ЗИЛ-131 и его модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (1980 год) — часть 35

3. З а к р ы т ь колесные краны.
4. В зимнее время слить воду из системы о х л а ж д е н и я . Д л я

Этого открыть три (а при наличии расширительного бачка — ч е -
тыре) крана и подождать, пока не стечет вся вода.

После полного слива воды краны следует оставить открытыми.

При, сливе воды необходимо открывать пробку р а д и а т о р а или
расширительного бачка. После слива воды закрыть кран отопи-
теля кабины.

5. Устранить все неисправности в работе агрегатов, обнару-

женные в пути.

6. Провести ежедневные смазочные работы по карте

смазки.

7. После преодоления брода добавить смазку до ее выдавлива-

ния во все пресс-масленки шасси и ходовой части.

8. Осмотреть крепление всех колес.

ТЕХНИЧЕСКОЕ О Б С Л У Ж И В А Н И Е № 1 (ТО-1)

В ТО-1 входят все работы, проводимые при ежедневном тех-

ническом обслуживании. Дополнительно следует:

1. Выполнить смазочные работы в соответствии с картой

смазки.

2. Осмотреть крепление карбюратора и топливопроводов, про-

верить исправность привода управления карбюратором.

3. Осмотреть крепление вентилятора и всех шкивов. Прове-

рить натяжение приводных ремней.

4. На новом автомобиле при первом проведении ТО-1 прове-

рить з а т я ж к у болтов крепления головок блока и гаек крепления
впускного и выпускных газопроводов (на холодном двигателе).
После этого крепление болтов, головок и гаек выпускных газо-
проводов необходимо проверять при ТО-2.

Проверить з а т я ж к у гаек крепления компрессора на головке

блока цилиндров.

5. Закрыть кран топливопровода и слить отстой из топливного

фильтра-отстойника.

6. Осмотреть аккумуляторную батарею, протереть батарею и

прочистить отверстия в пробках. Проверить ур

вень и плотность

электролита; если надо, долить дистиллированную воду и подзаря-
дить батарею.

7. Очистить генератор от масла и грязи, проверить крепление

генератора.

8. Осмотреть все соединения выпускных труб и глушителя. При

.необходимости устранить пропуск газов.

9. Проверить стопорение болтов и гаек крепления картера

рулевого механизма, рулевой колонки, рулевого колеса, рычага

-275

поворотного к у л а к а

1

и при необходимости выполнить подтяжку.

Проверить крепление болта клеммового соединения сошки с ша-
ровым пальцем при первых ТО-1 и ТО-2, а затем через одно ТО-2

(момент з а т я ж к и 8 — 1 0 к г с - м ) . Проверить состояние шлангов ги-

дроусилителя и з а т я ж к у клиньев карданного вала рулевого управ-

ления.

Проверить у к л а д к у шлангов высокого и низкого давления гид-

роусилителя рулевого механизма.

Если шланг высокого давления касается ребер жесткости кар-

тера рулевого механизма, то необходимо немного повернуть шланг,

освободив гайку крепления его к насосу.

Если шланг низкого давления касается трубки наконечника

шланга высокого давления, то надо повернуть угольник, освобо-
див для этого болт крепления его к рулевому механизму.

10. Осмотреть крепление коробки передач, раздаточной коробки

и коробки отбора мощности и при необходимости подтянуть де-
тали крепления,

11. Осмотреть состояние и крепление карданных валов, креп-

ление фланцев, а т а к ж е надежность стопорения болтов крепления

подшипников крестовин.

12. Проверить и при необходимости отрегулировать свободный

ход педали сцепления и рычага стояночного тормоза. Проверить
ход педали тормоза; если педаль при полном нажатии упирается

в пол, отрегулировать длину тяги. Проверить наличие и состояние

шплинтов привода тормозов.

13. Проверить исправность работы предохранительного кла-

пана пневмосистемы привода тормозов, потянув за стержень кла-
пана. Если при этом клапан будет выпускать воздух, клапан ис-

правен.

14. Проверить з а т я ж к у стремянок передних и задних рессор

и реактивных штанг, состояние резиновых ограничителей хода

мостов. Подтянуть гайки стремянок и болты крепления ушков пе-

редних рессор.

15. Подтянуть стяжные шпильки щек ступиц задних рессор

и болты крепления всех кронштейнов задней подвески и крон-
штейнов оси балансирной подвески.

16. Проверить плотность закрепления всех разъемов экрани-

рующих шлангов проводов высокого напряжения и штепсельных
разъемов проводов низкого напряжения.

17. Проверить состояние изоляции электропроводов и их креп-

ление.

18. Проверить уровень масла в бачке гидроусилителя.
19. Проверить крепление стоек воздушного фильтра.

20. Проверить и очистить сапуны всех агрегатов.

1

Гайки двух внешних шпилек крепления рычага поворотного кулака подтя-

гивают при каждом снятии переднего левого колеса. Момент затяжки равен

16—18 кгС'М,

-276

Рис. 117.

Очистка и промывка Рис.

118.

Регулировка клапанов дви-

фильтра очистки масла (полнопо- гателя

точной центрифуги)

При каждой смене масла в двигателе необходимо:

1. Очистить и промыть фильтр очистки- масла — центрифугу

(рис. 117); снять, промыть и залить свежим маслом воздушные

фильтры двигателя и маслоналивной горловины.

2. Проверить з а т я ж к у болтов крепления головок блока и гаек

крепления выпускных газопроводов (на холодном двигателе), креп-

ление ступицы шкива водяного насоса.

3. Проверить и при необходимости отрегулировать зазоры

м е ж д у стержнями клапанов и коромыслами толкателей (рис. 118).

4. Разобрать фильтр-отстойник и фильтр тонкой очистки, про-

мыть отстойник и фильтрующие элементы.

5. Снять, очистить и промыть клапан и трубку системы венти-

ляции картера двигателя (рис. 119).

-277

ТЕХНИЧЕСКОЕ О Б С Л У Ж И В А Н И Е № 2 (ТО-2)

В ТО-2 входят все работы, проводимые при ТО-1. Кроме того»

Необходимо выполнить следующие операции:

1. Провести смазочные работы в соответствии с картой смазки.

6. Продуть генератор сжатым воздухом, подтянуть детали

крепления генератора и. гайку крепления его шкива.

7. Осмотреть распределитель зажигания, проверить установку

зажигания. У распределителя автомобиля ЗИЛ-131А отрегулиро-
вать зазор м е ж д у контактами.

8. Проверить чистоту наконечников проводов и их крепление

к з а ж и м а м - р е г у л я т о р а напряжения.

9. Осмотреть крепление стартера, его выводов и выключателя

аккумуляторной батареи, при необходимости подтянуть ослабев-

шие соединения.

10. Вывернуть свечи зажигания, проверить й отрегулировать

зазор м е ж д у электродами (рис. 120), очистить изоляторы свечей
от копоти и нагара, протереть съемные детали свечей, при необ-
ходимости сменить резиновую уплотнительную муфту. Неисправ-
ные свечи заменить.

11. Подтянуть вентиляционную трубку и шланг коробки пере-

дач.

12. Подтянуть хомуты уплотнения разъемов выпускного га-

зопровода.

13. Проверить и, если необходимо, отрегулировать схождение

колес.

14. В случае сильного износа протектора передних колес пе-

реставить колеса в соответствии со схемой (см. рис. 62)*

Рис. 119.

Очистка и промывка кла-

пана вентиляции картера двигателя:

Рис. 120.

Измерение зазора

м е ж д у

электродами свечи

1 — клапан вентиляции картера;

2 —

труб-

ка: 3 — кран вентиляции картера (на ав-

томобиле ЭИЛ-131А запорного крана нет);

4 —

трубка клапана

-278

15. Проверить крепление и исправность тормозных камер, а

т а к ж е регулировку и герметичность пневмопривода тормозной си-
стемы.

16. Подтянуть все болты крепления редукторов ведущих мостов,

кроме двух самоконтрящихся болтов

50

(см. рис. 50), находя-

щихся внутри» картера.

17. Проверить состояние и крепление тягово-сцепного устрой-

ства. Д л я седельного тягача проверить исправность действия ав-
томатической сцепки.

18. Проверить исправность действия и крепление ле-

бедки.

19. Промыть бензином фильтры насоса гидроусилителя руле-

вого управления. В случае значительного загрязнения фильтров
для промывки применять растворитель (очистку проводить в ус-
ловиях полной чистоты).

20. Подтянуть стремянки и болты крепления платформы (для

седельного тягача крепление с е д л а ) .

21. Осмотреть крепление крыльев, облицовки радиатора, под-

л о ж е к , крепление кабины (заднее крепление кабины находится

за сиденьем), замков и петель капота.

22. Осмотреть крепление и исправность фар, подфарников,

задних фонарей, указателей поворота, звуковых сигналов, стекло-
очистителей. Проверить работу стеклоочистителей.

23. Во время короткого пробега ( 4 — 5 км) проверить исправ-

ность действия всех механизмов, агрегатов и систем автомобиля,
показания и действия контрольных приборов, сигнальных ламп,
а т а к ж е работу двигателя.

Через одно ТО-2 дополнительно к перечисленным работам не-

обходимо:

1. Проверить компрессию двигателя.

2. Проверить регулятор напряжения (только в специализиро-

ванной мастерской, при ее отсутствии вскрывать регулятор напря-
жения запрещается).

3. Снять, осмотреть и устранить неисправности распредели-

теля зажигания.

4. Снять и осмотреть стартер; при необходимости устранить

неисправности.

П р и м е ч а н и е . На новом автомобиле эту операцию проводить в первый

раз после 25 000 км пробега, а затем через одно ТО-2 (см. раздел «Стартер»),

5. Проверить и отрегулировать установку фар по световому

пятну (см. рис. 97).

6. Снять тормозные барабаны, проверить состояние тормозных

накладок. Провести частичную регулировку рабочего тормоза. При

большом износе накладок и барабанов сменить накладки, расто-
чить барабаны, после этого провести полную регулировку рабо-
чего тормоза и отрегулировать з а т я ж к у подшипников ступиц, а
затем проверить схождение колес. При к а ж д о м снятии барабанов
обязательно подтягивать гайки крепления цапф,

т

7. Проверить и, если надо, отрегулировать осевое перемеще-

ние ступиц оси балансирной подвески.

4

8. Осмотреть заклепочные соединения рамы; ослабевшие за-

клепки заменить болтами с гайками. Проверить, нет ли трещин на
лонжеронах и поперечинах.

9. При интенсивной работе с прицепом разобрать и осмотреть

детали буксирного прибора. При необходимости выправить упор-

ные шайбы резинового амортизатора.

10. Проверить и при необходимости отрегулировать з а т я ж к у

подшипников шкворней передних колес. При обнаружении отпе-
чатков роликов на внешней обойме нижнего подшипника поме-
нять местами верхний и нижний подшипники.

11. Проверить состояние задних рессор и при износе корен-

ного листа на половину толщины или более поменять местами

1-й и 3-й коренные листы.

12. Проверить з а т я ж к у болта клеммового соединения сошки

с шаровым пальцем о

СЕЗОННОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (СО)

Сезонное обслуживание проводят два раза в год — весной и

осенью и по возможности совмещают с очередным ТО-2.

Весной дополнительно к ТО-2 необходимо:

1. Провести смазочные, работы в соответствии с картой смазки.

2. Очистить карбюратор, у д а л и т ь отложения с диффузора, жик-

леров и смесительной камеры. Проверить состояние всех прокла-

док, негодные заменить. Проверить уровень топлива в поплавко-

вой к а м е р е

1

. После установки карбюратора на место отрегули-

ровать закрытие воздушной заслонки и холостой ход.

3. Прочистить сливные отверстия в дверях кабины.
4. Размотать трос лебедки, очистить, смазать его и плотно на-

мотать на барабан.

5. Промыть систему охлаждения двигателя.
6. Сменить жидкость в амортизаторах передней подвески и

проверить их исправность (долив жидкости запрещается).

Осенью дополнительно к ТО-2 выполнить следующее:

1. Провести смазочные работы в соответствии с картой

смазки.

2. Промыть систему охлаждения двигателя и продуть сжатым

воздухом остов радиатора со стороны двигателя.

3. Промыть топливные баки, воздушные клапаны бака, про-

дуть воздухоподводящую трубку клапана, соединительную трубку
топливных баков, карбюратор и топливопроводы.

1

Промыть и проверить ограничитель максимальной частоты вращения колен-

чатого вала, вынуть ротор в сборе, очистить и промыть его не разбирая, подвер-
гнуть очистке и промывке другие детали. Крышку в сборе не следует промы-
вать в ацетоне или в других растворителях, так как в крышке запрессована ре-
зиновая манжета. При сборке датчика смазать валик ротора в соответствии с

картой смазки.

-280

4. Проверить систему з а ж и г а н и я , чтобы и з б е ж а т ь затруднений

при пуоке холодного д в и г а т е л я зимой.

5. Проверить исправность работы п у с к о в о й подогревателя дви-

гателя.

6. Прочистить сливные отверстия в д в е р я х кабины.

7. Проверить р а б о т у системы отопления кабины.
При сезонном обслуживании,. используя необходимость раз-

борки некоторых а г р е г а т о в и деталей, следует особенно т щ а т е л ь н о
проверить и подтянуть крепления в тех местах, доступность к ко-

торым при обычном обслуживании несколько з а т р у д н е н а , напри-

мер переднее крепление двигателя, крепление к а р б ю р а т о р а , мас-

ляного фильтра, крепление водяного насоса, с т я ж н ы е х о м у т ы на

ш л а н г а х системы о х л а ж д е н и я и пускового подогревателя и т. д.

Т Е Х Н И Ч Е С К О Е О Б С Л У Ж И В А Н И Е В О С О Б Ы Х У С Л О В И Я Х

Э К С П Л У А Т А Ц И И

При

низких т е м п е р а т у р а х в о з д у х а и в районах Крайнего

Се-

в е р а .

Во время эксплуатации автомобилей при низких температу-

р а х в о з д у х а (ниже — 3 0 ° С ) и в районах Крайнего Севера рекомен-

д у е т с я :

— применять д л я агрегатов трансмиссии масло, рекомендован-

ное по карте смазки д л я районов Крайнего Севера;

— з а п р а в л я т ь систему о х л а ж д е н и я двигателей антифризом;
— пуск д в и г а т е л я осуществлять только с применением пус-

кового подогревателя;

— перед троганием автомобиля с места после стоянки прове-

рить состояние м а с л а в а г р е г а т а х силовой передачи и предвари-
тельно отогреть его, если оно застыло;

— чтобы не повредить покрышек и не вывести из строя агрегаты

трансмиссии, начать д в и ж е н и е очень плавно, без рывков и первые

1 5 — 3 0 мин д в и ж е н и я автомобиля с л е д о в а т ь со скоростью 5 км/ч

при включенной первой или второй передаче в раздаточной ко-

робке и коробке передач;

—> ставить автомобили на стоянках в защищенные от ветра ук-

рытия и плотно з а к р ы в а т ь д в и г а т е л ь брезентом или подручным
м а т е р и а л о м ; а к к у м у л я т о р н ы е батареи снимать и хранить в теплом
помещении;

— перед применением лебедки отогреть ее картер;
— не ставить автомобиль со сниженным давлением в шинах;

т щ а т е л ь н о проверить герметичность системы во и з б е ж а н и е сни-
жения д а в л е н и я в шинах во время стоянок автомобиля;

•— во и з б е ж а н и е примерзания тормозных колодок к б а р а б а н а м

на

д л и т е л ь н ы х стоянках не з а т о р м а ж и в а т ь автомобиль; стояноч-

ный тормоз не з а т я г и в а т ь ни на автомобиле, ни на прицепе (или
полуприцепе); спускать в о з д у х из тормозной системы автомобиля
и прицепа (или полуприцепа) через краники на воздушных бал-

л о н а х ;

под колеса автомобиля (автопоезда) в этом с л у ч а е необ-

ходимо п о д к л а д ы в а т ь подкладки,

-281

В пустынно-песчаных районах. При-эксплуатации автомобилей

в пуетынно-песчаных районах в условиях сильной запыленности
рекомендуется:

— проводить техническое обслуживание, связанное с разбор-

кой узлов в полевых условиях, в укрытиях или палатках;

— заправлять систему охлаждения только мягкой и профильт-

рованной водой;

— ежедневно очищать сапуны всех агрегатов;

— очищать от пыли радиатор и двигатель;
— через день очищать воздухоочистители от пыли, промывать

сетки, проверять уровень и чистоту масла -в воздухоочистителях;

пр$ необходимости заменять масло;

— ежедневно проверять уровень электролита и своевременно

доливать в аккумуляторные батареи дистиллированную воду; ре-

гулярно очищать поверхность батарей и отверстий пробок от пыли
и грязи;

— при контрольных осмотрах в пути особое внимание обра-

щать на состояние шин;

— во время длительных стоянок прц большой ж а р е допуска-

ется снимать аккумуляторные батареи с машины и хранить их в
прохладном месте.

НЕКОТОРЫЕ УКАЗАНИЯ Д Л Я О Б С Л У Ж И В А Ю Щ Е Г О ПЕРСОНАЛА

При техническом обслуживании следует иметь в виду, что про-

ведение отдельных операций при недостатке опыта несколько за-
труднительно.

Д л я облегчения доступности к двигателю снизу (например,

для подтяжки хомутиков шлангов пускового подогревателя) сле-
дует снять карданный вал привода лебедки и подмоторные брыз-

говики.

Левый подмоторный брызговик необходимо снимать т а к ж е при

подтяжке болтов крепления рулевого механизма к раме.

Подходить к заднему верхнему болту крепления рулевого ме-

ханизма к раме следует из-под крыла, через щель м е ж д у лонже-
роном рамы и брызговиком крыла.

При д е м о н т а ж е карбюратора или подтяжке его крепления д л я

удобного доступа к задней гайке следует ослабить хомут крепле-
ния воздухоочистителя к задней стойке, вывернуть стойку из гнез-
да и, поднять ее не вынимая из хомута. Кроме того, необходимо
снять с карбюратора трубку с краном системы вентиляции картера
двигателя.

Проверка затяжки гаек крепления патрубка водяного насоса

к его корпусу облегчается при использовании накидного ключа

1ФХ17, а болтов крепления корпуса масляного фильтра — торцо-

вого ключа 14Х17,

-282

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
1 посетитель считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности