во время короткого пробега ( 4 — 5 км) проверить исправ-
ность действия всех механизмов, агрегатов и систем автомобиля,
показания и действия контрольных приборов, сигнальных ламп,
а т а к ж е работу двигателя.
Через одно ТО-2 дополнительно к перечисленным работам не-
обходимо:
1. Проверить компрессию двигателя.
2. Проверить регулятор напряжения (только в специализиро-
ванной мастерской, при ее отсутствии вскрывать регулятор напря-
жения запрещается).
3. Снять, осмотреть и устранить неисправности распредели-
теля зажигания.
4. Снять и осмотреть стартер; при необходимости устранить
неисправности.
П р и м е ч а н и е . На новом автомобиле эту операцию проводить в первый
раз после 25 000 км пробега, а затем через одно ТО-2 (см. раздел «Стартер»),
5. Проверить и отрегулировать установку фар по световому
пятну (см. рис. 97).
6. Снять тормозные барабаны, проверить состояние тормозных
накладок. Провести частичную регулировку рабочего тормоза. При
большом износе накладок и барабанов сменить накладки, расто-
чить барабаны, после этого провести полную регулировку рабо-
чего тормоза и отрегулировать з а т я ж к у подшипников ступиц, а
затем проверить схождение колес. При к а ж д о м снятии барабанов
обязательно подтягивать гайки крепления цапф,
т
7. Проверить и, если надо, отрегулировать осевое перемеще-
ние ступиц оси балансирной подвески.
4
8. Осмотреть заклепочные соединения рамы; ослабевшие за-
клепки заменить болтами с гайками. Проверить, нет ли трещин на
лонжеронах и поперечинах.
9. При интенсивной работе с прицепом разобрать и осмотреть
детали буксирного прибора. При необходимости выправить упор-
ные шайбы резинового амортизатора.
10. Проверить и при необходимости отрегулировать з а т я ж к у
подшипников шкворней передних колес. При обнаружении отпе-
чатков роликов на внешней обойме нижнего подшипника поме-
нять местами верхний и нижний подшипники.
11. Проверить состояние задних рессор и при износе корен-
ного листа на половину толщины или более поменять местами
1-й и 3-й коренные листы.
12. Проверить з а т я ж к у болта клеммового соединения сошки
с шаровым пальцем о
СЕЗОННОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (СО)
Сезонное обслуживание проводят два раза в год — весной и
осенью и по возможности совмещают с очередным ТО-2.
Весной дополнительно к ТО-2 необходимо:
1. Провести смазочные, работы в соответствии с картой смазки.
2. Очистить карбюратор, у д а л и т ь отложения с диффузора, жик-
леров и смесительной камеры. Проверить состояние всех прокла-
док, негодные заменить. Проверить уровень топлива в поплавко-
вой к а м е р е
1
. После установки карбюратора на место отрегули-
ровать закрытие воздушной заслонки и холостой ход.
3. Прочистить сливные отверстия в дверях кабины.
4. Размотать трос лебедки, очистить, смазать его и плотно на-
мотать на барабан.
5. Промыть систему охлаждения двигателя.
6. Сменить жидкость в амортизаторах передней подвески и
проверить их исправность (долив жидкости запрещается).
Осенью дополнительно к ТО-2 выполнить следующее:
1. Провести смазочные работы в соответствии с картой
смазки.
2. Промыть систему охлаждения двигателя и продуть сжатым
воздухом остов радиатора со стороны двигателя.
3. Промыть топливные баки, воздушные клапаны бака, про-
дуть воздухоподводящую трубку клапана, соединительную трубку
топливных баков, карбюратор и топливопроводы.
1
Промыть и проверить ограничитель максимальной частоты вращения колен-
чатого вала, вынуть ротор в сборе, очистить и промыть его не разбирая, подвер-
гнуть очистке и промывке другие детали. Крышку в сборе не следует промы-
вать в ацетоне или в других растворителях, так как в крышке запрессована ре-
зиновая манжета. При сборке датчика смазать валик ротора в соответствии с
картой смазки.
-280
4. Проверить систему з а ж и г а н и я , чтобы и з б е ж а т ь затруднений
при пуоке холодного д в и г а т е л я зимой.
5. Проверить исправность работы п у с к о в о й подогревателя дви-
гателя.
6. Прочистить сливные отверстия в д в е р я х кабины.
7. Проверить р а б о т у системы отопления кабины.
При сезонном обслуживании,. используя необходимость раз-
борки некоторых а г р е г а т о в и деталей, следует особенно т щ а т е л ь н о
проверить и подтянуть крепления в тех местах, доступность к ко-
торым при обычном обслуживании несколько з а т р у д н е н а , напри-
мер переднее крепление двигателя, крепление к а р б ю р а т о р а , мас-
ляного фильтра, крепление водяного насоса, с т я ж н ы е х о м у т ы на
ш л а н г а х системы о х л а ж д е н и я и пускового подогревателя и т. д.
Т Е Х Н И Ч Е С К О Е О Б С Л У Ж И В А Н И Е В О С О Б Ы Х У С Л О В И Я Х
Э К С П Л У А Т А Ц И И
При
низких т е м п е р а т у р а х в о з д у х а и в районах Крайнего
Се-
в е р а .
Во время эксплуатации автомобилей при низких температу-
р а х в о з д у х а (ниже — 3 0 ° С ) и в районах Крайнего Севера рекомен-
д у е т с я :
— применять д л я агрегатов трансмиссии масло, рекомендован-
ное по карте смазки д л я районов Крайнего Севера;
— з а п р а в л я т ь систему о х л а ж д е н и я двигателей антифризом;
— пуск д в и г а т е л я осуществлять только с применением пус-
кового подогревателя;
— перед троганием автомобиля с места после стоянки прове-
рить состояние м а с л а в а г р е г а т а х силовой передачи и предвари-
тельно отогреть его, если оно застыло;
— чтобы не повредить покрышек и не вывести из строя агрегаты
трансмиссии, начать д в и ж е н и е очень плавно, без рывков и первые
1 5 — 3 0 мин д в и ж е н и я автомобиля с л е д о в а т ь со скоростью 5 км/ч
при включенной первой или второй передаче в раздаточной ко-
робке и коробке передач;
—> ставить автомобили на стоянках в защищенные от ветра ук-
рытия и плотно з а к р ы в а т ь д в и г а т е л ь брезентом или подручным
м а т е р и а л о м ; а к к у м у л я т о р н ы е батареи снимать и хранить в теплом
помещении;
— перед применением лебедки отогреть ее картер;
— не ставить автомобиль со сниженным давлением в шинах;
т щ а т е л ь н о проверить герметичность системы во и з б е ж а н и е сни-
жения д а в л е н и я в шинах во время стоянок автомобиля;
•— во и з б е ж а н и е примерзания тормозных колодок к б а р а б а н а м
на
д л и т е л ь н ы х стоянках не з а т о р м а ж и в а т ь автомобиль; стояноч-
ный тормоз не з а т я г и в а т ь ни на автомобиле, ни на прицепе (или
полуприцепе); спускать в о з д у х из тормозной системы автомобиля
и прицепа (или полуприцепа) через краники на воздушных бал-
л о н а х ;
под колеса автомобиля (автопоезда) в этом с л у ч а е необ-
ходимо п о д к л а д ы в а т ь подкладки,
-281
В пустынно-песчаных районах. При-эксплуатации автомобилей
в пуетынно-песчаных районах в условиях сильной запыленности
рекомендуется:
— проводить техническое обслуживание, связанное с разбор-
кой узлов в полевых условиях, в укрытиях или палатках;
— заправлять систему охлаждения только мягкой и профильт-
рованной водой;
— ежедневно очищать сапуны всех агрегатов;
— очищать от пыли радиатор и двигатель;
— через день очищать воздухоочистители от пыли, промывать
сетки, проверять уровень и чистоту масла -в воздухоочистителях;
пр$ необходимости заменять масло;
— ежедневно проверять уровень электролита и своевременно
доливать в аккумуляторные батареи дистиллированную воду; ре-
гулярно очищать поверхность батарей и отверстий пробок от пыли
и грязи;
— при контрольных осмотрах в пути особое внимание обра-
щать на состояние шин;
— во время длительных стоянок прц большой ж а р е допуска-
ется снимать аккумуляторные батареи с машины и хранить их в
прохладном месте.
НЕКОТОРЫЕ УКАЗАНИЯ Д Л Я О Б С Л У Ж И В А Ю Щ Е Г О ПЕРСОНАЛА
При техническом обслуживании следует иметь в виду, что про-
ведение отдельных операций при недостатке опыта несколько за-
труднительно.
Д л я облегчения доступности к двигателю снизу (например,
для подтяжки хомутиков шлангов пускового подогревателя) сле-
дует снять карданный вал привода лебедки и подмоторные брыз-
говики.
Левый подмоторный брызговик необходимо снимать т а к ж е при
подтяжке болтов крепления рулевого механизма к раме.
Подходить к заднему верхнему болту крепления рулевого ме-
ханизма к раме следует из-под крыла, через щель м е ж д у лонже-
роном рамы и брызговиком крыла.
При д е м о н т а ж е карбюратора или подтяжке его крепления д л я
удобного доступа к задней гайке следует ослабить хомут крепле-
ния воздухоочистителя к задней стойке, вывернуть стойку из гнез-
да и, поднять ее не вынимая из хомута. Кроме того, необходимо
снять с карбюратора трубку с краном системы вентиляции картера
двигателя.
Проверка затяжки гаек крепления патрубка водяного насоса
к его корпусу облегчается при использовании накидного ключа
1ФХ17, а болтов крепления корпуса масляного фильтра — торцо-
вого ключа 14Х17,
-282
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст